Что такое немецкий веркбунд

Немецкий Веркбунд

Что такое немецкий веркбунд. Смотреть фото Что такое немецкий веркбунд. Смотреть картинку Что такое немецкий веркбунд. Картинка про Что такое немецкий веркбунд. Фото Что такое немецкий веркбунд

Неме́цкий Ве́ркбунд (нем. Deutscher Werkbund ) — Немецкий производственный союз. Основан в 1907 в Мюнхене (Германия). Объединение архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников. Цель — реорганизация строительства и художественных ремёсел на современной промышленной основе.

Содержание

Предпосылки возникновения

В 1906 году в Дрездене прошла III Немецкая выставка прикладного искусства, которая выявила, что на смену экспрессивному югендстилю стал приходить более строгий язык дизайна, в котором особое значение придавалось прежде всего функциональным качествам изделий. На выставке были представлены образцы, созданные в тесном сотрудничестве между дизайнерами и известными мастерскими (к примеру, «Дрезденская мастерская ремесленного искусства»). Эти работы были более утилитарными, чем все, что когда-либо экспонировалось в Дрездене. Этот факт прекрасно иллюстрировал убеждения дизайнеров в том, что единственным способом изготовления большого количества хорошо продуманных и сделанных вещей, которые при этом были бы доступными по цене, являлось промышленное производство.

Пропагандируя это направление, выставка отводила главное место новому эстетическому и социальному аспекту дизайна и послужила катализатором для создания Немецкого производственного союза (немецкого Веркбунда).

Учредители Веркбунда: Анри ван де Вельде, Петер Беренс, Карл Остхаус, Карл Шмидт. [1] ИМОП

Деятельность

В 1914 году состоялась выставка Веркбунда в Кельне, на которой среди прочего были представлены модель фабрики из стекла и металла Вальтера Гропиуса, Стеклянный павильон Бруно Таута и прочее. Также на выставке была представлена серийная мебель, предметы домашнего обихода, а также мебель для спального вагона. Выставка вызвала многочисленные дискуссии о том, нужна ли типизация изделий, однако все споры были прерваны начавшейся Первой мировой войной.

С 1921 по 1926 г. председателем Немецкого производственного союза являлся Рихард Римершмид, и именно в этот период получил развитие фунциональный метод в дизайне. В 1924 году объединение опубликовало альбом Форма без орнамента, в котором были представлены фотографии образцов промышленных изделий и доказывались преимущества простых, лишенных всяких украшений поверхностей, что в конечном счете вело к функционализму.

Что такое немецкий веркбунд. Смотреть фото Что такое немецкий веркбунд. Смотреть картинку Что такое немецкий веркбунд. Картинка про Что такое немецкий веркбунд. Фото Что такое немецкий веркбунд

Что такое немецкий веркбунд. Смотреть фото Что такое немецкий веркбунд. Смотреть картинку Что такое немецкий веркбунд. Картинка про Что такое немецкий веркбунд. Фото Что такое немецкий веркбунд

Основными деятелями Веркбунда являлись: Анри Ван де Вельде, Петер Беренс, Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ и другие. Действовали руководствуясь девизом: «Индустриальное формообразования во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслами».

В 1933 немецкий Веркбунд был упразднён нацистами, в 1947 воссоздан в Дюссельдорфе. Однако к тому времени его возможности были уже исчерпаны. Немецкий производственный союз послужил своего рода мостом между югендстилем и модернизмом. Своей деятельностью он оказал огромное воздействие на развитие немецкого промышленного дизайна.

Источник

Немецкий «Веркбунд». Теория и практика.

Что такое немецкий веркбунд. Смотреть фото Что такое немецкий веркбунд. Смотреть картинку Что такое немецкий веркбунд. Картинка про Что такое немецкий веркбунд. Фото Что такое немецкий веркбунд

Немецкий «Веркбунд» — это художественно-промышленное объединение, которое возникло в Германии в 1907 году, в это объединение вошли художники, архитекторы, промышленники и социологи. Целью этого объединения было преодолеть разрыв, существовавший между проектами художников и архитекторов и изделиями промышленности. Упадок в архитектуре и прикладном искусстве середины XIX века перешел в 90-х годах в глубокий кризис всего художественного производства.

Центром обновления ремесла, архитектуры и промышленности становится Германия, этому способствовало её быстрое техническое развитие. В противоположность Уильяму Моррису, «Веркбунд» не только не исключал технику из сферы искусства, а наоборот, свое назначение видел в объединении художников и промышленников, считая, что только так можно бороться с выпуском промышленной халтуры. Переход к новым, соответствующим веку формам ждали с нетерпением не только художники и архитекторы, но и общественность в целом.

7 октября 1907 года в Мюнхене состоялось заседание, объявившее об образовании Немецкого «Веркбунда» (Deutscher Werkbund). Объединение было создано комитетом из двенадцати художников (архитекторов и специалистов по прикладному искусству) и двенадцати фирм, выпускавшими художественную продукцию. Главной задачей этого объединения было повышение художественно-эстетического качества продукции промышленного производства, способствовать плодотворному сотрудничеству искусства, ремесла и промышленности и повышению качества изделий. Фабричное изделие перестало быть копией изделия ручного производства – продукция промышленного производства получило признание.

«Веркбунд» организовал в 1914 году выставку в Кёльне. Она располагалась за городом и занимала огромную территорию. Вниманию публики были представлены разнообразные павильоны, которые были как помещениями для экспонатов, так и самими экспонатами, а также архитектурные комплексы. Эта выставка была триумфом «Веркбунда» и последним крупным мероприятием «Веркбунда» перед первой мировой войной.

После войны побежденная Германия оказалась в очень сложных экономических условиях. Это не могло не сказаться на положении «Веркбунда». В 1919 году Вальтер Гропиус объединил Великогерцоргскую высшую школу изящных искусств в Веймаре и Великогерцоргскую школу художественных ремесел в Государственный Баухауз – школу архитектуры, изобразительного и прикладного искусства. Эта школа оказала большое влияние на дальнейшее развитие европейского искусства.

«Веркбунд» оказал огромное влияние на все последующее развитие архитектуры. В 1933 году «Веркбунд» был закрыт национал-социалистами.

Источник

Веркбунд

Немецкий производственный союз Веркбунд возник в Мюнхене в 1907 г. Это была группа единомышленников, в которую входили ар­хитекторы, художники и промышленники. Их целью стал новый подход к строительству и художественным ремеслам, который основывался бы на использовании современных технологий. Союз ежегодно публиковал работы по разным ремеслам, прикладным искусствам, дизайну и живо­писи, призывая к взаимодействию между промышленностью и искусст­вом.

Основными деятелями Веркбунда были Анри ван де Вельде, Петер Беренс, Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ. Их девиз гласил: «Индустриальное формообразование во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслами».

Архитекторы Веркбунда Беренс, Гропиус и Таут выступали за вы­работку общих стандартов произ­водства путем повышения профес­сионализма и развития дизайна. Они предлагали создавать новые объекты с помощью современных методов, материалов и технологий. Что такое немецкий веркбунд. Смотреть фото Что такое немецкий веркбунд. Смотреть картинку Что такое немецкий веркбунд. Картинка про Что такое немецкий веркбунд. Фото Что такое немецкий веркбунд

Бруно Таут считал, что лишь архитектура могла пробудить духов­ную жизнь человека. В своей книге «Распад городов» мастер предлагал расселять людей по небольшим поселкам с 500 — 600 жителями. Такими проектами были поселок Хуфайзен в районе Бриц возле Берлина и «Хижина дяди Тома» в районе Целендорф. Улицы проек­тировались с севера на юг, чтобы в домах было много света и воздуха. При оформлении фасадов исполь­зовались яркие цвета, благодаря чему дачный поселок Фалькенберг в Берлине даже получил название «Ящик с красками».

Самым известным проектом Таута был «Стеклянный павильон» для представительства стеклянной промышленности на кельнской выставке Веркбунда в 1914 г. В начале XX в. использование стекла позволило делать здания более легкими и прозрачными. Ощущение пространства за этими стеклянными плоскостями предоставляло новые визуальные возможности как внутри сооружения, так и снаружи.

Что такое немецкий веркбунд. Смотреть фото Что такое немецкий веркбунд. Смотреть картинку Что такое немецкий веркбунд. Картинка про Что такое немецкий веркбунд. Фото Что такое немецкий веркбунд«Стеклянный павильон», построенный Б. Таутом в 1914 г. для пред­ставительства стеклянной промышленности Германии на выставке Немецкого Веркбунда в Кёльне. Сооружение представляло собой прозрачную конструкцию с при­зматическим куполом из цветного стекла. Эта постройка воплотила утопические фантазии писателя-экспрессиониста П. Шеербарта. написавшего книгу «Стеклянная архитектура».

На выставке была также представ­лена модель фабрики из стекла и металла Вальтера Гропиуса. Сильное впечатление производили угловые лестницы, помещенные в остеклен­ные цилиндры, которые можно было осматривать сверху донизу и одно­временно видеть то, что находилось снаружи. Выставлялась серийная мебель, предметы домашнего оби­хода, мебель для спального вагона. Выставка вызвала широкий резонанс, но начавшаяся Первая мировая война не позволила продолжить дискуссии.

В 1918 г. вдохновленный револю­ционными тенденциями в послево­енном искусстве Бруно Таут создал «Рабочий комитет искусства». Он тайно переписывался со многими единомышленниками, среди которых были Вальтер Гропиус и Ганс Шароун. Эта переписка была названа «Стеклянной цепью». Таут также занимался созданием театральных декораций, среди которых были и декорации для постановки «Орлеанс­кой девы» Шиллера в Берлине.

В 1921 г. председателем Вер­кбунда стал художник-модернист Рихард Римершмидт. В это время начал развиваться функциональный метод в дизайне. В 1924 г. вышел в свет альбом «Форма без орнамента». В нем были представлены образцы промышленных изделий, лишенных ненужных украшений. Это был пер­вый шаг к функционализму. Интерес к новым материалам и технологиям позволил создать принципиаль­но иные формы и пространства. Данная тенденция сильнее всего прослеживалась при сооружении промышленных зданий.

Например, в турбинном цехе завода компании AEG, построенном в 1908—1909 гг Петером Беренсом, превалировала идея мощи электричества, водона­порная башня и выставочный зал в Познани (1910 г.) Ганса Пельцига были наполнены новаторскими идеями.

Что такое немецкий веркбунд. Смотреть фото Что такое немецкий веркбунд. Смотреть картинку Что такое немецкий веркбунд. Картинка про Что такое немецкий веркбунд. Фото Что такое немецкий веркбундВ турбинном цехе завода ком­пании AEG, построенном архитектором П. Беренсом, выражена идея мощи электри­чества.

В 1933 г. Немецкий производственный союз Веркбунд был упразднен нацистами, а в 1947 г. вновь начал свою работу в Дюс­сельдорфе. К этому времени его влияние значительно ослабло. Это был своего рода промежуточный этап между югендстилем и модернизмом.

Источник

Немецкий Веркбунд — первый союз промышленников и художников.

Вопрос 1. Первые идеи функционализма в Европе

Немецкий Веркбунд — первый союз промышленников и художников.

Что такое немецкий веркбунд. Смотреть фото Что такое немецкий веркбунд. Смотреть картинку Что такое немецкий веркбунд. Картинка про Что такое немецкий веркбунд. Фото Что такое немецкий веркбунд

Фабричное и административное здания на выставке «Немецкого Веркбунда» в Кёльне. 1914

Переход от ручного труда к промышленному производству в Германии произошел лишь в 1862 году, почти на 100 лет позже, чем в Англии и Франции. Однако спустя несколько десятилетий Германия, страна ремесленников и крестьян, стала не только промышленным государством, но и лидером века, обогнав Францию и даже Англию.

В это время в Германии были созданы первые бюро дизайнерского типа в крупнейших промышленных фирмах и межведомственные производственные союзы, объединившие художников, промышленников и экономистов. Тем самым сложились теоретические концепции и организационные структуры, характерные для дизайна как новой профессии.

Что такое немецкий веркбунд. Смотреть фото Что такое немецкий веркбунд. Смотреть картинку Что такое немецкий веркбунд. Картинка про Что такое немецкий веркбунд. Фото Что такое немецкий веркбундЧто такое немецкий веркбунд. Смотреть фото Что такое немецкий веркбунд. Смотреть картинку Что такое немецкий веркбунд. Картинка про Что такое немецкий веркбунд. Фото Что такое немецкий веркбунд

Б. Таут. «Стеклянный павильон» на выставке «Немецкого веркбунда» в Кельне. 1914. Не сохранился.

Адольф Лоз (Лоос, нем. Adolf Loos; 10 декабря 1870 — 23 августа 1933) — австрийский и чехословацкий архитектор и теоретик архитектуры. Сыграл значительную роль в становлении интернационального стиля. Как теоретик наиболее известен эссе «Орнамент и преступление» (1913), в котором критикует модерн (прежде всего — «югендстиль») в европейской архитектуре, за его орнаментальность.

Особое значение для развития теории дизайна представляет творчество венского архитектора Адольфа Лоза и в особенности его полемические статьи. В них Лоз выступает с яростной критикой украшательства, предвосхищая появившиеся десятью годами позже творения конструктивистов и функционалистов.

Сын ремесленника, резчика по камню, Адольф Лоз родился в чешском городе Брно. После окончания Дрезденского политехнического института он на три года уезжает в США, где знакомится с лучшими постройками Чикагской школы. Возвратившись в Европу, Лоз с 1896 года поселился в Вене, где начал заниматься архитектурной практикой. Его первые интерьерные работы уже показывают стремление к строгой простоте, сочетающееся с высокой культурой детали и подлинным пониманием свойств материала. Бар Картнера в Вене (1907) стал его настоящим шедевром. С 1897 г. он выступает как теоретик и полемист, начав непримиримую борьбу с Венским Сецессионом.

Здесь же Лоз высказывает очень важную для понимания сущности дизайна мысль о взаимосвязи долговечности выпускаемого индустриально изделия и его внешнего вида:»форма предмета может быть признана удовлетворительной, если мы считаем ее приемлемой в течение всего времени, что мы им пользуемся». Этим, по его мнению, объясняется, что костюм скорее выходит из моды, т.е. меняется его форма, чем меховая шуба, а бальное платье, рассчитанное на один раз, меняет свои формы скорее, чем письменный стол. «Нет ничего более отвратительного, чем вещь, рассчитанная на кратковременное использование, но производящая впечатление долговечной; попытайтесь себе представить не знающую износа дамскую шляпку или всемирную выставку с павильоном из белого мрамора».

Первоначальное безразличное отношение к машине и индустриализации сменилось широким их признанием. На рубеже XX в. в отсталой Германии, стране ремесленников и крестьян, происходят внезапные перемены. Если в 70-х годах наблюдалось бурное стремление к тому, чтобы догнать в области промышленного производства другие страны, то на рубеже века такого же рода тенденции стали характерными длд, области эстетического развития. В этот период самое глубокое восхищение в Германии вызывали Что такое немецкий веркбунд. Смотреть фото Что такое немецкий веркбунд. Смотреть картинку Что такое немецкий веркбунд. Картинка про Что такое немецкий веркбунд. Фото Что такое немецкий веркбундМоррис и Рескин. В 1897 г. Анри ван де Вельде устроил выставку своих работ в Дрездене и вызвал большую сенсацию. В Германии и Австрии стали возникать новые течения в архитектуре. На ближайшие 30 лет Германия стала страной, где легче всего прививались передовые идеи, заимствованные из других стран, устраивались выставки художественного авангарда, в страну приглашались выдающиеся иностранные архитекторы. При дворах мелких германских княжеств, среди промышленных магнатов появились меценаты. В 1899 г. Великий герцог Эрнст Людвиг Гессенский пригласил австрийца Йозефа Ольбриха для строительства домов и выставки. В 1902 г. Великий герцог Саксонии поручил бельгийцу Анри ван де Вельде основать в Ваймаре школу прикладных искусств. В 1907 г. президент Всеобщей электрической компании Ратенау пригласил Петера Беренса на должность художественного директора компании, поручив ему наблюдение за всей эстетической стороной производства.

В том же 1907 году в Мюнхене, в целях повышения качества промышленной продукции, в 1907 году при поддержке официальных кругов был создан Германский Веркбунд («производственный союз»), объединивший ряд художественно-промышленных мастерских, небольших производственных и торговых предприятий, художников и архитекторов.

Что такое немецкий веркбунд. Смотреть фото Что такое немецкий веркбунд. Смотреть картинку Что такое немецкий веркбунд. Картинка про Что такое немецкий веркбунд. Фото Что такое немецкий веркбундСоздание Германского Веркбунда происходило под влиянием английского «Движения за связь искусств и ремесел», которое пропагандировал живший долгое время в Англии немецкий архитектор Герман Мутезиус (1861- 1927). Важным отличием нового объединения была ориентация на современные условия промышленного производства. Веркбунд не только не был противником машин, но и искал реформы на пути к индустрии. Его целью, согласно устава, стало «индустриальное формообразование во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслами». Немецкие товары должны были снова стать конкурентоспособными на мировом рынке. Промышленные товары должны стать оформленными по художественным требованиям, качественными, простыми и доступными для бюджета семьи рабочих средствами.

Учился в Берлинском университете и технической школе. Работал с Паулем Валло.

Три года работал в немецкой строительной фирме в Японии и путешествовал по другим странам Азии.

В 1896-1904 годах занимал пост атташе по культуре в германском посольстве в Лондоне. Внимательно изучал английскую архитектуру и дизайн. По результатам своей работы написал трехтомную книгу Das englische Haus (Английский дом).

Один из основателей немецкого Веркбунда.

Уже через три года после своего основания Германский Веркбунд с успехом выступил в ряде международных выставок, показывая экспонаты, формы которых уже были сознательно построены с учетом логики современного промышленного производства. В центре внимания ежегодных конгрессов Веркбунда были дискуссии об эстетической сущности форм технических изделий и влиянии стандартизации на развитие искусства.

Описывая этот период в своей книге «Прикладное искусство», Мутезиус отмечал, что художники из мастеров декоративного орнамента превратились в творцов тектонических форм и_ перед ними встала задача поиска новых форм, отвечающих условиям машинного-производства. Тем самым художник, с одной стороны, получил возможность влиять на повышение качества машинных изделий, приближая к искусству фабричное производство, а, с другой стороны, он должен жертвовать определенной частью художественных задач, приближаясь к проблемам формообразования в соответствии с уровнем современной ему техники. При этом Матезиус особое внимание уделял воспитанию нового вкуса у потребителя через преобразование его быта, окружающих интерьеров.

Почти с самого образования германского Веркбунда среди его членов были противоречивые взгляды. Одним из центральных вопросов в спорах была типизация изделий. Позицию Мутезиуса, что только в условиях типизации проектирования можно создавать индустриальные формы, недорогие серийные изделия с длительным сроком службы, не разделял другой лидер Веркбунда Анри Ван де Вельде. Он выступал в защиту индивидуального творчества проектировщика. Эту дискуссию прервала первая мировая война.

Что такое немецкий веркбунд. Смотреть фото Что такое немецкий веркбунд. Смотреть картинку Что такое немецкий веркбунд. Картинка про Что такое немецкий веркбунд. Фото Что такое немецкий веркбундПетер Беренс (нем. Peter Behrens; 14 апреля 1868, Гамбург — 27 февраля 1940, Берлин) — один из основоположников современной промышленной архитектуры и дизайна, представитель Дюссельдорфской художественной школы.

Петер Беренс известен, в первую очередь, как архитектор. Вместе с тем он с успехом подвизался на поприще художника, графика, иллюстратора книг и разработчика шрифтов, что сделало его одним из самых известных представителей стиля Модерн (в Германии — Югендстиль).

Крупнейший немецкий художник и архитектор, один из основоположников современного дизайна.

Особое место в развитии теории предметного творчества в Германии, внедрении искусства в промышленное производство занимает Петер Беренс.

Художник-практик, пришедший в дизайн от станковой живописи и графики, он один из первых ощутил новые задачи, встающие перед проектировщиком в индустриальном обществе. Беренс отмечал, что техника имеет не меньше возможностей определять современный стиль, чем имели раньше волюнтаристские установки правящих классов.

В 1907 г., по предложению главы всемирного электротехнического концерна АЭГ Эмиля Ратенау, Беренс занимает пост ее художественного директора. Основанная в 1883 г. АЭГ, наряду с такими фирмами как «Вестингхозе», «Сименс», занимала одну из ключевых позиций в мире. Она производила динамо-машины, турбины, трансформаторы, электродвигатели для индустрии и все больше элетроприборов для домашнего хозяйства: вентиляторы, лампочки, чайники, электронагреватели. Производство АЭГ было оснащено самыми современными машинами, передовыми методами организации труда. АЭГ быстро становилась сверхмонополией с развитой сетью дочерних предприятий, банков, холдингов. В 1910 г. предприятия АЭГ насчитывали более 70000 служащих. Была создана специальная система обслуживания покупателей через распространенную по всему миру сеть филиалов, поэтому все острее становилась задача единства стиля изделий, их фирменной идентификации

Геометризация формы, ее предельная ясность, отражали и техническую точность производственного процесса, и социокультурную обозначенность вещи (чайник из элемента кухонной утвари, вроде кастрюли или сковороды, стал украшением столового буфета и принадлежностью церемонии чаепития, каким был самовар в России или спиртовая чаеварка в Англии). Открытый Беренсом способ перевода технических требований в пластические решения путем использования тех малых степеней свободы, которые представляет техника, свидетельствует о его большом художественном таланте.

Разработанная для АЭГ Беренсом программа явилась по сути одной из первых программ «фирменного стиля», получивших впоследствии широкое распространение, ^являются сегодня одним из ведущих инструментов дизайнерской деятельности.

Первые шаги дизайна в Германии были закономерно связаны с бур­ным развитием промышленного производства в последней трети XIX в., начало которому было положено «революцией сверху», объединившей страну и выдвинувшей ее в ряд крупнейших развитых держав. Концент­рация производства, рост монополий и борьба за рынки сбыта поставили вопрос о качестве промышленной продукции и ее конкурентоспособнос­ти. Шел лихорадочный поиск средств повышения престижа изделий не­мецкого производства, которые традиционно считались низкокачествен­ными. Так, в странах Британской империи немецкие экспортеры были обязаны проставлять на своих товарах знак «Сделано в Германии»: счи­талось, что этого вполне достаточно, чтобы сделать их непривлекатель­ными для покупателя.

К концу XIX в. обозначились значительные сдвиги в повышении тех­нического качества товаров, но на этом фоне тем более выпукло высту­пили недостатки их внешнего вида и формы в целом. Многие считали, что их преодолению может способствовать происходивший в Германии, как и во всей Европе, процесс поиска новых художественных ценностей, новой эстетики предметно-пространственной среды, связанный с экспе­риментами в области формообразования. Эти поиски привели многих художников, таких как Петер Беренс, от занятий станковым искусством к художественному ремеслу, прикладному искусству, художественной промышленности, а затем и к дизайнерской деятельности в индустриаль­ном производстве.

Веркбунд был образован 7 октября 1907 г. в результате объединения «Дрезденских мастерских» и Соединенных мастерских в Мюнхене. Объе­динение было создано инициативным комитетом из двенадцати художни­ков (архитекторов и «прикладников») и двенадцати фирм, выпускавших в основном художественную продукцию.

Направления деятельности и творческие установки в вопросах искус­ства у художников, вошедших в объединение, были совершенно различны. Теодор Фишер, например, считался мастером традиционной немецкой ар­хитектуры. Петер Беренс начал свою деятельность как новатор формооб­разования, индустриальный архитектор. Йозеф Гофман был руководите­лем Венских мастерских, выпускавших изысканную продукцию класса «люкс», а архитектор Вильгельм Крайс был известен своими крепкими «бисмарковскими» башнями. Собственные взгляды на художественные проблемы имелись и у руководства фирм, вошедших в состав союза. Но всех их объединяла задача повышения художественно-эстетического ка­чества продукции промышленного производства, мечта о единой архитек­тонической культуре, свободно использующей возможности массового машинного производства.

Своей основной целью Веркбунд объявил «облагораживание немецкой работы сотрудничеством искусства, ремесла и промышленности путем вос­питания и пропаганды», «одухотворение немецкой работы подъемом ее качества». Понятие «высокое качество» включало в себя при этом не толь­ко применение добротных материалов и безупречное фабричное исполне­ние, но и «глубокую интеллектуальную проработку производимого пред­мета». Рациональная конструкция, лаконичная художественная форма и откровенная функциональность должны были, по замыслу членов Верк­бунда, привести к установлению единого вкуса, не допускающего экстра­вагантности и индивидуализма. Особое значение при этом придавалось архитектуре как ведущему виду искусства, определяющему художествен­ную и во многом даже социально-культурную сферу.

Характерными для первых лет деятельности Веркбунда были конструктивная мебель Римершмида с комбинированными и встроенными элементами, гончарная посуда ясных форм и совсем без декора, лаконичные металлические изделия, дешевые полиграфические издания, выпускавшиеся в обложках из простой декоративной бумаги вместо дорогого перепле­та, но с применением оригинальных современных шрифтов, разработанных членами организации на основе традиционных, в частности готического. Очень интересной была графика объединения; плакаты выставок Веркбунда стали олицетворением его новаторства и энергии. Мастерскими выполнялись архитектурные работы, проектировались интерьеры государственных и муниципальных зданий, строились банки, отели и особняки, железнодорожные вагоны.

Практика Веркбунда постепенно начинала воспитывать в среде потребителя привычку к новому типу форм. Но еще большее воздействие она оказывала на ремесленно-художественные предприятия, которые также переходили на выпуск продукции, соответствовавшей установке на функ­циональность. Огромное количество отдельных мастерских и их объеди­нений в свою очередь вступали в Веркбунд.

Одним из важных мероприятий была организация Веркбундом совме­стно с Союзом торгового образования специальных курсов, предназначен­ных для повышения уровня образования торговых предпринимателей, для осуществления их всеобщего и специального образования и воспитания вкуса. С этой целью в различных городах Германии организовывались цик­лы лекций. Особое внимание уделялось в них образованию продавцов.

На заседании 1911 г. Герман Мутезиус выступил с речью, признанной позже программной и ставшей эстетическим руководством Веркбунда на последующие годы. Она называлась «Где мы стоим?» и поднимала вопро­сы соотношения понятий «качество» и «форма» (для Мутезиуса форма была олицетворением духовной культуры, и возрождение «чувства фор­мы», утраченного в XIX в., он считал важнейшей задачей нового искусст­ва), обязательности введения методов типизации художественных форм для успешного развития формообразования. Сам Мутезиус необычайно остро ощущал «всеобщую тенденцию к модулярной координации, прони­зывающую современность», однако единодушия по этому вопросу в орга­низации не было.

В 1920-х гг. Немецкий Веркбунд был, прежде всего, центром сил, спо­собствовавших прогрессу в промышленности и строительстве. В конце Десятилетия организацию возглавил Людвиг Мис ван дер Роэ; с его име­нем связан окончательный переход к массовому производству и массово­му жилищному строительству. Последовала серия выставок под названи­ями: «Жилище» (1927), «Жилище и производственное пространство» (1929), «Образцовый серийный продукт» (1930), «Дешевый предмет по­требления» (1931). В 1932 г. при участии Вальтера Гропиуса была подго­товлена выставка общественных помещений высотного жилого дома в Па­риже.

Немецкий Веркбунд был тогда одним из крупнейших объединений пред­ставителей военного поколения, сознававших свою социальную ответствен­ность и видевших свой вклад в решение острых социальных и политичес­ких противоречий времени в радикальном отходе от традиций и ориента­ции на новейшую технику, типизацию и массовое производство. Своей де­ятельностью они способствовали в эти годы становлению функционализ­ма, широкому и быстрому признанию продукции массового промышлен­ного производства, прогрессу художественных ремесел. Этот художественно-радикальный и демократический Веркбунд был закрыт национал-социалистами в 1933 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *