Что такое некорректный вопрос
Некорректный вопрос что это и как на него отвечать?
Кто-то воспринимает, как говорят, в штыки и считает, что это неподобающим. Кто-то попросту теряется и не понимает, чего от него хотят и что ему делать. Кто-то считает, что собеседник просто уклоняется от ответа таким незамысловатым поводом (такое может быть, но далеко не всегда). В общем, реакция может быть весьма своеобразной.
Поэтому в данной статье, я хотел бы рассказать о том, что это такое и что с этим делать.
Что такое некорректный вопрос
Очень часто некорректный вопрос путают с неудобными вопросами. Так, конечно, может быть, но в реальности они существенно отличаются, как и адекватная реакция на них. И это важно понимать, так как в деловой сфере это не редкость.
Как видите, разница между понятиями весьма существенна, ведь исходный вопрос может и вовсе иметь нейтральный оттенок.
Как отвечать на некорректные вопросы
Вначале, рассмотрим как отвечать на некорректные вопросы.
1. Задайте уточняющий вопрос. Если в вопросе содержатся неточности, которые не дают вам возможности нормально ответить, то имеет смысл их уточнить. И это вполне хорошая практика.
2. Попросите перефразировать. Многие вещи можно выразить разными способами, поэтому стоит попросить собеседника перефразировать вопрос, и, возможно, из некорректного он станет корректным. Например, человеку может не хватать запаса лексикона в исходной постановке вопроса, или же у вас есть определенные ассоциации с какими-то словами или событиями в вашей жизни, о которых не знает собеседник, или же человек задал вопрос в спешке и время для перефразирования будет достаточно, чтобы вопрос сделать корректным.
3. Сообщите о неточностях в вопросе. В отличии от первого варианта, тут предусматривается, что собеседник может просто не понимать неточность своего вопроса (например, «в моей голове это звучало логично»). В таком случае, предложив несколько вариантов для уточнения, человеку будет легче ориентироваться.
Важно понимать, что такие подходы имеют положительный или нейтральный эффект, так как вы не игнорируете собеседника, а демонстрируете стремление наладить контакт.
Что делать если вам сказали, что ваш вопрос некорректный
Теперь, рассмотрим обратную ситуацию, то есть когда вам говорят, что ваш вопрос некорректен.
1. Уточните причину. Ваш взгляд на ситуацию может сильно отличаться от взгляда собеседника. Поэтому если вы не совсем понимаете в чем причина, то имеет смысл ее уточнить. Как минимум, в таких ситуациях вы можете узнать и альтернативное виденье. К примеру, если вы не сильно разбираетесь в компьютерах, то так вы можете в дополнении к вопросу узнать еще и много полезного.
2. Перефразируйте. Кажется вполне банально, но тут важно понимать разницу. Если вас попросили оформить вопрос в другом стиле, то значит нужно не просто заменить слова синонимами, а постараться при этом дополнить свой вопрос фактами и тем, что вы подразумевали.
Так что, если вы изначально знаете, что не особо сильны в сфере, которой касается вопрос, то советую, не дожидаясь ответной реакции, сразу приводить примеры. Кроме того, подобная практика полезна даже если знания вас и вашего собеседника одинаковы (или ваши выше).
Послесловие
В рамках данной статьи, я рассказал вам что представляют собой некорректные вопросы, как на них реагировать и отвечать, а так же что делать, если вам сказали, что ваш вопрос является таковым.
Как видите, некорректные вопросы не столь страшны, как это может казаться. Однако, важно понимать, что некорректность может быть связана и с чем-то иным, так что прокрутите страницу вверх и на всякий случай прочитайте про неудобные вопросы.
Корректные и некорректные вопросы
Любой вопрос является логически корректным или некорректным, т.е. правильным или неправильным. Наиболее важное логическое требование к постановке вопроса заключается в том, чтобы его основная или базисная часть была истинным суждением. В этом случае вопрос считается логически корректным. Если же основная часть вопроса представляет собой ложное суждение, то вопрос следует признать логически некорректным. Подобные вопросы не требуют ответа и подлежат отвержению.
Например, вопрос: Когда было предпринято первое кругосветное путешествие? является логически корректным, по- скольку его основная часть выражена истинным суждением: В истории человечества имело место первое кругосветное путешествие. Вопрос: В каком году знаменитый английский ученый Исаак Ньютон закончил работу над общей теорией относительности? логически некорректен, т.к. его основная часть представлена ложным суждением: Автором общей теории относительности является знаменитый английский ученый Исаак Ньютон.
Итак, основная или базисная часть вопроса должна быть истинной и не должна быть ложной. Однако, существуют логи- чески корректные вопросы, основные части которых являются ложными суждениями. Например, вопросы: Возможно ли создание вечного двигателя? Есть ли разумная жизнь на Марсе? Изобретут ли машину времени? и т.п., несомненно, следует признать логически корректными, несмотря на то, что их базисные части представляют собой ложные суждения: Возможно создание вечного двигателя; Есть разумная жизнь на Марсе; Изобретут машину времени.
Дело в том, что искомые части этих вопросов направлены на выяснение истинностных значений их основных, базисных частей, т. е. требуется выяснить, истинными или ложными являются суждения: Возможно создание вечного двигателя; Есть разумная жизнь на Марсе; Изобретут машину времени. В этом случае вопросы логически корректны. Если бы искомые части рассматриваемых вопросов не были направлены на выяснение истинности их основных частей, а имели бы своей целью не- что иное, эти вопросы являлись бы логически некорректными, например: Где был создан первый вечный двигатель? Когда появилась разумная жизнь на Марсе?
Сколько будет стоить путешествие на машине времени? Таким образом, главное правило постановки вопроса следует расширить и уточнить: основная или базисная часть корректного вопроса должна быть истинным суждением, если же она является ложным суждением, то его искомая часть должна быть направлена на выяснение истинностного значения основной части; в противном случае вопрос будет логически некорректным.
Нетрудно догадаться, что требование для основной части быть истинной, по преимуществу, относится к категориальным вопросам, а требование того, чтобы искомая часть была выяснением истинности основ- ной части, относится к пропозициональным вопросам. Надо отметить, что корректные категориальные и пропозициональные вопросы сходны между собой в том, что на них всегда можно дать истинный ответ (как, впрочем, и ложный).
Например, на категориальный вопрос: Когда закончилась первая мировая война? можно дать как истинный ответ (в 1918 году), так и ложный (в 1916 году). На пропозициональный вопрос: Вращается ли Земля вокруг Солнца? также можно дать как истинный (да, вращается), так и ложный (нет, не вращается) ответ. Оба приведенных вопроса логически корректны. Итак, принципиальная возможность получения истинных ответов есть основной признак корректных вопросов. Если же получить истинные ответы на некие вопросы принципиально не- возможно, то они являются некорректными.
Например, нельзя получить истинный ответ на пропозициональный вопрос: Закончится ли когда-нибудь первая мировая война? так же, как невозможно получить его на категориальный вопрос: С какой скоростью вращается Солнце вокруг неподвижной Земли? Любые ответы на эти вопросы необходимо будет признать неудовлетворительными, а сами вопросы – логически некорректными, подлежащими отвержению.
Некорректные вопросы могут быть провокационными, направленными на то, чтобы запутать собеседника, сбить его с толка, поставить в некий логический тупик. Такого рода вопросы возникают, когда их основную или базисную часть де- лают ложной сознательно, преднамеренно. Эти вопросы так- же часто называются софистическими.
Например, известный еще со времен Древней Греции пропозициональный вопрос: Перестал ли ты бить своего отца? предполагающий два возможных ответа (до, перестал и нет, не перестал), является не просто некорректным, но и провокационным, софистическим. Однако, нередко бывает так, что спрашивающий задает некорректный вопрос не умышленно, не зная о ложности его основной или базисной части. Например, вопрос: В каком году Амундсен первым достиг Северного полюса? некорректен, однако он не провокационный, если спрашивающий не знает (или забыл), что Амундсен первым достиг в 1911 году Южного полюса. Важно уметь отличать некорректные вопросы, задаваемые по незнанию, от некорректных провокационных вопросов, представляющие собой разновидность софизмов.
Некорректные вопросы: учимся отвечать правильно
36к Просмотры
“Когда замуж уже выйдешь?», «Не пора ли остепениться?», «Что с ребенком тянете?», «На работу устроилась? А какая зарплата?». Неудобные и некорректные вопросы, подобные этим, любят задавать своеобразные личности.
Естественно, отвечать каким-то посторонним людям на них не хочется, развивать беседу тоже, а иногда вообще необходимо человека поставить на место, чтобы впредь с подобным не сталкиваться.
Постараемся разобрать, как отвечать на бестактность в зависимости от ситуации и вашего желания продолжать либо не продолжать общение с интересующимися. Итак, есть несколько стратегий:
1. Ответ без ответа.
Когда вам задают неудобный вопрос, не сообщайте никакой конкретной информации. Отвечайте на вопрос, но при этом говорите так, чтобы из ваших слов было ничего толком не понятно.
— Хотелось бы, чтоб было еще лучше.
Вроде и ответили, а собеседник так и не понял, хорошо же вам или все-таки не очень. Или понял так, как захотел. Иногда лучше дать людям услышать то, что они хотят, при этом показав, что вас вопрос ни капли не задел.
— Почему замуж не выходишь?
Или отвечайте общими фразами, которые также несут в себе мало информации:
— Какая у тебя теперь зарплата?
— Как у всех в этой сфере.
2. Отзеркаливание.
Здесь можно использовать как уточнение, так и углубление в тему. Уточняйте так, чтобы человеку самому стало неудобно, употребляя конструкцию «Я правильно тебя понял, что…», а степень вежливости продолжения фразы зависит от вопроса и его уместности. «Так ли я поняла, что самое важное для тебя сейчас — моя личная жизнь?» или «Я правильно понимаю, что интерес к чужой ЛИЧНОЙ жизни для тебя в порядке вещей?»
Можно углубиться в тему и задать соответствующий вопрос собеседнику:
— Когда второго ребенка планируете?
— А вы когда третьего?
3. Демонстративность.
Услышав в свой адрес неприятный вопрос, представьте себя великим драматическим актером или актрисой и с проникновенным взглядом, заламыванием рук и пальцев отчаянно произнесите: «Никогда, никогда больше не спрашивай меня об этом!»
Другой вариант — произнесите фразу, часто употребляемую на пресс-конференциях: «Следующий вопрос, пожалуйста!». Ну и не забывайте про мимику: либо улыбка, либо каменное и невозмутимое выражение лица.
Ну и еще один вариант, который может использоваться в любой ситуации и с любым собеседником — это в ответ на любой вопрос или тираду, адресованные вам, с видом абсолютного простачка произнести: «Что-что?» или еще проще: «Чё?» Это работает.
4. Подробности.
Не обижайтесь, не злитесь, не показывайте, что собеседник вас как-то задел, а начинайте монотонно, долго и нудно отвечать. Главное — побольше подробностей. И начинайте издалека!
— Когда ты уже замуж выйдешь?
— Понимаешь, я читала одну популярную книгу. В ней знаменитый астролог писал, что Весам, рожденным в восьмую декаду високосного года (не важно на самом деле, какие-такие Весы и какая-такая декада; главное – загрузить собеседника), сложнее действовать с партнером огненного знака. Вот когда я встречу мужчину воздушного знака, подходящего мне по остальным параметрам, я тут же соглашусь выйти за него замуж. Если, конечно, я ему тоже подойду.
5. Шутки.
Если вы с юмором можете отвечать на любой вопрос, собеседнику будет сложно задеть вас за живое. Шутите, это раздражает.
— Как на личном фронте?
— На личном фронте все отлично, весь личный фронт занят мною лично.
— Сколько ты потратил на отпуск?
— Пришлось продать почку, но у меня еще одна осталась.
Универсальные фразы.
Есть такие слова, которые можно применить в абсолютно любой ситуации и с любым собеседником.
— Если вас спрашивают о чем-то «Когда…?», отвечайте с улыбкой «Тебе сообщу первой (-ому)».
— На любой неадекватный вопрос, смело пользуйтесь расхожей фразой психологов: «Вы хотите поговорить об этом?»
— Еще один вариант поставить человека на место или хотя бы задуматься над тем, что он говорит: «А вы с какой целью интересуетесь?» или чуть грубее «Какое ваше дело?»
— Можно использовать так называемые “неадекватные” ответы из серии «Потому что гладиолус» (все помним, что ответ мы меняем в зависимости от вопроса: если спрашивают «Что…?», отвечаем просто «Гладиолус»).
— Можно сделать якобы комплимент: «Я поражаюсь вашей способности задавать некорректные вопросы!», «Я всегда удивлялась твоему замечательному умению ставить людей в неловкое положение!»
— В конце концов, всегда можно сказать прямо «Я не намерена с посторонними людьми обсуждать этот вопрос».
Для того чтобы использовать эти способы в своей повседневной жизни, запомните пару универсальных ответов на те вопросы, которые вас чаще всего раздражают, или даже отрепетируйте их перед зеркалом или с друзьями.
Главное — не дать бестактным вопрошающим то, что им так нужно: ваши негативные эмоции, ваше плохое настроение. Как говорил Карлсон, «спокойствие, только спокойствие».
НЕКОРРЕКТНЫЙ
Смотреть что такое «НЕКОРРЕКТНЫЙ» в других словарях:
некорректный — некорректный … Орфографический словарь-справочник
некорректный — невежливый, неучтивый, нетактичный, неточный, бестактный, неполиткорректный Словарь русских синонимов. некорректный см. бестактный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Але … Словарь синонимов
некорректный — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN ill behaved … Справочник технического переводчика
Некорректный — I прил. Нетактичный в общении с людьми; неучтивый, непредупредительный, невежливый. II прил. Не соответствующий требованиям, предъявляемым к кому либо или к чему либо; неправильный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
некорректный — некорректный, некорректная, некорректное, некорректные, некорректного, некорректной, некорректного, некорректных, некорректному, некорректной, некорректному, некорректным, некорректный, некорректную, некорректное, некорректные, некорректного,… … Формы слов
некорректный — справедливый … Словарь антонимов
некорректный — некорр ектный; кратк. форма тен, тна … Русский орфографический словарь
некорректный — кр.ф. некорре/ктен, некорре/ктна, тно, тны; некорре/ктнее … Орфографический словарь русского языка
некорректный — *некорре/ктный … Слитно. Раздельно. Через дефис.
некорректный — ая, ое; тен, тна, тно. 1. Нетактичный в обращении с людьми; невежливый, неучтивый. Н. человек. Она была некорректна с подчинёнными. // Свойственный такому человеку. Н ое обращение. Н. поступок. 2. Исходящий из неверных предпосылок; ошибочный. Н… … Энциклопедический словарь
2.15. Корректные и некорректные вопросы
2.15. Корректные и некорректные вопросы
Любой вопрос является логически корректным или некорректным, т. е. правильным или неправильным. Наиболее важное логическое требование к постановке вопроса заключается в том, чтобы его основная или базисная часть была истинным суждением. В этом случае вопрос считается логически корректным. Если же основная часть вопроса представляет собой ложное суждение, то вопрос следует признать логически некорректным. Подобные вопросы не требуют ответа и подлежат отвержению.
Например, вопрос: Когда было предпринято первое кругосветное путешествие? является логически корректным, поскольку его основная часть выражена истинным суждением: В истории человечества имело место первое кругосветное путешествие. Вопрос: В каком году знаменитый английский ученый Исаак Ньютон закончил работу над общей теорией относительности? логически некорректен, т. к. его основная часть представлена ложным суждением: Автором общей теории относительности является знаменитый английский ученый Исаак Ньютон.
Итак, основная или базисная часть вопроса должна быть истинной и не должна быть ложной. Однако, существуют логически корректные вопросы, основные части которых являются ложными суждениями.
Например, вопросы: Возможно ли создание вечного двигателя? Есть ли разумная жизнь на Марсе? Изобретут ли машину времени? и т. п., несомненно, следует признать логически корректными, несмотря на то, что их базисные части представляют собой ложные суждения: Возможно создание вечного двигателя; Есть разумная жизнь на Марсе; Изобретут машину времени. Дело в том, что искомые части этих вопросов направлены на выяснение истинностных значений их основных, базисных частей, т. е. требуется выяснить, истинными или ложными являются суждения: Возможно создание вечного двигателя; Есть разумная жизнь на Марсе; Изобретут машину времени. В этом случае вопросы логически корректны. Если бы искомые части рассматриваемых вопросов не были направлены на выяснение истинности их основных частей, а имели бы своей целью нечто иное, эти вопросы являлись бы логически некорректными, например: Где был создан первый вечный двигатель? Когда появилась разумная жизнь на Марсе? Сколько будет стоить путешествие на машине времени? Таким образом, главное правило постановки вопроса следует расширить и уточнить: основная или базисная часть корректного вопроса должна быть истинным суждением, если же она является ложным суждением, то его искомая часть должна быть направлена на выяснение истинностного значения основной части; в противном случае вопрос будет логически некорректным. Нетрудно догадаться, что требование для основной части быть истинной, по преимуществу, относится к категориальным вопросам, а требование того, чтобы искомая часть была выяснением истинности основной части, относится к пропозициональным вопросам.
Надо отметить, что корректные категориальные и пропозициональные вопросы сходны между собой в том, что на них всегда можно дать истинный ответ (как, впрочем, и ложный).
Например, на категориальный вопрос: Когда закончилась первая мировая война? можно дать как истинный ответ (в 1918 году), так и ложный (в 1916 году). На пропозициональный вопрос: Вращается ли Земля вокруг Солнца? также можно дать как истинный (да, вращается), так и ложный (нет, не вращается) ответ. Оба приведенных вопроса логически корректны. Итак, принципиальная возможность получения истинных ответов есть основной признак корректных вопросов. Если же получить истинные ответы на некие вопросы принципиально невозможно, то они являются некорректными.
Например, нельзя получить истинный ответ на пропозициональный вопрос: Закончится ли когда-нибудь первая мировая война? так же, как невозможно получить его на категориальный вопрос: С какой скоростью вращается Солнце вокруг неподвижной Земли? Любые ответы на эти вопросы необходимо будет признать неудовлетворительными, а сами вопросы – логически некорректными, подлежащими отвержению.
Некорректные вопросы могут быть провокационными, направленными на то, чтобы запутать собеседника, сбить его с толка, поставить в некий логический тупик. Такого рода вопросы возникают, когда их основную или базисную часть делают ложной сознательно, преднамеренно. Эти вопросы также часто называются софистическими.
Например, известный еще со времен Древней Греции пропозициональный вопрос: Перестал ли ты бить своего отца? предполагающий два возможных ответа (до, перестал и нет, не перестал), является не просто некорректным, но и провокационным, софистическим. Однако, нередко бывает так, что спрашивающий задает некорректный вопрос не умышленно, не зная о ложности его основной или базисной части. Например, вопрос: В каком году Амундсен первым достиг Северного полюса? некорректен, однако он не провокационный, если спрашивающий не знает (или забыл), что Амундсен первым достиг в 1911 году Южного полюса. Важно уметь отличать некорректные вопросы, задаваемые по незнанию, от некорректных провокационных вопросов, представляющие собой разновидность софизмов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1. Некорректные доказательства
1. Некорректные доказательства Аргументация является разновидностью человеческой деятельности. Как и всякая деятельность, аргументация руководствуется определенными образцами и правилами. Круг их является очень широким и разнородным, начиная с требований логики и
4. Стандартные некорректные аргументы
4. Стандартные некорректные аргументы Некоторые некорректные приемы аргументации, применяемые довольно часто, получили собственные имена.Аргумент к аудитории — попытка опереться на мнения, чувства и настроения аудитории вместо обоснования тезиса объективными
2. Корректные приемы спора
2. Корректные приемы спора Как и в других случаях аргументации, доводы, используемые в споре, могут быть корректными или некорректными. Первые могут содержать элементы хитрости, но в них нет прямого обмана и тем более вероломства или принуждения силой. Вторые ничем не
3. Некорректные приемы спора
3. Некорректные приемы спора Некорректные приемы, используемые в спорах, не только многочисленны, но и чрезвычайно разнородны. Среди них есть грубые и даже очень грубые, но есть и очень тонкие.Наиболее грубыми являются «механические», как их называет С.И.Поварнин,
Некорректные действия собеседников
Некорректные действия собеседников Всегда ли собеседников интересует в споре истина? Приведенные ниже ситуации поведения людей показывают, что мотивы у них могут быть разные.В психологии делового спора и общения выработаны рекомендации того, как реагировать на
5.12. Корректные и некорректные приемы спора
5.12. Корректные и некорректные приемы спора Корректные, или лояльные приемы спора немногочисленны и просты.1. Возможно с самого начала захватить инициативу в дискуссии: предложить свою формулировку предмета спора, план и регламент обсуждения, направлять ход полемики в
Вопросы
Вопросы 1. Как сопрягаются свое и чужое в проблеме отчуждения?2. Какова связь идеи внеисторического гуманизма и универсального отчуждения?3. В чем особенность социально-философского подхода к проблеме отчуждения?4. Что дает трактовка отчуждения как аспекта деятельности
Вопросы
Вопросы 1. Что определяет отличия культуры от природы?2. Как меняются образы природы и культуры в истории общества?3. Как формировалось противопоставление дикого и культурного, естественного и искусственного?4. Что обусловило представления о естественных условиях, правах
Вопросы
Вопросы 1. Кто определяет границы культуры?2. В чем специфика социально-философского понимания культуры?3. Какова функция культуры в сохранении социальности?4. Какова функция культуры в преобразовании социальности?5. Почему усложняется образ культуры?6. Какую работу
Вопросы
Вопросы 1. Чем обусловлен переход от гносеологического к онтологическому пониманию сознания?2. Кто создает сознание?3. Какова роль сознания в (а) становлении (б) и функционировании связей социального бытия?4. Чем обусловлено существование разных форм и уровней
Вопросы
Вопросы 1. Почему возникает вопрос о связи познания и жизни?2. Каковы причины обособления познания от практики?3. Как социальные взаимодействия обусловливают отделение знания от субъектов?4. Как публичные формы – обмен, политика, театр, суд, – влияют на структуры знания?5.
Вопросы
Вопросы 1. Куда «уходят» абстрактные формы социальности?2. В чем особенности «постсовременной» логики описания и конструирования социальности?3. На какие философские модели указывают тезисы о конце истории, ослаблении социальности, исчезновении автора, гибели субъекта?4.
038: ВОПРОСЫ
038: ВОПРОСЫ Q: Что такое эмергенцизм?A: Эмергенцизм – мессианская доктрина эмергентов после 24 августа 2007 года (появление эмергента-1), но до воплощения Эмергентора в Едином Теле.Q: Каковы цели эмергенцизма?A: Цель эмергенцизма – воплощение Эмергентора в Едином Теле. Текущее
КОРРЕКТНЫЕ ПРИЕМЫ
КОРРЕКТНЫЕ ПРИЕМЫ В споре, как и в других делах, нельзя быть неразборчивым в применяемых средствах. Не следует вступать в спор с единственной целью — победить в нем любой ценой, не считаясь ни с чем, даже с истиной и справедливостью. Тактические приемы, помогающие
НЕКОРРЕКТНЫЕ ПРИЕМЫ
НЕКОРРЕКТНЫЕ ПРИЕМЫ Эти приемы многообразны, но суть их одна — выдать недостоверное, непроверенное, а то и просто ложное за истинное и заслуживающее доверия. К таким приемам относятся, в частности, рассматривавшиеся ранее софизмы. В отличие от непроизвольной логической
5. Некорректные воспоминания: о нормативной силе социальных рамок памяти
5. Некорректные воспоминания: о нормативной силе социальных рамок памяти Применительно к описанным в предыдущей главе случаям «ложных» воспоминаний остается открытым вопрос о том, почему книга Вилкомирского была принята столь восторженно, особенно читателями, которые