Что такое неэффективное использование бюджетных средств

Что такое неэффективное использование бюджетных средств

Что такое неэффективное использование бюджетных средств. Смотреть фото Что такое неэффективное использование бюджетных средств. Смотреть картинку Что такое неэффективное использование бюджетных средств. Картинка про Что такое неэффективное использование бюджетных средств. Фото Что такое неэффективное использование бюджетных средств

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое неэффективное использование бюджетных средств. Смотреть фото Что такое неэффективное использование бюджетных средств. Смотреть картинку Что такое неэффективное использование бюджетных средств. Картинка про Что такое неэффективное использование бюджетных средств. Фото Что такое неэффективное использование бюджетных средств

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое неэффективное использование бюджетных средств. Смотреть фото Что такое неэффективное использование бюджетных средств. Смотреть картинку Что такое неэффективное использование бюджетных средств. Картинка про Что такое неэффективное использование бюджетных средств. Фото Что такое неэффективное использование бюджетных средствОбзор документа

Письмо Минфина России от 17 марта 2020 г. N 02-09-09/20248 О нецелевом и неэффективном использовании бюджетных средств

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Учитывая, что обращение не содержит предложений, заявлений или жалоб, соответствующих вышеизложенным требованиям Федерального закона N 59-ФЗ, не представляется возможным обеспечить его рассмотрение в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ.

Для получения в установленном порядке позиции Минфина России по вопросам, решение которых входит в компетенцию Минфина России, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.

В этой связи следует отметить, что при квалификации совершенных муниципальным образованием финансово-хозяйственных операций в качестве нецелевого (неэффективного) использования средств субсидии, предоставленной муниципальному образованию в форме городского округа для нужд жилищно-коммунального хозяйства, необходимо исходить из соблюдения положений нормативных правовых (правовых) актов, в том числе правил, регламентирующих порядок, цели и условия предоставления указанной субсидии, а также соглашения (договора) о предоставлении указанных средств.

Кроме того, сообщаем, что согласно положениям пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно положениям статьи 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации под нецелевым расходованием бюджетных средств понимается расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.

Ответственность за нарушения порядка, целей и условия предоставления (использования) указанной субсидии, допущенные муниципальным образованием и выявленные уполномоченным органом, в том числе за нецелевое (неэффективное) использование бюджетных средств, установлена указанными выше положениями законодательства Российской Федерации, а также может быть предусмотрена положениями договоров (соглашений) либо иных документов, являющихся правовым основанием предоставления средств, использованных с нарушением.

Кроме того, полагаем необходимым отметить, что понятие «неэффективное использование бюджетных средств» в действующем законодательстве Российской Федерации не определено.

При этом статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно которому участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий при расходовании бюджетных средств обеспечивают:

— достижение заданного результата с использованием наименьшего объема средств (экономность);

— получение наилучшего результата с использованием определенного объема средств (результативность).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Также обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 26.02.2009), оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 БК РФ, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В этой связи конкретная расходная операция (в том числе направление средств субсидии на приобретение техники для нужд жилищно-коммунального хозяйства) может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Кроме того, сообщаем, что контроль за соблюдением целей и условий соглашений (договоров) о предоставлении средств муниципальным образованиям из бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется, в том числе контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации, органом внутреннего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации.

Также полагаем необходимым отметить, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляет Прокуратура Российской Федерации.

Заместитель директора ДепартаментаС.С. Бычков

Обзор документа

При квалификации совершенных городским округом финансово-хозяйственных операций в качестве нецелевого (неэффективного) использования средств субсидии на нужды ЖКХ необходимо исходить из соблюдения положений актов, регламентирующих порядок, цели и условия предоставления субсидии, а также соглашения (договора) о ее выделении.

Конкретная расходная операция (в том числе направление средств субсидии на приобретение техники для нужд ЖКХ) может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Источник

Энциклопедия решений. Неэффективное использование бюджетных средств и имущества

Неэффективное использование бюджетных средств и имущества (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая научнообоснованная методика, позволяющая квалифицировать действия должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений в качестве неэффективного использования бюджетных средств. Впрочем, не существует и официально утвержденного определения самого понятия «неэффективное использование бюджетных средств».

Таким образом, констатируя при проверках наличие подобных нарушений, должностные лица органов финансового контроля, по сути, формулируют свою субъективную профессиональную оценку по поводу отдельных фактов финансовой и хозяйственной деятельности учреждения. При этом данная оценка может существенно отличаться как от позиции должностных лиц учреждения, так и от оценок других экспертов.

Внимание

Ни административная, ни уголовная ответственность за «неэффективное использование бюджетных средств» в настоящее время не предусмотрена.

Вместе с тем указание на подобное нарушение в материалах проверок нередко становится основанием для привлечения соответствующих должностных лиц к дисциплинарной ответственности, принятия иных кадровых, организационных решений.

Именно поэтому каждое решение руководителя учреждения, связанное с расходованием денежных средств, должно быть обоснованно с экономической точки зрения (а по возможности и подкреплено соответствующими расчетами). Данное правило в полной мере применимо и к решениям, связанным с использованием имущества учреждения, если такие решения влекут образование новых бюджетных (денежных) обязательств.

Кроме того, важно разграничивать правомерность и эффективность расходов: неэффективными должны признаваться только те действия организаций госсектора, которые осуществляются законно, но недостаточно результативно. Если же в ходе контрольных мероприятий выявляются признаки нарушения каких-либо требований законодательства по расходованию денежных средств, то необходимо вести речь о незаконном расходовании средств (расходовании средств с нарушением закона) (письмо Минфина России от 26.05.2015 N 02-10-10/30084). В этом случае прежде всего должны применяться соответствующие виды ответственности, а не оцениваться эффективность.

В последние годы уполномоченными органами осуществляется планомерная работа по разработке и внедрению современных методов оценки эффективности расходования денежных средств в государственном секторе экономики.

Основой для осуществления такой деятельности, безусловно, является внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования (см., в частности, Бюджетное послание Президента РФ В.В. Путина от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014-2016 годах»; Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов; Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 588). При этом в настоящее время уже разработаны и применяются ряд методических указаний и рекомендаций для оценки эффективности капитальных вложений, деятельности органов исполнительной власти (местного самоуправления), расходов в рамках целевых программ.

Актуальность подобной работы существенно возросла в связи с продолжающимся процессом формирования принципиально новых правоотношений между государственными (муниципальными) учреждениями и их учредителями. Дело в том, что деятельность все большего числа таких учреждений осуществляется на основе государственных (муниципальных) заданий, а не бюджетных смет (смотрите, в частности, абзац 2 п. 3 ст. 69.2 БК РФ). Как следствие, все острее встает вопрос о разработке единой, внятной методики, позволяющей объективно оценивать качество выполнения государственных (муниципальных) заданий и, соответственно, эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых в качестве финансового обеспечения выполнения таких заданий. Иными словами, в ходе совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений внимание органов финансового контроля неминуемо будет смещаться с вопросов целевого использования бюджетных средств на контроль:

— достижения учреждениями запланированных результатов;

— результативности и целесообразности произведенных расходов.

Вполне вероятно, что вслед за выработкой научнообоснованных принципов и механизмов контроля, позволяющих свести к минимуму субъективный фактор при квалификации определенных расходов учреждений в качестве неэффективного расходования бюджетных средств, на законодательном уровне будет определена мера ответственности за подобные нарушения. Однако в настоящее время при проверках вопросов эффективности расходования бюджетных средств (в том числе и средств субсидий) преобладают субъективные профессиональные оценки, поэтому решение проблем повышения эффективности подобных расходов исключительно путем принятия соответствующих кадровых и организационных решений представляется вполне оправданным, ведь в противном случае было бы не избежать многочисленных судебных разбирательств.

Описанная выше проблема еще в большей мере проявляется при анализе действий автономных и бюджетных учреждений, получающих субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Дело в том, что данные учреждения, равно как и их учредители, в настоящее время только перестраивают свою работу, ориентируясь прежде всего на выполнение государственного (муниципального) задания в заданный промежуток времени и с должным качеством.

Помимо эффективности использования денежных средств, контролирующие органы уделяют пристальное внимание и вопросу эффективного использования государственного (муниципального) имущества, принадлежащего учреждениям на праве оперативного управления. Выявление фактов неэффективного использования имущества может привести к принятию собственником имущества (в лице уполномоченных органов) соответствующих управленческих решений в отношении виновных лиц.

Источник

Недостижение поставленных целей: риск признания расходов неэффективными

Автор: Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В Постановлении АС СЗО от 19.02.2019 № А56-97925/2017 рассмотрена ситуация, когда организация, получившая в рамках госпрограммы бюджетные средства, не осуществляла предусмотренные данной программой мероприятия и не достигла поставленных целей в установленном объеме в нужный срок. На этом основании проверяющими и судьями сделан вывод о неэффективном использовании бюджетных средств. Данный вывод остался бы неизменным даже в том случае, если организация совершала бы действия, которые направлены на получение результата, обозначенного в программе. Подробнее – в публикации.

В соответствии с преамбулой БК РФ указанный нормативный акт устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности и результативности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучших результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

Необходимость обеспечения получателем бюджетных средств результативности предусмотренных ему бюджетных ассигнований также закреплена в ст. 162 БК РФ.

Кроме указанных статей, не существует ни одного нормативного документа, дающего ответ на вопрос, что такое неэффективное использование средств. Мало того, ни Минфин, ни законодатели не потрудились разработать и утвердить критерии той самой эффективности. Иными словами, любой проверяющий при проведении контрольного мероприятия определяет степень эффективности или неэффективности использования средств, исходя исключительно из собственного понимания названного термина.

В силу п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при оценке соблюдения участниками бюджетного процесса указанного принципа судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, когда контрольный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Получается, чтобы сделать вывод о неэффективном использовании средств, ревизор должен собрать и приложить к акту документальные доказательства, подтверждающие факт нарушения.

Согласно п. 3.1 СГА 104 «Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит эффективности», утвержденного Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 30.11.2016 № 4ПК, эффективность использования федеральных и иных ресурсов характеризуется соотношением результатов достижения целей и решения задач социально-экономического развития Российской Федерации с затратами федеральных и иных ресурсов на их достижение, которое включает определение экономности и (или) результативности использования федеральных и иных ресурсов.

Исходя из положений данного документа, а также анализа приведенных выше норм оценка эффективности использования бюджетных средств должна производиться по следующим направлениям:

экономность. Экономность характеризуется достижением заданных результатов с использованием наименьшего объема имеющихся ресурсов. Определение экономности осуществляется посредством проверки способов достижения необходимых результатов (например, сравнение затраченных ресурсов на приобретение товаров, работ, услуг с аналогичными показателями предыдущего периода или с показателями других организаций). Для оценки экономности использования федеральных и иных ресурсов необходимо установить, имелись ли у объекта аудита возможности достижения заданных результатов наименее затратным способом и их более рационального использования для того, чтобы достигнуть поставленных целей на основе использования меньшего объема указанных ресурсов;

продуктивность. Оценка эффективности использования средств может включать установление использованного объектом проверки объема ресурсов в расчете на единицу выполненной работы, оказанной услуги. При этом в качестве основы для расчета продуктивности могут применяться нормативы и показатели, используемые участниками бюджетного процесса при планировании бюджетных ассигнований (в частности, могут использоваться нормативы финансовых затрат в случае оценки степени и полноты оказания государственных услуг, показатели государственных программ);

результативность. Результативность характеризуется достижением проверяемой организацией наилучших результатов с использованием определенного объема ресурсов. Для оценки результативности необходимо установить, имелись ли у проверяемой организацией возможности достижения наилучших результатов с использованием определенного объема ресурсов на указанные цели. В случаях, когда федеральные и иные ресурсы использованы в полном объеме на закупку определенных товаров, выполнение конкретных работ, оказание услуг, результатом их использования будет наличие данных товаров, работ, услуг в запланированном количестве и требуемого качества, но если эти товары, работы, услуги не обеспечивают удовлетворение потребностей тех, для кого они предназначены, необходимо с учетом особенностей проверяемой сферы использования федеральных и иных ресурсов отметить недостижение или достижение не в полной мере целей и нерешение или решение не в полной мере задач социально-экономического развития Российской Федерации, установленных документами стратегического планирования или иными нормативными правовыми актами РФ.

Теперь вернемся непосредственно к судебному решению.

УФК по г. Санкт-Петербургу проведена плановая выездная проверка соблюдения организацией условий предоставления средств из федерального бюджета и их использования в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на 2009 – 2016 годы» государственной программы РФ «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 – 2030 годы», в ходе которой выявлены следующие нарушения:

вместо приобретения технологического оборудования выполнены строительно-монтажные работы;

не привлечены собственные средства на приобретение технологического оборудования, средства на прочие затраты привлечены в объеме меньше предусмотренного;

вместо выполнения работ по проектной и рабочей документации выполнены строительно-монтажные работы, приобретено технологическое оборудование и осуществлен его монтаж;

Минпромторгу не представлен в установленный срок проект акта о вводе в эксплуатацию (КС-14) объекта «строительство опытно-экспериментальной базы для проведения экспериментальных исследований электроэнергетических систем судов всех типов, классов и назначений и осуществления научно-технических перспективных заказов с проведением проектно-изыскательских работ»;

за счет уменьшения объемов строительно-монтажных работ осуществлено приобретение оборудования;

не приобретено за счет собственных средств технологическое оборудование и не выполнены строительно-монтажные работы;

Минпромторгу не представлены в установленные сроки отчетность по формам С-2, П-2, 1-ФП, справка по форме КС-3 и сведения по остаткам неиспользованных средств федерального бюджета.

Проверяемая организация не согласилась с выводами проверяющих и обратилась в суд. По ее мнению, эффективным расходованием бюджетных средств является не своевременное и полное выполнение работ, а достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)

Однако суд не согласился с позицией организации. Как считают судьи и проверяющие, эффективное использование в соответствии с заключенными соглашениями целевых средств должно оцениваться через своевременное и полное выполнение работ, предусмотренных титульными списками и графиками их выполнения по направлениям расходования средств (приложения к соглашениям).

Само по себе самостоятельное совершение организацией действий, направленных на получение обозначенного в соглашениях результата, но не обеспечивающих выполнения необходимых мероприятий и достижения их целей в установленных объеме и срок, не может рассматриваться как эффективное расходование бюджетных средств с соблюдением условий, регламентированных этими соглашениями.

Материалами дела подтверждается несоблюдение предприятием регламентированного порядка бюджетного инвестирования, что ведет к затягиванию установленных сроков реализации бюджетных инвестиций на осуществление капитальных вложений, являющемуся причиной возникновения необоснованных рисков, включая срывы сроков проектных и строительных работ, появления объектов незавершенного строительства, а также наличия остатков неосвоенных (неиспользованных) средств федерального бюджета на осуществление капитальных вложений.

В заключение еще раз отметим, что если организация не проводит предусмотренные мероприятия и не достигает целей в установленном объеме в нужный срок, то расходование бюджетных средств нельзя считать эффективным. Этот вывод не изменился бы даже в том случае, если бы организация совершила действия, направленные на получение результата, обозначенного в соглашениях о предоставлении средств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *