Что такое назальный оттенок
Консультация логопеда «Носовой оттенок голоса и методы его устранения у детей дошкольного возраста»
Анна Коробко
Консультация логопеда «Носовой оттенок голоса и методы его устранения у детей дошкольного возраста»
При определённых заболеваниях наш голос может меняться и приобретать несвойственное для него звучание. Звуки становятся «глухими» и неразборчивыми, проще говоря мы начинаем говорить «в нос».
Врачи называют это синдром гнусавостью голоса и относят к дисфонии – неполному нарушению голоса.
Воздушные струи меняют свой обычный ход и речь становится невнятной, звуки получаются в искажённом виде.При ринолалии полностью меняется звучание некоторых звуков: «м» начинает звучать как «б», а звук «н» становится похожим на «д».
Так возникают «носовые звуки». Когда язычок напряжён, он перекрывает носовой проход и воздух идёт через рот. При обычном голосе без гнусавости мышца язычка напрягается при произношении почти всех звуков кроме «м» и «н».
Ринолалия закрытого типа является результатом плохой проходимости в носовой полости и называется ринофонией или палатофонией. Открытой называют ринолалию, при которой звуки проходят не только через рот, но и через носовой проход.
При смешанной форме присутствует непроходимость носа и ослабленный нёбно-глоточный затвор.
Наиболее распространёнными причинами ринолалии являются:
• плохая подвижность мягкого нёба;
• неправильное форма языка при произношении;
• имеющиеся дефекты твёрдого или мягкого нёба.
Заболевания,которые сопровождаются ринолалией:
• опухоль носоглотки;
• гипертрофия и отёк носовых раковин;
• патологическое увеличение носоглоточной миндалин (аденоиды);
• появление слизи в носовой полости (насморк);
• врождённое искривление носовой перегородки;
• привычка неправильно произносить слова из-за слухового дефекта (глухота);
Гнусавость можно диагностировать самостоятельно. Для этого плотно сомкните рот и попытайтесь напеть мелодию. Если со стороны губ бы почувствовали струйки воздуха, то ринолалия вам не угрожает. Ещё один способ проверки – произнести с зажатым носом все буквы алфавита, кроме «м» и «н».
При проявлении первых признаков гнусавости сразу обращайтесь к врачу. В зависимости от симптомов и внешнего осмотра он назначит необходимое комплексное обследование и анализы. При осмотре логопеда изучается строение и работа речевого аппарата, проверяется качество дыхания при разговоре.
При открытой ринолалии используется метод Гутцмана, суть которого заключается в произношении гласных звуков «а» и «и» с поочерёдным закрытием и открытием носовых ходов. Затем исследуется произношение всех остальных гласных звуков.
Установление причины гнусавости зависит от следующих факторов:
• характер звуковых дефектов;
• перенесённые и хронические заболевания.
Зачастую выявить истинную причину гнусавости очень сложно, тут необходимо проконсультироваться у целого ряда специалистов: хирурга, фониатора, эндокринолога, невролога и логопеда.
Самыми распространёнными видами обследования является рентгенография носоглотки, фарингоскопия и электромиография.
Лечение при ринолалии зависит от заболевания, которым оно вызвано.
Если гнусавость вызвана насморком и заложенностью носа, то это лечит отриноларинголог. Если причина более серьёзная, может потребоваться серьёзное хирургическое вмешательство: устранение анатомического дефекта, установка глоточного арбитуратора, хирургическая коррекция деформация носоглотки. При необходимости производят удаление полипов, аденоидов и опухолей. После операции необходимо проводить массаж рубцов нёба, следить за правильностью нёбно-глоточного смыкания.
Дополнительно применяется физиотерапия, психотерапия и продолжительное лечение у логопеда. Хирург лишь устраняет причину гнусавости, но правильно произношению звуков может научить только логопед.
Занятия с логопедом для лечения гнусавости включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, логопедический массаж мягкого и твёрдого нёба.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ НОСОВОГО ОТТЕНКА ГОЛОСА
1. Имитация жевания.
3. Покашливание на одном выдохе.
4. Вызывание сокращения корня языка, задней стенки глотки, мягкого неба шпателем (концом ложечки).
5. Питье воды маленькими глотками (или имитация глотания).
6. Полоскание горла порциями теплой воды.
7. Плевок с зажатым носом.
8. Дутье на вату, полоску бумаги.
9. Произнесение гласных А Э на твердой атаке голоса.
10. Пение слитно и растянуто гласных А О У в разной тональности (как медведь, лиса, мышка):
• По одному гласному
• Сочетания по три гласного
11.Упраженения с преодолением сопротивления:
• Кладем руку на лоб ребенка. Ребенок опускает голову вниз с преодолением сопротивления.
• Держим руку на затылке ребенка. Ребенок запрокидывает голову назад с преодолением сопротивления.
• Держим руку под челюстью ребенка. Ребенок открывает рот с преодолением сопротивления.
• Ребенок высовывает язык и старается втянуть его внутрь, в то время как взрослый удерживает язык ребенка вне полости рта.
Конспект занятия «Сила голоса и речевое дыхание» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развивать силу голоса и речевого дыхания. Задачи: • Активизировать мышцы губ; • Работать над развитием речи детей; • Сохранять творческий.
Консультация «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы работы» Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить Вам консультацию на тему «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы.
Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.
Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста. Никулина Виолетта Многим из нас приходилось слышать, как малыш.
Консультация «Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста» Средства физического воспитания Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы,.
Что такое ринолалия (гнусавость)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Мисюрина Ю. В., ЛОРа со стажем в 20 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Ринолалия (с греч. «носовая речь») — это искажение произносимых звуков из-за функционального нарушения или анатомических дефектов речевого аппарата. Речь при этом приобретает характерный гнусавый тембр.
Причины ринолалии
К причинам органической ринолалии относятся:
1. Слишком широкое сообщение между носовой и ротовой полостями — так называемая открытая ринолалия. Она может развиваться в результате:
2. Слишком узкий просвет или непроходимость полости носа и носоглотки — закрытая ринолалия. Она возникает при непроходимости в задних отделах носовой полости. Причинами этого могут быть:
3. Передняя закрытая ринолалия возникает при патологии передних отделов носовой перегородки, полипах в полости носа и гипертрофии носовых раковин.
Функциональная ринолалия также подразделяется на закрытую и отрытую:
Симптомы ринолалии
Патогенез ринолалии
Механизм появления ринолалии связан с работой нёбно-глоточного клапана, объединяющего дыхательные и пищеварительные пути. Этот аппарат представлен мышцами мягкого нёба и стенками глотки, которые управляют и глотанием, и формированием речи.
При глотании мягкое нёбо поднимается и прижимается к задней стенке глотки. Чтобы пищевой комок мог устремиться вниз к пищеводу, носоглотка отделяется от ротовой полости. Такой же механизм используется и при речи.
Устройство речевого аппарата
Речевой аппарат состоит из трёх отделов:
Воздушная волна из лёгких направляется в трахею, где встречает первое препятствие — голосовые связки. Проходя сквозь них, воздух вызывает ритмичные колебания, и создаётся звук, называемый тоном. Если голосовые связки раздвинуты, то они не колеблются, в этом случае возникает шум.
Струя воздуха, состоящая из чистого тона, проходит ротовую полость свободно — так появляются гласные. Воздушный поток из тона и шума или одного шума встречает на своём пути препятствия: губы, язык и нёбо. Из сочетаний тона и шума с преградами на пути создаются различные звонкие и глухие согласные.
Открытая ринолалия (гиперназальная речь)
Закрытая ринолалия (гипоназальная речь)
Смешанная ринолалия
Классификация и стадии развития ринолалии
Обе формы могут быть открытыми и закрытыми.
Стадии ринолалии не выделяют. Встречается только описание степеней нарушений:
Осложнения ринолалии
Будучи симптомом, ринолалия не вызывает каких-либо осложнений. Нарушения речи могут стать причиной трудностей при общении и социальной адаптации, но называть это осложнениями некорректно.
Также нельзя сказать, что ринолалия приводит к задержке психического развития. И то, и другое — симптомы поражения центральной нервной системы, а не осложнения друг друга.
Диагностика ринолалии
Диагностика начинается с консультации врача, прежде всего ЛОРа, а также специалиста челюстно-лицевой хирургии, стоматолога, невролога и логопеда. В некоторых случаях может понадобиться помощь генетика, онколога и рентгенолога.
На консультации оториноларинголог:
Инструментальные методы обследования
Дополнительные методы применяются для уточнения диагноза. При ринолалии они помогут определить расположение причинного дефекта. Стандартный осмотр и дополнительное обследование позволяют выявить анатомические особенности и патологию полости носа, а также аномалии строения нёбно-глоточного клапана.
Пробы для определения типа ринолалии
Определить тип ринолалии помогут специальные пробы:
Лечение ринолалии
Лечение пациентов с ринолалией состоит из устранения причин гнусавости и последующей логопедической реабилитации.
Лечение закрытой ринолалии
Направлено на восстановление нормальной проходимости полости носа и носоглотки. Для лечения закрытой ринолалии применяются:
После операции необходима реабилитация. Она проводится совместно с логопедом, он же определяет её длительность. Реабилитация заключается в выполнении упражнений, например таких:
Лечение открытой ринолалии
Лечение органической открытой ринолалии, вызванной расщелиной нёба, проводится совместно с устранением основного заболевания.
Ортопедическое лечение. При открытой ринолалии используются мягкие и жёсткие обтураторы — приспособления для временного закрытия дефекта нёба, напоминающие зубной протез. Резиновый обтуратор применяется с самого рождения, он важен при кормлении ребёнка. Впоследствии его заменяют жёстким обтуратором, который носится до проведения хирургического лечения.
Хирургическое лечение включает:
Операция по закрытию дефекта дна полости носа проводится в первый год жизни, после появления молочных зубов. Беззубый рот новорождённого приспособлен для активного грудного вскармливания — у ребёнка есть десневая мембрана и выраженные складки эпителия твёрдого нёба. Они помогают малышу удерживать сосок матери при кормлении.
Кроме того, ребёнок может одновременно сосать и дышать. Такое возможно благодаря соединению высоко расположеной гортани непосредственно с носом. Сосательный рефлекс, утрачиваемый с появлением зубов, способствует развитию мышц языка и дна полости рта, челюстей, жевательных и мимических мышц.
Операция по пластике расщелины верхней губы называется хейлопластикой.
Также для лечения применяют механические приспособления: фонендоскоп М. Зеемана и артикуляторы Пискунова.
Фонендоскопом М. Зеемана тренируется ротовое речевое дыхание. При неправильном токе воздуха, возникающем при его прохождении через нос, воздушная струя ударяет по барабанной перепонке и вызывает небольшую боль или неприятные ощущения.
Артикуляторы Пискунова — съёмные приспособления, которые закрепляют на зубах пациента. С их помощью формируют нужный артикуляционный уклад.
Осложнения после операции
Кровотечение — это частое осложнение любой операции. Другим негативным последствием хирургического вмешательства может стать стеноз, или сужение дыхательных путей. Оно возникает из-за отёка языка при длительном сдавлении роторасширителем во время операции.
Прогноз. Профилактика
Прогноз зависит от основного заболевания, из-за которого нарушилась речь. Если диагностика и лечение проведены своевременно и успешно, то он благоприятный.
Закрытая ринолалия, вызванная обструкцией носа, проявляется не только гнусавостью, но и затруднением носового дыхания. Оно может стать причиной хронического недостатка кислорода и неправильного развития лицевого отдела детского черепа.
У пациентов с расщелиной нёба и открытой ринолалией может нарушиться дыхание и возникнуть сложности с питанием: ребёнок не может сосать грудь и в дальнейшем есть обычную пищу.
Ринолалия
Различные расстройства звукопроизношения являются одними из самых распространенных дефектов речи у детей дошкольного и школьного возраста. При этом ситуация с каждым годом становится все более острой, поэтому крайне важна своевременная диагностика речевых нарушений еще в дошкольный период, чтобы ребенок мог избавиться от всех своих проблем еще до поступления в школу.
Дефекты речи будут влиять не только на успеваемость ребенка. Проблема в том, что дети, у которых есть какие-либо проблемы со звукопроизношением, испытывают серьезные сложности в общении с окружающими людьми. Такая ситуация также может спровоцировать буллинг со стороны сверстников, потому что они далеко не всегда с понимаем относятся к другим детям, которые по каким-либо признакам не похожи на них.
Характерные особенности ринолалии
При нормальной фонации во время произношения всех звуков (кроме носовых) происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Полости разделяются небно-глоточным смыканием, которое вызывается сокращением мышц мягкого нёба, а также задних и боковых стенок глотки. Также происходит утолщение задней стенки глотки, что способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.
При ринолалии механизм фонации, артикуляции и голосообразования обладает существенными отклонениями от нормы. В зависимости от характера и степени нарушения выделяют определенные формы этого дефекта.
Закрытая ринолалия
Закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время фонации.
Для этого нарушения характерно:
Причинами закрытой ринолалии, как правило, являются изменения в носовом пространстве органического характера, а также функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания.
Органическая закрытая ринолалия, вызванная анатомическими патологиями, бывает двух видов:
Функциональная закрытая ринолалия может характеризоваться более сильным нарушением тембра гласных и носовых звуков, чем при органической форме. При этом наблюдается нормальная проходимость носа, но есть другие проблемы, на фоне которых развиваются функциональные нарушения. В частности, речь идет о различных невротических расстройствах.
Открытая ринолалия
Для открытой ринолалии характерно состояние, когда проход в носовую полость остается постоянно открытым. В этом случае не только носовые звуки М и Н, но и все ротовые гласные и согласные звуки приобретают носовой оттенок.
Она бывает нескольких видов:
Открытая органическая ринолалия, возникшая на фоне врожденных нёбных расщелин (а также отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочения мягкого нёба, наличия скрытой расщелины твердого нёба).
Органическая открытая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Причиной врожденной формы, как правило, является расщепление мягкого и твердого нёба в период эмбриогенеза. Приобретенная форма возникает на фоне травм носовой и ротовой полости.
Функциональная открытая органическая ринолалия, возникшая на фоне парезов и параличей мягкого нёба.
Функциональная открытая ринолалия может быть:
При сочетании непроходимости носовой полости и недостаточно нёбно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. Для этого нарушения характерен назальный оттенок голоса, а также отсутствие носовых звуков.
Основные симптомы
У детей с ринолалией проявляется различная симптоматика, в зависимости от конкретной формы данного нарушения. В частности, при открытой органической форме у ребенка с первых дней его жизни страдают важные функции питания. Во время кормления молоко вытекает через нос, поэтому ребенок недополучает необходимые вещества и микроэлементы, при этом наблюдаются проблемы с набором веса.
К другим характерным признакам относятся:
У детей дошкольного и школьного возраста с ринолалией наблюдаются следующие проблемы звукопроизношения:
Основные причины возникновения ринолалии
Появление детей с ринолалией обусловлено несколькими провоцирующими факторами, поэтому нельзя назвать какую-то одну причину возникновения этого речевого дефекта.
Факторы окружающей среды:
Наследственные факторы также относятся к одним из причин возникновения ринолалии. В частности, при наличии этого речевого дефекта хотя бы у одного из родителей, риск его возникновения у ребенка составляет от 2 до 5%. Риск появления ринолалии возрастает в разы, если данное нарушение было сразу у обоих родителей.
Диагностика
Обследование детей с ринолалией проводится целой группой специалистов, среди которых ЛОР-врач, невролог, стоматолог-хирург, фониатр, логопед, дефектолог и психолог.
Среди инструментальных исследований проводятся:
В процессе логопедического обследования детей с ринолалией особое внимание уделяется оценке строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, нарушений голоса.
Проба Гуцмана – это один из способ диагностики открытой ринолалии. Этот метод предполагает поочередное открытие и закрытие носовых ходов с произношение [А] и [И]. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, а специалист ощупывает пальцами сильную вибрацию крыльев носа.
Помимо этого, оценивается состояние лексики, грамматики, просодическая стороны речи, произношение согласных и гласных. У детей школьного возраста оценивается состояние чтения и письма. На основании всех исследований составляется дальнейший план коррекции.
Коррекция ринолалии
При органических формах необходимо устранить имеющиеся анатомические дефекты. Проводится аденотомия, удаление новообразований глотки, а также хирургическая коррекция деформаций лица:
При функциональной ринолалии основными методами коррекции являются физиотерапия и психотерапия.
Логопедическая работа при ринолалии
Специфика логопедического воздействия при данном речевом нарушении, как правило, основывается на организации чистого звучания, а также работе с ребенком для его успешной социализации.
В ходе беседы выясняется круг интересов ребенка, особенности его личности. Устанавливается личный контакт, ребенку объясняется необходимость проведения логопедической работы и упражнений.
Проводится артикуляционная гимнастика, целью которой является активизация и восстановление правильной работы всех органов артикуляционного аппарата. Важно исключить из образования звуков компенсаторные механизмы. Особое место отводится дыхательной гимнастике, необходимой для получения длительного ротового выдоха под контролем брюшного пресса и движений диафрагмы.
Коррекционную работу можно условно разделить на 2 этапа – до и после операции (уранопластики). С рождения и до года, а также от года до 3 лет, работу проводят родители и воспитатели под контролем логопеда.
С 3 лет занятия проводятся с логопедом в специальном детском саду, либо в поликлинике. Задача – подготовка к операции (уранопластике).
После проведения операция наступает восстановительный период. К занятиям можно приступать на 20 день (с разрешения врача).
Проводится следующая коррекционная работа:
После операции должны заново прорабатываться те звуки, которые ставились до операции. Объясняется это тем, что артикуляционные условия изменились, поэтому ребенку нужно к ним привыкнуть.
Следующий этап – это голосовые упражнения. Пение песен, чтение стихов, вокальная гимнастика, использование игровых занятий, направленных на развитие высоты голоса – все это помогает изменить назальную окраску голоса. Ведется комплексная работа над постановкой звуков с их дальнейшей автоматизацией (в слогах, словах, предложениях, стихах, связной речи).
Лечение ринофонии
Лечение ринофонии — это комплекс терапевтических процедур, осуществляемых с целью устранения избыточного носового оттенка голоса (гнусавости), который возникает в момент фонации, а также воспроизведения ротовых фонем на фоне некорректного разграничения полостей рта и носа. Остеопатическое лечение данной патологии подразумевает комплекс ручных воздействий, характер которых зависит от вида ринофонии. Наличие данной голосовой патологии влияет на качество жизни больного, он становится раздражительным, замкнутым в себе, у него развивается комплекс неполноценности, поэтому терапию необходимо начинать, как можно раньше.
Причины назализированного голосового оттенка
Данная патология имеет много этиологических факторов. К числу самых распространенных причин избыточного носового оттенка в голосе относится врожденное укорочение или незаращение неба. Также данный вид гнусавости зачастую возникает на фоне травм и после иссечения участков верхнечелюстных тканей (с целью удаления новообразования), которые сопровождаются укорочением небной занавески или перфорацией неба.
Помимо этого, ринофония может развиться в результате центральных, а также периферических парезов и параличей неба. Периферические парезы небной занавески нередко возникают после травмирования блуждающего и языкоглоточного нерва (во время тонзиллэктомии).
В некоторых случаях ринофония возникает без видимых причин, такие клинические случаи нередко сочетаны с ринолалией (нарушением речи с произношением гласных звуков на уровне гортани). Несмотря на то, что клинически такие случаи выглядят тяжелыми, они легко поддаются терапии.
Функциональная ринофония возникает на фоне перенесенных детских инфекций (скарлатины, кори и пр.).
Некоторые дети, привыкнув к такому произношению звуков могут продолжать их так произносить даже после устранения дефектов неба, поэтому при лечении назализированного голоса необходим комплексный подход.
Ринофония: классификация
Ринофония бывает открытой и закрытой. Открытая форма данной патологии сопровождается дисфункцией голосообразующего механизма по причине врожденного укорочения, параличей и парезов мягкого нёба. При этом у пациента может отмечаться чрезмерно длинный, укороченный или отодвинутый назад язык.
Ринофония закрытой формы возникает при пониженном носовом резонансе. Среди основных этиологических факторов данной патологии выделяют полипы, фибромы, аденоиды, отек слизистой оболочки носа, искривленную перегородку и пр. При этом тембр становится неестественным, поскольку гласные теряют звучность.
Ринофония: особенности лечения с помощью остеопатии
Лечение первичной ринофонии
Тактика лечения назализированного голоса зависит от его формы. Лечение первичной ринофонии, которая встречается достаточно часто, состоит из таких направлений:
На первом этапе устраняются аномалии неба (как правило, хирургическим путем), после чего приступают к полноценной терапии, которая в первую очередь, включает стимуляцию мышц неба и глотки с помощью остеопатических приемов, а также голосовую гимнастику и дыхательные упражнения. Большие нагрузки на мускулатуру глотки и неба способствуют ее укреплению, поэтому все манипуляции необходимо осуществлять несколько раз на день. Терапию вторичного (закрытого) избыточного носового оттенка стоит начинать как можно раньше, она основана на сохранных функциях и опыте нормального голосообразования, потому как в относительно короткий промежуток времени утечка воздуха в полость носа и патологический резонанс еще не до конца тормозят приобретенные в прошлом нормальные речедвигательные связи и тактильная память не лишена нормальных кинестетических ощущений.
Лечение вторичной ринофонии
Терапия вторичной гнусавости (на фоне парезов небной занавески, после иссечения новообразования в области мягкого неба) нацелена на устранение открытого носового оттенка голоса, путем восстановления небно-глоточного смыкания, минимизации задействованного гортанного резонатора в фонации с помощью увеличения части грудного, а также усиления направленной воздушной струи. Чтоб достичь нужного эффекта необходим комплексный подход, который включает остеопатические процедуры, гимнастику и занятия с логопедом.
Длительность терапии зависит от периода, который прошел с момента развития носового оттенка до начала терапевтических манипуляций. Если вовремя не приступать к терапии, у пациента со вторичной формой патологии развиваются навыки, сопровождающие первичную гнусавость (смещение тела языка в глотке, сжимание носовых крыльев, укорочение речевого выдоха и пр.).
Все остеопатические манипуляции, которые осуществляются в процессе терапии назализированного голосового оттенка, направлены на стимулирование и активизацию глоточных мышц, а также увеличение их объема, что в свою очередь способствует сужению прохода в нос. В этом случае уместно обучение пациента косто-абдоминальному дыханию и пальцевой массаж мягкого неба, который осуществляет врач остеопат.
Массаж мягкого неба осуществляется по следующим принципам:
Остеопатическое воздействие на мягкое небо включает следующие манипуляции:
По мере наступления положительной динамики и восстановления тонуса мышц остеопатические манипуляции сочетаются с активными движениями мягкого неба.
При вторичном характере патологий, после хирургического вмешательства на мягком небе, все манипуляции осуществляются крайне осторожно. Первое время после операции движения могут быть направлены только в продольном и поперечном направлениях (по линии хирургического шва и вдоль границы мягкого неба с твердым). В начале курса терапии движения имеют легкий, поглаживающий характер и усиливаются по мере заживления постоперационной раны.
По мере улучшения состояния пациента врач обучает его (или его родственников) всем необходимым манипуляциям и дает рекомендации по поводу частоты пальцевого воздействия и голосовой гимнастики.