Что такое неэфирное телевидение

Неэфирные каналы как рекламный носитель

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение
Андрей Дорофеев
Ведущий консультант Media Consulting Group

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение
Светлана Домбровская
Консультант Media Consulting Group

В условиях экономической нестабильности и сокращения маркетинговых бюджетов рекламодатели проявляют все больший интерес к новым типам рекламных носителей, позволяющим более точечно воздействовать на целевую аудиторию при существенно меньших затратах. Одной из наиболее перспективных медиаплощадок в категории New Media являются неэфирные телеканалы.

Традиционно рекламная кампания на телевидении была связана с эфирными каналами. Но ситуация начала меняться уже несколько лет назад, и на данный момент неэфирные каналы вступают в обоснованную конкуренцию с традиционными рекламными носителями.

Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, с 1 января 2008 года в силу вступило положение Федерального закона «О рекламе», вводящее ограничение на трансляцию рекламы на эфирных телеканалах. Общая продолжительность рекламы в телепрограмме теперь не может превышать 15% от времени вещания в течение часа (то есть не больше девяти минут). Напомним, что ранее эта продолжительность составляла 12 минут. Сокращение объема рекламы привело рекламодателей к необходимости искать новые рекламные возможности, в том числе на неэфирных каналах. К тому же реклама алкоголя, табака, лекарств сегодня на общедоступных каналах ограничена все тем же законом «О рекламе», в то время как на кабельных каналах таких ограничений пока не существует.

Во-вторых, аудитория все активнее смещается в сторону нишевых каналов. Потребители телевизионного контента предпочитают смотреть только то, что их интересует, хотя за это приходится платить дополнительно.

Структура аудитории неэфирных каналов

Телезрители

В конце прошлого года на заседании Национальной академии телерадиовещания руководители главных эфирных каналов страны подтвердили факт частичного перехода телезрителей из массового в нишевое телевидение. В частности, озвучивалась цифра 15-20% потери аудитории эфирных каналов.

Рекламодатели

Если говорить о различиях в уровне рекламодателей между эфирными и неэфирными телеканалами, то эти границы постепенно размываются. Все чаще на тематических каналах встречается реклама компаний, которые ранее стремились воздействовать исключительно на широкую аудиторию, тратя на это огромные бюджеты. И хотя пока основным рекламодателем на неэфирных каналах является средний и часть малого бизнеса, но постепенно крупные рекламодатели также начинают проявлять интерес к нишевому телевидению. Это те компании, для которых критерий цена/качество является основным показателем.

Не секрет, что неэфирные каналы уже давно заинтересовали крупнейших медиаселлеров. Так, например, «Газпром-Медиа» продает рекламу на неэфирных каналах с 2006 года, а «Видео Интернешнл» с 2007 года реализует рекламные возможности каналов «Телевизионный дамский клуб», VH1, Discovery, «Мать и дитя» и других и активно развивается в этом направлении. На петербургском рынке с неэфирными каналами активно работает «ТКТ-Медиа», обладающая правом размещения местной (локальной) рекламы на телеканалах различного жанра в Санкт-Петербурге.

Такое смещение происходит потому, что уже сейчас многие компании при выборе своей маркетинговой стратегии стали более детально анализировать потенциальные площадки для рекламы и все меньше наблюдается обывательский подход, суть которого заключалась в том, что эфир правит рынком. Рекламодатели могут проанализировать и оценить те преимущества, которые предоставляют им нишевые телеканалы.

Преимущества рекламных кампаний на неэфирных каналах

Оценка современной ситуации

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Даже несмотря на такие недружественные условия рынка, в этом году эксперты ожидают значительного притока рекламных бюджетов на неэфирные каналы. Аналитики TNS Gallup Media указывают на рост аудитории неэфирных каналов и прогнозируют рост их рекламных доходов. И хотя участники рынка распространения неэфирного телевидения сомневаются, что платные телеканалы скоро станут прибыльными, в ближайшем будущем ожидаются структурные сдвиги при выборе между эфирным и неэфирным вещанием, и эти изменении нередко будут происходить не в пользу первых.

Источник

Особенности российской аудитории неэфирного телевидения. Часть 1

Часть 1

Распространение телевизионного сигнала способами, альтернативными эфирной трансляции, — явление для России не новое. История неэфирного вещания как массового социального явления берет начало еще в советские времена, развитие кабельных сетей происходит с конца 1980-х годов. Однако события последних двух-трех лет позволяют говорить о качественных изменениях в этом сегменте телевизионной индустрии. Происходящее без натяжки можно назвать неэфирной революцией, события которой в значительной степени повторяют сценарий ряда стран Северной Америки и Западной Европы.

Неэфирные телеканалы и их исследование

Наконец, нынешняя неэфирная революция происходит на фоне бурного развития коммуникативных технологий, в значительной степени меняющих наше представление о телевидении и его месте в системе массовых коммуникаций. Во многом благодаря появлению интерактивных функций, новых стандартов качества изображения и звука, интеграции телевизионных и Интернет-технологий, растет число подписчиков неэфирного телевидения в крупных городах страны.

Полевые работы проводятся в несколько этапов, равномерно распределенных в течение года, что позволяет сгладить влияние на результаты исследований сезонных изменений в поведении аудитории. Выборка одного этапа исследования составляет не менее 2100 интервью. Публикация результатов осуществляется дважды в год. Начиная со 2-го полугодия 2007 года волна исследования включает в себя три этапа полевых работ, до этого во втором полугодии 2006 года и первом полугодии 2007 года волна состояла из двух этапов. Данные за 2-е полугодие 2007 года были получены на суммарной выборке 6596 интервью, а сбор информации осуществлялся с 20 июля по 7 августа, с 20 сентября по 3 октября и с 16 октября по 1 ноября.

В рамках проекта измеряются такие показатели, как знание неэфирных телеканалов (с подсказкой), охват аудитории (за год, месяц, неделю и сутки), возможность домашнего приема телеканалов, а также желание принимать дома определенные неэфирные телеканалы из числа недоступных респонденту на момент опроса. Помимо собственно аудиторных данных доступен широкий спектр сведений социально-демографического характера.

В предлагаемой статье мы остановимся на вопросах, связанных с охваченностью населения неэфирным телевещанием, динамикой аудитории специализированных каналов в течение суток, а также с предпочтениями их детской и подростковой аудитории.

Кто и как смотрит неэфирное телевидение

Рассмотрим социально-демографический состав всех подписчиков на неэфирное телевидение, с одной стороны, и годовую аудиторию неэфирных телеканалов, с другой стороны.

Существенных различий по рассматриваемым параметрам между тендерными группами нет. Вместе с тем в возрастных группах они достаточно значимые. Наиболее активными подписчиками и зрителями неэфирных телеканалов являются респонденты в возрасте от 25 до 34 лет. Снижение охвата данным средством коммуникации происходит в старших возрастных группах, причем наиболее существенное в группе респондентов от 65 лет и старше. Активность участников исследования в качестве как зрителей, так и подписчиков неэфирного контента повышается с увеличением уровня образования и среднедушевого дохода. Сравнительно больший интерес к специальным телеканалам проявляют работающие участники опроса, респонденты с детьми, а также представители домашних хозяйств, состоящих из трех и более человек.

Объясняется кажущееся несоответствие следующим образом. Во-первых, в крупных городах достаточно распространен уже отмеченный нами феномен эфирного вещания неэфирных телеканалов. Во-вторых, в городах-миллион-никах, как правило, выше уровень развития систем массовой коммуникации в целом, а значит, больше возможностей для внедомашнего смотрения неэфирного контента.

Данные, отраженные на рис. 3, подтверждают, что наиболее активно смотрят неэфирный контент те, кто за него платит. На 25,3% таких россиян приходится 79,5% от общего объема смотрения. (При этом среди россиян, охваченных неэфирным вещанием за год, подписчики платного контента составляют 44,8%). На «не подписчиков» приходится около одной пятой, точнее, 20,5% от общего объема смотрения.

Источник

Особенности российской аудитории неэфирного телевидения. Часть 1

Часть 1

Распространение телевизионного сигнала способами, альтернативными эфирной трансляции, — явление для России не новое. История неэфирного вещания как массового социального явления берет начало еще в советские времена, развитие кабельных сетей происходит с конца 1980-х годов. Однако события последних двух-трех лет позволяют говорить о качественных изменениях в этом сегменте телевизионной индустрии. Происходящее без натяжки можно назвать неэфирной революцией, события которой в значительной степени повторяют сценарий ряда стран Северной Америки и Западной Европы.

Неэфирные телеканалы и их исследование

Наконец, нынешняя неэфирная революция происходит на фоне бурного развития коммуникативных технологий, в значительной степени меняющих наше представление о телевидении и его месте в системе массовых коммуникаций. Во многом благодаря появлению интерактивных функций, новых стандартов качества изображения и звука, интеграции телевизионных и Интернет-технологий, растет число подписчиков неэфирного телевидения в крупных городах страны.

Полевые работы проводятся в несколько этапов, равномерно распределенных в течение года, что позволяет сгладить влияние на результаты исследований сезонных изменений в поведении аудитории. Выборка одного этапа исследования составляет не менее 2100 интервью. Публикация результатов осуществляется дважды в год. Начиная со 2-го полугодия 2007 года волна исследования включает в себя три этапа полевых работ, до этого во втором полугодии 2006 года и первом полугодии 2007 года волна состояла из двух этапов. Данные за 2-е полугодие 2007 года были получены на суммарной выборке 6596 интервью, а сбор информации осуществлялся с 20 июля по 7 августа, с 20 сентября по 3 октября и с 16 октября по 1 ноября.

В рамках проекта измеряются такие показатели, как знание неэфирных телеканалов (с подсказкой), охват аудитории (за год, месяц, неделю и сутки), возможность домашнего приема телеканалов, а также желание принимать дома определенные неэфирные телеканалы из числа недоступных респонденту на момент опроса. Помимо собственно аудиторных данных доступен широкий спектр сведений социально-демографического характера.

В предлагаемой статье мы остановимся на вопросах, связанных с охваченностью населения неэфирным телевещанием, динамикой аудитории специализированных каналов в течение суток, а также с предпочтениями их детской и подростковой аудитории.

Кто и как смотрит неэфирное телевидение

Рассмотрим социально-демографический состав всех подписчиков на неэфирное телевидение, с одной стороны, и годовую аудиторию неэфирных телеканалов, с другой стороны.

Существенных различий по рассматриваемым параметрам между тендерными группами нет. Вместе с тем в возрастных группах они достаточно значимые. Наиболее активными подписчиками и зрителями неэфирных телеканалов являются респонденты в возрасте от 25 до 34 лет. Снижение охвата данным средством коммуникации происходит в старших возрастных группах, причем наиболее существенное в группе респондентов от 65 лет и старше. Активность участников исследования в качестве как зрителей, так и подписчиков неэфирного контента повышается с увеличением уровня образования и среднедушевого дохода. Сравнительно больший интерес к специальным телеканалам проявляют работающие участники опроса, респонденты с детьми, а также представители домашних хозяйств, состоящих из трех и более человек.

Объясняется кажущееся несоответствие следующим образом. Во-первых, в крупных городах достаточно распространен уже отмеченный нами феномен эфирного вещания неэфирных телеканалов. Во-вторых, в городах-миллион-никах, как правило, выше уровень развития систем массовой коммуникации в целом, а значит, больше возможностей для внедомашнего смотрения неэфирного контента.

Данные, отраженные на рис. 3, подтверждают, что наиболее активно смотрят неэфирный контент те, кто за него платит. На 25,3% таких россиян приходится 79,5% от общего объема смотрения. (При этом среди россиян, охваченных неэфирным вещанием за год, подписчики платного контента составляют 44,8%). На «не подписчиков» приходится около одной пятой, точнее, 20,5% от общего объема смотрения.

Источник

Тенденции российского телеэфира

AdIndex продолжает серию публикаций выдержек из отраслевых докладов Роспечати. В очередном материале рассматриваются основные тенденции создания и распространения контента отечественного телеэфира

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Контент и программирование эфирных телеканалов

Сложившаяся за последние годы жанровая структура российского телевидения устойчива, и доминирует в ней развлекательный контент. Так, по данным Аналитического центра НСК/Vi, в структуре эфира 17 крупнейших отечественных телевизионных каналов в 2016 году 21% заняли телесериалы. На втором месте по популярности – художественные фильмы (16%), на третьем, если не учитывать рекламу и коммерческие программы, — развлекательные программы и мультфильмы (по 11%). Доли практически не меняются, потому выделить четкие тренды невозможно. Относительно устойчивым можно считать лишь некоторый рост доли документальных фильмов – с 2% эфира в 2014 до 4% в 2016.

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Жанровые предпочтения зрителей достаточно разнообразны. Так, доля сериального показа у «Первого канала», «России 1» и НТВ в 2016 году колебалась от 7% («Первый канал») до 33% (НТВ); кинопоказа – от 2% (НТВ) до 12% («Россия 1»); показа развлекательных программ – от 8% (НТВ) до 29% («Первый канал»). Различия в контентных стратегиях у более специализированных каналов еще более значимы.

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Устойчивость общей жанровой структуры эфира обусловлена стабильностью контентной политики большинства каналов. Так, например, за последние три года радикальных изменений в эфире «большой тройки» российских телеканалов практически не было. Из заметных трендов можно выделить сокращение доли показа художественных фильмов в эфире «Первого канала» (с 14% в 2014 году до 11% в 2016), наращивание показа социально-политических программ «Россией 1» и «Первым каналом» и рост доли познавательно-развлекательных программ у НТВ.

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Более очевидны изменения в наполнении эфира у некоторых телеканалов «второго ряда», часть из которых является специализированными. Так, в 2016 году ТНТ заметно увеличил долю развлекательных программ (с 27% годом ранее до 35%) — прежде всего, за счет телесериального показа и анимации. СТС продолжает быстро наращивать показ художественных фильмов (20% эфира в 2014 году, 25% – в 2015, 30% – в 2016). «Пятый канал» в 2016 году заместил часть показа художественных фильмов телесериалами. РЕН ТВ, наоборот, постепенно снижает долю сериалов в эфире (с 15% в 2014 году до 9% – в 2016) и наращивает объем информационных программ (с 13% в 2014 году до 20% в 2016) и социально-политических (с 6% в 2014 году до 17% – в 2016). Доля же познавательно-развлекательных и просветительских программ у него сокращается.

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Увеличивается доля мультипликационного показа на каналах для детей за счет сокращения показа телесериалов и художественных фильмов. Так, на канале «Карусель» за последние три года доля анимации в эфире увеличилась с 64% до 83%, а на канале Disney – с 49% до 59%.

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Примечательно и заметное снижение доли показа сериалов и развлекательных программ у ряда развлекательных каналов. При этом по крайней мере у части из них он замещается показом познавательно-развлекательных программ.

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Среди кинофильмов в эфире крупнейших российских телеканалов преобладают комедии (23% в 2016 году), на втором и третьем местах — драмы и мелодрамы (по 16%). В некоторых случаях жанровые предпочтения в отношении кинофильмов у телеканалов выражены весьма четко: например, доля мелодраматического кинопоказа у «России 1» — 72%, у «Домашнего» — 71%; драматического у НТВ — 46%, у «Звезды» — 40%; комедийного у Disney — 55%, у ТНТ — 37%.

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Лидер в сериальном показе — детективы (28% в 2016 году), на втором месте — комедии (25%) и мелодрамы (17%). Как и в случае с кинофильмами, ряд каналов делают ставку лишь на один вид сериального контента: «Пятый канал», НТВ, «Канал Ю», «Россия 1» — детективы; ТНТ, СТС — комедии; «Домашний» — мелодрамы.

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Показываемые на крупнейших российских каналах кинофильмы в основном имеют российское/советское или североамериканское происхождение. Но рост доли российского контента пока не может заместить заметное «вымывание» из эфира контента, произведенного в СССР, и доля отечественных телефильмов в показе в 2016 году составила менее половины.

У самых крупных каналов доминирование североамериканского контента более явно выражено, а доля российских телефильмов в 2016 году заметно упала (максимальная доля российского кино была в 2014 году – 25%). Показ советского кино у них к 2016 году снизился до 5%, это меньше, чем у фильмов западноевропейских студий.
В 2016 году наиболее высокой доля североамериканских кинофильмов была у канала Disney (88%), российских — у «Россия 1» (83%), советских — у «Звезды» (83%), западноевропейских — у «Карусели» (33%).

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Телесериальный показ характеризуется полным доминированием отечественного контента, при этом его доля у крупных российских компаний с годами только возрастает — сейчас она составляет три четверти.

У крупнейших отечественных телеканалов процесс вытеснения иностранных телесериалов из эфира, похоже, достиг предела – доля российских сериалов уже несколько лет колеблется в диапазоне 82–86% (в 2016 году – 84%).

При этом «страновые предпочтения» в отношении сериалов у телеканалов выражены более отчетливо, чем в отношении кинофильмов. Например, 100% телесериалов в эфире канала «Пятница» в 2016 году – североамериканского производства, 98% у НТВ – российского.

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Контент неэфирных телеканалов

Для рынка неэфирного телевидения России 2016 год оказался позитивным — появилось более 30 новых каналов, многие игроки активно проводили ребрендинги и обновления. Сегодня в России представлено уже более 430 каналов, в то время как в начале 2012 года было около 240 вещателей.

Из 20 закрывшихся в прошедшем году каналов каждый четвертый содержит в своем названии словосочетание «НТВ Плюс». Все они были закрыты в результате появления субхолдинга «Газпром-Медиа Матч» и его тематическими каналами.

В 2016 году неэфирное телевидение стало предлагать еще больше развлекательного контента. Количество телеканалов, позиционирующих себя в этом сегменте, увеличилось — эта категория уверенно занимает первую строчку, значительно опережая популярную категорию — познавательные каналы, число которых в сравнении с 2015 годом осталось неизменным. Рост можно было наблюдать среди киносериальных и региональных каналов, значительно увеличилось число вещателей, ориентированных на детскую аудиторию. Кроме того, на рынок было выведено несколько новых телемагазинов. Зато количество спортивных телеканалов, напротив, сократилось.

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Тематическая направленность неэфирных каналов России

В 2016 году наибольшее внимание привлекает уже упомянутый выше детский сегмент. Эксперты отмечают, что большинство телеканалов для детей имеют хорошие показатели телесмотрения. При этом лидеры сегмента попадают не только в лучшие двадцатки тематических каналов, но и нередко приближаются по своим показателям к эфирным федеральным вещателям.

Так, в 2016 году оператор «Орион Экспресс» привел на российский рынок канал «Пингвин Лоло», в основе сетки которого российская и зарубежная анимация. Компания «Сигнал Медиа» запустила канал с мультипликацией для детей до 12 лет «Тлум HD», вещающий в высокой четкости. Другой крупный производитель контента – «Ред Медиа» – открыл телеканал «Малыш». Он ориентирован на детей от 0 до 7 лет и представляет в эфире зарубежные мультсериалы для дошкольников. Был запущен телеканал «Смайлик ТВ», ориентированный на аудиторию 3–12 лет. И, наконец, в декабре 2016 года компания «Контент Медиа» запустила детский телеканал «В гостях у сказки». На начало 2017 года пришелся запуск канала «О!» в составе «Цифрового телесемейства» «Первого канала».

Продолжается тенденция наращивания тематических телеканалов вокруг крупных федеральных вещателей. Так, «ТВ Центр» запустил в 2016 году новый познавательный канал «Центральное телевидение» (ЦТВ), в основу программирования которого легли передачи, накопленные за многолетнюю историю их флагманского вещателя. Дополнительной монетизацией своей богатой библиотеки занялся и НТВ. После того, как все каналы, содержавшие в названии «НТВ Плюс», ушли с рынка, НТВ возродил свой бренд в сегменте платного телевидения сразу в трех новых проектах: «НТВ Сериал», «НТВ Право» и «НТВ Стиль».

Кроме того, весной 2016 года холдинг «Газпром-Медиа» приобрел 49% акций музыкального телеканала A-One, и на его базе запустил «ТНТ Music».

В числе новых музыкальных вещателей также «Страна FM» с российской популярной музыкой и канал «Открытый HD».

Появилось в 2016 году два юмористических телеканала: «КВН ТВ», ставший совместным проектом холдинга «Ред Медиа» и телевизионного творческого объединения Александра Маслякова компании «АМИК», а также телеканал «Анекдот».

В 2016 году появилось несколько новых телемагазинов. Среди них «БУМ ТВ», IQ Shop и «От и До».

В рамках поддержки одноименной торговой марки открылся телеканал «Твой дом». Вышли на рынок вещатели Detektiv.Tv, предлагающий отечественные детективы, криминальные драмы и боевики; «Браво ТВ», посвященный авторскому кино и другим видам немассового искусства; бизнес-канал «Рубль»; эротический «Шалун»; познавательно-развлекательный H2 от владельцев History; канал о мошенниках, фокусниках, магах и гипнотизерах Tr!ck; 7tv – про неизведанное.

Среди любопытных тенденций неэфирного рынка можно выделить дальнейшее развитие так называемого «медленного телевидения»: два релакс-канала Slow и Noise, которые уже были представлены на рынке, в 2016 году запустились на платформе спутникового оператора «Орион Экспресс». Подобные релакс-продукты в мире существуют не первый год, но иногда и в этом необычном сегменте случаются открытия. Например, в Испании недавно начал вещание телеканал Napfl ix с очень скучным контентом специально для тех, кто хочет заснуть.

В 2016 году было проведено немало ребрендингов – так, крупнейший в России производитель популярных музыкальных телеканалов Bridge Media обновил все пять телеканалов холдинга, начав со своего дебютного телеканала Bridge TV: он получил новый контент и был переведен на широкоформатное вещание. Кроме того, холдинг запустил свой первый канал в высоком разрешении – Bridge HD.

Холдинг «Матч ТВ» в начале 2016 года переименовал футбольные каналы «НТВ Плюс» в «Матч! Футбол 1», «Матч! Футбол 2» и «Матч! Футбол 3», а телеканал «Боец» в «Матч! Боец». Каналы «Спорт», «Спорт 1», «НТВ Плюс Спорт» и «Спорт Плюс» были закрыты.
Произошел глобальный ребрендинг телеканалов, входящих в группу «Ред Медиа»: в августе все они сменили названия, обновили концепции вещания и эфирное оформление. Канал «Премьера» стал «Кинопремьерой», «Наше кино» — «Родным кино», «Киноплюс» – «Киномиксом», «Комедия ТВ» — «Кинокомедией», а «Индию ТВ» переименовали в «Индийское кино». В рамках ребрендинга сменили свое позиционирование каналы «HD кино» и «НТВ Плюс Киноклуб». На базе первого создали канал «Киносемья», а на базе второго – канал «Киносвидание».

Компания «Амедиа» развела аудиторию двух своих телеканалов по гендерному признаку. «Amedia 2» теперь позиционируется как телеканал про любовь и ориентирован на молодую и активную женскую аудиторию в возрасте от 25 до 45 лет. Главная цель ребрендинга – отстройка от конкурентов со схожими целевыми аудиториями, а именно телеканалов «Русский Роман», «СТС Love» и «Русский Бестселлер». Вещатель изменил содержательное наполнение, визуальный стиль и логотип. Спустя несколько месяцев аналогичные перемены коснулись и «Amedia1». Телеканал был переименован в A1, поменял формат, визуальное оформление и начал позиционироваться как «канал для мужчин».

В сентябре детский телеканал Gulli был переименован в Gulli Girl и переориентирован на девочек от 4 до 14 лет.

Новые форматы и направления

Важным конкурентным преимуществом неэфирного телевидения является не только доступ к большому числу телеканалов, но и предоставление уникальных услуг, а также качество передаваемого изображения. Это заставляет неэфирных вещателей активно переходить на широкоэкранный и HD-формат. К примеру, в июне 2016 года группа компаний Viasat запустила HD-версии сразу пяти своих телеканалов: TV1000, «TV1000 Русское кино», TV1000 Action, Viasat Explore и Viasat History.

В 2016 году практически все ведущие неэфирные операторы расширили свои предложения на 5–10 HD-каналов. В среднем абоненты спутникового телевидения в России («Триколор», «НТВ Плюс») имеют возможность принимать около 40 HD-каналов. Московские абоненты IPTV («Билайн ТВ») – около 55. В отдельных случаях – таких как, к примеру, «Интерактивное ТВ» Ростелекома – количество предлагаемых телеканалов превышает 70.

В целом на российском рынке сейчас представлено порядка 76 телеканалов высокой четкости, тематика которых совершенно различна. Еще 57 каналов вещает в формате стандартного и HD-качества одновременно.

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

В 2016 году четко наметилось два вектора развития платного телевизионного рынка: освоение формата ультравысокой четкости (Ultra HD/UHD) с разрешением 4К и 8К, и дальнейшее распространение онлайн-вещания на платформах ОТТ. Представители индустрии все чаще говорят об этих направлениях как самых перспективных и делают ставки на их развитие.

Несмотря на то, что сейчас в формате UHD транслируется менее 1% от всех телеканалов, аналитики NSR прогнозируют, что к 2025 году в мире их будет насчитываться уже 785, а присутствие UHD-вещателей в пакетах операторов станет такой же знаковой имиджевой составляющей, как сейчас наличие HD-каналов.

Российский рынок неэфирного телевидения в новую форматную гонку включился очень активно: в 2015 году у нас появилось сразу два UHD-телеканала – Insight и Ultra HD, однако говорить о том, чтобы это событие произвело взрывной эффект, пока не приходится. Несмотря на то, что многие российские операторы неэфирного телевидения технически готовы к трансляции UHD-каналов, предлагать их абонентам они не торопятся. Высокая стоимость закупки и выделение значительных спутниковых емкостей, которое требует Ultra HD, не оправдывает себя, поскольку большинство зрителей пока просто не имеют оборудования, для просмотра каналов ультравысокого разрешения.

Отдельную проблему представляет недостаток UHD-контента. Производители съемочного оборудования сейчас активно вкладываются в развитие UHD, почти весь новый продукт снимается в формате 4К, но его явно недостаточно для запуска большого числа тематических каналов.

Некоторые российские операторы и вовсе считают, что всплеск зрительского интереса к UHD можно ожидать лишь тогда, когда в этом формате начнут вещать наиболее популярные у зрителя федеральные каналы. Пока же он явно нуждается в популяризации, которой вещатели и занимаются– так, в 2016 году медиахолдинг «Газпром-Медиа» провел съемки премьер и наиболее популярных постановок Мариинского театра в сверхвысоком разрешении, чтобы в дальнейшем использовать эти материалы для показа. И уже в марте 2017 года его дочерняя компания «НТВ Плюс» запустила вещание сразу двух UHD-каналов – Fashion One 4K и Festival 4K. В 2016 году оператор «Уфанет» запустил вещающий в разрешении Ultra HD релакс-канал Home 4K. А в начале 2017 года на рынок был выведен еще один канал ультравысокого разрешения – Russian Extreme Ultra.

Таким образом, к началу 2017 года на российском рынке неэфирного телевидения было представлено уже пять UHD-каналов, четыре из которых можно подключить в рамках специального пакета оператора «Триколор», доступного на европейской части территории России.

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Синергия традиционного телевидения и интернет-вещания сегодня остается вторым перспективным направлением развития неэфирного рынка. Среди интерактивных функций – возможности по управлению эфиром (постановка на паузу, перематывание, отложенный просмотр и т. п.) и предоставление дополнительных сервисов – услуги мультискрин (телепросмотр на мобильных устройствах), доступа к телеархиву или онлайн-видеоплощадкам оператора. Перспективным специалисты также считают развитие сервисов персонификации: системы рекомендаций, настраиваемого интерфейса устройства, возможности выбора и конструирования пакетов телеканалов «под себя».

Производство телевизионного контента

На рынок телевизионного контента в 2016 году действовали непростые финансовые условия, к которым старались адаптироваться продакшн-компании и вещатели. Так, по данным исследовательской компании KVG Research, в 2015 году (более свежих данных нет) семь крупнейших отечественных телеканалов («Первый канал», «Россия 1», НТВ, ТНТ, СТС, «Пятый канал», РЕН ТВ) представили в эфире 9 400 часов премьерного российского контента (-12% по сравнению с предыдущим годом). Падение длится не первый год – в 2014 году премьерный показ был на те же 12% меньше уровня 2013 года (всего 10 600 часов). При этом ускорилось сокращение денежного объема рынка премьер. В 2015 году объем закупок составил 40,3 млрд рублей (-9% к уровню предыдущего года). В 2014 году рынок падал всего на 3%.

В 2015 году крупные телеканалы заметно сократили затраты на закупки сериального контента – в относительных показателях их доля упала с 52% в 2014 году до 48%. Доля средств, потраченных на две других крупнейших категории контента – развлекательные программы и ток-шоу – выросла (с 20,2% до 21,4% и с 12,8% до 14,7% соответственно).

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Дорогой сериальный контент замещается более дешевыми телепрограммами – в 2015 году сериалы уступили второе место по доле демонстрируемого премьерного контента ток-шоу. Если в 2014 году сериалы составляли 28,2% премьерного эфира, то в 2015 году – всего 21%. В то же время доля премьерных развлекательных программ выросла с 29,6% до 30%, а ток-шоу – с 22,7% до 28%.

Подобная политика вещателей отразилась на финансовом положении производителей контента – выручка и прибыль многих продакшн-компаний снизилась. Так, в 2015 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», выручка «Красного квадрата» упала на 23% (падение чистой прибыли — в 5,4 раза), Comedy Club Production — на 25,6%, «Мир Реалити продакшн» — на 56,3%, «Форвард-Фильм» — на 41,3%.

Тем не менее рынок контента начал оправляться от проблем – по данным KVG Research, в 2016 году крупнейший сегмент рынка контента (сериалы и телефильмы) вырос на 22%: на разной стадии производства было 1 038 проектов общей продолжительностью 9 702 часа. Показательно, что в два последних квартала 2016 года производилось максимальное количество новых проектов за последние два года.

Более половины производимых сериалов составляют мелодрамы, драмы и детективы. Среди производимых телефильмов с огромным перевесом доминируют мелодрамы.

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Рынок контента в России сильно концентрирован с точки зрения закупок – на долю «большой тройки» телеканалов приходится 57% новых сериальных проектов и телефильмов. На четвертом месте по количеству закупок этого дорогого контента – «ТВ Центр», уже не первый год наращивающий объемы заказов.

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Сфера непосредственно производства телевизионного контента в России исторически сильно раздроблена – на рынке работает множество мелких студий. В 2016 году, как отмечает KVG Research, 46,2% компаний, принимавших участие в исследовании (более 250 наименований), занимались производством только одного проекта. Более 30 активных проектов в портфеле было только у 2,5% студий.

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

В 2016 году был запущен процесс ликвидации одного из крупнейших отечественных производителей телепрограмм – Первой производственной компании (ППК). Участники рынка объясняют это сменой гендиректора основного покупателя проектов ППК – телеканала НТВ.

Еще в 2015 году на первое место в рейтинге производителей премьерного телеконтента вышла компания «Солярис промо продакшн», которая годом ранее не входила даже в топ-2014. Причина взлета заключается в том, что «Солярис промо продакшн» занялся съемками реалити-шоу «Дом-2», предыдущий же его производитель Comedy Club Production со второго места в рейтинге за год упал сразу на седьмое (-77% по объемам поставок премьерного контента).

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

Что такое неэфирное телевидение. Смотреть фото Что такое неэфирное телевидение. Смотреть картинку Что такое неэфирное телевидение. Картинка про Что такое неэфирное телевидение. Фото Что такое неэфирное телевидение

По данным Аналитического центра НСК, изучившего показ всего (не только премьерного) контента на ведущих российских каналах, даже крупнейшие продакшн-студии не отличаются стабильностью представленности их продукции в эфире. Объем вещания по годам может различаться в несколько раз. Так, если в 2014 году крупнейшие вещатели показали всего 174 ч. продукции нынешнего лидера – компании «Костафильм», то в 2016 – 3 915 ч. Объем показа продукции одной из самых известных отечественных продакшн-студий, «Амедиа» (третье место в 2016 году), в 2014 году составлял 364 ч., в 2015 – 1 423 ч., в 2016 – 965 ч.

Все вышесказанное, пусть и косвенно, свидетельствует об одном: российский рынок контента был и остается «рынком покупателя», степень зависимости производственных компаний от вещателей остается сильной, а число мощных независимых продакшн-студий, очевидно, измеряется единицами. Хотя некоторое оживление рынка рекламы и адаптация к более жестким условиям привели в 2016 году к росту ряда количественных показателей рынка телеконтента, который скорее всего продлится и в 2017 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *