Что такое нелинованная бумага в математике
Урок «Построение прямоугольника на нелинованной бумаге»
1. Организационный момент, сообщение целей урока.
— Решите примеры и отгадайте слово:
— Верно, ребята. Это слово “треугольник”.
— А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы угадайте о чём идёт речь.
Эта важная наука
Изучает всё вокруг:
Точки, линии, квадраты,
Треугольники и круг…
Для неё линейка, циркуль-
Это лучшие друзья.
Но и вам науку эту
Забывать никак нельзя!
— Правильно, эта наука называется геометрией. Сегодня мы должны с вами доказать, что можем быть друзьями этой науке.
3. Работа над новой темой.
1) Ребята, посмотрите внимательно на чертёж и назовите фигуры, которые видите на чертеже.
— Сколько всего фигур? (11)
Назовите сколько треугольников?(9)
— Какие это треугольники? (Прямоугольные, остроугольные, равносторонние, равнобедренные)
— Сколько на чертеже четырёхугольников? (2)
— Чем они отличаются друг от друга? (Один является прямоугольником, а другой нет)
— Что вы знаете о прямоугольнике? (В прямоугольнике все углы прямые. Противоположные стороны прямоугольника равны)
2) Молодцы! Вы много рассказали о прямоугольнике.
Сейчас решите задачу:
В прямоугольнике проведена диагональ. Площадь одного из полученных треугольников равна 25 кв. см. Чему равна площадь прямоугольника? Решите задачу и сделайте чертёж прямоугольника.
— Как вы нашли площадь прямоугольника? (Мы знаем, что диагональ прямоугольника делит его на два одинаковых треугольника. Площадь одного треугольника равна 25 кв. см, значит площадь всего прямоугольника будет равна 25*2=50 кв.см)
— Верно, молодцы! А как начертить прямоугольник, если мы знаем только его площадь?
Что для этого надо знать? (Его длину и ширину)
— Как узнать размеры прямоугольника? (Методом подбора. Зная, что площадь находится путём умножения длины на ширину, 50 кв. см можно получить умножая 5 см на 10 см или 25 см умножить на 2 см)
— Правильно. Выберите, какой прямоугольник удобнее начертить в тетради. (Удобнее начертить прямоугольник со сторонами 5 см и 10 см)
— Верно. Начертите такой прямоугольник.
— А как вы думаете, легко ли это сделать на нелинованной бумаге? Сегодня мы познакомимся со способом построения прямоугольника на нелинованной бумаге.
Для этого нам понадобятся циркуль и линейка.
— Откроем учебник на странице 7 №29. Прочитаем задание.
Прямоугольник можно построить на нелинованной бумаге, используя только циркуль и линейку. Начерти любую окружность и проведи в ней 2 любых диаметра. Соедини концы диаметров отрезками.
— Что делаем сначала? (Надо начертить окружность)
— Что надо сделать дальше? (Надо провести два диаметра)
— Что такое “диаметр”? (Это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через её центр)
— Хорошо. Проведите два диаметра. Что делаем дальше? (Надо соединить концы диаметров отрезками и получится прямоугольник)
— Возьмите альбомный лист. Чертим окружность, радиус которой равен 5 см.
Проводим два диаметра. Соединяем концы диаметров. Обозначим вершины прямоугольника (рис.1).
— Как проверить, что получился прямоугольник? (Можно измерить стороны фигуры, противоположные стороны должны быть одинаковые, можно измерить углы с помощью прямого угла, углы должны быть прямыми).
— Проверьте, получился ли у вас прямоугольник.
— Прочтите следующее задание.
Вспомните свойства диагоналей квадрата и начертите так же квадрат (рис. 2).
— Что вы знаете о диагоналях квадрата? (Диагонали квадрата равны, при пересечении образуют прямые углы. Точка пересечения диагоналей делит их на равные отрезки)
— С чего начнём построение? (Начертим окружность)
— Верно, а дальше? (Проведём один диаметр)
— Мы нашли только две вершины квадрата, как найти ещё две? (Проведём перпендикулярную прямую к диаметру, получился ещё один диаметр. Эти прямые пересекаются под прямым углом как у квадрата. Таким образом мы нашли ещё две вершины квадрата)
— Ребята, давайте сравним площади наших фигур.
— Как найти площадь прямоугольника? (Надо длину умножить на ширину)
— Чему равна длина и ширина прямоугольника? (6 см и 8 см)
— Чему равна площадь? (48 кв.см)
— Чему равна сторона квадрата? (7см)
— Чему равна площадь? (7*7=49 кв.см)
— Какая же площадь больше? (Площадь квадрата больше площади прямоугольника)
— Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Вы доказали, что можете вправе называть себя друзьями ГЕОМЕТРИИ. Конечно, много интересного вам предстоит ещё узнать. Вы познакомитесь с новыми фигурами и геометрическими телами.
— Геометрия – наука
Изучает всё вокруг:
Куб, трапецию и конус,
Пирамиду, полукруг…
Чтобы все эти фигуры
Вам запомнить, изучить,
Я советую, ребята,
С геометрией дружить!
5. Закрепление пройденного материала.
1) Работа над задачей.
— Прочитайте задачу № 30 на странице 7.
В сборнике пословиц на 6 страницах размещены 90 пословиц, поровну на каждой странице. Сколько потребуется страниц, чтобы разместить так же ещё 75 пословиц?
— Как были размещены пословицы в сборнике? (Поровну на каждой странице)
— Сколько потребовалось страниц, чтобы разместить 90 пословиц? 75?
В ходе работы над задачей можно составить таблицу.
На одной странице | Количество страниц | Всего пословиц |
одинаковое | 6 шт. | 90 шт. |
? | 75 шт. |
— Что можем узнать? (Сколько пословиц на одной странице)
— Что узнаем дальше? (Сколько страниц занимают 75 пословиц)
— Как это сделать? (Надо 75:15=5(п.))
— Верно. Молодцы, ребята!
2) Работа над вычислительными навыками.
— Решите примеры №34 на странице 7.
Вспомним порядок действий. Какое действие выполняем первым?
3) Задание на смекалку.
Гусей в стае меньше 50. Сколько гусей в стае?
(В стае 36 гусей. Задача может быть решена подбором)
— Какое задание вам понравилось выполнять? Какие задания вызывали затруднения?
7. Домашнее задание.
1. Математика. Учебник для 4 кл.нач.шк. В 2 ч./М.И.Моро, М.А.Бантова-М.: Просвещение. 2010.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью угольника (по учебнику М.Моро). 4-й класс
Класс: 4
Презентация к уроку
Цель урока: Научить построению прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью угольника.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: практическая работа.
для учащихся: учебник, угольник, лист нелинованной белой бумаги, простой карандаш;
для учителя: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Устный счет.
– Найдите ошибки в вычислениях на доске.
Правильные ответы: 100 024; 12 548; 6 504.
Проверка квадратов на нелинованной бумаге. (Показать на доске способ построения квадрата с помощью циркуля и линейки.)
– Какие знания о квадрате помогли справиться с построением? (Диагонали квадрата равны, пересекаются, образуя четыре прямых угла.)
– На прошлом уроке мы с вами научились строить прямоугольник с помощью циркуля и линейки. Вспомните, пожалуйста, что это за геометрическая фигура – прямоугольник. (Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.)
– Что еще вы знаете о прямоугольнике? (Противоположные стороны равны. Диагонали равны.)
– Эти знания пригодятся нам сегодня.
СЛАЙД 1. Объявление темы урока: “Построение прямоугольника на нелинованной бумаге”.
– Какие инструменты понадобятся для практической работы? (Угольник, карандаш)
СЛАЙД 2. Цель: Научиться построению прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью угольника.
СЛАЙД 3. Задачи: 1. Формировать практические навыки построения геометрических фигур, используя знания о них.
2. Развивать пространственное воображение.
3. Воспитывать аккуратность при выполнении построений.
СЛАЙД 4. Алгоритм построения прямоугольника с помощью угольника.
СЛАЙД 5. Начертили произвольный луч АД. Одну из сторон угольника приложили к лучу так, чтобы вершина прямого угла совпала с началом луча точкой А. Провели карандашом вдоль второй стороны угольника луч АВ. Получили один прямой угол ВАД.
СЛАЙД 6. Одну из сторон угольника приложили к лучу АВ так, чтобы вершина прямого угла совпала с точкой В. Провели карандашом вдоль второй стороны угольника луч ВС. Получили второй прямой угол АВС.
СЛАЙД 7. Одну из сторон угольника приложили к лучу АД так, чтобы вершина прямого угла совпала с точкой Д. Провели карандашом вдоль второй стороны угольника луч ДС. Получили третий прямой угол АДС.
СЛАЙД 8. Перед учащимися ставится проблемный вопрос – получился ли прямоугольник.
Ученики высказывают свои предположения и предлагают способы решения этой проблемы.
СЛАЙД 9. Проверка предположений учащихся.
Нужно выяснить, окажется ли угол ВСД прямым. Если да, то прямоугольник получился (так как по определению прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые). Если нет, то фигура АВСД – не прямоугольник.
Проверка проводится с помощью угольника. Одну из его сторон нужно приложить к лучу ВС так, чтобы вершина прямого угла совпала с точкой С. Далее смотрим, совпал ли луч СД со второй стороной угольника. В нашем случае это произошло, то есть можно сделать вывод, что угол ВСД прямой и четырехугольник АВСД является прямоугольником.
Дальнейшая самостоятельная работа учащихся по построению прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью угольника на материале алгоритма презентации предполагает возвращение к слайдам 4-9 (используя гиперссылку).
Учитель в это время контролирует процесс построения и оказывает индивидуальную помощь учащимся.
7. Работа с учебником.
– Откройте учебник на стр.7. Задание №33. (Работа по вариантам. У доски 2 учащихся.)
– Какие величины нужно будет нам вспомнить? (Массу и время.)
-Сравните именованные числа.
(6 км 5 м = 6 км 50 дм | 2 сут.20 ч = 68 ч |
3 т 1 ц > 3 т 10 кг | 90 см 2 2 ) |
Проверяют 2 учащихся. За партами – взаимопроверка.
– Задание 34. Вычислите значение первого выражения. У доски 1 учащийся.
(100 000 – 62 600) : 4 + 3 • 108 = 9 674
Проверяет 1 учащийся.
– Задание 30. На доске подготовлена таблица для краткой записи. Заполняем все вместе. Как назовем столбики таблицы? (На 1 стр./Кол-во стр./Всего)
На доске задачу решает 1 учащийся.
На одной странице
1) 90 : 6 = 15 (п.) – на одной странице
Ответ: потребуется 5 страниц.
Проверяет 1 учащийся.
*Дополнительное задание – №31.
– С помощью каких инструментов можно построить прямоугольник на нелинованной бумаге? (С помощью циркуля и линейки, с помощью угольника)
– Где в нашей жизни могут пригодиться умения производить построения прямоугольника или квадрата именно на нелинованной бумаге?
-Что осталось непонятным?
Выставление отметок ученикам, активно работающим на уроке.
1. Построить на нелинованной бумаге квадрат с помощью угольника и линейки.
– Что такое квадрат? (Прямоугольник, у которого все стороны равны.)
-Используйте это определение в домашней работе.
– Как выполните краткую запись? (В виде таблицы.)
– Сколько дней в ателье шили куртки? ( Два дня.)
– Как назовете столбики своей таблицы? (Расход на 1 куртку/кол-во курток/всего метров)