Что такое неблагодарный человек
Неблагодарные люди
Эта заметка в продолжение к статье «О тотальной неблагодарности».
Есть такое крылатое выражение: «сделал доброе дело – отойди на безопасное расстояние, чтобы ударной волной не зацепило».
Сначала о том, что такое благодарность.
Во-первых, это свойство, имеющее отношение к наследственности, и также следствие правильного воспитания. Строгого воспитания, когда родители старались заложить в своём ребёнке духовное зерно, растили и воспитывали так, чтобы из маленького человечка вырос Человек, а не занимались избаловыванием, во всём потакая маленькому эгоисту. Но для этого, сами родители должны быть очень сознательными людьми.
Во-вторых, это тот культурный уровень, который взрастил в себе и сам человек тоже. Во многом, это самовоспитание. Это те редкие люди, которые умеют ценить чью-то доброту (и не забывают об этом), которые умеют быть признательны, и которые сами не жалеют своих сил и энергии помочь кому-то другому, или сделать какое-либо доброе дело.
В-третьих, это предрасположенность человека. На самом деле это основополагающий пункт: другого как не воспитывай – всё пройдёт мимо. Люди имеют свои характерологические зачатки и некую индивидуальность уже буквально с грудного возраста, ибо эволюционный уровень, к которому принадлежат их души – разный.
Однако, благодарных людей мало, гораздо больше тех, кто неблагодарен. Поэтому, поговорка, приведённая в пример в начале этой статьи верна: откаты за твою доброту от людей бывают подчас ужасны. В народе это называется «черная неблагодарность».
Каковы же истоки неблагодарности, какие бывают виды неблагодарности, и что это за люди – обо всём подробнее…
Истоки неблагодарности кроются в духовном невежестве людей. В низком интеллектуальном уровне (речь идёт вовсе не об эрудиции, начитанности, хитрости ума, а именно о духовном интеллекте человека). В завышенной самооценке… В куче внутренних комплексов, скрывающихся за восприятием «мне все должны»… В тотальном равнодушии и чёрствовсти друг к другу… В неумении слушать и слышать… Во акценте внимания, направленном лишь на себя… В той личностной незрелости, которая не зависит от возраста… В эгоизме, который не позволяет увидеть себя со стороны… В бесчувственности… В постоянном желании что-то получить, приобрести, продвинуться за счет другого… В мастерских манипулятивных играх… В отсутствии адекватности и совести… В очень удобной жизненной позиции «только потреблять»…. У людей с очень толстой кожей…
Теперь о видах неблагодарности:
— Когда всё сделанное тобой, вся твоя поддержка, помощь, твоё вовремя подставленное плечо воспринимается в качестве «как должное». Такие люди этого даже не замечают: их внимание поглощено исключительно собственной персоной, а ты им вроде как «должен». Если с такими людьми начать себя вести также, как они себя ведут с тобой – они очень удивятся, естественно в неприятную сторону: по отношению к ним такого быть не должно: «понял, плебей?»…
— Когда те, которым ты помогаешь, очень охотно садятся тебе на шею. Эти быстро смекают свою выгоду, они прекрасно всё осознают и просто в наглую начинают тебя потреблять.
— Когда тебя не ценят, но тобой пользуются до тех пор, пока ты им нужен, в тоже время за глаза они не побрезгуют посплетничать о тебе или сказать какую-нибудь гадость. Такой расклад может проявляться и среди сотрудников по работе (или общему делу), и среди знакомых, и среди родственников. Впрочем, также как и в предыдущих вариантах.
— Когда, зная твою способность «выступать за честность и справедливость», тебя хитростью втягивают в некую игру, и ты становишься марионеткой, помогая тому, от кого надо держаться как можно дальше…
— Когда кто-то другой просто цинично удовлетворяет собственные потребности за счёт тебя, при этом ты «каким-то макаром» становишься привязан к этому человеку… Тебя выжимают, а затем ты не нужен…
— Когда у тебя есть какой-то ресурс(ы), которого нет у других, и этот ресурс вампирят и будут так делать и дальше, пользуясь твоей добротой, или неумением отказать…
— Когда тебя, твои старания, твои вложения, помощь, поддержку сначала охотно принимают, потому что нуждаются в тебе и твоём плече, а потом когда ситуация пошла на исправление, тяжёлый момент позади – тебя просто по чёрному обесценивают… Опускают и ты стоишь, слушаешь и обтекаешь… Обычно, обесценивание сопровождается какими-нибудь пренебрежительными словами и идущими вослед однотипными выводами: «а я и не просил(а)»; «а я и сам(а) прекрасно справился бы», «а зачем ты мне навязывался (ась) со своей идиотской помощью»; «ой, ну можно подумать – помог он мне, перетрудился, бедный»…
— Когда ты, ошарашенный цинизмом и потребительством со стороны тех, кому помогал, тихо говоришь: «не плохо было бы услышать хотя бы «спасибо»», а тебе в ответ известные хамские фразы: «а сколько стоит твоя помощь, может тебе заплатить за нее?».
— Когда за свою доброту и человечность ты получаешь какой-то жуткий, неподдающийся никакой логике чёрный откат…
После чего, появляется ощущение, что тебя сравняли с плинтусом, мастерски облили грязью, или обдали студёной водой…
Виды неблагодарных людей:
— Те, которые потребляют тебя в открытую, нагло и долго… И будут продолжать это делать до тех пор, пока им есть чего с тебя взять. Причём, совершенно неважно его именно это касается: твоих талантов, способностей, возможностей, связей, умений, итд… Когда они поймут, что твои ресурсы исчерпаны, или что вы больше им не полезны – через тебя преспокойно перешагивают и идут себе дальше…
— Те, которым всегда мало, которые принимают твою какую-то помощь и в то же время, ненавидят тебя за то, что ты имеешь что-то, что не имеют они…. Зависть – великая сила… Помогли ли вы бедному, или знакомым, или родственникам… Оставили ли вы хорошие чаевые… Отдали свои вещи в дар – всего и всегда им будет мало, и степень их скрытой ненависти к вам будет только расти… Если вы богаты – такие люди будут судачить о ваших доходах, то и дело подсчитывая их… Если вы красивы – в вашей внешности они начнут искать изъяны… Если вы просто добры – вас обвинят в том, что это позёрство… Вашим промахам и неудачам будут радоваться, с язвительной ухмылкой «есть справедливость на свете, наконец-то, так тебе и надо…».
Народная мудрость на такие случаи говорит «не делай добра…».
— Люди, у которых трудный период в жизни, и которые явно нуждаются в помощи (особенно в психологической поддержке, в теплоте, в сочувствии) и охотно принимают её от тебя… Но после того, как этот период заканчивается, они обесценивают до полного нуля и твою заботу, и тебя самого, и всё твое участие… И, посматривая на тебя свысока, незамедлят сказать: «да я и сам справился бы», «тебя просили мне помогать?», «а ты мне особо ничем и не помог(ла)»…, итд.
Почему так происходит? Здесь всё дело в неком защитном барьере: люди очень не любят свидетелей своих слабостей (своего слабого состояния, или состояния беспомощности, также полной дезодаптации в трудные моменты)… Поэтому, в тяжелое для них время они ищут помощи, поддержки, тёплого слова, плеча другого человека… Но, когда этот этап проходит, они начинают чувствовать отторжение к тому, кто им помогал. Ты являешься им живым напоминанием о той ситуации (случае, болезни, периоде), которые они так рвутся забыть. И ты – прямой свидетель их слабости…. Затем, степень их отторжения усиливается: ведь ты, вложившись всем своим участием в человека, продолжаешь отношения на том же уровне, что и раньше…. При этом наталкиваешься на холодную стену… Ты искренне не понимаешь в чём собственно дело: вроде так хорошо дружили, общались, разговаривали в любое время дня и ночи… Далее происходит большее: это отторжение плавно перерастает в ненависть к тебе…. Себе, конечно, в этом они не признаются никогда. По цепной реакции начинаются следующие шаги: обесценивание, насмешка, откаты черной неблагодарности… В мире людей такое встречается сплошь и рядом…
Между тем, летописи рассказывают, что в древней Римской Империи неблагодарность приравнивалась к преступлению: например, если рабу даровали свободу, а он вдруг плохо начинал отзываться о своём прежнем хозяине – на него вновь могли надеть кандалы, или подвергнуть другим физическим наказаниям… Великий Пифагор отказывал неблагодарным людям в своем внимании к ним… Многие лучшие умы этого мира считают неблагодарность одним их пороков человечества… От частного к общему…
Человечеством совершено много глупостей на протяжении веков, и много совершится ещё… Основная причина тому – невежество и тотальная неблагодарность… Неблагодарность сквозит везде и во всём, и как характерная черта многих людей очень распространена в обществе…
Неблагодарность по отношению к родителям, даровавшим вам жизнь и вырастившим вас… Неблагодарность к ближнему – ваше равнодушие и эгоизм… Неблагодарность к природе – результат скотского по отношению к ней потребительства… Неблагодарность даже к себе самому – ваш образ жизни, питание, все ваши вредные привычки, всё то, что вы проделываете со своим телом… Неблагодарность к Богу, наделившему вас здоровьем….
Что важно?
Важно самому не попасть в разряд неблагодарных людей… Но для этого нужно хорошо отслеживать себя…
Каждый читающий эту статью скорее всего подумает: «нет, это не про меня»… Отнюдь….
Неблагодарность Неблагодарный
Каждый раз, когда я даю кому-нибудь хорошую должность,
я создаю 99 недовольных и одного неблагодарного.
Первый шаг неблагодарности — это исследование побуждений благотворителя.
Неблагодарность самая гнусная, но вместе с тем самая обыкновенная и самая исконная — это неблагодарность детей к родителям.
Неблагодарность — род слабости. Выдающиеся люди никогда не бывают неблагодарными.
Невозможно быть заранее уверенным в человеческой неблагодарности — каждый раз приходится убеждаться заново
Чёрная метка негодяя — неблагодарность
Неблагодарность как качество личности – склонность не проявлять в вербальной, невербальной либо мысленной форме удовольствие, сердечное благоволение за оказанное благодеяние и за уже имеющиеся жизненные блага.
Бизнесмен едет на важную встречу, опаздывает, нервничает, не может найти место припарковаться. Поднимает лицо к небу и говорит: — Господи, помоги мне найти место для парковки! Я тогда перечислю большие деньги в детдом, брошу пить и буду каждое воскресенье ходить в церковь! Вдруг чудесным образом появляется свободное местечко. Он снова обращается к небу: — А, всё, не надо. Нашел!
Любителя аквариумных рыбок спросили: «Что Вы получаете от своего увлечения? Как можно общаться с рыбками? Ведь это бессловесные существа, не способные даже выразить Вам благодарность за уход за ними. Собака любит своего хозяина и выражает ему свою благодарность множеством доступных ей способов. Кошка трется об ноги и благодарно мурлычет… А рыбки? Вы же не получаете от них никакой благодарности!» Аквариумист на секунду задумался и сказал: «Когда я вижу, что рыбки и водные растения великолепно себя чувствуют в аквариуме, и поэтому интенсивно размножаются и вообще благоденствуют и процветают, то я понимаю, что тем самым они говорят мне «спасибо». В процветании и заключается их благодарность!»
Благое дело не требует благодарности. Мать испытывает безусловную любовь к младенцу. Заботясь о нём, ей даже в голову не придёт думать о благодарности. Улыбнулся, спит, доволен, не болеет, не кричит, что ещё нужно для счастья? У благодетеля отсутствуют права на получение благодарности. Если он страдает от неблагодарности других людей, это верный признак корысти, и его благое дело можно смело классифицировать как корыстное деяние в режиме «ты – мне, я – тебе». Не зря народная мудрость гласит: «От добра добро не ищут». Если делая так называемое благое дело, «благодел» ошибся в расчётах и не получил, как говорили в старину, «отдарок» — это его проблема. В эгоистичном мире, где то и дело сталкиваются интересы, обычное дело не суметь востребовать кредиторскую задолженность за оказанные «благодеяния».
«Благодетель-банкрот» возмущается, осуждает и обвиняет людскую неблагодарность. Его не устраивает понимание, что должник процветает благодаря его воспитанию, помощи или советам. Ему нужны ощутимые знаки благодарности. Карнеги пишет: «Вместо того чтобы переживать из-за неблагодарности, будьте к ней готовы. Единственный способ обрести счастье — это не ожидать благодарности, а совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого. Если вы хотите найти счастье, перестаньте думать о благодарности и неблагодарности и предавайтесь внутренней радости, которую приносит сама самоотдача».
Лжеблагодетели обожают шумное проявление благодарности, так, чтобы об этом знала самая последняя ворона. Они должны насытиться тщеславием, представляясь в глазах окружающих добродием и благоделом. Но главный мотив их действий, зачастую, объясняется просто и банально – поставить другого человека в зависимость. Под покрывалом благодеяния корыстолюбие, подлость, коварство, лицемерие, словом, какая-либо группа пороков прячет своё намерение манипулировать человеком, вмешиваться в его личную жизнь, направлять, указывать и требовать исполнения своих желаний. Манипуляторы знают о всеобщем человеческом качестве – быть в меру последовательным, отвечать услугой на услугу. Человек попадает в психологическую ловушку – ему неприятно вмешательство в его жизнь, но и не хочется быть неблагодарным. Осознавая, что последует за его бунтом неповиновения, он, зачастую, идёт на компромисс. А последуют громогласные обвинения: «Неблагодарный сын! Мы тебя вырастили-выкормили, последние жилы тянули, а ты…», «Кем бы ты сейчас был? Я тебя нашёл на помойке. Отмыл, обогрел, поставил на шикарную должность, а ты…», «Я отдала тебе лучшие годы жизни, а ты…»
С благодетелем всё понятно, а как должен реагировать на благое дело облагодетельствованный? Быть неблагодарным небезопасно. Что должен знать каждый человек, встав на путь неблагодарности? Неблагодарность – один из самых страшных грехов, который невозможно искупить ничем. Если бы люди обладали знанием, какие тяжелые последствия следуют за их неблагодарностью, они б выстраивались в очередь, лишь бы в какой-то приемлемой форме отблагодарить благодетеля. Данте поместил неблагодарных друзей в самые жуткие условия Ада, в самый последний круг. Так Данте выказывает свое отношение к тем, кто забыл или преступил через чувство благодарности. В Риме вольноотпущенного раба наказывали повторным обращением в рабство за проявление неблагодарности к своему патрону – опекуну, за причинение смерти опекуну наказание было как за отцеубийство.
От неблагодарного человека в первую очередь отворачивается удача, теперь постоянная спутница его жизни – невезение. Мало того, в жизнь приходят несчастье и страдания. С завидным постоянством все обстоятельства жизни складываются против него, человек теряет то, за что проявил неблагодарность. В наказание за неблагодарность он может потерять память. Например, человек несчастлив в семье из-за неблагодарности к Богу, давшему эту семью.
Неблагодарный человек не знает, как правильно воспользоваться тем, что получил. Только благодарность даёт понимание и осознание масштаба и размера благого дела. Полученные на халяву блага, не ценятся. Неблагодарность, к примеру, получила прекрасную работу, но не понимает или не хочет понимать, какое доброе дело для неё сделано. Результат предугадать не сложно – вылетит с работы, как пробка из новогодней бутылки шампанского.
Неблагодарность – проявление гордыни, отсюда и строгость наказания. Внутренне оно считает: «Мне все должны…», воспринимая благодеяние как само собой разумеющееся, как выполнение человеком прямых обязанностей. Такая иждивенческая позиция распространяется не только на близких, но и на незнакомых людей. Воспринимая всё как должное, неблагодарность, будучи запредельно эгоистичной, сама не способна на благие дела. Мало того, она систематически производит уценку благодеяний. Благодарность требует душевных усилий и самоуважения. Неблагодарность не уверена в себе, она испытывает беспокойство от одной мысли о благодарности. Поэтому начинает заниматься самообманом, уговаривая себя: «Это ему ничего не стоило», «На её месте так поступила бы каждая», «Он сам получил это в подарок».
Неблагодарность не хочет быть в долгу, благие дела в отношении себя она, зачастую, воспринимает как собственную слабость и несостоятельность. Гете писал: «Когда мы встречаем обязанного нам человека, то сейчас же вспоминаем, как он должен быть нам благодарен. А как часто мы сами встречаем людей, которых должны благодарить, и об этом нисколько не думаем. Неблагодарность – род слабости. Выдающиеся люди никогда не бывают неблагодарными».
Помимо обычной, существует ещё черная неблагодарность, проявляющаяся примерно так, как в этой притче: ««Странник нашел замерзающую змею и, пожалев ее, сунул себе за пазуху, чтобы обогреть. Змея отогрелась на груди путника и ужалила его». Помните, Иисус излечил от проказы десять человек, и только один пришел, чтобы поблагодарить его. Вот несколько примеров черной неблагодарности.
В 2007 году Опра Уинфри известная американская телеведущая на своем шоу подарила каждому зрителю в зале по автомобилю. Но вместо благодарностей, получила несколько судебных исков от «благодарных» людей за то, что им пришлось заплатить налоги за её подарок.
Один обруселый немец рассказывал: «Жалко мне стало худой и бледной детворы моего русского соседа. «Присылай, – говорю ему, – твоих ребят поутру, буду давать им две бутылки молока, пусть пьют на здоровье». И вот целое лето все шло хорошо. Но под осень, когда корова сократила удой, я решил давать по одной бутылке в день. Когда же корова перестала доиться вовсе, дети вернулись домой с пустой бутылкой. Сосед не поверил, что у меня нет больше молока и перестал со мной здороваться. Своим участием я повредил себе: не поил бы детей молоком, и ссоры не было бы. “За мой же грош да я же и нехорош».
Рассказывают про одного кучера, которого холостяк барин любил приглашать к пасхальному столу «разговляться». Однажды барину донесли, что кучер, привезший его от заутрени, не успев распрячь тройку, изрядно «хватанул» у дворовых на кухне. Барин возмутился и на этот раз не пригласил кучера. Говорят, что кучер так разобиделся, что «с пьяных глаз» поджег барский дом и был зол на всю дворню, вовремя загасившую огонь и спасшую барина. Вот вам и «пригрел змею за пазухой», или, как принято в таких случаях говорить: «За мое же добро да мне же переломили ребро».
Православная Жизнь
Совсем недавно с радостью принимал помощь, и вдруг ловишь себя на мысли: «Не такое уж благодеяние всё то, что для меня делают». Чем опасен такой симптом? Как распознать неблагодарность? Помог разобраться протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево.
Благодарность, как правило, воспитывают в детях добрые родители. Они учат их благодарить за имеющееся: за тёплую постель, вкусную еду, удобную одежду — причём благодарить прежде всего Бога. Благодарный ребёнок растёт чистым и светлым человеком. Однако многие люди с возрастом перестают испытывать благодарность, потому что привыкают безгранично пользоваться любовью Бога и родителей, теряют способность расценивать чужие жертвенность и заботу как дар, они для них — как нечто должное и само собой разумеющееся. Человек становится заложником дьявольской пропаганды, в итоге искажённое восприятие действительности ему обеспечено. Даже благодетели становятся в его глазах должниками. Ему кажется, что все обязаны служить ему, почитать, обеспечивать. Человек становится эгоистом. Думает только о себе, в центре его вселенной — он сам. Эгоисты перестают замечать окружающих: собственные проблемы, неудачи, беды и нужды затмевают для них всё. Конечно же, жить так — страшно, и неблагодарные люди очень несчастны.
Меня всегда поражало, что в периоды экономических кризисов неизбежно увеличивается число самоубийств. Новости посмотришь — то один из окна выбросился, то другой застрелился. Я не мог понять: неужели этим людям действительно нечего есть и негде жить? А потом пришло понимание, что они просто не умеют быть благодарными. Думают о себе, своём бизнесе, достатке, но совершенно не умеют благодарить Бога.
Мне вспоминается евангельская притча о богаче. «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16-21).
Это притча о неблагодарности, ведь богач не благодарит Бога за свои богатства. Святитель Феофилакт Болгарский пишет: «„Хлеб мой и всё добро моё“ — ещё одно безумие богача: он не считает их даром от Бога, а считает их плодом собственных трудов. Я, — говорит, — не имею никакого сообщника, не буду ни с кем делиться. Всё это добро — не Божие, а моё, поэтому я один буду и наслаждаться им, а Бога не приму участником в наслаждении им». Обратите внимание, сколько раз в речах богача звучит слово «моё». Перед нами эгоист, который видит во всём только себя и не умеет благодарить за то, что имеет.
Мы живём в тяжёлое время: за окнами — война и разруха. Многие спрашивают: за что нам быть благодарными? Я всегда говорю: чтобы это понять, нужно обратить внимание на то, как живут окружающие. Да, нам сейчас непросто, но ведь у большинства есть, где спать, что есть и во что одеваться. А в Африке у детей нет самой обычной воды, они пьют грязную, после чего болеют и даже умирают. Как же не благодарить Бога за то, что мы можем пить, вкусно есть, любоваться природой? Проблема неблагодарных в том, что они перестают видеть мир как творение Божие и сосредоточены только на себе. Они сами делают свою жизнь несчастной.
Нужно благодарить Бога и близких за всё, что имеем. Привыкая получать, человек воспринимает многое как данность и должное. Есть старый анекдот: один добрый христианин взял на себя обязательство помогать нищему. Каждый день, проходя мимо, он подавал ему монетку. Это продолжалось долгое время, но однажды этот человек поехал отдыхать с женой. По возвращении он встретил нищего и по привычке дал ему монетку. «Где ты был так долго?» — спросил нищий. «Отдыхал с женой», — ответил мужчина. «Я всё могу понять, — сказал нищий, — но развлекаться за мой счёт тебе не позволю!» Сначала люди благодарны за помощь, а потом она становиться для них привычной данностью, и благодарность уходит. Причём так случается не только с кем-то абстрактным, но и с близкими людьми. Например, начинает человек помогать более бедному родственнику, тот сначала благодарен, а после вдруг оказывается обиженным: «Почему ты мне не оказываешь помощь, я же бедный!» В человеке просыпается гордыня, которая питает его претензии.
Когда в наш город стали привозить гуманитарную помощь, люди поначалу были благодарны. А потом, когда привыкли к ней, начался ропот: «почему не дали», «почему мало дали», «почему тушёнка не та, а эта». Но ведь вам никто не должен, братцы, люди помогают от чистого сердца. Откуда претензии? Да, вам сочувствуют, покупают, присылают — а благодарности ноль. Человека одолевают избалованность и гордость, по его мнению, ему все должны. На самом же деле никто ему ничего не должен.
Замечу, что точно так же многие люди общаются и с Богом. Сколько раз доводилось слышать: «Я в храм приходил, молился, а Бог мне не дал просимого!» Давайте не будем расценивать Бога как какую-то машину по исполнению желаний. Я хочу новое авто, хорошую работу, большую квартиру, и Бог обязан мне это дать — я ведь пошёл, свечки в храме поставил. А как насчёт того, что Он даровал тебе ребёнка, здоровье, возможность жить на этом свете? — нет, люди не благодарят за это. Они буквально зациклены на себе, не видят, что происходит вокруг. Благодарный видит горе и беды других, он готов помочь не ради благодарности или похвалы, а от чистого сердца, мир его наполнен красками. У эгоиста он серый, под цвет души.
От неблагодарности развиваются не только эгоизм и гордыня, но и лень, и зависть. Если мне все обязаны — зачем напрягаться, преодолевать, прогрессировать? Мне должны — вот и буду ждать, когда принесут. Не несут? — ну конечно, кому важны чужие проблемы… И так до бесконечности. В итоге человек разрушает сам себя. Общаться с таким невероятно тяжело, потому и отношения с окружающими у неблагодарного неизбежно портятся. В итоге жизнь его рушится, и спасти её может только серьёзная работа над собой.
Записала Екатерина Щербакова
Неблагодарность людей и её причины
Из этой статьи вы узнаете:
Кто они – эти люди, которые стремятся творить добро? Почему у них возникает эта потребность? Почему те, в адрес которых проявляется доброта, отвечают неблагодарностью?
Неблагодарность – кто от неё страдает?
Есть две категории людей, которые наиболее подвержены страданиям от неблагодарности. Это зрительники и анальники. Зрительникам природой задано быть жертвенными. В некоторых состояниях они могут быть сердобольными. От чувства жалости, сострадания могут сделать всё для человека – выручить в тяжелой ситуации, отдать последнее, поручиться за него.
Недобросовестные люди этим с удовольствием пользуются. Они просто эксплуатируют зрительную сердобольность, играя на их чувствительности к чужим страданиям.
Конечно, такой жизненный сценарий негативен. Хотя сострадание – это природное свойство зрительных людей, не всегда оно проявляется адекватно современному ландшафту. И жертвенность, при которой другие люди начинают ею пользоваться, как раз и есть пример неадекватного проявления зрительных свойств. Чтобы исправить жизненный сценарий с негативного на позитивный, необходимо осознать свои свойства и правильно их реализовать.
Обучению этим навыкам занимается системно-векторная психология Юрия Бурлана. Но есть и другая категория людей, страдающих от неблагодарности окружающих. И этой категории мы уделим особое внимание. Это люди с анальным вектором.
У этих людей особенная психика. Они испытывают психологический комфорт только в том случае, если всё, что они делают для других людей и другие люди делают для них, находится в равновесии. Если человек для них что-то сделал, они обязательно будут стремиться это компенсировать ответным действием. И наоборот. Если они сделали что-то для человека, они будут ждать ответного действия. Даже не осознавая этого. В качестве компенсации они ждут благодарности. Это для них действительно важно. Не получая этого, они испытывают внутренний дискомфорт – очень тяжелое психологическое состояние.
Казалось бы, что сложного? Просто отблагодарить человека. Но стоит понимать, что каждый человек, желающий творить добро, делает это через себя – с позиции своих систем ценностей.
А они у каждого свои. Так, для людей с анальным вектором ценностью является семья, опыт, знания, дружба. И всё, что они воспринимают как «добро», касается их систем ценностей и имеет большое значение для них. Для других людей это может не иметь совершенно никакой ценности. Так, человек с анальным вектором, высоко ценя знания, опыт, обучение, пытается другим людям это дать. В роли же других могут выступать те люди, которые совершенно не ценят это. И попытки передать знания, навыки, умения воспринимают как навязывание. Это им не нужно и не важно. Поэтому они и не чувствуют благодарности, соответственно – не могут её проявить.
В результате получается, что один человек воспринимает своё действие как добро для другого и бессознательно ждёт благодарности. Другой не ощущает никакой пользы от этого и ему даже в голову не приходит, что за это стоит поблагодарить первого. Первый не получает компенсации, второй получает то, что ему не надо. Никто в этой ситуации не выигрывает.
Но когда человек с анальным вектором нормально развит и реализован, он способен чувствовать, чего ждут от него другие люди, и, творя добро, он действительно творит добро – т.е. даёт людям то, что им действительно важно и нужно. Они, в свою очередь, испытывают чувство благодарности и отвечают ею.
Тогда человек испытывает потребность в получении похвалы, благодарности от других людей. И, в стремлении насытить эту свою нехватку, он старается сделать что-то хорошее для других людей. Он не осознаёт истинных причин этих устремлений, воспринимая это как альтруистические проявления. Но истинные причины его поступков заключаются вовсе не в желании сделать приятное другим людям, а в желании получить от них похвалу и благодарность.
Это всегда негативно. Во-первых, потому что человек, находясь в таком состоянии, не ощущает, что важно и нужно другим людям, и то, что сам воспринимает как благодетель, другими так не воспринимается, поэтому он и не получает заслуженной (как он сам считает) благодарности.
Изменить направление своей судьбы можно. Можно научиться ощущать потребности людей, и в стремлении творить добро действительно делать то, что другими людьми будет восприниматься как добро. Можно научиться реализовывать свои свойства на отдачу, и тогда мы не будем ограничены внутренним объёмом, сможем получать столько наслаждения, сколько нам будет достаточно, чтобы почувствовать удовлетворение от жизни. Этому всему нас учит системно-векторная психология Юрия Бурлана. Сегодня она доступна каждому.