Что такое некомпетентный педагог
Что делать родителям, если учитель плохо учит и не объясняет материал
В этой статье:
Реальные знания ребенка по предмету низкие. Их явно не хватит для того, чтобы хорошо сдать экзамены и поступить в вуз. Как понять, что проблема именно в учителе, и что делать: помочь учителю, самостоятельно повысить знания или сменить учителя.
Как понять, что учитель совсем не учит
Уровень знаний ребенка не всегда говорит о том, что педагог не работает с классом. Возможно, пробелы накопились за предыдущие годы и ребенок не может нагнать материал. Или же ребенок действительно не справляется с предметом. Вот признаки того, что педагог не очень профессионален.
Учитель плохо дает материал
Как понять, что учитель не владеет методикой.
Что делать родителям, если учитель методически не справляется?
Так вы сможете компенсировать методические недоработки учителя.
Преподаватель не стремится понятно объяснять
Есть учителя, которые считаются сильными, но по факту они только требуют. Дети тянут предмет сами или с репетиторами.
Как понять, что сам педагог не объясняет ничего?
Что делать, если учитель не объясняет материал?
Учитель не заинтересовал предметом
Что делать, если ребенку на уроках скучно?
Учитель не проверяет уровень знаний
Как понять, что учитель не проводит системные проверки?
Обратите внимание на такие особенности поведения ребенка:
Что делать, если на уроках не проверяют работы?
Система проверки знаний задает учебный ритм, символизирует дробление большой задачи на этапы и помогает ребенку понять, он вообще продвигается по предмету или нет. Если оценочной обратной связи от учителя нет, ребенок меньше переживает, но и хуже понимает, в каком состоянии его знания. Соответственно, ему сложнее прилагать усилия. Что в этой ситуации делать.
Проверить знания можно и на курсах бесплатно, и самостоятельно.
Можно ли заставить учителя работать
Заставить работать сложно даже рабов. У учителя есть свои причины, по которым он не дает знаний. Исходя из этого можно ему помочь или решать проблемы самостоятельно.
Неопытный учитель или выгоревший?
Как поддержать молодого и неопытного учителя
Молодой учитель часто испытывает стресс от того, что все, чему его учили в вузе, вообще не имеет ничего общего с реальной работой. Его не учили справляться с подростками и давали готовые планы урока, которые не работают с классом. И вот он чувствует свою беспомощность и не знает, как справиться с проблемами.
Как сменить слабого учителя
К сожалению, не всем учителям можно помочь и получить в итоге хорошего педагога. Иногда приходится бороться за то, чтобы ребенок получил в школе образование. Если учитель в ответ на ваше предложении помощи говорит, что он хорошо работает, просто дети не хотят учиться, имеет смысл подумать о смене учителя.
Если к вам не прислушаются или попытаются оказать давление, можно напомнить администрации школы, что у вас есть право обращаться в вышестоящие инстанции.
Много раз приходилось писать о том, что преподаватели в вузах – люди далеко не всегда «учёные» в хорошем смысле этого слова. Часто это и откровенные халявщики, а то и вымогатели. Правда, это, скорее, частные случаи, которые лишь последние годы постепенно становятся системой.
В данной статье я бы хотел сказать о несколько иных вещах – о преподавателях, которые не знают свой предмет. Увы, часто сталкиваюсь с тем, что преподаватель не может даже правильно составить план к дипломной студенту: студенты приносят полный бред, выданный им научным руководителем (полное отсутствие логики в плане, а то и вовсе отход от темы «в сторону»). Бывает и так: напишешь студенту нормальный план для согласования – а приносят «исправленный вариант», где полная чушь и демонстрация того, что «исправитель» не знает эту тему (а то и предмет в целом).
Увы, многие преподаватели-экономисты или преподаватели по ГМУ – это переквалифицировавшиеся преподаватели из разных областей: это и к.т.н. (очень часто, и часто – не самый плохой вариант), а также разнообразные историки, кандидаты педагогических наук, филологи, а было и такое, что даже биолог (да-да, кандидат биологических наук встречался). Часто уровень их переквалификации был невысокий, потому знаний у них минимум (в пределах лекций, которые они читают), а сделать что-то более глобальное они уже не могут.
Яркие примеры некомпетентности преподавателей встречаются тогда, когда они дают клиенту замечания по выполненной (точнее, заказанной) дипломной работе. Что я только не видел, в таких «замечаниях». Приведу наиболее смешные из них:
1. «Я, конечно, не специалист по государственному управлению, но думаю, что должен быть еще один пункт про Конституцию РФ» (это в дипломной по анализу работы городской администрации-то, кафедра ГМУ государственного вуза, кстати);
2. «У Вас тут сильно много из какой-то диссертации, наверное, материалов, потому что расчеты слишком сложные, наверное она не пройдет на Антиплагиат» (это в дипломной по анализу портфеля ценных бумаг, где «простых» расчетов быть в принципе не может, Антиплагиат 85% был… 😉
3. «У Вас работа по бухучету, уберите оттуда про налоги и налоговый учет – это к бухучету не относится!» (тема у клиента – «Учет финансовых результатов», притом у субъекта малого бизнеса, для которого налоговый учет – основной, и ведется он одновременно с бухгалтерским).
4. «Работа должна быть по финансам предприятия – зачем Вы пишите про все эти бухгалтерские счета – это не Ваша специальность!» (т.е. учет и финансовая отчетность, по мнению препода – вещи абсолютно разные, друг от друга не зависящие).
5. «Третья глава должна быть про оптимизацию налогообложения! Зачем Вы пишите про какое-то разделение бизнеса и какую-то упрощенную систему? Для чего это вообще? Вам просто надо уменьшить начисление НДС!» (т.е. препод предлагает без всякой там реструктуризации «наоптимизировать», чтобы потом автор «оптимизации» сел лет на 10).
6. «Работа очень сырая!» – а после вопроса студента, что же там конкретно «сырое» и что не так был ответ «Я Вам позже напишу, но многое надо переделать!». После повторного вопроса, когда же уже пришлете замечания, через неделю пришел ответ: «Сноски надо сделать не в квадратных скобках, а подстраничные! И убрать жирное выделение в заголовках!» (это при том, что оформлено было по методичке, и нормоконтроль проверял не препод, а специалист кафедры; исправили для препода, но нормоконтролеру сдали старый вариант).
7. «Работу Вам писал человек, не имеющий высшего образования, почти всё неправильно и плагиат!». После вопроса студента, что именно неправильно, что переделать, и откуда плагиат, если результат проверки в Антиплагиат показывает 87%, пришел ответ: «Добавьте 1-2 страницы во введение и 2 страницы в заключение! А то выглядит несолидно! И Антиплагиат надо чтобы 90% было, а лучше 100%!» (ладно что хоть не 120% просит… притом что на кафедре Антиплагиат уже проверили и одобрили).
8. А вот это самый смешной перл. Когда я думал, что это написал какой-то малограмотный идиот, и что завкафедры наверное бы со смеху от такого препода умер, студент мне сказал, что ЭТО И ЕСТЬ ЗАВКАФЕДРЫ (занавес), орфография сохранена из письма: «Переделать. Надо чтобы было так – сначало про предприятие, про его покозатели, потом про структуру управления обычно пишеться и надо сделать табличку функций служб и отделов всех подробно чтобы было понятно я р. А то у вас начинаеться всё не с того. И я еще бы на плогиат проверела. Но у меня его нет. ».
И вот такие чудеса преподавания я слышу и вижу почти каждый день. Да-да, вроде «я ничего не понимаю в экономике, но разбираюсь в аудите» или «бухучет я не знаю, но знаю финансы предприятия» и в том же духе. И эти люди кого-то чему-то еще учат? Гнать ссаными тряпками в колхоз… на картошку….
Некомпетентный репетитор: по каким признакам определить
Поиск хорошего репетитора — серьезная и трудноисполнимая задача, с которой далеко не каждый может справиться. В большинстве случае дети и их родители, школьники и студенты продолжают сотрудничать с преподавателем потому, что он кажется чутким и добрым человеком, а не потому, что он — профессионал своего дела и талантливый мастер слова.
Однако опытность репетитора и подготовка к ЕГЭ и другим видам экзаменационных работ являются взаимосвязанными звеньями, оттого качество преподаваемого материала — фактор, который нельзя игнорировать, если высокая успеваемость и отличные результаты встают на верхушку образовательных ценностей человека.
В таком случае, как выбрать компетентного специалиста? На какие параметры обратить внимание, чтобы не ошибиться? Сегодня мы вместе рассмотрим ответы на эти вопросы, разобрав следующие основные блоки:
Некомпетентность в преподавательской деятельности
Некомпетентные педагоги составляют относительно небольшую долю преподавательского состава, но число учащихся, которые занимаются с такими репетиторами во время внеурочных учебных занятий, значительно.
Школьники — не единственные, кто подвергается услугам некомпетентных репетиторов. Студенты также страдают от столь неприятного образовательного казуса. Невежественные и безграмотные исполнители бросают тень на репутацию подавляющего большинства учителей, которые являются добросовестными и компетентными педагогами.
Таким образом, некомпетентность преподавательского состава в высших учебных и средних общеобразовательных учреждений привлекает внимание реформаторов образования. На сегодняшний день они уже предложили множество решений, которые постепенно входят в действие:
Однако эти нововведения обошли стороной репетиторскую деятельность, оттого встает вопрос: как распознать некомпетентного репетитора и отказаться от его услуг?
Признаки некомпетентного педагога
Некомпетентность — термин без точного технического значения; более того, не существует четких стандартов для определения того, является ли репетитор «некомпетентным». Эта двусмысленность особенно беспокоит реформаторов образования.
Отсутствие четких стандартов наряду с обширной правовой защитой означает, что доказательство некомпетентности является весьма проблематичным и трудоемким процессом. И лишь перечень сторонних характерных признаков способен спасти студентов и школьников от некачественного преподавания.
Итак, какой он — некомпетентный репетитор?
Незаконная деятельность
Некомпетентность и участие в незаконной деятельности часто связаны между собой, поскольку оно попадает под понятие этической, административной и личной недобросовестности человека. Участие педагога в любой незаконной деятельности нарушает стандарты профессионализма и ставит под сомнение общепринятый моральный кодекс. Под «незаконной деятельностью» подразумевается следующее:
Жестокость и проявление агрессии
Одной из характерных черт некомпетентного репетитора является агрессивное или невежественное общение с родителями или учениками, школьниками или студентами — оно попадает под этический и личный уровень недобросовестного исполнения основных обязанностей.
Определение жестокого или агрессивного обращения может варьировать от простого безразличия к ребенку до фактического физического насилия. Разумеется, если бы доказательства последнего существовали, педагог был бы немедленно уволен и впоследствии его услугами никто не пользовался, однако не стоит забывать о психологическом и эмоциональном давлении, которое сложнее доказать и пресечь.
Так называемое жестокое обращение может быть чем-то простым, но по-прежнему доставляющим массу неприятных моментов и уничтожающих комфорт в процессе обучения. Игнорирование просьб, высмеивание работ, поведения или внешнего вида, неуважение к проявленным чувствам в процессе обучения и др. — если вы столкнулись с чем-то подобным, необходимо задаться вопросом: «Стоит ли продолжать сотрудничать с таким специалистом?»
Непрофессионализм
Следующим признаком некомпетентности репетитора является проявление общего непрофессионализма. Неподобающий внешний вид (вульгарность и открытость) или употребление ненормативной лексики в процессе разговоров и объяснения материала свидетельствуют об отсутствии уважения к нормам и правилам, установленным и ожидаемым от педагога.
К непрофессионализму также можно отнести общую неосведомленность о нововведениях в систему образования. Слабые познания в той или иной преподаваемой отрасли могут сказаться на общей успеваемости ученика или студента, чего допускать ни в коем случае нельзя.
Апатичность
Апатия к работе свидетельствует о скуке к педагогической деятельности. Если репетитор не заботится о потребностях учащегося, то пострадает успеваемость последнего. Апатия — это форма технической и производственной некомпетентности, которая может быть связана с другими проблемами и недостатками (например, организации и планирования).
Общая неподготовленность к занятию, несвоевременная оценка проделанной работы и опоздания — результаты апатии, которые необходимо замечать. Если ученик или студент чувствует подобное отношению к процессу обучения, он также может «заразиться» подобным настроем.
Теряются внимательность, заинтересованность, появляется беспокойство — затрудняется обучение.
Откуда берет корни некомпетентность
Принято считать, что общая некомпетентность репетитора может быть вызвана отсутствием навыком или мотивации. Однако ее корни, как показывают некоторые исследования, гораздо глубже, чем можно предположить. Редко плохая работа репетитора бывает вызвана одной причиной. Чаще всего неудовлетворительный процесс обучения обусловлен психическими расстройствами, плохим здоровьем, личными проблемами или недостаточностью (отсутствием) надзора.
Да, этому можно посочувствовать. Однако в общем это никаким образом не должно влиять на жизнь студента или школьника, его успеваемость и лишние финансовые затраты на услуги некомпетентного специалиста.
Как отказаться от услуг некомпетентного репетитора
Если подготовка к сдаче экзаменов напрямую зависит от качества получаемых знаний в ходе занятий с репетитором, вы всегда можете отказаться от предлагаемых услуг. Единственное, что вам придется сделать, — оплатить пройденные занятия и расторгнуть договор.
Однако некоторые родители учащихся и даже студенты не знают, как отказаться от услуг некомпетентного педагога в тактичном и безопасном ключе. На этот случай мы можем дать простые в понимании и использовании советы:
От некомпетентности нет таблеток. Если вы столкнулись с неприятным отношением к себе или своему ребенку, откажитесь от услуг и найдите более приемлемого и доброжелательного педагога, с которым будет приятно заниматься и изучать новый материал для повышения успеваемости.
Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.
«Некомпетентность учителя. Кто виноват?»
В последнее время часто ведутся споры о некомпетентности учителей. Одни утверждают, что в этом виноват сам учитель, потому что он сидит на своем месте без развития и заинтересованности. Другие винят систему образования. А кого-то просто не устраивает система повышения квалификации учителей. Например, один учитель задается вопросом (http://direktor.ru/article.htm?id=46): кому нужна компетентность, которую учитель должен обеспечивать себе исключительно сам? Это вполне справедливый вопрос, потому что, по существующему положению дел, учителям приходится все делать самим. Зачастую учителя за свой счет чинят сломанную аппаратуру, на свои деньги заказывают нужную литературу и решают многие другие вопросы самостоятельно.
Говоря о том, сколько забот свалилось на плечи учителей, можно сделать вывод, что и 24-ти часов в сутках недостаточно. Педагогам не хватает времени на повышение квалификации. Кажется, общество забыло о первоначальном предназначении учителя.
Уважаемые педагоги, директора, а существует ли в вашей школе подобная проблема? Возможно, вы приведете примеры успешного решения (http://konkurs.direktor.ru/forum.htm?do=readtopic&id=11) этого вопроса?
Надежда, я с вами согласна, что в в своих кабинетах им не увидеть всей критичности ситуации. Нужно немного «разгрузить» и без того занятых учителей за счет уменьшения «работы с бумажками» и отчетами».
мы конечно должны повышать свою квалификацию но здесь правильно написано, когда. урок проведеш к следующим готовится надо, да еще и классное руководство. а работа склассом только оплачивается мало а дел выше крыши. домой пришол к урокам подготовился тетради проверил и упал.когда квалификацию повышать и рад бы да нет времени
Уля. Вы учитель. А что же столько ошибок?!
а то как теперь учитель должен сдавать на соответствие это вообще какое то унижение. вот придет человек который в школе некогда не работал или с перерывом большим вот пусть и сдает на соответствие. а раз я работаю то какое соответствие.
Если бы каждый отвечал за свою собственную работу, а не винил во всем общество или систему образования в целом.
Все правильно Вы написали!
Да, виновата система оплаты труда учителя и размытые критерии оценки эффективности его труда. Оценить труд учителя не просто конечно, но можно сделать намного лучше.
Мне кажется, очень много надо платить учителям младших классов, причем разработать систему оценки труда именно учителя: в какой состоянии принял учащихся и в каком выпустил. Часто учителя получают хорошие результаты за счет отбора способных детей (чаще это ранее кем-то подготовленные)..
Дай Бог Вам здоровья и сил, чтобы дальше так работать. Есть не только балловая оценка нашей деятельности. Добрые человеческие отношения, а они, по всей вероятности, у Вас с ребятами сложились, не измеришь никакой оценкой или баллами. Будьте уверены, эти дети приведут свих детей именно к Вам. Это очень высокая оценка труда учителя, правда она не для чиновников. Её в нужную клеточку не «забьёшь».
Вот я именно об этом! Я знал немало учителей, которые считали себя хорошими специалистами и на этом основании открывали классы с повышенной подготовкой, а на этом основании, в свою очередь, отбирали себе наиболее способных учащихся. А скорее всего тех, кого что-то ранее хорошо подготовил: родители, репетиторы или такой же брат учитель, только честный.
Я с Вами согласна.Из этого всего вырвана еще одна очень важная цепочка, как мне кажется-это родители!Они ведь только требуют от школы.от учителя чтобы дети были отличниками.Причём сами 7лет не вкладывают в воспитание ничего.А затем надеются что кто-то из их детей один сделает «конфетку».Но как известно, берёза не родит яблоню!
Согласна с мнением о родителях. Очень многие из них самореализуются в своих детях, забывая о том, что ребенок является зеркалом внутрисемейных проблем. Очень хочется, что-бы зерколо было красивое, а не кривое.
Данная задача не может состояться без согласия и согласованных действий всех участников образовательного процесса.
Вы правы. Пока разговоры о гуманизации образовательного процесса будут вестись только на бумаге, в отдельно взятой группе трудно построить гуманистическую воспитательную систему. Но можно хотя бы пытаться. Работая в педагогическом колледже, преподавала некоторое время курс «Современные воспитательные системы» ( собственно, стандарт тот же, что и в «Теории воспитательной работы», но направленность другая: не просто воспитательная работа, а теория работы воспитательной системы, что очень актуально. Но курс был только на ДП «Организаторы внеклассной работы», всем осчтальных по-прежнему учат воспитательной работе в школе в отрыве от понимания сути воспитательной системы ( а на уровне класса она тоже может быть) и месте педагога в ней.
Родитель может и непрофессионал, но он заказчик, это его дети, а не общества или государства. Тонкий вопрос.
И, все таки, что подразумеваем под компетентностями учителя?
Условия меняются.Общество тоже меняется,живём не при социализме! А школа осталась там!И от учителей требуют чтобы они «работали за себя и за того парня» если кто еще помнит, что это такое!
Почему-то пропали характеристики компетентности, которые я перечисляла после определения.
Основные характеристики компетентности педагога
(Э.М. Никитин, к.п.н. ): личностно-гуманистическая ориентация; способность к системному действию в профессионально-педагогической ситуации; ориентация в предметной области; владение современными педагогическими технологиями; взаимодействие с информацией и передача учебной информации; креативность в профессиональной сфере; наличие рефлексивной культуры; эмпатия; толерантность.
Что значит быть компетентным педагогом?
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Что значит быть компетентным педагогом?
В Послании Президента В.В. Путина «Построим будущее вместе» говорится о том, что качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития России, а также глава государства подчеркивает «Мы намерены полностью обновить содержание профессионального и технического образования».
Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе.
Педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Нам всем необходимо осознать сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, идет активное обсуждение системы ценностей и в качестве приоритетной в равной степени для всех субъектов образования выделяют компетентностный подход.
Иначе говоря, школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт. Согласно словарю Ожегова, понятие “компетентный” определяется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области”.
Требования к компетентности, варьируя в зависимости от положения личности в системе разделения управленческого труда в организации, условно подразделяют на основные группы.
Профессиональная деятельность педагога протекает в условиях высокой ответственности и жесткого дефицита времени, а отсюда высокой плотности действии и решений в единицу времени. Ему приходится формулировать и решать задачи с высокой степенью нестандартности. Он является «законодателем» знаний, правил, распорядка.
Говоря с модели профессиональной компетентности учителя, мы все таки приходим к мысли, что в школе, будь она обычная средняя или профессиональная, самый ответственный за качество образования человек – это Учитель – образец поведения, подражания для детей, мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук. Он должен вдохновить своих воспитанников на учение.
Итак , Кто такой компетентный педагог? Что он должен уметь?
Компетентный педагог – это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств (характер, темперамент, тип нервной системы). Это стремление к новому творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала. Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств.
Что должен уметь компетентный педагог?
• Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
• ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
• видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.
Педагог должен понимать, что:
• нужно быть готовым к постоянным переменам;
• строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
• главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;
• любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.
Педагог должен остерегаться:
• по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;
• передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
• придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;
• следовать мелочным правилам и инструкциям.
Таким образом, профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Деятельность учителя при этом должна быть направлена на:
– использование в работе интерактивных технологий;
– проведение нестандартных уроков;
– организацию исследовательской работы;
– стимулирование самообразовательной деятельности учеников;
– отслеживание динамики развития учащихся;
– пропаганду достижений науки и культуры;
– подбор заданий, которые требуют использования дополнительных источников информации.
Итак, К профессионально-педагогическим компетенциям относят:
• Общепедагогическая профессиональная компетенция.
• Информационно – коммуникативная компетенция.
• Компетенция в сфере инновационной деятельности.
Следовательно, Современный учитель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.
Любая деятельность будет бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт или нет достижений.
Было проведено анкетирование с учащимися 7-9 классов по теме: «Каким я хочу видеть своего наставника». По итогам анкетирования хочу отметить, большинство детей хотят видеть в своем наставнике в первую очередь доброго, интересного, в меру строгого и креативного педагога.