Что такое назывные в русском языке
Назывные предложения – что это такое понятным языком, чем они отличаются от других типов односоставных и что про них надо знать
Предложение, где есть только подлежащее.
Назывное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее, а сказуемое вообще не нужно. Например: «Лето», «Море», «Рассвет». Они нужны для того, чтобы назвать какой-то предмет или явление, сказать читателю, что «вот это в данный момент есть: в данный момент лето, в данный момент передо мной море, а еще рассвет».
Особенности назывных предложений
Самая главная особенность – в назывных предложениях кроме подлежащего могут быть только определения. Потому что определение зависит как раз от подлежащего, а дополнения и обстоятельства зависят от сказуемых.
Смотрите, можно сказать: «Лето», а можно: «Жаркое лето». Можно сказать: «Море», а можно: «Безмолвное море».
Назывные предложения – односоставные. То есть в них есть только один главный член из двух – подлежащее. Сказуемого вообще нет. При этом без сказуемого всё должно быть понятно. Если что-то непонятно – значит предложение у вас – «двусоставное неполное».
Как отличить назывное предложение от двусоставного неполного
Неполное предложение будет непонятно без контекста, а полное – понятно. Сравните два примера:
«Мама. Это самый близкий, самый дорогой человек».
– Кто там пришел?
– Мама.
В первом случае предложение «Мама» – односоставное назывное. Я с его помощью «называю» тему всего дальнейшего повествования.
Похожие примеры: «Море. Я смотрю на него и думаю о своем прошлом и будущем, о земном и вечном», «Зима и осень. Самые удивительные времена года. Времена, когда все умирает. А потом вдруг воскресает, рождается вновь». «Море», «Осень», «Зима» – тоже назывные предложения.
А вот в диалоге «Мама» – двусоставное неполное предложение. Потому что я не хочу «назвать тему» для рассуждения, я хочу сказать, что мама «пришла». Но для быстроты и удобства я убираю глагол «пришла» и остается просто «Мама».
Еще один способ отличить назывное предложение от двусоставного неполного – посмотреть, есть ли обстоятельства и дополнения. Если они есть – значит предложение однозначно двусоставное неполное и там опущено сказуемое.
Смотрите: «Наука всегда на стороне истины» – это двусоставное предложение, в нем есть подлежащее «наука» и сказуемое «есть», но сказуемое опущено. Мы можем «увидеть» его по второстепенным членам. Как задать вопрос к обстоятельствам «всегда» и «на стороне истины»? Только от этого сказуемого: Наука [есть] (где?) на стороне истины; Наука [есть] (когда?) всегда.
Еще один способ увидеть это сказуемое – изменить время на прошедшее или будущее: Наука БЫЛА на стороне истины; Наука БУДЕТ на стороне истины – вот сказуемое и появилось.
Другой пример: «Призыв в этом году в апреле». Это тоже двусоставное предложение, потому что: Призыв [есть] (когда?) в этом году, в апреле. Меняем время: Призыв БЫЛ в апреле; Призыв БУДЕТ в апреле.
Зачем нужны назывные предложения
Чтобы сосредоточить внимание читателя на каком-то одном предмете. Например, когда мы пишем текст про маму, мы можем его начать со слова «Мама», чтобы акцентировать на нем читателя. Пробудить в нем все чувства, воспоминания, ассоциации, связанные с мамой.
Чтобы задать тему высказывания. Если вы сосредоточили на чем-то внимание своей аудитории – то наверняка сделали это не просто так. Вы, скорее всего, будете говорить об этом дальше. То есть вы назвали тему своей речи или своего текста.
Чтобы создать в произведении особую атмосферу. У Фета есть стихотворение, которое почти полностью состоит из назывных предложений: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…» – этот тест воспринимается как множество воспоминаний, следующих одно за другим. То же самое у Мандельштама: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Достичь такого эффекта как раз позволяет односоставность.
Полезные материалы по теме статьи
Посмотрите общую статью с описанием всех типов односоставных предложений. А также отдельные тексты по другим типам. В них много примеров и пояснений, но статьи читаются быстро, за 3-5 минут:
Подпишитесь на мою рассылку. Я каждую неделю буду присылать вам новые статьи из рубрики Образование. В ближайшие полгода я планирую как раз закончить русский язык, потом, возможно, другие авторы будут писать по остальным предметам.
Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Они готовят к экзаменам и ВПР намного лучше, чем репетиторы. В каждой подборке я еще даю бесплатные материалы для скачивания:
Напишите, пожалуйста, комментарий с отзывом на статью. Объяснил ли я вам, что такое назывные предложения, остались ли какие-то вопросы? Статью можно смело критиковать, я всегда читаю комментарии и принимаю их к сведению, если они объективные.
Назывные предложения
Всего получено оценок: 635.
Всего получено оценок: 635.
В русском языке кроме двусоставных предложений, характеризующихся наличием двух главных членов, подлежащего и сказуемого, есть еще и односоставные, то есть такие, в которых только один главный член. И вот назывные предложения – это такие, в которых данный главный член выражен именем существительным. Изучаемая в 8 классе тема очень важна, поскольку она является основой для понимания базовых принципов синтаксиса и формирования навыков составления сложного текста.
Особенности и примеры назывных предложений
Назывные предложения (они же номинативные) могут состоять только из подлежащего, но это не обязательно, оно также может иметь зависимые слова. Подлежащим в такой синтаксической конструкции всегда будет имя существительное, стоящее в форме именительного падежа. Кроме того, в состав этого предложения могут включаться междометия и частицы (указательные или восклицательные).
В назывном предложении может быть одно подлежащее или несколько однородных: Шум и гам весенний.
Вот примеры назывных предложений.
Бессонница. – предложение состоит только из подлежащего. Силуэт человека в чёрном. – в этом предложении у подлежащего есть зависимые слова. Вот так дождь! – в этом номинативном предложении помимо существительного использована восклицательная частица.
Назывное предложение всегда сообщает о существовании предмета или явления в настоящем времени.
В случаях, когда номинативное предложение распространяется с помощью обстоятельств (как правило со значением времени или места), многие исследователи относят их к другой категории – двусоставным неполным предложениям, поскольку обстоятельство входит в состав сказуемого. Например: Скоро весна (то есть скоро наступит весна) – это предложение нужно рассматривать как такое, где пропущено сказуемое.
Виды назывных предложений
Их классификация основана на смысловой нагрузке. Итак, номинативные предложения подразделяются на:
Вне зависимости от типа, назывные предложения одинаковы по содержательной нагрузке, они одновременно краткие и фрагментарные, но в то же время очень емкие.
Достигается этот эффект за счет того, что хотя в них и описываются только детали ситуации или события, но это всегда яркие детали, которые данную ситуацию или событие отличают от остальных. Благодаря этим деталям читатель или слушатель может построить полную картину того, о чем говорят – обстановку или событие.
Чаще всего односоставные предложение, в которых главным членом является подлежащее, используются в поэтической речи и художественной прозе. Кроме того, они характерны также для ремарок в драматических произведениях.
Что мы узнали?
Номинативным называется такое предложение, в котором только один главный член – подлежащее. Такая синтаксическая единица может быть как распространенной, так и нераспространенной. Ее распространяют в основном определения (согласованные и нет), но также могут использоваться и обстоятельства, особенно указывающие на место или время. В последнем случае, правда, номинативное предложение чаще рассматривается как неполное двусоставное. Также в состав назывного предложения могут входить междометия и указательные или эмоциональные частицы. По смысловой нагрузке эти синтаксические единицы делятся на три категории: бытийные, указательные и бытийно-оценочные.
Назывное предложение. Примеры односоставных назывных предложений
Назывные предложения сообщают о наличии, существовании предмета или явления в настоящем времени. В назывном предложении может быть одно подлежащее или несколько однородных подлежащих:
Назывные предложения. Примеры
А какой песок? А вода? (А.П. Чехов)
Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет. (А. Блок)
Удары, лязг, выстрелы, вопли, плеск волн, разрывы ручных гранат. (А. Н. Толстой)
Гарибальди! Небо Италии, поход на Рим, воздух, пропитанный запахом масличной коры, страна мечтаний, поэм и нищеты! (К. Паустовский)
Темень, холод, ночь как год. (А. Твардовский)
В номинативном предложении могут использоваться местоимения и частицы: Вот те раз! Такие предложения не становятся распространенными, поскольку частицы не являются членами предложения.
Если в предложении есть обстоятельство времени или места, его уже можно считать неполным двусоставным предложением, из которого удалено сказуемое:
Скоро весна. = Скоро (наступит) весна.
Чаще всего назывные предложения используются в поэтической речи и художественной прозе. Лаконичные и емкие, они усиливают выразительность текста, мгновенно погружая в нужную атмосферу.
Ночь. Вот их окопы. (К. Симонов)
Виды назывных предложений
По смыслу выделяют три вида назывных предложений.
Бытийные: Море. Быстрые волны. Белые облака.
Указательные (обязательно включают указательные частицы): Вот то самое место.
Бытийно-оценочные: Ужас! Беда!
Подлежащее в назывных предложениях
Главный член назывных предложений выражается обычно существительным в именительном падеже или сочетанием существительных в именительном и родительном падеже:
Вот письмо. Письмо от сына. (А. Твардовский.)
Волшебная сила искусства. (В. Драгунский)
Ночь и тишина, данная навек. (Р. Лисиц)
Также подлежащее в назывном предложении может быть выражено местоимением, числительным, сочетанием числительного с существительным:
А вот и я. Вот и она сама. (К. Симонов)
Сто часов счастья… (В. Тушнова)
Примеры односоставных назывных предложений в русской литературе
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
А. Фет
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
К. Бальмонт
Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Б. Пастернак
И вот вокзал. Бутылки с кипятком,
Резиновые, длинные минуты.
И скорый поезд, осадивший круто.
Последний шаг, плетущийся пешком.
К. Симонов
Назывные предложения
Урок 25. Русский язык 8 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Назывные предложения»
Сегодня на уроке мы изучим назывные предложения, подробно рассмотрим примеры назывных предложений и подведем итог всему, что мы узнали об односоставных предложениях.
Мы уже знаем, что односоставные предложения делятся на глагольные и именные. К глагольным предложениям относятся определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения.
К именным предложениям относятся только назывные (номинативные предложения).
Виды односоставных предложений
Что они выражают? Из каких главных членов состоит их основа?
Назывные предложения – это односоставные предложения. Грамматическая основа назывных предложений состоит из одного главного члена предложения, которое очень похоже по форме на подлежащее, потому что выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже: Лес. Тишина. Безлюдье. Вот и он!
Назывные предложения могут быть как распространенными, так и нераспространенными. Причем распространяться они могут только определениями, согласованными и несогласованными:
Несогласованные определения в назывных предложениях могу иметь добавочное значение обстоятельства или дополнения:
Звезды (какие? где?) над полями, глушь да камыши.
Вот письмо. Письмо (какое? от кого?) от сына.
В чем состоит смысл назывных предложений?
Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, в утверждении явления реальности здесь и сейчас:
В чем состоит смысл назывных предложений?
Ласковое солнышко. Ребятишки. Хохот и возня. Буйное веселье.
Именно поэтому назывные предложения никогда не могут употребляться в будущем или прошедшем времени, в условном или повелительном наклонении.
В этих временах и наклонениях им обычно соответствуют двусоставные предложения со сказуемым будет или было:
Весна. – Была весна. Будет весна.
Тревога. – Была тревога. Будет тревога.
Что еще нам нужно знать о назывных предложениях?
В русском языке выделяется три разновидности назывных предложений:
1. Бытийные назывные предложения: Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет.
2. Указательные назывные предложения, которые включают в себя указательные частицы вот, вот и, вон, вон и: Вот и тот дом. Вон та ива. Вон и тот горбатый мостик.
3. Оценочно-бытийные назывные предложения всегда произносятся с восклицательной интонацией и очень часто включают в себя восклицательные частицы что за, какой, ну и: Что за ночь! Ну и дела! Какой удачный случай!
Какими особенностями обладают назывные предложения?
— Назывным предложениям характерна фрагментарность и в то же время очень большая емкость содержания. В назывных предложениях всегда называются только отдельные детали ситуации, одно мгновение, один кадр, но эти детали очень важные, выразительные, рассчитаны на воображение читатели либо слушателя. По ним мы можем представить общую картину событий или обстановки, которые нам описывают: Летняя тишина. Полуденное безмолвие. Зеркальная гладь озера. Трава, устало склонившаяся к воде.
Особенности назывных предложений
— Назывным предложениям свойственна экспрессивность: Какие глаза! Бездонные глаза! Это очи, а не глаза!
Особенности назывных предложений
— Назывные предложения создают образную, зримую картину состояния героя: Душевная дрожь, переходящая в тихую радость. Волнение. Неустанные поиски правды.
Особенности назывных предложений
— Назывные предложения дают возможность слушателю или читателю додумать, представить общую картину.
Где чаще всего используются назывные предложения?
· Назывные предложения характерны для поэтической или прозаической речи, а также для ремарок драматических произведений.
Где чаще всего используются назывные предложения?
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К. Бальмонт).
Поэтическая речь. Прозаическая речь
Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине. День (А.Чехов).
Маленькая речонка. Двое усталых людей. Они идут по руслу, потому что дорог в этих местах нет. (По В. Лескову).
· Очень часто назывные предложения используются также в начале главы, письмах, записях в записных книжках : Понедельник. Визит к врачу. Поход по магазинам. Детский сад. Младший сын. Уроки. Ужин.
Где используются назывные предложения?
Какие знаки препинания ставятся в конце назывных предложений?
— Точка: Весна. Обновление. Жизнь.
— Восклицательный знак: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Долина роз! Самые эти слова меня волновали.
— Вопросительный знак ставится, если назывное предложения является вопросительно-восклицательным и в начале него есть союз-частица а: А какая вода? А какой отдых? А грибочки, грибочки?
— Многоточие: Испания… Туда стремилось мое сердце.
Какие знаки препинания ставятся в конце назывных предложений?
— Назывные предложения следует отличать от неполных двусоставных предложений.
Рассмотрим диалог из сказки Андерсена «Русалочка»:
Ведьма спросила русалочку, что ей надо. «Ножки!» – прошептала девушка. «Ножки?» – расхохоталась ведьма. «А что ты дашь мне взамен?» – «Волшебный коралл!» – «Нет, я знаю, что мне нужно! Голос!»
Перед нами типичные неполные предложения. Мы легко можем восполнить пропущенные члены предложения:
— Мне нужны ножки! – прошептала девушка.
— Тебе нужны ножки? – расхохоталась ведьма. – А что ты дашь мне взамен?
— Нет, я знаю, что мне нужно! Мне нужен голос!
В неполных предложениях пропущенные члены легко возобновляются
— Нельзя относить к назывным такие типы предложений:
Ерунда! (Это ерунда!) Красавица! (Она красавица). Слово в именительном падеже в таких предложениях входит в состав составного именного сказуемого.
— Нельзя путать с назывными предложениями обращения:
— Маша, Маша! Иди сюда. В данном предложении Маша – это обращение, которое не является членом предложения.
Назывным будет такое предложение:
— Мария! – представили нам гостью.
Запомните: назывное предложение – это предложение, в котором главный член выражен существительным или местоимением в именительном падеже.
Назывные предложения могут быть как нераспространенными и распространенными. Они дают возможность читателю или слушателю представить или додумать картину.
Назывные предложения отражают один момент настоящего.
Назывные предложения не употребляются в будущем или прошедшем времени, условном или повелительном наклонении.
Примеры назывных предложений
Приведем примеры назывных предложений, рассмотрев, какие члены предложения могут быть в их составе.
В назывном односоставном предложении главный член имеет форму подлежащего и выражается существительным в именительном падеже.
В назывных односоставных предложениях утверждается существование предметов, явлений в настоящем времени или вне его.
К категории односоставных назывных предложений относятся предложения с указанием:
Назывные предложения следует отличать от неполных двусоставных предложений, в которых может не быть сказуемого, но присутствует дополнение или обстоятельство (группа сказуемого).
Сравним:
Сегодня холодный зимний вечер. (Неполное двусоставное предложение; сегодня — обстоятельство, которое указывает на отсутствующее сказуемое).
Для нас холодный зимний вечер. (Неполное двусоставное предложение; для нас — дополнение, относящее к сказуемому, которое опущено, но его можно восстановить).
Примеры односоставных назывных предложений
Что за ослепительный морозный день!
Крупный мокрый снег, падающий хлопьями.
Золотой возраст осени, с богато убранными клёнами.
Невысокая кованая ограда с широкими воротами.