Что такое неликвид товара
Что такое неликвидный товар и что с ним делать?
Торговые организации, точки продаж и складские предприятия часто сталкиваются с проблемой сбыта неликвидного товара. Несвоевременное решение возникшей проблемы с реализацией продукции может повлечь и финансовые, и логистические затруднения. Поэтому следует всегда иметь наготове эффективный алгоритм, по которому может быть распродан неликвидный товар в тех или иных условиях. Конечно, и сбыт на особых условиях возможен не всегда, поэтому опытные товароведы предусматривают и альтернативные способы «ликвидации» злополучного товара.
Что такое «неликвид»?
Причины появления неликвидных товаров
Вопреки распространенному мнению, неликвидные товары – это не только брак. Чаще всего залежалая продукция не пользуется спросом или по причине неправильной закупки, или в силу утраты товаром потребительских качеств уже в ходе хранения. Что касается ошибок в закупке, то они связаны с просчетами в определении объемов товара, планируемого к продаже. Нередко это обуславливается завышенными ожиданиями относительно будущих продаж, в результате чего часть продукции успешно распродается, а другая часть становится излишками. Существует и тактика закупки на страховой случай – то есть, закупщик заранее пополняет запасы выше нормы, поскольку в дальнейшем планируется повышение цен со стороны поставщика. В таких ситуациях особенно велик риск получить неликвидный товар из-за неправильного хранения. Дело в том, что запасной товар часто размещается в дальних уголках склада на верхних стеллажах. В дальнейшем о нем просто забывают, и он утрачивает первостепенные свойства. Есть и другие факторы, связанные с неправильным маркетингом, к примеру. Даже если товар как таковой полностью соответствует потребительским запросам, он не будет иметь успех на рынке, если его неправильно представляют в условиях жесткой конкуренции.
Как продать неликвидный товар?
Уценка как инструмент эффективного сбыта «неликвида»
Использование уценки строго регламентируется правилами бухучета и при соблюдении нормативов позволяет эффективно избавляться от нереализованной продукции. В первую очередь определяется объем товара, который в принципе может подлежать уценке. Для этого на крупных предприятиях формируется комиссия, которая произведет инвентаризацию и составит перечни целевых товаров. В рамках этого же мероприятия может параллельно производиться и списание неликвидного товара – в любом случае, оба решения в конечном итоге должны быть подписаны руководителем. Далее определяются оптимальные цены для разных перечней и групп товаров. Учитывают балансную стоимость, текущую рыночную цену на подобную продукцию, насыщенность рынка, потребительские свойства и другие факторы. Затем на складе создается специальный отдел, в котором будет храниться уцененный товар со своими накладными документами и прайсами.
Правильное составление договора о продаже
Рядовая покупка товара предполагает наличие определенных рисков, а операции с неликвидным товаром еще опаснее, причем не только для покупателя, но и для продавца. Застраховать себя от неприятных сюрпризов поможет правильное составление договора. Одной из самых распространенных ошибок при совершении подобных сделок является неполное описание товара. Важно изначально оговорить все его специфические характеристики, из-за которых он стал неликвидным. Тем не менее у покупателя остается право требовать возвращение продукции, если она его чем-то не устроит. Это право в полном объеме со всеми нюансами также должно быть оговорено в документе сделки. Как ни странно, реализатор также может нести ответственность за то, что, к примеру, приобретенный стройматериал пришел в негодность уже в процессе исполнения договора и требует особой утилизации. Тут надо вернуться к тому, что значит неликвидный товар и в чем его особенность. Такой товар может быть просроченным и даже опасным для хранения. Токсически вредные материалы в данном случае потребуют определенных затрат на утилизацию. Поэтому в договоре надо зафиксировать, кто возьмет на себя эти издержки.
Возврат товара продавцу
Право на возврат имеет и первый реализующий обладатель товара. В зависимости от тех же условий договора он может избавиться от неугодной продукции, вернув вложенные в нее деньги. Такой подход вполне возможен и весьма распространен, поскольку у крупных поставщиков куда больше каналов сбыта и они могут решать проблемы с минимальными издержками. Правда, в качестве дополнительной мотивации поставщика к подобной форме сотрудничества ритейлерам иногда приходится идти на уступки, все же теряя часть вложенных средств. То есть возврат неликвидного товара происходит по ценам, которые ниже первоначальных. Процент такой скидки тоже оговаривается в договоре. К мотивационным факторам для поставщиков к подобным пунктам в договорах стоит добавить и вполне объяснимое желание сохранить партнера.
Отечественный способ сбыта
Российская практика реализации неликвида имеет свои особенности и, соответственно, способы избавления от залежавшихся товаров. Нельзя назвать такой опыт уникальным, но в наших условиях это очень актуально. Речь идет об использовании неликвидной продукции в качестве средства погашения проблемных долгов. Как реализовать неликвидный товар таким способом? Это тот случай, когда договоренность заключается уже после базовой сделки с партнерами, в качестве которых обычно выступают кредиторы. Если у компании были накоплены непредвиденные долги, и она на текущий момент не в состоянии гарантировать выплаты в определенные сроки, то кредитор может согласиться на погашение задолжностей неликвидом. Но важно учитывать, что в таких ситуациях уценка с перерасчетом в суммы долга чаще всего оказывается наименее выгодной для реализатора.
Оптовая продажа неликвида
В зависимости от причин появления неликвидных товаров реализатор может рассчитывать на их сбыт партнерам и даже конкурентам по оптовым ценам. Сам по себе формат крупных закупок по привлекательным оптовым ценам более привлекателен, чем сделки с небольшими партиями. Это выгоднее и логистически, и финансово. В одних условиях товар может не пользоваться спросом из-за запросов потребителя, а в другом сегменте ситуация будет обратной. Главное – найти того же конкурента, кто сможет с большим успехом сбыть неликвидный товар. Продажа при этом будет выгодной и для покупателя. Как минимум он сможет рассчитывать на невысокие оптовые цены, а максимум – проценты скидки непосредственно за счет изначальной неликвидности.
Другие способы сбыта
Опытные ритейлеры на своей же площадке практикуют разные способы сбыта товаров, которые не пользуются спросом. Один из самых простых – скидка, причем подкрепленная громкой рекламой. Более хитрые способы предполагают разбавление товара с ходовой продукцией. Например, светодиодные фонарики могут прилагаться к походным наборам или строительному инструменту, который может использоваться в условиях отсутствия освещения. Приложения могут предлагаться и в качестве подарка, и как опция, доступная за минимальную цену. В любом случае реализатор сможет рассчитывать на получение пусть не полной, но все же выгоды от залежалой продукции.
Списание неликвидного товара
Вполне может случиться, что имеющийся «неликвид» уже не годится для продажи независимо от ее условий. Для реализатора остается лишь один вариант избавления от него – путем списания. На первый взгляд это можно сделать посредством отправки продукции на свалку, но есть два формальных нюанса, которые должны быть решены в ходе процедуры списания. Самый распространенный вопрос в этой связи – как списать неликвидный товар, чтобы не было проблем с налоговым учетом? Для этого необходимо документально обосновать и подтвердить факт списания продукции, которая действительно непригодна для реализации. Здесь же предприятие решает, будет ли оно переводить стоимость этих товаров в состав общих расходов, что позволит ему снизить и налог на прибыль. Второй нюанс связан с утилизацией товара, о которой уже говорилось выше. В случае списания организация полностью берет на себя расходы на уничтожение непригодной для продажи продукции. Но это касается лишь отдельных видов товаров – например, бытовой химии, некоторых медикаментов, лакокрасочных материалов и т. д.
Профилактика неликвида
На практике выработаны два основных способа предотвращения неприятных ситуаций с залежавшимся товаром. В первую очередь это тщательная ревизия поступающих на продажу партий с продукцией. Производится полный осмотр товаров до и после покупки. Далее уже в процессе хранения должна проводиться регулярная проверка товара, который хранится на складе. Особенно это касается «долгих» запасников, которые бывают востребованы от сезона к сезону. Чтобы неликвидный товар не копился большими партиями, также следует его разбавлять с ходовой продукцией. Например, его можно размещать на витринах с ликвидной продукцией – это привлечет дополнительное внимание.
Есть ли плюсы у неликвидного товара?
Действительно, есть и положительные стороны в ситуациях, когда реализаторы сталкиваются с «неликвидом». Например, ситуация на оптовых рынках почти всегда динамична и редко бывает, когда один и тот же товар стабильно удерживает спрос. Поэтому задержка товара на складе ритейлера в долгосрочной перспективе рано или поздно может сделать его в некотором плане монополистом на своей площадке. Кроме этого, проблемы с неходовыми товарами часто подстегивают начинающие торговые фирмы к более ответственной работе с учетом и контролем запасов.
Заключение
Для большинства торговых предприятий работа с залежавшимися товарами без высокого спроса является штатной ситуацией. Компании, имеющие многолетний стаж, реализуют неликвидный товар по отлаженным каналам в режимах поточного сбыта. Поэтому вопросы поиска оптимальных способов борьбы с неходовыми запасами актуальны скорее для начинающих фирм, только еще осваивающихся в своем сегменте. К этому же стоит добавить и пользу от профилактических мер борьбы с «неликвидом». Причем это скорее не вопрос предотвращения скопления невостребованных товаров, а нормальная учетная и маркетинговая деятельность, которая должна быть в целом направлена на поддержание эффективности торгового предприятия.
Неликвиды предприятия и их реализация
Ликвидность – это возможность реализовать актив в сжатые сроки по стоимости, близкой к рыночной. 100-процентная ликвидность характерна только для денег. Соответственно, по отношению к другим активам ликвидность может быть только относительной. Ликвидность активов – один из показателей успешности деятельности компании. Однако существует и обратное понятие – неликвиды.
Вопрос: Организация, основным видом деятельности которой является оптово-розничная торговля запасными частями к автомобилям, в результате инвентаризации выявила неликвидный товар. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете его списание и затраты на утилизацию?
По результатам инвентаризации выявлены неликвидные запасные части балансовой стоимостью 150 000 руб. Комиссией организации составлен акт, в котором вышеуказанные товары признаны неликвидными в связи с длительным хранением и потерей товарного вида. Затраты на утилизацию (вывоз на свалку), оказанные сторонней организацией, составили 12 000 руб. (в том числе НДС 2 000 руб.).
Посмотреть ответ
Что собой представляют неликвиды?
Неликвиды – это те активы, которые крайне сложно продать по рыночной стоимости. Они есть практически у каждого предприятия. К неликвиду относятся:
ВАЖНО! Многие придерживаются мнения о том, что неликвид – это именно бракованные товары. Однако такой подход очень неэффективен, потому что проблема с неликвидом – это проблема неправильного планирования закупок и продаж.
Вопрос: Как учитывать в целях налога на прибыль получение от потенциальных поставщиков пробных образцов невозвратных материалов? Часть материалов проходит испытание в производстве. В случае если материалы не отвечают требованиям технологии, то они остаются на складе как неликвид.
Посмотреть ответ
По каким причинам появляются неликвиды?
Существует множество причин появления неликвидов. Рассмотрим самые распространенные из них:
Знание причин возникновения неликвида позволяет предотвратить или уменьшить их появление.
Бухгалтерский учет неликвида
В бухучете неликвид может списываться в перечень прочих расходов. Решение о списании принимается руководителем компании. Сведения, на основании которых принимается решение, собираются специальной комиссией. В ее состав входят материально-ответственные лица. Комиссия созывается приказом руководителя. Обязанности комиссии:
Нужно составить акт на списание МПЗ. В нем содержатся следующие данные:
Акт должен быть утвержден руководителем компании. Если комиссией установлена невозможность использования объектов в дальнейшем, они утилизируются. В бухучете утилизированные запасы учитываются в составе прочих расходов. Указываются они на счете 91, субсчете 2. Проводка будет выглядеть следующим образом:
ДТ91-2 КТ10. Списание запасов
Компания при нахождении неликвидов формирует резерв под уменьшение материальных ценностей. Резерв должен быть создан под каждую единицу неликвида. Возможно формирование резервов под уменьшение стоимости объектов по отдельным группам. К примеру, «оборудование», «ПК», «мебель». Уменьшение стоимости запасов возможно только с выполнением следующих условий:
Резерв формируется на сумму разности между реальной себестоимостью и рыночной стоимостью. Разность нужно зафиксировать в бухучете следующей проводкой:
ДТ91, субсчет 91-2 КТ14. Резерв под снижение стоимости
Резерв не нужно фиксировать в целях начисления налогов. По этой причине нужно отразить начисление налогового обязательства:
ДТ99 КТ68. Налог на прибыль
Бухгалтер должен вести учет неликвида. Для этого или создается аналитическая таблица, или формируется отдельный субсчет. Если неликвид получится продать, создаются следующие проводки:
При продаже неликвида полученные средства будут отражаться в стандартном порядке.
Как реализовать неликвид?
Перед реализацией продукции следует пройти следующие этапы:
Куда деть неликвид с максимальной выгодой для предприятия? Существуют следующие варианты:
Постоянное появление неликвида в большом объеме – следствие серьезной системной ошибкой. В этом случае нужно провести полноценный анализ деятельности компании и выявить недочеты.
Неликвидный товар и что с ним делать? Обзор
Бизнесмены и предприниматели сталкиваются с таким понятием как: «Неликвидный товар».
Это остатки материалов, товаров, продукции, которые зависли на складе, предприятии, магазине. Это могут быть абсолютно разнообразные товары: продукты питания, обувь, одежда, запчасти, бытовая техника и многое другое…
Большинство предпринимателей закупают товары с запасом и надеется на быструю продажу и окупаемость, но в силу разных обстоятельств этого не происходит.
По этой причине, средства, вложенные в закупку, замораживаются, склады заполняются залежалыми товарами.
Что значит неликвидный товар?
Неликвидным товаром считается часть, остатки продукции, которые не реализовались в определенный период. Для каждого продукта существует свой индивидуальный срок. Сроки могут быть установлены производителем или предпринимателем. Прибыль бизнесмена зависит от: следующей закупки новой партии товара, уплаты ежемесячных обязательных платежей.
Чаще всего неликвидами считаются товары не продающиеся от 3 до 12 месяцев. В разных сферах деятельности эти сроки будут отличаться.
Для того, чтобы определить, что такое неликвид у вас на складе, необходимо определить специфику предприятия. Для кого-то застоем будет считаться только полное отсутствие продаж за 6 месяцев, а для кого-то спад продаваемых экземпляров сыграет критичную роль.
Для полного понимания состояния дел, необходимо проводить анализ деятельности, реализации объемов и вести соответствующую документацию.
Для определения неликвидного товара выясняется его критичный срок хранения. Это можно сделать с помощью рентабельности инвестиций, вложенных в данную партию. На каждое изделие считается отдельно.
Прибыль определенного периода/ на среднюю стоимость собранных запасов* на 100 %
Подробности
Причины образования залежалого товара
Довольно часто в образовании большого количества остатка товара обвиняют отдел закупок, продаж или логистики.
Отделы обвиняют друг друга, но это дает только кратковременный эффект, так как истинные причины неликвида не найдены и в долгосрочной перспективе это будет вновь повторяться.
От правильного хранения зависит, как скоро реализуется товар. Если товар заставлен в дальний угол и в нужное время не обнаружен, то он вычеркивается как отсутствующий.
Также важно соблюдать ротацию по срокам годности и реализовывать в первую очередь, то у чего заканчивается срок годности.
Если вам кажется, что на товар упал спрос, можно провести более детальный анализ, который покажет, что продажи упали потому, что у конкурента цена ниже или внутри ассортимента появился товар-конкурент. Зная эти причины уже можно предпринять оптимизацию ассортимента или пересмотреть ценообразование товара.
Как это продать
Существует несколько эффективных способов: распродажа и уценка.
На эту отдельную группу товаров составляется перечень этих товаров и прайс-лист. Весь неликвидный товар необходимо разобрать по категориям. Ведь один товар можно реализовать с незначительной скидкой или продать по себестоимости, а другой в силу утраты потребительский качеств или окончания сроков хранения отдать почти даром.
Для продажи продуктов, утративших ценность у потребителя, проводят уценку.
Для начала комиссия проводит инвентаризацию количества и качества товаров подлежащих уценке. Составляется перечень товаров и все это регламентируется учетными документами.
Во время инвентаризации может обнаружится товар, который и вовсе подлежит списанию. Конечные решения об уценке, распродаже и списания принимаются и подписываются руководителем.
Далее учитывая себестоимость товара, реальные рыночные цены на подобную категорию продукции, потребительские свойства, сроки реализации и т.д. определяется оптимальная цена для продажи.
Уцененный товар должен хранится на прилавках, на складах отдельно от ликвидного со своими прайсами и накладными.
Списание неликвидного товара
Если залежалый товар полностью непригоден к продаже, то реализатору его остается только списать.
Сделать это нужно грамотно, а не просто отправить товар на свалку. Для налогового учета, факт списания документально обосновывается и фиксируется.
Если неликвидный товар составляет большая партия и внушительные затраты, то предприятие может перевести стоимость списанного товара в состав общих расходов, тем самым снизить налог на прибыль.
В случае списания некоторых категорий товаров, которые необходимо утилизировать, например (медикаменты, бытовая химия, лакокрасочные материалы) предприятие берет на себя ответственность и расходы на утилизацию.
Возврат товара продавцу
Реализатор имеет право вернуть товар. Для этого должен быть составлен необходимый договор, по которому товар возвращается владельцу, а деньги покупателю.
Однако для такого сотрудничества реализаторам приходится снижать цену ниже первоначальной. Поставщик в таком случае сохраняет сотрудничество с партнером и получает компенсацию.
Договор о продаже неликвидного товара
На некоторые категории неликвидного товара можно найти оптового покупателя. Эта операция имеет определенные риски, как для покупателя, так и для продавца. Избежать неприятных моментов поможет правильно составленный договор.
В договоре должно быть указано:
Современные способы реализации
При помощи опытных маркетологов и продавцов составляются наборы из ходовых товаров и залежалой продукции. Данные наборы подкрепляются скидкой и рекламой.
Например: фонари могут прилагаться к строительным инструментам, посуда, горшки к мангалу и углям…
Объединение товаров в наборы принесет продавцу пусть небольшую, но выгоду.
Создавая скидку и срочность на неликвид, также можно его быстрее реализовать. Выставив товар на видное место с акцией и лозунгом об ограниченном количестве.
Заключение
Занимаясь бизнесом реализации товара, необходимо следить за количеством закупок, хранением, запасами и их остатками. Проводить маркетинговые исследования и состояние рынка.
При обнаружении неликвидного товара у себя на сладе, не стоит опускать руки, лучше примените способы реализации неликвида, описанные выше, и освободите финансы для новых закупок.
Что такое неликвид товара
НЕЛИКВИДЫ — излишние, ненужные предприятию товарно-материальные ценности, а также готовые изделия, которые не удалось реализовать.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
НЕЛИКВИДЫ — товары и другие материальные ценности, излишние и ненужные данному предприятию, обычно трудно реализуемые на рынке. Наличие неликвидов отягощает экономические показатели его деятельности.
Энциклопедический словарь экономики и права.
Ликвидность — это одна из ключевых характеристик, характеризующих финансовое состояние предприятия, и смысл ее состоит в оценке способности того или иного актива превращаться в средства платежа (то есть, деньги) в короткие сроки. По сути, ликвидность можно понимать и как вероятность продажи товара за номинальную стоимость, и как реальную цену, выраженную в процентах от номинала, за которую может быть продан товар, лежащий на складе или на полке.
100%-ную ликвидность имеют только наличные деньги, поскольку для любого товара не существует 100% гарантии быть проданным: всегда находятся те или иные остатки, которые не могут быть реализованы и формируют убыток предприятия, то есть неликвид. Поэтому в розничной торговле под неликвидом подразумевается товар, который по каким-либо причинам (например, из-за своего низкого качества, несоответствия моде и т.д.) не может быть реализован в разумные сроки.
Есть и другое, более узкое понимание неликвидности товара, когда к неликвиду относят товар бракованный, просроченный или некондиционный, предполагая, что только такой товар не может быть реализован. Этот подход удобен для бухгалтеров, но в корне неверен с точки зрения руководителя предприятия, поскольку проблема ликвидности товаров прежде всего обусловлена стратегией закупок и продаж компании.
Рассмотрим простейшую задачку: в аптечный пункт, который продает 10 ед. раствора йода в месяц, завезли 500 упаковок этого товара со сроком хранения 3 года. Очевидно, что к концу срока хранения аптечный пункт продаст лишь 360 упаковок поставленного товара, хотя изначально раствор йода был поставлен качественным и годным. То есть 140 упаковок йода уже в момент его завоза, строго говоря, являются не только избыточным запасом, но и неликвидом. Понятно, что это условная задача, однако на практике очень часто именно несовпадение планов по закупкам и планов по продажам является источником формирования неликвида, а вовсе не порча товара при хранении или по другим причинам.
К неликвидным товарам стоит отнести продукцию, которая:
• Внесла небольшой вклад в выручку;
• Характеризуется нестабильным спросом;
• Имеет невысокую наценку;
• Не продается на протяжении длительного периода времени.
Товары на складе нам необходимы для удовлетворения спроса наших клиентов и получения прибыли — это основные цели хранения товаров на складе. Однако, в силу того, что в результате хранения увеличиваются затраты, себестоимость товаров увеличивается, а значит уменьшается прибыль, которую получает компания. Именно поэтому важно понимать, какие товары уже не приносят прибыли и избавляться от этих товаров. Существует несколько методов выявления неликвидных товаров.
Как определяется неликвид?
Однозначного правильного ответа на вопрос — Как? не существует – в каждой компании, и даже в разных подразделениях одной и той же компании могут существовать разные критерии для определения неликвидов. Они могут различаться и по качеству: для одних – полное отсутствие продаж, для других – слишком низкие продажи по сравнению с текущими остатками; и по анализируемому периоду: для одних – год, а для других – три месяца. И вы ничего не сможете сделать с вашими неликвидами, пока чётко не определитесь с однозначным нормативом, что считать неликвидом, а что нет. Необходимо формализовать эти нормативы и утвердить в компании.
Обычно, в качестве такого критерия выбирают оборачиваемость номенклатуры, поддерживаемой на складе. Однако, оборачиваемость не в полной мере характеризует эффективность использования рабочего капитала. Действительно, разный товар может иметь разную наценку, а значит, обладая одинаковой оборачиваемостью, вносить разный вклад в прибыль с единицы денежных средств. Поэтому показателем, более соответствующим задаче измерения «неликвидности», является рентабельность инвестиций в товарные запасы (ROI), рассчитываемая по каждой позиции номенклатуры как:
Прибыль за период
———————————————- * 100 %
Средняя стоимость запасов за период
Такой показатель необходимо рассчитывать по каждому товару и выявлять товары с самым низким показателем ROI. Очевидно, что причинами низкого показателя рентабельности инвестиций могут быть и отсутствие продаж, и низкий уровень продаж, а также, низкая прибыль от продаж этого товара.
Хорошей практикой для определения неликвидов является расчет критического срока хранения, который учитывает торговую наценку, отсрочку платежа поставщику, затраты на хранение и возможность получения альтернативной прибыли. В этом случае, рассчитав критический срок хранения по каждому товару, мы можем отслеживать тот момент, когда хранение товара не приносит прибыли компании.
Для расчета такого критического срока хранения рекомендуется использовать следующую формулу:
где M — критический срок хранения товара, месяцы;
R — средняя маржинальная рентабельность продаж по выбранной позиции, %;
Н — альтернативная доходность вложенных в запасы денег, в качестве которой может быть использована средняя доходность организации, % в месяц;
Z — условно-переменные затраты (в месяц) на хранение товара на складе, выраженные в % к себестоимости единицы продукции;
Y — средняя отсрочка платежа покупателям, месяцы;
W — отсрочка платежа по данному товару от поставщика, месяцы.
Обратите внимание, что при использовании данной формулы предельные сроки хранения товара могут быть различными даже для одного и того же товара, полученного от разных поставщиков, и это абсолютно справедливо. Чем больше отсрочка платежа по товару, тем дольше мы работаем на деньги поставщика, а не на свои деньги (хотя, конечно, за склад мы все равно платим). А при возникновении предоплаты ситуация меняется на диаметрально противоположную.
Рассмотрим пример в числах, Аптека Х имеет:
• среднюю маржинальную рентабельность продаж по позиции R =17%;
• при этом альтернативная доходность вложенных в запасы денег Н = 3% в месяц;
• переменные затраты на складское хранение в % от себестоимости продукции Z= 0,1% в месяц;
• отсрочка платежей покупателям не применяется;
• отсрочка платежа, предоставленная по данной позиции поставщиком, W, — 30 суток, т.е. 1 месяц.
Таким образом, М = (17% + 3*(1)/(3+0,1) = 6,45 месяца.
Значит, предельный срок хранения по данной позиции составляет чуть более полугода. При превышении этого норматива товар начинает формировать неликвид.
Недостатком данной формулы, на мой взгляд, является то, что необходимо использовать Z — условно-переменные затраты (в месяц) на хранение товара на складе и в торговом зале, выраженные в % к себестоимости единицы продукции. Зачастую эти данные трудно определить для своих товаров. Но можно и использовать те, которые в примере, они достаточно реальные.
Примечание: Я подготовила пример расчета в Excel критического уровня запаса, с помощью которого можно выявить неликвиды. Оставьте в форме свой электронный адрес и получите шаблон с расчетами.
К неликвидам также можно отнести остатки товаров, которые поставляются только под заказ клиента. Статус товара «под заказ клиента» обычно устанавливается тем товарам, которые обладают специфическими свойствами, которые не востребованы массово, или их продажи так незначительны, что хранить их на складе невыгодно. Поэтому если такой товар находиться на складе, он может считаться неликвидом сразу, потому что продажа его маловероятна. Причиной того,что такой товар оказался на остатках на складе может служит то, что клиент отказался от заказа,которые ранее размещал. И если в компании отсутствует система, при которой такой отказ невозможен или регулируется штрафами, то на складе будет накапливаться значительный объем неликвидов.
Кроме термина неликвиды можно встретить еще термин «излишки товаров». По своей сути, это товары, которых слишком много на складе, а значит в компании низкая оборачиваемость, денежные средства «заморожены», а также складские площади используются не оптимально. В данном случае, критерием определения неликвида является определенный установленный уровень запаса, выше которого товар считается неликвидом.
Одним из таких критериев может выступать — норма оборачиваемости товаров. При использовании этого критерия предприятие устанавливает нормативы (в днях ) оборачиваемости по товарам и далее контролирует, чтобы товарный остаток не превышал нужного количества для определенного срока торговли. При этом необходимо помнить, что единый норматив оборачиваемости текущего остатка для всего ассортимента установлен быть не может, поскольку разные товары имеют разные характеристики (сроки хранения, стоимость, размер, этап жизненного цикла и т.д.), и, например, для новинки норма должна быть больше, чем для уже известного покупателям товара.
Установление норм оборачиваемости текущего товарного остатка — хороший метод прогнозирования неликвида, однако возникает вопрос, как же определить этот норматив. Один из способов расчета нормативной оборачиваемости описан в статье Цена оборачиваемости. Существует еще один метод определения уровня запаса, выше которого запас можно отнести к излишнему запасу. Для выявления излишков мы оцениваем уровень запаса на текущий момент времени и сравниваем с максимальным. Излишком можно считать тот товар, уровень остатка на складе которого равен и выше Максимального.
Максимальный уровень запаса= срок выполнения заказа + 4 периода между поставками
Если период исполнения заказа большой, например 4 месяца, то товарный остаток в 5 или даже 6 месяцев нельзя считать неликвидным. Так как если начать его распродавать, то через месяц возможно придется срочно его заказывать снова. А вот, если товар мы закупаем у у поставщика в нашем городе со сроком выполнения заказа 1 день, да еще и заказываем товар у него через день, то остаток в 5 месяцев будет огромным. Поэтому имеет смысл соизмерять уровень остатка товара с периодичностью размещения заказа и сроком выполнения заказа.
Для определения уровня запаса нам необходимо разделить остаток на складе:
Уровень запаса = остаток на складе/ средние продажи за период
Период может быть и день, и неделя, и месяц. Он должен быть соизмерим с периодичностью планирования. Рассмотрим еще одно определение излишних товаров, это определение используется в Теории ограничения систем (ТОС). В управлении запасами по ТОС разделяют два вида товаров:
Для управления запасами используется Динамическое управление буфером. Величину буфера рассчитывают по каждому товару в каждом месте хранения. Запас товара, который превышает буфер, считается излишним товаром. Остаток DTO- товара на складе без заказа клиента является неликвидом. Причин возникновения неликвидов много, рассмотрим их в следующей статье, а также методы борьбы с ними. Хочу сразу же отметить самое главное — важнее не работа по избавлению от неликвидов, важнее — разработка мероприятий по недопущению неликвидов и регулярная работа по их выявлению!
Примечание: Я подготовила пример расчета в Excel критического уровня запаса, с помощью которого можно выявить неликвиды. Также в таблице представила пример расчета максимального уровня запаса для выявления излишков. Оставьте в форме свой электронный адрес и получите шаблон с расчетами.