Что такое недостатки товара
Как определить, имеет ли товар существенный недостаток?
В случае обнаружения недостатков в технически сложных товарах потребитель, даже несущественных, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы. Еще покупатель может заменить «брак» на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. На эти действия ему отведено 15 дней со дня получения им товара с недостатком.
Если же потребитель опоздал, то указанные требования подлежат удовлетворению в следующих случаях: обнаружении существенного недостатка, нарушении срока устранения недостатков, который в обязательном порядке должен быть определен и не может превышать 45 дней, и при невозможности использования товара в течении каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Указанными в законодательстве признаками необходимо руководствоваться в каждом конкретном случае при решении вопроса об отнесении выявленного в товаре недостатка к существенным. При возникновении сомнений проводится экспертиза в порядке, установленном ст. 18 Закона о защите прав потребителей. При необходимости спор решается в судебном порядке.
Виды технически сложных товаров приведены в Перечне технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011г. N 924). К ним относятся:
Закон о защите прав потребителей. Недостатки товара.
Добрый день, уважаемый читатель.
Поскольку все автолюбители совершают множество покупок (покупка автомобиля, оплата технического обслуживания и ремонта, покупка запасных частей и расходников и т.д.), эта серия статей будет Вам крайне полезна. Больше того, серия будет интересна и всем остальным, т.к. сделка купли-продажи самая распространенная.
Для наглядности в этой и следующей статьях серии я буду приводить примеры, связанные с эксплуатацией автомобиля. Приступим.
Основные понятия закона о защите прав потребителей
Рассмотрим раздел «Основные понятия» закона о защите прав потребителей:
1. Потребителем Вы становитесь не после того, как приобрели товар или использовали услугу. Гражданин становится потребителем сразу же после того, как у него появилось намерение что-то заказать или приобрести. Т.е. когда Вы заходите в автомагазин, чтобы купить омывающую жидкость для стекол, Вы уже являетесь потребителем.
2. Потребителем Вы являетесь лишь в том случае, если Ваше приобретение или заказ выполнены для личных нужд. Например, если Вы покупаете в магазине партию омывающей жидкости для перепродажи, то потребителем Вы не являетесь.
Недостаток товара имеет место в одном из следующих случаев:
1. Товар не соответствует обязательным требованиям, предусмотренным законодательством. Например, если Вы покупаете в магазине зимнюю резину для легкового автомобиля, и высота рисунка протектора у нее менее 1,6 мм (требование ПДД 2021 и 2022 года), то это является недостатком.
2. Товар не соответствует условиям договора купли-продажи. Например, при составлении договора купли-продажи детского удерживающего устройства может быть указано, что оно должно крепиться по стандарту isofix. Если же кресло не имеет подобной возможности крепления, то это недостаток.
3. В случае неполноты или отсутствия договора, товар должен соответствовать обычно предъявляемым требованиям. Например, если после покупки автомобиля Вы обнаружите, что у него протекает крыша, то это также недостаток. Если же в договоре купли-продажи указано, что крыша протекает (например, при покупке старого автомобиля) и покупатель это условие принимает, то недостатком это не является.
4. Товар не предназначен для достижения целей, о которых потребитель сообщил при заключении договора. Например, Вы можете сообщить продавцу, что Вам необходимы коврики в салон автомобиля Nissan Almera 2010 года выпуска. Если проданные коврики в Ваш автомобиль не влезут или окажутся слишком маленькими, то это недостаток.
5. Товар не соответствует образцу или описанию. Предположим, при покупке спойлера через интернет-магазин, Вам вместо белого (изображенного на картинке), прислали зеленый. Это также недостаток.
О действиях, которые потребитель может предпринять в случае обнаружения недостатка я расскажу в дальнейшем. В данном же понятии я хочу обратить Ваше внимание на пункт номер 4. На практике я рекомендую Вам всегда сообщать продавцу для каких целей Вы приобретаете тот или иной товар. В случае необходимости, это даст Вам лишнюю возможность сослаться на недостаток.
1. Невозможность устранения. Покрышка легкового автомобиля, высота протектора которой менее 1,6 мм, обладает существенным недостатком.
2. Устранение недостатка возможно, однако это повлечет несоизмеримые расходы или затраты времени. Речь идет о ситуациях, когда выпустить новый товар быстрее и дешевле, чем исправить старый. Очень часто это относится к электронным устройствам, например, к автомобильным видеорегистраторам.
3. Недостаток выявляется неоднократно. Например, новый автомобиль иногда неожиданно глохнет.
4. Недостаток проявляется вновь после его устранения. Предположим, что у автомобиля после устранения недостатка, вновь начала протекать крыша. Такой недостаток становится существенным.
Качество товара
В отдельную статью закона о защите прав потребителей вынесено понятие качества товара:
Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Если внимательно прочитать приведенную выше выдержку из закона, то можно понять, что все перечисленные в ней условия уже были перечислены выше при рассмотрении понятия «недостаток товара».
Таким образом, можно сделать вывод, что качество товара определяется отсутствием у него недостатков. Если же недостаток присутствует, то товар является некачественным.
Срок службы, срок годности, гарантийный срок
Рассмотрим статью 5 закона:
Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
2. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
3. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара (результата работы)).
5. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
Изготовитель вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство).
Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.
7. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.
Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).
Содержание дополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.
Понятия используемые в данной статье:
Срок службы в обязательном порядке устанавливается только на те товары и услуги, которые по истечение определенного времени могут представлять опасность для потребителя или окружающей среды. Для всех остальных товаров и услуг срок службы устанавливать не обязательно.
Обратите внимание, что срок службы может измеряться не только единицами времени. Например, срок службы запасных частей автомобиля может измеряться километрами пробега.
Кроме того в течение срока службы изготовитель несет ответственность за существенные недостатки.
Обратите внимание, что продажа товаров по истечении срока годности запрещена (однако далеко не все магазины соблюдают данное правило, поэтому будьте внимательны). Кроме того запрещена продажа товаров, для которых должен быть установлен срок годности, но он не установлен.
Обратите внимание, что гарантийный срок может устанавливаться как изготовителем, так и продавцом.
Отдельно хочу отметить, что гарантийный срок может быть не установлен, однако это не значит, что в описанной ситуации продавец не будет отвечать за недостатки товара. Однако об этом речь пойдет в одной из следующих статей серии.
Недостатки товаров — что это такое по закону о защите прав потребителей от А до Я
Добрый день! На связи Юридическая консультация онлайн. Продолжая наш очень большой разговор о Законе «О защите прав потребителей», сегодня мы хотели бы поговорить с вами о таком вопросе, как недостатки товаров, а также работ и услуг.
Содержание статьи
Виды недостатков товаров, услуг и работ
Прежде всего, мы должны отметить для себя такие разновидности этого термина, как недостатки товаров – это просто недостаток и недостаток существенный.
Это очень разные важные моменты, потому что недостаток, который просто недостаток товара, это значит, что его продавец или изготовитель может устранить.
Или этот недостаток носит больше личный характер. То есть, он связан с тем, как вы воспринимаете что-то там в данном товаре.
Собственно говоря, у нас есть перфекционисты, которые стараются, чтобы всякая вещь, всякая работа или всякая услуга выполнялись на высшем, на высочайшем уровне.
Закон таких граждан не особенно защищает, и наверное правильно, потому что, если руководствоваться требованиями высочайшего качества, то экономическая выгодность работы предпринимателя, наверное, будет не такая серьезная, не такая важная.
Поэтому, далеко не всякий недостаток товара, может стать именно тем недостатком, из-за которого расторгаются договоры, взыскиваются пени, штрафы и неустойки.
Закон защищает потребителя только в том случае, если недостаток является как раз таки существенным, неустранимым, вновь проявляющимся.
Или устранение недостатка носит такой характер, из-за чего будут потрачены денежные средства даже в большем объеме, чем стоит сама вещь.
Либо времени будет потрачено несоразмерно больше, чем даже вещь будет эксплуатироваться. Или недостаток будет вновь проявляющийся – только что отремонтировали, снова тоже самое сломалось.
То есть, на самом деле, когда вы приобретаете вещь и начинаете ее эксплуатировать, вы должны для себя очень хорошо понимать, какого рода недостаток вы для себя видите.
Если вы видите недостаток, который устранимый, то в этом случае, конечно, вы должны прежде всего потребовать от производителя, либо продавца, чтобы этот недостаток был устранен.
Как мы понимаем, любая торгующая организация, любая организация производящая, они на веру вам ничего принимать не будут и для них принципиально важно выяснить, какого рода недостаток.
Тот, который надо устранять, и они обязаны это делать, либо недостаток, который относится больше к вашим представлениям, предпочтениям каким-то.
Может быть надуманным недостатком. В этом случае товар всегда принимается продавцом для проведения товароведческой экспертизы.
Здесь очень важный момент, благодаря которому юристы выиграли несколько дел против потребителей, которые превращаются в неких экстремистов. Суть состоит в следующем.
Как правильно вернуть некачественный товар
Приносится какая-то вещь и говорится, что вот эта вещь без маркировки, без каких-то индивидуализирующих признаков, к примеру, сифон для раковины, из-за которого течь какая-то образовалась.
И вот сдать его, он мне кажется некачественным. Собственно говоря, если вы грамотный потребитель, вы заставите этот товар описать визуально, сфотографировать заставите.
То есть вы сделаете все, чтобы вот этот не индивидуализированный товар хоть как-то индивидуализировать перед тем, как его единственный, вполне возможно вообще источник затопа, отдать организации, которая произвела этот товар.
Честная организация, она проведет исследование и скажет – да, наверное, трещина. И вот вам миллион рублей за то, что вы соседей затопили, потому что это произошло благодаря моей некачественной сифоновой трубе.
А вот нечестная организация, и в том числе нечестные юристы, они могут в этом случае, если вы ненадлежащим образом оформите приемку товара для проведения товароведческой экспертизы, порекомендуют просто заменить.
И абсолютно новый, чистый, хорошенький, абсолютно качественный товар, вам выдадут обратно в руки. Скажут, мы его исследовали и ничего не обнаружили. Как вы потом будете доказывать то, что это иной товар, чем у вас стоял и был установлен?
Да никак вы это не докажете. Поэтому, очень важный момент, когда вы сдаете этот товар для проведения товароведческой экспертизы.
Очень важно описать те недостатки, которые вы выявили. Очень важно сфотографировать его, внешность в том числе. И все это правильно заактировать.
Потому что, в противном случае, вы сами себя лишаете доказательств перед судом, либо для потом последующей какой-то товароведческой экспертизы. Мы прекрасно понимаем, что это никакая не экспертиза на самом деле.
Как правильно провести экспертизу товаров в с недостатками
Дело все в том, что с точки зрения процессуального законодательства, с точки зрения нашего федерального законодательства, экспертами у нас могут именоваться только лица, которые назначены таковыми судом.
Либо, они состоят в системе экспертных учреждений Министерства юстиции. Точка. То есть, больше никто называться экспертами не могут.
Если ваша компания, у который вы приобрели какой-то товар, нанимает какого-то гражданина, какую-то организацию, для того, чтобы было дано какое-то заключение, то это заключение будет называться на самом деле – заключение специалиста.
Но, не эксперта. Принципиальная разница в том, предупреждено ли данное лицо об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Специалист не предупреждается. По сути, это вольнонаемный товарищ. А вот эксперт предупреждается всегда.
И, соответственно, разница в подходе сбора доказательств, она очень разная. Разный подход эксперта к своей деятельности. Поэтому, вот на это обращайте внимание.
И, соответственно, помните и понимайте, что торгующая организация, она скорее всего наняла такого специалиста, который даст заключение в пользу торговой организации.
И, соответственно, вашим вторым шагом в этом случае должно быть проведение, если вы не согласны с выводами такого специалиста, нанятого компанией-производителем, компанией-продавцом.
Вашим вторым шагом является то, что вы должны сдать товар, к которому у вас есть претензии, в некую независимую организацию или независимому специалисту, которые составят противоположное заключение, где будут отражены ваши недостатки.
Те недостатки, на которые вы ссылаетесь.
Осторожно — мошенники!
Хотим добавить следующее, на сегодняшний момент на рынке существует огромное количество организаций, которые оказывают услуги экспертные и могут вам рассказать про все на свете.
Может быть даже про космические аппараты могут проэкспертировать. Проблема только состоит в том, что среди такого огромного количества экспертных учреждений, на самом деле существует огромное количество шарлатанов.
То есть, лиц, которые дают заключения, а в заключениях ссылаются на разного рода научную литературу, на законодательство, на технические регламенты, на ГОСТы, СНИПы, САНПИНы, которые не имеют никакого отношения к исследуемой вещи.
Или эти нормативные требования вообще в принципе не должны были применяться к данному товару. Либо, эти нормативные требования устарели, применяются в старой редакции.
Все это делается только для того, чтобы дать такое заключение, которое устроит вас. Но, в последующем, не пройдет проверку в суде.
И вот, очень важный момент, хотим озвучить. Мы рекомендуем вам критически относится как к заключению специалиста, которого предоставила вам торгующая организация.
Так и к заключению специалиста, которое было дано по вашей просьбе. Другой экспертной организацией, другим экспертом, другим специалистом.
Это очень важно понимать, потому что вы, на самом деле, здесь, когда собираете такой документ, получаете такой документ. Вы ведь не хотите как-то просто себя порадовать и погреть себе душу, что вот, хоть кто-то встал на мою сторону.
Вы ведь собираете доказательства для суда. А это доказательство должно соответствовать тем требованием, которые процессуальное законодательство диктует.
То есть, должно быть достоверным, достаточным, относимым и допустимым. Вот все эти условия, они должны стекаться, быть одновременными по отношению к конкретным доказательствам.
Если проводите какую-то экспертизу еще, внесудебную, поручаете специалисту ее провести, будьте добры, уведомьте продавца или производителя, что вы проводите такую экспертизу.
Разрешите ему присутствовать при проведении экспертизы и давать соответствующие свои заключения.
Если вы хотите провести соответствующую экспертизу, проверьте те нормативные документы, на которые ссылается эксперт, специалист, при проведении, при даче соответствующего заключения.
Ведь они должны быть все актуальными. Вы должны проверить внутреннюю логику документа, чтобы не было вопросов к этому заключению.
Потому что потом будет крайне неприятный для вас момент, когда суд данное заключение не примет во внимание, поскольку обнаружит в нем недостатки.
Как выбрать эксперта-специалиста
Очень важным моментом, при подборе эксперта-специалиста, является такой момент. Это — готов или нет эксперт-специалист в рамках уже данного заключения, может быть за те же самые средства, участвовать в судебных заседания.
Для целей поддержки данного ранее заключения. Ведь это очень важный момент. Его нужно понимать.
Если специалист откажется присутствовать в судебном заседании, не захочет поддерживать свое заключение, ранее данное, какой это тогда специалист, какой это тогда эксперт.
И получится, что вы, заплатив деньги такому специалисту, останетесь перед судом просто один в поле воин. Согласитесь, за ваши деньги вы можете получить большее. Поэтому, ищите грамотных экспертов.
Как определить существенный недостаток товара, работы или услуги
Но, вернемся к недостаткам, о которых мы начали говорить. Вы должны каждый раз, если вы хотите что-то получить действительно стоящее от продавца или производителя, вы должны доказать, что недостаток имеет существенный характер.
Категория существенности, она категория все-таки юридический носит характер. То есть, это вопрос, связанный с тем, насколько существенно. Это оценочная категория.
Поэтому судить, что данный недостаток является существенным может, по сути, только суд. А вот технари-эксперты, они могут говорить немножко о другом. Они могут говорить сугубо об экономических или технических моментах.
То есть, является ли данный недостаток тем недостатком, на который надо потратить очень много времени для того, чтобы его устранить. Или, если его устранять, то сколько это будет стоить. То есть, на чисто экономический момент они должны обратить ваше внимание.
Или является тот же самый недостаток, который был выявлен ранее. То есть, возобновляемый недостаток.
Или он является неустранимым, то есть нужно в целом всю вещь перерабатывать и она уже не будет обладать теми характеристиками, ради которых она приобреталась. То есть, об этих моментах должен говорить специалист, должен говорить эксперт.
А вот о существенности, то есть, является ли недостаток товара существенным, должен говорить только суд. Потому что он, оценивает обстоятельства дела, которые могут относиться и к вопросам эксплуатации, и к моменту приобретения.
И к той информации, которая сообщалась потребителю при приобретении. Только он может в целом говорить, является ли данный недостаток существенным.
Последствия выявления существенных недостатков
Если недостаток является существенным, мы должны понимать последствия выявления такого недостатка. Значит, если недостаток является существенным, но устранимым, то в этом случае у потребителя есть право требовать.
Прежде всего, это его базовое право и он его перескочить по сути не может, право на то, чтобы потребовать устранения выявленного недостатка.
В этом случае всегда производитель, продавец, они должны предпринять действия для устранения недостатка. По сути, в этом правиле воплощается принцип стабильности договорных отношений.
Принцип того, что договоры должны исполняться надлежащим образом. Принцип того, что договор нельзя всегда легко и просто расторгать. То есть, каждой стороне должно быть предоставлено право, возможность устранить выявленные недостатки.
И вот, только в том случае, если недостаток является неустранимым, либо производитель-продавец уклоняются от устранения недостатка, то в этом случае мы понимаем, что одна из сторон договора продажи, подряда или услуг, злоупотребляют своим правом.
Или не могут устранить недостаток, потому что технически это невозможно или нецелесообразно, то только в этом случае расторгается договор и потребителю возмещаются деньги, вложенные в приобретение данного товара.
И деньги, связанные с судебными расходами. То есть, вы должны понимать, в чем принципиальная разница между просто недостатком, когда он вам кажется недостатком.
И тем недостатком товара, из-за которого разрушаются договоры. Тем недостатком, из-за которого понуждается производитель или продавец к исполнению своей обязанности в натуре.
То есть исполнить, отремонтировать что-то конкретное, для того, чтобы вещь все-таки осталась в обладании покупателя, в обладании потребителя.
Теперь вы знаете, что это такое — недостатки товаров. Изучайте вопросы, связанные с недостатками, и не каждый недостаток все-таки пытайтесь прогнуть под себя, дабы получить какую-то компенсацию или новую вещь от продавца-производителя. Спасибо.
Автор: Евгений Осинцев