Что такое названному отцу
Значение слова названный отец
Ответ:
Объяснение:
Особая роль в балладе отводится повествователю, который дает лирическую оценку происходящему.
Улыбнись, моя краса,
В ней большие чудеса,
Баллада имеет сюжет. Важную роль в раскрытии идеи играет диалог в балладе всегда остаётся загадка, тайна. Баллада имеет зачин и концовку. Баллада В. А. Жуковского «Светлана» является произведением романтизма. Здесь описаны чувства, возвышающие человека: «Милый друг далеко; Мне судьбина умереть в грусти одинокой». Светлана любит, страдает, верит, боится, очень много чувств она испытывает в балладе. Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приемов. (Эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т. д.). В балладе всегда остается загадка, тайна. Что русского, национального в этой балладе? (образ крещенских гаданий, голубь – символ Духа Святого, защитника чистой души, снежные заносы одинокая “хижинка под снегом”, утреннее пенье петуха, тройка с колокольчиком, свадебная песня “Многие Леты”). Все эти детали так отчетливо и живописно рисовали русский мир, что “Светлану” без сомнений провозгласили первой русской балладой. К этому еще надо присоединить великолепный русский язык, каким написана баллада.
Значение слова «отец»
5. Прост. Обращение к пожилому мужчине. [Графиня-бабушка:] Что? а? глух, мой отец; достаньте свой рожок. Грибоедов, Горе от ума. [Лютов] заказывал старику лакею: — И дашь ты нам, отец, к водке ветчины вестфальской и луку испанского. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Согласно некоторым антропологам, человек, осознающий, как правило, своё отцовство, отличается этим от животных (тем более высших приматов). Утверждения, согласно которым некоторые племена (в частности, это утверждалось об австралийских аборигенах реки Талли) не представляют, «откуда берутся дети» и/или не осознают отцовства конкретного лица (часто это связывали с предполагаемым институтом группового брака), современной наукой не подтверждаются.
Установление отцовства конкретного лица, неочевидного и связанного с событием зачатия и частной жизнью, является особой правовой проблемой. Известно латинское высказывание: Mater semper certa; pater est quem nuptiae demonstrant ‘Мать всегда точно известна; отец определяется по браку’. Во многих правовых системах рождение ребёнка матерью довершалось особым актом со стороны отца, который признавал его своим (в римском праве — брал с земли на руки, tollere). Кодекс Наполеона ввёл формальную норму, согласно которой отцом ребёнка, рождённого замужней женщиной, считается её муж. В наше время для установления отцовства может привлекаться генетическая экспертиза.
В римском праве (как и во многих традиционных обществах с патриархатом) отец семейства имел преимущественные права по сравнению с членами своей семьи (вплоть до права жизни и смерти) и был посредником между ними и общественными институтами. Термин «отец» из-за этой особой роли исключительно часто используется в религии и идеологии.
Метафора отца как главы семьи и, шире, предка по мужской линии, распространяется на Бога как Творца (теонимы вроде Юпитер со словом «отец», обращение к Богу как отцу — молитва Отче наш), священника как главу общины (авва, патер, батюшка, приставка «отец» к имени) и правителя как главы общества (отец отечества, «отцы города», патернализм, титул Сталина — Отец народов). Страна воспринимается как совокупность владения отцов — предков, отсюда термины отечество, патриотизм.
Имя отца у многих народов входит в состав личного имени, образуя отчество (у древних греков, славян, германцев, восточных народов), в дальнейшем такие отчества могут давать начало фамилиям, которые передаются (чаще всего по мужской линии) в следующие поколения.
ОТЕ’Ц, отца́, м. 1. Мужчина по отношению к своим детям. Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом! Грбдв. Он родился просто, как говорят: ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца. Ггль. || Тот, у кого есть дети. Он уже о. 2. Самец по отношению к своему потомству (преимущ. о племенных, породистых лошадях, собаках и т. п.; спец.). 3. Тот, кто заботится о других: покровитель, благодетель (разг. устар.). Будьте отец и благодетель. А. Острвскй. — Ты отец. До населенья добр и милостив ты был. Нкрсв. || только мн., чего. Руководитель, глава (разг. устар., теперь ирон.). Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? Грбдв. Отцы города (шутл. ирон. о гласных городских дум до революции). 4. Основоположник учения, какой-н. отрасли науки, искусства (книжн.). . Нас ковал великий Ленин, наш вождь, наш учитель, наш отец, который не знал и не признавал страха в борьбе. Стлн. Гомер, отец стихов. Бгднвч. Дарвин — о. современного естествознания. || Источник, начало чего-н. (книжн.). Нужда — отец догадки. Пословица. 5. только мн. Предки, предшествующее поколение. — Вот то-то, все вы гордецы. Спросили бы, как делали отцы. Грбдв. «Отцы и дети» (заглавие романа Тургенева). 6. Вежливое обращение к пожилому мужчине (простореч.). Посторонись, о.! 7. Название служителей культа, монахов, также при обращении к ним (церк. и устар.). Благослови меня, честны́й отец. Пшкн. Ведь это ересь, отец игумен? Пшкн. Простившись с игумном и гостями, пошли отцы вон из кельи. Мльнкв-Пчрскй. ◊
путем передачи наследства или по традиции.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
оте́ц
1. родитель, мужчина, имеющий детей, по отношению к своим детям; глава семейства ◆ Что за комиссия, Создатель, // Быть взрослой дочери отцом! А. С. Грибоедов, «Горе от ума», 1825 г. ◆ Под ноги шубу кладут, мать стоит, с булкой или калачом, а отец держит икону, и невеста начинает прощаться: «Простите меня, милые родители, в чужой дом пойти». 〈…〉 Отец брал булку хлеба с солью в солонке и три раза проводил ею над головами молодых со словами: «Вот тебе, сынок Пётр Иванович, наша дочь». 〈…〉 После этого отец вёл в баню молодого. Свадьба тюменских старожилов, «2004» // «Народное творчество» (цитата из НКРЯ)
2. самец, имеющий детёнышей ◆ Главенствующий на данный момент лев в прайде, как правило, отец львят.
4. разг. устар. тот, кто заботится о других (находящихся в зависимости, подчинении): покровитель, благодетель ◆ Полковник наш рождён был хватом: // Слуга царю, отец солдатам… Лермонтов, «Бородино», 1837 г. ◆ Будьте отец и благодетель. А. Н. Островский, «Не в свои сани не садись», 1852 г.
5. мн. ч. предки, предшествующее поколение ◆ Вот то-то, все вы гордецы. // Спросили бы, как делали отцы. Грибоедов, «Горе от ума (1816–1824)», 1825 г. ◆ «Отцы и дети» (заглавие романа Тургенева). (цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.) ◆ Богаты мы, едва из колыбели, // Ошибками отцов и поздним их умом. Лермонтов, «Дума», 1839 г.
6. разг. устар. мн. ч. наиболее почётные и уважаемые лица, стоящие во главе чего-либо
|| шутл., ирон. о гласных городских дум до революции 1917 г.
|| теперь ирон.: руководители, гла́вы, начальство ◆ [Чацкий:] Где, укажите нам, отечества отцы, // Которых мы должны принять за образцы? Грибоедов, «Горе от ума (1816–1824)», 1825 г. ◆ Отцы города. (цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.) ◆ Постояли перед Медным Всадником, пожалели, что некогда отцы города счистили зелень, ― прекрасную чёрно-зелёную патину. К. К. Вагинов, «Козлиная песнь», 1928 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Вкалывающих бок о́ бок почту и цензуру отцы тыловой части навострились устраивать добротно. 〈…〉 Н-ну, друг Артюха! Ну, отцы командиры! Я вам этого не забуду! Виктор Астафьев, «Обертон», 1995–1996 г. (цитата из НКРЯ)
7. основатель, родоначальник (отец-основатель) ◆ Сталин знал, несомненно, что «отцы-основатели» Израиля были, как правило, выходцами из России, связанными с Бундом, с российским социал-демократическим движением. Александр Бовин, «Пять лет среди евреев и мидовцев, или Израиль из окна российского посольства», 1999 г. (цитата из НКРЯ) ◆ «Мудрые отцы-основатели, ― пишет он, ― первым пунктом Американской конституции сделали отделение церкви от государства. Игорь Ефимов, «Суд да дело», 2001 г. // «Звезда» (цитата из НКРЯ)
8. книжн. родоначальник, основоположник учения, какой-либо отрасли науки, искусства
|| книжн. источник, начало чего-либо ◆ Чарльз Дарвин — отец современного естествознания. ◆ Гоголя до́лжно считать отцом русской прозаической литературы, как Пушкина ― отцом русской поэзии. Н. Г. Чернышевский, «Очерки гоголевского периода русской литературы», 1856 г. (цитата из НКРЯ) ◆ … Гомер, образец всех филологов, и Энний, отец латинских поэтов, как об этом свидетельствует Гораций … М. М. Бахтин, «Формы времени и хронотопа в романе», 1937–1938 г. (цитата из НКРЯ) ◆ [На фотографии] был снят во весь рост Николай Егорович Жуковский … — отец русской авиации. А. А. Бек, «Талант», (Жизнь Бережкова) / Части 1–3, 1940–1956 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Отец кибернетики Норберт Винер. Владилен Барашенков, «Верен ли закон Ньютона?», 2003 г. // «Знание — сила» (цитата из НКРЯ) ◆ Отец классификации всего живого шведский натуралист Карл Линней ввёл для каждого организма известную систему двойного латинского названия, в которой картофель ― это Solanum tuberosum, а человек ― Homo sapiens. «Радиоэхо», 12 сентября 2003 г. // «Поиск» (цитата из НКРЯ) ◆ Нужда — отец догадки. Пословица. (цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.)
9. церк. употребляется при названии лиц духовного звания (обычно присоединяется к имени или сану), а также при обращении к ним; поп, батюшка, монах и т. д. ◆ Благослови меня, честны́й отец. Пушкин, «Борис Годунов (1825)», (декабрь 1830 г.) 1831 г. ◆ Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца, с крестом в руках. Пушкин, «Капитанская дочка», 1836 г. ◆ — Кабы я знал, я бы лучше отвёз Анну Павловну в город к отцу протопопу знакомому. А. Ф. Писемский, «Боярщина (1844 г.)», 1858 г. ◆ [Иоанн:] Прости, // Святой отец, что потревожил я // Твоё уединенье и молитвы. А. К. Толстой, «Смерть Иоанна Грозного», 1866 г. (цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС)) ◆ Простившись с игумном и гостями, пошли отцы вон из кельи. П. И. Мельников-Печерский, «В лесах», Книга первая, 1871–1874 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Оте́ц
1. религ. в [[христианство|христианстве]] сокращение от Отец Небесный ◆ Объясняя, кто он такой, что он такое, и во имя чего он учит, и в каком смысле он Христос, избранник, помазанник Божий, и в каком смысле он не Христос, он сказал: я и Отец — одно. Л. Н. Толстой, «Соединение и перевод четырёх Евангелий», 1902 г. // «Толстовский Листок — Запрещённый Толстой» (цитата из НКРЯ)
Назвать сына именем отца: хорошо или плохо?
Мой муж и его отец оба Сергеи. Ничего плохого вроде не случилось Не переживайте
Нюшастик, у нашей Масяньки сын Андрей и муж Андрей. Насколько я помню, называли они не в честь, а просто Маше имя очень нравилось. ТТТ на них, конечно, но глядя на их семью, душа радуется (еще раз, ТТТ).
Ну вот еще пример, Масляков-младший имя отца носит Плохая судьба, разве?
Державин Михал Михалыч (тот, что в театре Сатиры работает), Дроздов Николай Николаевич (В мире животных) и т.д.
Нюшастик,
Нюшастик, говорят судьба тяжелая будет- но у меня есть знакомый Александров Александр Александрович и вроде не обижен
У меня муж Сан Саныч Папа у него хороший и сын такой же, даже лучче!
И у меня муж тоже Сан Саныч
Барся
Более того, хочет второго ребёнка, непременно дочь и хочет назвать Александрой
Можно привести массу как положительных, так и негативных примеров. Примета действительно существует, суть ее в том, что ребенок будет несчастлив. У меня у родственников есть ненсколько отрицательных проявлений этого.
НО! тут надо просто понять для сенбя веришь в эту примету или нет. Если нет, то не забивать голову и жить спокойно
Семицветик, пасиб!
На самом деле всё действительно так. Назвали тоже Андрей, совсем не в честь папы, а потому что нравится.
Насколько я понимаю, ребенок по примете может повторить судьбу отца. Возможно это хорошо и у отца судьба счастливая, но это все же повторение, у человека доложна быть своя судьба имхо.
Lisa, во-первых, в России приставка «младший» употреблется очень редко. А во-вторых, если нам просто нравится это имя безотносительно гордости будущего отца?
Masjanka, про Путина я уже не раз вспоминала Но дело в том, что примета, о которой я слышала, говорит, что проблемы будут либо у сына, либо у отца, а кто там знает, как поживает папенька ВВ?
Я ничего плохого не вижу,но нме просто это не очень нравится У меня муж Сергей Сергеевич.
ой не могу неужели это и решит судьбу твоего сына? называй как нравится! судьбу своего отца (матери) дети в любом случае могут повторить вне зависимости от имени.
Кстати а как мужа-то зовут? о каком имени вообще речь?
Еленочка, да шутю я, конечно На самом деле сама не знаю, что на меня нашло. Обычно я в приметы не верю и совершенно равнодушна к «бабушкиным пугалкам». Но когда дело касается жизни и здоровья моих мужа и ребенка я, кажется, готова «перебдеть, чем недобдеть» Мужа зовут Антон Тут вот еще, видишь, к такому отчеству в любом случае нелегко имя подобрать.
Я никогда не слышала что это плохой знак, но сына бы как отца не назвала, так как считаю что у ребёнка должно быть своё имя, своё я. И муж мой считает так же.
» Дописано позже
да, и не считаю что это плохо
Фила, дык это другое дело. Мне вот тоже имя мужа нравится.
Нюшастик, Ты нужную тему подняла. Я вот тоже все больше и больше склоняюсь, что если будет сынок, назвать его именем мужа.
Мишелька, мы часто в ногу идем!
Nika, ой, что-то грустно очень
А я себе сказала, сын будет именно по имени отца. А вот дочь. В честь себя не хочу, а вот в честь моей матери или его матери можно.
Нюшастик, и не говори, прямо под копирку
[quote=Ariel,17 авг 2006, 16:18]
Я никогда не слышала что это плохой знак, но сына бы как отца не назвала, так как считаю что у ребёнка должно быть своё имя, своё я. И муж мой считает так же.
Своё я, наверное, зависит не только от имени. И от одного только имени оно не появится и не пропадёт.
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Обращение к священнику словом «отец» является для церковной среды само собой разумеющимся. Для людей же нецерковных оно нередко становится камнем преткновения. Лично мне вопрос, почему священников называют отцами, приходилось слышать не один десяток раз. Смущают вопрошающих, как правило, несколько моментов:
Во-первых, отец – это всегда тот, кто выше. Как можно признавать чьё-то главенство над собой, когда все люди равны?
Во-вторых, как можно назвать отцом чужого человека? Отец – понятие не отвлечённое, это некто родной, близкий. Если я вижу священника первый раз в жизни, то какой же он мне отец?
В-третьих, как быть с тем, что среди священников немало людей молодых, а лично мне сорок, пятьдесят, шестьдесят? Как человек, который моложе меня может называться мне отцом?
Ну и наконец, как можно называть духовных лиц отцами, если Христос сказал «и отцом себе не называйте никого на земле» (Мф. 23:9)?
Однако обо всём по порядку.
Убеждение в равенстве всех людей – одно из нелепейших заблуждений нашего времени. В самом деле, где и когда можно было видеть равенство? Какой должна быть среда, где все люди были бы равны? Тот факт, что равенство невозможно как таковое – очевиден и естественен. Люди рождаются неравными: у всех нас разные таланты, возможности и потенциал. Разное здоровье и склонности. Разная социальная среда, материальный уровень и условия жизни. И если вы думаете, что хоть перед Богом все равны, то и тут вас ждёт разочарование: вспомните евангельское «кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48) и вы поймёте, что ни один и тот же грех, ни одна и та же добродетель разных людей не оцениваются Богом одинаково. Можно, конечно, говорить о равенстве всех перед законом и о равенстве прав, но и это равенство – весьма относительное. Равные права данные разным людям вовсе не гарантируют равенство возможностей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Церковь, принимая неравенство людей как данность, не только не стремится реализовывать в себе спорные идеалы, но, напротив, дорожит собственной иерархичностью и видит в ней одну из собственных основ. Иерархически священник выше мирянина, однако эта высота – высота не власти, а ответственности. Священник ответственен за пасомых, его главенство в заботе и любви. Так же, как у отца в семье. Собственно, для своей паствы священник и является отцом – главой церковной общины, своего рода, духовной семьи. Так что, когда прихожане называют священников батюшками, – это самая что ни на есть норма, и ничего противоестественного в ней нет.
Однако для людей, к Церкви не принадлежащих, священник – чужой человек. С чего бы им называть священников отцами? Отвечу вопросом на вопрос: вы когда-нибудь задумывались, откуда взялась традиция обращаться к человеку на «вы»? Всё очень просто: есть ряд людей, которые ответственны за других – правители, священники, руководители, отцы семейств. Когда элементарная культура общения требует проявить к кому-либо подчёркнутое уважение, к нему обращаются не только как к человеку, но как тому, кто представляет всех, за кого несёт ответственность: народ, паству, коллектив, семью. Так же и со священством: ни для кого не секрет, что священство – не работа, а образ жизни. Стало быть, и пастырская ответственность неотделима от личности пастыря. А значит статус отца принадлежит священнику в силу образа жизни, независимо от окружающей обстановки. Следовательно, священник – отец всегда: для паствы, как глава духовной семьи, для все остальных – как тот, кто с этой семьёй связан неразрывными узами ответственности.
При всём этом не стоит забывать, что дар священства самому священнику не принадлежит. Он дан Богом Церкви, и Церковь делегирует его конкретному лицу. Христовой Церкви, как известно, более двух тысяч лет. Поэтому когда священников называют отцами люди, превосходящие их возрастом, то последним стоит помнить, что сан, которым облечён, возможно, совсем юный батюшка, старше кого бы то ни было, живущего на земле. Кстати сказать, в этой связи глупо сердиться, когда священников называют попами. Ведь «поп» – весьма архаичный вариант слова «папа», то бишь отец. Кстати, на протяжении веков на Руси вполне официально священников называли не иначе как попами. Одиозный протопоп Аввакум, напомню, жил в XVII веке и никого тогда не смущало, что называли его никак не протоиереем.
И, наконец, да, если Христос сказал никого не называть отцом, это вовсе не значит, что у сказанного есть исключительно буквальный смысл. В данном случае Спаситель обличает фарисейскую спесь. Ещё бы: фарисеи и учителя, и наставники, и отцы… И в словах Господа слышится явное: не берите с них пример и не подыгрывайте им. В собственном смысле Отец у нас один – Бог, недаром ведь Евангелие рисует перед нами Царство Божие как семью с Отцом-Богом во главе. Но ведь у этой совершенной семьи есть проекции в мире: наши обычные семьи и семьи духовные, то есть христианские общины. И глав этих семей называют отцами как раз в силу того, что Отец всех отцов – Бог.
Итак, священников называют отцами в силу их служения и образа жизни, в силу уважения и традиции, в силу древности такого установления, как священство, и естественного положения вещей. И ничего противоречащего Евангелию, правилам элементарного приличия и здравому смыслу в этом нет и быть не может.
Шурин, деверь, золовка, сноха и другие: как называются родственники
Как называются родственники? Тесть и теща, свёкор и свекровь обычно всем известны, а вот такие слова как шурин, сват, деверь, золовка, сноха – вызывают затруднения у современных людей. Давайте разберемся, кто кому кем приходится в семье.
Родители и дети
Племянник и племянница — дети брата или сестры, а также деверя или золовки, шурина или свояченицы.
Дядя — брат отца или матери.
Тётя — сестра отца или матери.
Пасынок — сын мужа или жены от другого брака.
Падчерица — дочь мужа или жены от другого брака.
Сводные братья и сестры — дети от разных браков. Если отец/мать ребенка вступает в новый брак, то дети мачехи/отчима будут его сводными братьями/сестрами.
Единокровный брат, единокровная сестра — дети, у которых один отец (общая кровь), но разные матери.
Единоутробный брат, единоутробная сестра — дети, у которых одна мать (общая утроба), но разные отцы.
Супруги и их родители
Свёкор — отец мужа.
Свекровь — мать мужа. Происхождение этого слова означает «своя кровь».
Тесть — отец жены.
Тёща — мать жены. Именно про тёщу и ее отношения с зятем существует огромное множество анекдотов, высмеивающих их взаимную вражду и ненависть. Но есть и пословицы про добрые отношения между тещей и зятем, например: «У хорошей тёщи зятёк — самый любимый сынок».
Сват — отец одного из супругов по отношению к родителям другого супруга. Про человека, втершегося в доверие, говорят «и сват, и брат». Есть также поговорка: «Брат — брат, сват — сват, а денежки не родня».
Сватья (не путать со свахой)— мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга. Сватья баба Бабариха у Пушкина – это на самом деле мать всех трех девиц, которые пряли поздно вечерком, так что ее ненависть к третьей сестрице и родному внуку труднообъяснима. Дальше по тексту сказки Пушкин подтверждает это в эпизоде, где князь Гвидон превратился в комара и укусил сватью бабу за нос: «Но жалеет он очей старой бабушки своей».
Сваха — женщина, занимающаяся сватаньем, устройством браков. Профессия, в наши дни исчезнувшая, но в прошлом весьма востребованная.
Зять — муж дочери, сестры, золовки. Другими словами, зять — мужчина по отношению к семье жены: ее родителям, братьям, сестрам.
Невестка — жена сына, брата, шурина. Другими словами, невестка — женщина по отношению к семье мужа: его родителям, братьям, сестрам.
Братья и сёстры супругов
Деверь — брат мужа.
Свояченица — сестра жены.
Свояк – муж свояченицы, то есть муж сестры жены. Свояками могут называть друг друга мужчины, женатые на сестрах.
Также иногда возникает вопрос, кого называют кумом и кумой.