Что такое неготовый маршрут
Определение отдельных видов брака в поездной и маневровой работе
1. Прием поезда на занятый путь. Прибывающий поезд проследовал (хотя бы частью локомотива) открытый входной или пригласительный сигнал или получил разрешение на следованием порядком, установленным ИДП при маршруте, заготовленном на путь, занятый подвижным составом.
2. Отправление поезда на занятый перегон. При открытом выходном или по врученному машинисту разрешению на занятый перегон и по получению сигнала или указания об отправлении поезда отправился (или проследовал без остановки) и проехал выходной сигнал данного типа хотя бы частью локомотива, в то время как впереди расположенный перегон занят поездом или подвижным составом.
3. Прием поезда по неготовому маршруту.Прибывающий поезд проследовал открытый входной или пригласительный сигнал или получил разрешение на следование на станцию порядком, установленными ИДП, при неправильном приготовленном или неготовом маршруте, ведущем на путь, не занятый ПС, а также, когда поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на неэлектрофицированный путь, на путь с другим родом тока или на путь со снятым напряжением в контактном проводе.
4. Отправление поезда по неготовому маршруту. При открытом выходном сигнале или по врученному машинисту разрешению на занятие перегона и получению сигнала или указания об отправлении поезда отправился и проехал выходной сигнал данного пути хотя бы частью локомотива при неготовом или неправильном приготовленном маршруте, ведущем на свободный перегон, а также когда поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на неэлектрофицированный путь, на путь со снятым напряжениям в контактном проводе или другим родом тока.
5. Уход ПС на маршрут приема, отправления поезда или на перегон. Уход вагона на маршрут приема или отправление поезда, а также уход вагонов на станциях за придельный столбик, со станции на перегон и с перегона на станцию.
6. Столкновение поездов и ПС. Соударение поездов с другими поездами и ПС на перегонах и станциях, а также соударение ПС при маневрах, экипировки и при других передвижениях, в результате которых произошло повреждение ПС в объеме текущего отцепочного ремонта и более.
7.Сход ПС. Когда хотя бы одно колесо сместилось со своего нормального положения на головке рельса и для его постановки на рельсы требуется применение подъемных средств и приспособлений.
8. Остановка поезда на перегоне с занятием его более 30мин. сверх установленного расписанием. Остановки поезда из-за неисправности технических средств транспорта с занятием перегона более 30мин. сверх времени, установленного расписанием, а также остановки с занятием перегона более 30мин. сверх времени, установленного расписанием, вызванные необходимостью проверки электрических схем на электровозах и тепловозах.
9. Отцепки вагона от пассажирского или грузового поезда в пути следования из-за технических неисправностей. Отцепка произведена на любой из станций (кроме конечной) установленного приказом начальника дороги гарантийного плеча (независимо от наличия в пределах гарантийного плеча контрольных постов или ДИСК, КТСМ).
10. Перекрытие разрешающего показания сигнала на запрещающее.Из-за неисправности устройств СЦБ, рельсовых цепей, выключения электроэнергии или из-за ошибки ДСП (сигналиста) поезд или маневровый состав проследовал запрещающий сигнал. Если после перекрытия машинист мог остановить поезд (маневровый состав) перед сигналом, но не принял необходимых мер и проехал его, то такой случай учитывается как проезд запрещающего сигнала.
11. Развал груза в пути следования. Падение груза или части его на пути, а также смещение, разворот, расстройство крепление груза и другие неисправности, вызвавшие выход груза за установленный габарит погрузки или ПС.
12. Взрез стрелки. Когда реборда колеса отжимает прижатый к рамному рельсу остряк как пошерстном так и противошерстном направлении движении ПС.
3 Классификация нарушений безопасности движения
Нарушения безопасности движения в поездной и маневровой работе на Белорусской железной дороге классифицируются как:
1. крушения поездов;
3. особые случаи брака в работе;
4. случаи брака в работе.
1. К КРУШЕНИЯМпоездов относятся:
столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди, или повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.
2. К АВАРИЯМ относятся:
А. столкновения пассажирских поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских поездах на перегонах и станциях, не имеющие последствий крушений, но в результате которых повреждены локомотивы или вагоны соответственно в объемах ремонта ТР-2 и деповского или более сложных ремонтов;
Б. столкновения грузовых поездов с другими грузовыми поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в грузовых поездах на перегонах и станциях, не имеющие последствий крушений, но в результате которых допущено повреждение локомотивов или вагонов в объеме капитального ремонта;
В. столкновения и сходы подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, в результате которых: погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди, или повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.
3. К ОСОБЫМ СЛУЧАЯМ БРАКА В РАБОТЕ относятся:
§ столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях, не имеющие последствий крушений и аварий;
§ прием поезда на занятый путь;
§ отправление поезда на занятый перегон;
§ прием или отправление поезда по неготовому маршруту;
§ проезд запрещающего сигнала или предельного столбика;
§ перевод стрелки под поездом;
§ уход подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон;
§ развал груза в пути следования;
§ излом оси, осевой шейки или колеса;
§ излом боковины или надрессорной балки тележки вагона;
§ обрыв хребтовой балки подвижного состава;
§ отцепка вагона от пассажирского поезда в пути следования из-за технических неисправностей;
§ отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;
§ порча локомотива с требованием вспомогательного локомотива в пассажирском поезде;
§ неограждение сигналами опасного места для движения поездов при производстве работ;
§ ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания;
§ столкновение поезда с автотранспортным средством или другой самоходной машиной, допущенное по вине железнодорожников;
§ перекрытие разрешающего показания сигнала на запрещающее, вызвавшее проезд запрещающего сигнала (на станции).
4. К СЛУЧАЯМ БРАКА В РАБОТЕотносятся:
¨ отцепка вагона от грузового поезда в пути следования из-за технических неисправностей;
¨ саморасцеп автосцепок в поезде;
¨ отцепка вагона от поезда на промежуточной станции из-за нарушения технических условий погрузки, угрожающего безопасности движения;
¨ неисправность устройств АЛСН на локомотиве в пути следования, в результате которой затребован вспомогательный локомотив;
¨ обрыв автосцепки подвижного состава;
¨ падение на путь деталей подвижного состава;
¨ неисправности пути, подвижного состава, устройств СЦБ и связи, контактной сети, электроснабжения и других технических средств, в результате которых допущена задержка поезда на перегоне хотя бы по одному из путей или на станции сверх времени, установленного графиком движения, на один час и более;
¨ неисправность пути, потребовавшая выдачи поездным диспетчером по заявке начальника вагона-путеизмерителя приказа о закрытии движения на участке или ограничения скорости движения поездов до 15 км/час;
¨ сходы подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, не имеющие последствий аварий;
¨ столкновения подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, не имеющие последствий аварий, но при которых повреждены локомотивы в объеме ремонта ТР-1 или вагоны в объеме текущего отцепочного ремонта (или более сложных ремонтов подвижного состава).
Нормативные документы по безопасности движения поездов. Основы технологии управления безопасност.ью. Принципы управления БД. Стратегия управления БД. Нормирование показателей БД. Принципы нормирования.
Основными норм. докум. явл:
— Закон РБ о ЖД транспорте, ст. 24;
— Отраслевые инструкции по обеспечению безопасности:
1) при производстве путевых работ;
2) при эксплуатации сигнализации;
3) эксплуатация тормозов ПС и др.
— ППГ, в том числе опасных грузов;
— Технические условия погрузки и крепления грузов;
— Инструкция по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов;
— Приказы руководства дороги и отделений дороги по обеспечению БД;
На каждом отделении есть свои условия содержания тех. ус-в.
Управление БД – это совокупность мер по внесению изменений в нормативные требования организацию обеспечения БД, в целях повышения уровня БД. Сущность управления БД состоит в разработке и реализации мер, уменьшающих число НБД, транспортных происшествий и повышающих надежность работы технических средств, персонала и транспортной ж.д. системы в целом.
Решение задач по управлению БД, основано на всестороннем анализе достоверных данных по нарушениям причин отказа технических средств, ошибок персонала.
Технология управления БД:
1)Осуществление контроля и сбора данных о фактическом выполнении требований БД; 2) Анализ данных;3)Выработка и реализация управляющих воздействий, направленных на повышение БД; 4)Проверка исполнения управляющих воздействий
Объекты контроля:
1) технические средства; 2)объект контроля персонала; 3) документация; 4)технологии
Задачи анализа:
1) выявление недостатков ТС, негативных факторов; 2)прогноз уровня БД;
3) разработка рекомендаций
Выработка и реализация управляющих воздействий сводится к подготовке директивных документов. Основным директивным документом на Бел. Ж.д. является приказ №4 Н «О комплексной системе управления БД на Бел. Ж.д.»
К задачам стратегии относятся:
· обоснование допустимых уровней риска и показателей безопасности на основе анализа состояния и перспективы развития хозяйств отрасли;
· обоснование норм безопасности при формировании нормативно-правовой базы с учетом гармонизации их с международными документами;
· оценка текущего состояния и прогнозирование изменения значений показателей безопасности движения для конкретных участков железных дорог;
· выявление потенциальных областей риска и оценка возможности предотвращения или минимизации их возникновения;
· моделирование возникновения рисков на основе их систематического прогнозирования и оценки;
· создание управленческих инструментов и механизмов;
· определение необходимых ресурсов и их оптимальное распределение;
· разработка и осуществление контроля над реализацией программ повышения безопасности;
· обеспечение ситуационного контроля за оперативной работой и координация работы хозяйств в случаях нарушения безопасности.
Особенность функциональной стратегии состоит в том, что наряду с количественными статистическими методами оценки уровня безопасности предполагается изменение самого подхода к системе управления.
Этические нормативы – нормативы относительно норм морали и нравственности конкретного общества.
При таком подходе следует принимать во внимание, что абсолютной БД достичь невозможно. Кроме того, уровень БД зависит не только от объема ресурсов, выделяемых на его обеспечение, но и от степени развития науки, техники и технологической базы общества. Результаты нормирования показателей БД в соотв. с этими двумя подходами не всегда совпадают. При этом возможны 2 случая: экономически целесообразное значение показателя БД оказывается больше этического, и тогда оно приним. в качестве норматива; этически необходимое значение показателя БД оказывается больше экономически целесообразного и тогда уже первое приним. в качестве норматива. Этич. норматив устан-ся относит. одного вида потерь: потери жизни и здоровья пасс-ра.
Если этический норматив окажется более жестким, чем экономически целесообразный, то на его основе должны устанавливаться и нормативы безопасности отдельных структурных составляющих подсистем поездной и маневровой работы.
5 Порядок служебного расследования нарушений безопасности движения. Общие положения по служебному расследованию
Служебное расследование нарушений БД в поездной и маневровой работе в зависимости от классификации (крушения, аварии, особые случаи брака в работе, случаи брака в работе) производят руководители дороги, служб, отделений, аппарата главного ревизора по БД поездов дороги и отделений, руководители линейных предприятий.
Руководство отделения железной дороги и соответствующего линейного предприятия несет ответственность за сохранность рельсов, деталей подвижного состава и других предметов. Ответственность за правильность классификации нарушения БД, отнесенного к крушению или аварии, своевременное и полное оформление материалов расследования и представление их в установленные сроки в Управление дороги несет начальник отделения дороги.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 21.08.2017 N 1697р (ред. от 30.01.2019) «Об утверждении положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО «РЖД»
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 августа 2017 г. N 1697р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА ТРАНСПОРТНЫХ
ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЫХ СОБЫТИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ
БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА НА ИНФРАСТРУКТУРЕ ОАО «РЖД»
В связи с внесением изменений в Положение о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденное приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. N 344 (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2015 г. N 36209), и в целях реализации полномочий владельца инфраструктуры при организации расследования транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО «РЖД»:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО «РЖД».
2. Признать утратившими силу:
распоряжение ОАО «РЖД» от 8 мая 2015 г. N 1185р «Об утверждении Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО «РЖД»;
распоряжение ОАО «РЖД» от 30 ноября 2015 г. N 2780р «О внесении изменений в Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО «РЖД»;
пункт 3 распоряжения ОАО «РЖД» от 13 сентября 2016 г. N 1882р «О Порядке совмещения профессий (должностей) в филиалах ОАО «РЖД».
Президент ОАО «РЖД»
О.В.БЕЛОЗЕРОВ
Утверждено
распоряжением ОАО «РЖД»
от 21.08.2017 N 1697р
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА ТРАНСПОРТНЫХ
ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЫХ СОБЫТИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ
БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА НА ИНФРАСТРУКТУРЕ ОАО «РЖД»
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Положением о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденным приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. N 344 (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2015 г. N 36209), определяет порядок:
взаимодействия комиссий ОАО «РЖД» с представителями сторонних организаций и Ространснадзора;
оформления материалов расследования, их хранения, предоставления органам государственной власти и сторонним организациям;
проведения совещаний по рассмотрению обстоятельств и причин возникновения нарушений безопасности движения;
учета нарушений безопасности движения и предоставления отчетных данных об их количестве в Ространснадзор и его территориальные управления.
2. В настоящем Положении используются следующие термины и понятия:
II. Требования к информированию о нарушениях
безопасности движения
Первоначальная информация о допущенном нарушении безопасности движения должна содержать дату, время, место возникновения, обстоятельства и последствия нарушения безопасности движения, выявленные на момент информирования.
4. Уточненная информация о допущенном нарушении безопасности движения по мере ее получения предоставляется в Ситуационный центр незамедлительно.
Информация о нарушениях безопасности движения, которые могут привести к серьезным осложнениям в графике движения поездов, предоставляется с указанием сведений о сложившейся поездной обстановке и принимаемых мерах по нормализации движения поездов.
Информация о нарушениях безопасности движения, в результате которых допущено причинение тяжкого вреда здоровью пассажиров или работников ОАО «РЖД», передается с указанием фамилий пострадавших, места их жительства и мерах по оказанию необходимой помощи с учетом требований Федерального закона «О персональных данных».
5. Начальник железной дороги устанавливает порядок информирования о нарушениях безопасности движения, допущенных в границах железной дороги:
органов управления железной дороги, региональных дирекций (центров, служб), региональных центров безопасности;
территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Ространснадзора, органов прокуратуры, Следственного комитета, внутренних дел и местного самоуправления, осуществляющих деятельность в границах железной дороги;
Порядок информирования о нарушениях безопасности движения устанавливается с учетом требований:
Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 7 июля 1997 г. N 382;
Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. N 344;
Порядка оперативного оповещения руководителей ОАО «РЖД» о транспортных происшествиях, иных событиях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, чрезвычайных ситуациях на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД», а также задержках высокоскоростных и скоростных поездов, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 22 июня 2015 г. N 1544р;
Положения о системе информационного реагирования ОАО «РЖД» на нештатные ситуации и Инструкции о действиях регионального ответственного за информационное реагирование на нештатные ситуации, утвержденных приказом ОАО «РЖД» от 9 января 2017 г. N 1;
Регламента взаимодействия Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями с аппаратом управления ОАО «РЖД», железными дорогами, функциональными филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД» в штатном режиме функционирования и в режиме ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 13 июня 2012 г. N 1171р.
III. Порядок образования комиссий ОАО «РЖД»
для расследования нарушений безопасности движения
6. Для расследования нарушений безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД» образуются комиссии ОАО «РЖД», состав которых определяется в зависимости от первоначальной информации о последствиях и вероятных причинах допущенного нарушения безопасности движения.
7. Начальник железной дороги является председателем и определяет состав комиссии ОАО «РЖД» для расследования следующих нарушений безопасности движения:
происшествие при перевозке (транспортировке) опасных грузов, приведшее к чрезвычайным ситуациям межрегионального и федерального характера;
столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, сход железнодорожного подвижного состава на перегонах и станциях при поездной работе, не имеющие последствий крушений и аварий;
прием поезда на занятый путь;
отправление поезда на занятый перегон;
несанкционированное движение железнодорожного подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон;
проезд железнодорожным подвижным составом запрещающего сигнала светофора или предельного столбика.
В состав указанной комиссии включаются:
руководители соответствующих региональных дирекций (центров, служб);
руководители соответствующих структурных подразделений (подразделений) региональных дирекций (центров, служб);
руководители региональной службы (отдела) развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре при транспортном происшествии, событии с пассажирским, почтово-багажным, грузопассажирским, людским поездом (по решению председателя комиссии);
другие уполномоченные представители дочерних обществ и сторонних организаций, причастных к возникновению нарушения безопасности движения (по решению председателя комиссии ОАО «РЖД»).
8. Первый заместитель начальника железной дороги является председателем и определяет состав комиссии ОАО «РЖД» для расследования следующих нарушений безопасности движения:
перевод стрелки под железнодорожным подвижным составом;
излом (обрыв) литых деталей железнодорожного подвижного состава (оси, осевой шейки или колеса, боковой рамы, надрессорной балки, хребтовой балки);
прием или отправление поезда по неготовому маршруту;
развал груза в пути следования, угрожающий безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В состав указанной комиссии включаются:
дорожный отраслевой ревизор по безопасности движения поездов;
руководители соответствующих региональных дирекций (центров, служб);
руководители соответствующих структурных подразделений (подразделений) региональных дирекций (центров, служб);
руководители региональной службы (отдела) развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре при транспортном происшествии, событии с пассажирским, почтово-багажным, грузопассажирским, людским поездом (по решению председателя комиссии);
другие уполномоченные представители дочерних обществ и сторонних организаций, причастных к возникновению нарушения безопасности движения (по решению председателя комиссии ОАО «РЖД»).
9. Заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению) является председателем и определяет состав комиссии ОАО «РЖД» для расследования следующих нарушений безопасности движения:
столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, сход железнодорожного подвижного состава при маневровой работе, экипировке или других передвижениях, не имеющее последствий крушений и аварий;
происшествие при перевозке (транспортировке) опасных грузов, приведшее к чрезвычайным ситуациям локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера;
столкновение железнодорожного подвижного состава с транспортным средством на железнодорожном переезде, не имеющее последствий крушений и аварий;
излом рельса под железнодорожным подвижным составом;
отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;
затопление, пожар, нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры ОАО «РЖД», вызвавшие полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из путей на перегоне на один час и более.
В состав указанной комиссии включаются:
отраслевой ревизор по безопасности движения поездов (по территориальному управлению);
руководители соответствующих региональных дирекций (центров, служб);
руководители соответствующих структурных подразделений (подразделений) региональных дирекций (центров, служб);
руководители региональной службы (отдела) развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре при транспортном происшествии, событии с пассажирским, почтово-багажным, грузопассажирским, людским поездом (по решению председателя комиссии);
другие уполномоченные представители дочерних обществ, сторонних организаций, причастных к возникновению нарушения безопасности движения (по решению председателя комиссии ОАО «РЖД»).
10. Руководитель региональной дирекции (центра, службы) является председателем и определяет состав комиссии ОАО «РЖД» для расследования следующих нарушений безопасности движения:
происшествие, связанное с несанкционированным движением по железнодорожным путям транспортного средства, или столкновение железнодорожного подвижного состава с транспортным средством вне установленного железнодорожного переезда, не имеющие последствий крушений и аварий;
ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания сигнала вместо показания, требующего продолжения следования поезда с уменьшенной скоростью;
отцепка вагона от грузового поезда в пути следования на перегонах или промежуточных железнодорожных станциях из-за нагрева букс;
отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда в пути следования;
саморасцеп автосцепок в поездах;
обрыв автосцепки железнодорожного подвижного состава;
возгорание груза в вагоне или контейнере при его эксплуатации;
повреждение или отказ локомотива, вызвавшие вынужденную остановку пассажирского поезда на перегоне или промежуточной станции, если дальнейшее движение поезда продолжено с помощью вспомогательного локомотива;
отмена отправления пассажирского поезда с железнодорожной станции отправления или высадка пассажиров из поезда на промежуточной железнодорожной станции из-за технической неисправности железнодорожного подвижного состава;
отцепка вагона от поезда на промежуточной железнодорожной станции из-за нарушения технических условий погрузки грузов, багажа или грузобагажа;
падение на путь деталей железнодорожного подвижного состава;
наезд железнодорожного подвижного состава на механизмы, оборудование и посторонние предметы (объекты).
В состав указанной комиссии включаются руководители соответствующих структурных подразделений (подразделений) региональных дирекций (центров, служб).
В случае если по первоначальной информации к нарушению безопасности движения, указанному в настоящем пункте, причастны работники структурных подразделений более одного функционального филиала ОАО «РЖД», председатель и состав комиссии ОАО «РЖД» определяются первым заместителем начальника железной дороги.
В случае образования комиссии, указанной в настоящем пункте, ранее образованная комиссия упраздняется. Председатель упраздненной комиссии включается в состав комиссии, образованной в соответствии с настоящим пунктом.
12. Комиссия ОАО «РЖД» образовывается оперативным приказом, в котором указываются председатель и члены комиссии, а также расследуемое нарушение безопасности движения.
Оперативный приказ с помощью любых доступных средств связи доводится до сведения членов комиссии ОАО «РЖД»:
Члены комиссии ОАО «РЖД», указанные в соответствующем оперативном приказе, обязаны прибыть к месту расследования нарушения безопасности движения и провести его в соответствии с настоящим Положением.
13. Организация расследования возлагается на председателя комиссии ОАО «РЖД». Его указания (поручения) являются обязательными для исполнения всеми работниками ОАО «РЖД», привлекаемыми к выявлению обстоятельств и причин возникновения нарушения безопасности движения.
Председатель комиссии ОАО «РЖД» несет персональную ответственность за качество расследования и урегулирование всех разногласий по вопросу причины возникновения нарушения безопасности движения.
14. Работа комиссии ОАО «РЖД» считается завершенной после оформления и подписания технического заключения в порядке, установленном настоящим Положением.
IV. Порядок действий комиссии ОАО «РЖД» на месте нарушения
безопасности движения
15. Место нарушения безопасности движения осматривается на предмет наличия признаков несанкционированного вмешательства в функционирование объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» и железнодорожного подвижного состава, наложения посторонних предметов на железнодорожный путь и его расшивки, разборки рельсовых скреплений, пропажи деталей железнодорожного подвижного состава, элементов верхнего строения пути, других предметов, груза или его отдельных частей, средств крепления груза.
16. На месте нарушения безопасности движения и в ходе расследования осуществляются следующие действия:
принимаются меры по оказанию помощи пострадавшим, восстановлению движения и ликвидации последствий;
определяются время и скорость железнодорожного подвижного состава, при которой допущено нарушение безопасности движения, режимы управления, торможения и тормозной путь;
фиксируются погодные условия на момент возникновения нарушения безопасности движения;
снимаются показания с приборов регистрации, расшифровываются служебные переговоры, имеющие отношение к допущенному нарушению безопасности движения;
изымаются скоростемерная лента (накопитель информации систем регистрации параметров движения поезда), ленты путеизмерительных средств и файлы регистрации дефектоскопных средств, натурный лист поезда, перевозочные документы, справка об обеспечении поезда тормозами и их действии, бланк предупреждения об ограничении скорости движения, маршрутный лист машиниста и журнал технического состояния локомотива, моторвагонного подвижного состава или специального железнодорожного подвижного состава;
проводятся контрольные проверки работы тормозов поезда, устройств радиосвязи и приборов безопасности на локомотиве, значения и видимости сигналов, состояния и работы устройств автоматики и телемеханики, связи, электрификации и электроснабжения, технической и технологической документации каждого хозяйства, причастного к нарушению безопасности движения, на ее соответствие установленным требованиям, расчеты схемы размещения и крепления груза или эскиза погрузки, а также средств крепления груза, измерения изломанных деталей (рельсов, осевой шейки колесной пары, оси железнодорожного подвижного состава, других деталей, груза или его отдельных частей), ручные промеры пути при наличии схода железнодорожного подвижного состава, в ходе которых контролируется ширина колеи и положение пути по уровню (через 1 м пути на длине участка 100 м перед местом схода и на расстоянии 50 м за местом схода), снимаются оттиски с мест их клеймения, делаются эскизы с изломанных частей, замеряется боковой износ рельсов (с шагом 1 м в зоне предполагаемого схода и на расстоянии 100 м перед местом схода), если имело место перекатывание колеса через головку рельса, измеряется стрела изгиба от хорды (длиной 20 м или Юме шагом 2 м по 100 м в обе стороны от места схода);
производятся видео- или фотосъемка общего вида последствий нарушения безопасности движения, в том числе при наличии следов схода железнодорожного подвижного состава с рельсов (с указанием их координат), повреждений железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры ОАО «РЖД», положения деталей и узлов железнодорожного подвижного состава, средств крепления грузов, деталей и механизмов, обнаруженных посторонних предметов, контрольное взвешивание грузов, выписки из установленных учетно-отчетных форм об использовании железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры ОАО «РЖД», которые могут иметь значение для выявления причины возникновения нарушения безопасности движения, а также извлечения из правил, инструкций, регламентов и других нормативных документов;
составляются схемы повреждений пути и расположения железнодорожного подвижного состава, следов его схода с рельсов с привязкой к километру и пикетам, начала схода и места остановки железнодорожного подвижного состава, расположения обнаруженных посторонних предметов, изломанных деталей, положения деталей железнодорожного подвижного состава и схема фактического формирования поезда, акты осмотра места нарушения безопасности движения, технического состояния железнодорожного подвижного состава, в том числе не сошедшего с рельсов (технического состояния тормозной магистрали, ходовых частей, наличия характерных повреждений на поверхности катания колесных пар и др.), объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» (параметры пути, устройств автоматики и телемеханики, связи, электрификации и электроснабжения), размещения, крепления и состояния груза, имеющие значение для выявления причины нарушения безопасности движения, состояния и работы технических средств безопасности движения, имеющих отношение к его возникновению;
осуществляются иные действия, необходимые для выявления причины возникновения нарушения безопасности движения.
Все акты, схемы, фотоснимки, видеозаписи, эскизы, результаты проведенных экспериментов, расчетов, исследований и другие документы составляются и подписываются работниками ОАО «РЖД», непосредственно привлеченными к расследованию по указанию (поручению) председателя комиссии ОАО «РЖД».
Указанные в настоящем пункте действия осуществляются при необходимости для каждого нарушения безопасности движения.
17. Работники ОАО «РЖД», оказавшиеся непосредственными участниками нарушения безопасности движения, могут направляться на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения в порядке, установленном Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
18. Руководители структурных подразделений (подразделений) региональных дирекций (центров, служб) ОАО «РЖД», причастных к допущенному нарушению безопасности движения, в течение всего периода расследования обеспечивают сохранность элементов верхнего строения пути, деталей железнодорожного подвижного состава, предметов груза и средств их крепления, лент скоростемера (файлов накопителя информации систем регистрации параметров движения поезда), лент или файлов регистраторов вагонов-путеизмерителей (путеизмерительных тележек), вагонов-дефектоскопов (дефектоскопных тележек), перевозочных документов на груз, записей видеонаблюдения и регистраторов переговоров, других предметов и документов, которые могут иметь значение для выявления причины возникновения нарушения безопасности движения. Решение о сроке их дальнейшего хранения и о необходимости их направления на экспертизу принимает председатель комиссии ОАО «РЖД».
19. Результаты работы комиссии ОАО «РЖД» оформляются техническим заключением, составленным в соответствии с Методическими рекомендациями по написанию технических заключений при расследовании нарушений безопасности движения, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 16 июля 2012 г. N 1396р.
Техническое заключение подписывается председателем и членами комиссии ОАО «РЖД», указанными в соответствующем оперативном приказе, должностными лицами региональных дирекций (центров, служб), по ответственности которых допущено нарушение безопасности движения, а также иными должностными лицами, включенными в состав комиссии в соответствии с настоящим Положением.
Техническое заключение оформляется в сроки, установленные пунктом 13 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. N 344.
Срок оформления технического заключения может быть продлен по решению Ространснадзора на основании мотивированного обращения председателя комиссии ОАО «РЖД», направленного за сутки до окончания ее работы в территориальные органы Ространснадзора в пределах региона транспортного обслуживания железных дорог в порядке, установленном пунктом 14 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. N 344.
20. Все разногласия о причинах возникновения нарушения безопасности движения, возникшие у членов комиссии ОАО «РЖД», являющихся должностными лицами ОАО «РЖД», должны быть урегулированы до оформления технического заключения.
V. Порядок взаимодействия с комиссией Ространснадзора
и сторонними организациями при расследовании нарушений
безопасности движения
21. Комиссия Ространснадзора осуществляет свою работу независимо от работы комиссии ОАО «РЖД». Председатель комиссии ОАО «РЖД» осуществляет взаимодействие с комиссией Ространснадзора, целями которого являются:
организация совместного осмотра места нарушения безопасности движения, а также обнаруженных на нем элементов верхнего строения пути, деталей железнодорожного подвижного состава и других предметов, которые могут иметь значение для выявления причины его возникновения;
предоставление копий документов, необходимых для объективного выявления причин и обстоятельств допущенного нарушения безопасности;
обмен мнениями о причинах возникновения нарушения безопасности движения.
22. При выявлении причастности сторонней организации к нарушению безопасности движения председатель комиссии ОАО «РЖД» в течение 12 часов направляет в эту организацию уведомление с помощью любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено, с предложением принять участие в расследовании и в течение суток с момента его получения проинформировать о своем решении. В уведомлении указываются обстоятельства нарушения безопасности движения, дата, время и место сбора комиссии ОАО «РЖД», ее состав и сроки расследования.
При отказе сторонних организаций от участия в расследовании или неприбытии к месту его проведения делается соответствующая отметка в техническом заключении.
При согласии сторонних организаций принять участие в расследовании их уполномоченные представители включаются в состав комиссии ОАО «РЖД». К техническому заключению обязательно прилагаются документы, подтверждающие полномочия представителей сторонних организаций.
Члены комиссии ОАО «РЖД», в случае несогласия с выводами, сделанными в техническом заключении, свое обоснованное особое мнение (заверенное их подписями) направляют в территориальный орган Ространснадзора в пределах региона транспортного обслуживания железных дорог для проведения дополнительного расследования и прилагают его к техническому заключению. Решения, принятые комиссией Ространснадзора, в таких случаях являются обязательными для исполнения ОАО «РЖД».
VI. Оформление и хранение материалов расследования
нарушений безопасности движения
23. Сбор и оформление материалов расследования нарушения безопасности движения обеспечивают:
Подготовку материалов расследования нарушения безопасности движения осуществляют руководители региональных дирекций (центров, служб) функциональных филиалов ОАО «РЖД» и их структурных подразделений (подразделений), имеющих непосредственное отношение к допущенному нарушению безопасности движения.
24. Материалы расследования нарушения безопасности движения должны содержать следующие документы:
копия оперативного приказа об образовании комиссии ОАО «РЖД»;
справка о ликвидации последствий нарушения безопасности движения с указанием имевших место недостатков в организации восстановительных работ (при наличии);
техническое заключение комиссии ОАО «РЖД», особое мнение, заверенное их подписями (при наличии) и техническое заключение комиссии Ространснадзора (при наличии);
акт расследования формы РБУ-1 (РБУ-1Ксх) или формы РБУ-3 (РБУ-3Ксх);
список пострадавших с предварительными диагнозами (при наличии);
акты о повреждении железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры ОАО «РЖД»;
материалы, полученные с применением фото- и видеосъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации, подтверждающие причину нарушения безопасности движения, схемы с указанием имеющихся отступлений от норм содержания объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» и железнодорожного подвижного состава, перечень нанесенных им повреждений;
результаты расшифровки скоростемерных лент, модуля памяти или кассеты регистрации параметров движения подвижного состава (с указанием места хранения оригинала документа), имеющие отношение к расследуемому нарушению безопасности движения;
акты о состоянии и работе объектов инфраструктуры ОАО «РЖД», имеющие отношение к расследуемому нарушению безопасности движения;
копии натурных листов поездов;
копии перевозочных документов;
результаты и (или) материалы проведенных исследований, испытаний, специальных экспертиз (в случае их проведения);
копия исполненного графика движения поездов;
выписки из установленных учетно-отчетных форм по использованию железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» в части, касающейся причины нарушения безопасности движения;
справка о ресурсах, затраченных на восстановление объектов инфраструктуры ОАО «РЖД»;
справка о причиненном ущербе;
сведения о работниках ОАО «РЖД», причастных к нарушению безопасности движения, о режиме их труда и отдыха, их объяснения и результаты последней аттестации на знание ПТЭ и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и нормативных актов ОАО «РЖД», регулирующих вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также заключения о медицинском освидетельствовании, необходимость которого определяется в каждом конкретном случае;
другие документы, подтверждающие причину нарушения безопасности движения.
Комплект документов в материалах расследования определяется председателем комиссии ОАО «РЖД» для каждого конкретного случая нарушения безопасности движения.
Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О персональных данных».
25. Материалы расследования нарушения безопасности движения оформляются в течение не более 5 рабочих дней с момента оформления технического заключения. Данные материалы оформляются не менее чем в 2 экземплярах, один из которых при наличии официального запроса от Ространснадзора, его территориального органа в пределах региона транспортного обслуживания железной дороги и других компетентных органов в пределах их территориальных полномочий направляется заявителю в срок, не превышающий 15 дней с момента получения соответствующего запроса.
26. Хранение материалов расследования по всем случаям нарушений безопасности движения осуществляется в системе делопроизводства аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги, в границах которой допущено нарушение безопасности движения, в порядке, установленном распоряжением ОАО «РЖД» от 28 декабря 2007 г. N 2474р «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности ОАО «Российские железные дороги», с указанием сроков хранения».
Порядок предоставления материалов расследования в аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги устанавливается начальником железной дороги.
VII. Проведение совещаний по определению
причинно-следственных связей нарушений
безопасности движения
27. Совещание по определению причинно-следственных связей нарушения безопасности движения проводится:
28. Должностное лицо ОАО «РЖД», возглавляющее совещание по определению причинно-следственных связей нарушения безопасности движения, телеграммой информирует причастные к нарушению безопасности движения функциональные филиалы ОАО «РЖД», дочерние общества и сторонние организации о дате, месте и времени его проведения.
Работники ОАО «РЖД» и дочерних обществ, указанные в телеграмме, вне зависимости от территориальной принадлежности, обязаны прибыть на совещание по определению причинно-следственных связей нарушения безопасности движения с материалами и предложениями о мерах организационного, технического, технологического или нормативного характера, предупреждающих возникновение установленной в ходе расследования причины (причин) нарушения безопасности движения.
Сторонние организации принимают решение о своем участии в совещании самостоятельно.
29. На совещании по определению причинно-следственных связей нарушения безопасности движения устанавливаются причины допущенного нарушения безопасности движения, действия или бездействие его непосредственных участников и их работодателей, меры по предупреждению установленных причин в будущем и ответственные за их возникновение региональные дирекции (центры, службы) и их структурные подразделения (подразделения) ОАО «РЖД», дочерние общества или сторонние организации, размер ущерба от допущенного нарушения безопасности движения.
Результаты совещания по определению причинно-следственных связей нарушения безопасности движения оформляются протоколом с последующим контролем за выполнением принятых решений в порядке, установленном в ОАО «РЖД».
30. Контроль за соблюдением срока проведения совещания по определению причинно-следственных связей нарушения безопасности движения и объективности учета нарушения безопасности движения обеспечивают аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги и Департамент безопасности движения ОАО «РЖД» с использованием автоматизированной системы управления безопасностью движения (АС РБ).
VIII. Порядок учета нарушений безопасности движения
31. Учет нарушений безопасности движения ведется отдельно по функциональным филиалам ОАО «РЖД», дочерним обществам и сторонним организациям, указанным в протоколе совещания по рассмотрению обстоятельств и причин возникновения нарушения безопасности движения, а также по железным дорогам, в границах которых они были допущены, в соответствии с Положением о порядке учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО «РЖД», в автоматизированной системе управления безопасностью движения, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 17 ноября 2015 г. N 2703р.
32. Учет нарушений безопасности движения осуществляется с использованием АС РБ в соответствии с пунктом 16 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. N 344.
В случае если нарушение безопасности движения допущено по нескольким причинам, то учет осуществляется по первой причине.
В случае если нарушение безопасности движения допущено по причине невыполнения работником обязанностей по совмещенной профессии, то учет осуществляется функциональным филиалом ОАО «РЖД», структурным подразделением (подразделением), в котором работник выполнял дополнительную работу по совмещенной профессии.
33. Учет скрытых случаев нарушений безопасности движения осуществляется по дате их выявления после расследования, проведенного в соответствии с настоящим Положением. Меры и степень ответственности работников ОАО «РЖД», допустивших сокрытие (искажение) информации о нарушении безопасности движения, определяются работодателем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД».
34. Учет нарушений безопасности движения осуществляют:
35. Ввод оперативных данных о нарушении безопасности движения в АС РБ осуществляет дежурный работник аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги, на территории которой произошло нарушение безопасности движения, не позднее 24 часов с момента его возникновения.
36. Департамент безопасности движения ОАО «РЖД» и аппарат главного ревизора по безопасности движения железной дороги ежемесячно, до 15 числа, представляют в Ространснадзор и его территориальные органы соответственно отчеты о нарушениях безопасности движения, допущенных на инфраструктуре ОАО «РЖД», по форме, установленной Ространснадзором. Представляемая информация должна содержать сведения о принятых решениях судебных органов по допущенным нарушениям безопасности движения (при наличии).
IX. Заключительные положения
37. Основанием для пересмотра решения об учете допущенного нарушения безопасности движения являются:
решения судебных органов или предписания Ространснадзора, вынесенные в установленном порядке;
решение заместителя генерального директора ОАО «РЖД», курирующего вопросы безопасности движения, при выявлении необъективности учета нарушения безопасности движения.
38. Решение о пересмотре ответственности за возникновение нарушения безопасности движения принимается на совещании, проводимом в соответствии с разделом VII настоящего Положения.