Что такое название торговой точки
Как придумать название магазину для прибыли
Многие знают поговорку «как вы лодку назовете, так она и поплывет». Это правило очень актуально для названия магазина. Именно оно может сыграть решающую роль в развитии бизнеса. Существуют определенные правила и советы, которые помогут верно подобрать название магазина. Это привлечет клиентов и повысит популярность торговой точки.
Важность названия магазина
Некоторые владельцы бизнеса предпочитают не мудрствовать над названием. Поэтому часто можно встретить такие вывески, как «У Светланы», «Продукты», «Новинка». Наверняка точки с подобными названиями есть практически в каждом городе. Такие имена для магазина можно использовать только в совсем маленьком провинциальном городе. Конкуренция в торговле там минимальна, и совершенно неважно, как будет называться единственный в городе магазин одежды или продуктов.
В больших мегаполисах дело обстоит совершенно иначе. Главной целью названия является возможность выделиться из множества конкурентов. Именно поэтому важно придумать что – то не только оригинальное, но и лаконичное. Отличным вариантом будет название, которое сразу дает понять о том, что продается в магазине, хотя это не является обязательным правилом.
На заметку! Особенно важную роль играет название в начале, на стадии открытия торговой точки. Оно должно вызвать у клиента интерес и желание зайти и ознакомиться с продукцией. Выбрать оптимальное «имя» помогут рекомендации, как правильно назвать магазин.
Правила нейминга
Чтобы придумать интересное название для интернет-магазина или торговой точки, надо потрудиться. Не зря для этого создана целая наука – нейминг. Именно она определяет принципы и правила, в соответствии с которыми следует придумывать названия. Это касается не только торговых точек, но и товаров, предприятий и брендов. Существует несколько основных принципов, о которых стоит узнать подробнее.
Точное попадание в целевую аудиторию
Прежде всего, стоит определить, что же такое целевая аудитория. Если обобщить, то это люди, которых можно рассматривать как потенциальных клиентов. Круг таких лиц может быть как узким, например, при продаже товаров для рыбалки или спортивного инвентаря, так и широким, если планируется открыть продуктовый магазин.
При создании названия для магазина нужно ориентироваться именно на целевую аудиторию. Для этого следует учитывать:
Если продукция ориентирована на подростковую аудиторию, то и в названии будет уместно употребить молодежный сленг. При ориентации на категорию лиц с невысоким достатком использование пафосных определений и приставок типа «люкс», «элит» будет совершенно неуместно.
Употребление приставок «люкс» и «элит» при ориентации на малобюджетную аудиторию нежелательно
Адекватность товарам
Еще одно обязательное условие – название должно подходить продукции, которая имеется в продаже. Желательно, чтобы уже по имени торговой точки было понятно, что именно в ней продается. Например, продуктовый магазин должен называться «аппетитно», а магазин женской одежды – «элегантно». Этот же принцип касается товаров для детей, рыбалки, автомобилей.
Кроме категории товаров, можно обратить внимание на их характеристики. Для точки по продаже продуктов можно акцентировать внимание на свежести или экологичности. Для одежды можно выделить качество, а если она предназначена для конкретной категории граждан (например, полных людей), стоит упомянуть и об этом.
При продаже одежды имя может указывать на ее предназначение
Легкость запоминания и благозвучие
Название должно хорошо звучать и легко запоминаться. Сложные слова или фразы иностранного происхождения могут вызвать затруднения при произношении. Следует избегать слов с большим количеством шипящих и согласных – их сложно как произнести, так и запомнить.
Нужно пользоваться принципом – чем проще, тем лучше. Простое и понятное название запомнится намного быстрее. Но это не значит, что оно должно быть банальным. Искусство нейминга и состоит в том, чтобы придумать оригинальное, но в то же время легкое и благозвучное название. Торговая точка с хорошим именем обязательно будет процветать и приносить прибыль.
Уникальность
Принцип уникальности является обязательным. Конечно, магазинов с одинаковым названием немало, но это не значит, что так можно делать. Некоторые торговые марки отстаивают свою уникальность и регистрируют название. Таким образом они могут обезопасить себя от плагиата.
Обратите внимание! Использование чужого имени может привести к проблемам. Некоторые владельцы уникальных названий готовы отстаивать право на них даже в суде.
Досконально проверить уникальность придуманного названия практически невозможно, но можно исключить наличие подобного хотя–бы в своем городе или области. Проще всего ввести слово или словосочетание в поиск и посмотреть, выдаст ли система сведения о какой–либо организации с таким именем.
Методы поиска подходящего названия
Нейминг подразумевает не только правила выбора названий, но и способы их поиска. Придумать оригинальное и лаконичное имя можно несколькими методами.
Мозговой штурм
Эта методика знакома многим специалистам в области рекламы. Ее практикуют как в крупных компаниях, так и в небольших агентствах. Воспользоваться методом может каждый. Суть состоит в том, что за ограниченный промежуток времени несколько человек одновременно придумывают названия. Специалисты советуют записывать все, что приходит в голову. Затем результаты анализируют и приходят к какому–либо одному варианту.
Мозговой штурм – отличный метод поиска решений
Метод позволяет задействовать сразу несколько точек зрения. Еще один плюс – ограниченность во времени. Первыми в голову приходят банальные варианты, а вот потом мозг начинает проявлять оригинальность. Самостоятельные бизнесмены могут привлечь в качестве команды для мозгового штурма друзей или членов семьи.
Важно! Требование относительно участия нескольких человек в мозговом штурме не стоит рассматривать, как обязательное. Работа нескольких человек повышает эффективность, но использовать данный метод может и 1 человек.
Имена и фамилии
Для создания названия можно использовать имена или фамилии. Они могут быть как собственными, так и вымышленными. Главное – не использовать их в таком виде, как они есть. Необходимо интересно интерпретировать их или дополнить. В противном случае получатся те же «У Светланы», «Анжелика» и подобные.
Иногда для названия используют первые буквы имен владельцев торговой точки. Этот метод уже устарел, но если в результате получается что–то оригинальное, то можно рассмотреть такой вариант. Еще один способ – использование вымышленного имени или фамилии знаменитых людей. Воспользоваться данным советом труднее, но название может получиться весьма оригинальное. Например, магазин по продаже чая и кофе под название «Чайкоффский» звучит очень неплохо.
Сказочные и мифические персонажи
Герои сказок практически у всех вызывают теплые чувства, а мифические персонажи – ощущение загадочности. Главный принцип в данном случае – актуальность. Например, магазин «Афродита» должен заниматься продажей товаров для женщин, а не торговать продуктами или детской одеждой.
«Афродита» – подходящий вариант для продажи товаров и услуг для женщин
Употребление имен героев сказок также должно быть уместным. Прежде всего стоит ориентироваться на ассоциации, которые персонаж вызывает. Важен его пол, характерные качества и принципы, которые он олицетворяет. Например, «Белоснежка» подойдет для магазина бытовой химии или косметики, а «Три Толстяка» – для одежды больших размеров. Пользуясь данным способом, можно придумать множество оригинальных вариантов.
Обратите внимание! Можно использовать образ героев как в прямом, так и в переносном смысле. Например, «Папа Карло» – неплохое название для магазина по продаже изделий из дерева.
Иностранные слова и словосочетания
Иногда даже банальные слова и фразы на иностранном языке звучат интересно и лаконично. В данном случае главное – не усложнять. Сложные словосочетания на иностранном языке вызовут затруднения при произношении, и запомнить их будет непросто. Можно совместить сразу 2 способа – мозговой штурм и иностранные слова. То есть выбранные получение результаты попытаться перевести на иностранный язык.
Рифма и игра слов
Многие слова отлично рифмуются, а некоторые являются частью готовых выражений и пословиц. Это также можно использовать для создания уникального имени. Главное – сохранить направленность и не уходить далеко от тематики продаваемого товара. Это довольно сложный способ, но он может помочь найти именно тот вариант, который будет ориентирован непосредственно на целевую аудиторию. Если совсем не получается ничего придумать, можно посмотреть варианты красивых названий магазинов в интернете и интерпретировать их по-своему.
Варианты можно поискать в интернете и интерпретировать их
Признаки идеального названия
Из перечня требований можно выделить основные признаки, которыми обладает идеальное название для торговой точки. Их несколько:
Именно по этим параметрам стоит выбирать подходящий вариант из придуманных. Конечно, полностью соответствовать вышеизложенным требованиям имя не будет, и скорее всего несколько пунктов будут выражены в нем больше, а другие – меньше. Но более–менее соответствовать имя должно по всем параметрам.
Типичные ошибки при выборе названия
Пренебрежение правилами нейминга и игнорирование рекомендаций приводят к ряду ошибок при создании имени для магазина. К самым распространенным можно отнести использование в названии:
Отдельно стоит упомянуть о названиях на иностранном языке. Необходимо в обязательном порядке проверить перевод слова. Может оказаться, что оно имеет неприличное или неуместное значение.
Советы и рекомендации
При выборе названия следует ориентироваться на вид продукции. Именно с этим связаны следующие рекомендации:
В других сферах также можно найти интересные идеи. Например, для названия детского магазинчика игрушек в поиске помогут герои сказок. Точку по продаже автозапчастей желательно называть с приставкой «авто». Товары для животных в основном продают в магазинах, названия которых имеют приставку «зоо».
На заметку! Самое главное – ориентироваться на товар и целевую аудиторию.
Выбрать подходящее название для магазина непросто, но это очень важный момент. Подобрать лаконичное и актуальное имя торговой точке помогут ориентированность на клиентов и товар. Также можно воспользоваться методами поиска, изложенными выше. Проявив фантазию и соблюдая правила нейминга, вполне можно подобрать хорошее название для магазина, которое запомнится и поспособствует процветанию бизнеса и увеличению прибыли.
Как назвать магазин чтобы он приносил прибыль?
Все мы знаем поговорку, которая гласит, что успешность плавания корабля зависит от его названия. Конечно, в жизни все не так гипертрофированно, но нейминг играет действительно важную роль при открытии бизнеса, ведь красивое и звучное название запоминается клиентам, что играет немаловажную роль в наращивании клиентской базы. Так как назвать магазин чтобы он приносил прибыль, спросите вы? Рассказываем все по порядку.
Что такое нейминг, виды нейминга
Нейминг — это подбор названия для продукта или бренда. Основное правило нейминга гласит, что название продукта или магазина должно служить идентификатором на рынке, подчеркивая особенности и отделяя данный бренд от подобных конкурентов.
Существует несколько основных типов нейминга:
Правила нейминга
Для этого мы разберем основные правила нейминга:
Этапы создания названия
Как придумать название для магазина одежды
Одежда — неотъемлемая часть жизни каждого человека и менять гардероб время от времени нужно всем. В магазины одежды, соответственно, тоже ходят все. Поэтому выбор названия для такого бизнеса — один из главных пунктов на пути к успешности и популярности. А мы расскажем, как назвать магазин одежды правильно.
Выбор названия для магазина нужно начинать с определения целевой аудитории:
Исходя из этих данных, можно придумывать название будущего магазина, которое будет подходить под стиль и ассортимент. Как придумать название? Во-первых, в названии можно попытаться раскрыть суть бренда. Например, магазин одежды American Apparel дословно переводится как «американская одежда» и это название в точности отображает ассортимент магазина, ведь там продаются вещи в классическом американском стиле. Также примером оригинального и простого названия магазина одежды является магазин для молодежи Forever21.
Также думая, как можно назвать магазин одежды, попробуйте ориентироваться на эмоциональную составляющую. Так, названия некоторых известных магазинов одежды вызывают определенные ассоциации. Например, марка Oasis вызывает ассоциации с неким оазисом моды. Подобные впечатления появляются от бренда River Island — сразу представляешь остров красивой одежды.
Еще один популярный способ, как назвать магазин женской одежды — использовать имя создателя. Примеров вариантов как назвать магазин женской одежды, используя собственное имя — масса. Tiffany, Prada, LUNDENILONA, Marc Jacobs и многие другие бренды известны во всем мире. Магазин в честь себя — возможно, это одна из причин, почему люди занимаются бизнесом.
В названии для магазина одежды или обуви также можно использовать рифму или созвучность. Например, Flip-Flop, «Тип-топ». Такие названия быстро запоминаются и привлекают внимание. И даже необязательно, чтобы они были простыми. Например, украинское издательство «А-ба-ба-га-ла-ма-га» нельзя назвать примером простого нейминга, но за счет рифмы название легко выговаривается и быстро запоминается.
Выбирая, как назвать магазин детской одежды, можно использовать шуточные названия, имена персонажей сказок или вымышленных персонажей. Например, название Neverland позаимствовано из сказки о Питере Пэне и ассоциируется со счастливым местом для детей. Также хорошим примером нейминга является магазин 77Kids — название придумано с юмором и как бы говорит родителям, что здесь они смогут найти одежду на любого ребенка. Вариантов как назвать магазин детской одежды много — главное проявлять фантазию и чувство юмора.
Если же вы не знаете, как назвать магазин одежды для всей семьи, старайтесь выбирать имя без определенной привязки к женской или мужской составляющей. То есть, название должно быть универсальным для всех. Например, 4You, 7Я, Family Look.
Также в названии можно использовать манипуляцию ценами, если у вас продукт эконом-сегмента, ведь многие не знают даже, где работать в кризис 2021 года и ищут одежду подешевле.
Название для магазина нижнего белья
Для тех, кто не знает, как назвать магазин нижнего белья, можно использовать такие методы:
Название для магазина бижутерии
Бижутерия и другие недорогие украшения всегда пользуются спросом среди покупателей, ведь качественные изделия выглядят красиво и стильно, а стоят недорого. При выборе названия для магазина бижутерии или аксессуаров, можно пользоваться несколькими основными методами:
Название для бренда косметики
Кто не слышал о косметике М.А.С? Вряд ли найдется такой человек. А вот задумывался ли кто-то, что означает такое название? Вряд ли. На самом деле, М.А.С — это аббревиатура от Make-up Art Cosmetics (косметика для макияжа). Название проще некуда, но всемирную известность получило. Еще одним примером успешного использования аббревиатуры является бренд OPI. Все мы видели эти прекрасные лаки для ногтей, но вот расшифровывается это название как Odontorium Products Inc (Корпорация продукции для ортодонтов). А все потому, что раньше компания изготовляла стоматологическую продукцию.
Также в названии магазина косметики можно использовать имена известных персонажей из книг, фильмов или легенд. Так, к примеру, сделали создатели бренда Nyx, взяв имя древнегреческой богини ночи. Все гениальное — просто.
А вот бренд косметики NARS был назван в честь создателя Франсуа Нарса. Бренд ORLY был назван в честь жены создателя лаков Джозефа Пинка, а Т. Уилльямс назвал свой продукт Maybelline в честь сестры Мейбл.
Название для магазина подарков и игрушек
Также, рассматривая варианты, как назвать магазин игрушек, можно использовать тематику магазина. Например, «Мир конструкторов» или «Маленький гений» (если это магазин с развивающими игрушками).
Выводы
Подобрать название для своего магазина порой бывает непросто, но нужно помнить, что новый бизнес в России 2021 года требует не только моральной выносливости, но и хорошей фантазии. Ведь название магазина — это первое, что запоминает клиент. Это первое, что он будет называть, советуя что-то друзьям. Это первое, что он будет набирать в поисковике, чтобы посмотреть адрес или закупить товар онлайн. Поэтому к выбору названия нужно подойти ответственно.
Прежде всего, название должно быть оригинальным. Во-первых, не старайтесь копировать кого-то и придумывать название, похожее на бренд конкурента. Так вы точно останетесь в тени. Во-вторых, старайтесь, чтобы название легко произносилось и хорошо запоминалось. В-третьих, название магазина должно соответствовать товару, который вы предлагаете. Исключения — название бренда в честь себя или других людей. И не отчаивайтесь. Да, порой может казаться, что все интересные имена уже придуманы и вы ничего нового не сможете сделать, но поверьте: сочинить название для магазина намного легче, чем думать, как привлечь клиентов в автосервис и быстро его раскрутить.
Как выбрать название для бизнеса
Чтобы конкуренты не потащили в суд
Один мой знакомый открыл ресторан, а регистрировать название не стал: не до того, надо строить ресторанную империю.
Через пару лет у него дошли руки и до товарного знака. И тут началось.
Оказалось, что за два года конкуренты из разных городов уже подали на регистрацию очень похожие знаки. Если они узнают о рестораторе и подадут в суд, ему придется заплатить компенсацию — до пяти миллионов рублей за каждый знак. Столько суды обычно не взыскивают, но 500—700 тысяч — нормальная практика. А еще на кону полтора миллиона рублей, вложенных в рекламу, дизайн интерьеров и сайт. Если название заставят поменять, все это придется переделывать.
Сейчас я веду для него регистрацию четырех знаков вместо одного: в надежде, что хотя бы один пройдет экспертизу Роспатента.
Предпринимателю не стоило тянуть с регистрацией знака. Но более серьезная и менее очевидная ошибка — в неудачном названии. Чтобы не раскрывать название ресторана, назовем его «Дуэльпицца». Роспатент сказал, что «пицца» — неохраняемый элемент, «дуэль» уже зарегистрирован. Слитное написание сути не меняет: всем понятно, что это два разных слова. Кроме того, дуэль — это схватка со смертельным исходом, поэтому такое название для ресторана аморально и портит аппетит.
Давайте разбираться, что все это значит. Поделим названия для бизнеса на категории и посмотрим, что там с аморальностью. Но сначала немного матчасти, чтобы дальше было понятнее.
Основные понятия
Товарный знак, он же торговая марка или бренд, — это слова или изображения, зарегистрированные в Роспатенте. В качестве товарных знаков регистрируют названия компаний и отдельных продуктов, слоганы и логотипы. Цель регистрации — получить федеральную монополию на обозначение и не дать получить ее другим. Это нужно для того, чтобы покупатели различали компании и товары, а предприниматели не несли ущерба от подделок.
Знак регистрируют, если он соответствует требованиям закона и не повторяет уже зарегистрированные знаки. Он действует 10 лет, охраняется на территории всей страны, отмечается маркировкой ®. Компенсация за нарушение права на товарный знак — от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
Сходство до степени смешения — это значит, что разные обозначения настолько похожи, что покупатель может их перепутать. Роспатент старается этого не допускать, поэтому следит, чтобы новые товарные знаки не были слишком похожи на старые.
В эту категорию входят названия, которые лучше не использовать. Их точно не получится зарегистрировать и защитить.
В первую очередь это обозначения, которые, по мнению Роспатента, противоречат общественным интересам, принципам гуманности и нормам морали. Кроме того, опасно использовать названия произведений искусства или цитаты из них, имена персонажей. А за некоторые названия могут даже оштрафовать.
Общественным интересам противоречат названия, которые обманчиво намекают на связь с государством: включают в себя слова «российский», «федеральный», «государственный» или их части. Например, название «Госкредит» можно зарегистрировать как товарный знак, только если Минюст даст добро. А он этого не сделает, если среди учредителей компании нет государства.
С таким названием можно не дойти и до Роспатента. Сначала компанию регистрирует налоговая, а она тоже фильтрует «государственность». Но даже если что-то пропускает, то потом может передумать и заставить сменить название через суд. Например, компанию «Рос-дон М» заставили переименовываться за корень «рос».
Гуманности противоречат названия, которые слишком сильно контрастируют с продуктом или тем, что делает компания. Например, Роспатент не зарегистрирует название «Исповедальная» для водки, «Долгожитель» для пива или «Незнайка собирает друзей» для похоронного бюро.
По нормам морали не пройдут названия, которые ассоциируются с ругательствами, даже с самыми мягкими. Например, Bledina или «Ёшкин кот».
Названия произведений, имена персонажей и цитаты защищает авторское право. Даже если как-то получится зарегистрировать название с отсылкой к произведению, правообладатель может не оценить это и взыскать компенсацию через суд.
Проблемы могут возникнуть, даже если это простое совпадение: у компании «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» ушло пять лет на то, чтобы доказать, что персонаж Успенского тут ни при чем. Фамилия Чебурашкин была еще у их деда, который появился на свет намного раньше самого Чебурашки.
Еще опаснее использовать в названиях прилагательные в превосходной степени: «лучший», «первый», «номер один». ФАС может решить, что это не соответствует действительности, и оштрафовать компанию на 500 тысяч рублей.
Указательные названия прямо указывают на товары или услуги: например, «Сапоги» для магазина сапог. Монополизировать и защитить такие названия не получится. Роспатент считает их неохраняемыми элементами и не регистрирует как товарные знаки.
Владелец магазина «Сапоги» не может продать франшизу или запретить кому-то открыть на соседней улице магазин с похожим названием. Но у таких названий есть и плюсы: покупатели сразу понимают, что внутри, и никто не сможет обвинить предпринимателя в том, что он использует чужой товарный знак.
Указательные названия подходят магазинам, которые не планируют расширяться или выделяться за счет брендинга. Если у вас ларек с шаурмой или ремонтом обуви, можно просто назваться по виду деятельности и ничего не регистрировать.
Но здесь тоже есть обо что споткнуться. Шаг в сторону — и, казалось бы, указательное название превращается в чей-то товарный знак. Один мой знакомый назвал магазин детской одежды «Детским миром», потому что решил, что это распространенное название и ни у кого не может быть на него монополии. Через пять лет настоящий «Детский мир» объяснил, что это не так. Пришлось переименовываться, чтобы избежать суда.
Я советую своим клиентам не мудрить. Если не планируете регистрировать товарный знак, называйте ремонт обуви «Ремонтом обуви», а не «Вселенной обуви и ремонта».
Описательные названия указывают на свойства товара: красивый, хороший, вкусный, дешевый. Они не обладают различительной способностью: кто угодно может называть свою одежду красивой, а еду вкусной. По такому названию покупатель не отличит одного производителя от другого. Поэтому зарегистрировать их как товарные знаки тоже не выйдет.
В лучшем случае описательное название можно зарегистрировать в составе логотипа, при этом само название выделят неохраняемым элементом. Логотип будет защищен, но название с другой графикой сможет использовать кто угодно.
Например, марка «Русский продукт» зарегистрирована разными компаниями в разных графических исполнениях.
Описательное название получится зарегистрировать как товарный знак, только если доказать, что его уже так долго и широко используют, что оно приобрело различительную способность. Но особо полагаться на это не стоит. Например, «Макдональдс» не смог доказать известность бургера Big Tasty и получил отказ. С другой стороны, логотип «Много мебели» все-таки зарегистрировали как товарный знак вместе с названием.
В законе нет четкого описания известности, поэтому эксперты Роспатента сами решают, насколько известно название. Подходы разных экспертов могут отличаться, поэтому регистрация описательного названия — это лотерея. Как и указательное, такое название стоит выбирать, только если вы не против, чтобы его использовали другие компании.
С третьего уровня надежности начинаются довольно сильные названия, которые можно защитить регистрацией в Роспатенте.
Ассоциативное название намекает на суть продукта, но напрямую его не называет и не описывает свойства. Если получается придумать такое название, то оно здорово помогает выделиться среди конкурентов. Но хорошее ассоциативное название придумать сложно: всегда остается риск, что Роспатент все-таки посчитает его указательным или описательным и выделит в неохраняемый элемент.
Еще сильнее семантически нейтральные названия. Они никак не указывают на товары или их свойства, поэтому охраняются сами по себе, вне зависимости от графического исполнения. У нейтральных названий нет рисков отказа, которые есть у описательных, указательных и ассоциативных.
Вариант нейтрального названия — географическое. Оно считается нейтральным, если между продуктом и местом нет никакой связи. У покупателя не должно возникнуть и мысли, что продукт там производят или могут производить. Иначе Роспатент может отказать в регистрации.
Например, предприниматель из Челябинска подал на регистрацию название «Жамбон де пари» для колбасы. Роспатент отказал в регистрации товарного знака, потому что это название — транскрипция французского «Jambon de Paris», что означает «Ветчина из Парижа». Такое название может создать у потребителя ложное представление о том, что продукт производят во Франции, а не в Челябинске. К тому же перевод указывает еще и на конкретный вид товара — ветчину.
При этом «Везувий» для кафе и «Атакама» для обогревателей прошли регистрацию без проблем: их посчитали семантически нейтральными.
Выдуманные названия — самый надежный вариант. Среди юристов и экспертов их еще называют фантазийными. Выдуманного слова нет в словарях, поэтому маловероятно, что кто-то уже защитил его товарным знаком. Оно не указывает на товары и свойства продукта, поэтому зарегистрировать его проще других. С точки зрения бизнеса такое название хорошо выделяет компанию среди конкурентов.
Исключения — это аббревиатуры и акронимы. Они тоже часто выглядят как выдуманные, но, по мнению Роспатента, не обладают различительной способностью и не могут быть зарегистрированы как товарные знаки.
Даже если аббревиатура компании становится настолько известной, что приобретает различительную способность, защитить ее тяжело. Например, BMW и KFC смогли это сделать далеко не сразу и не во всех странах.
Акронимы — это чаще всего что-то из советского наследия вроде Тяжметпромстроя и Оптторга. С ними проблема в том, что эксперты обычно расценивают части названий как указание на продукты или их описание. Поэтому зарегистрировать подобный акроним получается только вместе с логотипом — отдельно он охраняться не будет.
А вот если придумать акроним, который выглядит выдуманным словом, то его, скорее всего, зарегистрируют без проблем. Например, Yandex — это акроним от фразы «Yet ANother inDEXer» — «Еще один индексатор».
Как выбрать название для бизнеса
Процесс обычно такой: предприниматель придумывает несколько названий, отсеивает плохие, проверяет занятые, а из оставшихся выбирает какое-то одно — сам или с помощью юриста. Посмотрим, как это выглядит.
Скажем, мы продаем плюшевых медведей. Нам нужно придумать название для бирок на медведях и вывески на магазине. Мы хотим, чтобы название отличало нас от конкурентов, — возможно, потом мы даже будем продавать франшизу. После консилиума с женой и котом у нас появилось 10 вариантов. Мы прогнали их по уровням надежности — осталось четыре. Вот их уже надо проверять.
Варианты названий для магазинов плюшевых медведей
Название | Комментарий | Вердикт |
---|---|---|
«Лучшие медведи № 1» | Нарушает закон о рекламе | 👎👎👎 |
«Красивые медведи» «Плюшевые медведи» Plush Bear | Названия описывают свойства товара. Если кто-то захочет стать нашим конкурентом, название не поможет с ним бороться. Английский язык сути не меняет | 👎👎 |
«Медвежатник» | Бойко, но на уголовном жаргоне так называют воров, которые взламывают сейфы. Эксперт может решить, что для игрушки название аморально | 👎👎 |
Плюшмедторг | Зарегистрируют только с логотипом, отдельно от него охраняться не будет. А логотипа у нас еще нет | 👎 |
«Медведи Братьев Чичкановых» «Вежливые мишутки» «Вежливые мишки» «Барни» | Названия выглядят нейтральными или выдуманными. С ними можно работать, но нужно проверить, не опередили ли нас, — а уже потом выбирать из оставшихся вариантов | 🔎 |
«Лучшие медведи № 1»: нарушает закон о рекламе. 👎👎👎
«Красивые медведи», «Плюшевые медведи», Plush Bear: названия описывают свойства товара. Если кто-то захочет стать нашим конкурентом, название не поможет с ним бороться. Английский язык сути не меняет. 👎👎
«Медвежатник»: бойко, но на уголовном жаргоне так называют воров, которые взламывают сейфы. Эксперт может решить, что для игрушки название аморально. 👎👎
Плюшмедторг: зарегистрируют только с логотипом, отдельно от него охраняться не будет. А логотипа у нас еще нет. 👎
«Медведи Братьев Чичкановых», «Вежливые мишутки», «Вежливые мишки», «Барни»: названия выглядят нейтральными или выдуманными. С ними можно работать, но нужно проверить, не опередили ли нас, — а уже потом выбирать из оставшихся вариантов. 🔎
Как проверить название
Проверять названия надежнее всего в официальной базе Роспатента. Один поиск по товарным знакам стоит 59 рублей, по заявкам — 295 рублей.
Чтобы сэкономить, можно начать с бесплатных баз. Они показывают меньше данных, но все, что есть там, есть и в базе Роспатента. Если бесплатная база покажет, что название уже занято, за его проверку можно не платить.
стоит поиск по заявкам на регистрацию товарных знаков в базе Роспатента
Я обычно пользуюсь условно-бесплатной базой linkmark.ru. Результаты поиска по базе совпадают с базой Роспатента, но в бесплатной версии не показывают поданные заявки. Может оказаться так, что наших мишек уже кто-то регистрирует, а мы об этом не узнаем. Но поиск по заявкам здесь стоит дороже, чем в Роспатенте: 500 рублей за запрос.
После бесплатного поиска остается два варианта названия: «Медвежонок Барни» и «Медведи братьев Чичкановых». Теперь стоит заплатить и прогнать их по заявкам в базе Роспатента.
Но без опыта интерпретировать результаты сложно. Возьмем того же «Барни». Кажется, что «Балми» — это совсем другое название, а на самом деле тут очевидное сходство до степени смешения по фонетическому признаку. А, скажем, «Банни» вполне может пройти, потому что это не вымышленное имя, а «Кролик» в переводе с английского.
Из-за таких нюансов товарные знаки — это отдельная специализация юристов. Какие-то названия можно отсеять и самому, но в конце лучше все-таки проконсультироваться со специалистом: это надежнее всего.
Если компания работает под чужим товарным знаком
Представьте: ваша компания работает несколько лет, зарабатывает деньги, открывает новые точки. И тут, как мой знакомый с сетью ресторанов, вы проверяете свое название и выясняете, что такой товарный знак уже есть. Вот что нужно делать дальше.
Дату начала работы вашей компании и сам факт работы устанавливает суд. К сожалению, раз вы не зарегистрировали знак, по умолчанию вы не правы и вынуждены доказывать обратное. Придется доказывать, что вы действительно продавали товары под спорным названием. Помогут любые документы, которые имеют отношение к работе: например, договоры с контрагентами и на размещение рекламы, договоры на регистрацию доменов. Чем больше таких доказательств вы принесете в суд, тем больше шансов, что решение будет в вашу пользу.
Но решения выносят разные: все зависит от суда и обстоятельств дела. В базе судебных решений больше шести тысяч дел по таким спорам, и за каждым из дел стоят чьи-то деньги, время и нервы.
Например, с маникюрного салона из Новосибирска суд взыскал 600 тысяч рублей за нарушение права на товарный знак, хотя он начал работать раньше даты приоритета. Спор дошел до Верховного суда, но тот не испытал жалости.
А автосервис из Тулы прошел несколько инстанций и все-таки отстоял свое название. Теперь ему предстоит аннулировать чужой знак через Палату по патентным спорам или арбитражный суд. Это непростой процесс, достойный отдельной статьи, но, по крайней мере, автосервису не пришлось платить компенсацию.
Если правообладатель знака подал на него заявку раньше, чем вы начали работать, придется менять название. В этом случае шансов отстоять его нет: если дело дойдет до суда, он может заставить вас выплатить компенсацию от 10 тысяч до 5 миллионов рублей — а название все равно поменять.
За последний год я видел больше сотни похожих ситуаций. Какие-то вытягивали юристы, где-то предпринимателям везло, а где-то все кончалось печально. Например, с цветочного ларька в Кирове за нарушение права на товарный знак суд взыскал 500 тысяч.
Если очень не хочется менять название
Единственная альтернатива — доработать название, чтобы оно перестало походить на зарегистрированное до степени смешения. Но этот вариант для тех, кто готов рискнуть: отличается знак или нет, все равно решает эксперт Роспатента.
При доработке точно не подойдут элементы со слабой различительной способностью или вообще без нее: местоимения, цифры, описательные прилагательные. Бесполезно писать название другим шрифтом или латиницей вместо кириллицы. Ничего не даст плюс и минус в конце названия или слитное написание вместо раздельного. Знаки проверяют и на графическое и фонетическое сходство. Если уже зарегистрирован «Ромашка и Василек», то Romashka & Vasilek и «Ромашка-Василек» пролетают: они хоть и пишутся по-разному, но звучат одинаково.
Чтобы не получить отказ, выбирайте совершенно другие варианты названий. Например, добавьте необычное существительное или прилагательное.
В любом случае, если дело дошло до суда, ищите хорошего юриста. Интеллектуальная собственность — это не та область, где можно обойтись бесплатными консультациями и шаблонами из интернета.
А еще лучше — проверяйте названия сразу и не доводите до суда. Ну не такие это деньги, чесслово.
Про выбор названия пока все. В следующий раз будет про собственно регистрацию товарного знака: что дает, сколько стоит, как не выйти в окно от предварительного отказа Роспатента. Не переключайтесь.
Кратко: как выбрать название для бизнеса
Спасибо за топовую статью
> По нормам морали не пройдут названия, которые ассоциируются с ругательствами, даже с самыми мягкими. Например, Bledina или «Ёшкин кот».
Всё отлично регистрируется:
«Ёшкин кот» (Свидетельства: № 239633 и № 417483)
«Ёшкина коровка» (Свидетельство: № 547274)
«Ядрёна Матрёна» (Свидетельства: № 424478 и № 353852)
«Ядрёна копоть» (Свидетельства: № 339662 и № 695728)
«Ядрён бидон» (Свидетельство: № 392035)
Алексей, два знака «Ешкин кот», которые вы привели, с 2011 года не действуют. В 2001 году их тогда приняли, да, но за 20 лет практика изменилась и полагаться на знак 2001 года я бы не стал. Тем более, что в 2014 году была подана новая заявка на «Ешкин кот» 2014705816 и ему отказали. По «Bledina» — да, вы правы, международный знак есть и он действует. Но едва ли национальная российская заявка с таким названием прошла бы регистрацию.
В целом, тут история в том, что заигрывания с названиями «на грани» — это всегда очень спорная и слабо предсказуемая история. Та же сеть доставок суши «ЁбиДоёби» уже третий год пытается зарегистрировать свое название, но пока что у них так и не получилось.
Алексей, а в нашем городе Йошкар-Оле есть товарный знак «Йошкин кот»
Ирина, привет, землячка)
Алексей, спасибо за статью!
Тоже буду ждать статью про регистрацию в Роспатенте)
У нас экипировочный центр спортивный товаров для туризма- альпинизма «Штурм», существуем более 10 лет. Но недавно обнаружили тренажерный зал, открытый совсем недавно под таким же названием.Правомерна ли будет наша притензия, на то чтобы зал изменил название, поскольку оно занято?
Ирина, если у вас есть товарный знак, а в товарном знаке в перечне товаров и услуг есть 41 класс МКТУ с указанием услуг клубов, фитнес-центров или предоставления спортивного оборудования, то да, правомерна.
Интересно будет почитать про регистрацию в Роспатенте.
Скажите, правильно ли я понял, что откажут в регистрации любых аббревиатур, в том числе с расшифровкой?
Например, «OTS4» (расшифровка oil treatment system of the 4th generation).
Получается, выпуская продукт под таким названием, я защитил себя от возможных атак конкурентов с этой стороны?
Влияет ли наличие логотипа?
Вопрос про аббревиатуры достаточно интересный и непростой.
Не существует общего правила о том, что любые аббревиатуры нельзя регистрировать.
Роспатент в руководстве для экспертов выделяет отдельно «общепринятые аббревиатуры и сокращения» и «сочетания букв, не имеющие словесного характера».
«Общепринятые аббревиатуры и сокращения» — это те сокращения, которые есть в словарях: «пищепром», «ООО», «кг». Их нельзя использовать как товарные знаки, потому что они не обладают различительной способностью и их может использовать кто угодно. Зато можно нарисовать логотип со словом «пищепром» и зарегистрировать этот логотип как товарный знак. В таком случае будет охраняться именно Ваша картинка, а само слово «пищепром» будет неохраняемым элементом товарного знака, в другой графике его сможет использовать и регистрировать кто угодно.
«Сочетания букв, не имеющие словесного характера» — это «обозначения, состоящие исключительно из согласных звуков (ТПР, ЧВФД), а также обозначения, в которых после букв содержатся точки (Т.Е.Н., I.D.N.S.).». От аббревиатур отличаются тем, что у этих сочетаний нет общеизвестных расшифровок.
Ваш случай с «OTS4» ближе ко второму. У Вас есть гласная буква, у слова «OTS» нет общепринятой расшифровки, как у аббревиатуры, поэтому кажется, что можно регистрировать. Но стоит знать, что «отсутствие различительной способности» всё-таки оценочный критерий, поэтому один эксперт Роспатента может зарегистрировать товарный знак «OTS4», а другой сочтет, что даже несмотря на наличие гласной в начале, «OTS4» не выглядит как слово, поэтому в регистрации нужно отказать.
Если Вам нужно регистрировать «OTS4», то я бы сделал упор на то, что «OTS4» читается как «отсфор», и поэтому различительная способность есть. Кроме этого я предложил бы подавать на регистрацию «OTS4» логотипом: тогда мы в любом случае зарегистрировали бы товарный знак, вопрос был бы только в том, получится ли сделать так, чтобы само слово «OTS4» признали охраняемым.
Расшифровка «oil treatment system of the 4th generation» никак не влияет на регистрацию. Эта расшифровка указывает на продукт, различительной способностью не обладает, будет неохраняемым элементом, поэтому что она есть, что её нет, без разницы. Хотя всё-таки немного она вредит: если Вы напишете на логотипе «OTS4 — oil treatment system of the 4th generation» то весь перечень МКТУ вам порежут до собственно систем очистки масла и того, что именно с этим связано. Это сделают, потому что расшифровка указывает на конкретные товары, и продавать одни товары под названиями других товаров нельзя. Нельзя продавать кефир под логотипом с надписью «молоко».
Из-за этого через несколько лет, когда Вы решите продавать под брендом «OTS4» другие товары для автомобилей, не связанные с системами очистки масла, Вам придется регистрировать этот же товарный знак на другие классы МКТУ, но уже без расшифровки «oil treatment system of the 4th generation». Поэтому расшифровки лучше убирать.
«Получается, выпуская продукт под таким названием, я защитил себя от возможных атак конкурентов с этой стороны?»
Спорный вопрос. Далеко не факт, что Ваше «OTS4» можно считать самостоятельным элементом, подлежащим охране. Но если его все-таки кто-то сможет зарегистрировать, по причинам, описанным выше, и этот кто-то будете не Вы, то может возникнуть неловкий момент.
Еще есть нюанс в том, что неохраняемые аббревиатуры в качестве названий могут в итоге всё-таки создать путаницу на рынке.
Например, сейчас у меня стоит задача от завода: нужно придумать, как сделать так, чтобы их аббревиатурные названия изделий зарегистрировали как товарные знаки. Они много лет выпускали изделия под названиями в духе «Т4А9-0.9» и довыпускались до того, что названия их изделий стали включать в заявки на госзакупки. И получается ситуация, что хочет, например, госпредприятие закупить продукцию этого завода и пишет в госзакупках, мол, поставьте нам изделие «Т4А9-0.9», пять штук. Название завода поставщика почему-то там указывать нельзя, а марку изделия можно. Тут как тут появляется конкурирующий завод на госзакупку, и говорит предприятию, мол, держите, вот мы тоже выпускаем изделие «Т4А9-0.9», пять штук и на сто рублей дешевле. В итоге получается, что наш завод не продает продукцию туда, куда планировали, а госпредприятие получает продукцию от другого завода не того качества, на которое рассчитывали. Счастлив только конкурирующий завод, который вовремя подсуетился.
Мораль истории в том, что если бы с самого начала завод назвал бы изделие не «Т4А9-0.9» а например, «розовый гусь», то этой ситуации сейчас бы не возникло.
В общем, если собираетесь использовать в бизнесе название «OTS4», то стоит зарегистрировать его вместе с логотипом, или зарегистрировать «OTSFOUR». Если только начинаете бизнес, не уверены, что дело пойдет и не хотите тратиться на товарный знак, то назовите товар «Murzin Oil Treatment System». Это самые беспроигрышные варианты, на мой взгляд.