Что такое нефаз в автомобильной среде
НефАЗ
НефАЗ
Нефтекамский автозавод | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Год основания |
---|
Автобус НефАЗ-5299 с заводским номером 0000001 в Набережных Челнах |
Непосредственно к изготовлению опытного образца автобуса «НефАЗ-5299» приступили 9 сентября 2000 года[5]. Первый же автобус с заводским номером 0000001 сошёл с конвейера завода 6 декабря 2000 года и был отправлен в Набережные Челны, где проработал в предприятии «ПАК-Инвест» до 2009 года. В 2001 году было произведено 115 автобусов, которые были поставлены в Уфу, Ишимбай, Стерлитамак, Сибай, Нефтекамск, Кумертау, Белорецк и Октябрьский[6].
Технические характеристики базовой модели
Кузов | Вагонной компоновки, несущий |
Двери | 3 единицы |
Дверной проём | 1.2 м |
Колёса | 4х2 |
Потенциал кузова | 12 лет |
Разворот (радиус) | 12 м |
Максимальная скорость | 70 км/ч |
Расход топлива | 24 литра на 100 километров |
Общее количество мест | 101 |
Количество сидячих мест | 25+1 |
Длина | 11.8 м |
Ширина | 2.5 м |
Высота | 3 м |
База | 5,96 м |
Полная масса | 18 тонн |
Высота потолка | 2,5 м |
Тормозная система | Реостатная и пневматическая |
Система вентиляции | Естественная |
Отопление | Радиаторное |
Двигатель | Cummins 6ISBe270B |
Мост | RABA или ZF |
Силовая часть
Автобус НефАЗ-5299 может оснащаться несколькими видами моторов в зависимости от модификации. Так, двигатель КамАЗ-820.61-260 выдает максимальную мощность 260 лошадиных сил на 2200 об./мин. Максимальный крутящей момент его составляет 931 Нм. Двигатель — восьмицилиндровый, V-образный. Рабочий объем равен 11,76 л. Данный силовой агрегат спроектирован и создан специально для питания сжиженным газом. Мотор укомплектован турбоннадувом и инеркулером. Имеется электромагнитный дозатор, а впрыск — распределенный. Двигатель полностью соответствует нормам «Евро-4». В паре с этим силовым агрегатом работает четырехступенчатая АКПП.
НефАЗ-5299 также оснащают дизельными силовыми агрегатами Cummins 6ISBe270B. Мощность этого двигателя составляет 270 л. с. при частоте вращения коленчатого вала 2500 об./мин. Крутящий момент, который выдает мотор, составляет 970 Нм. Агрегат имеет шесть цилиндров с рядным расположением. Объем – 6,7 литров. Двигатель тоже оснащается турбиной и инеркулером. Как и предыдущий, этот мотор полностью соответствует нормам «Евро-4». Расход дизельного топлива на «Камминзе» – 24 литра на 100 км. Топливный бак имеет объем 250 литров.
Модификации автобусов НeфАЗ-5299
Нефтекамский завод выпускает целую серию модификаций автобусов модели 5299. Всего с момента начала производства было выпущено 42 модификации. Такое большое количество связано с высоким спросом на данную модель, а также с разнообразием условий, в которых эксплуатируется автобус.
Модификация 5299-10 является первой моделью данной серии, производство которой началось в 2000 году. Кузов выполнен из цельнометаллического материала. Изначально дизайн был такой же, как у белорусского автобуса МАЗ 104, но в 2004 году экстерьер был модифицирован. Модификация 5299-10 оснащена дизельным двигателем и коробкой передач от КамАЗа. Длина всех трёх дверных проёмов составляет 1.2 метра.
Автобус НефАЗ-5299-10 первая модель в данной серии
Модификация 5299-11 предназначена для пригородных пассажирских перевозок. Из особенностей данной модификации базовой модели можно выделить то, что у 5299-11 всего две двери, а количество сидячих мест увеличилось до 45. Общая вместимость автобуса составляет 77 единиц. Установлены комфортные туристические сиденья, предназначенные для дальних поездок.
Автобус НефАЗ 5299-11 повышенной комфортности для пригородных перевозок
Модификация 5299-30-32 предназначена для городских пассажирских перевозок. Кузов каркасный, несущий с термоизоляцией. Двигатель расположен в задней части автобуса. Система отопления основана на жидкостном подогревателе. На крыше расположены 3 вентиляционных люка. Двери открываются внутрь салона с помощью пневматического электронного привода. Автобус оборудован для перевозки инвалидов. В салоне установлено 4 сиденья для людей с ограниченными физическими возможностями.
Электробус НефАЗ 5299
Нефаз 5299 был дополнен в 2012 году электрическими автобусами. Отмечая его идеальные характеристики, необходимо обратить внимание на автономный электрический ход, который рассчитан на 200 км. Кроме этого, на крыше, а также в салоне и области заднего свеса размещается аккумуляторная батарея, относящаяся к литий-железо-фосфатному классу. Это считается существенным преимуществом модели и дает ей возможность работать без сбоев или перерывов в рамках эксплуатации.
Таким образом, можно без каких-либо сомнений утверждать, что вся линейка Нефаз 5299 – это автобусы высокого качества. Внимания заслуживают любые модели: от городских до междугородних. При этом не следует забывать и о том, что модификации постоянно улучшаются, обновляется их дизайн. Такой подход к работе и постоянное совершенствование, безусловно, заслуживают уважения.
Технические характеристики автобуса модификации 5299-30-32
Общая вместимость | 97 человек |
Общая вместимость (инвалидная опция) | 88 человек |
Число сидячих мест | 25+1 |
Число сидячих мест (инвалидная опция) | 26+1 |
Снаряжённая масса автобуса | 11 тонн |
Полная масса | 18 тонн |
Распределение массы: | |
— передней оси | 6,5 тонн |
— задней оси | 11.5 тонн |
Высота пола на уровне передней и средней двери | 36 сантиметров |
Высота пола на уровне задней двери | 78 сантиметров |
Расстояние от ступеньки до уровня дороги | 36 сантиметров |
Ширина дверного проёма | 1.2 м |
Расстояние от потолка до пола: | |
— на уровне задней двери | 2.2 м |
— на уровне передней и средней двери | 2.5 м |
Шасси: | |
— модель | КамАЗ-5297 |
— колёса | 4х2 |
Двигатель: | |
— модель | Cummins 6ISBe270B |
— объём | 6,7 литра |
— мощность | 201 кВт |
— максимальная скорость | 70 км/ч |
Городской автобус НефАЗ-5299-30-32 оборудован местами для перевозки инвалидов
Модификация 52994 является низкопольной. Автобус предназначен для пассажирских перевозок по городу. В дверных проёмах ступенек нет. От базовой модели отличается сдвинутой назад средней дверью. Общая вместимость данной модификации составляет 96 человек. Особенностью модели является наличие электронной системы управления пневматической подвеской. Обращает на себя внимание навигационная система и устройство, контролирующее состояние водителя. Кабина водителя и салон оборудованы кондиционерами.
Комфортабельный городской автобус НефАЗ-52994, салон оборудован кондиционерами
Модификация 5299-30-31 (метан) предназначена для пассажирских перевозок по городу. Кузов несущий с тремя двустворчатыми дверями, которые открываются с помощью электрического привода. Система подогрева работает на основе автономного газового отопителя. Объём всех баллонов составляет 984 литра, что позволяет вмещать 197 м3 газа при давлении 200 атмосфер.
О ремонте и обслуживании
Производить техническое обслуживание и ремонт НефАЗ-5299 не составляет особого труда. Машина разрабатывалась на базе узлов и механизмов грузовиков КамАЗ. У механиков есть огромный опыт по ремонту грузовиков, и они без труда смогут справиться с этим автобусом. Запчасти (НефАЗ-5299) максимально унифицированы с деталями и узлами грузовиков КамАЗ, поэтому можно без труда найти все, что угодно, и даже то, что является редкостью. Любые запасные узлы и детали можно купить у официальных дилеров. Что касается долговечности автобуса, то при хорошем вождении, а также своевременном техническом обслуживании эти машины способны служить несколько лет до самых первых ремонтов.
Преимущества данной модификации:
Особенностью модификации 5299-30-31 является повышенный комфорт для пассажиров. Удобство посадки и высадки обеспечивается за счёт оптимальной высоты автобуса, который является полунизкопольным. Плавность хода обеспечивается благодаря пневматической подвеске и гидромеханической КПП VOITH D845.3E.
Технические характеристики модификации 5299-30-31
Вид транспорта | Городской автобус |
Общее количество мест | 84 |
Число сидячих мест | 25 |
Распределение массы: | |
— на переднюю ось | 6.4 тонны |
— на заднюю ось | 11.6 тонн |
— полная масса | 18 тонн |
Габариты: | |
— высота | 3.4 м |
— ширина | 2 м |
— длина | 11.9 м |
— задний свес | 2.7 м |
— передний свес | 3.3 м |
— расстояние между осями | 5.8 м |
Топливная система: | |
— баллоны | 8 баллонов по 133 литра |
— объём заправляемого топлива | 197 м3 |
— топливо | Сжатый природный газ |
Коробка передач | |
— количество передач | 4 |
— модель | VOITH D854.3E |
— тип | Гидромеханическая автоматическая |
Двигатель: | |
— модель | 820.61 |
— цилиндры | V-8 |
— мощность | 260 л.с. |
— рабочий объём | 11.8 л |
— экологическая безопасность | Евро-4 |
Двери | 3 единицы |
Вентиляция | Естественная |
Автобус НефАЗ-5299-30-31, экономичная модель, работающая на газе
Модификация 5299-17 предназначена для междугородних пассажирских перевозок. Отличительной особенностью данной модели является дизайн передней части. Автобус оснащён багажным отделением и прислонно-сдвижными дверями. Зачастую в салоне устанавливается кондиционер. Общая вместимость автобуса составляет 59 мест, из них 43 предназначены для сидения. Модель оснащена механической коробкой передач немецкого производства ZF и двигателем Cummins.
НефАЗ-5299-17 универсальный, высококачественный автобус для междугороднего сообщения
Автобус НeфАЗ-5299 является очень популярным на территории России. Этого удалось добиться благодаря универсальности и высокому качеству сборки данной модели. Автобус является очень удобным для пассажиров, что обеспечивается продуманной конструкцией, наличием оборудования для инвалидов, установленного на многих модификациях, возможностью установки кондиционеров и др. Преимуществами для водителя является хорошая обзорность, удобное сиденье и современная электроника. В нештатных ситуаций на помощь придёт система ABS, входящая в базовую комплектацию.
Штрихи урбанизации: автобусы НефАЗ
Нефтекамский автозавод, входящий в группу «КАМАЗ», ведет активную работу по созданию перспективной линейки общественного транспорта. На особом счету модельный ряд больших городских автобусов — эти машины недавно получили обновленный интерьер. Мы оценили все новшества с позиции пассажира и водителя
НефАЗ-5299-40-51. Габаритная длина: 12,1 м. Начало продаж: 2013 г. Цена: от 10 407 600 руб.
ОАО «Нефтекамский автозавод» сравнительно молодой, но достаточно амбициозный производитель автобусной техники, имеющий опыт работы с зарубежными партнерами. Сегодня годовые объемы выпуска автобусов на «НефАЗе» измеряются трехзначными цифрами, но встретить пассажирскую технику из Башкортостана на улицах Москвы достаточно сложная задача (в свое время коллегам из редакции для подготовки статьи пришлось отправляться непосредственно в Нефтекамск). Тем не менее столичный регион рассматривает «НефАЗ» как потенциального поставщика. Москва с интересом следит за всеми новыми разработками башкирского предприятия. Подтверждение этому — новейший электробус модели 52994Э, который, как сообщалось в прессе, должен поступить в Филевский автобусный парк для опытной эксплуатации.
Рабочее место водителя стало более комфортным
Вообще, правительство Москвы сейчас проводит масштабную модернизацию транспортной инфраструктуры. В течение 5 лет на обновление подвижного состава планируется направить 10 млрд руб. инвестиций. Отлаживая систему общественного транспорта в городах-миллионниках, власти намерены пересадить владельцев личного транспорта в автобусы. Стремясь повысить популярность общественного транспорта, город подает знак того, что требования к подвижному составу стали выше. Уже объявлен ряд конкурсов, на которых перевозчики должны выбрать лучшие предложения от производителей. И продукция Нефтекамского автозавода вполне может заслужить высокую оценку, ведь городские автобусы, входящие в новую производственную линейку предприятия, соответствуют ожиданиям перевозчика не только в части безопасности, комфорта и удобства для всех категорий пассажиров, но и по критериям современного дизайна и экологичности.
К слову, марка «НефАЗ» совместно с ООО «РариТЭК» одной из первых начала и сейчас продолжает активную работу по созданию перспективной техники на компримированном природном газе. Автобус НефАЗ-5299-40-51, о котором сегодня пойдет речь, — хороший пример такой работы.
Модель 12-метрового низкопольного городского автобуса с обновленными передней и задней масками, получившая индекс 52994-40-51, впервые была представлена на фестивале «Мир Автобусов» весной 2014 года в Коломне. Затем презентация газового низкопольника состоялась в Москве на выставке «Экспосититранс». Специалисты прокомментировали выход новинки на широкую публику как ответ «КАМАЗа» белорусскому автоконцерну «МАЗ». Кстати, именно тогда многие обратили внимание на то, что автобус представлял не сам завод, а головная компания — ОАО «КАМАЗ». Впоследствии из камазовской пресс-службы последовал комментарий, из которого следовало, что с 2013 года все функции по продвижению, продаже и сервисному сопровождению автобусов НефАЗ переданы в головной офис группы компаний.
Управлять потолочными люками могут сами пассажиры
Нынешний год для модели НефАЗ 5299-40-51 примечателен существенным обновлением интерьера пассажирского салона. Причем редизайну подверглись салоны всех пассажирских автобусов — газовых и дизельных, полностью и частично низкопольных.
Что же изменилось по сравнению с предыдущим вариантом пассажирской зоны? Прежде всего, применены более качественные и приятные на вид материалы отделки, установлены новые потолочные панели и поручни, скруглены кромки жестких конструктивных элементов, используются более современные крепления поручней к сиденьям. Кроме того, в новом салоне уложено лучшее напольное покрытие, смонтированы новые, приятные для глаз плафоны освещения. Наконец, обшивка моторного отсека в задней части автобуса стала более эстетичной.
При регулировке руля щиток приборов перемещается за с рулевой колонкой
В целом, интерьер автобуса выполнен более эргономично: ушли в прошлое острые углы и кромки, торчащие повсюду саморезы, винты и прочие крепежные элементы. Из прочих любопытных решений стоит упомянуть электропривод потолочных люков с кнопками управления в пассажирской зоне.
Редизайну подверглись салоны всех пассажирских автобусов — газовых и дизельных, полностью низкопольных и полунизкопольных
Как и в предыдущей версии, НефАЗ-5299-40-51 рассчитан на перевозку 105 пассажиров, количество мест для сидения — 25. Конструкция автобуса обеспечивает удобный вход и выход пассажирам: высота уровня пола над поверхностью дороги по всей длине салона не превышает 360 мм. Три двухстворчатых двери имеют прислонно-поворотный механизм и не создают лишних помех при входе и выходе пассажиров. Напомним, что в предыдущих версиях передняя дверь была раздельной: одна створка водителю, другая — пассажирам. При открытых дверях предусмотрен наклон пола в сторону остановки. Салон адаптирован к нуждам маломобильных групп населения. В пределах накопительной площадки предусмотрены крепления для инвалидного кресла с ремнем безопасности, а для удобства посадки и высадки сделана откидная аппарель. На инвалидном месте имеется кнопка связи с водителем. А вот специально оборудованного места для незрячих пассажиров и сопровождающих их собак-поводырей мы не обнаружили. Впрочем, такого рода вопросы, наверное, легко решаемы в рамках заказных опций.
Обе створки передней двери для пассажиров
Более комфортным стало и рабочее место водителя. В кабине появился большой вещевой ящик за сиденьем водителя, а также многочисленные ящики и ниши для мелочей. Панорамное ветровое стекло и крупные зеркала заднего вида обеспечивают отличный обзор за рулем. А вот салонное зеркало можно было бы сделать не сферическим, а прямоугольным и более широким. На боковом и ветровом стеклах имеются опускающиеся шторки, защищающие водителя от яркого солнца. В числе дополнительных опций, предлагаемых заводом, — система видеонаблюдения с двумя мониторами.
Суммарный объем 8 газовых баллонов, установленных на крыше, составляет 984 л
Комбинация приборов, простая и легкочитаемая, включает в себя ЖК-дисплей и 6 приборов: спидометр, тахометр, указатели уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости и давления в пневмосистеме. Любопытно, что при регулировке руля по углу наклона щиток приборов перемещается вместе с рулевой колонкой. Нам показалось это очень удобным. Водительское кресло на пневмоподвеске имеет достаточный диапазон регулировок, что позволяет удобно устроиться на рабочем месте водителям любой комплекции.
НефАЗ-5299-40-51 построен на 2-осном шасси КАМАЗ-5297-U5 с базой 5840 мм и оснащен газовым двигателем Mercedes-Benz M906LAG/EEV (205 л. с., Евро-5). Силовой агрегат расположен в заднем свесе продольно и объединен с 4-ступенчатой гидромеханической трансмиссией Voith D854.3Е. Для получения 100 % низкопольности применен задний мост портального типа (Raba A-718), у которого главная передача располагается не по центру, а сбоку. Передняя и задняя подвески автобуса — пневматические. Передняя ось — портальная (ZF RL85А). Тормоза на всех колесах дисковые.
На боковом и ветровом стеклах имеются опускающиеся шторки, защищающие водителя от яркого солнца
Металлокомпозитные газовые баллоны IV поколения в количестве 8 шт. установлены на крыше автобуса. Их суммарный объем 984 л позволяет закачать 197 м 3 природного газа при давлении 200 мПа. Комплект газовых баллонов увеличивает снаряженную массу автобуса на 410 кг в сравнении с дизельной версией. О запасе хода производитель не сообщает. Между тем его ближайший конкурента — газовый автобус MAЗ-203965 с аналогичным двигателем и сопоставимым объемом природного газа на борту способен преодолеть до 600 км в городском режиме. Эксплуатационные расходы газового автобуса снижаются в среднем на 60% за счет низкой стоимости газового топлива.
Передняя портальная ось — решение для низкопольных автобусов
Несколько слов об ощущениях за рулем. Стоит отметить хорошую динамику машины, но при этом достаточно тихую работу силового агрегата и при этом чистый, практически невидимый выхлоп даже под нагрузкой. В движении на малых скоростях все мелкие дорожные неровности сглаживаются эффективной работой пневматической подвески. В салоне комфортно. Правда, стоит такое удовольствие недешево — 10 407 600 руб. В качестве альтернативы полному низкопольнику можно рассмотреть частично полунизкопольную модель НефАЗ-5299-30-42 стоимостью 8 500 720 руб.
Пример расположения силового агрегата в НефАЗ 5299-30-51 (полунизкопольный)
Подводя итог, отметим, что на маршрутах Москвы сегодня эксплуатируется порядка 150 газовых автобусов. Однако увеличение их популяции в столице в ближайшее время неочевидно. И вот почему. Ранее глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов отмечал, что развитию этого направления мешают отсутствие необходимой инфраструктуры и неопределенность цен на газовое топливо. Наличие определенных проблемы с обслуживанием газовых грузовиков и автобусов в Москве не отрицают и в ООО «РариТЭК». Представитель компании заявил «Автопарку», что в Москве среди 13 субъектов дилерской сети лишь один имеет все необходимое для работы с газовой техникой. В общем, еще есть над чем подумать.
Автобус предоставлен ООО «ОАО «НефАЗ»
- Что такое беспрецедентный налог
- Что такое союзы примеры