Что такое название учебного заведения
Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений
Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ в пункт 1 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет, университет, академия, институт.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ статья 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.1
реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство;
обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения;
является ведущим научным и методическим центром.
реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ статья 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1
2.1. В отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, может устанавливаться категория «национальный исследовательский университет». Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается Правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий. Положение о конкурсном отборе программ развития университетов (в том числе порядок и условия их финансирования) утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации таких программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Университет по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишен Правительством Российской Федерации категории «национальный исследовательский университет».
реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;
является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
5. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.
6. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ статья 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7
7. Особенности правового статуса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета определяются специальным федеральным законом.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона
Высшие учебные заведения (вузы)
С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.
В высших учебных заведениях может быть получено высшее профессиональное образование.
Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений) регулируется Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. Для негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования Типовое положение является примерным.
Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. Если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.
В состав высшего учебного заведения входят кафедры и факультеты. Оно может создавать на базе научных организаций кафедры, осуществляющие образовательный процесс, в порядке, установленном Правительством РФ.
Высшее учебное заведение может иметь
Высшее учебное заведение любого вида и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.
Поясняем на примерах названия высших учебных заведений и их отличия
На сегодняшний день в России насчитывается около 200-250 ВУЗов, которые разбросали свои филиалы по всей стране. Знали ли вы, что все они отличаются между собой не только наименованием (в честь кого или как именно названы), направлениями обучения, вступительными испытаниями, но и по иным параметрам?
На сегодняшний день в России насчитывается около 200-250 ВУЗов, которые разбросали свои филиалы по всей стране. Знали ли вы, что все они отличаются между собой не только наименованием (в честь кого или как именно названы), направлениями обучения, вступительными испытаниями, но и по иным параметрам?
К ВУЗам относят не только университеты, но и институты, академии. Притом все образовательные заведения бывают разных форм (государственные и негосударственные (частные)). Давайте разбираться, что есть что, и чем они отличаются. Также мы готовы развеять несколько мифов о ВУЗах.
Государственный, частный (негосударственный) или федеральный ВУЗ: что лучше?
Государственное образовательное заведение (речь пойдет строго о ВУЗах) предполагает, что оно получает финансирование со стороны государства, имеет соответствующую лицензию на ведение образовательной деятельности. Все направления обучения – аккредитованы. В таких учреждениях имеется бюджетная и коммерческая формы обучения. Учредителем ВУЗа выступают государство. Выпускники получают диплом гособразца, который котируется в любом уголке нашей планеты. Считается, что поступить в государственный ВУЗ сложнее, чем в частный.
К таким заведениям относят: Финансовый университет при правительстве РФ, Институт бизнеса и делового администрирования, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова и пр.
Какие бывают ВУЗы?
Негосударственный (частный) ВУЗ предполагает, что учредителем является некое частное лицо. Финансирования от государства в этом случае нет, либо оно минимально. В большинстве случаев обучение возможно на платной основе, притом стоимость образовательных услуг будет немного ниже, чем в топовых или государственных заведениях.
Единственным недостатком таких учреждений является то, что чаще всего они выдают дипломы «частного» образца, который в дальнейшем могут не принять при поступлении в аспирантуру или иное учреждение. Среди негосударственных ВУЗов РФ можно выделить Институт международных экономических связей (Москва), Национальный открытый институт г. Санкт-Петербург, Институт деловой карьеры (Москва), Московский гуманитарный университет (Москва) и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Федеральный ВУЗ представляет собой гигантское образовательное учреждение, основанное в определенном федеральном округе чаще всего такие заведения многопрофильны. В их состав могут входить ведущие ВУЗы региона. Важно отметить, что все федеральные ВУЗы относятся государственной форме. В наименовании всегда отмечается принадлежность заведения к определенному округу. Например, Балтийский федеральный университет имени Эммануила Канта, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, дальневосточный федеральный университет и пр.
Институт, академия или университет?
Далеко не каждый понимает разницу между ВУЗами. На самом деле, это очень важно, так как от вида образовательного заведения может зависеть его престиж и востребованность, уровень и качество обучения.
Что входит в понятии ВУЗы?
Самыми распространенными разновидностями ВУЗов в России являются университеты. Под ними понимают те учреждения, которые занимаются подготовкой квалифицированных специалистов не менее, чем по семи направлениям. Образовательные программы могут быть, как для бакалавров и магистров, так и для аспирантов.
Важно отметить, что если университет занимается научно-исследовательской деятельностью, то у него будет присутствовать в наименовании приставка «НИУ» (научно-исследовательский университет), что символизирует высокое качество образования, тотальное погружение в науку.
Академия – это однопрофильное образовательное заведение. Здесь можно освоить специальность конкретного профиля: экономический, юридический и пр.
Самыми узкопрофильными образовательными заведениями считаются институты. Здесь можно освоить конкретный профиль, но при этом выпускник может работать в самых разных сферах (по полученной специальности). В настоящее время в стране доля институтов сокращается, так как считается, что поступить в них легче, а качество образования ниже. Чем в университетах и академиях.
Самые распространенные мифы о Вузах
Миф №1. Получить диплом государственного образца можно только в государственном Вузе.
На самом деле, это самое глубокое заблуждение абитуриентов и некоторых студентов. Получить диплом единого образца можно как в государственном, так и федеральном, научно-исследовательском или частном ВУЗе. Главное, чтобы образовательное заведение имело государственную аккредитацию.
Миф №2. Качество образования в коммерческом ВУЗе хуже.
Поступить в негосударственный ВУЗ намного легче, чем в иные заведения. На самом деле, «легкость» поступления кроется в том, что конкурс в частных Вузах меньше, но на качестве образования это никак не сказывается.
Миф №3. Диплом негосударственного Вуза не котируется среди работодателей.
В последнее время работодателю неважно, в каком ВУЗе получал образование сотрудник. Главное, чтобы он имел должные знания и навыки по полученной специальности.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Статья 23. Типы образовательных организаций
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Наименования школ — в соответствие с Законом об образовании до 1 июля 2016 года
С 1 июля 2016 года вступают в законную силу требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 458-ФЗ (далее – Закон об образовании) в части приведения наименований и уставов образовательных учреждений в соответствие с Законом об образовании. Процедура переименования требует не только значительного времени, но и определенных затрат.
Поэтому тем, кто этого ещё не сделал, следует поторопиться, так как изменение наименований образовательных учреждений потребует:
Нормативные документы и материалы
При проведении данной работы следует руководствоваться:
Кому необходимо вносить изменения в наименование?
Если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то его переименование в рамках Закона об образовании не требуется.
Вносить изменения в наименование необходимо:
Также согласно Закону об образовании:
Что должно быть в наименовании школы?
Обратим внимание, что согласно Закону об образовании и разъяснениям:
1.Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Тип организаций указывается с учетом их организационно-правовой формы. Типы образовательных организаций установлены в части 2 статьи 23 Закона об образовании.
2.В наименовании образовательных организаций слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».
3.При переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений их наименование должно содержать слова либо «федеральное», либо «государственное», либо «муниципальное».
4.По желанию школы и (или) желанию ее учредителя в наименовании могут быть указаны следующие необязательные сведения:
— указание для государственных и муниципальных учреждений: казенное, бюджетное, автономное;
— указание на форму собственности: «государственная», «муниципальная» или «частная»;
-указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности: уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования: содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие;
-включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
-использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования.
Например, название общеобразовательной организации может выглядеть так:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей современных технологий управления»,
где «муниципальное» — указание на учредителя (собственника имущества) учреждения;
«учреждение» — указание на организационно-правовую форму;
«бюджетное» — указание на тип государственного (муниципального) учреждения (необязательно);
«общеобразовательное» — указание на тип образовательной организации;
«Лицей современных технологий управления» — специальное наименование, указывающее на особенности осуществляемой образовательной деятельности (в кавычках).
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О некоммерческих организациях»