Что такое нематериальное культурное наследие кратко
Нематериальное культурное наследие
Вы будете перенаправлены на Автор24
Возникновение термина «нематериальное культурное наследие» и его значение
Понятие «нематериальное культурное наследие» было введено в научный обиход ЮНЕСКО. В 2001 году была начата разработка данного понятия, а в 2003 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию по охране нематериального культурного наследия.
Под словосочетанием «нематериальное культурное наследие» понимаются обычаи, ментальные особенности представления и выражения, знания, опыт и навыки.
Сюда же причисляются связанные с нематериальной культурой различного рода артефакты, инструменты, предметы, культурные пространства, признанные сообществами, группами в качестве части их культурного наследия.
Другими словами, нематериальное культурное наследие – это то, что так стремительно нивелируется сегодня под воздействием процессов глобализации и унификации, а также в результате высоких научно-технических достижений.
Сущность нематериального культурного наследия
Конвенция о защите нематериального культурного наследия направлена только на те культурные компоненты, которые отвечают международно-правовым стандартам по правам человека, межкультурного взаимоуважения.
Проявление нематериального культурного наследия
Формы проявления нематериального культурного наследия разнообразны.
Готовые работы на аналогичную тему
Рассмотрим формы проявления нематериальной культуры подробнее
Устная традиция
Устная традиция – устная форма передачи культурного опыта, информации по памяти. Такая традиция оставляет место для импровизации и предполагает варьирование и определенную манеру исполнения: сказительную или певческую. Устная культура – это самая ранняя форма существования исторического сознания людей древнего мира.
Устная традиция выражается в, различного рода, преданиях, сказаниях, песнях. Все эти формы связаны с историей, ее героями. При этом содержание таких произведений может иметь лишь самую малую часть описания событий, которые происходили в реальности. События, происходившие в реальности, обрастают дополнительными деталями народной фантазии. Но суть реальных событий, как правило, передается в точности. Особенности определенного жанра в устной традиции, как правило, не жестки. Они могут содержать мотивы и художественные средства других жанров.
С появлением письменной культуры устная не исчезает. В древности и в Средние века устная традиция служит для восстановления событий прошлого. На основе произведений устных жанров создаются летописи и исторические повести.
Устная традиция сыграла ведущую роль в развитии религиозного миропонимания.
Исполнительские искусства
Исполнительские искусства представляют собой вид художественно-творческой деятельности, в котором произведения так называемого «первичного» творчества материализуются в виде определенной системы знаков и часто предназначены для перевода в тот или иной конкретный материал.
К исполнительным искусствам можно отнести:
Все они воплощают на сцене произведения писателей и драматургов, поэтов, композиторов, хореографов и других деятелей искусства, создающих свои произведения.
В сферах изобразительного искусства, архитектуре, прикладных искусствах исполнительское искусство не задействовано. Также на прикладное искусства не рассчитаны законченные литературные произведения, так как они в большей степени ориентированы на восприятие читателя, хотя и допускают исполнение чтецами.
Исполнительские искусства причисляются к особому роду творческой деятельности. Посредством исполнительского искусства у произведения появляются новые смыслы, новые интерпретации, произведение приобретает различные дополнительные трактовки, которые объединяют в себе изначальные смыслы произведения, авторский взгляд на мир и самовыражение исполнителя.
Народные ремесла
Художественные промыслы и ремесла представляют собой еще один компонент материальных и духовных ценностей народной культуры и составляют часть культурного наследия.
В основе народных ремесел лежат особенности природно-климатической зоны жизнедеятельности того или иного сообщества, а также особые технологии ручного труда.
В древности предметы домашнего обихода и быта, такие как прялки, глиняная и деревянная посуда, одежда и украшения создавались руками мастеров из природного сырья и материалов. Такие предметы обладали эстетической ценностью, которая заключалась в подборе текстуры материала, его цвета, придания оригинальной формы изделию с учетом его физических качеств.
Изделия украшались своеобразным орнаментом геометрических, природных и изобразительных мотивов. Истоки таких орнаментов связываются с древними мифологическими представлениями и определяются художественной и технологической преемственностью. Следование традициям делает изделие узнаваемым, но и неповторимым.
В каждом отдельном культурном регионе сложились свои неповторимые традиции, которые необходимо сохранить, так как в процессе механизации труда художественно-технологическая преемственность нарушается.
Нематериальное культурное наследие
«. «Нематериальное культурное наследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, находясь в тесной взаимосвязи с материальным и природным наследием, передается от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. «
Источник:
ПРИКАЗ Минкультуры РФ от 25.05.2006 N 229
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА»
Полезное
Смотреть что такое «Нематериальное культурное наследие» в других словарях:
Нематериальное культурное наследие — Нематериальное культурное наследие концепция, предложенная в 1990 х годах в качестве аналога Списку Всемирного наследия, уделяющему основное внимание материальной культуре. В 2001 году ЮНЕСКО провела опрос[1] среди государств и… … Википедия
Всемирное наследие — У этого термина существуют и другие значения, см. Наследие. Эмблема проекта Всемирное наследие Всемирное наследие (англ. World Heritage … Википедия
Морское наследие — Морское наследие один из главных факторов развития морской деятельности государства, формирования целей и перспектив морской деятельности, обладающий мощным образовательным и воспитательным потенциалом. Изучение и использование морского… … Википедия
ЮНЕСКО — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization L’Organisation des Nations Unies pour l’éducation, la science et la culture La Organización de las Naciones… … Википедия
Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Армении — На территории Армении по состоянию на 2011 год находится 3 группы объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО:[1] Монастыри Ахпат и Санаин Собор и церкви Эчмиадзина (в том числе Эчмиадзинский кафедральный собор, Церковь Святой Рипсиме и Церковь Святой… … Википедия
Культура Вьетнама — Несколько вьетнамцев исполняют традиционную музыку на деревенском фестивале в Бакнине … Википедия
Шедевры устного и нематериального культурного наследия — Страны по количеству наименований в списке устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО Шедевры устного и нематериального культурно … Википедия
Косон (Кёнсан-Намдо) — У этого термина существуют и другие значения, см. Косон. Уезд Косон 고성군 固城郡 Герб … Википедия
Ткач, Виктория Юрьевна — Писатель Имя = Виктория Ткач Оригинал имени = Фото: Ширина = Подпись = Имя при рождении = Виктория Юрьевна Ткач Псевдонимы = Terra incognita Дата рождения = 17 августа, 1976 Место рождения = Днепропетровск, респ. Украина Дата смерти = Место… … Википедия
Фальсификация истории в Азербайджане — Фальсификация истории в Азербайджане оценочное определение, которым, по мнению ряда авторов, следует характеризовать исторические исследования, проводящиеся в Азербайджане при государственной поддержке в течение последних десятилетий. Целью … Википедия
Каталог объектов нематериального культурного наследия Российской федерации
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Каталог объектов нематериального культурного наследия Российской федерации
Выполнила:
студентка
ФСКТ/БО441-1/3
Петрова Полина
Преподаватель:
Востряков Л. Е.
Описание слайда:
Статья 27. Государство и положение творческих работников
Российская Федерация … способствует материальному обеспечению, свободе и независимости творческих работников, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 29.07.2017)
Описание слайда:
Описание слайда:
Нематериальное культурное наследие:
языки и диалекты,
традиции,
обычаи и верования,
фольклор,
традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп
русская литература и литература народов России;
музыкальное, театральное, кинематографическое наследие;
созданную в стране уникальную систему подготовки творческих кадров
«(а) устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;
(b) исполнительские искусства;
(с) обычаи, обряды, празднества;
(d) знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;
(е) знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами»
(UNESСO: Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия, 2003)
Описание слайда:
Нематериальное культурное наследие – народная традиционная культура (этнокультурные традиции и формы выражения, признанные сообществами, группами в качестве части историко-культурного наследия народов, народностей, этнических групп), в том числе:
– языки, диалекты и говоры,
– фольклор, народная традиционная музыка, танец, исполнительские искусства
– традиционные обычаи, обряды, празднества,
– традиционные уклады жизни, верования и представления об устройстве мира
– знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами
Описание слайда:
Варианты актуализации нематериального наследия:
Живые носители традиций
Роль носителей традиций принимают на себя сотрудники музея
В качестве действующих лиц выступают посетители
Описание слайда:
Необходимость принятия мер на законодательном уровне
утвердить на законодательном уровне содержание понятий «нематериальное культурное наследие», «народная традиционная культура», «фольклор»;
предусмотреть полномочия федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере выявления, изучения, сохранения и популяризации объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, в области традиционной народной культуры и фольклора.
принять «Закон о сохранении нематериального культурного наследия». Внести соответствующие изменения в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
Описание слайда:
усовершенствовать законодательную базу в области архивного хранения фольклорных и этнографических материалов, а также в области смежных прав исполнителей фольклорных произведений и собирателей, осуществивших звукозаписи фольклора
выделить фонд фольклорно-этнографических материалов в качестве одного из общероссийских фондов, наряду с библиотечным, музейным, архивным.
включить в состав объектов охраны нематериального культурного наследия «зафиксированные на материальных носителях, хранящихся в организациях культуры, науки и образования, аудио- и видеозаписи традиционных обычаев, обрядов, празднеств, образцов фольклора, народной музыки, хореографии, языка».
Описание слайда:
Описание слайда:
Виды деятельности
выявление,
изучение,
сохранение,
развитие,
популяризация объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации в области традиционной народной культуры
(Базовые (отраслевые) перечни государственных и
муниципальных услуг и работ, 2015)
«“Охрана” означает принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия:
идентификация,
документирование,
исследование,
сохранение,
защита,
популяризация,
повышение его роли,
его передача, главным образом с помощью формального и неформального образования
возрождение различных аспектов такого наследия
(UNESСO: Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия, 2003)
Описание слайда:
Программа
сохранения, изучения и воссоздания
традиций народной культуры
(комплекс подпрограмм)
Научно-исследовательское
направление:
– экспедиционные
и стационарные
исследования народных традиций
– формирование, хранение,
документирование фонда
фольклорно-этнографических
материалов
– обеспечение доступа
к материалам фонда;
подготовка изданий
Художественно-творческое
направление:
– научно-методическая поддержка
очагов воссоздания народных
традиций
– освоение традиций народного
исполнительства
– восстановление традиций
обрядово-праздничной жизни
– концертно-лекторская
деятельность
– экспериментальное
производство (промыслы)
Учебно-методическое
направление:
– работа образовательных
центров и учебных подразделений
– реализация образовательных
программ различного уровня
– проведение семинаров, курсов
– разработка обучающих
программ и методических
пособий
– создание общедоступной
информационно-образовательной
среды
Общественный Совет по сохранению
нематериального культурного наследия
Центр народной
традиционной культуры
/Центр фольклора/
Фольклорно-этнографический центр
(сеть организаций)
Органы управления
в сфере культуры, науки,
образования
Общественные организации,
приглашенные специалисты
заинтересованные лица
Описание слайда:
Меры по профессиональному обеспечению деятельности Центров традиционной народной культуры
принятие целевой программы охраны нематериального культурного наследия (подразделы: экспедиции; электронный каталог; подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов; издания)
целевая поддержка имеющихся научно-образовательных центров
обеспечение сохранности и введение в научно-образовательный и культурный процесс материалов из экспедиционных фондов по народной музыкальной культуре как особо актуального информационного ресурса;
разработка и внедрение профессиональных стандартов: руководитель центра традиционной народной культуры, специалист в области этномузыкологии, специалист в области этнолингвистики (фольклористики), специалист в области этнохореологии, руководитель фольклорного ансамбля, хранитель фольклорно-этнографических материалов, специалист по учету фольклорно-этнографических материалов
Описание слайда:
Список используемых источников:
https://www.culture.ru/traditions/culture-heritage/location-russia?page=1&locale=1
http://rusfolknasledie.ru/
https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-folklore
http://catalog.folc.ru/catalog/
Описание слайда:
Спасибо за внимание.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Культурное наследие – что это такое, важность, основные виды, объекты культурного наследия
Культурное наследие – что это такое, важность, основные виды, объекты культурного наследия
Важной и неотъемлемой частью жизни каждого отдельного народа и целого человечества является культурное наследие. Этот термин может трактоваться несколько по-разному в зависимости от дисциплины, его изучающей. Однако важность его сохранения и передачи будущим поколениям закреплена на международном законодательном уровне.
Что такое культурное наследие?
Природа и культура составляют среду обитания каждого человека, живущего в обществе. Многие ученые считают, что это и является важнейшим отличием человеческого вида от других живых существ. Понятие культурного наследия не имеет одного признанного определения:
Важность культурного наследия
Такая историческая часть духовной культуры играет важную роль в процессе становления и развития как современного общества, так и каждого отдельного человека, поскольку:
Виды культурного наследия
Концепция культурного наследия имеет глубинные корни и подразумевает под собой проявления творческого начала прошлых и нынешних поколений. Для того чтобы более детально описать такое сложное понятие, была введена условная классификация всех входящих в него объектов, так, есть:
Нематериальное культурное наследие
Важной составной частью понятия являются нематериальные памятники культурного наследия, которые несут огромную историческую ценность для настоящих и будущих поколений. Часто они со временем могут приобрести материальное воплощение. Яркие примеры культурного наследия неосязаемого спектра:
Материальное культурное наследие
Более четко нежели духовная культура народа, классифицирован ее материальный аналог. Традиционно к осязаемым объектам, которые включает в себя культурное наследие, относятся:
Объекты культурного наследия
Обширное понятие культурного наследия состоит из мельчайших объектов, которые созданы человеком вне зависимости от степени сохранности и обладают определенной ценностью. К ним могут быть отнесены:
К тому же, весь перечень объектов культурного наследия по категории можно разделить на:
Объекты всемирного культурного наследия
Под особой защитой находится так называемое всемирное культурное наследие – это объекты, созданные человеком и несущие в себе особую культурную, природную и историческую значимость. Их определением и охраной занимается ЮНЕСКО (Организация объединенных наций по вопросам образования, культуры и науки). В 1975 году организация приняла Конвенцию об охране всемирного природного и культурного наследия. Это значит, что каждый из 1121 признанного объекта (список которых постоянно расширяется) обладает особым статусом и имеет следующие преимущества:
Охрана культурного наследия
Чтобы сохранить признанную часть материальной культуры, международными, федеральными и иными организациями проводятся следующие мероприятия по охране:
Почему важно сохранять культурное наследие?
Основной линией функционирования ЮНЕСКО и ее федеральных и региональных аналогов является сохранение культурного наследия для передачи его будущим поколениям. Это важно потому, что:
Проблема сохранения культурного наследия
По своей сути сохранение исторического и культурного наследия – это не что иное как забота об имеющихся памятниках и ценностях, и их передача будущим поколениям. Ведь многие из них могут разрушаться и утрачиваться под влиянием природных факторов, времени или действий человека. Под эгидой ЮНЕСКО для решения этой проблемы государства создают:
Возможности внедрения элементов нематериального культурного наследия в состав учебных предметов
Дата публикации: 12.06.2017 2017-06-12
Статья просмотрена: 314 раз
Библиографическое описание:
Ташматова, К. А. Возможности внедрения элементов нематериального культурного наследия в состав учебных предметов / К. А. Ташматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 329-333. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44378/ (дата обращения: 12.12.2021).
Несмотря на относительную новизну практического применения понятий о нематериальном культурном наследии, все же большинство понятий связанные с ним становятся популярными среди народа. Правильно будет оценивать это как эффективность проводимых работ в стране в этом направлении. Реализуются ряд задач, поставленных в рамках многих практических проектов на основе международной конвенции по охране нематериального культурного наследия и государственной программы. Одним из примеров может послужить внесение искусство приготовления узбекского национального блюда плов и связанные с ними традиции в репрезентативный список нематериального культурного наследия, в конце 2016 года. Несмотря на все это, в этом направлении еще много чего надо сделать, решить многие вопросы, создать систему решения проблем и многое другое. В частности, не завершены работы по внедрению элементов нематериального культурного наследия в учебные предметы средних школ, не завершены исследовательские работы по изучению таких возможностей и влияния нововведений в вопросы охраны нематериального культурного наследия.
В качестве информации можно привести примеры отражения нематериального культурного наследия в следующих направлениях: устные традиции и форм самоидентификации и самопрезентации, исполнительское искусство, обычаи и обряды общества, традиции, праздники, знания и традиции, связанные с природой и космосом, знания и навыки, связанные с традиционным ремесленничеством [1].
Объекты внесенные и подготовляемые к внесению в всемирный список культурного наследия, симпозиумы, семинары, общественные форумы, фестивали, конкурсы и выставки связанные с популяризацией нематериального культурного наследия, мероприятия проводимые по всей республике, научные экспедиции и полевые исследования в этой области, теле и радио передачи направленные на освещение этих работ, статьи в печатном и электронном СМИ играют огромную роль в повышении уровни осведомленности молодежи в вопросах нематериального культурного наследия, а также является ключевым инструментом передачи общественности о важности нематериального культурного населения в жизни нашей страны. Эффективное использование достижений науки и техники, развивающейся в непосредственной связи с социальным прогрессом, направленное на воспитание и образование ученика, а также восприятие стремительного информационного потока, уметь анализировать его, обработать, объединить с теоретической части, подвести итоги и передачи этой информации ученику — одна из актуальных задач, стоящих перед системой образования сегодня. Именно поэтому, целесообразным является внедрения элементов нематериального культурного наследия в содержание учебных предметов. Анализ учебных программ общего-среднего образования показал — в содержании учебных программ существуют понятия, относящиеся к нематериальному культурному наследию (НКН). Темы, содержащие понятия о НКН, и отведенные на их изучения учебные часы, в начальных классах, отражены ниже на таблице № 1.
Учебные часы выделенные на темы, содержащие понятия нематериального культурного наследия