Что такое недоросль произведение
«Недоросль» (Д. Фонвизин)
Цитата: «Не хочу учиться, хочу жениться».
Проблематика:
Смысл названия: Пётр I в 1714 г. издал указ о необходимости службы (гражданской либо военной) для всех дворян. Но чтобы служить, нужно было получить образование. А молодые люди без образования в то время назывались «недорослями».
Образ Митрофана Простакова дал слову «недоросль» ещё одно значение — презрительное, ведь в его случае необразованность и нежелание учиться стали жизненными принципами.
Литературное направление: классицизм.
Литературный жанр: комедия.
Жанровые особенности: в пьесе находят отражение характерные черты классицистической комедии:
Время и место действия: действие происходит в 1780-е годы в деревне Простаковых.
История создания
Фонвизин провёл полтора года во Франции, изучая юриспруденцию и философию. В возрасте 33 лет он вернулся на родину и был поражён контрастом: во Франции внедрялись в жизнь передовые просветительские идеи, тогда как в России продолжали сохраняться консервативные порядки и хорошо себя чувствовали всякие простаковы и скотинины. Возмущённый этим, Денис Иванович создаёт «Недоросля».
Комедия обретает невиданную популярность: причиной тому — не только актуальность проблематики (многие образованные люди были возмущены крепостным правом и общим низким уровнем культуры), но и яркие смешные образы. Фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» и суждение о двери, которая «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту», давно вошли в наш обиход в качестве общеизвестных шуток.
По легенде, князь Григорий Потёмкин-Таврический после премьеры «Недоросля» сказал Фонвизину: «Умри, Денис, лучше не напишешь» — что, конечно же, означало его высокую оценку комедии
Действующие лица
Краткое содержание
Действие первое
Деревня Простаковых. Госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за то, что тот пошил Митрофанушке слишком узкий кафтан. Кафтан нужен Митрофану для будущего торжества — планируемой помолвки Скотинина и Софьи.
Отец Софьи умер, когда она была ещё совсем маленькой. А когда осталась круглой сиротой, Простаковы взяли её к себе (памятуя о том, что за Софьей большое приданое — имение, несколько деревень).
Именно в этих деревнях таится самый главный интерес Скотинина, то, что заставляет его во что бы то ни стало добиваться руки Софьи. Дело в том, что в этих деревнях много свиней, которых Тарас Скотинин обожает.
Софье приходит письмо от её дяди Стародума (Простаковы считали, что Стародум давно умер). Из письма становится ясно, что Стародум оставляет Софье большое наследство. И госпоже Простаковой тут же приходит в голову план обогащения: женить на Софье Митрофана.
Действие второе
Офицер Милон встречает своего старого знакомого Правдина. Правдин рассказывает, что приехал с инспекцией — в поисках «злонравных невежд», плохо обращающихся с крепостными. А Милон сообщает, что влюблён в девушку, которая живёт у родственников в здешних деревнях. И тут Милон встречает Софью.
Влюблённые счастливы видеть друг друга. Правда, в глазах Милона встреча всё же омрачается видами Митрофана на Софью. Но это ненадолго: осознав, что за человек Митрофан, Милон перестаёт ревновать.
Проходящий мимо Скотинин нахально сообщает, что тоже хочет жениться на Софье. Но Правдин ошарашивает его сообщением о планах госпожи Простаковой выдать воспитанницу за недоросля Митрофана. В результате Скотинин бросается на племянника с кулаками (Митрофанушку закрывает собой его няня Еремеевна).
Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутьич — Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель арифметики.
Митрофан отказывается учиться и жалуется на дядю. Простакова обещает сыну скорую женитьбу.
Действие третье
Приезжает Стародум. Он беседует с Правдиным, своим давним приятелем, вспоминает времена правления Петра, хвалит их. Также
Стародум рассказывает Правдину историю о несправедливости: Стародум пошёл на войну, а его друг уклонился от службы, однако чин достался именно графу, а Стародуму — лишь ранение. Жизнь при дворе тоже его не порадовала. Поэтому Стародум вернулся домой.
Стародум встречается с Софьей и обещает ей, что они вскоре уедут от Простаковых. Появляются Простакова и Скотинин, они буквально дерутся. Стародума эта сцена весьма забавляет. Госпожа Простакова хочет нагрубить ему, но, узнав, что это сам Стародум, тут же меняет тон на покорный и угодливый. Она надеется, что дядя Софьи поспособствует браку племянницы с Митрофаном.
Но Стародум решительно объявляет, что Софья уезжает в Москву и там выйдет замуж за достойного человека. Все обескуражены. Стародум замечает, что выбор жениха — в воле девушки. У Софьи вновь появляется надежда быть с Милоном, а госпожа Простакова возобновляет атаку с целью женить Митрофанушку на богатой наследнице.
Простакова хвалится учёностью Митрофанушки и гордится учителем Вральманом, который учит недоросля «по-французски и всем наукам» и при этом «ребёнка не неволит». Другие учителя огорчены: третий год Митрофан учится, а писать и считать не умеет.
Недоросль ленится учиться: «Денег нет — что считать?». Вральман поддакивает ему, объясняя, что от науки один вред. Другие учителя хотят побить Вральмана, тот убегает.
Действие четвёртое
Стародум ведёт с Софьей беседу о замужестве и замечает её смущение. Приходят Правдин и Милон. Милон просит руки Софьи, сообщая, что девушка тоже стремится выйти за него замуж. Стародум с радостью даёт согласие.
Однако Скотинин и Митрофан ещё надеются жениться на богатой невесте. Стародум делает вид, что прислушивается к ним, изображает восторг от учёности Митрофанушки, а потом сообщает, что у Софьи уже есть жених и что они уедут в семь часов утра. Госпожа Простакова собирается действовать решительно.
Действие пятое
Правдин получает распоряжение регулировать ситуацию с имением Простаковой, если людям в этой деревне будет что-то угрожать. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их беседу прерывает шум.
Это Софью насильно тащат венчаться с Митрофаном. Милон освобождает девушку, а Правдин угрожает Простаковой судом. Госпожа Простакова картинно кается. Стародум и Софья прощают её, но Правдин говорит, что теперь по распоряжению правительства он управляет имением Простаковой.
Скотинин уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей хотя бы три дня. Но тот не соглашается. Он зовёт учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги. А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.
Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку. Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем.». А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!».
Экранизация
«Недоросль» (СССР, 1987).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Фамилии Скотинин, Простаков, Милон и другие служат характеристиками героев. Как называется такой приём в литературе?
Ответ. Говорящие фамилии. Этот приём характерен для классицизма.
Какие свойства Митрофана проявляются во время учёбы?
Ответ. Митрофан напрямую признаёт, что учиться не хочет («Час моей воли пришёл»). Он демонстрирует лень и своеволие, капризничает и выказывает неуважение к учителям. Митрофан не видит необходимости в учёбе: он предпочитает жениться.
Кого обожал Тарас Скотинин?
Ответ. Свиней. Скотинин хочет жениться на Софье из-за того, что в её деревне много свиней: «…Нет, мне нравится не девчонка [. ]. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.», «. Люблю свиней, сестрица.».
Недоросль
Недоросль
Эпоха:
Жанр пьесы:
Традиционный сюжет:
Художественные методы:
Место действие:
Продолжительность действия:
Содержание
В комедии мастерски выстроены языковые характеристики героев: это и грубые, оскорбительные слова в неотесанных речах Простаковой; характерные для военного быта словечки солдата Цыфиркина; церковно-славянские слова и цитаты из духовных книг семинариста Кутейкина; ломаная русская речь Вральмана и речь благородных героев пьесы — Стародума, Софьи и Правдина. Отдельные слова и фразы из комедии Фонвизина стали крылатыми. [2]
Сюжет
Корыстные и жестокие дальние родственники из провинции, грубые и глупые, получив власть над осиротевшей девушкой пытаются прибрать её состояние к рукам выдав за муж за одного из своей семьи. А когда ставки повышаются, девушка становится наследницей богатства, пытаются женить на собственном недалёком и плохо воспитанном отпрыске. Однако её благодетель руководствуется в выборе её жениха не знатностью и богатством, а благонравием и честью. Злонравные же родственники терпят крах.
Описание
Властная барыня Госпожа Простакова готовит выдать за своего брата девушку Софью, осиротевшую дальнюю родственницу, которую они взяли к себе три года до этого. Однако, когда выясняется, что её дядя, пропавший несколько лет назад, не только жив и здоров, но и сделал Софью богатой наследницей Госпожа Простакова решает выдать Софью за своего шестнадцатилетнего сына Митрофанушку. Когда приезжает дядя Софьи Стародум, он даёт отворот поворот и брату и сыну, предпочтя молодого офицера Милона, в которого Софья давно влюблена. Госпожа Простакова предпринимает попытку насильно венчать Софью со своим бестолковым сыном, но после того как у неё ничего не выходит, управление над её имением переходит в руки государственному чиновнику Правдину, который приехал чтобы прекратить бесчинства Простоковой в отношении её крепостных. После того как мать потеряла власть Митрофанушка отворачивается от неё, что выбивает Простакову из колеи.
Проблематика
Комедия высмеивает традиционное воспитание дворян, в частности провинциальных. Основной идеей пьесы является осуждение глупости, безнравственности, злонравия и невоспитанности старого дворянства по отношению к новому, образованному. Центральной проблемой становится отсталость традиционного воспитания дворян в провинции. В то время как Стародум прививает Софье мысль, что главные ориентиры в жизни достойной личности это добродетель, честность и благородство, Простоковы воспитывают ребёнка в уверенности, что главным в жизни является умение нажить и сохранить достаток и что особое знание наук при этом не требуется, поэтому и оберегают от излишнего учения своего сына Митрофана, который к концу пьесы оказывается совершенно необразованым, поэтому не имеет права жениться и поступать на государственную службу. Таким образом автор не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель.
Комедия «Недоросль» остаётся актуальной и в наши дни, так как в пьесе автор затронул общечеловеческие проблемы воспитания и развития гуманной, благородной, честной личности.
Характер конфликта
Конфликт комедии можно увидеть в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении к крепостным, освободив ёго от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума —- лица, наиболее близкого автору. Стародум по политическим и нравственным идеалам — человек Петровской эпохи, которая противопоставлена в комедии эпохе Екатерины. [3]
История создания
Замысел складывается у Фонвизина в конце 1778 г. после возвращения из Франции, где он провёл около полутора лет.
Во Франции ему очень понравились театральные постановки, в особенности комедии. Работа над «недорослем» заняла у писателя около трёх лет и была окончена в 1782 г.
«Недоросль»: краткое содержание и анализ произведения Фонвизина
Денис Иванович Фонвизин: YouTube / Краткая биография
Фонвизин в XVIII веке создал произведение «Недоросль». Краткое содержание поможет убедиться, что и спустя почти три столетия комедия не теряет своей актуальности. Пьеса «Недоросль» противопоставляет образованность, воспитанность, высокие моральные принципы глупости, невежеству, злости и своенравию. Рассмотрим, во что верит автор комедии «Недоросль» и почему эта тема интересна для современного человека.
«Недоросль»: краткое содержание
Комедия «Недоросль» построена по классическим композиционным канонам: с самого начала читателю представлены все главные герои, среди которых и Митрофанушка — тот самый «недоросль». Сюжет завязывается в первом действии и связан с образованной и честной девушкой Софьей и ее богатым приданым.
Стремительное развитие событий приходит к своему пику в четвертом действии и завершается развязкой в пятом. Познакомимся подробнее с тем, что написал Фонвизин. «Недоросль» построена таким образом:
Госпожа Простакова ругает слугу за плохо сшитый кафтан и думает о том, какое выбрать для него наказание. Ее супруг во всем соглашается с женой, а брат по фамилии Скотинин, глупец и лжец, спорит с сестрой. Митрофан — «недоросль» — по своему обыкновению заискивает перед матерью.
Между прочим разговор заходит о возможном замужестве сироты Софьи и Скотинина. Последний видит в этом браке выгоду и ничем более не интересуется. Внезапно появляется Софья с письмом от своего опекуна Стародума. Поскольку все присутствующие, кроме девушки, неграмотные, прочесть его зовут постояльца Простаковых Правдина.
Оказывается, что опекун передал Софье 10 тысяч рублей. С этого момента она становится желанной невестой не только для Скотинина, но и для Митрофана. Тем временем на постой в деревне останавливаются солдаты, а среди них друг Правдина — Милон, в которого давно влюблена Софья.
Милон встречается с Правдиным. Они обсуждают, почему оказались в деревне, и вдруг видят Софью. Девушка рада встрече с возлюбленным и рассказывает ему о планах Простаковой выдать ее за Митрофана. Эту же новость сообщают Скотинину. Между Митрофаном, которого няня никак не может заставить учиться, и его дядей происходит ссора из-за невесты.
Крестьяне в XVIII веке: Wikipedia / К. Лебедев
К Простаковым приезжает Стародум. Его встречают как дорогого гостя, льстят и чрезмерно радуются. Опекун Софьи сообщает, что намерен увезти девушку и выдать замуж. После этого Простакова начинает нахваливать своего сына, который якобы увлечен обучением.
Тем временем учителя Цыфиркин и Кутейкин никак не могут добиться от Митрофана хотя бы малейшего стремления к учебе. Юноша неграмотен, но менять ничего не желает. Его поддерживает мать, а также лже-учитель Вральман.
Софья беседует со Стародумом. Они обсуждают, что есть добродетель, как должен жить честный человек, к чему стремиться. Дядя объясняет племяннице, что важно для жизни в браке, говорит о любви, поддержке и понимании.
Во время разговора опекун получает письмо, которое помогает понять, что выбранный им для Софьи жених — Милон. После беседы с юношей Стародум убеждается в его высоких моральных качествах и дает согласие на брак.
Тем временем Простакова не теряет надежды женить на Софье своего сына. Митрофанушка не способен дать ни одного правильного ответа на вопросы Правдина. Тогда мать вместе с братом принимает решение украсть невесту.
Правдин говорит со Стародумом о том, как важны для государства люди образованные и наделенные добродетелями. Вдруг раздается шум. Это няня пыталась похитить Софью, но ей воспрепятствовал Милон.
Девушка прощает Простакову за этот план, а та спешит наказать слуг, которые не справились с ее указаниями. Правдин объявляет, что деревня Простаковых перешла к нему в управление и наказание отменяется. Новый владелец расплачивается с учителями Митрофана. Раскрываются обманы Вральмана.
Митрофанушка отталкивает мать и соглашается пойти в солдаты. Простакова остается ни с чем. Таков конец и плоды злонравия в комедии Фонвизина.
«Недоросль»: анализ произведения
Как была создана комедия «Недоросль»? Фонвизин некоторое время жил во Франции, вникал в идеи просветительства и развития общества. Писатель интересовался социальной жизнью страны, юриспруденцией, философией. Внимательно изучал местную литературу и театр.
Сельская школа: Wikipedia / А. И. Морозов
После возвращения в Россию в 1778 году задумал произведение о значении образования в жизни общества. Вот на каких особенностях остановитесь:
Писатель наделил всех персонажей красноречивыми фамилиями: Простакова, Скотинин, Стародум, Правдин. «Недоросль» — звучное название, которое призвано подчеркнуть главную идею комедии.
Дело в том, что «недорослями» тогда называли людей, которые не смогли получить документ об образовании. В результате не могли поступить на службу и даже заключить брак.
Три года потратил Фонвизин на создание пьесы. В результате получилось глубокое яркое произведение. На его страницах раскрыты такие темы:
В дворянской семье Простаковых растет такой недоросль — Митрофанушка. Его родители гордятся тем, что принадлежат к высшему сословию. Образование они не считают необходимым, ведь есть крепостные, которые трудятся для них день и ночь. Простаковы зациклены на материальном благополучии, алчные люди.
В такой семье происходит воспитание Митрофанушки. Сын — отражение деспотизма матери, которая искренне недоумевает, почему он не уважает и не почитает ее.
По мере развития сюжета и внутрисемейного конфликта Простаковых автор приводит читателя к мысли о значимости образования и воспитания молодежи. Только достойное воспитание в семье способно научить человека взаимодействовать с окружающими людьми, быть порядочным и честным, уважать ближних, проявлять благоразумие. Пример такого поведения — Милон.
Пьесу Фонвизин построил по классическим принципам:
После прочтения легко сделать вывод, что писатель поддерживал просвещение, понимал важность всестороннего образования и правильного воспитания. Только с их помощью человек становится высоконравственной личностью, достойным гражданином своей страны. Огромная роль в этом процессе отведена институту семьи, где должны закладываться основы поведения.
Отметим восторженность критиков, которые называли пьесу вершиной драматургии России того времени. Была отмечена особо максимальная точность и прямолинейность типичных образов и характеристик общества, раскрытых в комедии. Все потому, что их карикатурность и гротескность написаны с натуры. В рядах современного общества также много «митрофанушек», которые видят смысл жизни в материальных благах и не стремятся к образованию.
«Недоросль», краткое содержание которого вам теперь знакомо, остается актуальным произведением. Происходят смены поколений, а мы вновь и вновь говорим о ценности образования и воспитания. Комедия ярко демонстрирует, что бывает, если о них забыть.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Суть и смысл комедии «Недоросль»
Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» – одно из самых ярких произведений русского классицизма. Вопросы, на которых автор заостряет внимание в пьесе, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время – спустя более трех веков с момента ее написания. Созданное Фонвизиным произведение трудно сравнивать с традиционными классицистическими комедиями, ведь ироничный фарс, осмеяние пороков общества, злободневные темы в пьесе выглядят так же смешно, как и трагично. Используя приемы контраста, осмеяния, иронии драматург подводит читателя к глубоким смыслу и сути «Недоросля».
Идейный смысл комедии «Недоросль»
На первый взгляд произведение является обычной бытовой пьесой – центральный сюжет «Недоросля» линеен и завязывается вокруг замужества Софьи. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и теперь живет на попечении помещицкой семьи Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта» решает выдать Софью без ее согласия замуж за своего брата – Скотинина. Однако новость, что девушка стала наследницей огромного состояния, а со дня на день приезжает ее дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая в роли нового жениха своего сына-недоросля Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за своего возлюбленного Милона.
Даже по краткому описанию «Недоросля» становится понятно, что сюжет пьесы вполне вписывается в каноны классицистических комедий. Однако произведение дополняет второстепенная сюжетная линия, связанная с Митрофаном – глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он является самым комичным персонажем пьесы – наиболее смешные сцены произведения связаны именно с его обучением. Вообще, в «Недоросли» есть только два, смешных персонажа, – Митрофан и Скотинин. Они веселят своей глупостью, непониманием, когда лучше помолчать, вместо того, чтобы говорить несуразные вещи.
«Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания – так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Однако, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Деспотичная, жестокая и грубая к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит отрады ни в своем «беспросветном дураке»-муже, ни в сыне, которого слепо любит. Даже ее высказывания о том, как нужно правильно считать (сцена урока Цыфиркина) забавны, но скорей осмеивают нравы старого дворянства, нежели ее саму. По активности и влиятельности в пьесе ее можно сравнить с Правдиным, однако если мужчина отстаивает гуманистические, высокоморальные идеалы, то Простакова является носителем «своей», помещицкой морали, предписывающей наибольшую ценность денег и чинов перед жизнью ее крепостных, честным именем, образованием и добродетелью.
Основной смысл «Недоросля» состоит именно в этом противопоставлении двух радиально противоположных взглядов – новых, гуманных, просветительских и устаревших, помещицких. Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последних, но и на необходимости изменения взглядов старого дворянства, иначе «плоды злонравия» будут неизбежны. Автор подчеркивает, что истоки этого злонравия в самом воспитании – Простакова и Скотинин переняли свои взгляды от родителей и передали их Митрофану так же, как в Софье были заложены основы гуманизма еще ее родителями.
Суть комедии «Недоросль»
Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.
Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».