Что такое неблагозвучные слова
12. Неблагозвучие речи
12. Неблагозвучие речи
Благозвучие речи — это наиболее совершенное, с точки зрения говорящих на данном языке, сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Казалось бы, требования благозвучия относятся только к устной речи. Но это не так. Трудно произносимый текст читать тяжело, таковы особенности нашего восприятия. Поэтому академик Л.В. Щерба писал: «Несмотря на всю реальность письменной речи, нормальным языком можно считать лишь то, что произносится вслух хотя бы мысленно».
Существуют законы благозвучия русской речи. Их всего четыре. Вот их условные названия:
— «Сочетаемость звуков в русском языке«.
— «Эстетика звуков русского языка«.
— «Частота повторения звуков в речи«.
— «Длина слова«.
Рассмотрим практические следствия из этих законов.
1. Наиболее естественное звучание русской речи достигается чередованием согласных и гласных звуков и незначительным употреблением консонантных сочетаний, то есть сочетаний нескольких согласных. Поэтому избегайте стечения согласных и гласных звуков на стыке слов.
Пример сочетания согласных: «конкурс взрослых». Еще М.В. Ломоносов рекомендовал «обегать непристойного и слуху противного стечения согласных, например: всех чувств взор есть благороднее, ибо шесть согласных, рядом положенные — вств-вз, язык весьма запинают».
Сочетание гласных (так называемые «зияния») на стыке слов: «у Тани и у Оли». М.В. Ломоносов приводил в пример такую фразу: «Плакать жалостно о отшествии искреннего своего друга«.
2. Избегайте повторения неблагозвучных шипящих и свистящих звуков. Они часто встречаются в причастных оборотах.
Из работы М. Горького «Письма начинающим литераторам»:
«У русского языка есть свои недостатки, и один из них — шипящие звукосочетания: вши, шпа, вшу, ща, щей. На первой странице рассказа вши ползают в большом количестве: «прибывшую», «проработавший», «говоривших». Вполне можно обойтись без насекомых…»
3. Избегайте повторения одного и того же звука или однослоговых конструкций. Например: «Гол голландцев в ворота канадских футболистов», «Снижение опасности поражения насаждений пожарами». Повторение гласных бывает менее заметно, однако нанизывание в тексте слов с такими сравнительно редкими звуками, как «у«, «ы«, воспринимается читателем плохо: «Убийства и ужасы в угрюмой усадьбе — универсальная формула упомянутой художественной литературы».
4. На благозвучие речи оказывает влияние чередование ударных и безударных слогов и связанное с этим преобладание в тексте коротких и длинных слов. Для русского языка средняя длина слова — три слога. Это не значит, что следует отбирать только трехсложные слова, но чувство меры должно подсказывать автору такое сочетание слов, при котором сохраняется свойственное нашему языку чередование ударных и безударных слогов и естественная расстановка межсловесных пауз.
Стечение в речи коротких слов делает фразу рубленой, она звучит, как барабанный бой: «Сад был пуст, стар, гол, он был забыт«.
Если же слова непомерно длинны, то речь становится монотонной, вялой: «Свидетельства поименованных авансодержателей запротоколированы«.
Какие законы благозвучия речи нарушены в следующих предложениях? Сделайте стилистическую правку.
— Многие говорят о консервативных обычаях в консерватории.
— Отслужив положенное, солдат снова вернулся в цех.
— В субботнике принимали участие участники Каракумского пробега, работавшие на машинах, которые участвовали в пробеге.
— Краю крайне необходимы средства на ликвидацию последствий стихийного бедствия.
— Предприятие планировало получить порядочную прибыль.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Развитие речи
Развитие речи Современные дети, получающие большой поток информации, чаще стали интересоваться иностранными сказками, фильмами. Забываются наши добрые русские народные сказки, имеющие глубинный смысл, воспитывающие любовь к русскому слову. Поэтому одной из важнейших
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ Родители Жаклин хранят дома большое количество видеокассет, на которых записан процесс ее взросления. Однажды они решили посмотреть некоторые из них. Помимо всего прочего, их поразило, насколько быстро развивалась речь Жаклин в первые несколько лет жизни.
§ 142. Благозвучие речи
§ 142. Благозвучие речи При выборе лексических средств следует уделять внимание и фонетической стороне, благозвучию речи. Возможности русского языка в этом отношении огромны. Многие писатели и деятели культуры отмечали фонетическое богатство и музыкальность русской
B) Части речи.
B) Части речи. 1) Члена неопределённого нет; есть только определённый (la), одинаковый для всех родов, падежей и чисел.2) Существительное всегда оканчивается на o. Для образования множественного числа прибавляется окончание j. Падежей есть только два: именительный и
Нарушения речи
Нарушения речи Нарушения речи отмечаются практически у каждого третьего перенесшего инсульт человека. Особенности нарушений зависят от того, какой участок головного мозга поражен и насколько широко распространен очаг поражения. Как правило, расстройства речи при
Благонамеренные речи
Благонамеренные речи Название сборника сатирических очерков (1872—1876) Михаила Евграфовина Салтыкова-Щедрина (1826—1889). Писатель в данном случае использовал этот эпитет иронически, поскольку слово «благонамеренность» в его время традиционно означала лояльность
Зачистка речи
Зачистка речи Нельзя починить то, что не сломано. Во все времена, от Моисея до Муссолини, с плохими словами и ругательствами боролись. Борются с ними и сейчас и бороться будут всегда!Каждый из нас вносит свою лепту в это праведное дело, когда запрещает произносить
Что такое неблагозвучные слова
Типичный писатель • Typical writer запись закреплена
Благозвучие предполагает наиболее совершенное с точки зрения говорящих на данном языке сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Требования благозвучия должны быть согласованы с фонетическими особенностями конкретного языка. Деление же языков на «благозвучные» и «неблагозвучные» лишено научного основания и обычно связано с субъективными оценками. Благозвучие всегда обусловлено своеобразием фонетики данного национального языка. Все, что не свойственно языку, что выходит за рамки, например, непривычные для русского человека созвучия в таких словах, как Битлз, хиджра, Нискоуори, Папаиоанну, кажутся неблагозвучными.
Для создания благозвучия важно, сколько звуков входит в консонатное сочетание, какие это звуки, какова их последовательность, в начале, в середине или в конце слова они находятся, «Желая точно установить законы сочетания звуков в современном русском языке, мы обязаны последовательно разграничивать два случая:1) сочетание фонетически невозможно, на него наложен запрет живым, сейчас действующим законом, такого сочетания нет в современных русских словах; 2) сочетание фонетически возможно, т.е. не запрещено законами сочетаемости звуков в современном русском языке, но представлено только в одном, двух или даже совсем не представлено в реально существующих русских словах». Стилистический интерес представляют сочетания второго типа.
Исследование звуковой стороны русской лексики дает возможность выделить редкие формы, оканчивающиеся стечением согласных: краткие прилагательные (черств, тускл ), формы родительного падежа множественного числа существительных (бегств, достоинств, знакомств, лакомств ). Однако большинство таких словоформ в живой речи или совсем не употребляются, или используются редко.
В русском языке преобладают сочетания согласных, построенные в соответствии с законом восходящей звучности слога, т.е. шумный согласный (глухой или звонкий) плюс сонорный (гр, др, кл, пл, см, зн, зл). Нетипичны такие слова, как крендель, пломбир, так как в них сонорные предшествуют шумным. При подсчете на 100000 звуков русского языка сочетание пр встретилось 411 раз, а сочетание рп, т.е. сочетание с нисходящей звучностью только дважды. Эта же закономерность прослеживается и при употреблении других консонантных сочетаний. Некоторые комплексы согласных звуков (типа врж, мкртч) представляются русскому человеку непроизносимыми, хотя в других языках они встречаются довольно часто (ср. нерусские фамилии Вржец, Стржельчик, Мкртчян, Црка, Влк, Гржимек и др.).
Действующие в языке законы благозвучия вызывают фонетические изменения в заимствованных словах. Так, греческие имена Иоанн, Феодор, в русском языке стали звучать как Иван, Федор, французское бивуак превратилось в бивак.
Неблагозвучные сочетания согласных и гласных звуков возникают в речи обычно при соединении слов. Следовательно, можно избежать неблагозвучия, подчиняя фонетическую организацию речи законам сочетания звуков.
О художественной неравноценности различных звуков речи говорят и прозаики, отмечая неблагозвучие шипящих и свистящих звуков. М. Горький советовал молодым писателям избегать шипящих звукосочетаний вши, вша, вшу, ща, щей, не допускать повторения свистящих и шипящих звуков, если они не звукоподражательны.
Эстетическая оценка звуков, конечно, может носить и отпечаток субъективного восприятия. Однако проведенные в последние годы исследования убеждают в том, что эмоциональная окраска звуков воспринимается одинаково говорящими на одном языке. Фонетическую зависимость создает «некий туманный ореол» вокруг признаковой оболочки. Это очень неопределенный аспект знания, который нами почти не замечается, и лишь в некоторых словах мы чувствуем «давление» звучания на значение (хрыч, мямля, балалайка, репей, арфа, лилия).
С неблагозвучными сочетаниями звуков нельзя смешивать случаи повторения одинаковых гласных и согласных с целью усиления звуковой выразительности художественной речи. Такие звуковые повторы обусловлены иными принципами фонетической организации текста и не должны анализироваться с позиций благозвучия.
Русская речь располагает большим количеством звуков различной артикуляции. В словах эти звуки соединяются в соответствии с законами благозвучия, действующими в русском языке. Но на стыке слов благозвучие может быть нарушено. А.М. Пешковский писал: «Нетрудно видеть, что авторский выбор может происходить… главным образом на границах между словами, так как о благопроизносимости внутри слова позаботился уже сам язык: ведь сочетания, употребительные внутри слов, тем самым делаются для нас благопроизносимыми. На границах же между словами комбинации звуков случайны».. Следовательно, необходимо так соединять слова, чтобы речь была удобной и приятной для слуха.
На благозвучие речи оказывает влияние чередование ударных и безударных слогов и связанное с этим преобладание в тексте коротких или длинных слов. Речь благозвучна, если многосложные слова чередуются с короткими. В этом случае ударные слоги располагаются не подряд и не слишком далеко друг от друга.
Если же ударные слоги слишком удалены друг от друга, что происходит в том случае, если слова непомерно длинны, то речь становится монотонной, вялой (Свидетельства поименованных авансодержателей запротоколированы).
В художественной литературе, особенно в поэзии, Благозвучиеблагозвучие речи приобретает важное эстетическое значение. Примером благозвучия, музыкальности русской поэтической речи может быть четверостишие М.Ю. Лермонтова:
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
…Больно читать ту свирепую строку, которую сочинила одна поэтесса в Москве: Ах, почаще б с шоколадом… Щебсш! Нужно ненавидеть ребят, чтобы предлагать им такие языколомные ‘щебсши».
(с.) И. Б. Голуб* «Стилистика русского языка». Москва, Изд. «Айрис-Пресс», 2001 год.
* Голуб Ирина Борисовна, кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка и стилистики Московского Государственного Университета Печати (с 1968 по 2012 гг.), соавтор Дитмара Розенталя.
3.2. Благозвучие речи
3.2.1. Понятие благозвучия
Благозвучие предполагает наиболее совершенное с точки зрения говорящих на данном языке сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Требования благозвучия должны быть согласованы с фонетическими особенностями конкретного языка. Деление же языков на «благозвучные» и «неблагозвучные» лишено научного основания и обычно связано с субъективными оценками. Благозвучие всегда обусловлено своеобразием фонетики данного национального языка. Все, что не свойственно языку, что выходит за рамки
Например, непривычные для русского человека созвучия в таких словах, как Битлз, хиджра, Нискоуори, Папаиоанну, кажутся неблагозвучными.
3.2.2. Сочетаемость звуков в русском языке
Для создания благозвучия важно, сколько звуков входит в консонатное сочетание, какие это звуки, какова их последовательность, в начале, в середине или в конце слова они находятся, «Желая точно установить законы сочетания звуков в современном русском языке, мы обязаны последовательно разграничивать два случая:1) сочетание фонетически невозможно, на него наложен запрет живым, сейчас действующим законом, такого сочетания нет в современных русских словах; 2) сочетание фонетически возможно, т.е. не запрещено законами сочетаемости звуков в современном русском языке, но представлено только в одном, двух или даже совсем не представлено в реально существующих русских словах». Стилистический интерес представляют сочетания второго типа.
В русской лексике, как правило, сочетание согласных подчиняется законам благозвучия. Но есть в языке и неблагозвучные слова, в которых согласных больше средней нормы или нарушена их обычная последовательность ( взв и зг нуть, взбр ыкнуть, встр епенуться, спо ткн уться, и зм ы зг ать, всп угнуть, взр ыв, встр яска).
В русском языке преобладают сочетания согласных, построенные в соответствии с законом восходящей звучности слога, т.е. шумный согласный (глухой или звонкий) плюс сонорный (гр, др, кл, пл, см, зн, зл). Нетипичны такие слова, как крендель, пломбир, так как в них сонорные предшествуют шумным. При подсчете на 100000 звуков русского языка сочетание пр встретилось 411 раз, а сочетание рп, т.е. сочетание с нисходящей звучностью только дважды. Эта же закономерность прослеживается и при употреблении других консонантных сочетаний. Некоторые комплексы согласных звуков (типа врж, мкртч) представляются русскому человеку непроизносимыми, хотя в других языках они встречаются довольно часто (ср. нерусские фамилии Вржец, Стржельчик, Мкртчян, Црка, Влк, Гржимек и др.).
). Сонорные звуки в сочетаниях с согласными на конце слова в поэтической речи часто становятся слоговыми.
Действующие в языке законы благозвучия вызывают фонетические изменения в заимствованных словах. Так, греческие имена Иоанн, Феодор, в русском языке стали звучать как Иван, Федор, французское бивуак превратилось в бивак.
Неблагозвучные сочетания согласных и гласных звуков возникают в речи обычно при соединении слов. Следовательно, можно избежать неблагозвучия, подчиняя фонетическую организацию речи законам сочетания звуков.
3.2.3. Эстетическая оценка звуков русского языка
О художественной неравноценности различных звуков речи говорят и прозаики, отмечая неблагозвучие шипящих и свистящих звуков. М. Горький советовал молодым писателям избегать шипящих звукосочетаний вши, вша, вшу, ща, щей, не допускать повторения свистящих и шипящих звуков, если они не звукоподражательны.
Эстетическая оценка звуков, конечно, может носить и отпечаток субъективного восприятия. Однако проведенные в последние годы исследования убеждают в том, что эмоциональная окраска звуков воспринимается одинаково говорящими на одном языке. Фонетическую зависимость создает «некий туманный ореол» вокруг признаковой оболочки. Это очень неопределенный аспект знания, который нами почти не замечается, и лишь в некоторых словах мы чувствуем «давление» звучания на значение (хрыч, мямля, балалайка, репей, арфа, лилия).
3.2.4. Частота повторения звуков в речи
С неблагозвучными сочетаниями звуков нельзя смешивать случаи повторения одинаковых гласных и согласных с целью усиления звуковой выразительности художественной речи. Такие звуковые повторы обусловлены иными принципами фонетической организации текста и не должны анализироваться с позиций благозвучия.
3.2.5. Длина слова
На благозвучие речи оказывает влияние чередование ударных и безударных слогов и связанное с этим преобладание в тексте коротких или длинных слов. Речь благозвучна, если многосложные слова чередуются с короткими. В этом случае ударные слоги располагаются не подряд и не слишком далеко друг от друга.
Если же ударные слоги слишком удалены друг от друга, что происходит в том случае, если слова непомерно длинны, то речь становится монотонной, вялой (Свидетельства поименованных авансодержателей запротоколированы).
3.2.6. Значение благозвучия
В художественной литературе, особенно в поэзии, благозвучие речи приобретает важное эстетическое значение. Примером благозвучия, музыкальности русской поэтической речи может быть четверостишие М.Ю. Лермонтова:
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
…Больно читать ту свирепую строку, которую сочинила одна поэтесса в Москве: Ах, почаще б с шоколадом… Щебсш! Нужно ненавидеть ребят, чтобы предлагать им такие языколомные ‘щебсши».
Благозвучие речи в художественной литературе не только служит общим эстетическим целям красоты и музыкальности слога, но может быть использовано как средство выразительности. При этом благозвучие, как, впрочем, и другие особенности фоники, всегда должно быть подчинено законам эстетической целесообразности. Иногда стремление поэтов к выразительности художественной речи подсказывает им такую фонетическую организацию стиха, которая далека от напевного, гармонического звучания. Еще А.Н. Радищев писал: «стих «во свет рабства тьму претвори»… очень туг и труден на изречение (…) Согласен… хотя иные почитали, сей стих удачным, находя в негладкости стиха изобразительное выражение трудности самого действия…».
Право писателей использовать в художественных произведениях неблагозвучные сочетания не вызывает сомнения; важно только, чтобы употребление их было эстетически мотивировано. Об этом знали русские писатели задолго до того, как в стилистике были выработаны критерии благозвучия.
Эстетическая целесообразность определяет употребление и других стилистически значимых элементов фоники в художественной речи.
3.2.7. Нарушение благозвучия при создании аббревиатур
В русском языке первые аббревиатуры возникли еще до революции. Вначале оно вводились осторожно и не отличались особенно неблагозвучными сочетаниями гласных и согласных: Лензолото, Продуголь, Рускабель, Вочето, Осфорум (Общество содействия физическому развитию учащейся молодежи), Ропит (Русское общество Пароходства и Торговли) и др. Любопытно, что сложносокращенные слова, получившие распространение в обиходе привилегированной верхушки общества, были даже приспособлены для удобства произношения: в них был изменен порядок следования сокращенных частей слов:Главковерх (Верховный главнокомандующий в России в первую мировую войну). Однако по мере распространения аббревиации заметнее становились ее «издержки»: неблагозвучные аббревиатуры появлялись в русском языке все чаще.
Русский язык выработал свой «средства защиты» против засорения его неблагозвучными аббревиатурами: их произношение регулируют законы фоники, свойственные языку в целом.
Иногда в аббревиатурах используются соединительные гласные. Например, соединительный гласный о облегчает произнесение слов типа Технорук, техноткань, технокопир, Главцентрострой. Напряжение консонатных сочетаний может ослабляться включением в них сонорных звуков (облздравотдел, а не обздравотдел). В иных случаях затрудняющие произношение согласные исключаются из аббревиатуры (лесхоз, а не леснхоз, техмонтаж, а не технмонтаж).
В интересах благозвучия рекомендуется заменять в аббревиатурах труднопроизносимые сочетания звуков целыми слогами или частично раскрывать аббревиатуру (Управление Главсевморпути вместоУпрглавсевморпуть). Наконец, неудачные сокращения заменяются синонимическими наименования.
Ущерб благозвучию речи наносит неудачное словосложение. Неудобопроизносимы сложные слова, образованные из нескольких основ. Так, в химии известны термины, возникшие в результате слияния пяти и более основ [пара-ацетаминобензальдегида изоникотиноилгидразон, (5-нитрофурил-2)-акрилидена-миногидантоина калиевая соль]. В устной речи оправданно использование их сокращенных синонимов (ИНХА-17, фурагина калиевая соль).
Требование благозвучия, соответствия фонетическим особенностям русского языка обязательно должно учитываться при создании новых слов. Не случайно политические деятели 90-х гг. прибегают к изобретению остроумных аббревиатур: ЯБЛОКО, возглавляемое Явлинским Г.А., составляют начальные буквы фамилий лидеров этого демократического движения: Явлинский, Болдырев, Лукин. Свой центр экономических и политических исследований Явлинский назвал ЭПИЦентр.
3.2.8. Устранение неблагозвучия речи при стилистической правке текста
В работе над стилем произведения необходимо анализировать звуковой строй речи и устранять недочеты фоники, вызывающие неблагозвучие.
Вместо сложно сокращенных неблагозвучных наименований лучше использовать полные, если это не нарушает лексических норм данного функционального стиля. Например, не следовало в телерепортаже использовать длинное сложносокращенное слово в таком предложении: Письма в Игарку пересылаются через Упрглавсевморпуть (лучше было раскрыть аббревиатуру: через Управление Главного североморского пути). В радиопередаче также не оправдано употребление неблагозвучной аббревиатуры в таком, например, предложении: Почетный приз завоевали воспитанники ДЮСШ московского «Локомотива» (лучше «Почетный приз завоевали воспитанники Детской и юношеской спортивной школы…»).
В текстах для радио- и телепередач стилистическая правка желательна при появлении труднопроизносимых сочетаний звуков на стыке слов. Чаще всего в таких случаях фоника страдает из-за стечения согласных. Например: После всех мучите льств мст ить стало ее стр астным стр емлением; Огонек был слишком ту скл, мгл а сгущалась. Эти предложения можно исправить так: После всех мучений ей захотелось жестоко отомстить; Огонек светил слабо, мгла сгущалась.
Стилистическая правка обязательна при неверном употреблении предлогов, имеющих фонетические варианты [о всем этом, с штатными преподавателями, с вступившей в строй технологической линии (надо: обо всем этом, со штатными преподавателями, с новой технологической линии)].
Неблагозвучие
«Несмотря на всю реальность письменной речи, нормальным языком можно считать лишь то, что произносится вслух хотя бы мысленно».
Л.В. Щерба
Даже если мы читаем текст молча, имеет значение, насколько хорошо он произносился бы вслух. Многие проговаривают читаемое «про себя», и это ставит благозвучные тексты в более выгодное положение.
Вкратце: для благозвучия в русском требуется относительно частое чередование согласных и гласных, следовательно, «скопления» как согласных, так и гласных — нежелательны, усложняют чтение. Хотя среди скоплений бывают и более, и менее труднопроизносимые.
Так и полз с кресла на кресло.
Так и полз от кресла до кресла.
К таким стыкам прямо относится совет Михаила Ломоносова «обегать непристойного и слуху противного стечения согласных, например: всех чувств взор есть благороднее, ибо шесть согласных, рядом положенные — вств-вз, язык весьма запинают».
Самое яркое впечатление за последние полгода — восхождение на Эльбрус с севера прошлой осенью.
Самое яркое впечатление за последние полгода — осеннее восхождение на северный склон Эльбруса.
Невозможно произнести тройную согласную, не запнувшись и не проглотив предлог (попробуйте).
Кто-то относится к этому как к «изюминке», придающей шарм.
Кто-то видит в этом «изюминку», придающую шарм.
Аналогичный стык предлога-согласной со словом создаёт «какизюминку».
Думаю, Шива услышал меня, так как каким-то невероятным образом я умудрилась за один вечер нагуглить себе мини-Кералу.
Думаю, Шива услышал меня: невероятным образом я умудрилась за один вечер нагуглить себе мини-Кералу.
Слово «как» ответственно за большую долю неблагозвучных стыков, может даже самую большую. Множественные каки, — сошлёмся вновь на классика — непристойны и слуху противны. И даже неблагозвучие по-английски — cacophony, слово «какофония» перешло и в русский.
А чуть позже – принимать решения о покупке, доставке, утилизации и так далее.
А чуть позже – принимать решения о покупке, доставке, утилизации, других действиях.
А чуть позже – принимать решения о покупке, доставке, утилизации.
Для разнообразия — стык гласных, он же «зияние». «И» провоцирует его чаще других. Если для согласных «проблема стыка» начинается обычно с четырёх плохо сочетающихся согласных подряд, то гласным иногда достаточно и трёх. Но не любых трёх, смотрите: решения о покупке не ведут к проглатыванию звука.
Этого мне как раз и не хватало, чтобы было легче писать.
Этого мне как раз и не хватало, чтобы стало легче писать.
Кроме труднопроговариваемых сочетаний есть ещё повторы слогов — бы-бы, на-на, по-по, то-то и другие. Их, понятное дело, провоцируют соответствующие частицы и предлоги. Получающиеся «быбылы», «попочты» и «нанабережные» добавляют в речь незапланированной заикательной комичности.
У меня сложилась такая ситуация: завтра буду делать операцию.
У меня такой расклад: завтра буду делать операцию.
«У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? — Слон».
Повтор слогов — как бы рифма в миниатюре, а кроме такой, есть и обычные рифмы. Ненамеренные, не замеченные автором, паразитные. Они сразу отодвигают ваш текст ближе к детским стишкам или частушкам, мало какой теме такая ассоциация полезна.
Грядущие изменения будут захватывающими, сбивающими с ног, полными возможностей, бросающими вызов всему мироустройству, источнику средств к существованию многих людей, законам общества и даже самой жизни.
Грядущие перемены полны возможностей, они будут захватывать, сбивать с ног, бросать вызов всему мироустройству, угрожать доходам многих людей, законам общества и даже самой жизни.
Помимо зияния и ДСТВ-К-С, здесь есть проблема с шипящими, которая появляется при каждом избытке причастий. Убираем причастия и O остаётся только в «грядущих» и «общества», которые держат между собой социальную дистанцию. Излишнее угрожающее шипение вам не нужно, поверьте.
Конечно, неблагозвучие — не тот ляпсус, который надо вытравливать в первую очередь, есть дефекты посерьёзнее. Но чем ближе ваши тексты к художественным (или иным «эмоциональным») жанрам, тем важнее следить за звуковой стороной.
Как побороть ошибку?
1. Читайте написанное вслух, правьте все места, где спотыкаетесь, это очень полезная практика.
2. Слушайте художественные аудиокниги, чтобы тренировать слух на хороших текстах.
Что ещё прочесть?
1. Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию и стилистике. § 142.
2. И. Б. Голуб. Стилистика русского языка. 3.2.1. – 3.2.8., 3.4.1. – 3.4.4.
Дополнительные примеры (потренируйтесь на них)
«В 90-е годы интерес был, но пропал, так как каких-то ярких находок, увы, нет», — считает геолог.
«В 90-е годы интерес был, но пропал, ведь каких-то ярких находок, увы, нет», — считает геолог.
Мы имеем дело с кратким списком суждений, на основе которых строим свои убеждения.
Мы имеем дело с кратким списком суждений, на основе которых создаём свою картину мира.
Для всех тех, кто либо не поддерживает со мной контакт сам, либо поддерживает его как-то не так, как мне хочется.
Для всех, кто либо не поддерживает со мной контакт, либо поддерживает его так, что меня это раздражает.
Источники получения информации — общение с простым населением и представителями местной администрации.
Данные мы собирали, разговаривая с населением и представителями местной администрации.
Ещё раз взглянув на портрет жизнерадостного индюка с чёрной лентой в углу, Вася не сдержал слезу.
Повторно взглянув на портрет жизнерадостного индюка с чёрной лентой в углу, Вася не сдержал слезу.