Что такое названный отец по литературному чтению
Сказка «Названный отец»
«Названный отец» ‒ это сказка о трех братьях, которые после смерти родителей пошли наниматься в работники. Встретили по дороге старика, который помог им обзавестись хозяйством и стал названным отцом. Из этой истории ребята узнают о людях, не помнящих добра. Ведь если тебе помогли, помни об этом, окажи посильную помощь другим. Старшие братья разбогатели и стали скупыми. Забыли, как это плохо, когда ты беден и не можешь накормить своих детей. Нет денег на хлеб и лекарства. Они смеялись над бедняками и отказывали им в небольшом подаянии. А старец ведь наказывал им жить по правде. Если хотите узнать, как все это случилось, прочитайте книжку.
Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!
Названный отец
Остались три брата сиротами — ни отца, ни матери. И дома — ни кола ни двора. Вот и пошли они по сёлам, по хуторам в работники наниматься. Идут и думают: «Эх, кабы наняться к доброму хозяину!» Глядь, старичок идёт, старый-старый, борода белая до пояса. Поравнялся старик с братьями, спрашивает:
— Куда, детки, путь держите?
— Разве у вас своего хозяйства нету?
— Нету, — отвечают. — Кабы нам добрый хозяин попался, мы бы честно у него работали, слушались и как родного отца почитали.
Подумал старик и говорит:
— Ну что ж, будьте вы мне сынами, а я вам — отцом. Я из вас людей сделаю — научу жить по чести, по совести, только слушайтесь меня.
Согласились братья и пошли за тем стариком. Идут тёмными лесами, широкими полями. Идут, идут и видят — хатка стоит, такая нарядная, беленькая, пёстрыми цветами обсаженная. А около — вишнёвый садик. А в садике — девушка, пригожая, весёлая, как те цветики. Поглядел на неё старший брат и говорит:
— Вот бы мне эту девушку в жёны! Да коров да волов побольше!
А старик говорит ему:
— Что ж, пойдём свататься. Будет у тебя жена, будут у тебя, и волы и коровы — живи счастливо, только правды не забывай.
Пошли они, сосватались, отгуляли весёлую свадьбу. Сделался старший брат хозяином и остался с молодой женой в той хатке жить.
А старик с младшими братьями пошёл дальше. Идут они тёмными лесами, широкими полями. Идут, идут и видят — хатка стоит, хорошая, светленькая. А рядом пруд, у пруда мельница. И пригожая девушка возле хатки что-то делает — такая работящая. Средний брат посмотрел на неё и говорит:
— Вот бы мне эту девушку в жёны! А в придачу мельницу с прудом. Сидел бы я на мельнице, хлеб молол — был бы сыт и доволен.
— Что ж, сынок, будь по-твоему!
Пошли они в ту хату, высватали девушку, отгуляли свадьбу. Теперь средний брат остался с молодой женой в хате жить. Говорит ему старик:
— Ну, сынок, живи счастливо, только правды не забывай.
И пошли они дальше — меньшой брат и названый отец. Идут они, смотрят — бедная хатка стоит, и девушка из хатки выходит, как зорька пригожая, а таково-то бедно обряженная — прямо латка на латке. Вот меньшой брат и говорит:
— Ежели бы мне эту девушку в жёны! Работали бы мы — был бы у нас хлебушек. Не забыли бы мы и про бедных людей: сами бы ели и с людьми делились.
Тогда старик и говорит:
— Добро, сынок, так и будет. Только гляди правды не забывай.
Оженил и этого, да и пошёл себе путём-дорогою.
А братья живут. Старший так разбогател, что уж и дома себе строит, и червонцы копит — только о том и думает, как бы ему тех червонцев побольше накопить. А чтоб бедному человеку помочь, об том и речи нет — сильно скупой стал!
Средний тоже разжился: стали на него батраки работать, а сам он только лежит, ест, пьёт да распоряжается.
Младший живёт потихоньку: коли что дома заведётся, с людьми поделится; а нет ничего — и так ладно, не жалуется.
Вот ходил, ходил названый отец по белу свету, и захотелось ему посмотреть, как-то его сыны живут — с правдою не расходятся. Прикинулся он старцем убогим, пришёл к старшему сыну, ходит по двору, кланяется низко, приговаривает:
— Подайте старику убогому на пропитание от щедрот ваших!
— Не такой ты старый, не прикидывайся! Захочешь — заработаешь! Я сам недавно на ноги встал. Проваливай!
А у самого от добра сундуки ломятся, дома новые понастроены, товару полны лавки, хлеба полны закрома, денег несчётно. А милостыни не дал!
Ушёл старик ни с чем. Отошёл, может, с версту, стал на пригорок, оглянулся на то хозяйство да на то добро —так всё оно и запылало!
Пошёл он к среднему брату. Приходит, а у того и мельница, и пруд, и хозяйство хорошее. Сам у мельницы сидит. Поклонился дед низёхонько и говорит:
— Дай, добрый человек, хоть горстку муки! Я убогий странник, нечего мне есть.
— Ну да, — отвечает, — я ещё и себе не намолол! Много вас тут таких шатается, на всех не напасёшься!
Ушёл старик ни с чем. Отошёл немного, стал на пригорок, оглянулся — так и охватило ту мельницу дымом-пламенем!
Пришёл старик к меньшому сыну. А тот живёт бедно, хатка маленькая, только что чистенькая.
— Дайте, — говорит старик, — люди добрые, хоть корочку хлебца!
— Иди в хату, дедушка, там тебя накормят и с собой дадут.
Приходит он в хатку. Хозяйка поглядела на него, видит —он в лохмотьях, обтрёпанный. Пожалела его. Пошла в клеть, принесла рубаху, штаны, дала ему. Надел он. А как стал он эту рубаху надевать, увидела хозяйка у него на груди большую рану. Усадила она старика за стол, накормила, напоила. А тогда хозяин и спрашивает:
— Скажи, дедушка, отчего это у тебя на груди такая рана?
— Да, — говорит, — такая у меня рана, что от неё скоро я помру. Один день мне жить осталось.
— Экая беда! — говорит жена — И нету от этой раны никаких лекарств?
— Есть, — говорит, — одно, да только его никто не даст, хоть каждый может.
— А почему же не дать? Скажи, какое лекарство?
— Трудное! Если хозяин возьмёт да подожжёт свою хату со всем добром, а пеплом с того пожарища засыплет мою рану, то рана закроется и заживёт.
Задумался младший брат. Долго думал, а потом и говорит жене:
— Да так, — отвечает жена, — что мы хату другую наживём, а добрый человек умрёт и вдругорядь не родится.
— Ну, коли так, — говорит муж, — выноси детей из хаты.
Вынесли они детей, вышли сами. Глянул человек на хату — жалко ему своего добра. А старика жалчее. Взял, да и поджёг. Хата жарко занялась и… пропала. А на её месте встала другая — белая, высокая, нарядная. А дед стоит, в бороду ухмыляется.
— Вижу, — говорит, — сынок, что из вас троих только ты один с правдою не разминулся. Живи счастливо!
Тут узнал меньшой сын своего названого отца, кинулся к нему, а его и след простыл.
Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие сказки.
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Обращение к священнику словом «отец» является для церковной среды само собой разумеющимся. Для людей же нецерковных оно нередко становится камнем преткновения. Лично мне вопрос, почему священников называют отцами, приходилось слышать не один десяток раз. Смущают вопрошающих, как правило, несколько моментов:
Во-первых, отец – это всегда тот, кто выше. Как можно признавать чьё-то главенство над собой, когда все люди равны?
Во-вторых, как можно назвать отцом чужого человека? Отец – понятие не отвлечённое, это некто родной, близкий. Если я вижу священника первый раз в жизни, то какой же он мне отец?
В-третьих, как быть с тем, что среди священников немало людей молодых, а лично мне сорок, пятьдесят, шестьдесят? Как человек, который моложе меня может называться мне отцом?
Ну и наконец, как можно называть духовных лиц отцами, если Христос сказал «и отцом себе не называйте никого на земле» (Мф. 23:9)?
Однако обо всём по порядку.
Убеждение в равенстве всех людей – одно из нелепейших заблуждений нашего времени. В самом деле, где и когда можно было видеть равенство? Какой должна быть среда, где все люди были бы равны? Тот факт, что равенство невозможно как таковое – очевиден и естественен. Люди рождаются неравными: у всех нас разные таланты, возможности и потенциал. Разное здоровье и склонности. Разная социальная среда, материальный уровень и условия жизни. И если вы думаете, что хоть перед Богом все равны, то и тут вас ждёт разочарование: вспомните евангельское «кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48) и вы поймёте, что ни один и тот же грех, ни одна и та же добродетель разных людей не оцениваются Богом одинаково. Можно, конечно, говорить о равенстве всех перед законом и о равенстве прав, но и это равенство – весьма относительное. Равные права данные разным людям вовсе не гарантируют равенство возможностей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Церковь, принимая неравенство людей как данность, не только не стремится реализовывать в себе спорные идеалы, но, напротив, дорожит собственной иерархичностью и видит в ней одну из собственных основ. Иерархически священник выше мирянина, однако эта высота – высота не власти, а ответственности. Священник ответственен за пасомых, его главенство в заботе и любви. Так же, как у отца в семье. Собственно, для своей паствы священник и является отцом – главой церковной общины, своего рода, духовной семьи. Так что, когда прихожане называют священников батюшками, – это самая что ни на есть норма, и ничего противоестественного в ней нет.
Однако для людей, к Церкви не принадлежащих, священник – чужой человек. С чего бы им называть священников отцами? Отвечу вопросом на вопрос: вы когда-нибудь задумывались, откуда взялась традиция обращаться к человеку на «вы»? Всё очень просто: есть ряд людей, которые ответственны за других – правители, священники, руководители, отцы семейств. Когда элементарная культура общения требует проявить к кому-либо подчёркнутое уважение, к нему обращаются не только как к человеку, но как тому, кто представляет всех, за кого несёт ответственность: народ, паству, коллектив, семью. Так же и со священством: ни для кого не секрет, что священство – не работа, а образ жизни. Стало быть, и пастырская ответственность неотделима от личности пастыря. А значит статус отца принадлежит священнику в силу образа жизни, независимо от окружающей обстановки. Следовательно, священник – отец всегда: для паствы, как глава духовной семьи, для все остальных – как тот, кто с этой семьёй связан неразрывными узами ответственности.
При всём этом не стоит забывать, что дар священства самому священнику не принадлежит. Он дан Богом Церкви, и Церковь делегирует его конкретному лицу. Христовой Церкви, как известно, более двух тысяч лет. Поэтому когда священников называют отцами люди, превосходящие их возрастом, то последним стоит помнить, что сан, которым облечён, возможно, совсем юный батюшка, старше кого бы то ни было, живущего на земле. Кстати сказать, в этой связи глупо сердиться, когда священников называют попами. Ведь «поп» – весьма архаичный вариант слова «папа», то бишь отец. Кстати, на протяжении веков на Руси вполне официально священников называли не иначе как попами. Одиозный протопоп Аввакум, напомню, жил в XVII веке и никого тогда не смущало, что называли его никак не протоиереем.
И, наконец, да, если Христос сказал никого не называть отцом, это вовсе не значит, что у сказанного есть исключительно буквальный смысл. В данном случае Спаситель обличает фарисейскую спесь. Ещё бы: фарисеи и учителя, и наставники, и отцы… И в словах Господа слышится явное: не берите с них пример и не подыгрывайте им. В собственном смысле Отец у нас один – Бог, недаром ведь Евангелие рисует перед нами Царство Божие как семью с Отцом-Богом во главе. Но ведь у этой совершенной семьи есть проекции в мире: наши обычные семьи и семьи духовные, то есть христианские общины. И глав этих семей называют отцами как раз в силу того, что Отец всех отцов – Бог.
Итак, священников называют отцами в силу их служения и образа жизни, в силу уважения и традиции, в силу древности такого установления, как священство, и естественного положения вещей. И ничего противоречащего Евангелию, правилам элементарного приличия и здравому смыслу в этом нет и быть не может.
Названный отец — украинская народная сказка
Сказка про трех братьев. Осиротев, они пошли по свету в работники наниматься и встретили человека, который им помог, но велел правды не забывать. Два брата, разбогатев, зачерствели душой, только младший наказ его выполнял.
Названный отец читать
Остались три брата сиротами — ни отца, ни матери. И дома — ни кола ни двора. Вот и пошли они по сёлам, по хуторам в работники наниматься. Идут и думают: «Эх, кабы наняться к доброму хозяину!» Глядь, старичок идёт, старый-старый, борода белая до пояса. Поравнялся старик с братьями, спрашивает:
— Куда, детки, путь держите?
— Разве у вас своего хозяйства нету?
— Нету, — отвечают. — Кабы нам добрый хозяин попался, мы бы честно у него работали, слушались и как родного отца почитали.
Подумал старик и говорит:
— Ну что ж, будьте вы мне сынами, а я вам — отцом. Я из вас людей сделаю — научу жить по чести, по совести, только слушайтесь меня.
Согласились братья и пошли за тем стариком. Идут тёмными лесами, широкими полями. Идут, идут и видят — хатка стоит, такая нарядная, беленькая, пёстрыми цветами обсаженная. А около — вишнёвый садик. А в садике — девушка, пригожая, весёлая, как те цветики. Поглядел на неё старший брат и говорит:
— Вот бы мне эту девушку в жёны! Да коров да волов побольше!
А старик говорит ему:
— Что ж, пойдём свататься. Будет у тебя жена, будут у тебя, и волы и коровы — живи счастливо, только правды не забывай.
Пошли они, сосватались, отгуляли весёлую свадьбу. Сделался старший брат хозяином и остался с молодой женой в той хатке жить.
А старик с младшими братьями пошёл дальше. Идут они тёмными лесами, широкими полями. Идут, идут и видят — хатка стоит, хорошая, светленькая. А рядом пруд, у пруда мельница. И пригожая девушка возле хатки что-то делает — такая работящая. Средний брат посмотрел на неё и говорит:
— Вот бы мне эту девушку в жёны! А в придачу мельницу с прудом. Сидел бы я на мельнице, хлеб молол — был бы сыт и доволен.
— Что ж, сынок, будь по-твоему!
Пошли они в ту хату, высватали девушку, отгуляли свадьбу. Теперь средний брат остался с молодой женой в хате жить. Говорит ему старик:
— Ну, сынок, живи счастливо, только правды не забывай.
И пошли они дальше — меньшой брат и названый отец. Идут они, смотрят — бедная хатка стоит, и девушка из хатки выходит, как зорька пригожая, а таково-то бедно обряженная — прямо латка на латке. Вот меньшой брат и говорит:
— Ежели бы мне эту девушку в жёны! Работали бы мы — был бы у нас хлебушек. Не забыли бы мы и про бедных людей: сами бы ели и с людьми делились.
Тогда старик и говорит:
— Добро, сынок, так и будет. Только гляди правды не забывай.
Оженил и этого, да и пошёл себе путём-дорогою.
А братья живут. Старший так разбогател, что уж и дома себе строит, и червонцы копит — только о том и думает, как бы ему тех червонцев побольше накопить. А чтоб бедному человеку помочь, об том и речи нет — сильно скупой стал!
Средний тоже разжился: стали на него батраки работать, а сам он только лежит, ест, пьёт да распоряжается.
Младший живёт потихоньку: коли что дома заведётся, с людьми поделится; а нет ничего — и так ладно, не жалуется.
Вот ходил, ходил названый отец по белу свету, и захотелось ему посмотреть, как-то его сыны живут — с правдою не расходятся. Прикинулся он старцем убогим, пришёл к старшему сыну, ходит по двору, кланяется низко, приговаривает:
— Подайте старику убогому на пропитание от щедрот ваших!
— Не такой ты старый, не прикидывайся! Захочешь — заработаешь! Я сам недавно на ноги встал. Проваливай!
А у самого от добра сундуки ломятся, дома новые понастроены, товару полны лавки, хлеба полны закрома, денег несчётно. А милостыни не дал!
Ушёл старик ни с чем. Отошёл, может, с версту, стал на пригорок, оглянулся на то хозяйство да на то добро —так всё оно и запылало!
Пошёл он к среднему брату. Приходит, а у того и мельница, и пруд, и хозяйство хорошее. Сам у мельницы сидит. Поклонился дед низёхонько и говорит:
— Дай, добрый человек, хоть горстку муки! Я убогий странник, нечего мне есть.
— Ну да, — отвечает, — я ещё и себе не намолол! Много вас тут таких шатается, на всех не напасёшься!
Ушёл старик ни с чем. Отошёл немного, стал на пригорок, оглянулся — так и охватило ту мельницу дымом-пламенем!
Пришёл старик к меньшому сыну. А тот живёт бедно, хатка маленькая, только что чистенькая.
— Дайте, — говорит старик, — люди добрые, хоть корочку хлебца!
— Иди в хату, дедушка, там тебя накормят и с собой дадут.
Приходит он в хатку. Хозяйка поглядела на него, видит —он в лохмотьях, обтрёпанный. Пожалела его. Пошла в клеть, принесла рубаху, штаны, дала ему. Надел он. А как стал он эту рубаху надевать, увидела хозяйка у него на груди большую рану. Усадила она старика за стол, накормила, напоила. А тогда хозяин и спрашивает:
— Скажи, дедушка, отчего это у тебя на груди такая рана?
— Да, — говорит, — такая у меня рана, что от неё скоро я помру. Один день мне жить осталось.
— Экая беда! — говорит жена — И нету от этой раны никаких лекарств?
— Есть, — говорит, — одно, да только его никто не даст, хоть каждый может.
— А почему же не дать? Скажи, какое лекарство?
— Трудное! Если хозяин возьмёт да подожжёт свою хату со всем добром, а пеплом с того пожарища засыплет мою рану, то рана закроется и заживёт.
Задумался младший брат. Долго думал, а потом и говорит жене:
— Да так, — отвечает жена, — что мы хату другую наживём, а добрый человек умрёт и вдругорядь не родится.
— Ну, коли так, — говорит муж, — выноси детей из хаты.
Вынесли они детей, вышли сами. Глянул человек на хату — жалко ему своего добра. А старика жалчее. Взял, да и поджёг. Хата жарко занялась и… пропала. А на её месте встала другая — белая, высокая, нарядная. А дед стоит, в бороду ухмыляется.
— Вижу, — говорит, — сынок, что из вас троих только ты один с правдою не разминулся. Живи счастливо!
Тут узнал меньшой сын своего названого отца, кинулся к нему, а его и след простыл.
Что такое названный отец по литературному чтению
Нажмите Ctrl+D , чтобы добавить сайт в избранное.
Страница 153. С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Сказка ключницы Пелагеи
1. Можно ли по заглавию предположить, о чём сказка Аксакова? Изменится ли смысл произведения, если дать ему другое название: «Алый цветок», «Сёстры», «Подарки», «Чудище-юдище»?
По заглавию «Аленький цветочек» можно предположить, что сказка будет о нежном волшебном цветочке. Название «Алый цветок» звучит зловеще, название «Сестры» не отражает сюжета сказки, названия «Подарки» и «Чудище-юдище» тоже не подходят.
2. Обсудите с другом, чем старшие дочери отличаются от младшей дочери. Как поступки героинь помогают понять их характер?
3. Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства?
Младшая сестра смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства, потому что она была доброй, заботливой и скромной. Она вызвалась спасти от злой участи своего отца, смогла разглядеть в чудище добрую душу.
4. Раздели сказку на части, озаглавь их. Подумай, как расскажет историю об аленьком цветочке младшая дочь.
1. Отъезд отца и просьбы дочерей
2. Поиск подарков
3. Договор с чудищем
4. Возвращение купца домой
5. Младшая дочь в замке у чудища
6. Жизнь чудища
7. Приезд в гости к отцу
8. Коварный замысел сестер
9. Настенька возвращается к чудищу
7. Снятие заклятья
Пересказ от лица младшей дочери:
Когда батюшка снова поехал за товаром, я попросила его привезти мне аленький цветочек, краше которого нет на белом свете. Этот цветочек привиделся мне во сне. Вернулся батюшка в печали. Я стала расспрашивать, что случилось. Ответил батюшка, что должен он вернуться к чудищу, у которого сорвал аленький цветочек. Но по моей вине должен страдать отец, и я отправилась вместо него к чудищу. Чудище встретило меня приветливо. Сначала я боялась его жуткого вида и голоса, но потом поняла, что его не нужно опасаться, стал он мне другом сердечным. Но соскучилась по батюшке, отпросилась повидать его, но велело чудище вернуться к назначенному часу. Дома радуюсь встрече с отцом и сестрами, но что-то не спокойно на сердце. Оказывается, сестры перевели часы, чтобы я опоздала. Не смогло чудище меня дождаться. Но любовь моя разбила проклятье, и превратился друг мой сердечный в прекрасного принца. Стали мы жить долго и счастливо.
5. Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему? Запиши в «Рабочую тетрадь».
Сказку Аксакова можно назвать волшебной, потому что в ней происходит волшебство (превращения, чудесные перемещения с помощью кольца), есть волшебные предметы (зеркальце, колечко, аленький цветочек).
6. Что хотел сказать автор? Обсудите с другом.
7. Составь текст, в котором ты советуешь своему другу прочитать эту сказку. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
На днях я прочитал сказку Аксакова «Аленький цветочек». Она произвела на меня огромное впечатление. Девушка не побоялась огромного чудища и своей добротой спасла его от злых чар. Это прекрасная волшебная сказка. Я советую тебе ее прочитать.