Что такое ндс в экологии
Что такое ндс в экологии
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
5. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
7. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ устанавливаются для стационарных источников разрешениями на выбросы радиоактивных веществ, разрешениями на сбросы радиоактивных веществ, выдаваемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Разрешение на выбросы радиоактивных веществ, разрешение на сбросы радиоактивных веществ выдаются сроком на семь лет.
9. Порядок разработки и установления нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ устанавливается Правительством Российской Федерации.
10. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента.
(п. 10 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.
(п. 11 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
Что такое ндс в экологии
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 января 2020 г. № 12-47/2081 “О разъяснении положений Методики разработки НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Минприроды России от 17.12.2007 № 333”
Согласно пункту 1 Методики величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте (створе) сформировавшегося природного фонового качества воды.
Также согласно Методике НДС рассчитываются с учетом разбавления и ассимилирующей способности водного объекта, что определяет фоновое качество воды водного объекта, гидрологические и морфометрические особенности водного объекта (расход воды, скорость течения и т.д.).
Расчет НДС для отдельных выпусков сточных, в том числе дренажных вод, в водотоки регламентирован Главой 3 Методики.
Учет гидрологических особенностей водотоков при расчете НДС определен в пункте 27 Методики при расчете кратности начального разбавления при выпуске сточных, в том числе дренажных вод, в водотоки.
Как определено пунктом 25 Методики фоновая концентрация химического вещества представляет собой расчетное значение концентрации химического вещества в конкретном створе водного объекта, расположенном выше одного или нескольких контролируемых источников этого вещества, при неблагоприятных условиях, обусловленных как естественными, так и антропогенными факторами воздействия.
Створ, задаваемый для определения фоновой концентрации веществ должен располагаться выше проектируемого или действующего выпуска сточных, в том числе дренажных вод на расстоянии, гарантирующем отсутствие влияния сточных, в том числе дренажных вод на качество вод водных объектов (для больших и средних рек это расстояние составляет 1 км, для малых рек 500 м, выбор иного расстояния должен быть обоснован водопользователем).
Для водотоков НДС (концентрации) в случае, если природная фоновая концентрация превышает норматив качества воды водного объекта (ПДК), створ для определения которой должен располагаться выше проектируемого или действующего выпуска сточных, в том числе дренажных вод на расстоянии, гарантирующем отсутствие влияния сточных, в том числе дренажных вод иных водопользователей на качество вод водных объектов, тогда НДС (концентрации) принимается равной ПДК. При этом влияние иных водопользователей, места сброса сточных вод которых, расположены выше по течению реки, а также сточные воды которых не позволяют обеспечивать ПДК в таком водном объекте, при расчете НДС исключается.
Таким образом, если фоновая загрязненность водного объекта, створ для определения которой в случае с водотоками определен в соответствии с пунктом 25 Методики, по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте (створе), в том числе и который расположен ниже по течению по сравнению с местом определения фоновой концентрации, то НДС (концентрация) для такого контрольного створа принимается равной ПДК. Превышение ПДК при этом будет являться нарушением природоохранного законодательства.
Также сообщаем, что согласно форме 3.3 «Сведения, полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод», которая является приложением к Порядку N 205, в качестве фактического сброса загрязняющих веществ, который служит основанием для формирования платежной базы для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, указывается только то их количество, которое поступило в водный объект в результате использования воды (общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта).
Аналогичное требование предъявляется и к заполнению форм 2.1 и 2.2 при учете качества сточных и (или) дренажных вод.
Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности | И.В. Ивачёв |
Обзор документа
Минприроды разъяснило особенности исчисления нормативов допустимых сбросов для отдельных выпусков сточных, в т. ч. дренажных, вод в водотоки. Указана используемая формула.
Дополнительно разъяснен порядок заполнения формы 3.3 «Сведения, полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод».
Что такое ндс в экологии
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 декабря 2020 года N 1118
(с изменениями на 17 мая 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минприроды России от 17 мая 2021 года N 333 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.06.2021, N 0001202106010036) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минприроды России от 17 мая 2021 года N 333).
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует по 31 августа 2022 г.
в Министерстве юстиции
30 декабря 2020 года,
регистрационный N 61973
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минприроды России
от 29 декабря 2020 года N 1118
Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей
(с изменениями на 17 мая 2021 года)
I. Назначение и область применения
Разработка НДС осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя и объектах его абонентов (при наличии).
Разработка НДС в отношении загрязняющих веществ, не характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не осуществляется.
Определение контрольного пункта (створа) осуществляется в поперечном сечении водного потока в максимально загрязненной струе с массой воды с наиболее высоким содержанием вредных веществ, занимающую определенную часть поперечного сечения водного потока, в которой контролируется качество воды, в соответствии с требованиями к размещению пунктов контроля за составом сточных вод и качеством воды водных объектов, установленными СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 (зарегистрировано Минюстом России 29.01.2021, регистрационный N 62297), и рассчитывается в соответствии с формулой (23.4) настоящей Методики с учетом принятия значения показателя разбавления равным 0,9.
Определение контрольного пункта (створа) осуществляется в поперечном сечении водного потока в максимально загрязненной струе с массой воды с наиболее высоким содержанием вредных веществ, занимающей определенную часть поперечного сечения водного потока, в которой контролируется качество воды и рассчитывается в соответствии с формулой (23.4) настоящей Методики с учетом принятия значения показателя разбавления равным 0,9.
(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2021 года приказом Минприроды России от 17 мая 2021 года N 333, действует по 31 августа 2022 года)
6. В случае одновременного использования водного объекта рыбохозяйственного значения или его части для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и (или) в других целях для разработки НДС норматив качества определяется в соответствии с пунктом 14 Положения, утвержденного постановлением N 149.
При разработке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или их части, используемые для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и в других целях, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, применяются гигиенические нормативы.
Определение форм вещества (растворимая или валовая) в воде водных объектов и сточных водах осуществляется в соответствии с принятым для расчета НДС нормативами качества воды водных объектов, в том числе нормативами предельно допустимых концентраций веществ.
8. Если фоновая концентрация химического вещества в воде водного объекта и (или) микробиологические показатели, связанные с применяемыми технологиями и особенностями производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не позволяют обеспечить норматив качества воды в контрольном пункте (створе), за исключением ситуации, указанной в пункте 3 настоящей методики, НДС по этим показателям разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта.
Если при расчете величины НДС отсутствует достоверная информация о качестве воды водного объекта в фоновом створе, и невозможно провести расчет фоновых концентраций химических веществ в установленном порядке на момент расчета НДС, до установления фоновых концентраций (на срок не более 24 месяцев) в сточных водах, НДС по таким загрязняющим веществам разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта.
10. Исходная информация для разработки проекта НДС запрашивается водопользователем:
Информация об утвержденных в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 4, ст.514) нормативах допустимого воздействия на водные объекты размещается на официальном сайте Федерального агентства водных ресурсов в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
11. Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается расчетный НДС.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 891, в случае если фактический сброс сточных вод в водный объект объектами централизованных систем водоотведения не осуществляется (в том числе при проектировании или строительстве объектов централизованных систем водоотведения) либо осуществлялся менее чем в течение 12 календарных месяцев подряд, то для целей определения перечня загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах организации превышает предельно допустимые концентрации, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации, в него могут быть включены все загрязняющие вещества по перечню согласно приложению N 1 к Правилам N 891, а также загрязняющие вещества, указанные в пункте 7 Правил N 891.
Величины НДС проектируемых и строящихся (реконструируемых) организаций-водопользователей определяются в составе проектов строительства (реконструкции) этих организаций. Если проектное значение сброса строящейся (реконструируемой) организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается проектное значение сброса.
12. При разработке НДС перерасчет массы вещества, сбрасываемого в час (г/час), на массу вещества, сбрасываемого в месяц (т/мес), производится умножением допустимых концентраций вещества на объем сточных вод за соответствующий период (приложение 1 к настоящей Методике).
Расчет новых НДС или разработка и утверждение новых НДС в установленном постановлением N 469 порядке до истечения сроков, указанных в пункте 13 настоящей Методики, осуществляется в следующих случаях:
а) при изменении на 30 и более процентов годового объема сточных вод;
в) при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод;
г) получении впервые сведений о величинах условных фоновых концентраций или обновлении таких сведений;
ж) обнаружении ошибок или недостоверной информации в расчетах НДС.
14. Расчет НДС должен содержать (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 настоящей Методики):
а) ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных вод;
б) план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
в) данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные воды;
Проект нормативов допустимых сбросов
Проект НДС – это проект нормативов допустимых сбросов, который разрабатывается с целью установления нормативов допустимых сбросов. Основной результат — получение разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Кому необходим?
Проект НДС обязателен для любых предприятий, которые осуществляют сброс сточных вод в водный объект.
Основание для разработки
Проект нормативно допустимых сбросов разрабатывается в соответствии со следующими нормативными документами:
ЭТАПЫ выполнения работы:
Первый этап
Инвентаризация источников образования и сброса сточных вод Первоначально наши экологи проводят инвентаризация источников образования и сброса сточных вод, а также сбор всех исходных данных. При этом определяются способы отведения сточных вод с территории, наличие ливневой канализации и очистных сооружений, пути отведения хозяйственно-бытовых сточных вод.
На этом этапе выявляются водоохранные ограничения в районе расположения исследуемого объекта (зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранные зоны водных объектов).
Второй этап
Разработка проекта НДС.На втором этапе экологии производят:
При превышении фактических показателей сброса сточных вод над разработанными НДС разрабатывается и проходит согласование совместно с НДС План снижения (мероприятия) сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, направленный на снижение негативного влияния сточных вод на водный объект и достижение разработанных НДС.
Третий этап
Согласование проекта с уполномоченными государственными органами с целью утверждения нормативов допустимого сброса. Получение разрешения на сброс.
На данном этапе проект НДС направляется:
Срок действия проекта НДС
Проект НДС, нормативы допустимого сброса и разрешение на сбросы веществ в водные объекты действуют в течение 3-5 лет, в зависимости от принятых расчетов в проекте.
В каких случаях требуется уточнение НДС?
Обязательное перерассмотрение НДС до того, как истёк период действия, следует проводить при следующих обстоятельствах:
К чему может привести неверно разработанный проект НДС?
Если нормативы допустимых сбросов в проекте будут разработаны неверно, это может привести к тому, что произойдёт нарушение санитарного и природоохранного законодательства, действующих в настоящее время. В свою очередь, для предприятия это чревато штрафными санкциями.
Сколько по времени это займет?
Весь цикл работ — начиная с инвентаризации источников сбросов и заканчивая получением разрешения на выбросы-состоит из нескольких этапов и в сумме занимает от полугода.
Результат работы
В результате выполненной работы заказчик получает оригиналы следующих документов:
Обращаясь к специалистам компании Серконс Вы можете быть уверены, что проектная документация будет разработана в срок и строго в соответствии с нормативными требованиями. Для получения дополнительной информации, оставьте онлайн-заявку или свяжитесь с нашими консультантами по телефону вставить телефон.
Ознакомиться с перечнем документов, необходимых для разработки проекта НДС, вы можете здесь:
Чтобы точно ответить на вопрос о стоимости проекта НДС для Вашего предприятия заполните пожалуйста форму, наш специалист свяжется с Вами. Вставить электронную форму заявки и анкету НДС.
Стоимость проекта НДС для 1 площадки с единым выпуском в водный объект
1. Справки ФГБУ «Центральное УГМС»
2. Экспертиза проекта в ТЕ ФБУЗ «ЦГиЭ»
3. Госпошлина за выдачу разрешения на сброс 3500 рублей.
Если затраты на проект Вам кажутся совсем не обоснованными, ознакомьтесь правовой базой!
Ответственность
Ответственность определена в КоАП РФ, Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов.
Статья 8.14. Нарушение правил водопользования
Статья 8.45. Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод
Кроме этого, при отсутствии утвержденных нормативов допустимых сбросов организация осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду в пятикратном (×5) размере.
Возможные трудности
Нужно понимать, что на каждом этапе может быть получен отказ, о котором будет известно только по истечении нормативного срока рассмотрения проекта и самое неприятное то, что корректировка проекта на последних этапах согласования неизменно влечет обязательность пересогласования предыдущих этапов. Как результат-разрешение на сброс будет получено намного позже установленного срока.
И только высококвалифицированные специалисты, не только помогут сократить время на разработку проекта и оформление необходимой документации, но и своевременно устранят любые замечания.
Что такое ндс в экологии
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 декабря 2020 г. № 1118 “Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей”
В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2014, № 30, ст. 4220), частью 3 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2381) и подпунктом 5.2.37 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 47, ст. 6586) приказываю:
1. Утвердить Методику разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует по 1 января 2022 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2020 г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минприроды России
от 29.12.2020 № 1118
Методика
разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей
I. Назначение и область применения
Разработка НДС в отношении загрязняющих веществ, не характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не осуществляется.
Определение контрольного пункта (створа) осуществляется в поперечном сечении водного потока в максимально загрязненной струе с массой воды с наиболее высоким содержанием вредных веществ, занимающую определенную часть поперечного сечения водного потока, в которой контролируется качество воды, в соответствии с требованиями к размещению пунктов контроля за составом сточных вод и качеством воды водных объектов, установленными СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2000 (М., Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000, «Бюллетень нормативных и методических документов госсанэпиднадзора», № 2, 2001; «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, № 2, февраль, 2015).
6. В случае одновременного использования водного объекта рыбохозяйственного значения или его части для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и (или) в других целях для разработки НДС норматив качества определяется в соответствии с пунктом 14 Положения, утвержденного постановлением № 149.
При разработке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или их части, используемые для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и в других целях, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, применяются гигиенические нормативы.
Определение форм вещества (растворимая или валовая) в воде водных объектов и сточных водах осуществляется в соответствии с принятым для расчета НДС нормативами качества воды водных объектов, в том числе нормативами предельно допустимых концентраций веществ.
8. Если фоновая концентрация химического вещества в воде водного объекта и (или) микробиологические показатели, связанные с применяемыми технологиями и особенностями производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не позволяют обеспечить норматив качества воды в контрольном пункте (створе), за исключением ситуации, указанной в пункте 3 настоящей методики, НДС по этим показателям разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта.
Если при расчете величины НДС отсутствует достоверная информация о качестве воды водного объекта в фоновом створе, и невозможно провести расчет фоновых концентраций химических веществ в установленном порядке на момент расчета НДС, до установления фоновых концентраций (на срок не более 24 месяцев) в сточных водах, НДС по таким загрязняющим веществам разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта.
10. Исходная информация для разработки проекта НДС запрашивается водопользователем:
Информация об утвержденных в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 4, ст. 514) нормативах допустимого воздействия на водные объекты размещается на официальном сайте Федерального агентства водных ресурсов в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
11. Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается расчетный НДС.
В соответствии с пунктом 4 Правил № 891, в случае если фактический сброс сточных вод в водный объект объектами централизованных систем водоотведения не осуществляется (в том числе при проектировании или строительстве объектов централизованных систем водоотведения) либо осуществлялся менее чем в течение 12 календарных месяцев подряд, то для целей определения перечня загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах организации превышает предельно допустимые концентрации, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации, в него могут быть включены все загрязняющие вещества по перечню согласно приложению № 1 к Правилам № 891, а также загрязняющие вещества, указанные в пункте 7 Правил № 891.
Величины НДС проектируемых и строящихся (реконструируемых) организаций-водопользователей определяются в составе проектов строительства (реконструкции) этих организаций. Если проектное значение сброса строящейся (реконструируемой) организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается проектное значение сброса.
12. При разработке НДС перерасчет массы вещества, сбрасываемого в час (г/час), на массу вещества, сбрасываемого в месяц (т/мес), производится умножением допустимых концентраций вещества на объем сточных вод за соответствующий период (приложение 1 к настоящей Методике).
Расчет новых НДС или разработка и утверждение новых НДС в установленном постановлением № 469 порядке до истечения сроков, указанных в пункте 13 настоящей Методики, осуществляется в следующих случаях:
а) при изменении на 30 и более процентов годового объема сточных вод;
в) при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод;
г) получении впервые сведений о величинах условных фоновых концентраций или обновлении таких сведений;
д) утверждении в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 № 484 «О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 27, ст. 3286; 2012, № 44, ст. 6026) региональных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водного объекта рыбохозяйственного значения;
ж) обнаружении ошибок или недостоверной информации в расчетах НДС.
14. Расчет НДС должен содержать (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 настоящей Методики):
а) ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных вод;
б) план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
в) данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные воды;
г) данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;
д) данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
е) водохозяйственный баланс водопользования;
ж) гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных вод, в том числе данные о величинах условных фоновых концентраций по информации, полученной в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики (при наличии);
з) данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов исследований воды водного объекта и актов отбора проб воды, выполненных аккредитованными в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений испытательными лабораториями;
и) данные о значениях нормативов качества, установленных на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в этом речном бассейне или его части, водном объекте или его части (при наличии) по нормируемым веществам, по информации полученной в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики (в случае установления таких нормативов);
к) данные о расходе, в том числе суточном, сточных вод отдельно по каждому выпуску сточных вод с характеристикой типа выпуска сточных вод;
л) перечень нормируемых веществ и показателей состава и свойств сточных вод;
м) данные об использованных методах химического анализа и их чувствительности при определении концентраций загрязняющих веществ и показателей состава и свойств сточных вод;
н) протоколы исследований сточных вод, выполненных аккредитованными в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений испытательными лабораториями за последний календарный год по всем нормируемым веществам;
о) расчет НДС в соответствии с настоящей Методикой;
п) результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с приложением 1 к настоящей Методике;
15. На период осуществления строительных работ, реконструкции объектов капитального строительства при наличии сбросов сточных вод в водные объекты, расчет НДС должен содержать:
а) ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод, с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных вод;
б) данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные, воды;
в) данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;
г) гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных вод, в том числе данные о величинах условных фоновых концентраций, по информации, полученной в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики;
д) данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов исследований воды водного объекта и актов отбора проб воды, выполненных аккредитованными в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений испытательными лабораториями за исключением случаев строительства новых объектов в указанные сроки;
е) данные о значениях нормативов качества воды водных объектов, установленных в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики (в случае установления таких нормативов);
ж) данные о расходе, в том числе суточном, сточных вод отдельно по каждому выпуску сточных, вод с характеристикой типа выпуска сточных вод;
з) перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных вод;
и) данные об использованных методах химического анализа и их чувствительности при определении концентраций загрязняющих веществ и показателей состава и свойств сточных вод;
к) протоколы исследований сточных вод, выполненных аккредитованными в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений лабораториями за последний календарный год по всем нормируемым веществам;
л) расчет НДС в соответствии с настоящей Методикой;
м) результаты расчета НДС, оформленные в соответствии приложением 1 к настоящей Методике.
16. Критерии эффективности обеззараживания сточных вод, отводимых в водные объекты, и допустимые изменения состава воды в водоемах и водотоках после выпуска в них очищенных сточных вод определяются в соответствии с «МУ 2.1.5.800-99. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водоемов. Организация госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод. Методические указания», утвержденными Минздравом России 27.12.1999 (М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000).
17. Перечень нормируемых веществ включает в себя вещества, предусмотренные перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4524; 2019, № 20, ст. 2472), и формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточных вод.
При сбросе в поверхностные водные объекты карьерных, шахтно-рудничных и иных вод, забранных (образующихся при осуществлении технологического процесса) из подземных водных объектов, при формировании перечня нормируемых веществ учитывается качество указанных вод.
При сбросе со сточными водами смесей постоянного состава, в перечень нормируемых веществ включаются все вещества, входящие в состав смеси постоянного состава.
Перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными водами от абонентов. Перечень нормируемых веществ организаций, эксплуатирующих объекты централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, определяется на основании результатов инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в соответствии с Правилами № 891. Для объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду (объектов II категории), являющихся централизованными системами водоотведения поселений или городских округов, в такой перечень дополнительно включаются технологически нормируемые вещества.
II. Расчет нормативов допустимых сбросов
В соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2381, 2013, № 43, ст. 5452) количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные НДВ.
19. При расчете НДС по веществам для водопользователей, расположенных в пределах водохозяйственного участка, необходимо соблюдение следующего условия:
— сумма нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ рассчитанная на основании НДС, утвержденных в составе комплексных экологических разрешений для объектов I, II категории; в соответствии с разрешениями на сбросы для объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий (объекты I категории), расчетами НДС, прилагаемыми к декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории и расчетами НДС, указанными в программе производственного экологического контроля, разработанной в соответствии с требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденными приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, (зарегистрирован Минюстом России 03.04.2018, регистрационный № 50598) для объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду (объекты III категории) по водному объекту или его участку в соответствии с гидрографическим и (или) водохозяйственным районированием (нормативы допустимых сбросов учитываются, если они соблюдаются водопользователем и для указанных выпусков сточных вод не установлены лимиты сбросов или временно разрешенные сбросы);
— сумма утвержденных лимитов на сбросы или временно разрешенных сбросов по выпускам сточных вод, расположенных в пределах водохозяйственного участка (гидрографической единицы, если НДВ утверждено в целом на гидрографическую единицу) т/год;
— сумма утвержденных комплексным экологическим разрешением технологических нормативов по выпускам сточных вод, расположенных в пределах водохозяйственного участка (гидрографической единицы, если НДВ утверждено в целом на гидрографическую единицу) т/год (технологические нормативы учитываются, если они соблюдаются водопользователем и для указанных выпусков сточных вод не установлены лимиты сбросов или временно разрешенные сбросы);
— сумма массы сброса загрязняющих веществ по выпускам сточных вод, расположенных в пределах водохозяйственного участка (гидрографической единицы, если НДВ утверждено в целом на гидрографическую единицу), объектов III категории, т/год.
Оставшиеся 20% НДВхимупр используются с учетом перспективы развития территории и появления новых выпусков сточных вод.
20. В случае отсутствия утвержденных в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты» НДВ по привносу веществ, сбрасываемых со сточными водами, величины НДС рассчитываются для отдельных водопользователей.
III. Расчет величин НДС для отдельных выпусков сточных вод в водотоки
21. Величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных вод на допустимую концентрацию загрязняющего вещества. При расчете условий сброса сточных вод сначала определяется значение допустимой концентрации загрязняющего вещества, обеспечивающее нормативное качество воды в контрольных створах с учетом требований настоящей Методики, а затем определяется НДС согласно формуле:
Расчет массы вещества, сбрасываемого в месяц (т/мес), производится умножением допустимых концентраций вещества (мг/дм3) на объем сточных вод за конкретный месяц (тыс. м3).
Масса сбрасываемого вещества, соответствующая НДС, должна соотноситься с расходом сточной воды. Если условная фоновая концентрация загрязняющего вещества в водном объекте превышает ПДК, то Сндс определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики. В противном случае для определения Сндс в зависимости от типа водного объекта используются расчетные формулы, приведенные в разделе III «Расчет величин НДС для отдельных выпусков сточных вод в водотоки» настоящей Методики.
Створ, задаваемый для определения условной фоновой концентрации веществ, определяется в соответствии с действующими методическими документами по проведению расчетов условных фоновых концентраций химических веществ.
22. Основная расчетная формула для определения без учета неконсервативности вещества:
— условная фоновая концентрация загрязняющего вещества в водотоке (г/м3) выше выпуска сточных вод, определяемая в соответствии с действующими методическими документами по проведению расчетов условных фоновых концентраций химических веществ;
Определение норматива допустимого сброса по концентрации взвешенных веществ производится следующим образом:
б) для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в рекреационных целях: при сбросе сточных вод в водный объект содержание взвешенных веществ в контрольном створе не должно увеличиваться по сравнению с условной фоновой концентрацией более чем на 0,25 мг/дм3 (для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) и более чем на 0,75 мг/дм3 (для водных объектов, используемых в рекреационных целях и в границах населенных пунктов).
Для водных объектов рыбохозяйственного значения температура воды не должна повышаться по сравнению с естественной температурой водного объекта более чем на 5°С, с общим повышением температуры не более чем до 20°С летом и 5°С зимой для водных объектов, где обитают холодолюбивые рыбы (лососевые и сиговые) и не более чем до 28°С летом и 8°С зимой в остальных случаях. В местах нерестилищ налима запрещается повышать температуру воды зимой более чем на 2°С.
23. Кратность начального разбавления учитывается при выпуске сточных вод в водотоки в следующих случаях:
а) для напорных сосредоточенных и рассеивающих выпусков в водоток при соотношении скоростей и выпуска :
б) при абсолютных скоростях истечения струи из выпуска, большие 2 м/с.
При меньших скоростях расчет начального разбавления не производится.
Для единичного напорного выпуска кратность начального разбавления рассчитывается по следующей формуле:
Для рассеивающего напорного выпуска расчет осуществляется с учетом числа выпускных отверстий оголовка выпуска и скорости истечения сточных вод из них м/с и диаметр отверстия или оголовка рассеивающего выпуска определяется по следующей формуле:
Расход смеси сточных вод и воды водотока в том же сечении находится по формуле:
Средняя концентрация вещества в граничной# сечении определяется по формуле:
Максимальная концентрация в центре пятна примеси в этом сечении равна:
Рис 1. Номограмма для определения диаметра струи в расчетном сечении
Рис 2. Номограмма для определения начального разбавления в потоке
Рис. 3 Номограмма для определения поправочного коэффициента
24. Кратность основного разбавления определяется по формуле:
— коэффициент смешения, показывающий какая часть речного расхода смешивается со сточными водами в максимально загрязненной струе расчетного створа, определяемый по следующей формуле:
— коэффициент, учитывающий гидравлические условия в реке, определяемый по формуле:
— средняя скорость течения реки, м/с;
— коэффициент шероховатости ложа реки, определяемый по справочным данным;
Для зимнего времени (периода ледостава):
25. Если не соблюдаются условия применимости метода, указанного в пункте 24 настоящей Методики, то расчет кратности основного разбавления не осуществляется (принимается равным 1).
26. При наличии регулирующей емкости достаточного объема возможен регулируемый сброс очищенных сточных вод.
Для расчета норматива допустимого сброса веществ при регулируемом сбросе очищенных сточных вод необходимо:
а) используя минимальный из среднемесячных расходов года 95%-ной обеспеченности, из соотношения формулы (23) настоящей Методики определить допустимый расход сточных вод для самого маловодного месяца;
б) рассчитать НДС в исходя из указанного допустимого расхода сточных вод для самого маловодного месяца. Допустимая к сбросу концентрация НДС в является постоянной для каждого месяца;
г) рассчитать отношения каждого месячного расхода года 95%-ной обеспеченности к минимальному расходу в указанном году 95%-ной обеспеченности. В результате получить коэффициенты пересчета расхода очищенных сточных вод для каждого месяца по следующей формуле:
— расход воды в водном объекте (м3/с) для года 95%-ной обеспеченности в i-й месяц;
— минимальный из среднемесячных расходов года 95%-ной обеспеченности (м3/с).
Результаты расчета коэффициентов пересчета расхода очищенных сточных вод для каждого месяца оформляются в соответствии с приложением 2 к настоящей Методике;
5) для получения НДС (т/мес.) для остальных месяцев НДС (т/мес.) для самого маловодного месяца умножается на коэффициент пересчета расхода очищенных сточных вод для каждого месяца.
IV. Расчет НДС для отдельных выпусков в водоемы
27. Величины НДС для выпусков сточных вод в водоемы определяются по приведенным ниже расчетным формулам, аналогичным формулам, приведенным в пункте 22 настоящей Методики.
Основная расчетная формула для определения без учета неконсервативности вещества:
— условная фоновая концентрация загрязняющего вещества в воде водоема, г/м3;
При установлении НДС по взвешенным веществам используются формулы из главы III «Расчет величин НДС для отдельных выпусков сточных вод в водотоки» настоящей Методики.
28. При наличии в водоеме устойчивых ветровых течений для расчета кратности общего разбавления n рассматриваются два случая:
Кратность общего разбавления определяется по формуле (4) настоящей Методики. Кратность начального разбавления при наличии в водоеме устойчивых ветровых течений вычисляется по следующим формулам:
а) при выпуске в мелководье или в верхнюю треть глубины:
— скорость ветра над водой в месте выпуска сточных вод, м/с;
— средняя глубина водоема вблизи выпуска, м. Значение определяется в зависимости от средней глубины водоема следующим образом: при м на участке протяженностью 100 м; при м на участке протяженностью 150 м; при м на участке протяженностью 200 м; при м на участке протяженностью 250 м;
б) при выпуске в нижнюю треть глубины:
Кратность основного разбавления вычисляется по следующим формулам:
а) при выпуске в мелководье или в верхнюю треть глубины:
б) при выпуске в нижнюю треть глубины:
29. Если не выполняются условия применимости метода, указанного в пункте 28 настоящей Методики, то расчет кратности начального разбавления выполняется согласно пункту 23 настоящей Методики, а расчет основного разбавления не осуществляется (принимается равным 1).
При наличии в водоеме устойчивых течений расчет кратности основного разбавления проводится с использованием аналитического решения уравнения турбулентной диффузии для сосредоточенного выпуска сточных вод:
— параметр сопряжения начального участка разбавления с основным участком;
— параметр, учитывающий влияние ближайшего берега на кратность основного разбавления;
— характерная минимальная скорость течения в водоеме в месте сброса, м/с;
— расстояние выпуска от ближайшего берега, м;
— длина начального участка разбавления, рассчитываемая по формуле (8) настоящей Методики, м;
30. Если ветровые течения в водоеме имеют регулярно попеременное направление либо берега водоемов имеют неспокойную линию, а выпуск осуществляется в заливную или мысовую часть, либо зимой после ледостава отсутствуют ветровые течения, то описанные выше методы расчета неприменимы. В этих случаях необходимо разрабатывать с участием специализированных научно-исследовательских организаций методы расчета, ориентированные на решение конкретных задач.
V. Расчет НДС для отдельных выпусков во внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации
31. Расчет НДС веществ для выпусков сточных вод в море производится в тех случаях, когда допускается отведение сточных вод в морскую среду, при этом величины НДС определяются в соответствии с пунктом 21 настоящей Методики по приведенным ниже формулам.
32. Выпуск, удаленный от других выпусков на расстояние более 5 км вдоль линии берега, может рассматриваться как отдельный (изолированный выпуск).
33. С учетом разбавления сточных вод в морских водах концентрация вещества в сточных водах Сндс# определяется по формуле:
— условная фоновая концентрация вещества, характеризующая степень загрязнения морской воды данным веществом вне зоны влияния выпуска сточных вод (на расстоянии более 5 км от выпуска), г/м3.
34. Кратность общего разбавления n определяется по формуле (4) настоящей Методики и зависит от гидрологических условий района размещения выпуска сточных вод и его конструктивных характеристик. Поэтому при установлении НДС следует учитывать возможность оптимизации конструкции оголовка и места выпуска сточных вод для уменьшения затрат на очистку сточных вод.
35. Расчет значения кратности начального разбавления производится независимо от типа выпуска (сосредоточенный или рассеивающий).
Учитывая, что на процесс перемешивания сточных вод в этой зоне существенное влияние оказывают силы плавучести, если плотность сточных вод существенно отличается от плотности морской воды, применяют разные методы расчета кратности начального разбавления в зависимости от величины, определяемой по формуле:
— плотность морской воды в месте сброса сточных вод, ;
— плотность сточной воды, ;
— скорость истечения сточной воды из выпускного отверстия, м/с, вычисляемая по расходу сточных вод:
— число выпускных отверстий оголовка выпуска.
36. Если сточная вода легче морской ( ) и расчетная величина Fr удовлетворяет условию:
37. Если сточная вода тяжелее морской ( ) и расчетная величина Fr удовлетворяет условию:
Значение функции F при различных углах наклона оголовка выпуска
F | F | F | |||
---|---|---|---|---|---|
5° | 1,00 | 35° | 1,17 | 65° | 2,01 |
10° | 1,01 | 40° | 1,23 | 70° | 2,42 |
15° | 1,03 | 45° | 1,31 | 75° | 3,12 |
20° | 1,05 | 50° | 1,42 | 80° | 4,55 |
25° | 1,08 | 55° | 1,55 | 85° | 8,91 |
30° | 1,12 | 60° | 1,74 |
38. Если сточная вода легче морской, но не выполняется условие формулы (42) настоящей Методики, или сточная вода тяжелее морской, но не выполняется условие формулы (44) настоящей Методики, или плотность сточной воды равна плотности морской воды в месте сброса, то расчет кратности начального разбавления выполняется по следующей формуле:
Если значение d не превышает глубины моря в месте сброса Н, то f=1, в противном случае:
39. В случае если расчетная кратность начального разбавления n н меньше 1, то для дальнейших вычислений принимают n н = 1.
40. Расчет кратности основного разбавления производится с использованием аналитического решения уравнения турбулентной диффузии для сосредоточенного выпуска сточных вод в море по следующим формулам:
— характерная минимальная скорость морского течения в месте сброса, м/с;
— средняя глубина моря в месте выпуска, м;
— длина начального участка разбавления, м;
— параметр, учитывающий влияние ближайшего берега на кратность основного разбавления;
— расстояние выпуска от берега, м.
— для условий пункта 36 настоящей Методики
— для условий пункта 37 настоящей Методики (57)
— для условий пункта 38 настоящей Методики.
41. Кратность основного разбавления при сбросе сточных вод через линейный рассеивающий выпуск в море при направлении течения перпендикулярно к оси оголовка выпуска определяется по формуле:
VI. Расчетные условия
42. Расчетные условия для определения НДС веществ включают:
а) гидрографические и морфометрические характеристики рек, расчетные гидрологические, гидравлические и гидрохимические характеристики речного стока в контрольных и расчетных (в том числе фоновых, устьевых) створах, характеристики самоочищения рек бассейна;
б) расчетные количественные и качественные характеристики основных составных речного стока, формирующихся на участках между смежными по течению створами: подземного питания (стока) рек, поверхностного стока с промышленно-селитебных (застроенных), сельскохозяйственных (пахотных) и естественных (непахотных) территорий водосбора;
в) заданные или расчетные значения характеристик водозаборов, расходов и состава сбрасываемых сточных вод, сработки водохранилищ, перебросок стока, откачки подземных вод;
г) характеристики размещения пунктов водопользования и других хозяйственных воздействий на сток по гидрографической сети.
43. Основные требования при выборе расчетных условий:
а) расчетные характеристики речного стока, его составляющих и влияющей на реки хозяйственной деятельности должны рассматриваться совмещенными во времени и по условиям водности года;
б) расчетные значения речного стока, его составляющих и влияния хозяйственной деятельности должны быть сбалансированы по течению реки, что достигается при максимальной детализации их рассмотрения;
в) лимитирующие расчетные условия рек должны соответствовать совмещенным во времени значениям их количественных и качественных характеристик с учетом влияния хозяйственной деятельности, формирующим лимитирующие величины ассимилирующей способности рек по отдельным нормированным веществам или их группам на участках между контрольными створами допускается определять лимитирующие расчетные условия рек бассейна по результатам расчетов для наиболее неблагоприятных сезонов (зимнего, летнего и осеннего) маловодного года с учетом рассмотрения, при необходимости, лет более высокой расчетной водности;
г) расчетные условия для проектирования водоохранного сооружения должны соответствовать наиболее неблагоприятным значениям прогнозных характеристик реки, принимающей сточные, в том числе дренажные, воды, за период эксплуатации данного сооружения.
44. Для стандартизации процедуры выбора расчетных условий, формирующих лимитирующие величины ассимилирующей способности рек принимать определенную массу веществ за единицу времени без нарушения норм качества воды в контрольном створе речного бассейна, необходимо применять следующие условия для определения следующих характеристик рек и хозяйственных факторов:
45. Выбор расчетных условий для водоемов производится аналогично применяемым для рек с учетом специфики водоемов.
К специфичным условиям относятся:
г) для частоты и скорости ветров вдоль берегового и нормального к берегу направлений, характеристики подледного течения воды;
46. В качестве расчетных условий для прибрежных вод морей принимают:
а) гидрологические и гидрохимические данные водного объекта для наименее благоприятного периода;
б) санитарные показатели состава и свойств воды в период ее наиболее интенсивного использования;
в) фоновую концентрацию нормированного вещества, определяемую вне зоны влияния выпуска (на расстоянии более 5 км от выпуска) как среднеарифметическое значение концентрации нормированного вещества для наименее благоприятного периода;
г) характерную минимальную скорость морского течения, соответствующую среднемесячной 95%-ной обеспеченности.
Приложение 1
к Методике разработки нормативов
допустимых сбросов загрязняющих
веществ в водные объекты
для водопользователей,
утвержденной приказом Минприроды России
от 29.12.2020 № 1118
Расчет норматива(ов) допустимого сброса
(наименование водного объекта
и водохозяйственного участка)
Наименование или ФИО водопользователя (юридического лица или
индивидуального предпринимателя): _______________________________________
1. Реквизиты водопользователя (юридического лица или индивидуального
Место нахождения водопользователя: ___________________________________
Ф.И.О. и телефон должностного лица, ответственного за водопользование,
его должность ___________________________________________________________
2. Цели водопользования ____________________________________________
3. Место сброса сточных вод (географические координаты с указанием
системы координат и расстояние от устья (для водотоков) _________________
4. Тип оголовка выпуска сточных вод ________________________________
5. Категория сточных вод (производственные (с указанием всех
осуществляемых видов экономической деятельности на объектах, с которых
осуществляется сброс сточных вод в водный объект), хозяйственно-бытовые,
дренажные, ливневые и другие) ___________________________________________
6. Расход сточных вод для расчета НДС ____ ____ ____
7. Расчет норматива допустимого сброса загрязняющих веществ.
7.1. Расчет норматива допустимого сброса загрязняющих веществ, за
Наименование выпуска: ______________________________________________
п/п | Наименования загрязняющих веществ | Класс опасности загрязняющих веществ | Допустимая концентрация загрязняющих веществ ( ), мг/дм3 | Норматив допустимого сброса загрязняющих веществ | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
январь | февраль | март | апрель | май | |||||||||||
г/ч | т/мес | г/ч | т/мес | г/ч | т/мес | г/ч | т/мес | г/ч | т/мес | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |||
Норматив допустимого сброса загрязняющих веществ | Норматив допустимого сброса загрязняющих веществ (расчет в т/год производится суммированием т/мес) | ||||||||||||||
июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | |||||||||
г/ч | т/мес | г/ч. | т/мес | г/ч | т/мес. | г/ч | т/мес | г/ч | т/мес | г/ч | т/мес | г/ч | т/мес | т/год | |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
7.2. Расчет норматива допустимого сброса микроорганизмов в водный
п/п | Показатели по видам микроорганизмов | Размерность | Допустимое содержание | Норматив допустимого сброса |
---|---|---|---|---|
2 | 3 | 4 | 5 | |
Общие колиформные бактерии | ||||
Коли-фаги | ||||
Возбудители инфекционных заболеваний | ||||
Жизнеспособные яйца гельминтов | ||||
Жизнеспособные цисты патогенных кишечных простейших | ||||
Термотолерантные колиформные бактерии |
8. Общие свойства сточных вод:
1) плавающие примеси (вещества) не допускаются ________________________________
2) температура (°С) ___________________________________________________________
4) растворенный кислород 4-6 мг/дм3
5) сухой остаток (минерализация) ________________________________________________________________
6) токсичность воды _____________________________________________________________________________
9. НДС возбудителей инфекционных заболеваний, а также вредных веществ, для которых не установлены
нормативы предельно допустимых концентраций, равен 0.
Приложение: данные, использованные для расчета НДС, указанные в пунктах 14 или 15 настоящей Методики.
НДС рассчитан (*) “___”__________ 20__ г. на срок до «___»_____________ 20__ г.
Приложение 2
к Методике разработки нормативов
допустимых сбросов загрязняющих
веществ в водные объекты
для водопользователей,
утвержденной приказом Минприроды России
от 29.12.2020 № 1118
Результаты расчета
коэффициентов перерасчета расхода очищенных сточных вод для каждого месяца
Обзор документа
На 2021 г. Минприроды утвердило новую методику разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ (кроме радиоактивных) в водные объекты для водопользователей. В прежней методике, отмененной в рамках «регуляторной гильотины», речь шла о сбросах веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимых сбросов не устанавливаются в отношении загрязняющих веществ, не характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте водопользователя.