Что такое ненадлежащая реклама
Нарушения в рекламе: за что можно получить штраф от ФАС
Если ФАС сочтет, что реклама бизнеса кого-то оскорбляет или вводит покупателя в заблуждение, компании грозит суд и внушительный штраф. На примерах реальных судебных дел выясняем, как этого не допустить
Елена Янина
Если ФАС сочтет, что реклама бизнеса оскорбляет или вводит покупателя в заблуждение, предпринимателю грозит суд и внушительный штраф. Но критерии запрещенной рекламы в законе довольно размыты, и иногда трудно понять, что можно рекламировать, а что нет. Разобраться помогут реальные судебные дела и письма ФАС.
Эта статья от юриста, поэтому разбираем только правовую сторону дела.
Есть примеры, когда реклама нарушила закон на полмиллиона, но благодаря шумихе вокруг нее компания получила в десятки раз больше. Стоит ли использовать подобную рекламу, каждый бизнес решает сам. Но в любом случае советуем просчитать материальные и репутационные риски.
Что считается рекламой
На бытовом уровне реклама — это все, что мотивирует нас сделать: открыть дверь, оставить отзыв, скачать памятку, купить — любое действие, связанное с компанией.
Юридически не все, что мы видим и что включает призыв к действию — реклама. В законе о рекламе есть отсылка, но она довольно общая, и по ней сложно определить, будет условный баннер считаться рекламой или нет.
Разобраться помогает письмо ФАС. Если коротко, то рекламой считается только то, что подчеркивает особые свойства объекта, например размер, цвет, пользу и так далее. Давайте на примерах.
Не реклама | Реклама |
---|---|
Раздел «Скидки» на сайте | Баннер «Скидки» на сайте |
Вывеска «Икея» на здании, где гипермаркет занимает все помещение | Вывеска «Икея» на здании, где размещаются еще десять компаний, поэтому покупатель выбирает среди них |
Каталог товаров на маркетплейсе | Выделение товара в каталоге — например, с пометкой «Скидки» |
Кто решает, реклама с нарушениями или нет
За нарушением законодательства о рекламе следит Антимонопольная служба — ФАС. Для регулирования есть отдельный закон, он так и называется — закон о рекламе.
В законе есть прозрачные и понятные требования. Например, нельзя рекламировать наркотики. Есть список наркотиков, запрет четкий — никаких вопросов. Проблема в том, что в законе много других ограничений, и с ними как раз возникают вопросы.
Один из частых примеров — нарушения, связанные с оскорблениями. Что именно считать такой рекламой, четкого описания нет. Поэтому решение принимается в каждом конкретном случае. Для этого ФАС может привлекать экспертов, проводить опросы и даже собирать вроде комиссии.
Риски рекламы
У бизнеса два основных риска рекламы: получить штраф и получить запрет использовать рекламу.
Варианты штрафов за незаконную рекламу:
Ответственность за незаконную рекламу несут все, кто участвовал в ее создании: клиент, рекламное агентство и даже площадка. При этом неважно, был ли договор с исполнителями или нет — ФАС все равно может потребовать штраф с заказчика.
Ситуация лучше, если договор есть и там прописано условие со смыслом: придет штраф за нарушения в рекламе → агентство возместит деньги. В этом случае у компании есть шансы не платить полумиллионный штраф из своего бюджета.
Последний отчет на сайте ФАС о нарушениях в рекламе — за 2019 год. Но думаем, что и в 2021 году картина примерно такая же. Объемом штрафов за год — 115 млн рублей.
Итоги работы ФАС в рамках закона о рекламе за 2019 год:
Как заранее понять, что реклама с нарушениями
Универсального решения, как не выпустить рекламу, которой придет ФАС, не существует. Зато есть несколько советов.
Примеры требований и обоснование
Посмотреть примеры рекламы по схожей теме в базе ФАС. Служба открыто публикует решения и разборы случаев, которые вызывали вопросы. Почти всегда есть примеры рекламы — или их можно найти минут за десять.
Проанализировать пояснения ФАС. Ведомство выпускает серию писем, комментирующих частые вопросы компаний. Такие письма — не закон, и у них нет подобного статуса. Зато они помогают лучше понять логику ФАС.
Примеры писем о рекламе в разных сферах
Сфера | Письма |
---|---|
Курение | Реклама электронных сигарет, реклама табака, запрет на рекламу табака, социальная реклама о запрете табака |
Лечение | Реклама методов лечения, профилактики, диагностики, продажи БАДов |
Алкоголь | Алкоголь в печатных СМИ, требования к рекламе алкоголя, реклама алкоголя в самолетах на международных рейсах, реклама безалкогольного пива |
Финансы | Реклама финансовых услуг, ответственность за нарушение закона |
Разные темы | Реклама оккультных услуг, социальная реклама, реклама в интернете, реклама долевого строительства |
Изучать реакцию профессионального сообщества. Допустим, если реклама обыгрывает отношения в паре или характеристику женщины, можно посмотреть оценку рекламы в феминистических сообществах. Если подобную рекламу принимали остро, скорее всего, выпускать подобные кампании не стоит.
Что нельзя рекламировать
Запрещенный список можно разделить на три группы. Первая — перечень конкретных товаров, например:
Еще одна группа — с четким критерием. Например, нельзя допускать в рекламе:
Самая сложная группа — та, где нет списка, а критерии размытые. Среди них запрещена реклама, где есть:
Вот с этой группой давайте и разберемся.
❌ Призывы к насилию
О чем речь. Реклама не должна призывать к жестокости или оправдывать такие действия. В законе об этом говорится: нельзя показывать неэтичные, жестокие, аморальные сцены, нельзя призывать к нарушению закона.
Триггеры. Обращайте внимание на контекст и глаголы. Не должно быть ничего, что приведет к травмам — эмоциональным или физическим.
Например, глагол «наказать». Если в рекламе один партнер говорит другому, что накажет его в спальне, возможно, ФАС решит, что это такая шутка или намек на интимные пожелания пары. Но если к такой рекламе добавить из атрибутов возможного наказания, например, партнер будет держать в руке утюг — это уже вполне тянет на нарушение.
«Прочистить тебе нос?»
Сотовый оператор запустил рекламу, посыл такой: переходите к нам, у нас лучше.
В рекламе есть эпизод с отсылкой к фильму Тарантино «Бешеные псы». Одному из персонажей, страдающему аллергией, предлагают «прочистить нос» с помощью дрели. По мнению заявителя на рекламу и ФАС, в этой фразе есть призыв к насилию, что нарушает закон о рекламе.
Скриншот из рекламного ролика. Он уже удален, поэтому можно прочитать только его описание. Источник: 66.ru
❌ Оскорбления и неэтичная реклама
О чем речь. Кажется, что все просто — никаких оскорблений. Называешь клиента дураком → нарушаешь закон. Проблема в том, что считать оскорблениями. То же самое с этикой: понятно, что материться вроде как нельзя, но непонятно, где грань между шуткой и негативным высказыванием.
Триггеры. Оскорблениями и неэтичной рекламой может считаться практически все. Неважно, оскорбился один человек или тысяча, все равно у ФАС есть право начать рассматривать дело.
Обращайте внимание на такие выражения или смысл:
Использовать сакральные символы тоже нельзя. Это все, что может быть важно какой-либо группе людей или транслируется как ценность с помощью государственных площадок. Например, хлеб, флаг страны, семейные ценности, отношение к пожилым людям.
«Вставляет как никто»
Экспертный совет ФАС по Москве признал неэтичной наружную рекламу девелопера. Он использовал слоган «Вставляет как никто». По официальным комментариям, компания ничего такого не имела в виду.
Изображение рекламы, которая вызвала вопросы. Источник: РИА Новости
❌ Призыв к нарушению закона и продвижение противоправных или опасных действий
О чем речь. Сюда можно отнести все, что романтизирует ситуацию: вот есть опасное действие, но если так делать, ты герой и вообще классный.
Отдельно в законе есть оговорка о рекламе, ориентированной на несовершеннолетних. Правило такое же: не создавать и не продвигать опасный образ жизни или поведение.
Триггеры. Нужно разделить две темы: нарушение закона и что считается продвижением. Давайте на примерах.
Есть требование — не находиться обнаженным в публичном месте. Если компания использует слоган «Приходи голым и получи завтрак, обед и ужин на всю семью бесплатно!» — это и есть призыв к противоправным действиям.
Теперь о безопасности. Если ребенок гуляет темной ночью, есть риск, что он упадет или пострадает еще по причине — даже если идет не один, а в компании с друзьями. Если реклама показывает, как здорово гулять по темному городу вдвоем, поглощая шоколадки, — это пример продвижения опасного поведения.
Для ориентира держите в голове требования и ограничения в законе и устоявшиеся модели поведения. Что, скорее всего, вызовет реакцию:
Если реклама ориентирована на детей, в ней не должно быть ничего, связанного с опасностью. Например, нельзя показывать, как дети без специальной подготовки прыгают с вышки или в ледяную воду, выполняют трюки на мотоциклах. Даже отдых с палатками в лесу без взрослых может выглядеть как опасное поведение. В общем, тут лучше полагаться на здравый смысл.
Запомнить
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как организовать вебинар и заработать на нем
Рассказываем, как вебинары помогают бизнесу увеличить прибыль, даем пошаговый план организации вебинара и делимся приемами, которые помогают продавать в прямом эфире
Что такое CRM-система и как она помогает бизнесу зарабатывать больше
CRM помогает эффективнее работать с клиентами и увеличивать продажи. В статье — как выбрать CRM-систему, которая подойдет для вашего бизнеса
Как увеличить онлайн-продажи с помощью аналитики
Бывает, что у онлайн-бизнеса активно крутится реклама и вроде много обращений, но денег с этих обращений мало. Почему так, поможет разобраться аналитика продаж.
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
8000 ₽ на рекламу во ВКонтакте
Реклама ВКонтакте поможет привлечь новых клиентов. Помогаем с настройками рекламных объявлений.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Что такое ненадлежащая реклама
Статья 5. Общие требования к рекламе
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 5
1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
2. Недобросовестной признается реклама, которая:
1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
11) о результатах исследований и испытаний;
12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
15) о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
4. Реклама не должна:
1) побуждать к совершению противоправных действий;
2) призывать к насилию и жестокости;
3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;
4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;
5) содержать информацию порнографического характера.
(п. 5 введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ)
5. В рекламе не допускаются:
1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;
3) демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;
6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий;
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) указание на то, что объект рекламирования может быть использован в целях искажения показаний приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии.
(п. 7 введен Федеральным законом от 08.12.2020 N 415-ФЗ)
6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
7.1. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 12.04.2007 N 48-ФЗ)
8. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.
9. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10.1. Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.
(часть 10.1 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ)
10.2. Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территориями указанных организаций.
(часть 10.2 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10.3. Не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.
(часть 10.3 введена Федеральным законом от 03.04.2018 N 61-ФЗ)
10.4. Не допускается распространение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, на информационном ресурсе иностранного лица в случае принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, решения о запрете на распространение рекламы на таком информационном ресурсе и включения информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации».
(часть 10.4 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 347-ФЗ)
11. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
(часть 11 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. В случае размещения рекламы на телеканале (в телепрограммах, телепередачах) на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями (организацией), уполномоченными (уполномоченной) на проведение указанных исследований федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 281-ФЗ)
Реклама, за которую пришлось судиться
Подлинные истории о российской рекламе
Вы повесили баннер в центре города с рекламой своей фирмы, слоган кому-то не понравился, и вам выписали штраф в полмиллиона.
Я работаю юристом девять лет и знаю: такое часто бывает. Вот подборка историй о том, как штрафовали предпринимателей за обидные и безобидные шалости в рекламе.
Должна сразу предупредить: эта статья о людях, начисто лишенных чувства юмора.
Что такое реклама
Реклама — это любая информация, которая сподвигает человека что-то сделать: купить товар, куда-то сходить и так далее. При этом не важно, где эту рекламу разместили — в телевизоре, на двери подъезда, на сайте или в газете. Комментарий к посту в соцсети вроде «Приходите, у нас в магазине завтра скидки» — тоже реклама.
Государство жестко регулирует, какую рекламу размещать можно, а какую нельзя. За этим следит Федеральная антимонопольная служба. Обычно сначала нарушителя не штрафуют, а предупреждают и просят удалить запрещенную рекламу — убрать объявление с сайта или демонтировать щит.
Если же штрафуют, то сразу по-крупному: санкции достигают полумиллиона рублей. А еще бывает, что реклама просто кому-то не понравилась. Например, прохожий посчитал, что слоган на плакате причинил ему моральные страдания, — могут оштрафовать и за это.
Бывает, что на рекламу обижаются конкуренты и тоже идут в суд. В российской судебной практике полно случаев, которые показывают, что с рекламой надо быть осторожным — оказывается, много чего делать нельзя.
Призывы к насилию
Реклама не должна призывать к насилию и жестокости или оправдывать их.
В 2015 году сеть книжных магазинов в Самарской области запустила рекламу товаров для школы: учебников, тетрадей, канцтоваров, ранцев. Кроме всего прочего рекламировали и розги. В Самаре, Тольятти и Сызрани развесили плакаты с провокационным слоганом «Розги ученические 99,9 Р : внедряем знания!». А городские радиостанции транслировали аудиоролик книжного магазина, завершающийся звуком удара розгами.
Хотя реклама носила шуточный характер и даже заняла второе место в номинации «Лучшее решение в наружной и печатной рекламе» премии «Волга-бренд-2016», антимонопольщики посчитали, что реклама «призывает к физическому насилию в отношении детей». Не зашел юморок.
Что грозило. Компании — штраф от 100 000 до 500 000 рублей, а ее директору — от 4000 до 20 000.
В итоге. Суд оштрафовал книжный магазин на 200 тысяч рублей, а директора — на 8 тысяч. Антимонопольная служба обжаловала решение, посчитав, что магазин должен заплатить больше, но вышестоящие инстанции оставили решение в силе.
Реклама сигарет
В 2013 году Россия присоединилась к Женевской конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Появился целый ряд законов о защите россиян от табачного дыма, в том числе запретили и рекламу сигарет.
В 2015 году один продуктовый магазин в Москве повесил около кассы листовку с рекламой сигарет. Покупатель сфотографировал ее и отправил снимок в антимонопольную службу.
Что грозило. Штраф от 150 000 до 600 000 рублей магазину и от 10 000 до 25 000 — директору.
В итоге. Антимонопольщики оштрафовали магазин на 150 000 рублей. Владельцы пытались оспорить штраф в суде, доказывая, что листовка была наклеена со стороны кассира и в ней была приписка «Только для служебного использования». Но владельцам отказали и в первой, и в апелляционной инстанции — листовка была видна и покупателям, а не только продавцам.
Некорректные сравнения
В рекламе нельзя употреблять слова «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» и другие, в которых есть превосходная степень, если это нельзя доказать. Когда компания говорит, что она «самая лучшая», надо перечислить конкретные параметры и сослаться на исследования.
В 2017 году Московский государственный университет повесил на здании физического факультета плакат «МГУ — лучший вуз России».
Что грозило. Если бы кто-то пожаловался — штраф 100 000—500 000 рублей университету и 12 000—20 000 — ректору. А так пронесло.
Обман потребителей
Информация в рекламе должна соответствовать действительности.
В 2016 году предпринимательница из Вологды организовала в Оренбурге ярмарку одежды и в рекламе пообещала продавать ее за копейки. В управление антимонопольной службы поступило несколько жалоб от местных жителей: в буквальном смысле за копейки они не смогли ничего купить.
В итоге. Антимонопольная служба посчитала, что реклама вводит покупателей в заблуждение — куртки, пальто и пуховики должны были стоить меньше рубля. Сама предпринимательница рассказала, что на рекламе хотела сэкономить, текст придумала сама, а при изготовлении растяжки просто потерялись кавычки у слова «копейки».
Полуправда
Нельзя упускать важную информацию, если из-за этого искажается общий смысл. Например, если какая-то акция действует только при определенных условиях, про них обязательно надо сказать.
заплатила компания «Яндекс-такси» в качестве штрафа за некорректную рекламу
Непристойные изображения
Реклама не должна содержать информацию порнографического характера. Причем не важно, какая это реклама — видео, картинки или текст.
Что грозило. Штраф за каждый баннер от 100 000 до 500 000 рублей для компании и от 4000 до 20 000 — для директора.
заплатила в качестве штрафа самарская кондиционерная компания за непристойную рекламу
В итоге. По мнению антимонопольной службы, «размещение в общественных местах сексуальных образов неприемлемо и неэтично, это противоречит морально-нравственным устоям значимой доли общества и наносит непоправимый вред нравственному воспитанию несовершеннолетних». Экспертный совет при областном УФАС посчитал, что «реклама имеет двусмысленный характер и предлагает купить одновременно и кондиционер, и женщину для секса, что оскорбляет последних».
Пока шло разбирательство, компания сама демонтировала несколько баннеров, но за каждый неснятый щит рекламодателей оштрафовали на 300 тысяч. Суммарно пришлось заплатить 2 млн рублей. Плюс на 12 тысяч оштрафовали директора.
Иностранные слова без перевода
В рекламе запрещены иностранные слова без перевода. Причем он должен быть написан так, чтобы клиент однозначно понимал, что это — значение иностранного слова. Например, придраться могут к мелкому шрифту.
В 2017 году саратовская мебельная компания объявила о сезонной распродаже, разместив у входа в свои выставочные салоны плакаты с надписью «STOP лучшая цена SALE только в марте! СМЕНА КОЛЛЕКЦИЙ! *Стоп. Распродажа». Федеральная антимонопольная служба сочла нарушением, что слово «SALE» было написано гораздо крупнее, чем русский перевод «распродажа». Причем из-за расположения слов в разных частях плаката не было понятно, что это именно перевод. Рили? Рили, гайз?
Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей мебельной компании и от 4000 до 20 000 рублей — директору.
В итоге. Судья в решении указал, что «sale» может означать самые разные вещи: на итальянском — «соль» или «остроумие», на испанском — «солить» или «засаливать», а на французском это прилагательное «грязный» или «гнусный». Мебельную компанию оштрафовали на 200 тысяч рублей. Позже она оспорила штраф и снизила его до 100 тысяч.
Расизм
В рекламе нельзя говорить о неравенстве людей по полу, национальности, религии, возрасту и так далее.
В 2013 году на одной из улиц Челябинска появился рекламный баннер, на нем был изображен белокожий мужчина, жена которого — тоже белокожая — родила темнокожего ребенка. Федеральная антимонопольная служба посчитала, что реклама не уважает семейные ценности и унижает людей с темным цветом кожи.
Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей центру стоматологии как юрлицу и от 4000 до 20 000 рублей — директору.
В итоге. Антимонопольная служба оштрафовала стоматологию на 100 тысяч рублей, но наказания удалось избежать, потому что челябинский арбитраж решил, что в нашей многонациональной стране следует аккуратнее говорить о стереотипах. Вот что написано в решении суда:
«Миграция населения растет, в России появляются лица иных национальностей, в том числе с темной кожей. Отношение к появлению детей иного цвета как нарушение общепринятой нормы может быть оскорбительным для данной расы и порождать воспитание у российских граждан нетерпимости к лицам иного пола, расы и национальности. Стереотип о супружеской неверности может быть оскорбительным для определенной категории лиц. Отец испытывает нормальный стресс, связанный с рождением ребенка, но ничего непристойного и оскорбительного здесь нет».
Добро пожаловать в постмодернизм. Пожалуйста, следуйте за мной. Штраф отменили, но спорную рекламу все равно сняли.
Оскорбление других людей
В рекламе запрещено оскорблять других людей, использовать бранные слова или осуждать тех, кто обращается к конкурентам.
В 2016 году на улицах Барнаула, Брянска, Дзержинска и Ульяновска разместили баннеры с рекламой квартир-студий. На щитах были изображены девушки с небольшой грудью, а ниже стояла подпись «Маленькая, зато своя». Чуть позже такая реклама появилась в Оренбурге. Одновременно с этим на улицах прохожие могли увидеть другие рекламные щиты — на них было фото женщины с большой грудью и слоган «Своя должна быть большой».
В этом же городе местный предприниматель аналогичным образом продвигал натяжные потолки. На плакатах был изображен мужчина, заглядывающий к себе в штаны. Ниже располагалась надпись «Маленький, зато свой. Натяжной потолок».
Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей для компании и от 4000 до 20 000 — для руководства, от 2000 до 2500 рублей — индивидуальному предпринимателю.
В итоге. Эксперты регионального управления антимонопольной службы вместе с филологами сочли рекламу оскорбительной и непристойной, компанию и предпринимателя обязали снять баннеры. И застройщики, и бизнесмен-потолочник предписание быстро исполнили, поэтому штраф назначать не стали.
Унижение конкурентов
Недовольными рекламой могут быть не только потребители или антимонопольщики, но и конкуренты.
Почти 40 лет по всему миру идет рекламная война американских брендов фастфуда «Макдональдс» и «Бургер-кинг». В России «Бургер-кинг» постоянно размещает свои баннеры рядом с рекламой конкурента, передразнивая ее.
Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей для компании — налицо некорректное сравнение товаров. Кроме того, «Макдональдс» имел право потребовать компенсировать упущенную выгоду, ведь «Бургер-кинг», не стесняясь, переманивал потенциальных клиентов.
В итоге. На взаимные подколки компаний никто из клиентов не жаловался. Несмотря на то что в своей рекламе «Бургер-кинг» часто позволяет себе откровенно непристойные выпады в адрес конкурента, «Макдональдс» тоже ни разу не обращался ни в суд, ни в антимонопольную службу. Видимо, оба бренда считают скандалы дополнительной рекламой.