Что такое нефинансовые активы в казенном учреждении это
Что относится к нефинансовым активам: понятие, объекты
Подробнее каждый вид НА рассмотрим ниже.
О нефинансовых активах в бюджетном учете см. публикацию «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».
Внимание! Образец от «КонсультантПлюс»
Смотрите образец заполнения оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Также в К+ вы можете найти и другие документы по нефинансовым активам.
Что такое непроизведенные нефинансовые активы и что они включают в себя
Примером могут быть следующие виды объектов:
Как видим, непроизводственные нефинансовые активы включают в себя материальные и нематериальные НА. Материальные — объекты, имеющие естественную природу происхождения. Нематериальные — которые создают путем совершения юридически значимых сделок или внесения изменений в учредительные сведения о предприятии.
Какие положение о непроизведенных активах включить в учетную политику, узнайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Какое определение можно дать нефинансовым произведенным активам и какие, например, объекты входят в их состав?
Производственные активы формируются благодаря осуществлению производственной деятельности. В их состав входят:
К основным фондам относятся производственные объекты, создание которых обусловлено производственными процессами, а их использование осуществляется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме. При этом стоимость указанных объектов со временем утрачивается.
Запасы в отличие от основных фондов используются в производственном процессе однократно, при этом они полностью переносят свою стоимость на продукцию или услуги за один производственный цикл, видоизменяя свою натурально-вещественную форму.
К ценностям относят непотребляемые дорогостоящие активы: драгоценные металлы, камни, произведения искусства и т. д., а также те НА, которые нельзя отнести к другим видам непроизведенных активов.
Итоги
Нефинансовый актив встречается в учете многих предприятий, составляя большую часть активов организации. Существующие виды нефинансовых активов — производственные и непроизводственные — помогают организации в осуществлении хозяйственной деятельности.
Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?
Под нефинансовыми активами (НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании бюджетных организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды.
Согласно п. 22 приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бюджетные организации РФ оперируют такими категориями НФА, как:
В отношении НФА могут осуществляться операции:
Каждая из них фиксируется в журнале операций на основании первички.
Эксперты КонсультантПлюс привели образец заполнения инвентарного списка нефинансовых активов по форме 0504034. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н.
Каждый код счета бюджетного учета нефинансовых активов представлен следующими элементами:
О документе, определяющем особенности учета НФА в конкретном учреждении, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».
Как определяется аналитический код по классификации поступлений и выбытий?
Первый элемент кода счета бюджетного учета, отражаемый в разрядах 1–17, устанавливается законодательно. Бухгалтерия бюджетной организации в общем случае не использует данный код: в рабочих планах счетов учета в соответствующих разрядах указываются нули или же ничего не указывается. В журнале операций данный код, как правило, не отражается вовсе.
О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.
Как определить код финансового обеспечения в составе кода счета бюджетного учета?
Код, о котором идет речь (фиксируется он в разряде 18), может соответствовать цифрам:
Рассматриваемый элемент кода счета бюджетного зависит, таким образом, от содержания операции (финансирования).
Как определяются синтетические счета НФА в структуре кодов счетов бюджетного учета?
Список синтетических счетов по нефинансовым активам в бюджетном учете – это сведения, которые содержатся в разделе «Нефинансовые активы» приложения 2 к приказу № 157н.
Данные счета в разрядах с 19-го по 23-й представлены следующими основными элементами:
Например, транзакции по основным средствам, являющимся недвижимостью и относящимся к жилым помещениям, фиксируются с использованием синтетического счета 10111. Если ОС представлены машинами и оборудованием, то операции по ним отражаются в журнале с использованием синтетического счета 10134.
Как определить код операции с объектом бюджетного учета?
Еще один элемент кода счета бюджетного учета — код операции с объектом соответствующего учета в госуправлении, или КОСГУ. Он трехзначный.
При транзакциях с НФА его 2-й и 3-й разряды (то есть 25-й и 26-й разряды счета по единому плану) могут соответствовать цифрам:
Разряд 24 счета по единому плану при транзакциях с нефинансовыми активами может соответствовать цифрам 3 или 4, если, соответственно, фиксируется прибытие или выбытие активов.
Итоги
Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.
Раздел 1. Нефинансовые активы
Раздел 1. Нефинансовые активы
Нежилые помещения (здания и сооружения)
Машины и оборудование
Инвентарь производственный и хозяйственный
Прочие основные средства
Научные исследования (научно-исследовательские разработки)
Опытно-конструкторские и технологические разработки
Программное обеспечения и базы данных
Прочие непроизведенные активы
Амортизация недвижимого имущества учреждения
Амортизация иного движимого имущества учреждения
Амортизация прав пользования активами
Амортизация имущества, составляющего казну
Амортизация прав пользования нематериальными активами
Амортизация имущества учреждения в концессии
Амортизация жилых помещений
Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений)
Амортизация инвестиционной недвижимости
Амортизация машин и оборудования
Амортизация транспортных средств
Амортизация инвентаря производственного и хозяйственного
Амортизация биологических ресурсов
Амортизация прочих основных средств
Амортизация научных исследований (научно-исследовательских разработок)
Амортизация опытно-конструкторских и технологических разработок
Амортизация программного обеспечения и баз данных
Амортизация иных объектов
Амортизация прав пользования непроизведенными активами
Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны
Амортизация движимого имущества в составе имущества казны
Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны
Амортизация имущества казны в концессии
Амортизация жилых помещений в концессии
Лекарственные препараты и медицинские материалы
Прочие материальные запасы
Вложения в нефинансовые активы
Вложения в недвижимое имущество
Вложения в иное движимое имущество
Вложения в объекты финансовой аренды
Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны
Вложения в права пользования нематериальными активами
Вложения в имущество концедента
Вложения в основные средства
Вложения в права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)
Вложение в права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками
Вложения в права пользования программным обеспечением и базами данных
Вложения в права пользования иными объектами интеллектуальной собственности
Вложения в непроизведенные активы
Вложения в материальные запасы
недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны
Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны
Вложения в ценности государственных фондов России
нематериальные активы государственной (муниципальной) казны
государственной (муниципальной) казны
Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны
недвижимое имущество концедента
Вложения в движимое имущество концедента
нематериальные активы концедента
Вложения в непроизведенные активы концедента
Нефинансовые активы в пути
Недвижимое имущество учреждения в пути
Иное движимое имущество учреждения в пути
Основные средства в пути
Материальные запасы в пути
Нефинансовые активы имущества казны
Нефинансовые активы, составляющие казну
Недвижимое имущество, составляющее казну
Движимое имущество, составляющее казну
Ценности государственных фондов России
Нематериальные активы, составляющие казну
Непроизведенные активы, составляющие казну
Материальные запасы, составляющие казну
Прочие активы, составляющие казну
Нефинансовые активы, составляющие казну, в концессии
Недвижимое имущество концедента, составляющее казну
Движимое имущество концедента, составляющее казну
Нематериальные активы концедента, составляющие казну
Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну
Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг
Себестоимость готовой продукции, работ, услуг
Себестоимость готовой продукции, работ, услуг
Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг
Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг
Права пользования активами
Права пользования нефинансовыми активами
Права пользования жилыми помещениями
Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)
Права пользования машинами и оборудованием
Права пользования транспортными средствами
Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным
Права пользования биологическими ресурсами
Права пользования прочими основными средствами
Права пользования непроизведенными активами
Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)
Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками
Права пользования программным обеспечением и базами данных
Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности
Обесценение нефинансовых активов
Обесценение недвижимого имущества учреждения
Обесценение иного движимого имущества учреждения
Обесценение прав пользования активами
Обесценение прав пользования нематериальными активами
Обесценение жилых помещений
Обесценение нежилых помещений (зданий и сооружений)
Обесценение машин и оборудования
Обесценение транспортных средств
Обесценение инвентаря производственного и хозяйственного
Обесценение прочих основных средств
Обесценение научных исследований (научно-исследовательских разработок)
Обесценение опытно-конструкторских и технологических разработок
Обесценение программного обеспечения и баз данных
Обесценение иных объектов
Обесценение ресурсов недр
Резерв под снижение стоимости материальных запасов
Резерв под снижение стоимости готовой продукции
Резерв под снижение стоимости товаров
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Бюджетный учет нематериальных активов в 2021 году
Чем руководствоваться
Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы» утвердил приказ Минфина России от 15.11.2019 № 181н.
Он действует с бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности 2021 года. А при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета его применяют с 1 января 2021 года.
СГС «Нематериальные активы» охватывает следующие вопросы, связанные с учётом НМА:
Методические рекомендации по применению ФСБУ госфинансов «Нематериальные активы» приведены в письме Минфина России от 30.11.2020 № 02-07-07/104384. Это подробный документ с разъяснениями, примерами и расчетами для бухгалтеров, который охватывает обозначенные выше вопросы учёта и отчетности по НМА.
Дополнение к Методическим рекомендациям
Минфин письмом от 02.04.2021 № 02-07-07/25218 дополнил указанные Методические рекомендации по применению стандарта «Нематериальные активы».
Появление этого письма связано с поступающими вопросами учреждений, а также для обеспечения единого подхода при отражении в бухгалтерском (бюджетном) учете операций с объектами нематериальных активов (объектами прав пользования НМА). Особенно при первом применении этого федерального стандарта.
В итоге Минфин дополнил методичку для НМА пятью новыми ситуациями и их решением.
Расходы, отраженные до даты обязательного применения СГС «Нематериальные активы» (до 01.01.2021) на счете 040150000, на приобретение неисключительных прав срок полезного использования которых на 01.01.2021 не более 12 месяцев (отраженных на забалансовом счете 01) относят на финансовый результат первым рабочим днем года применения стандарта «Нематериальные активы» (разд. 11 Методических рекомендаций).
При этом независимо от срока полезного использования неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, приобретенных (созданных) субъектом учета до 01.01.2021, информацию о таких правах отражали на забалансовом счете 01.
Признание в бюджетном учете неисключительных прав на РИД, расходы по которым до 01.01.2021 не подлежали балансовому учету (относили на фин. результат текущего периода), в связи с вступлением в силу СГС «Нематериальные активы» осуществляют операциями межотчетного периода — по Дт 01116X353 «Увеличение прав пользования НМА с неопределенным сроком полезного использования» и Кт 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» по справедливой стоимости.
При невозможности ее установить — по стоимости, определяемой в объеме фактических вложений (затрат) учреждения, произведенных при их приобретении (создании) по договору (госконтракту).
При невозможности определения такой стоимости: в условной оценке — один объект, один рубль.
При этом в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) уточняют информацию об объектах НМА, классифицированных на 01.01.2021 как нематериальные активы с неопределенным сроком использования.
Пример. Затраты на разработку товарного знака, созданного собственными силами — работниками учреждения включают:
Расходы на созданные своими силами товарные знаки не формируют стоимость объектов НМА. Их признают в качестве расходов текущего периода.
Вместе с тем, согласно п. 9 СГС «Нематериальные активы», инвентарным объектом НМА признается совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности (средства индивидуализации) согласно патенту, свидетельству и/или возникающих из договора (госконтракта), иного правоустанавливающего документа, подтверждающего право на созданные результаты интеллектуальной деятельности (на средства индивидуализации).
Затраты на регистрацию исключительного права на товарный знак в сумме расходов на оплату регистрационных пошлин формируют стоимость объекта нефинансовых активов, подлежащего признанию в учете в составе группы НМА, на основании свидетельства на товарный знак.
Исключительные права на товарные знаки, отраженные в отчетности за 2020 год на 01.01.2021 на счете 010200000 «Нематериальные активы», учитывают в порядке, применяемом до вступления в силу Стандарта (до 01.01.2021), с учетом начисления амортизации только в части тех объектов, по которым сроки полезного использования определены.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2021 году
Бюджетный учет в казенных учреждениях — это упорядоченная система сбора, обработки и хранения всей информации в денежном выражении, которая касается любого имущества, обязательства и их движения. КУ имеют ряд отличительных особенностей от других экономических субъектов. Они кроются в способах организации и ведения бухучета.
Правовое регулирование
Казенщики являются отдельным типом государственных и муниципальных организаций, созданных для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Правила организации и ведения бухучета в казенных учреждениях регламентируют:
В основную систему нормативного регулирования бухучета относят региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.
Новое в бюджетном учете в 2021 году
В 2021 году учет, отчетность и налогообложение казенного учреждения ведется с обязательным применением новых ФСБУ:
Стандарты применяйте в учете с 01.01.2021, а в отчетности — начиная с отчетности 2021 года.
В 2020 ввели такие ФСБУ:
С отчетности 2020 года применяются положения ФСБУ «Отчет о движении денежных средств», которые касаются отражения информации о производных финансовых инструментах. Кроме того, учитывайте изменения при составлении годовой отчетности для казенных учреждений за 2020 год: Минфин скорректировал инструкции №33н и 191н (Приказы №292н от 30.11.2020, №311н от 16.12.2020). Вот что изменилось:
Новые стандарты бухучета с 2021 года
Семь новых ФСБУ определили, что бухучет в 2021 году ведут уже по-новому. Изменены счета и инструкция по бухгалтерскому учету в казенных учреждениях в 2021 году, введен порядок учета нематериальных и непроизведенных активов. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».
С 2021 года все выплаты персоналу делятся на две группы:
Порядок оценки и бухучета выплат персоналу зависит от группы. Текущие учитывают в составе принятых обязательств по оплате труда и начислениям на них, а отложенные — в составе резерва, на счете 0 401 60 000.
С января 2021 года права пользования нематериальными активами отражаются на новых подстатьях КОСГУ:
Изменены требования к отражению прав на земельные участки в отчетах бюджетных учреждений. Если впервые применяется стандарт «Непроизведенные активы», следует переоценить земельные участки на балансе и внесенные в ЕГРН до кадастровой стоимости.
Казенным организациям необходимо скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения бухучета, то есть обновить учетную политику. Утвердить эти изменения следовало еще в декабре 2020 года. Проверьте, все ли изменения включены в учетную политику на 2021 год в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».
Другие изменения
Чиновники скорректировали практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Минфин опубликовал новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — Приказ №85н от 06.06.2019 в редакции Приказа №267н от 16.11.2020. Общая структура КБК сохранена, но изменения есть, и их довольно много.
Нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. При учете применяется новая редакция Приказа №209н. Добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.
В Инструкцию 162н внесены изменения Приказом №246н от 28.10.2020. Скорректированная таблица плана счетов казенного учреждения на 2021 год выглядит следующим образом:
Наименование счета | Номер счета | |||||||||
код | ||||||||||
аналитический по БК | вида деятельности | синтетического учета | аналитический по КОСГУ | |||||||
объекта учета | группы | вида | ||||||||
номер разряда счета | ||||||||||
1–17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
1 | 2 | |||||||||
БАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА | ||||||||||
Раздел 1. НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | 3 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Санкционирование расходов в бюджетном учете
Отличительной особенностью учета в казенных организациях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч. 0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую применяет организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.
Бухгалтерские проводки по санкционированию расходов казенных организаций следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.
Актуальные проводки по санкционированию в казенном учреждении с примерами 2021 года:
Сумма обязательств, принятых по контракту, заключенному по итогам осуществления конкурентных способов определения поставщиков, исполнителей, подрядчиков
Операция в иных случаях принятия обязательств
Суммы, принятые учреждением за счет ранее сформированных отложенных обязательств
Как правильно составлять любые бухгалтерские проводки, читайте в статье «Проводки в бухгалтерском учете: что это и как используется».
Отчетность казенного учреждения в 2021 году
Полный состав бюджетной отчетности для казенных организаций установлен Приказом Минфина №191н. С особенностями составления бюджетных отчетных форм и актуальными бланками ознакомьтесь в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».
Большинство вопросов бухгалтеров связаны с составлением пояснительной записки к годовому отчету казенного учреждения.
Форма пояснительной записки (ф. 0503160) состоит из пяти разделов:
Каждый из разделов отчета содержит в себе специальные табличные формы и текстовую информацию — пояснения к показателям годовой отчетности.
Распорядитель бюджетных средств вправе установить дополнительные отчетные формы, детализированную информацию и отраслевые требования по формированию пояснительной записки. Требования доводят до казенщиков отдельным распорядительным актом.
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
- Что такое древнерусская литература 9 класс определение кратко
- Что такое стандарт образования определение