Что такое назидательность в литературе
Значение слова «назидательность»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
НАЗИДА’ТЕЛЬНОСТЬ, и, мн. нет, ж. (книжн.). Отвлеч. сущ. к назидательный; поучительность.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
назида́тельность
1. свойство по значению прилагательного назидательный, склонность к назиданию, поучению ◆ Иногда идейную ясность произведений литературы и искусства атакуют под видом борьбы с риторичностью и назидательностью. Виктор Некрасов, «Взгляд и Нечто», 1977 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лэптоп — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «назидательность»
Предложения со словом «назидательность»
Цитаты из русской классики со словом «назидательность»
Сочетаемость слова «назидательность»
Понятия, связанные со словом «назидательность»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «назидательность»
Ими становятся, – с ледяной назидательностью произнёс проклятый.
Старайтесь комментировать свои поступки, избегая назидательности.
В его голосе – ни стариковской надтреснутости, ни суховатой возрастной назидательности! – всё та же бодрая насмешливость и готовность к задушевной откровенности, какая случалась у них в прошлой жизни.
Назидательность Назидательный
Мудр тот, кто овладел искусством размышления, познал себя и научился
обращению с людьми, но отвергает звание мудреца и не лезет к другим
с назиданиями, ведь глупее непрошеной мудрости нет ничего на земле.
Благодетельное и назидательное влияние какой-нибудь философии… нисколько не
доказывает верности ее, точно так же, как счастье, испытываемое сумасшедшим от своей
навязчивой идеи нисколько не говорит в пользу ее разумности.
Назидательность как качество личности – склонность говорить что-нибудь в назидание кому-нибудь для поучения; наставлять, напутствовать
Назидательная притча «Аптека духовная»: Старец некий пришел в больницу и спросил врача: есть ли такое лекарство, которое бы вылечило болезни душевные, или грехи. Врач же ответил: «Есть. Иди и возьми корень послушания и правды, цвет красоты или чистоты душевной и телесной, плод добрых дел и изотри в сосуде сокрушения сердечного, в решете рассуждения. Добавь воды молитвенных слез и раствори в горниле покаяния, потом воспламени себя Божественной любовью. Тогда будешь здоров».
Истинная назидательность призвана служить укреплению и развитию духовной жизни человека. Она не должна превращаться в нудную проповедь. Назидательность должна способствовать личностному росту, развитию разума, словом, совершенствованию личности. Цель назидательности не захват права неограниченно поучать других, а ободрение, вдохновение и воодушевление человека вставать каждый раз после падений, смело принимать вызовы жизни, на основах разумной преемственности учитывать опыт авторитетного знания. Назидательность должна пробуждать в человеке энтузиазм, инициативность, должна вырабатывать в нём чувство собственного достоинства.
Назидательность зачастую превращается в нанизывание другого на свой затяжной монолог. Психологи утверждают, не следует назидательные указания превращать в затяжную монологическую речь. Следует превратить в разговор на равных двух заинтересованных лиц с обменом короткими репликами, сделав назидание незаметным – серией важных советов и оценок.
Назидания доходят до разума и сердца, если между сторонами сложились доверительные, уважительные отношения. Назидание будет понято и принято, если в нём нет эгоизма. Это важный момент. Искусство провести назидания до разума означает — сказать назидательные слова так тонко, гибко и мягко, чтобы у слушающих «колокольчик» их эго не зазвенел. Когда эго окружающих резко просыпается от эгоизма, содержащегося в назидании, результат будет минусовой. Будет противостояние, споры, словесные распри, но понимания и принятия не будет. Как только другие почувствуют в назидательных словах нотки эгоизма, сразу возникает неприятие, отторжение. На тонком уровне начинается борьба двух или нескольких эго.
Истинная назидательность – сохранить смиренное состояние ума других, пробудить разум, не разбудив при этом цепных псов эго. Бессмысленно заниматься назидательностью, когда тебя не уважают, не любят, не ценят, когда тебе не доверяют и сомневаются в каждом произнесенном тобой слове. Неправильно высказанные назидания вызывают сильную напряжённость и раздражение. Одна сторона сильно хочет, чтобы другая безоговорочно следовала её назиданиям, а другая, сопротивляясь, не желает слепо следовать чужим, неприемлемым для неё назиданиям.
Иными словами, назидательность должна быть неэгоистична, бескорыстна и доброжелательна. Тогда она доходит до разума и сердца, тогда она достигает своих благородных целей.
Посмотрим внимательно на заповеди матери Терезы. Для неё – это заповеди, а для всех людей полезнейшие назидания. Почему они доходят до разума и сердца людей? В них нет эгоизма, зато не счесть бескорыстия и доброжелательности. Прибавьте к этому уважение, любовь и доверие к такому достойнейшему человеку как мать Тереза и сразу становится понятным, почему люди так позитивно воспринимают её заповеди.
Эти строки выгравированы на стене подаренного ею детского дома в Калькутте:
Люди часто бывают безосновательны, нелогичны и эгоистичны. В любом случае, прощай их.
Если ты добр, люди могут обвинить тебя в эгоизме и скрытых намерениях. В любом случае, оставайся добрым.
Если ты успешен, ты завоюешь не настоящих друзей и настоящих врагов. В любом случае, будь успешным.
То, что ты строил годами, кто-то может разрушить за одну ночь. В любом случае, продолжай строить.
Если ты обрел покой и счастье, они могут завидовать тебе. В любом случае, будь счастливым.
То хорошее, что ты делаешь сегодня, скорее всего завтра забудется людьми. В любом случае, твори добро.
Отдавай миру все лучшее, что у тебя есть и этого будет всегда недостаточно. В любом случае, отдавай миру все лучшее, что имеешь.
И, в конечном счёте, ты поймёшь, что все это происходило между тобой и Богом. И никогда это не были отношения между тобой и ими.
Истинная назидательность стоит на платформе уважительности и любви к другим людям. Элизабет Барретт Браунинг выразила принцип назидания несколькими краткими словами, когда писала своему будущему мужу: «Умножь свою любовь, чтобы увеличить мое достоинство».
Другими словами, одна из обязанностей мужчины — обеспечить духовный рост женщины. Она думает: — Дорогой, проведи со мной назидательные уроки с уважением и любовью, чтобы после твоих назиданий у меня возросло чувство собственного достоинства, поднялась самооценка и самоуважение. Если после твоих назиданий у меня возникнет обида, значит, что-то в них было не так. Если твои назидания проведены по всем правилам, я буду тебя ещё сильнее любить и уважать.
Духовные традиции в один голос говорят о том, что целью назидательности служит обеспечение личностного роста, любви, уважения и гармонии между людьми:
«Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14:19).
«Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:2).
«Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1 Фес. 5:11).
В 1 Кор. 8:1 сказано лаконично, но мощно: «Любовь назидает».
Как это осуществляется в семейных отношениях? Муж, к примеру, назидает жену похвалой. Самый лучший комплимент жене – это частый. Жена назидает мужа посредством своей любви и заботы. Она воодушевляет его уверенно идти по жизни, она верит в него, в его силы и таланты.
К сожалению, назидательность зачастую проводится неправильно, поэтому образование через неё не идёт. Человек на деле должен проявлять такие качества, о которых он говорит в своих назиданиях. Иначе, окружающие сразу определят в его словах фальшь и ложь. Есть такое высказывание на санскрите: «ачар — прачар». «Ачар» — «вначале действуй»; «прачар» — «потом говори». И учителя испокон веков так и действуют, они могут обучать только тому, что сами делают хорошо. Все остальные слова – это будет просто сотрясание воздуха.
Мудрец Джалалиддин Руми является одним из столпов суфизма. Многие люди приходили к нему за советом и мудрым словом. Однажды к нему пришла соседская женщина с мальчиком и сказала: — Я уже испробовала все способы, но ребенок не слушается меня. Он ест слишком много сахара. Пожалуйста, скажите Вы ему, что это нехорошо. Он послушается, потому что он Вас очень уважает. Руми посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах, и сказал: — Приходите через три недели.
Женщина была в полном недоумении. Это же такая простая вещь! Непонятно… Люди приходили из далеких стран, и Руми помогал им решать большие проблемы сразу… Но она послушно пришла через три недели. Руми вновь посмотрел на ребенка и сказал: — Приходите еще через три недели. Тут женщина не выдержала, и осмелилась спросить, в чем дело. Но Руми лишь повторил сказанное. Когда они пришли в третий раз, Руми сказал мальчику: — Сынок, послушай мой совет или назидание, не ешь много сахара, это вредно для здоровья. — Раз Вы мне советуете, я больше не буду этого делать, — ответил мальчик.
После этого мать попросила ребенка подождать ее на улице. Когда он вышел, она спросила Руми, почему он не сделал этого в первый же раз, ведь это так просто? Мудрец признался ей, что сам любил есть сахар, и, прежде чем давать такой совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трех недель будет достаточно, но ошибся…
О назидательности в литературе
Наконец, нашел цитату, в которой сформулировано то, что я пытался сказать, отвечая на постоянно повторяющиеся гневные вопросы, неизбежно попадающие в комментарии к моим рассказам: «А что, собственно, автор хотел сказать читателю? Чему учит эта книга»?
«Литература никогда не имеет ни малейшего влияния на жизнь и те, кто думают, будто это влияние есть и возможно, жестоко ошибаются. „Ревизор“ не действовал на взяточников, а статьи и воззвания Толстого о смертной казни не остановили ни одного убийства под видом казни. Литература сильна тем, что вызывает острое чувство счастья. И Гоголь велик не тем, что осмеивал Хлестакова и Чичикова, а тем, как он это делал, что мы до сих пор дышим счастьем, читая его. В этом все дело, не в том, что, а в том, как. А счастье облагораживает, и в этом значение литературы, которая делает нас счастливыми и тем подымает нас. Чем сильнее поучительность, тем слабее влияние литературы».
Цитата из дневника Владимира Проппа, классика филологической науки, того самого, который «Морфология сказки». 1967 год.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Большое спасибо за интересный разговор. Судя по многочисленным минусам, на сайте много сторонников совсем другой цитаты совсем другого человека: «Есть и весьма нужны социалистическому строительству инженеры металлурги, инженеры строители, инженеры электрики. Нам нужны инженеры, которые строят домны, нужны инженеры, которые строят автомобили и тракторы. Но нам не меньше нужны инженеры, которые строят человеческие души. Вы, писатели,- инженеры, строящие человеческие души.»
Это, по-своему, тоже поучительно.
Поучительность воспринимается как сильная для того читателя, который глух к поучительности средней и слабой.
Счастье не облагораживает неготового к счастью человека.
Его талант совсем не утилитарен и абсолютно не примитивен. Примитивен и утилитарен только автор учебников по литературе для средней школы )
Спасибо! Хорошая цитата.
Скорее, чем очевиднее поучительность, тем слабее влияние литературы.
А мне нравится) Я иногда специально пишу в стиле советских назидательных романов. Прикольно же)
Инженер человеческих душ
Дело не в нравоучительности, назидательности как таковых, а в том, как они подаются в конкретных книгах. Существуют, например, и наполненные нравоучениями и назиданиями Библия, Коран, Танах, значительное влияние которых на многих людей и их жизни невозможно игнорировать и отрицать.
О назидательности в литературе
Наконец, нашел цитату, в которой сформулировано то, что я пытался сказать, отвечая на постоянно повторяющиеся гневные вопросы, неизбежно попадающие в комментарии к моим рассказам: «А что, собственно, автор хотел сказать читателю? Чему учит эта книга»?
«Литература никогда не имеет ни малейшего влияния на жизнь и те, кто думают, будто это влияние есть и возможно, жестоко ошибаются. „Ревизор“ не действовал на взяточников, а статьи и воззвания Толстого о смертной казни не остановили ни одного убийства под видом казни. Литература сильна тем, что вызывает острое чувство счастья. И Гоголь велик не тем, что осмеивал Хлестакова и Чичикова, а тем, как он это делал, что мы до сих пор дышим счастьем, читая его. В этом все дело, не в том, что, а в том, как. А счастье облагораживает, и в этом значение литературы, которая делает нас счастливыми и тем подымает нас. Чем сильнее поучительность, тем слабее влияние литературы».
Цитата из дневника Владимира Проппа, классика филологической науки, того самого, который «Морфология сказки». 1967 год.
Ой ли ))) А автор «Кораблева» в курсе, что сатира зачатую несет элементы назидательности? ))
Ладно, с этим утверждением сложно не согласиться — литература вообще никому ниче не обязана. Автор — да, если он получает бабло и его ЦА хочет именно такой формат. Литература — нет.
Вот только и тут есть камни подводные. Например, многие авторы (да и читатели) путают назидательность и наличие идеи, осмысленности. Об этом тоже ведь можно сказать «о чем это, что вы хотели-имели?»
Предполагается, что произведение должно содержать конфликт, который к концу неким образом разрешится. Так вот сильной литературой считается такое закручивание этого конфликта, которое глубоко зацепит читателя. Не научит, не наставит на путь истинный — а заставит задуматься над какими-то вещами, или хоть сопереживать, мучиться вопросами и судьбой героя. А достигается это через путь героя, его внутренние изменения и рост.
Потому, конечно же, совершенно не зазорно писать простые житейские истории или бесплотную философню. Но читателю все равно будет хотеться большего, чем байки в духе «Утром я очень хотел чаю, но все как-то было некогда, день тяжелый, и вот, наконец, вечером я выпил чаю. Конец». «Ревизор» не действовал на взяточников — он воздействовал на читателя. Тут речь уже о глубине — если много людей не видит в рассказе за что зацепиться, и зачем ему поданная информация, значит, ее тупо нет.
Архив форума
Мне хотелось бы вынести в отдельную ветку один непроясненный вопрос, который рискует утонуть в теме о Гоголе:
Что такое назидательность в искусстве?
Несколько цитат с гоголевской ветки (без спроса. :)) надеюсь, меня простят) :
Поначали мои и tpek взгляды на предмет казались (мне) диаметрально противопложными, сейчас же.
«Он иногда читает Оле нравоучительный роман.» :))
Разве, скажем, «Джейн Эйр» это не нравоучительный роман? Отголоски нравоучительного романа есть даже в «Лолите», и что, разве там нет назидательности? Разве там порок не наказан полной мерой?
One was the didactic novel, in which theories of education and politics were expressed. Тигрa
Если в каждой и в каждом, то пора уточнять определения.
> Все сказки нравоучительны по определению.
Или см. выше, или нет, никак не могу согласиться.
Ну. нельзя сказать, что это уж совсем разные слова.
Даль
Назидательный, наставительный, поучительный, нравственно полезный.
Известный психолингвист В.П. Белянин как на объективный признак назидательности указывает на «частое использование инфинитива в модальных конструкциях».
> Не помню точно названий и авторов, но ведь были какие-то нравоучительные повести, целые романы.
Я вообще-то тоже против назидательности. Откровенно назойлив для меня Некрасов в своем творчестве, поэтому согласен, «что поэзия в его стихах и не ночевала», хотя некоторые его стихи я люблю, а стихотворение «Внимая ужасам войны» считаю лучшим стихотворением о войне по сей день.
Но назидательности Гоголя, назойливо якобы говорящего о пагубном влиянии денег, не вижу. Не об этом его «Портрет». 🙂
> Откровенно назойлив для меня Некрасов в своем творчестве,
Это в том, которое в школе проходили? А у него и другое есть.
> поэзия в его стихах и не ночевала
Вы знакомы с анкетой про поэзию Некасова, которую Чуковский раздавал поэтам?
» Поэзия в его стихах и не ночевала»
Это мнение Тургенева.
>>Это в том, которое в школе проходили? А у него и другое есть.
У него всякое есть.
Ну так я же про ваше мнение спрашиваю. И вы сами сказали, что согласны с тургеневским : не ночевала.
И меня это сильно удивило.
Я так не считаю. Некрасов один из самых любимых моих поэтов.
—————————
С кем согласен? Явно не со мной. :)) На мой взгляд, ночевала, и довольно часто.
О вкусах не спорят. Ну не мой поэт Некрасов.
Так это не вкус, это суждение более глубокое.
Мне не хочется спорить о Некрасове. На мой взгляд, он говорит формулами, и очень для меня, мягко говоря, неприемлемыми.
«ТО сердце не научится любить, которое устало ненавидеть.»
Цитируемое вами стало формулам именно после Некрасова и благодаря школьному курсу.
> некоторые его стихи я люблю, а стихотворение «Внимая ужасам войны» считаю лучшим стихотворением о войне по сей день.
tpek, давайте зайдём с этой стороны.
Какие вы любите, кроме «Внимая ужасам войны»?
——————————-
Я скорее допущу, что Тургенев не писатель, чем что Некрасов не поэт.
Кабы так нам зажить, чтобы свет удивить:
Чтобы деньги в мошне, чтобы рожь на гумне;
Чтоб шлея в бубенцах, расписная дуга,
Чтоб сукно на плечах, не посконь-дерюга;
А как было живо дитятко,
То и дело говорилося:
«Чтоб ты лопнуло, проклятое!
Да зачем ты и родилося?»
А вот поверив в истинность формулы Некрасова, многие легко расстались с жизнью.
> А вот поверив в истинность формулы Некрасова, многие легко расстались с жизнью.
Вот такими соображениями руководствовались и те, кто в 20-е сказки запрещал. Плохому учат!
>>Вот такими соображениями руководствовались и те, кто в 20-е сказки запрещал
Я против запретов, и не об этом речь. Я об ответственности.
А я тоже не о запретах, я о ходе мысли.
К чему читать Вам Бокля?
Не стоит этот Бокль
Хорошего бинокля 0
Купите-ка бинокль!
©Некрасов
Не могу судить, понимал ли парижанин Тургенев-Виардо в поэзии французской, но о русской судил явно выше сапога. Имхо.
Ох, не напоминайте. Наша учительница по лит-ре ставила с нами «Стихотворения в прозе» в виде спектакля, и мне достался как раз «Порог». С тех пор у меня с автором натянутые отношения. :))
Моей подруге досталось «Как хороши, как свежи были розы». И вот вышла она перед классом, приняла томную позу и ужасно поэтически, нараспев начала: «Как хороши, как свеЖИ были розы». Класс в смех, учительница поправила, она пошла дальше, но каждый раз, когда эта строка повторялась, она опять упорно говорила «свеЖИ». Так уж они у меня в памяти навек и остались.
>>Какие вы любите, кроме «Внимая ужасам войны»?
«Тишина», «Рыцарь на час».
>>Я скорее допущу, что Тургенев не писатель, чем что Некрасов не поэт
А для меня наоборот. Только вспомню поэму «Кому на Руси жить хорошо», скулы сводить начинает.
>> ведь это жемчужины русской поэзии, не находите?
Нет, не нахожу. Но Ваш выбор уважаю.:)))
Еще бы! Мы ведь свободные люди в свободной стране, не так ли?
Мысли свежи, выносливы ноги.
Отдаешься невольно во власть
Окружающей бодрой природы;
Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Наполняют ожившую грудь;
Жаждой тела душа закипает,
Вспоминается пройденный путь,
Совесть песню свою запевает.
Это моё любимое у Некрасова. Как только ушла прочь идеология (он парадоксально считает её совестью), полилась чистая поэзия. И деревня вдруг оказалась не нищенской и обездоленной, а умиротворенной и сытой.
Считаю Некрасова поэтом, который также «наступал на горло собственной песне». У поэтов, призывающих к революции, все признаки насилия над своим талантом налицо.
В угоду сиюминутному они забывают о вечном. Без этого поэзия перестаёт быть поззией.
И в «Кому на Руси» немало прекрасных мест.
> Считаю Некрасова поэтом, который также «наступал на горло собственной песне». У поэтов, призывающих к революции, все признаки насилия над своим талантом налицо.
Совершенно не согласна.
И к какой он, кстати, призывал революции?
Некрасов по убеждению был революционер-демократ.
Рать поднимается неисчислимая,
Сила в ней скажется несокрушимая.
А легенда о Кудеяре-разбойнике? Вы перечитайте. Это не только открытый призыв к насилию, но и установка на новую, особую мораль, когда убийство не только поощряется, но за него прощаются самые страшные грехи.
>Некрасов по убеждению был революционер-демократ.
Я люблю Вас, но живого, а не мумию.
Навели хрестоматийный глянец!
©
Да я и не обижаюсь.:)
В одном Вы ошибаетесь: Некрасова я знаю не по хрестоматии.
Но ВЫ правы: дискуссию пора завершить, она бессмысленна.
Читала я о Кудеяре.
А Архипа из «Дубровского» помните? Который людям живым дал сгореть? А потом Пушкин зачем-то описывает, как тот кошку спас.
А Пугачёва пушкинского как не вспомнить?
Ну и уж никак не виноват Некрасов, что его назвали в советском школьном литературоведении революционным демократом. Я же спрашиваю, где он сам призывал к революции и к какой именно.
А потом можно подумать о том, как и к какой призывал Герцен, например.
И станет уже интересно, а не просто и сразу понятно.
Ваш пример с «Дубровским» неубедителен.
Пушкин, говоря об Архипе, константирует факт: мол, да, были такие мужики на Руси, но ведь были и Савельичи, готовые за своего барина жизнь отдать. И с какой любовью и сочувствием автор описывает этого трогательного крестьянина.
Между прочим, Владимир Дубровский не одобряет зверства своего крестьянина, а в конце повести распускает свою шайку,говоря о том, что нормальному человеку невозможно жить разбоем и грабежом.
И Пугачев у Пушкина о-го-го как неоднозначен.
А вот у Некрасова, к сожалению, все прямолинейно и однозначно, как в генеральной линии партии.
Какие крестьяне? Кроме одного? И тот, кого он так описывает, вовсе не Савельич. Он и впрямь раб по сути, не слуга, как Савельич. Так что брезгливости почти заслуживает.
> И Пугачев у Пушкина о-го-го как неоднозначен.
Как и крестьяне у Некрасова.
>>Какие крестьяне? Кроме одного?
Холоп примерный, Яков верный, повесившийся на глазах у барина; холоп князя Переметьева, лизавший тарелки с его стола; староста, выкравший завещание и тем самым совершивший иудин грех; крестьяне целой деревни, согласившиеся играть комедию перед своим барином и готовые коллективно терпеть унижение за обещанные поёмные луга.
> И Пугачев у Пушкина о-го-го как неоднозначен.
Как и крестьяне у Некрасова.
Крестьяне у Некрасова абсолютно однозначны: их можно или жалеть, как в «Забытой деревне», или по их поводу можно негодовать.
Уважения же достоин лишь Савелий, живьём закопавший немца Фогеля, Гриша Добросклонов, которому «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь.
Не вписываются в расклад, как исключение, Ермил Гирин и Матрена, которые мне лично симпатичны.
.
Тигра, а что там с анкетой?
> Не вписываются в расклад, как исключение, Ермил Гирин и Матрена, которые мне лично симпатичны.
Как будто они там незначительные образы.
> Тигра, а что там с анкетой?
Попробую найти в сети, но надежды мало. А на память маловато помню достоверно.
Чуковский был большим поклонником Некрасова и написал о нём книгу. И составил анкетку о Некрасове, которую и подсовывал заметным поэтам. По их ответам видно, что Некрасов почитался большинством соображающих в поэзии именно как поэт, не просто как страдалец за народную долю.
Вот, например, ответы Гумилёва:
http://www.gumilev.ru/clauses/49/
А вот Тургенев крестьян не только жалел («Му-му, «Бурмистр», «Щи»), но и любовался ими («Хорь и Калиныч», «Певцы», «Бежин луг»).
Вот Маяковский:
http://az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/text_0810.shtml
А вот Ахматова:
» В 1921 г. К.И. Чуковский предложил ряду известных литераторов, в том числе и Ахматовой, заполнить анкету «Некрасов и мы». На фоне разноречивых ответов ахматовские поражают своей конкретностью, обдуманностью и прямотой. Анкета эта в литературе об Ахматовой не воспроизводилась, и мы даем ее ответы целиком.
«- Любите ли вы стихотворения Некрасова?
— Люблю.
— Какие стихотворения Некрасова вы считаете лучшими?
— «Влас»», «Внимая ужасам войны», «Орина, мать солдатская».
— Как вы относитесь к стихотворной технике Некрасова?
— Некрасов несомненно обладал искусством писать стихи, что доказывают особенно ярко его слабые вещи, которые все же никогда не бывают ни вялыми, ни бесцветными.
— Не было ли в вашей жизни периода, когда его поэзия была для вас дороже поэзии Пушкина и Лермонтова?
— Нет.
— Как вы относились к Некрасову в юности?
— Скорее отрицательно.
— Не оказал ли Некрасов влияния на ваше творчество?
— В некоторых стихотворениях.
— Как вы относитесь к известному утверждению Тургенева, будто в стихах Некрасова «поэзия и не ночевала»?
— Мне кажется, что Тургенев говорил это о тех стихах Некрасова, где действительно нет поэзии».
А Некрасов той же Матрёной не любовался? Или крестьянскими детьми?
>. были и Савельичи, готовые за своего барина жизнь отдать. И с какой любовью и сочувствием автор описывает этого трогательного крестьянина. ne znatok
//Отвечая на анкету К.И. Чуковского о Некрасове «Любите ли вы стихотворения Некрасова?», Блок говорит: «Да». «Как вы относитесь к стихотворной технике Некрасова?» — «Не занимался ею. Люблю». — «Не оказал ли Некрасов влияния на ваше творчество? — «Оказал большое».//
Да конечно же любовался, но жалость перевешивала, и талантов особых, кроме трудолюбия, он, в отличие от Тургенева, не замечал. Какие уж таланты у раба?
Вот когда освободиться от рабства, тогда и проявит в полной мере.все свои возможности.»Жаль только жить в эту пору прекрасную не доведется ни мне, ни тебе».
Между прочим, «Орина, мать солдатская» мне тоже очень нравится, и по содержанию и по форме.
А как современно звучит. Прямо на злобу дня.
«А ты всё та ж, моя страна, В красе заплаканной и нежной».
> Вот когда освободиться от рабства, тогда и проявит в полной мере.все свои возможности.»
Хотя, как я уже говорила, он и среди взрослых крестьян вовсе не только рабов или революционерв видит.
У вас такой патриархальный взгляд на русского мужичка-страстотерпца-богоносца.
>>А вы думаете, у крепостного крестьянина было много возможностей проявлять возможности?
>>он и среди взрослых крестьян вовсе не только рабов или революционерв видит.
>>У вас такой патриархальный взгляд на русского мужичка-страстотерпца-богоносца.
Не у меня, а у Некрасова, правда, без «богоносца».
Нет тут противоречия, если не чёрно-белым видеть мир. Когда жизнь безобразно тяжёлая, мало у кого есть возможность проявить себя. Но это не значи, что ни у кого нет такой возможности. И не значит, что всё равно не остаётся ни у кого в душе ничего красивого.
> Не у меня, а у Некрасова, правда, без «богоносца».
Тынянов о Некрасове:
http://az.lib.ru/t/tynjanow_j_n/text_010010.shtml
Вот так оно «устами младенца» и видно, кого Пушкин описал «с душой», а кого не очень.
А вот Эйхенбаум о Некрасове, тоже очень интересно:
http://www.som.fsio.ru/getblob.asp?id=10024424
«Некрасов принадлежит к числу поэтов, художественный метод которых подчеркнут, показан. Это было необходимо при той полемической позиции, которую занял он в истории русской поэзии. Недаром Тургенев называл его «поэтом с натугой и штучками», недаром определил эту поэзию как «жеванное папье-маше с поливкой из острой водки». Поэзия Некрасова была для Тургенева физиологически невыносимым, непереваримым кушаньем, потому что совершенно не подходила к его диетическим воззрениям на литературу, но тем сильнее ощущал он в ней присутствие острых и пряных веществ».
Тогдавешние наотмашь лупцевали друг друга своими нелестными мнениями, нонешние ловко подтаскивают в «разговор» чужие откровения.
Ясный хрен: те были вовсе неинтеллигентны, а эти интеллигентности поднабрались. У тех.
Культур-мультур однако. И еёны
Ну вот и Гапон нашёл забор, о который почесаться. И то уже, значит, польза проистекла.
А я вот лучше стих приведу тут, который меня когда-тодавно очаровал:
Я не люблю иронии твоей,
Оставь ее отжившим и нежившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим, —
Нам рано предаваться ей!
Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она недалека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска.
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны.
После смерти
нам
стоять почти что рядом:
вы на Пе,
а я
на эМ.
Кто меж нами?
с кем велите знаться?!
Чересчур
страна моя
поэтами нищ_а_.
.
- Что такое разность потенциалов напряжение когда эти понятия совпадают а когда нет
- Что такое бескорыстие кратко