Что такое неактиничное освещение

Неактиничный свет

Актиничный свет — электромагнитное излучение, обладающее способностью оказывать воздействие на конкретный светочувствительный материал предусмотренным способом.

Неактиничный свет — электромагнитное излучение, не вызывающее предусмотренного данным светочувствительным материалом фотохимического изменения (см. также Эффект Гершеля)

Количественная характеристика

Абсолютной мерой актиничности излучения является светочувствительность конкретного материала.

Мерой относительной актиничности различных источников излучения может служить отношение освещённостей, создаваемых в плоскости фотографического материала исследуемыми источниками, при идентичных выдержках и одинаковых условиях последующей физико-химической обработки, для получения одинакового фотографического эффекта (например, плотности негатива).

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Неактиничный свет» в других словарях:

Nonactinic light — Неактиничный свет … Краткий толковый словарь по полиграфии

Safelight — Неактиничный свет, безопасное освещение (например, в фотолаборатории) … Краткий толковый словарь по полиграфии

Актиничность — Актиничность, актиничность фотографическая (др. греч. aktis, родительный падеж др. греч. aktinos луч) способность излучения оказывать фотографическое действие на светочувствительный материал. Актиничный свет электромагнитное… … Википедия

Фотография* — Содержание: 1. Фотография и ее значение. 2. История Ф. 3. Объективы. 4. Затворы. 5. Камеры. 6. Сухие броможелатиновые пластинки. 7. Экспозиция; снимки при вспышке. 8. Негативный процесс. 9. Позитивный процесс. 10. Светокопирование. 11. Литература … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Фотография — Содержание: 1. Фотография и ее значение. 2. История Ф. 3. Объективы 4. Затворы. 5. Камеры. 6. Сухие броможелатиновые пластинки. 7. Экспозиция; снимки при вспышке. 8. Негативный процесс. 9. Позитивный процесс. 10. Светокопирование. 11. Литература … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Фотопечать — Фотоувеличитель «УПА 601», корректирующие светофильтры и лабораторный фонарь … Википедия

Плёночная фотография — Непроявленная фотоплёнка Плёночная фотография фотографический способ получения неподвижного изображения объектов, использующий получение и хранение информации в аналоговой форме на … Википедия

Лабораторный фонарь — в фотолаборатории … Википедия

Источник

Неактиничное освещение

Что такое неактиничное освещение. Смотреть фото Что такое неактиничное освещение. Смотреть картинку Что такое неактиничное освещение. Картинка про Что такое неактиничное освещение. Фото Что такое неактиничное освещение Что такое неактиничное освещение. Смотреть фото Что такое неактиничное освещение. Смотреть картинку Что такое неактиничное освещение. Картинка про Что такое неактиничное освещение. Фото Что такое неактиничное освещение

Что такое неактиничное освещение. Смотреть фото Что такое неактиничное освещение. Смотреть картинку Что такое неактиничное освещение. Картинка про Что такое неактиничное освещение. Фото Что такое неактиничное освещениеЧто такое неактиничное освещение. Смотреть фото Что такое неактиничное освещение. Смотреть картинку Что такое неактиничное освещение. Картинка про Что такое неактиничное освещение. Фото Что такое неактиничное освещение

Сообщество –

Как создать сообщество?

Как вступить в сообщество?

Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».
Вступление в сообщество происходит автоматически без одобрения кандидатуры вступающего другими членами сообщества.

Поиск:
Найдено: 36 сообщенийПоказаны: с 1 по 20
Стр.: 1 2 »»
Алeксей_SПб
автор темы
сообщений: 2179
в Клубе: 4273 дня
13.10.2011 08:57:05 | Неактиничное освещение
Господа,

расскажите, кто какими фонарями пользуется в темной комнате?

Лично я имею опыт работы только с совецким красным фонарем и, сказать по-правде, вспоминаю его без энтузиазма. Ибо нихрена не видно и для глаз напряжно.

Но тут читаю, что лучше использовать желто-зеленое излучение, что типа видно лучше и для глаз хорошо.

Беглый поиск показал, что щас выпускают Фонари Неактиничные для рентгенлабораторий.

Для бром бумаги Фома заявлена чувствительность где-то до 530 нм, так что как раз.

Есть разные варианты, по запросу Фонарь неактиничный Яндекс находит вполне.

Цены на подобные фонари типа тыщи полторы рупь.
Да и по правде говоря можно самому купить светодиодов да без проблем сбацать вообще задешево.

Кстати, прочитал про тест неактиничного освещения (это для рентген пленки, для бумаги надо время увеличить, я так полагаю). Цитирую:

Интересует опыт для моноконтрастных бумаг и для мультиконтрастных бумаг.

Так же читал, что есть некие «натриевые» фонари для цветной печати, но найти информацию по ним толком не смог (до цветной печати мне, правда, как до пекина раком, но все одно интересно).

odem
Что такое неактиничное освещение. Смотреть фото Что такое неактиничное освещение. Смотреть картинку Что такое неактиничное освещение. Картинка про Что такое неактиничное освещение. Фото Что такое неактиничное освещение
сообщений: 1180
фотографий: 187
в Клубе: 5947 дней
Стрежевой
13.10.2011 09:05:53 | Re[Алeксей_SПб]:
у меня два фонаря, поскольку даркром вытянутый один АР красный между увеличителем и первой кюветой с проявителем, второй самодельный из детского настольного светильника с прищепкой со светодиодной красной лампой на 220вольт под цоколь от точечного освещения, в камнате довольно светло, хватает света для разметки и нарезки бумаги допустим под квадрат, светится только Фома, но немного и то это пока подозрения на мой свет, возможно дело в другом.

Алeксей_SПб
автор темы
сообщений: 2179
в Клубе: 4273 дня
13.10.2011 09:06:45 | Re[Алeксей_SПб]:
Яштолд-Говорко рекомендует следующий способ проверки неактиничности освещения:

«Приобретя лабораторный фонарь, нужно проверить, не вуалирует ли его светофильтр
фотобумагу. Для этого, например, под фонарем со светло-красным светофильтром
экспонируют бромосеребряную фотобумагу. Перед проверкой ее лист форматом 13 Х 18 см
закрывают черной неактиничной бумагой и кладут его на расстоянии 0,5 м от фонаря, в
который вставлен испытываемый светофильтр. Затем сдвигают неактиничную бумагу на 1/5,
формата фотобумаги и экспонируют открытую полоску 1 мин. После чего черную бумагу
вновь отодвигают на ‘/5 формата и снова освещают 1 мин. Эту операцию повторяют еще два
раза.
В результате на фотобумаге будет четыре различно экспонированные полоски (1, 2, 3 и 4
мин) и одна полоска, не подвергавшаяся воздействию света. Освещенную таким образом
фотобумагу проявляют, закрыв кювету листом картона. Затем фотобумагу фиксируют,
промывают и высушивают.
Если светофильтр хороший, то разницы между неосвещенной и экспонированными
полосками фотобумаги быть не должно. Слабое почернение полоски, освещавшейся 3 мин,
указывает, что светофильтр слегка пропускает актиничные лучи. При отсутствии другого
светофильтра им еще можно пользоваться, но предохраняя фотобумагу от
непосредственного освещения фонарем. Если же почернели полоски, экспонированные 1—2
мин, то светофильтр надо заменить новым.
Аналогично проверяют качество оранжевого и желтого светофильтров, только для
испытания первого берут хлоро-бромосеребряную фотобумагу, а второго —
хлоросеребряную, экспонируя их 0,5; 1; 2; 3 мин.
Красители, которыми окрашен светофильтр, в течение времени выцветают и начинают
пропускать актиничные лучи и вуалировать фотобумагу. Поэтому проверку светофильтров
лабораторных фонарей рекомендуется производить раз в два-три месяца, разумеется, если
ими пользуются каждый день.»

Т.е. получается так, что старые фонари пора фтопку

Сергей Орловский
сообщений: 4034
фотографий: 42
возраст: 40 лет
в Клубе: 4356 дней
Рига
13.10.2011 16:43:38 | Re[Алeксей_SПб]:
Я вообще довольно интересно решил проблемму, по свету мне нравится оранжевый он не так врет контраст как красный а в качестве лампочки я использую энергосберегалку на 6 ватт, которая горит как 20 ватт и спектр у нее не белый а теплый желтый в результате бумагу не засвечивает и видно довольно хорошо. Для сравнения 15 ватт обычная лампочка светит слабее а бумагу засвечивает быстрее.

YG
Что такое неактиничное освещение. Смотреть фото Что такое неактиничное освещение. Смотреть картинку Что такое неактиничное освещение. Картинка про Что такое неактиничное освещение. Фото Что такое неактиничное освещение
сообщений: 7009
в Клубе: 7013 дней
WWW
13.10.2011 16:58:50 | Re[Алeксей_SПб]:
Алeксей_SПб писал(а):

расскажите, кто какими фонарями пользуется в темной комнате?

Красный фонарь не очень годится для мультиконтрастных бумаг. Нужен оранжевый или коричневый.
Из светодиодных фонарей порекомендую Jobo Maxilux Safelight и Jobo Minilux Safelight. Максилюкс имеет 3 режима работы: для чб, цвета и еще чего-то. Он излучает строго в окрестности длине 598 нм, причем цветные бумаги имеют провал чувствительности в окрестности 600 нм.
Минилюкс — маленький фонарик с одним светодиодом, вешается на шею или прикрепляется к карману. Питание от АА батарейки.

Setting #1 is for b/w.

#2 is for RA-4 paper; color prints from color negs.

#3 is for color prints from color slides.

Исправлено YG 13.10.2011 17:01:04

Коричневый все производители рекомендуют. Я, например, его никогда в глаза не видел. А вот про оранжевый вы зря. Он пропускает зелёные лучи. В отличие от красного. И, если вы имеете ввиду лампы накаливания, то там этих зелёных лучей ого-го! В отличие от энергосберегаек. Так чем же вам красный не угодил? Да, мультиконтраст он за десять минут, пожалуй, засветит. Оранжевый засветит его за минуту. Или вы не про лампы накаливания? Уточните, будьте любезны!
Каждой лампе свой фильтр нужен.

nebrit
Что такое неактиничное освещение. Смотреть фото Что такое неактиничное освещение. Смотреть картинку Что такое неактиничное освещение. Картинка про Что такое неактиничное освещение. Фото Что такое неактиничное освещение
сообщений: 13704
в Клубе: 3877 дней
13.10.2011 18:59:02 | Re[pilligrim]:
Какую именно бумагу? Илфорд мульти? Славич? Другую?

pilligrim
сообщений: 3956
фотографий: 46
возраст: 49 лет
в Клубе: 6256 дней
Кострома-Москва
13.10.2011 19:22:04 | Re[nebrit]:
nebrit писал(а):

Резал и печатал Славич 50на60.
Печатал на Илфорде Мультигрей 50на60. Тоже дело было не 1 минуты. Пока разместишь, пока отэкспонируешь, проявишь с ванночках 40на50 катая туда сюда. Минут 5 проходит.

Источник

ГОСТ Р ИСО 8374-93 Фотография. Определение условий неактиничного освещения по ИСО

Текст ГОСТ Р ИСО 8374-93 Фотография. Определение условий неактиничного освещения по ИСО

ГОСТ Р ИСО 8374-93

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФОТОГРАФИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ НЕАКТИНИЧНОГО ОСВЕЩЕНИЯ ПО ИСО

государственный стандарт российской федерации

Определение условий неактиничного освещения по ИСО

Photography. Determination of ISO Safelight conditions

Дата введения QI.07.94

Термин «неактиничное освещение» используют в фотографии для описания условий освещения, которые не влияют на фотографические характеристики светочувствительного материала при его нормальном использовании. Поскольку с большинством светочувствительных материалов изготовители и/или потребители оперируют в условиях неактиничного освещения, настоящий стандарт описывает метод определения безопасных условий работы.

Неправильно считают, что условия освещения являются неактиничными, если они не изменяют плотность неэкспонированного прежде участка. Это неверно для большинства материалов: неэкспонированный участок изображения обычно бывает более чувствительным. Поэтому опасные условия освещения часто оказываются невыявленными, если рассматривают изменения только на неэкспонированных участках. Усиление эффекта на более плотных участках вызывается сочетанием их более высокого сенситометрического контраста в области плотного изображения и доли общей экспозиции, которую составляет неактиничное освещение. Эффект является наибольшим на участках изображения с низкой экспозицией. Эффект может также зависеть от того, до или после экспонирования изображения материал подвергают «условиям неактиничного освещения».

©Издательство стандартов, 1993 Настоящий стандарт не может быть по шестью или частично воспроизведен, тиражирован И распространен без разрешения Госстандарта России

Настоящий стандарт устанавливает термин «условия неактиничного освещения но ИСО» для определения освещения конкретного светочувствительного материала, которые были оценены по методикам и отвечают требованиям, установленным в настоящем стандарте. Этот термин следует использовать только в случае соблюдения названных условий.

Обычно спектральный состав неактиничного освещения выбирают таким, чтобы обеспечить максимальное отношение визуальной чувствительности к фотографической чувствительности рассматриваемого материала. Настоящий стандарт не затрагивает указанный выбор, но определяет условия, при которых экспозиция (произведение освещенности на время) от источника неактиничного освещения оказывает влияние на характеристики образования изображения на светочувствительном материале. Следует отметить, что светочувствительный материал обычно обладает спектральной характеристикой чувствительности, которая очень отличается от чувствительности человеческого глаза. Поэтому не исключена возможность того, что два разных источника неактиничного освещения будут давать одинаковую освещенность (по визуальному впечатлению), но совершенно различно влиять на фотоматериал.

Так как экспозиции бывают аддитивными, то есть экспонирование светочувствительных материалов неактиничным светом во время производства, контроля, зарядки фотоаппарата, склейки, обработки и др. может иметь совокупный эффект, то экспонирование материала неактиничным освещением должно быть сведено к минимуму на всех стадиях работы с ним. Настоящий стандарт, однако, относится только к оценке реакции светочувствительного материала на экспонирование неактиничным освещением во время испытаний, а не к эффекту совокупных условий в течение длительного времени.

1 НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает метод испытания для определения «условий неактиничного освещения по ИСО» для оперирования со светочувствительным материалом. Последние опре деляются как такие условия, которые обеспечивают менее половины максимальной неактиничной экспозиции, которая может быть сообщена светочувствительному материалу, не ухудшая качество результирующего изображения.

Метод оценки условий неактиничного освещения по ИСО рас-

пространяется на все сухие или мокрые фотопленки, фотопластинки и фотобумаги.

Требования настоящего стандарта являются рекомендуемыми.

В настоящем стандарте применяют следующие термины.

2.1. Неактиничный осветитель — излучатель, обладающий заданным относительным спектральным распределением энергии, рекомендованным к применению во время работы со светочувствительным материалом. Обычно излучение осуществляют арматурой, в которой установлены источник света и соответствующий светофильтр.

2.2. Неактиничный светофильтр — спектрально-селективный поглощающий материал, рекомендованный при использовании с заданным источником света, для получения излучения с требуемым относительным спектральным распределением энергии.

2.3. Арматура неактиничного осветителя —• кожух для источника света, обычно со светофильтром, через который проходит поток излучения.

2.5. Неактиничная экспозиция — интеграл по времени от освещенности светочувствительного материала.

2.6. Ощутимое изменение — различие плотности или оттенка изображения, которое может быть обнаружено при визуальном обследовании помещенных рядом образцов или измерено на денситометре с соответствующими светофильтрами. Для визуального обследования желательно сравнивать изображения на одном и том же отрезке фотоматериала.

2.7. Предшествующее экспонирование — общее неактиничное освещение светочувствительного материала до того, как он воспримет нормальную экспозицию, образующую изображение.

2.8. Последующее экспонирование — общее неактиничное экспонирование светочувствительного материала после того, как он воспринял нормальную экспозицию, образующую изображение.

2.9. Условия неактиничного освещения по ИСО — условия освещения, которые обеспечивают менее половины экспозиции, требующейся для образования фотографического эффекта, при оценке методами, описанными в настоящем стандарте.

Отдельные образцы подвергают действию серии экспозиций неактиничным освещением перед экспонированием изображения или после него. Определяют максимальную экспозицию неактиничным освещением, не влияющую на изображение, которую и используют для определения условий неактиничного освещения по ИСО.

3.2.1. Ступенчатая шкала

Для получения ступенчатой серии экспозиций, обеспечивающей интервал плотностей, ожидаемый при нормальном использовании исследуемого фотоматериала, рекомендуется применение ступенчатой денситометрической шкалы на пропускание. Для материалов, обычно экспонируемых прямыми рентгеновскими лучами, серия экспозиций может быть получена способом, приемлемым для рентгеновских пленок.

Если нет в наличии ступенчатой шкалы, экспонирование можно заменить следующей методикой. Накройте один край образца испытуемого светочувствительного материала черным картоном или другим непрозрачным материалом и в несколько приемов экспонируйте непокрытый фотоматериал так, чтобы получилась серия выдержек типа 1с, 2с, 4с, 8с, 16с и т. д. Спектральные свойства источника света должны быть аналогичными тем, которые обычно применяют для данного материала. Экспозиции должны обеспечивать полный интервал плотностей, ожидаемых при практическом использовании. Менее удовлетворительной альтернативой является сообщение всему образцу светочувствительного материала, кроме защищенных краев, равномерной экспозиции через прозрачное изображение, при условии, что оно обеспечивает хорошее распределение света в светлых, средних и темных тонах. Важно помнить, что для большинства негативных материалов низкие плотности изображения особенно подвержены влиянию низких экспозиций, которые могут иметь место в условиях неактиничного освещения. У прямопозитивных материалов более подвержены влиянию низких экспозиций высокие плотности.

3.2.2. Непрозрачный материал

Необходим лист непрозрачного картона для ограничения участка, экспонируемого неактиничным освещением. Для правильной установки в темноте светочувствительного материала и непрозрачного картона можно изготовить приспособление из дополнительных листов картона и маскирующей ленты (см. приложение А).

Требуется устройство для отмеривания времени экспонирования неактиничным осветителем от нескольких секунд до 8 мин и более. Если используется визуальный таймер, то должны быть приняты меры для предотвращения попадания света, необходимого для наблюдения за таймером, на светочувствительный материал, если только этот свет не составляет часть нормального не-а-ктиничного освещения испытуемой фотолаборатории.

3.2.4. Регистрация данных

Должны быть записаны все необходимые данные, в том числе обозначение неактиничного светофильтра, его размер, приблизительное время службы, тип, мощность и напряжение лампы, расстояние от неактиничного осветителя до светочувствительного материала, обозначение светочувствительного материала, выдержки при экспонировании неактиничным освещением и данные об обработке. Однажды установленные условия неактиничного освещения должны поддерживаться правильной заменой используемых ламп, проверкой светофильтра на выцветание, сохранением расстояния от неактиничного осветителя до светочувствительного материала и неизменностью окружения (например окраски стен). Изменение любого из вышеуказанных элементов должно быть оценено по его воздействию на фотоматериал. Кроме того важно контролировать такие лабораторные условия оперирования с фотоматериалом, как время обработки, время образования скрытого изображения, ориентация материала и др

3 3. Условия испытания

С образцами следует оперировать в полной темноте, за исключением периода умышленного экспонирования.

3.4.1. Испытание с предшествующим экспонированием

Разрежьте испытуемый материал на несколько полосок, предпочтительно шириной не менее 2,5 см.

Накройте половину каждой полоски в продольном направлении непрозрачным картоном и экспонируйте другую половину неактиничным освещением в течение самого короткого времени, которое будет сочтено практически применимым.

Повторите эту процедуру, увеличивая, однако, выдержку, например, для первой полоски 15 с, для следующей 30 с и т. д. — для каждой следующей полоски удваивая выдержку.

Экспонируйте каждую полоску в полной темноте через ступенчатую шкалу. Важно, чтобы эти экспозиции охватывали полный интервал плотностей, ожидаемый при нормальном использовании фотоматериала.

Обработайте полоски все вместе в полной темноте не позже, чем через 2 ч после экспонирования, с тем чтобы снизить эффект регрессии скрытого изображения. Процесс обработки должен быть таким, какой обычно применяется для данного фотоматериала

3.4.2. Испытание с последующим экспонированием

Разрежьте испытуемый светочувствительный материал на несколько полосок, предпочтительно шириной не менее 2,5 см.

В полной темноте экспонируйте несколько полосок светочувствительного материала черз ступенчатую шкалу. Важно, чтобы эти экспозиции охватывали полный интервал плотностей, ожидаемый при нормальном использовании.

Накройте половину полоски в продольном направлении непрозрачным картоном. Экспонируйте другую половину неактиничным освещением в течение самого короткого практически применимого времени Повторите эту процедуру для каждой следующей полоски, увеличивая, однако, выдержку. Обработайте полоски все вместе в полной темноте не позже чем через 2 ч после экспонирования с тем, чтобы снизить эффект регрессии скрытого изображения. Процесс обработки должен быть таким, какой обычно применяется для данного фотоматериала.

3.4.3. Испытание во время обработки

3.4.3.1. Сначала определите, в какой период на протяжении цикла обработки необходимо или желательно неактиничное освещение. Чувствительность мокрого материала может быть либо выше, либо ниже, чем того же материала в сухом виде. Например, контроль при неактиничном освещении во время проявления панхроматической пленки рекомендуется только кратковременный и ближе к концу нормального времени проявления. Относительно короткое время проявления после экспонирования неактиничным освещением снижает его воздействие на изображение. Однако отмачивание светочувствительного материала в воде или других жидкостях, которые растворяют растворимые бромиды или иным образом изменяют химический состав эмульсии или концентрацию бромидов в желатине, может усилить воздействие неактиничной экспозиции на изображение.

Предпочтительным способом оценки условий неактиничного освещения, используемых во время обработки, является изменение освещенности светочувствительного материала. Это можно сделать:

а) устанавливая ряд апертурных масок из черного непрозрачного материала на фотолабораторный светильник;

б) изменяя расстояние от фотолабораторного светильника до светочувствительного материала;

в) устанавливая неселективные поглощающие светофильтры па фютолабораторный светильник.

3.4.3.2. В полной темноте проэкспонируйте несколько полосок светочувствительного материала через ступенчатую шкалу. Обработайте одну полоску в полной темноте. Обработайте вторую по-лгску, включив неактиничный осветитель в заданный момент в цикле обработки. Снизьте освещенность от неактиничного осветителя на 50 % и обработайте следующую полоску, включив осветите в ь только на протяжении того же периода в цикле обработки, который применялся для второй полоски. Обрабатывайте дополнительные полоски, снижая освещенность фотоматериала на 50 % при каждом следующем испытании.

Измерьте плотность всех полей всех сенситограмм (черт. 1).

Типичная сенситограмма (в условиях засветки)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *