Что такое недостаточная поворачиваемость
Национальный фонд содействия автомобильному образованию
poyasneniya_pkio07
Повора́чиваемость — показатель, который говорит о поведении автомобиля в повороте. Поворачиваемость бывает недостаточной, избыточной и нейтральной.
Поворачиваемость зависит от условий езды: например, автомобиль может испытывать недостаточную поворачиваемость в одних поворотах и избыточную в других, или недостаточную при разгоне и избыточную при торможении.
Если передние колёса первыми теряют сцепление с поверхностью, то говорят о недостаточной поворачиваемости (англ. understeering). В этом случае автомобиль движется по прямой, не слушаясь руля.
В случае сноса передних колёс:
Переднеприводной автомобиль склонен к недостаточной поворачиваемости, на нём недостаточная поворачиваемость корректируется сложнее, чем на заднеприводном.
Стараются, чтобы на серийных автомобилях была недостаточная поворачиваемость. Во-первых, последствия срыва в снос передних колёс менее плачевны; во-вторых, неумелому водителю избыточную поворачиваемость исправить сложнее, чем недостаточную.
Если задние колёса первыми теряют сцепление с дорогой, говорят об избыточной поворачиваемости (англ. oversteering). В этом случае у автомобиля сносит заднюю ось, вплоть до разворота.
В случае возникновения заноса задних колёс:
Если избыточную поворачиваемость не удаётся скорректировать, следует приготовиться к тому, что автомобиль развернёт задом наперед.
Заднеприводной автомобиль склонен к избыточной поворачиваемости, на нём избыточная поворачиваемость корректируется сложнее, чем на переднеприводном. Современные заднеприводные автомобили при соблюдении рекомендаций производителя довольно безопасны, но на скользкой дороге избыточная поворачиваемость всё равно чувствуется. Будьте внимательнее.
Стоит заметить, что автомобили для ралли могут иметь любую поворачиваемость (не обязательно избыточную). Для прохождения поворотов в управляемом заносе избыточную поворачиваемость создают искусственно такими приёмами, как контрсмещение, использование ручного тормоза, избыток газа (не для переднеприводгого автомобиля), динамическое перераспределение веса на переднюю ось (загрузка передней оси торможением или сбросом газа), и т. д. Автомобили, подготовленыые для ралли по скользким дорогам (лед, грязь, гравий) могут иметь недостаточную поворачиваемость из-за особенностей трансмиссии: жесткие межосевые и межколесные дифференциалы могут препятствовать тому, что внутренние колеса в повороте крутятся медленнее. Это мешает автомобилю двигаться по дуге с колесами, повернутыми на угол, соответствующий крутизне поворота. Поэтому пилоты таких автомобилей создают поворачиваемость искусственно вышеуказанными приемами, а у зрителей создается впечатление, что автомобиль проходит повороты «боком» или «веером».
Нейтральная поворачиваемость (англ. neutral handling) — ситуация, когда обе оси теряют сцепление одновременно. Это наиболее удачная ситуация для автогонщика. В этом случае автомобиль скользит к внешней стороне поворота, не меняя курса.
Автомобили для кольцевых гонок имеют нейтральную поворачиваемость (с небольшим уклоном к недостаточной или избыточной, в зависимости от предпочтений пилота). Недостаточная приводит к потере скорости в крутых поворотах, при избыточной практически невозможно тормозить на дуге.
Влияние настроек автомобиля на поворачиваемость
Следующие действия приводят к недостаточной поворачиваемости (и, соответственно, служат для корректирования избыточной):
Обратные действия приводят к избыточной поворачиваемости.
Влияние скорости прохождения поворота на поворачиваемость
Нельзя сказать, что автомобиль имеет избыточную или недостаточную поворачиваемость во всех случаях. На поворачиваемость также влияет крутизна и скорость прохождения поворота. Чем меньше крутизна поворота и следовательно больше скорость прохождения такого поворота, тем более избыточную поворачиваемость испытывает автомобиль. И наоборот, на крутых, медленных поворотах автомобиль испытывает недостаточную поворачиваемость. Например, в крутых поворотах типа «шпилька» для борьбы с недостаточной поворачиваемостью раллисты используют занос, вызванный ручником, а на плавных скоростных поворотах для борьбы с избыточной поворачиваемостью применяют антикрыло.
В кольцевых гонках настройки автомобиля (см. предыдущий раздел) для определенного уровня поворачиваемости настраивают исходя из конфигурации каждой трассы, учитывая как медленные, так и быстрые повороты, и находя «золотую середину» в настройках.
(по материалам Википедии)
Часто пилоты в интервью жалуются на избыточную или недостаточную поворачиваемость своих машин. Не менее часто в письмах встречается вопрос о смысле этих терминов. Давайте разберемся…
Машина, обладающая нейтральной поворачиваемостью проходит поворот точно по траектории, заданной поворотом руля, реальный радиус прохождения поворота точно соответствует заданному, то есть планируемая степень поворота машины вокруг вертикальной оси абсолютно соответствует реальному повороту. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих нейтральную поворачиваемость – стабильность и одинаковость сцепления всех четырех колес с асфальтом. Очень важно обеспечить оптимальную развесовку. Соответственно по ходу гонки, по мере износа резины и расхода топлива поворачиваемость может меняться.
Нельзя сказать, что подобное поведение гоночной машины является нормой, некоторые трассы для более эффективного прохождения поворотов требуют внесения корректив в сторону недостаточной поворачиваемости.
Машина, обладающая недостаточной поворачиваемостью, проходит поворот по большему радиусу, чем задано поворотом руля. Степень недостатка поворачиваемости определяется разницей между планируемой степенью поворота автомобиля вокруг вертикальной оси и реальной степенью этого поворота. Грубо говоря передние колеса описывают большую дугу, чем задние. При нажатии на педаль газа в повороте эффект прогрессирует.
Небольшая недостаточная поворачиваемость обычно закладывается в конструкцию машины и помогает гонщику контролировать ситуацию. Наверное, вы часто видели, как гонщик уточняет траекторию после нажатия педали газа, оставляя себе некоторую свободу для маневра. Однако, если это не предусмотрено настройкой машины, недостаточная поворачиваемость обычно вызвана износом передней резины (или потерей давления), неоптимальной развесовкой или дефектом подвески.
Машина, обладающая избыточной поворачиваемостью, проходит поворот по меньшему радиусу, чем задано поворотом руля. Часто можно слышать, как гонщики жалуются на нервное поведение машины в повороте, речь идет именно об избытке поворачиваемости, при котором передние колеса описывают меньшую дугу, чем задние, машины очень остро реагирует на движения руля, заходя в поворот со сносом задней оси. В результате гонщик вынужден заходить в поворот с меньшей скоростью, что компенсирует избыток поворачиваемости. При нажатии на педаль газа в повороте эффект прогрессирует
Спортивный специалист автомобильных гонок рекомендует…
Когда вы достигаете предела сцепления в повороте, возможно возникновение одного из двух явлений — избыточной или недостаточной поворачиваемости.
Избыточная поворачиваемость, как и недостаточная, возникает как результат превышения предела сцепления при прохождении поворота. В данном случае задние колеса достигают своего предела раньше передних. Это приводит к заносу задней части автомобиля (см рис 1). Хорошая новость здесь в том, что такое поведение машины помогает избегать дорогостоящего ремонта передней части авто в предельном случае. Если вы используете избыточную поворачиваемость для движетя в управляемом заносе — это дрифтинг.
Рис 1: Избыточная поворачиваемость в действии
А. Машина нормально входит в поворот и направляется к апексу
В. Задние колеса начинают терять сцепление, водитель компенсирует это поворотом руля влево, чтобы удержать намеченную траекторию (корректировка, рассматривается ниже)
С. Водитель вернул контроль над машиной (поймал машину) и продолжает движение по траектории
D. Машина на пределе блокировки руля, вращение наиболее вероятно в данной ситуации если не сделать соответствующей корректировки.
Рис 2: Приближение точки C на рис 1
Избыточная поворачиваемость более захватывающее зрелище, чем недостаточная, и, как и все захватывающие вещи, таит в себе элемент риска. Большинство «машин для водителя» склонны к избыточной поворачиваемости, которую также можно наблюдать в различных вариантах кузова и форматах привода.
2 Факторы возникновения избыточной поворачиваемости
Избыточная поворачиваемость возникает в виду целого ряда факторов, одни из которых зависят от конструктивных особенностей машины, а другие — от того, как ей управляют.
Пассивные факторы (конструктивные особенности)
Активные факторы (особенности управления)
3 Симптомы избыточной поворачиваемости
Если вы никогда не ощущали избыточную поворачиваемость, значит вы не ехали на пределе сцепления. Вы можете определить возникновение избыточной поворачиваемости, если
4 Причины избыточной поворачиваемости
Существует четыре основных активных причины возникновения избыточной поворачиваемости, но то, с чем вы столкнетесь в действительности зависит от конкретной машины и ее особенностей. Посмотрим, что же это за причины:
Данное явление может возникнуть при снижении уровня нажатия на педаль газа при прохождении поворота. Оно проявляется только когда вы идете на пределе, поэтому экспериментировать следует только на треке! Спортивные переднеприводные машины могут обладать особой склонностью к избыточной поворачиваемости от клевка газом из-за тяжелой передней части и легкой задней. Сброс газа ведет смещению веса вперед, что увеличивает сцепление передних колес, но разгружает задние. Если это происходит в процессе прохождения поворота, сочетание загруженного передка и снижение сцепления задних колес, может привести к тому, что последние начнут скользить или уходить в занос.
На рисунке ниже водитель машины с переднемоторной компоновкой отпускает газ в повороте в точке А, что приводит к возникновению избыточной поворачиваемости в точке В из-за смещения веса к передней оси.
Рис. 3: Клевок газом (lift-off oversteer)
К счастью, избыточная поворачиваемость в данном случае может быть легко скорректирована путем нажатия на газ и ускорения. Это действие разгрузит переднюю ось и выровняет машину, а вот если вы продолжите снижать уровень нажатия на газ или оставите его отпущенным, машину может развернуть. Подруливание в направлении намеченной траектории прохождения поворота поможет удержать машину на трассе.
6 Избыточная поворачиваемость на мощных и гоночных машинах
Большинству мощных машин свойственна избыточная поворачиваемость, потому что они обычно проектируются и строятся так, что бы обеспечить высокое сцепление передних колес (для хорошей управляемости на большой скорости) и высокую мощность (обычно на задних колесах). Это означает, что если сцепление теряется, то, первыми его обычно теряют задние колеса. Более подробно — в отдельной статье посвященной сцеплению с трассой. Таким образом, в большинстве случаев идеальная техника прохождения поворотов на мощных автомобилях заключается в определении (или создании) эффекта избыточной поворачиваемости и последующем его снижении или контроле.
7 Предотвращение и корректировка избыточной поворачиваемости — эмпирические правила
Чтобы скорректировать потерю сцепления в любом ее проявлении, необходимо определить, почему вы превысили допустимые для колес пределы сцепления. Во всех случаях избыточной поворачиваемости необходимы корректирующие действия рулем (рассматриваются ниже).
1. Слишком быстрый вход в поворот
Войдите в поворот слишком быстро и вы наживете себе неприятностей. Если, конечно, у вас нет достаточного пространства для широкого выхода или безопасного вылета из поворота, или если если вы не едете на карте на Сильверстоуне. Это не самый быстрый способ пройти поворот, который только увеличивает вероятность появления избыточной поворачиваемости. Если вы все же вошли в поворот слишком быстро, все ваши действия должны быть максимально плавными, а маршрут — самым простым. В следующий раз проходите этот же поворот на скорости достаточно низкой для того, чтобы обеспечить сцепление, а поднять ее вы сможете по мере наработки опыта.
2. Слишком ранний или слишком агрессивный разгон
Если вы теряете сцепление задней части машины, когда нажимаете на газ, то, вероятно, вы находитесь в мощной машине и должны быть менее агрессивны. Когда колеса пробуксовывают, мощность не передается дорожному полотну, а вы не получаете преимущества от того табуна лошадей, который кроется под капотом. Плавно сбросьте газ и вы снова вернете зацеп задним колесам.
3. Сброс газа вблизи апекса
Если вы едете на пределе сцепления возле апекса, не сбрасывайте газ. Возникающее при этом смещение веса к передней оси может нарушить баланс машины и позволить задним колесам сорваться в скольжение. На переднеприводной машине повторное нажатие на газ чаще всего помогает в такой ситуации.
4. Торможение на входе и возле апекса
Следует обходиться без торможения в поворотах в большинстве случаев, однако, иногда это бывает действительно необходимо. Работать педалью тормоза следую особенно плавно, нежно и прогрессивно, а если на дорогу вдруг выбежала белочка, постарайтесь ее объехать вместо того, чтобы резко тормозить. Чтобы скорректировать избыточную поворачиваемость на торможении, плавно (но быстро) отпустите тормоз и сцепление должно восстановиться.
8 Корректировка избыточной поворачиваемости — подруливание или руление в сторону заноса
Что бы ни вызвало избыточную поворачиваемость, важно держать передние колеса в том направлении, в котором вы надеетесь продолжить движение. Если этого не сделать, скорее всего машину развернет. Данная техника известна, как подруливание или руление в сторону заноса (см. рис 5). Нужно повернуть руль на достаточный угол, чтобы направить колеса по ходу скольжения, как показано ниже. Если повернуть руль на слишком малый угол, машину может развернуть, поскольку задняя часть продолжит вращение вокруг передней оси. Если повернуть на слишком большой угол, то произойдет избыточная корректировка, что часто приводит к вращению в обратную сторону. Навыки вырабатываются только путем многократных тренировок, и они должны стать вашими инстинктами, если вы собираетесь ехать действительно быстро на треке.
Рис 6: Подруливание, руление в сторону заноса
Корректирующие действия рулем должны быть быстрыми, что бы поймать заднюю часть машины до того, как занос станет неуправляемым. В большинстве случаев это поворот машины в заносе более, чем на 90 градусов. После того, как скольжение стало контролируемым и задняя часть машины начала возвращаться на траекторию, важно так же быстро, но очень плавно вернуть руль в нормальное положение (в случае выхода на прямую — говорят о нулевом положении руля или «поставить в ноль»). Если этого не сделать, то может возникнуть избыточная поворачиваемость в противоположном направлении (эффект маятника).
9 Избыточная поворачиваемость и различные компоновки
Основное преимущество заднего привода — более равномерно распределение потребности в сцеплении колес по осям. Передние колеса работают на руление, а задние — на ускорение (и торможение двигателем). Это позволяет достигать лучшего баланса машины. На большинстве дорожных переднемоторных машин с приводом на переднюю ось, таких как Ford Fiesta, что-то отличное от недостаточной поворачиваемости — вообще редкость.
Заднеприводные машины могут проявлять избыточную поворачиваемость по разным причинам, в зависимости от расположения двигателя.
Задний привод, мотор спереди, например, BMW M3, Mazda MX5.
Причина изб. поворачиваемости | Вероятность возникновения |
Слишком быстрый вход в поворот | Высокая |
Раннее или агрессивное ускорение | Высокая |
Сброс газа | Средняя |
Торможение | Средняя |
У переднемоторной машины большая часть веса приходится на переднюю ось. Это обычно приводит к более высокому естественному уровню сцепления спереди, что полезно для поворачиваемости и торможения. Относительно не загруженные задние колеса могут обладать пониженным естественным уровнем сцепления, что может привести к избыточной поворачиваемости, особенно на искоренит в повороте и на выходе из него. По этой же причине на некоторые очень мощные машины ставят более широкие задние колеса.
Вопрос: когда переднемоторная заднеприводная машина резко ускоряется в повороте, возрастает вероятность возникновения избыточной поворачиваемости. Я также понимаю, что при разгоне вес машины смещается назад, и поэтому хотелось бы знать почему, все же, задние колеса могут потерять сцепление, если они загружены?
Ответ: при прохождении поворота следует учитывать множество факторов, которые составляю тонкий баланс сил. Важно понимать, что когда вы проходите поворот, для торможения и разгона остается гораздо меньший запас сцепления. Для того, что бы произошло смещение веса, сперва нужен достаточный запас сцепления, что использовать мощность — если вы нажмете на газ слишком резко, скорее всего перегрузите задние колеса и одно или оба колеса начнут буксовать. Это критически снизит физическое сцепление колес с трассой и приведет к возникновению избыточной поворачиваемости.
Задний привод, мотор сзади, например, Porsche 911
Причина изб. поворачиваемости | Вероятность возникновения |
Слишком быстрый вход в поворот | Высокая |
Раннее или агрессивное ускорение | Средняя |
Сброс газа | Высокая |
Торможение | Высокая |
Среднемоторные машины также склонные к избыточной поворачиваемости по тем же причинам, но позволяют добиться лучшего баланса между недостаточной и избыточной поворачиваемостью.
Передний привод, мотор спереди, например, Peugeot 205 GTi, Renault Clio Cup
Причина изб. поворачиваемости | Вероятность возникновения |
Слишком быстрый вход в поворот | Изначально более вероятна недостаточная поворачиваемость |
Раннее или агрессивное ускорение | Низкая |
Сброс газа | Высокая |
Торможение | Высокая |
Спортивные переднеприводные машины более склонны к избыточной поворачиваемости по сравнению со стандартными автомобилями в виду особенностей настройки. Избавиться от присущей переднему приводу недостаточной поворачиваемости можно используя грамотные инженерные решения. В результате улучшится вкручиваемость иувеличится склонность к избыточной поворачиваемости, как естественное следствие облегченной задней части. Поэтому в данном случае обычно возможно скорректировать избыточную поворачиваемость путем ускорения, используя смещение веса назад для активного увеличения уровня сцепления задних колес. Переднеиводные машины обладают повышенной склонностью к избыточной поворачиваемости при сбросе газа в повороте из-за смещения веса вперед в сочетании с легкой задней частью автомобиля.
Вопрос: когда перднеприводная машина разгоняется, вес смещается назад. Значит ли это, что передняя часть, где расположен двигатель, становится легче, чем задняя во время ускорения?
Ответ: во-первых: смещение веса в результате ускорения не настолько больше, как может показаться. Это потому, что вы вряд ли сможете разогнаться так же быстро, как затормозить или повернуть, таким образом, эффект от смещения веса назад обычно ниже, чем от смещения в других направлениях. Вряд ли какая-то переднеприводная машина сможет разогнаться так, чтобы зад весил больше, чем перед. Смещение веса на заднюю ось будет, но не настолько большое.
Полный привод, например, Subaru Impreza, Nissan GT-R, Audi Quattro
Причина изб. поворачиваемости | Вероятность возникновения |
Слишком быстрый вход в поворот | Средняя |
Раннее или агрессивное ускорение | Средняя / Высокая |
Сброс газа | Средняя |
Торможение | Средняя |
Полноприводные машины склонны к избыточной поворачиваемости так же, как и заднеприводные, в зависимости от настроек. Однако, из-за распределения тяги по всем колесам, риск возникновения избыточной поворачиваемости снижается. Попробуйте обращаться с полным приводом, как с задним — он не даст уйти в столь же глубокий занос. На достаточно мощной полноприводной машине возможной войти в занос четырьмя колесами (четырехколесный дифт). Это довольно зрелищный способ убраться!
10Простые советы по снижению склонности машины к избыточной поворачиваемости
Если у вашей гоночный машины есть проблемы с избыточной поворачиваемостью, вы можете применить некоторые сравнительно легкие модификации, которые помогут сделать управление более нейтральным. Они включают:
11Подробная диагностика и коррекция избытоычной поворачиваемости
На схеме ниже изображен алгоритм диагностики и коррекции эффекта избыточной поворачиваемости
Алгоритм диагностики и коррекции эффекта избыточной поворачиваемости
Предупреждение: всегда придерживайтесь рекомендуемых производителем пределов при подборе давления в шинах. И никогда не вносите серьезных изменений предназначенных для гоночных машин в обычные дорожные автомобили.
Недостаточная поворачиваемость возникает при прохождении поворота, в тот момент, когда передние колеса теряют сцепление с дорогой, что приводит к преждевременному распрямлению траектории — более широкому, раннему выходу из поворота или даже вылету с трассы. Снос передней оси — главный элемент недостаточной поворачиваемости. Машина фактически поворачивает на меньший угол, чем вывернуты в этот момент передние колеса (рис. 1). С точки зрения наблюдателя, это выглядит так, будто бы водитель повернул руль на меньший угол, чем следовало (недостаточно повернул). Если у вашей машины недостаточная поворачиваемость, вы теряете скорость и оптимальную траекторию, это точно не поможет пройти поворот быстро.
Рис. 1: Недостаточная поворачиваемость
A. Машина прицелена на апекс
B. Водитель попадает в апекс, но обнаруживает, что машина стремится выйти слишком широко, а не по намеченной траектории (пунктирная линия)
C. Несмотря на увеличение угла поворота колес, машина пошла по траектории, не достаточно изогнутой для прохождения поворота
D. Машину вынесло с трассы из-за недостаточной поворачиваемости
Рис 2: Приближение точки С
Недостаточная поворачиваемость чаще всего возникает по следующим причинам (по мере нарастания сложности их корректировки):
Потеряв сцепление по одной из этих причин, машина попадает в состояние недостаточной поворачиваемости, которое является довольно стабильным, поэтому многие производители учитывают эту особенность при проектировании автомобилей.
Недостаточная поворачиваемость — факторы в действии
Симптомы недостаточной поворачиваемости
Корректировка недостаточной поворачиваемости
Чтобы исправить любую разновидность потери сцепления, прежде всего, нужно учитывать причину, по которой вы превысили предел сцепления передних колес.
1. Ускорение при прохождении поворота
Представьте ситуацию, вы на машине с приводом на переднюю ось едете по объездной дороге, по развязке типа “бабочка”. При прохождении дуги вы продолжаете ускоряться и обнаруживаете, что машина имеет тенденцию к расширению траектории, т.е. стремится на внешнюю сторону поворота. Доступная для использования сила сцепления передних колес с дорогой используется в одинаковых количествах одновременно для руления и для ускорения. По мере того, как вы еще больше ускоряетесь, у вас остается меньший запас сцепления для руления — все просто. Так что, снижение уровня воздействия любой из двух перечиисленных составляющих скорректирует эффект недостаточной поворачиваемости.
Это пример недостаточной поворачиваемости, которую проще всего скорректировать. В данном случае небольшое, плавное снижение мощности высвобождает большее количество сцепления (с дополнительным бонусом в виде смещения веса вперед), а небольшое корректирующее движение рулем вернет вас на траекторию.
На заднеприводной машине, в теории, передние колеса способны дольше противостоять недостаточной поворачиваемости, благодаря распределению рулевого управления и привода на разные оси. Однако, в целях безопасности, машина может быть спроектирована так, чтобы быть более склонной к недостаточной поворачиваемости, а большинство заднеприводных автомобилей проявят недостаточную поворачиваемость в условиях прогрессирующего прибавления газа при прохождении поворота. Но если такой машине вы нажмете на газ резко и сильно при прохождении поворота, то наиболее вероятен все же эффект избыточной поворачиваемости и, как следствие, разворот.
2. Торможение в повороте
При торможении наибольшее усилие приходится на передние колеса из-за смещения веса вперед. Так что, если вы тормозите в повороте, вы уже используете большую часть доступного уровня сцепления на снижение скорости. Если вы при этом еще сильнее довернете руль, то дополнительные поперечные силы, воздействующие на колеса могут привести к превышению допустимого предела сцепления. Так что корректировка недостаточной поворачиваемости кажется очевидной — перестаньте поворачивать (лучший способ — оттормозиться на прямой пока колеса стоят прямо). Однако, если на длинной дуге машина начинает проявлять признаки недостаточной поворачиваемости, то распрямление руля уже не будет лучшим решением. Альтернативная стратегия — снизить усилие на педали тормоза, что увеличит запас сцепления для руления и поможет успешно пройти поворот.
3. Слишком быстрый вход в поворот
Если вы попытались пройти поворот слишком быстро, повернули руль, и обнаружили, что едете слишком широко, вы, мой друг, уже не справились с управлением, то есть почти потеряли контроль над ситуацией. Но перед тем, как вы закроете глаза и начнете надеяться на лучшее, кое-что все же можно попробовать. Вы исчерпали весь допустимый предел сцепления, да, но еще возможно увеличить уровень сцепления путем небольшого, плавного удара по тормозам. “По тормозам?!”, воскликнете вы, “Это же несомненно только повысить потребность шин в сцеплении, а не снизит ее?”. Это так и есть, но вы не потеряете контроль полностью нажав на тормоз, вы вызовете смещение веса вперед, и таким образом искусственно увеличите уровень сцепления передних колес. Это, однако, может и не помочь. Мораль проста — входите в поворот на меньшей скорости, а затем проходите поворот на раннем газу.
4. Условия плохих сцепных свойств покрытия
Если вы вошли в поворот на скорости и заметили внезапную потерю сцепления с трассой из-за масла, льда или кожуры от банана, лучшее, что вы можете сделать — подумать как вам повезло, что до сих пор судьба была столь благосклонна к вам.
Если жизнь все-таки не была к вам добра, то подумайте, как вам повезло, что больше вас это не будет беспокоить.
Альтернатива — будьте осторожны, думайте об условиях, в которых едет ваша машина, и подбирайте скорость соответственно.
Предотвращение недостаточной поворачиваемости — основные правила
В некоторых случаях возможно улучшить время на круге если тормозить в последний момент, что заставляет иногда тормозить в повороте. Если сейчас как раз такой случай, то, прежде всего, постарайтесь максимально сбросить скорость находясь на прямой, а затем плавно по нарастающей отпускайте тормоз по мере приближения к апексу. Возникающее при торможении смещение веса на переднюю ось снизит эффект недостаточной поворачиваемости и улучшит “вкручиваемость” в поворот, однако, это может сделать машину более склонной к избыточной поворачиваемости. Это сложная техника, которую следует использовать, только если вы очень хорошо знаете машину, трассу и условия, в которых едете.
Простые методы снижения эффекта недостаточной поворачиваемости
Если у вас гоночная машина, а недостаточная поворачиваемость является проблемой, вы можете проделать несколько относительно простых действий, которые позволят сделать управление машины более нейтральным. Они включают:
Вероятно, стоит проконсультироваться с экспертом прежде, чем вносить какие-то кардинальные изменения.
Подробная диагностика и коррекция недостаточной поворачиваемости
На схеме ниже изображен алгоритм диагностики и коррекции эффекта недостаточной поворачиваемости
Диагностика и коррекция эффекта недостаточной поворачиваемости
Предупреждение: всегда придерживайтесь рекомендуемых производителем пределов при подборе давления в шинах. И никогда не вносите серьезных изменений предназначенных для гоночных машин в обычные дорожные автомобили.