Что такое немощь в православии
Немощь, немощность (человеческая)
Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. 2Кор12,9
..ибо, когда я немощен, тогда силен. 2Кор.12,10
Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Откр.3,17
Мал я и презрён, но повелений Твоих не забываю. Пс.118,141
Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто исследовал? Прем.9,16
Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух – кто может подкрепить его? Притч. 18,15
Помилуй меня, Господи, ибо я немощен. Пс.6,3
Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрёте, как человеки, и падёте, как всякий из князей. Пс.81,6
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Лк.12,25
Но, как тогда рождённый по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Гал.4,29
..ибо без Меня не можете делать ничего. Ин.15,5
Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Лк.12,26
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? Мф.6,27
Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Откр.3,18
Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто исследовал? Прем.9,16
Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.Галл.6,3
Человек по злобе своей убивает, но не может возвратить исшедшего духа и не может призвать взятой души. Прем.16,14
Не клянись вовсе: ни небом, ни землею, ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Мф. 5:34
…но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа. 3Цар.3,7
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
О болезни и немощи
Из наследия Оптинских старцев
Тяжёлое испытание
Болезнь и немощь – тяжёлое испытание. Нарушается привычный образ жизни, становятся невозможными многие прежние радости и утешения, приходит боль и страдание. Преподобный Амвросий писал о тяжести болезни:
Много причин у болезней. Преподобный Макарий наставлял:
«Телесная болезнь служит к исцелению душевной; мы не можем похвалиться, чтобы оной не имели. Слава и благодарение Господу, врачующему нас терпкими наведениями!»
В своих письмах старец учил приписывать болезнь воле Божией, хотящей человеку спасения:
«Пробегая паки письмо твоё, заметил в оном твоё малодушие о болезнях твоих. Пишешь ты, что болезнями посещает Господь не от любви, а наказует за грехи, а ежели бы знала, что от любви, то лучше бы терпела. Как же не от любви Бог тебя посещает? Ежели и самое наказание от любви Божией происходит? Прочти в послании к Евреям в 12-й главе: Егоже бо любит Господь наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет».
Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал о болезни как об очищении для души:
«Что больна – не беда, грешным людям это очищение; как ржа от огня очищает железо, так и болезнь врачует душу…»
Преподобный Амвросий напоминал о том, что Господь вразумляет нас через болезни, которые посылаются к пользе душевной:
«Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и, прежде всего, к смирению нашему и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и разсудительнее…»
Преподобный Иосиф наставлял:
«Надо Бога благодарить за болезнь, ибо ею очищаются грехи».
Как больной может быть блаженнее здорового?
Сравнивая здорового и больного человека, преподобный Антоний замечал, что в болезненном состоянии можно быть блаженнее здорового:
«Если посмотреть на человека здорового, и посмотреть на человека долговременно страждущего, и рассмотреть состояние души одного и другого: то кого из них назвать блаженным или окаянным – здорового или страждущего? Например, вы в болезни своей сколько раз приносили раскаяние в грехах своих пред Господом Богом и пред духовным отцем, и приобщались Святых Таин? Между тем здоровому человеку некогда и подумать о грехах, и если случится поговеть однажды в год, то не столько из усердия, сколько из приличия, чтоб сказать: «И я нынче говела». А исповедь бывает такая, – больше немая, то есть, ничего кажется нет на душе.
Вы в болезни своей сколько из глубины души испустили пред Богом тяжких воздыханий, которые все видит и слышит Господь. Но у здоровых совсем бывает не то; если же и они когда вздыхают, то больше о том, когда долго не видят кого, когда давно не имеют весточки о чём.
Вы в болезни своей нередко орошали лице своё слезами, а здоровые люди вместо слёз сколько каждый день потратят мыла на лице своё, чтоб было чисто, а об душе ни слова.
Вы в болезни своей очи свои часто с молитвою обращаете к образу Христа Спасителя и к Пречистой Его Матери, а здоровые дамы или девы вместо образа раз по сту в день посмотрят на себя в зеркало; а помолиться хорошенько или перекреститься как должно – некогда.
А посему вы ныне в болезненном состоянии своем блаженнее всех здоровых, окружающих вас; а к сему ещё и вечное блаженство на небеси приготовлено для вас от Господа Бога, о чём во страдании своём радуйтеся вы и веселитеся, и от всея души благодарите милосердаго Бога, что у Него для страждущих приготовлено великое множество милости и утешения, которые в своё время получите вы за молитвы Богородицы».
Соборование, исповедь и Причастие
Преподобный Антоний писал:
«Апостол не говорит: «умирает ли кто из вас?», но болит ли кто, пусть призовёт пресвитера, и воздвигнет его Господь. Мы же, по губительному неверию, прибегаем сперва к внешней помощи. Когда уже нет более никакой надежды, приступаем к приобщению и соборованию, забывая, что сказал Спаситель слепцам, просившим у него исцеления: по вере вашей буди вам».
«Советую Вам во все святые посты приобщаться Святых Таин; а кроме сего, если когда случится какая болезнь, то не к лекарю посылать и в аптеку, но к иерею Божию, и просить его исповедывать и приобщить, а потом уже к лекарю послать; ибо весьма спасительно питать свою душу Нетленным и Святым Хлебом. Если бы случилось человеку в тот день умереть, в который он приобщался Святых Таин, то душу его приемлют святые Ангелы на руки свои, чести ради приобщения, и все воздушныя мытарства безбедно проходит».
Соборованию преподобный Антоний придавал очень большое значение, он вспоминал, что после того, как он сам соборовал двадцать тяжело больных человек, все они исцелились:
«…чрез особорование мною недостойным человек до двадцати, все они от тяжких и неисцельных болезней освободились. В том числе и старца отца Леонида в болезнях его раз до пяти соборовал я, а также многих других».
Преподобный Макарий также наставлял причащаться в болезни, причём, замечал, что больным разрешается причащаться без особого поста:
«Слава Богу, что ты сподобилась быть причастницею Пречистых Таин Христовых, а о том не малодушествуй, что не говела. Да ты, страдая телом, больший переносишь подвиг говения».
Преподобный Иларион советовал страждущим припомнить все грехи, совершённые с семилетнего возраста и исповедаться в них, а затем причаститься:
«Итак причина наших болезней душевных и телесных – суть грехи наши. Собразно с сим и врачебство одно: страждущий человек должен внимательно разсмотреть себя, припомнить все грехи, совершённые им с семилетнего возраста и сознать в особенности тот грех, в котором заключается причина болезни. Потом он должен все эти грехи искренно исповедать пред священником, примириться с ближними, оставить всякую против них злобу и положить твёрдое намерение и начало не обращаться вновь на старые грехи, и, наконец, с сокрушением приступить к принятию Святых Христовых Таин».
Преподобный Никон подчёркивал важность соборования при болезни или немощи:
«Если нет болезни или вообще какой-либо немощи, то соборование не обязательно, потому что при соборовании молятся об исцелении, молятся о телесном и душевном здравии. Телесное здоровье не всем и не всегда даётся, ибо Господь знает, что для нас полезнее. А душевное – всегда подаётся».
В болезни не забывать о молитве
Преподобный Анатолий (Зерцалов) советовал в болезни не забывать Иисусову молитву:
«. Ты опять больна? Значит, ты не помнишь моего лекарства. Я тебе говорил: твори постоянно молитву Иисусову, и будешь здорова. Ведь я тебе не с ветра давал этот совет, а испытавши хорошо на деле. Правда, что поболеть молодому человеку полезно. Но ещё лучше здоровому служить телом и духом Богу».
Об этом же напоминал и преподобный Иосиф:
«»Молитва Иисусова и с болящего спрашивается», – пишут святые отцы».
Старец также наставлял молиться друг за друга:
«Скорбеть о здоровье кого-либо не должно, Господь знает лучше нас, кому что полезно: здоровье или болезнь, наш долг – молиться. Господь сказал: «Молитеся друг за друга, да исцелеете»».
Врачей и лекарства создал Господь
На вопрос о врачах преподобный Амвросий отвечал так:
«Спрашиваешь меня грешнаго, – в обыкновенных болезнях ждать ли всегда чудеснаго исцеления, молитвенно прибегая к помощи Божией, и не грешно ли пользоваться и простыми средствами. Греха в этом никакого нет; потому что всё от Господа Бога и лечебныя средства, и самые лекаря. И не в том состоит грех, что человек прибегает к врачебным пособиям; а в том, если больной всю надежду на выздоровление полагает в одном враче и врачебных средствах, забывая притом, что всё зависит от Всеблагаго и Всемогущаго Бога, Который Един, их же хощет, живит или мертвит».
А преподобный Никон писал кратко:
«Врачей и лекарства создал Господь. Нельзя отвергать лечение».
Советы по поводу конкретных болезней
Часто к старцам обращались с жалобами на заболевания, и преподобные советовали что-то по поводу конкретной болезни.
Про раковые заболевания старец Амвросий писал, что эта болезнь чаще всего происходит от тревожного состояния души:
«В последнем письме ты прямо сказала, что боишься болезни рака в груди. И всякая болезнь тяжела, кольми паче болезнь рака; но делать нечего, покориться этому следует. Бог лучше нас знает, кому какая пригодна болезнь для очищения страстей и согрешений. Не напрасно святой Ефрем пишет: боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни. Сама знаешь, что болезнь эта большею частию происходит от тревожного состояния души…»
На вопрос в письме о женской болезни преподобный Амвросий отвечал, что, возможно, причиной её является не почитание поста в семейных отношениях или нарушение супружеской верности, советовал искренне исправить свою жизнь и покаяться:
«Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены, так как мужу приятно иметь всегда жену здоровую. Ежели вы постараетесь искренно исправить свою жизнь и искренно примете истину православного исповедания, то силен Господь возвратить здравие супруге вашей, если только это будет полезно обоим вам, Всеблагий Господь всегда устрояет только полезное, душеполезное и спасительное».
Преподобный Иларион, упоминая о болезнях детей, наставлял, как много значит Таинство Крещения, учил остерегаться обращения к знахарям:
«Человек обновляется в таинстве Святого Крещения, омывающем грехи его (Деян 22, 16). Но во свидетельство своей веры, он должен не только креститься во Христа, но после того и исполнять его заповеди. Отступничество от Бога, источника жизни, начинается чрез неразумныя действия родителей: часто тотчас же по обновлении младенца Святого Крещением, по отрицании сатаны и изгнании всякаго гнездившегося в его сердце нечистаго духа, его несут иногда прямо к бабкам, умеющим будто бы лечить болезни. И вот для ребенка начало хотя и безсознательного с его стороны отпадения от Бога.
Когда ребенок хворает, родители не у Бога ищут помощи, прибегают не к дозволенным и одобряемым Церковью разумным средствам, а к различным суеверным обычаям… И удивительно ли, что получив доступ к младенцу чрез такия нашептывания, умывания и сему подобные языческие обряды, а точнее – чрез отступничество от Бога родителей, диавол получает власть мучительно действовать на младенца, ребенок часто мучится в различных болезнях, например, в так называемой „младенческой» и в других, непонятных для врачей хворобах».
О терпении и смирении в болезни
О терпении и смирении в болезни напоминают все Оптинские старцы. Преподобный Амвросий отмечал:
«Хронические болезни, как телесные, так и душевные, неудобно лечатся, но у Бога всё возможно, только потребно терпение со смирением».
Преподобный Иосиф также писал о терпении:
«Господь да подаст тебе терпение в болезни. Упадать духом не надо, а надо молиться и просить у Бога терпения. Ты сознаёшься, что по грехам своим стоишь этой болезни. Это хорошо, вот и терпи, и не унывай, но приноси Господу покаяние в своих грехах и надейся на милосердие Господне. Телесными страданиями очистит Господь душевные скверны и прощение подаст. Терпи, и молись, и за всё Бога благодари».
«И болезни, и безсонницу с терпением переноси. Видно, так Господу угодно, и надо потерпеть. Когда не спишь, то твори молитву».
Господь не ищет от человека подвигов сверх силы
Старцы Оптинские не требовали от болящих телесных подвигов. Преподобный Амвросий писал больному духовному чаду:
«Да ты больше сиди, где тебе стоять? В болезни это не требуется».
Преподобный Иосиф советовал:
Боляй и служай единую мзду приемлют от Бога
Наставляли старцы и об уходе за больными. На жалобу больной, что ей неудобно принимать услуги от ухаживающих за ней, преподобный Макарий отвечал:
«Пишешь: тяготит тебя, что за тобою ходят, и усугубляет твою болезнь. Это искушение вражие. Оне ходят с любовию и состраждут тебе, за что, конечно, не лишатся от Бога награды: «Боляй и служай единую мзду приемлют от Бога!»
Но если доселе продолжается болезнь…
Некоторые больные остаются неисцелёнными, даже прибегув к мастерству врачей и Таинству покаяния. Преподобный Антоний писал по этому поводу так:
«Но, если доселе продолжается болезнь, то это не потому, будто бы не слышит Бог молитвы молящихся к Нему, но потому некоторых оставляет Он без исцеления, чтоб лучше и более облагодетельствовать человека страждущего, дабы чрез временное страдание освободить человека грешного не точию от вечных мучений за грехи, но и даровать ему спасение и соделать наследником небесного Царствия».
Здоровьем следует дорожить
Преподобный Иосиф называл здоровье «даром Божиим»:
«Пишете, что по тяжёлым обстоятельствам не следует гнаться за здоровьем и жизнию. Вообще, здоровьем и жизнию должно дорожить, ибо это есть дар Божий. А если где потребует крайняя необходимость, там, конечно, должно жертвовать и здоровьем, и жизнию. Но у Вас такой необходимости ещё нет».
Закончим главу о болезнях словами преподобного Анатолия (Зерцалова):
«Похворать можно, но только когда Бог пошлёт».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Немощь, немощный, бессильный
I 1) Н., ограниченность и несовершенство – это признаки земного и человеч. начала ( Мф. 26:41 ; Рим. 5:6 ; Рим. 6:19 ; Евр. 5:2 ; Евр. 7:28 ). Не лишен этих качеств и ветхозаветный Закон ( Рим. 8:3 ; Гал. 4:9 ; Евр. 7:18 ). Осознание собств. Н. становится поводом просить милости у Бога ( Пс. 6:3 ), наделяющего немощных силой ( 1Цар. 2:4 ) и укрепляющего верующих от Н. ( Евр. 11:34 );
2) человеч. Н. – важная предпосылка для совершения Богом Его деяний. Бог избрал немощное мира, чтобы посрамить сильное ( 1Кор. 1:27 ); «немощное Божие сильнее человеков» ( 1Кор. 1:25 ). Христос взял на Себя наши Н. ( Мф. 8:17 ) и был распят в Н. ( 2Кор. 13:4 ). Тем не менее Он противостоял проистекающим из Н. искушениям и остался безгрешен. Поэтому Христос, одержавший победу над Н. и живущий силой Божьей ( 2Кор. 13:4 ), может сострадать нам в наших Н. ( Евр. 4:15 ). В Нем уже вполне проявилось то, что сеется в Н., а восстает в силе ( 1Кор. 15:43 );
3) через Христа Божья сила и сейчас еще совершается в человеч. Н. ( 2Кор. 12:9 ). Быть немощным и вместе с тем жить силой Божьей ( 2Кор. 13:4 ) – взаимно обусловл. состояния, поскольку в наших Н. нас подкрепляет Дух ( Рим. 8:26 ). Поэтому Павел говорит: «. когда я немощен, тогда силен» ( 2Кор. 12:10 ), и считает возможным гордиться своей Н. ( 2Кор. 11:30 ; 2Кор. 12:5.9 ).
II. Среди христиан имеются немощные в особом смысле. Это люди, немощные в вере ( Рим. 14:1 ; ср. противоположный пример Авраама, Рим. 4:19 ), неувер. в своих действиях ( Рим. 14:2 ; 1Кор. 8:7.10–12 ), слабые в духовном отношении, так что апостолу приходится говорить с ними, опираясь лишь на человеч. логику ( Рим. 6:19 ). Павел же вновь и вновь напоминает о том, чтобы духовно сильные христиане принимали немощных ( Рим. 14:1 ; ср. также Деян. 20:35 ), сносили их Н. ( Рим. 15:1 ; 1Фес. 5:14 ) и не вызывали у них изнеможения или соблазна, необдуманно пользуясь своей свободой ( Рим. 14:21 ; 1Кор. 8:9 ). Для немощных Иисус Сам стал как немощный ( 1Кор. 9:22 ), чтобы помочь им (ср. Иез. 34:4.16 ). Но духовная Н. должна быть преодолена, поскольку наличие множества «немощных» в одной церкви показывает, что там имеют место недостойное поведение и грех ( 1Кор. 11:30 ).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
«Прикоснулся ко Мне некто»
Почему сила Божия совершается в немощи человеческой
Хорошо помню один случай из своей семинарской жизни. Учебный процесс у нас всегда перемежался c разнообразными трудами на благо семинарии. До обеда мы по обыкновению учились, а потом систематически отправлялись на разные послушания. К этому добавлялись еще послушания основные, как то: хор, ризница и т.д. В общем, приводило это к тому, что я временами не успевал готовиться к семинарам, на которых проходили опросы. Один такой семинар мне запомнился очень хорошо. Мы – группа семинаристов из пяти человек – стояли под дверью кабинета и ждали, что нас с минуты на минуту вызовут для опроса по предмету «Сравнительное богословие». Понимая в этом момент, что имею хороший шанс схлопотать двойку или слабенькую тройку, что меня не слишком успокаивало, я начал хоть и тайно, но слезно молиться: «Господи, Ты знаешь мою немощь, знаешь, что я совсем не готов к этому опросу. Я не хочу двойку, прошу Тебя, помоги мне». Через несколько минут нас вызвали, и опрос начался. И что бы вы думали? Четверо из моей группы получают тройки, а мне ставят пять! «По немощи», – как выразился преподаватель. Для него это было обычным изречением, для меня же – оно стало тогда настоящим откровением Божиим: Господь, услышав вопль моей немощи, пришел ко мне на помощь и явил Свою силу. Как не вспомнить здесь слова, сказанные Господом апостолу Павлу: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9)…
Немного о силе и немощи человеческой
Совсем не так происходит, когда сила Божия являет свое действие в немощи человеческой. Когда человек, исчерпав свои ресурсы и растратив силы, обращается к Богу как к последнему, но верному прибежищу и получает от Него такую необходимую в этот момент жизни поддержку, то подобные уроки усваиваются обычно надолго. Как это произошло тогда со мной в семинарии.
«Издержав на врачей всё имение»
Многообразны проявления силы Божией в жизни человека, как многообразны и его немощи. Один образ мы находим в евангельском рассказе о женщине, страдавшей женским кровотечением, которую исцеляет Христос (см.: Лк. 8: 41–48). Повествуют об этом все три евангелиста-синоптика. Когда Христос шел в дом к начальнику синагоги Иаиру для того, чтобы исцелить его дочь, к Нему тайным образом из среды окружающей Его толпы прикасается женщина, страдавшая женским кровотечением 12 лет. Прикасается – и сразу же исцеляется от своей болезни. О ней говорится, что она, «издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена». Знакомая ситуация, не так ли? Нередко и мы попадаем в положение этой женщины, когда, растратив, кажется, все свои силы и средства, не получаем из-за чьего-то непрофессионализма, нежелания помочь или просто обмана необходимую нам помощь. Дорогостоящее лечение не дало результата; человек, на которого понадеялся в решении очень важного вопроса, забыл про тебя или же вовсе обманул, забрав при этом плату… Подобных ситуаций в нашей жизни немало: положившись на свои ресурсы, финансовые и административные, мы нередко остаемся «у разбитого корыта», и проблема из области житейской уже переходит в область нравственную. Попадая, как нам кажется, в тупик, мы начинаем отчаиваться, роптать, озлобляться на виновника, он предстает в нашем помраченном от гнева сознании причиной нашей беды.
Нам всегда следует призывать Бога на помощь, но особенно тогда, когда предстоит встреча с немощью человеческой
Но что, если на самом деле всё обстоит совсем иначе? Может быть, вовсе не ближний виноват в наших бедах, а просто мы забыли о Христе, положившись на то, что в реальности совсем ненадежно и, быть может, даже призрачно? Посмотрим на эту женщину, которая в немощи приходит ко Христу. Попав в такую ситуацию и ощутив на самой себе чью-то немощь со всеми ее последствиями, она не стала опускать руки, проживая остаток своих дней в болезненном озлоблении. На своем примере ощутив все бессилие тех средств, которыми обладала, она приходит к Тому Единому, Чья сила способна восполнить всю человеческую немощь, и получает ожидаемое! Получает его не потому только, что прикасается к ризам Его, а потому, что имеет при этом несомненную веру в то, что получит помощь. Евангелист Матфей, описывая этот эпизод, упоминает, что кровоточивая, подходя ко Христу, «говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею» (Мф. 9: 21).
Так, может, нам следует взять с нее пример? Наверное, следует. Только какая при этом нужда ожидать двенадцать лет и растрачивать «всё свое имение»? Не лучше ли в самом начале пути вспомнить призыв Писания не надеяться «на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс. 145: 3), и обратиться за помощью к Богу? Ты заболел? Тогда не тяни и перед походом в клинику прими Таинство соборования. Тебе предстоит операция? Попроси священника прочитать особую молитву «перед хирургическим действием», дабы Сам Христос «управил руку лекаря». Приближаются важные для тебя события или предстоит важное дело? Не забудь отслужить молебен перед началом всякого доброго дела, а по окончании дела отслужи и благодарственный. И так во всем. Нам всегда следует призывать Бога на помощь, но особенно тогда, когда нам предстоит встреча с немощью «сынов человеческих».
Немощь повседневная
Есть и иной образ явления силы Божией в немощи человеческой. Речь о нашей немощи повседневной. Мы живем в обстановке постоянной суетливости и многозаботливости. Это своего рода житейская «аксиома» современного общества потребления. При этом у нас, разумеется, часто «не сводятся концы с концами», многое не поспевается, многое в спешке не получается. Забывая о своей обязанности всякое дело совершать неспешно и с молитвой, мы, столкнувшись со своей немощью или немощью ближнего, начинаем нервничать, раздражаться, ругаться или унывать. Мужчина, ударив молотком по пальцу, выругнется матом; многозаботливая мама, опаздывая на работу, обругает «мешающегося под ногами» малыша, или же некто «рассеянный с улицы Бассейной» потеряет какой-то важный документ, нужный именно сейчас, и начинает сильно нервничать, не имея более времени на поиски. Не правда ли, всем нам знакомые ситуации? Обычно в таких случаях мы теряем трезвение и в состоянии какого-то аффекта совершаем множество грехов, за которые потом очень стыдно. А ведь этого можно было бы избежать, если бы мы помнили, что рядом с нами всегда Тот, Кто в любой ситуации и в любой момент готов протянуть нам руку помощи.
Один прихожанин рассказал мне обыкновенную бытовую историю, из которой он извлек очень важный для себя урок. Как-то зимним утром он подошел к своему гаражу, чтобы на автомобиле поехать на работу. Привычным жестом он вставил ключ в двери гаража и через секунду понял, что замок замерз. Отогревание замка теплым воздухом не помогало, да и время уже поджимало: он мог опоздать на работу. По своему обычаю он стал нервничать. В ход чуть было не пошли уже бранные слова, но вдруг в его голове появляется светлая мысль: дай-ка я помолюсь. Попросив Бога простыми словами об открытии двери и подкрепив свою просьбу обоснованием – «на работу опаздываю…», он вновь вставил ключ в гаражную дверь и сразу же (!) ее открыл. Удивлению его, разумеется, не было предела, но вместе с удивлением к нему пришло и нечто более важное, а именно понимание того, что Бог всегда готов восполнить нашу немощь, прийти на помощь и только лишь ждет от нас молитвы. Обыкновенной детской просьбы: Отче, помоги.
Перенесение трудностей с молитвой всегда приносит плод и помогает избежать множества грехов
Конечно, в нашей повседневной жизни не всегда помощь приходит сразу после краткой молитвы, ибо много целей имеют посылаемые нам скорби, и в частности обучение терпению. Но опыт показывает, что перенесение трудностей с молитвой всегда приносит плод и помогает избежать множества грехов.
О немощи в духовной жизни
О важности наших немощей
Рассмотрев некоторые образы явления силы Божией в немощи человеческой, мы не можем не задаться вопросом: почему для явления такой силы в нашей жизни необходимо бывает сперва вполне проявиться нашей немощи? Почему кровоточивой женщине надо было прежде исцеления ее Христом промучиться 12 лет, издержав всё свое имение?
Ответ мы можем найти только в свете понимания действия скорбей в жизни человека. Уже было упомянуто о том, что действие скорбей на душу человека многообразно и благотворно. Скорби и неприятности учат его терпению, способствуют освобождению души от страстей. Но, наверное, главную мысль мы найдем у апостола Павла, когда он говорит о том, по какому поводу ему были сказаны Господом слова о силе Его, совершаемой в немощи. Известно, что у апостола был в теле некий изъян: кто-то из толкователей говорит о головной боли, кто-то о болезни глаз. Сам Павел говорит об этом следующее: «дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”» (2 Кор. 12: 7–9).
«Чтобы я не превозносился»… Превозношение над другими – этот недуг горделивой души – свойственен в определенной мере всякому человеку. Но тому, кто перед прочими имеет некие дарования, бороться с этим недугом намного сложнее. А бороться крайне нужно. Ибо превозношение, основанное на горделивом самомнении и самонадеянии, лишает человека помощи Божией, оставляя его в руках его немощи. Так вот, в помощь всякому человеку и дается своего рода «подушка безопасности» – некая скорбь или скорби, которые будут смирять человека, не дадут ему забыть, что он – всего лишь немощное Божие создание. Апостолу Павлу, имевшему особые духовные дарования, на большой срок дан «ангел сатаны», удручавший его; для апостола Петра «подушкой безопасности» всегда было живое воспоминание о совершенном им предательстве. Слезы не высыхали у него на глазах всю жизнь, так что к концу ее под глазами были даже видны борозды. Женщине, страдавшей кровотечением, которая, по словам Златоуста, была богата, а значит, тоже нуждалась в смиряющем «жезле» Господнем, таким «жезлом», «жалом в плоть» стала ее болезнь. И благие плоды, произошедшие от нее, очевидны: растратив бесплодно свои средства, она поняла всю тщету их, тяжкая болезнь лишила ее возможности возноситься над бедными и убогими и, наконец, страдание смирило эту женщину, открыв ей путь не только к исцелению, но и к спасению души.
Не средства материальные послужили исцелению кровоточивой жены, а лишение этих средств, что по-своему парадоксально. Но в этом парадоксе заложена великая евангельская истина: все наши немощи, лишения и болезни лишь по видимости приводят нашу жизнь к оскудению. На самом же деле, смиряя, ведут нас к духовному обогащению, ибо сказано: «на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66: 2). Путь длиной в двенадцать лет, пройденный этой женщиной, позволил ей осмыслить эту истину и не только исцелиться, но и обрести великую веру в «одно прикосновение», благодаря которой она и услышала от Христа: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя».