Что такое недеяние в философии кратко

Недеяние

Согласно Лао-Цзы, «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».

Антиподом «У-вэй» является «Вэй».

В чем состоит смысл практики У-Вэй? Прежде всего, надо искать ключ к его пониманию в родственной категории Дэ. Если Дэ — то, что придает форму вещам и является метафизической силой, творящей все из Дао, то У-Вэй — оптимальный способ взаимодействия с Дэ. Это способ реализации Дэ в повседневности. Заключается этот способ в изъятии излишков жизненной и психической энергии ци из реалий повседневности и перенаправлении этой энергии на духовный, эзотерический рост индивида. Но этот духовный рост органически связан с жизнью тела и способом бытия. Поэтому все бессмысленные действия, предписываемые У-Вэй, такие, как подметание прутиком двора, суть строжайшая дисциплина ума и тела, часто применяемая в монастырях Китая с древности до наших дней. В Буддийской традиции У-Вэй является и синонимом обуздания ума. Выполняя бессмысленные действия так же хорошо, как и полезные, адепт постигает суть недвойственности — отсутствия в объективном мире разделения вещей на «хорошие и плохие», «полезные и бесполезные». Понимание этого ведет к успокоению, умиротворению, а затем и просветлению.

Родственным и весьма приближенным к понятию У-Вэй являются Безупречность, Сталкинг и Контролируемая глупость в учении толтеков К.Кастанеды.

Полезное

Смотреть что такое «Недеяние» в других словарях:

недеяние — См. Вэй (1) … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

ДАО ДЭ ЦЗИН — («Канон дао и дэ») основополагающий трактат даосизма, первоначально назывался «Лао цзы» по имени предполагаемого автора Лао цзы. По мнению ученых, «Д.д.ц.» окончательно сложился в 4 3 вв. до н.э. и записан последователями основателя даоского… … Философская энциклопедия

ДАОСИЗМ — (кит. дао цзя, дао цзяо школа дао, учение дао) одно из основных направлений китайской философии. Родоначальником Д. считается Лао цзы, которому традиция приписывает авторство основополагающего даоского трактата «Дао дэ цзин» (первоначально «Лао… … Философская энциклопедия

ЛАО-ЦЗЫ — («Старик младенец», «Старый философ») (6 5 вв. до н.э.) др. кит. легендарный основатель даосизма. Согласно «Ши цзи» («Историческим запискам») Сыма Цяня (145 87 до н.э.), Л. ц. уроженец селения Цюйжэнь, волости Ли, уезда Ку, царства Чу, имел имя… … Философская энциклопедия

дао — неизм.; м. [китайск. букв. путь] Одна из основных категорий китайской философии естественный путь следования всего сущего, нравственное совершенствование. ◁ Даосский, ая, ое. Д ие постулаты. Д ие категории. * * * дао (кит., буквально путь), одна … Энциклопедический словарь

Лао-Цзы — настоящее имя Ли Эр, автор древнекитайского трактата «Лао цзы» (древнее название «Дао дэ цзин», IV III вв. до н. э.), каноническое сочинение даосизма. Основное понятие дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость).… … Энциклопедический словарь

Даосизм — История Люди Школы Храмы Терминология … Википедия

Дао — У этого термина существуют и другие значения, см. Дао (значения). Даосизм История Люди … Википедия

Источник

Что такое «недеяние», или Чему мы можем поучиться у древних даосов?

Наверное, у-вэй (недеяние) можно назвать центральным понятием даосизма как культурно-психологической системы. А заодно самым непонятным. Через недеяние достигается единение с Дао, и в то же время это индикатор того, что ищущий единства находится на верном пути. «Недеяние» означает не столько бездействие, сколько невмешательство в естественный порядок вещей, непротиводействие природе, естественному ходу событий. А вмешивается, противостоит естественному порядку эго или «Я».

Считается, что изначально человеческая природа естественна и находится в гармонии с космическим началом, следовательно, с естественным потоком событий. Даосизм вообще провозглашал стремление к естественности, к природной простоте и спонтанности. Вплоть до достижения высшей цели: слияния, идентификации адепта с истинной сущностью всех вещей и явлений, с движущей силой вселенной — Дао.

Личность же, «Я», как в древнем Китае, так и в современном мире — образование весьма искусственное, формируемое в процессе воспитания в соответствии с потребностями общества, которое само имеет весьма искусственные структуру, цели, потребности. Личность усваивает принятые в данной культуре нормы и потребности, искренне воспринимая их как естественные для себя. И активно включается в жизнь социума: желает, достигает, действует… Реализуя искусственные потребности, следуя установленным искусственным ценностям, ориентируясь на внушенные идеалы.

Действия, исходящие из подобных искусственных ценностей, рассматриваются в даосизме как помеха обретению (точнее, актуализации) своей истинной природы. Возврат же к «идеальному» состоянию единства с миром означает невмешательство желаний эго в наши действия. При этом действия продолжают совершаться. Ведь недеяние — это отнюдь не пассивная бездеятельность. Деятельность здесь не только допустима, но и нормальна, и даже желательна. Но — деятельность спонтанная, естественная, исходящая из истинных потребностей нашей природы. Недеяние означает, что в этот спонтанный творческий процесс не вмешивается наше «Я», ориентирующееся на «идеальные» схемы, имеющее искусственное представление о мире и о себе самом.

Почему искусственное? Прежде всего потому, что наше привычное сознание не переносит наличия внутренних противоречий, требуя строгой логичности, упорядоченности. С другой стороны, нам привычно познавать мир, выделяя в нем противоположности: добро-зло, материальное-духовное, тьма-свет, индивид-мир. При этом мало кто учитывает, что всего перечисленного в реальности не существует, что это лишь наше представление. Нам удобно воспринимать мир таким образом, не более. Но большинство из нас считают свое представление о мире (да и о самих себе) твердой и объективной реальностью. Все же нестыковки между реальностью подлинной и воображаемой, как правило, решаются в пользу последней. Исходя из этих схем (точнее, картины мира и себя), «Я» и действует. Наверное, будет излишним уточнять, что к подлинным потребностям, заложенным в самой нашей природе, это не имеет никакого отношения. По сути, человек проживает не свою жизнь в нереальном мире.

Цель же даосских практик — изменение сознания таким образом, чтобы человек смог взглянуть на мир непредвзято, не сквозь искажающие очки внушенных представлений. Не получение новых знаний о мире, а способность встать лицом к лицу с реальностью. И воспринимать ее непосредственно, интуитивно, без искусственного «разделения» на вымышленные противоположности.

Например, становится невозможной антропоцентрическая позиция, ведь человек — неотъемлемая часть мира. И уж конечно, нет социально обусловленного разделения «мы и они», «свои и чужие».

То же касается и личности. Не нужно привносить в нее ничего дополнительного. Наоборот, когда искусственные построения убраны, на сцене появляется подлинное Я, через которое проявляется гармония мироздания. Ведь подлинное Я не выделяет себя из мира, точнее не противопоставляет ему себя. Искусственные страсти, привязанности, желания не создают помех ни восприятию, ни действиям. Мир не столько осмысляется, сколько воспринимается прямо, безоценочно — не аналитически, а интуитивно, и потому целостно и точно.

Личность же воспринимается как часть мира. Поэтому личность включена в происходящие в мире процессы изменений. Если «Я» не препятствует этим процессам, сама личность приобретает качества «текучести», пластичности, она становится способной к гибким изменениям в зависимости от меняющейся ситуации. На практике это существенно повышает адаптивность. К тому же такая личность по-настоящему включена в процессы изменений — по сути, в саму жизнь, постоянно переживая и осознавая происходящее. Включенность в процесс жизни резко повышает ее качество.

Нет более или менее важных дел, «высоких» или «низких» занятий (вспомним об освобождении от страстей, привязанностей и социальных оценок). Важна вся жизнь, каждое ее мгновение, любое дело воспринимается как протекающее в гармонии с мирозданием, а это главное. Каждое дело совершается наиболее естественным — а значит, наиболее эффективным путем, ибо Дао проявляется во всем и все в себя включает. Мы достигаем целей, учитывая природу вещей и следуя вместе с естественным потоком событий.

Можно сказать, что по достижении подобного состояния действия человека попросту не воспринимаются им в качестве собственных. Даос существует как часть мира, почти растворившись в нем, и происходящие в мире изменения естественным образом проявляются в действиях человека. А значит, и действия подобной личности абсолютно адекватны ситуации, спонтанны, своевременны и потому максимально эффективны.

Наверное, лучше всего этот эффект описан в притче о поваре (трактат «Чжуан-Цзы»).

На вопрос царя, пораженного его мастерством в разделке туш, повар отвечает:

— Превосходно! — воскликнул царь Вэнь-хой. — Послушав повара Дина, я понял, как нужно вскармливать жизнь.

И действительно, все в мире взаимосвязано. В малом можно увидеть большое, в частности — отражение целого. И это еще один аспект даосского мировосприятия. А потому завершу я еще одной цитатой из Чжуан-Цзы:

«Сколько бы хвороста ни принести руками человеческими, он все равно прогорит. Но огонь перекидывается дальше, и никто не знает, где ему конец».

Источник

«Так больше жить нельзя, надо срочно что-то делать!» Сколько людей живёт с хронической потребностью делать усилия, чтобы изменить свою жизнь! Но знали бы вы, сколько их сгорает, не прекращая напрягаться, когда сил уже не осталось! Это выгорание может быть не только физическим, но и эмоциональным. Что же делать, чтобы достигать успеха в разных сферах и оставаться сильными не напоказ? И вообще, можно ли считать активность безусловно полезным проявлением жизни? Всегда ли деятельность оказывается продуктивнее бездеятельности?

Не буду скрывать, что из бессилия мне помогали выходить практикующий психолог и специалист по традиционной китайской медицине. Это было не только целительно, но и познавательно. Мне кажется, сама эта полная утрата сил случилась вовсе не для того, чтобы я упала, а для того, чтобы научилась подниматься и крепко стоять на ногах – в прямом и переносном смысле. Поэтому очень хочется поделиться этим уникальным опытом с теми, кто сейчас, сопротивляясь бессилию, принуждает тело к действиям. Вот несколько идей, которые могут помочь сохранять здоровье и ощущать наполненность силами.

Идея первая, самая банальная – необходимо поддерживать баланс между активностью и покоем. Это принцип инь-ян. Последователи древнекитайской науки о гармонии человека и природы полагают, что дао – это баланс инь и ян, то есть, чёрного и светлого, холодного и горячего, спокойного и активного, разрушительного и созидательного начал. Такое особое состояние тела и сознания культивировали мудрецы Поднебесной. Конечно, идеальная пропорция не может быть долгой, но важно приближение к ней, достижение, утрата – и новое приближение. В этом и заключается глубинный смысл жизни – в череде переходов от инь к ян, в достижении хрупкой гармонии, в последующем разрушении и в стремлении к обретению этой гармонии снова и снова.

Современному человеку этот принцип благоденствия может показаться недостижимым, даже абсурдным. Мы сокращаем время сна во имя того, чтобы успеть сделать нечто такое, что кажется нам жизненно важным и неотложным. Мы заменили иньский покой разными вариантами янской активности. Нам кажется, что занятия в тренажёрном зале, многокилометровые пешие прогулки, посещения театров, кино и концертов – это отдых. Но если не признать, что инь – это покой, который предполагает бездеятельность, то всегда будет сохраняться риск физических болезней или, как минимум, периодического бессилия, которое с годами будет ощущаться всё сильнее и сильнее. Смена разных видов деятельности – характерная черта тех, кто боится остановиться, потому что думает, что остановка подобна смерти. На самом деле именно остановки поддерживают движение, а значит, являются важными опорами для жизни!

Первое правило, которое я приняла ради удовлетворительного самочувствия и стабильной работоспособности, таково: отдых – это отсутствие деятельности, приводящей к потере энергии, то есть, жизненных сил. Какими бы расслабляющими ни были занятия в спортзале, это трата физических сил. Даже поход в кино – это усилия, которые не позволяют телу и сознанию полностью расслабиться.

Наш организм устроен гениально. У него есть уникальная природная способность к самовосстановлению. Но для того, чтобы эта божественная функция включилась, телу нужно придать позу полного расслабления, а сознание погрузить в покой. Далеко не каждый фильм и не каждый концерт позволяют полностью расслабиться. Получается, что такие виды нерабочей деятельности – просто иллюзия отдыха и самообман. Дисбаланс инь-ян стремительно увеличивается.

Удивительную информацию я получила от китайского медика. Оказывается, во время сна восстанавливается витальная энергия ци, которая даёт нам ощущение внутреннего комфорта, активности и жизнестойкости. То есть, для того, чтобы оставаться в силе, нужно просто высыпаться. Но поскольку есть особые фазы суток, в которые сон наиболее эффективен, для полного восстановления ложиться спать лучше до полуночи, иначе внутренние органы, в частности, печень, не успевают восстановиться. Легко ли современному человеку уложить себя до 12 часов? Я из тех, кто называет себя совой, у меня подъём творческой энергии начинается именно тогда, когда китайцы рекомендуют заканчивать любые виды деятельности, включая просмотр телевизора, чтение книг и прослушивание музыки. Что ж теперь, не работать что ли? И когда отдыхать, если рабочий день заканчивается поздно вечером?

Вот тут важно поговорить ещё об одном важном условии здоровья – о границах рабочего времени. Это второе правило здоровой жизни.

Оказалось, что эмоциональное истощение, переутомление, сезонные апатии, депрессии и недомогания чаще возникают у людей с ненормированным рабочим днём. Свободный рабочий график и полная свобода распоряжаться своим временем могут стать способами медленного саморазрушения, даже самоубийства. Ритм – это один из важных факторов сохранения внутренних жизненных ресурсов. Есть сезонные и суточные ритмы природы. Есть ритмы в работе всех человеческих систем и органов. Только у человека не всегда есть чёткий жизненный ритм.

Это стало одним из самых значимых личных открытий за последние годы: отсутствие чёткой системы напряжения и расслабления разбалансирует организм. Если сердце работает неритмично – это аритмия, которая может угрожать жизни. Нам кажется, что аритмия нашей жизни – это контролируемое явление: когда мы устали, мы отдыхаем. К сожалению, многие недооценивают важность рисунка подъёмов и спадов активности в течение дня и в течение года. Важно войти в фазу покоя не тогда, когда тело уже сигналит об изнеможении, а тогда, когда это определено разумным порядком на основе своего настоящего состояния и своих физических возможностей. Как сказал мой психолог, отдых – это обязанность человека. Как часто я пренебрегала этой ответственностью перед самой собой!

Определение границ покоя и активности мне далось сложнее всего. Я человек творческий, и муза всегда застаёт меня врасплох в любое время суток. У меня на прикроватной тумбочке дежурит записная книжка для потрясающих ночных идей. Но когда я лежала на кровати в полном бессилии, уничтожающим мою личность своей непреодолимостью, я поняла, что жизнь для меня дороже, чем муза. Записная книжка отправилась в ящик. Очень хочется пожить подольше! Ну, не поймаю я за хвост гениальную идею – и что? Зрелость подсказывает, что лучше не расплёскивать творческие силы, но аккумулировать их внутри себя, чтобы получить возможность полюбоваться красотой мира и подольше ощущать благодать жизни, наслаждаясь каждым вдохом и каждым выдохом. Вспоминается мудрость Козьмы Пруткова: «Если у тебя есть фонтан, заткни его, дай отдохнуть и фонтану». В общем, теперь я усилием воли заканчиваю рабочий день в обозначенный час, а по воскресеньям забываю о том, что я писатель. Вроде, муза не в обиде.

А теперь – о самом сокровенном. На полувековом рубеже моей жизни обнаружилось, что у меня меняются ценности и стремления. Могу честно признаться, я переживаю кризис. Некоторые формы творческой деятельности, которые раньше приносили мне радость, теперь кажутся жуткой рутиной и вызывают тошноту. Это было невыносимо сложно – признать невозможность продолжения того, что казалось незыблемым и постоянным. И если бы я не прекратила делать то, что уже не приносило удовлетворения, возможно, меня сразила бы не депрессия, а какая-нибудь неизлечимая болезнь. Именно так работает принцип психосоматики: если сознание не готово признать пагубность существующей активности, миссию помощника берёт на себя тело. Болезнь помогает человеку принять решение, которое кажется ему недопустимым, безнравственным и достойным осуждения общества.

«Я очень трудолюбивый, но у меня возникла уважительная причина – я тяжело заболел. Поэтому теперь я имею право не утруждать себя». Только при этом у человека отсутствует выбор: он уже не в силах что-то изменить, пока не осознает, за что тело приковало его к постели. Скажите мне, неужели у нас с вами, разумных, образованных, взрослых людей, недостаточно чувства самосохранения, чтобы не доводить себя до критического состояния?! Неужели потребность выглядеть «прилично» в глазах окружающих – важнее, чем реальное, а не показное хорошее самочувствие? Неужели добровольное принятие решения о переходе в состояние осознанного отказа от избыточного напряжения настолько недопустимо, что только болезнь может стать поводом для » законного отдыха»?

Нас с детства учили, что под лежачий камень вода не течёт, что лень и бездействие – это порочные практики. Нам навязали такие правила жизни, в которых можно быть прекрасным винтиком истории, отличным инструментом эволюции, но сложно остаться счастливой личностью, ощущающей подлинную радость жизни в зрелости. К полувековому юбилею многие из нас подходят с букетом хронических болезней и ощущением, что силы на исходе. Наши родители были более крепкими, а бабушки и дедушки – и того крепче. Но темп жизни меняется, колесо истории вращается с немыслимой скоростью. Оно всё больше напоминает мясорубку, в которой гибнут люди во имя своих иллюзорных благ.

Нам страшно показаться бездельниками! Нам кажется, что именно действие – лучший способ изменить жизнь. Но истинная мудрость, родившаяся многие тысячелетия назад, гласит, что именно недеяние – секретный способ сохранения идеального баланса напряжения и покоя, именно в недеянии кроется тайна активного творческого долголетия. Китайцы называют этот принцип «увей» и считают его одним из главных принципов своей древней философии. Недеяние – это не леность, не позорное отлынивание от работы. Это высшая форма осознанности, которая предполагает прозрение «деятельность не всегда продуктивна». Это сила духа, которая позволяет прекратить деяния, когда есть ощущение недомогания, недостатка нужного объёма жизненных сил для совершения запланированных действий. Человеческие планы – ничтожны! Энергия – велика! Нет энергии – нет и самой жизни. Только тот, кто по-настоящему искренне любит жизнь, может воздать ей должное, принеся в жертву «важные» дела – во имя удовлетворённости качеством жизни. Это и есть самое главное, самое ценное творчество – творить жизнь и не поощрять разрушение внутри себя.

Я очень надеюсь, что в моей жизни скоро начнётся что-то новое. Новый этап жизни – это не драматический путь к старости и увяданию, это возможность поделиться накопленным опытом с теми, кто идёт следом. Это время собирать камни, а точнее, плоды. Я перестала суетиться. Я научилась отказываться от дел, если не чувствую их особой значимости. Я коплю новые силы. Да, они не такие, как раньше, но это особая мощь, которая соответствует зрелости – особому отрезку судьбы. Я предчувствую иное, пока ещё не познанное вдохновение. Я пребываю в блаженном чередовании движения и остановок – и искренне желаю этого состояния всем вам. Да пребудет с нами инь-ян!

Ещё больше интересной и полезной информации о том, как получать максимальное удовлетворение от жизни в любом возрасте, сохранять гармонию и внутренний баланс, вы можете найти здесь:

Источник

Даосизм

Принцип недеяния и идея мудрого правителя

Нравственный идеал — отшельник, а об идеальном правителе народ не должен ничего знать. Разберем еще несколько идей даосизма.

Рассмотрим даосский принцип «недеяния».

🌍 Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое и стремится к гармонизации противоречий. Любая попытка целенаправленно и насильственно что-то изменить в мире порождает неизбежные противоречия.

🗣 «Мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто захочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто захочет присвоить его, потеряет его». (Лао-Цзы).

🙌 Поэтому главным приоритетом оказывается «недеяние». «Недеяние» (у вэй) — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком.

🙅🏻‍♂️ Важно отметить, что у вэй — это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.

👁 Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания.

⛰ Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Поговорим о том, как даосы относились к политике и государству и как представляли мудрого правителя.

🏯 Отношение к государству. Изначально даосские мудрецы критиковали государство как социальный институт, а политическую деятельность считали не вполне естественной. Согласно их учению государственная власть и институты подавляют естественные человеческие наклонности и интересы. Однако в последующие века даосизм активнее идет в политическую жизнь и даже предлагает правителям набор весьма оригинальных стратагем, основанных на «податливости» и «невмешательстве».

👑 Деятельность правителя должна быть минимальной. Даосы считали, что правитель должен ограничить свое вмешательство в жизнь государства и своего народа. Его деятельность должна быть сведена к минимуму. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает смуту.

🗣 «Лучший правитель тот, о котором народ знает, лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которых народ любит и возвышает. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает». (Лао-Цзы)

Что такое недеяние в философии кратко. Смотреть фото Что такое недеяние в философии кратко. Смотреть картинку Что такое недеяние в философии кратко. Картинка про Что такое недеяние в философии кратко. Фото Что такое недеяние в философии кратко Что такое недеяние в философии кратко. Смотреть фото Что такое недеяние в философии кратко. Смотреть картинку Что такое недеяние в философии кратко. Картинка про Что такое недеяние в философии кратко. Фото Что такое недеяние в философии кратко

Давайте сравним даосизм с буддизмом и конфуцианством.

🧘🏽‍♂️ Даосизм и буддизм. Первой даосской школой, возникшей на изучении буддийских трактатов, была школа Линбао. Ее основатель Гэ Чаофу, живший на рубеже 4–5 веков, перенял из буддизма представление о перерождениях в пяти мирах и в сильно упрощенном виде элементы космологии. При этом даосы не оставили практику достижения бессмертия, однако усовершенствовали само понятие бессмертия. Они отказались от буквальной трактовки бесконечного пребывания в том же земном теле и ввели для небожителей другие миры — счастливые земли, острова бессмертных. Из буддийской теории перерождений следовало учение о карме и воздаянии. Позднее буддийские элементы стали привычны для даосских школ, которые переняли также буддийские методы медитации.

⛩ Даосизм и конфуцианство. Даосизм с его концепцией недеяния традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. К тому же даосы всегда делали акцент на естественности, в то время как конфуцианство во главу угла ставило ритуал. Однако в более поздний период неоконфунцианство Чжу Си (1130–1200) впитало в себя многие идеи даосизма — в том числе учение о Беспредельном. Целью такого синтеза было употребить знания о природе космоса и человека для усовершенствования отдельной личности («искренность помыслов», «выправленность сердца»), укрепления семьи, упорядочивания государства и восстановления гармонии мира — «уравновешивания Поднебесной».

➡️ В целом три главных китайских религиозно-философских учения находились в постоянном диалоге и часто приходили к синтезу своих идей. Иногда этот синтез рождался из спора, а иногда из гармоничной взаимодополнительности. Китайский писатель Лю Э (1857–1909) так характеризует «три религии»:

🗣 «Конфуцианство, буддизм и даосизм — названия трех религий. Но на самом деле они похожи скорее на вывески трех мелочных лавок, хозяева которых желают подчеркнуть разницу между своими заведениями, в то время как во всех трех лавках продаются совершенно одинаковые товары: и дрова, и рис, и масло, и соль. Только лавки конфуцианства и даосизма немного побольше, а лавка буддизма — поменьше. Остальное же все сходно!» (Лю Э. «Путешествие Лао Цаня»)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *