Что такое недеяние в китайской

Недеяние

Согласно Лао-Цзы, «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».

Антиподом «У-вэй» является «Вэй».

В чем состоит смысл практики У-Вэй? Прежде всего, надо искать ключ к его пониманию в родственной категории Дэ. Если Дэ — то, что придает форму вещам и является метафизической силой, творящей все из Дао, то У-Вэй — оптимальный способ взаимодействия с Дэ. Это способ реализации Дэ в повседневности. Заключается этот способ в изъятии излишков жизненной и психической энергии ци из реалий повседневности и перенаправлении этой энергии на духовный, эзотерический рост индивида. Но этот духовный рост органически связан с жизнью тела и способом бытия. Поэтому все бессмысленные действия, предписываемые У-Вэй, такие, как подметание прутиком двора, суть строжайшая дисциплина ума и тела, часто применяемая в монастырях Китая с древности до наших дней. В Буддийской традиции У-Вэй является и синонимом обуздания ума. Выполняя бессмысленные действия так же хорошо, как и полезные, адепт постигает суть недвойственности — отсутствия в объективном мире разделения вещей на «хорошие и плохие», «полезные и бесполезные». Понимание этого ведет к успокоению, умиротворению, а затем и просветлению.

Родственным и весьма приближенным к понятию У-Вэй являются Безупречность, Сталкинг и Контролируемая глупость в учении толтеков К.Кастанеды.

Полезное

Смотреть что такое «Недеяние» в других словарях:

недеяние — См. Вэй (1) … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

ДАО ДЭ ЦЗИН — («Канон дао и дэ») основополагающий трактат даосизма, первоначально назывался «Лао цзы» по имени предполагаемого автора Лао цзы. По мнению ученых, «Д.д.ц.» окончательно сложился в 4 3 вв. до н.э. и записан последователями основателя даоского… … Философская энциклопедия

ДАОСИЗМ — (кит. дао цзя, дао цзяо школа дао, учение дао) одно из основных направлений китайской философии. Родоначальником Д. считается Лао цзы, которому традиция приписывает авторство основополагающего даоского трактата «Дао дэ цзин» (первоначально «Лао… … Философская энциклопедия

ЛАО-ЦЗЫ — («Старик младенец», «Старый философ») (6 5 вв. до н.э.) др. кит. легендарный основатель даосизма. Согласно «Ши цзи» («Историческим запискам») Сыма Цяня (145 87 до н.э.), Л. ц. уроженец селения Цюйжэнь, волости Ли, уезда Ку, царства Чу, имел имя… … Философская энциклопедия

дао — неизм.; м. [китайск. букв. путь] Одна из основных категорий китайской философии естественный путь следования всего сущего, нравственное совершенствование. ◁ Даосский, ая, ое. Д ие постулаты. Д ие категории. * * * дао (кит., буквально путь), одна … Энциклопедический словарь

Лао-Цзы — настоящее имя Ли Эр, автор древнекитайского трактата «Лао цзы» (древнее название «Дао дэ цзин», IV III вв. до н. э.), каноническое сочинение даосизма. Основное понятие дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость).… … Энциклопедический словарь

Даосизм — История Люди Школы Храмы Терминология … Википедия

Дао — У этого термина существуют и другие значения, см. Дао (значения). Даосизм История Люди … Википедия

Источник

Даосизм

Принцип недеяния и идея мудрого правителя

Нравственный идеал — отшельник, а об идеальном правителе народ не должен ничего знать. Разберем еще несколько идей даосизма.

Рассмотрим даосский принцип «недеяния».

🌍 Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое и стремится к гармонизации противоречий. Любая попытка целенаправленно и насильственно что-то изменить в мире порождает неизбежные противоречия.

🗣 «Мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто захочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто захочет присвоить его, потеряет его». (Лао-Цзы).

🙌 Поэтому главным приоритетом оказывается «недеяние». «Недеяние» (у вэй) — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком.

🙅🏻‍♂️ Важно отметить, что у вэй — это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.

👁 Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания.

⛰ Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Поговорим о том, как даосы относились к политике и государству и как представляли мудрого правителя.

🏯 Отношение к государству. Изначально даосские мудрецы критиковали государство как социальный институт, а политическую деятельность считали не вполне естественной. Согласно их учению государственная власть и институты подавляют естественные человеческие наклонности и интересы. Однако в последующие века даосизм активнее идет в политическую жизнь и даже предлагает правителям набор весьма оригинальных стратагем, основанных на «податливости» и «невмешательстве».

👑 Деятельность правителя должна быть минимальной. Даосы считали, что правитель должен ограничить свое вмешательство в жизнь государства и своего народа. Его деятельность должна быть сведена к минимуму. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает смуту.

🗣 «Лучший правитель тот, о котором народ знает, лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которых народ любит и возвышает. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает». (Лао-Цзы)

Что такое недеяние в китайской. Смотреть фото Что такое недеяние в китайской. Смотреть картинку Что такое недеяние в китайской. Картинка про Что такое недеяние в китайской. Фото Что такое недеяние в китайской Что такое недеяние в китайской. Смотреть фото Что такое недеяние в китайской. Смотреть картинку Что такое недеяние в китайской. Картинка про Что такое недеяние в китайской. Фото Что такое недеяние в китайской

Давайте сравним даосизм с буддизмом и конфуцианством.

🧘🏽‍♂️ Даосизм и буддизм. Первой даосской школой, возникшей на изучении буддийских трактатов, была школа Линбао. Ее основатель Гэ Чаофу, живший на рубеже 4–5 веков, перенял из буддизма представление о перерождениях в пяти мирах и в сильно упрощенном виде элементы космологии. При этом даосы не оставили практику достижения бессмертия, однако усовершенствовали само понятие бессмертия. Они отказались от буквальной трактовки бесконечного пребывания в том же земном теле и ввели для небожителей другие миры — счастливые земли, острова бессмертных. Из буддийской теории перерождений следовало учение о карме и воздаянии. Позднее буддийские элементы стали привычны для даосских школ, которые переняли также буддийские методы медитации.

⛩ Даосизм и конфуцианство. Даосизм с его концепцией недеяния традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. К тому же даосы всегда делали акцент на естественности, в то время как конфуцианство во главу угла ставило ритуал. Однако в более поздний период неоконфунцианство Чжу Си (1130–1200) впитало в себя многие идеи даосизма — в том числе учение о Беспредельном. Целью такого синтеза было употребить знания о природе космоса и человека для усовершенствования отдельной личности («искренность помыслов», «выправленность сердца»), укрепления семьи, упорядочивания государства и восстановления гармонии мира — «уравновешивания Поднебесной».

➡️ В целом три главных китайских религиозно-философских учения находились в постоянном диалоге и часто приходили к синтезу своих идей. Иногда этот синтез рождался из спора, а иногда из гармоничной взаимодополнительности. Китайский писатель Лю Э (1857–1909) так характеризует «три религии»:

🗣 «Конфуцианство, буддизм и даосизм — названия трех религий. Но на самом деле они похожи скорее на вывески трех мелочных лавок, хозяева которых желают подчеркнуть разницу между своими заведениями, в то время как во всех трех лавках продаются совершенно одинаковые товары: и дрова, и рис, и масло, и соль. Только лавки конфуцианства и даосизма немного побольше, а лавка буддизма — поменьше. Остальное же все сходно!» (Лю Э. «Путешествие Лао Цаня»)

Источник

Что такое «недеяние», или Чему мы можем поучиться у древних даосов?

Наверное, у-вэй (недеяние) можно назвать центральным понятием даосизма как культурно-психологической системы. А заодно самым непонятным. Через недеяние достигается единение с Дао, и в то же время это индикатор того, что ищущий единства находится на верном пути. «Недеяние» означает не столько бездействие, сколько невмешательство в естественный порядок вещей, непротиводействие природе, естественному ходу событий. А вмешивается, противостоит естественному порядку эго или «Я».

Считается, что изначально человеческая природа естественна и находится в гармонии с космическим началом, следовательно, с естественным потоком событий. Даосизм вообще провозглашал стремление к естественности, к природной простоте и спонтанности. Вплоть до достижения высшей цели: слияния, идентификации адепта с истинной сущностью всех вещей и явлений, с движущей силой вселенной — Дао.

Личность же, «Я», как в древнем Китае, так и в современном мире — образование весьма искусственное, формируемое в процессе воспитания в соответствии с потребностями общества, которое само имеет весьма искусственные структуру, цели, потребности. Личность усваивает принятые в данной культуре нормы и потребности, искренне воспринимая их как естественные для себя. И активно включается в жизнь социума: желает, достигает, действует… Реализуя искусственные потребности, следуя установленным искусственным ценностям, ориентируясь на внушенные идеалы.

Действия, исходящие из подобных искусственных ценностей, рассматриваются в даосизме как помеха обретению (точнее, актуализации) своей истинной природы. Возврат же к «идеальному» состоянию единства с миром означает невмешательство желаний эго в наши действия. При этом действия продолжают совершаться. Ведь недеяние — это отнюдь не пассивная бездеятельность. Деятельность здесь не только допустима, но и нормальна, и даже желательна. Но — деятельность спонтанная, естественная, исходящая из истинных потребностей нашей природы. Недеяние означает, что в этот спонтанный творческий процесс не вмешивается наше «Я», ориентирующееся на «идеальные» схемы, имеющее искусственное представление о мире и о себе самом.

Почему искусственное? Прежде всего потому, что наше привычное сознание не переносит наличия внутренних противоречий, требуя строгой логичности, упорядоченности. С другой стороны, нам привычно познавать мир, выделяя в нем противоположности: добро-зло, материальное-духовное, тьма-свет, индивид-мир. При этом мало кто учитывает, что всего перечисленного в реальности не существует, что это лишь наше представление. Нам удобно воспринимать мир таким образом, не более. Но большинство из нас считают свое представление о мире (да и о самих себе) твердой и объективной реальностью. Все же нестыковки между реальностью подлинной и воображаемой, как правило, решаются в пользу последней. Исходя из этих схем (точнее, картины мира и себя), «Я» и действует. Наверное, будет излишним уточнять, что к подлинным потребностям, заложенным в самой нашей природе, это не имеет никакого отношения. По сути, человек проживает не свою жизнь в нереальном мире.

Цель же даосских практик — изменение сознания таким образом, чтобы человек смог взглянуть на мир непредвзято, не сквозь искажающие очки внушенных представлений. Не получение новых знаний о мире, а способность встать лицом к лицу с реальностью. И воспринимать ее непосредственно, интуитивно, без искусственного «разделения» на вымышленные противоположности.

Например, становится невозможной антропоцентрическая позиция, ведь человек — неотъемлемая часть мира. И уж конечно, нет социально обусловленного разделения «мы и они», «свои и чужие».

То же касается и личности. Не нужно привносить в нее ничего дополнительного. Наоборот, когда искусственные построения убраны, на сцене появляется подлинное Я, через которое проявляется гармония мироздания. Ведь подлинное Я не выделяет себя из мира, точнее не противопоставляет ему себя. Искусственные страсти, привязанности, желания не создают помех ни восприятию, ни действиям. Мир не столько осмысляется, сколько воспринимается прямо, безоценочно — не аналитически, а интуитивно, и потому целостно и точно.

Личность же воспринимается как часть мира. Поэтому личность включена в происходящие в мире процессы изменений. Если «Я» не препятствует этим процессам, сама личность приобретает качества «текучести», пластичности, она становится способной к гибким изменениям в зависимости от меняющейся ситуации. На практике это существенно повышает адаптивность. К тому же такая личность по-настоящему включена в процессы изменений — по сути, в саму жизнь, постоянно переживая и осознавая происходящее. Включенность в процесс жизни резко повышает ее качество.

Нет более или менее важных дел, «высоких» или «низких» занятий (вспомним об освобождении от страстей, привязанностей и социальных оценок). Важна вся жизнь, каждое ее мгновение, любое дело воспринимается как протекающее в гармонии с мирозданием, а это главное. Каждое дело совершается наиболее естественным — а значит, наиболее эффективным путем, ибо Дао проявляется во всем и все в себя включает. Мы достигаем целей, учитывая природу вещей и следуя вместе с естественным потоком событий.

Можно сказать, что по достижении подобного состояния действия человека попросту не воспринимаются им в качестве собственных. Даос существует как часть мира, почти растворившись в нем, и происходящие в мире изменения естественным образом проявляются в действиях человека. А значит, и действия подобной личности абсолютно адекватны ситуации, спонтанны, своевременны и потому максимально эффективны.

Наверное, лучше всего этот эффект описан в притче о поваре (трактат «Чжуан-Цзы»).

На вопрос царя, пораженного его мастерством в разделке туш, повар отвечает:

— Превосходно! — воскликнул царь Вэнь-хой. — Послушав повара Дина, я понял, как нужно вскармливать жизнь.

И действительно, все в мире взаимосвязано. В малом можно увидеть большое, в частности — отражение целого. И это еще один аспект даосского мировосприятия. А потому завершу я еще одной цитатой из Чжуан-Цзы:

«Сколько бы хвороста ни принести руками человеческими, он все равно прогорит. Но огонь перекидывается дальше, и никто не знает, где ему конец».

Источник

У-вэй: философия ничегонеделанья

У-вэй – это особая категория даосизма, которая подразумевает невмешательство в естественный ход вещей. Эту философию еще называют искусством созерцательной пассивности, «недеяния» или «ничегонеделания». Как ее принципы могут помочь человеку в современной жизни?

Согласно Лао-Цзы, «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если кто хочет присвоить его, потеряет его». В этой фразе сокрыта вся суть философии у-вэй.

Такие взгляды в корне противоречат западной философии успеха, которая призывает быть активней, действовать наперекор всему, завоевывать мир и всегда стремиться к большему. Однако, как мы знаем, этот подход часто становится причиной депрессии и стрессов, в то время как у-вэй помогает преодолеть сложный жизненный период. Важно только проникнуться основными постулатами и секретами этой философии.

1. Бездействие не означает, что ничего не происходит

У-вэй переводится с китайского как «не-действие» или «действие без действия». Это жизнь в согласии с естественным ходом событий, в противовес активному преследованию целей и форсированию их. При этом у-вэй не стоит путать с безделием. Следование философии у-вэй – не повод сидеть в сторонке, праздно наблюдая за жизнью и критикуя других людей.

У-вэй – это вдохновенное состояние человека, который наполнен жизненной энергией и посвящает свои действия только высшей цели. Этот человек не расходует энергию по мелочам и действует, лишь когда для этого наступает лучшее время. И тогда весь мир поддерживает его.

У-вэй можно описать через известный всем символ Инь-Ян. С одной стороны, это активная мужская энергия, подразумевающая расширение себя в мир. С другой стороны, пассивная женская энергия, которая символизирует внутреннее познание.

Вся китайская медицина, боевые искусства, гимнастика и иглоукалывание призваны помочь сбалансировать мужскую и женскую энергию, то есть действовать и не действовать одновременно. Это и есть у-вэй.

Источник

Принцип у-вэй это часть философии даосизма

Что такое недеяние в китайской. Смотреть фото Что такое недеяние в китайской. Смотреть картинку Что такое недеяние в китайской. Картинка про Что такое недеяние в китайской. Фото Что такое недеяние в китайской

Что такое недеяние в китайской. Смотреть фото Что такое недеяние в китайской. Смотреть картинку Что такое недеяние в китайской. Картинка про Что такое недеяние в китайской. Фото Что такое недеяние в китайской

Понятие У-вэй переводится как созерцательное недеяние. В словарях толкуют недеяние как не сопротивление, отсутствие борьбы. Что это за принцип У-вэй? Чем он может помочь в нашей современной жизни? Что означает?

У принципа у- вэй есть формула — достижение максимального результата при минимальных усилиях. Вы даете возможность жизни идти своим чередом.
События складываются наилучшим образом для человека, ему только нужно идти без суеты.

Подобный принцип применяется в айкидо. Чтобы повалить противника на землю нужно воспользоваться силой его удара, а самому быть гибким, уйти от удара, обойти со стороны.

Созерцание подразумевает активную деятельность ума, но не суетливую, а сконцентрированную на решении задачи, на достижении цели. Это вовлеченность, ее можно еще назвать состоянием потока.
Любое занятие по принципам у-вэй – это творческий, интересный, познавательный процесс. Если у вас случился какой-то форс мажор, то согласно принципам у-вэй, вы должны принять ситуацию и продолжать двигаться выбранным курсом.

Не полагаться на страх, а опираться на свою долгосрочную стратегию. Здесь действует правило – ты можешь проиграть бой, но выигрываешь войну. Вспоминается наш знаменитый полководец Михаил Кутузов, который оставил Москву, но победил в войне с французами.

В западной модели поведения человек чаще противостоит обстоятельствам, борется с ними. Человек резко реагирует на каждое негативное событие, лишаясь при этом энергии и истощая свои ресурсы, еще больше усугубляет ситуацию.

Что такое недеяние в китайской. Смотреть фото Что такое недеяние в китайской. Смотреть картинку Что такое недеяние в китайской. Картинка про Что такое недеяние в китайской. Фото Что такое недеяние в китайской

Человек, использующий принципы у-вэй, принимает ситуацию целиком как есть, и размышляет над тем как ее развернуть в свою пользу. Можно привести пример с деревом – его ростки не пытаются успеть созреть раньше времени. У-вэй — это радость приятия жизни такой какая она есть.

Лао-цзы говорил: «Знающий не доказывает, доказывающий не знает. Мудрый человек ничего не накапливает. Он всё делает для людей и все отдает другим. Дао мудрого человека — это деяние без борьбы». Недеяние в этом контексте обозначает как раз-таки активное действие, но которое соответствует природным законам и дао.

Принципы у-вэй — это ряд человеческих качеств

Принципы у-вэй это не просто абстракция, а конкретная характеристика определенных человеческих качеств.

1. Достоинство. Опора на свои силы, возможности.
2. Спокойствие. Нет смысла никому и ничего доказывать или бороться.
3. Самодостаточность. Действия из осознания своей причастности Вселенной.
4. Проактивность – все реакции человека осознанны.
5. Уверенность. Нет страха оценки со стороны.
6. Гибкость и адаптивность – человек внутренне готов к любым переменам.

Даосизм считает, что в любой деятельности важно не переживать о конечном результате. Вам достаточно быть здесь и сейчас, проникая вглубь самого процесса того дела, которым вы занимаетесь. Принцип у-вэй — это и есть погружение, познание и созерцательное недеяние.
Когда человек думает о результате и достижениях в спешке, то он испытывает стресс. Его организм просто напрягается и устает.
Когда же человек погружается в процесс, он перестает переживать и отождествляется с самим процессом.

Водные стихии так и действуют — обходят препятствия мягко, податливо, но при этом вода камень точит. Таким образом сам процесс освоения чего-то достаточно проактивный.
Проактивность– это включенное состояние сознания, когда человек действует согласно своим принципам, не отвлекаясь ни на что. Он спокойно и просто идет к намеченным целям.

Принцип у-вэй — это сама жизнь

Когда вы, например, кушаете и полностью концентрируетесь на еде. Или вы работаете и полностью погружаетесь в работу — это и есть процесс, в котором выражается принцип у-вэй.
Напротив, суетливые мысли и желания только подрывают возможность насладиться процессом действия. Бесконечные звонки, переключение с одного дела на другое – это суета, которая не дает возможности жить и ценить то, что есть. В этом выражается психология недостатка – нужно все время чего-то больше и больше.

У-вэй подразумевает достаток и довольство тем, что есть, всем что имеется у человека на данный момент жизни.
И в таком случае у человека рождается способность действовать спонтанно, чувствовать ситуацию, опираясь не на знания, а на свою натуру, на свои подлинные интересы.

Спокойный и самодостаточный человек ждет подходящего момента, когда сама ситуация созреет и действует. Практика у-вэй позволяет качественно и более полно проживать жизнь.

В китайской философии есть понятие «ци» — это жизненная энергия. Она пронизывает природу, живые существа.

В этом плане энергия ци сохраняется у человека, который проповедует дисциплинированность. А тот, кто потакает своим желаниям, теряет жизненную энергию.

В то же время человек движется к своим целям, действует не из нужды, а из понимания чего он хочет. У человека появляется спокойствие и высвобождается много энергии.

Например, если человек не курит, но попадает в компанию курящих людей и закуривает заодно, то этот поступок не является естественным. Это желание соответствовать стандартам. Именно в этом смысле принцип у-вэй — это и есть способ быть самим собой. Несогласие с общественным мнением, стандартами не из желания отрицать, а из понимания своей природы.

Действовать спонтанно, исходя из обстоятельств, означает быть внимательным к тому, что происходит. Не закрывать глаза на происходящее, делать свой выбор не из каких-то абстрактных представлений, а исходя из своей внутренней природы и конкретной ситуации.

У-вэй — это возможность найти себя

Каждое существо в природе или растение имеет свое место, и делает то, что свойственное ему. Точно так же человек. Стоит только приблизиться к пониманию своей природы и получится найти свое место в жизни. При этом не опираться на других людей, влияние внешнего мира и т.д.

Исходя из принципа у-вэй, если человек изначально по своей природе предрасположен к пению, то будет крайне сложно сделать из него, к примеру, мастера ремесленника, если на это нет врожденных способностей. Можно потратить уйму времени бездарно, улучшая то, к чему человек изначально не предрасположен.

Если у человека есть предрасположенность к определенному занятию, то и получать он будет результаты, превосходящие все ожидания.

Принцип у- вэй — это сохранение и приумножение всего того, что свойственно именно вам, а никому-то другому.

Так что принцип у- вей выражает вашу индивидуальность и уникальность.

Двигаясь к самому себе, лучше чувствуя, понимая свою натуру, человек начинает жить более насыщенной жизнью. У него появляется радость, приходит больше возможностей и человек находит свое место под солнцем.

Китайская мудрость о жизни

Что такое недеяние в китайской. Смотреть фото Что такое недеяние в китайской. Смотреть картинку Что такое недеяние в китайской. Картинка про Что такое недеяние в китайской. Фото Что такое недеяние в китайской

«Если твое сердце наполнено любовью, то ты не сможешь обидеть другого человека».

«Если ты ненавидишь, значит, тебя победили» Конфуций

«Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтобы ему сделали» Конфуций

«Красота есть во всем, но не всем дано это видеть» Конфуций

«Твой дом там, где спокойны твои мысли»

«Делая добро людям, не требуй от них благодарности. Если будешь требовать от них благодарности, твое желание сделать добро причинить вред».

«Не говорите, если это не изменяет тишину к лучшему»

«С деньгами можешь купить часы, но не время»

«То, что случается, случается вовремя».

«Хижина, где смеются, богаче дворца, где скучают».

«Если ты споткнулся и упал, это ещё не значит, что ты идёшь не туда».

«Всегда смотри на вещи со светлой стороны, а если таковых нет — натирай тёмные, пока не заблестят».

«Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто говорит о твоих достоинствах, не всегда твой друг».

«Не бойся медлить, бойся остановиться».

«Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы».

«Государь – как лодка, а народ – как вода: может нести, а может и утопить».

«Большая река течет тихо, умный человек не повышает голоса».

«Благородный человек в душе безмятежен. Низкий – всегда озабочен» (Конфуций).

Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти? (Конфуций).

С деньгами можешь купить часы, но не время (китайская народная мудрость).

Благородный человек знает о своём превосходстве, но избегает соперничества (Конфуций).

Цитаты Лао Цзы

«Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках» Лао Цзы

«Вами управляет тот, кто вас злит» Лао Цзы

«Если человек долго поднимался по чужой лестнице, то, прежде чем найти свою, ему нужно спуститься.» Лао Цзы

Вы оцениваете людей по их полезности. Я не говорю, что вы не должны делать ничего полезного. Делайте полезные вещи, но помните, что настоящий и величайший опыт жизни и экстаз приходят от делания бесполезного. Он приходит через поэзию, живопись, любовь, медитацию. Величайшая радость наполнит вас, только если вы способны сделать что-то, что нельзя свести к товару. Награда – духовная, внутренняя, она проявляется энергией. Итак, если вы чувствуете бесполезность – не волнуйтесь. Вы можете стать огромным деревом с большой кроной. И люди, которые вступили в полезную активность… им так нужно иногда отдохнуть в тени.

«Лучший запор тот, что не имеет замка, и его невозможно взломать. Лучшие узы те, что не удерживаются ничем, и их нельзя разрубить»

«Кто одинаково принимает и конец, и начало, освобождается от неуспеха в делах».

«Лишь тот, кто имеет силу, может давать ее другим»

«Кто храбр и воинственен — погибает, кто храбр и не воинственен — будет жить. Эти две вещи означают: одна — пользу, а другая — вред. Кто знает причины того, что небо ненавидит воинственных? Объяснить это трудно и совершенно мудрому».

«Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете. Думай только о том, чего хочет не твоё тело, а твоя душа, и тебе не нужно будет знать ни о том, откуда ты явился, ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет знать этого потому, что ты будешь испытывать то полное благо, для которого не существуют вопросы ни о прошедшем, ни о будущем.»

Принципы у-вей формировались веками, как и сама китайская мудрость, которая будет жить в веках!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *