Что такое ненасилие в самопознании
Что такое ненасилие в самопознании
Молодежный клуб «Руханият»
М. Ганди
Изучение общечеловеческой ценности ненасилие становится очень актуальным в современном мире, который, кажется, как будто обезумел от непрекращающихся войн, конфликтов, террористических актов и тому подобных событий, происходящих с пугающей частотой.
Слова великого Махатмы Ганди как нельзякстати звучат в наших реалиях: «Обретение свободы каждой личностью, нацией, миром должно в точной пропорции соответствовать постижению закона ненасилия. И пусть же, кто верит в ненасилие как в единственный метод достижения действительной свободы, высоко держат факел ненасилия, освещая непроницаемую тьму настоящего».
Работая в школе учителем самопознания, я вижу разных детей, и порой их помыслы не так чисты и добры, как хотелось бы. События, происходящие в мире, а также обилие фильмов, каждый кадр которых – акт жестокости и насилия, оказывают огромное разлагающее влияние на сознание подростков.И поэтому все чаще в их устах звучат фразы: «Ради успеха нужно идти по головам», «Путем добра и ненасилия не добиться успеха», «Чтобы жить хорошо, нужно быть готовым не только к защите, но и к нападению » и т. д.
Такие словазаставляют глубоко задуматься, так как будущее нашего мира в руках тех, кто сейчас оканчивает школу и вступает во взрослую жизнь. И от их мировоззрения, ценностных ориентаций и жизненных целей зависит будущее не только нашей страны, но и мира в целом.
Поэтому сегодня, как никогда,ценность ненасилие приобретает особое, общепланетарное значение. А учитывая, что мы живем в эпоху освоения околоземного пространства и полетов к другим планетам Солнечной системы, то, вполне вероятно,что и космическое…
Размышляя об этом, я решила поставить научно-педагогический опыт. Дети не знали, что они стали участниками эксперимента.
Сначала был проведен предварительный опрос.
· Что такое общечеловеческая ценность ненасилие? Дайте свое определение данного понятия.
· Как связана ценность ненасилие с другими ценностями?
· Раскройте характерные особенности ненасилия.
· Раскройте три главных аспекта ненасилия.
· Расскажите о людях, которые практиковали в своей жизни ненасилие.
· Практикуете ли вы ненасилие в своей жизни?
Анализируя ответы учащихся, я поняла, что их знания о ценности ненасилие очень поверхностные и неглубокие. Суть большинства ответов заключалась в том, что ненасилие – это отсутствие физического насилия. Ребята даже не задумывались о том, насколько глубоко это понятие. Их сознание было ограничено общими терминами и понятиями, часто употребляемыми в обществе.
Затемучащимся было предложено организовать какой-либо социальный проект, на что последовал моментальный отказ. Это уже говорило о том, что их мировоззрениебыло скорее потребительским, нежели альтруистическим.
Таким образом,я могла наблюдать картину, которая не совсем радовала глаз, но которую мне как педагогу необходимобыло дополнить светлыми и яркими красками, чтобы она преобразилась.
Учитывая полученные результаты, была разработана программа по углубленному изучению и практике ненасилия. В программу входило: проведение уроков самопознания с акцентом на ценность ненасилие;организация внеучебной деятельности (тренингов, воспитательных мероприятий и др.), а также осуществление волонтерской деятельности.
На уроках самопознанияучащиеся более подробно узнали о сути пяти общечеловеческих ценностей (истины, праведного поведения, внутреннего покоя, любви, ненасилия), их взаимосвязи и навыках практического применения.Важно было, чтобы они усвоили мысль о том, что развитие в себе общечеловеческих ценностей – это само по себе уже воспитание и образование.
Очевидно, что включение в процесс обучения общечеловеческих ценностей способствует формированию благородных качеств личности и ведет к духовному росту человека. Стремление личности к совершенству подразумевает ее возрастание в добродетелях. Отсюда следует, что духовный рост и совершенствование личности реально осуществляются в системе ценностей, составляющих разнообразный и богатый мир нравственных качеств.
Во время дополнительных занятийучащиеся изучали гуманистические концепции А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. А. Амонашвили др.,на тренингах учились практиковать ненасилие в мыслях, словах и делах.
Через несколько недель ребята проявили желание попробовать себя в роли волонтеров и уже самостоятельно работали над социальными проектами, которые сами же и организовали. Они собирали вещи и канцелярские принадлежности и отвозили их в детские дома, кормили животных на улице, устроили в школе ярмарку и на вырученные деньги купили корм для собакиз приюта…
На моих глазах с детьми происходили колоссальные метаморфозы. Из колючих ежиков они превратились в милых котят, которые впоследствии, я уверена, станут благородными львами.Постепенно онистали меняться сами и менять мир вокруг себя через практику общечеловеческих ценностей и, в частности, ценности ненасилие.
И тогда я решила, что пришло время для контрольного опроса. Были заданы те же самые вопросы, но содержание ответов было совершенно другим.
При контрольном опросе учащиеся написали, что ненасилие – это есть проявление уважение и любви ко всему, что нас окружает, это осознание единства всего сущего, это не причинение вреда другому ни мыслью, ни словом, ни делом. Они прекрасно стали понимать, что именно нужно для того, чтобы практика ненасилия стала неотъемлемой частью их жизни. Для этого им необходимодумать о хорошем, смотреть на хорошее, слушать хорошее, говорить хорошее, делать хорошее.
Более того, они стали по-новому понимать, что такое счастье. И если раньше счастьем для них было наличие в жизни материальных благ, то теперь радость и благодарность других людей делали их по-настоящему счастливыми.
Какие же выводы можно сделать из результатов данного эксперимента?
· Мировоззрение и ценностные ориентации учащихся еще не до конца сформированы и претерпевают изменения.
· Предмет «Самопознание» помогает учащимся в изучении себя и раскрытии своего нравственно-духовного потенциала.
· Учащиеся осознали, что счастье заключается в единении с миром и бескорыстном служении.
· Ненасилие как образ жизни делает человека счастливым.
Литература
1. Владимирский А. В. Великий Ганди. Праведник власти. – М.: Яуза:Эксмо, 2013.
2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике– М.: Амрита, 2001.
3. Мукажанова Р. А., Омарова Г. А.Общечеловеческие ценности (5–11 класс): Методическое пособие для учителей.– Алматы:ННПООЦ «Бөбек», 2014.
Принципы ненасилия в самопознании
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Принципы ненасилия в самопознании Исаханова Н.Б
План. 1. Характерные особенности ненасилия. 2.Ненасилие по отношению к себе. 3. Причины насилия в современном мире 4. Практика ненасилия 5. Ненасилие в преподавании самопознания
. Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность; др.-греч. λόγος — слово, учение) — теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Доктор педагогических наук Петракова Т.И. вывела 3 вида ценностей: природные, приобретенные, абсолютные. Природные ценности: это ценности естественных сил и способностей души,то есть ума,чувства,воли. Природным ценностями являются ясность ума, быстрота мысли, надежность памяти, искренность чувств, стойкость воли; Приобретенные: это ценности,усвоенные человеком в процессе интеллектуального и нравственного развития,такие как корректность, вежливость, симпатия, отзывчивость, благодарность, терпение; Абсолютные общечеловеческие ценности: не изменяемые во времени, не зависят от нации, среды обитания и конфессиональной принадлежности, имеют значение для всего человечества.
Характерные особенности ненасилия Осознание единства всего сущего. Ненасилие проявляет себя как Любовь ко всем существам. Ненасилие включает в себя все добродетели по отношению к природе – это сохранение баланса в природе, соблюдение законов природы. Ненасилие означает не только не причинение вреда, но и совершение действий для облегчения страданий других людей.
Три аспекта ненасилия: 1.индивидуальный (ненасилие по отношению к пяти органам чувств); 2.социальный (уважение и любовь ко всем людям, принятие всех культур и религий); 3.экологический(жизнь в гармонии с природой, забота об окружающей среде).
Социальный аспект ненасилия. В данном аспекте важно понять единство всех культур и религий как исторического наследия человечества. Слово «религия» происходит от латинского слова religare, что означает воссоединение, возвращение к духовному источнику.
Практика ненасилия Контроль над проявлением агрессивных эмоций (различение, размышление) Воздерживаться от непочтительной речи Воздерживаться от пагубной информации Избегать плохой компании.
Одним из главных принципов методики преподавания дисциплины «Самопознание» является принцип ненасилия, поэтому использиват только позитивные и гуманные методы и методические приёмы: позитивный настрой, цитаты урока, рассказывание историй, притч, историй о великих личностях, творческие задания и т. д.
Реферат на Тему Ненасилие
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Реферат на одну из пяти общечеловеческих ценностей «Ненасилие». Радюк Л.Б.
1. Характерные особенности ненасилия.
2.Ненасилие по отношению к себе.
3. Причины насилия в современном мире
4. Практика ненасилия
5. Ненасилие в преподавании самопознания
Что такое ненасилие в моем понимание, до того как я пришла на курсы понятие « Ненасилие» было для меня лишь, тем что это непричинение вреда только лишь физически. После того как я прослушала первый этап курсов я стала понимать что ненасилие сеть еще и не что иное как, ненасилии мыслями лично себе и другим людям, так как все наши мысли они реализуются в последствии в жизни. Как же это было понять, я стала размышлять мысли ведь тоже действуют разрушительной силой для человека из нутрии, например наши переживания которые протекают внутри нас. Ведь если так задуматься какой вред наносят переживания по пустякам нашему организму, сколько страдают от этого людей я тоже стала задумываться. Мне стало не по себе и как же я раньше не знала об этом. Сказать что я не могла знать об этом нельзя наверное не принимала внутри себя, а если точнее не предавала этому значение. Что можно сказать о ненасилии с сточки зрения самопознания.
Ненасилие– Любовь как понимание
Понимание единства всего сущего приводит к ненасилию
Ненасилие –сладкий плод.
Характерные особенности ненасилия
Осознание единства всего сущего.
Ненасилие проявляет себя как Любовь ко всем существам.
Ненасилие включает в себя все добродетели.
По отношению к природе – это сохранение баланса в природе, соблюдение законов природы.
Ненасилие означает не только не причинение вреда, но и совершение действий для облегчения страданий других людей.
Ненасилие по отношению к себе.
Ненасилие по отношению к себе – это ненасилие над органами чувств:
Смотри на хорошее, Слушай хорошее
Делай хорошее – вот путь к счастью.
Недостаток духовно-нравственных знаний.
Насилие как реакция на изменение.
Насилие как желание переделать мир под свои умственные представления о мире.
Контроль над проявлением агрессивных эмоций (различение, размышление)
Воздерживаться от непочтительной речи
Воздерживаться от пагубной информации
Избегать плохой компании.
Ненасилие в процессе преподавания самопознания
Смотреть на ученика «глазами вечности, воспринимать его как нечто целое и неделимое, наделенное и святостью, и бессмертием, и символическим величием и предназначением» (А.Маслоу)
Самопознание самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку, поэтому следует всегда обращаться не к темной стороне человека (как будет плохо если ты..), а к светлой (как будет хорошо если ты…)
Если учащийся не испытывает желание самосовершенствоваться, то необходимо учитывать, что для каждого человека наступает свое время для осознания своей истинной природы, как для каждого вида растений приходит свое время цветения. В данном случае разумнее не форсировать события, а предоставить роль учителя самому процессу жизни. Есть путь к самопознанию, который пролегает через собственные испытания, благодаря которому мы обретаем неизменный уникальный опыт.
М.Мамардашвили «иногда необходимо пройти какой-то путь страдания».
Ненасилие означает безграничную любовь, что в свою очередь означает безграничное сострадание
Я обнаружил, что жизнь существует среди разрушения и, следовательно, должен существовать закон более высокий, чем закон разрушения. Где бы ни возникала ссора, где бы вам ни противостоял оппонент, покоряйте его Любовью.
Любовь безрассудно отдает, не задумываясь о том, что получает взамен.
Учеными сформулированы главные принципы ненасильственного общения учителя с учеником.
На меня произвело впечатление эта притча «НЕНАСИЛИЕ»:
В одной деревне от укусов змеи пострадало так много людей, что мало кто осмеливался выходить в поле. Говорят, один Мастер укротил змею и убедил ее сделаться миролюбивой.
Каждый человек рождается уже кем-то. Раньше родители только родившемуся ребенку делали гороскоп, чтобы понять, кем он станет. Иногда лучше разочароваться сразу, чем через двадцать лет.
Каждый ребенок – семечко. И семечко уже несет информацию о том, каким деревом оно станет. Мы можем разбиться в лепешку, но если у нас семечко яблони, мы не сможем вырастить из него вишню.
Можно потратить уйму сил, но ничего не выйдет. А чрезмерными попытками изменить его природу, можно просто погубить семечко. И тогда вырастет что-то невнятное и непонятное, не приносящее плодов, не радующееся жизни.
Родители почему-то уверены, что это в их руках – менять судьбу ребенка. Что можно заставить ребенка стать музыкантом, если заставлять его каждый день играть на скрипке по 4 часа. Что можно сделать из художника – юриста, заплатив за его обучение.
Также можно и говорить о том, что для многих матерей является самым страшным предсказанием судьбы дочери. Это если дочка рождена, чтобы быть просто женой и матерью. Что же в этом такого ужасного?
Если мы воспринимаем детей, как отдельных личностей, со своими уроками и потенциалом – такое невозможно. Но ведь мы чаще всего хотим наслаждаться своими детьми.
Мы хотим, чтобы ими можно было гордиться. Чтобы на утреннике они обязательно были самыми красивыми и с самого высокого стула рассказывали самые длинные стихи. Чтобы наши дети выросли и получили самые престижные профессии. Чтобы на нашем юбилее (лет этак в 60) – можно было выстроить всех нарядных детей, внуков – и ими похвастаться.
Нам нравится думать, что этого ребенка создали мы. Но ведь это совсем не так. Когда ребенок растет в животе матери, ему помогает Бог. Если бы мы, женщины, контролировали, когда клетки должны поделиться, когда должно забиться сердечко, а когда вырасти волосы – человечество бы уже вымерло 🙂
Дети не наша собственность, и приходят они к нам не для того, чтобы мы ими наслаждались. Наша задача – стать садовниками. Вовремя поливать, удобрять, пропалывать. И иногда, только если росток пошел вкривь – подрезать.
Исцеленное сердце способно возродить смиренную человечность. Из смирения рождается готовность слушать других. А готовность прислушиваться к иным мнениям взращивает взаимное принятие и понимание, что послужит основой мирного сосуществования.
общечеловеческих ценностей в своём сердце, чтобы зажечь другие сердца. Если же, несмотря на свой высокий профессионализм, они сами не практикуют, чему учат, то никто не будет следовать им и уважать их.
материального благополучия, хотя нельзя его недооценивать. Материальное благополучие может создать более благоприятные возможности для всестороннего развития, но только при одном условии: когда оно является средством, а не целью. В этом плане решающее значение имеет личный пример родителей, и учителей. Если бы учителя и родители практиковали сами то, чему они учат детей, они могли бы стать идеальным примером для общества. Учитель должен прежде сам зажечь светильник общечеловеческих ценностей в своём сердце, чтобы зажечь другие сердца. Если же, несмотря на свой высокий профессионализм, они сами не практикуют, чему учат, то никто не будет следовать им и уважать их.
ховное богатство не является результатом материального благополучия, хотя нельзя его недооценивать. Материальное благополучие может создать более благоприятные возможности для всестороннего развития, но только при одном условии: когда оно является средством, а не целью. В этом плане решающее значение имеет личный пример родителей, и учителей. Если бы учителя и родители практиковали сами то, чему они учат детей, они могли бы стать идеальным примером для общества. Учитель должен прежде сам зажечь светильник общечеловеческих ценностей в своём сердце, чтобы зажечь другие сердца. Если же, несмотря на свой высокий профессионализм, они сами не практикуют, чему учат, то никто не будет следовать им и уважать их.
Ненасилие – принцип и философия мирного сосуществования.
Что такое ненасилие?
Ненасилие – это отказ от причинения вреда другим людям как средства достижения целей или удовлетворения собственных, или чужих потребностей.
Принцип ненасилия отражает способность человека достигать целей и оставаться удовлетворенным не прибегая к насилию в отношении других живых существ. Насилие – это не только причинение физического вреда, но и психологического, а также ограничение свободы или лишение человека собственности и выбора. Угрозы, запугивание и принуждение – являются методами психологического насилия и тот, кто придерживается принципа ненасилия, отказывается не только от причинения физического вреда, но и психологического ущерба.
причинения физического и психологического вреда
ограничения воли другого живого существа
навязывания своей воли и принуждение
Насилие и навязывание другим своей воли является источником бед целого человечества, так как войны не оставляют ничего, кроме шрамов на теле планеты и общества в которых мы живём. Очевидно, что здоровое общество и целостная природа намного лучше уничтоженной, а потому каждому следует отказаться от насилия как способа достижения целей.
Ненасилие – принцип любви, гармонии и мира
Принцип ненасилия базируется на возможности действовать и достигать поставленных целей, не используя средства притеснения или вреда другим людям. Это однозначно указывает не только на способность гармонично взаимодействовать с окружающим миром и людьми, но и показывает, что силы, которыми владеет конкретный индивидуум равнозначны его потребностям. Отказ от насилия ведёт к необходимости поисков компромиссов и решения проблем, а не просто грубого применения силы. Такой образ действий ведёт к развитию мысли и способностей, идей и способов достижения целей не с помощью силы, а с помощью разума. Научно-технический прогресс направленный на восстановление природы и гармоничного развития общества способен дать благоденствие всему человечеству, тогда как этот же прогресс направленный на увеличение разрушительной мощности способен просто уничтожить планету и человечество в случае серьезного конфликта. Этот сценарий распространен среди умов людей и по такому сценарию написано множество книг и снято фильмов. Это либо полное уничтожение всего живого, либо жизнь в адских, практически невыносимых условиях.
Благоденствие человечества и распространения идей ненасилия, любви, мира, гармонии приведёт к отсутствию необходимости совершать преступления. Так как целью человечества станет не доминирование отдельных людей и наций, что приводит к ухудшению жизни большинства, но полное развитие всего человечества направленное к единой цели. И первый шаг на пути к такому обществу – это индивидуальный, личный отказ от пороков и недостатков, которые порождают зло и страдания в этом мире. И лучшим шагом является отказ от насилия.
Лев Николаевич Толстой
Под ненасилие подразумевается отказ от причинения страдания всем живым существам ради достижения целей или удовлетворения желаний. Это означает, что стоит не только отказаться от причинения насилия людям, но и животным. В каждом живом существе заложена душа, в человеке, растении, животном. Не стоит считать себя имеющим право на убийство живого существа ради наполнения своего желудка или для более привлекательного вида. Таким поведением мы становимся ничем не лучше животных. Но в отличие от животных, у нас есть разум, с помощью которого мы может не только совершать целенаправленную деятельность, но и следовать морально-нравственным принципам, приближающим нас к осознанию своей духовной природы, внутренней гармонии и ощущению счастья изнутри.
Привязанность, невежество и сильные желания являются главными источниками всякого насилия. Так как именно из привязанности рождается стремление контролировать и подавлять, наказывать и использовать в своих целях. А из желания рождается стремление достигнуть чего-либо любой ценой. В особенности инструментом достижения целей у людей амбициозных всегда почиталось применение насилия, запугивания, угроз, шантажа и прочих способов причинить вред. Но разве способно такое поведение установить истинный мир и покой внутри сердца человека?
Сама способность следовать принципу ненасилия говорит о том, что человек обрел или обретает внутренний покой и умиротворение, что означает значительную близость к конечной цели каждого живого существа – счастью. Ненасилие – это принцип который близок к Абсолютной истине и совершенный в ненасилии без труда способен идти по духовному пути, приводящему к Высшей цели. Следование ненасилию не только освобождает от необходимости всё контролировать или от непомерных амбиций, которые приводят к провалу, но и даёт человеку возможность заглянуть внутрь себя и найти причины тех или иных желаний, вместо того, чтобы с большим рвением стремится их исполнить. Это, в свою очередь, означает, что человек способен познать себя и с искренностью заглянуть в своё сердце, обнаружив там ответы на самые важные вопросы в его жизни. Путь ненасилия – это метод решения проблем и конфликтов, а также достижения целей без причинения вреда другим, а это означает, что человек действительно развивает свои способности и возможности и реализует свои таланты и раскрывает потенциал, тем самым находя самого себя в деятельности. А это и приносит счастье больше всего – когда дело приносит больше радости, чем отдых.
Ненасилие – это путь, который позволит избавить от страданий не только людей и живых существ, но и мир в целом. Искоренить зло невозможно с помощью инструментов зла и пытаться осушить болото с помощью воды невозможно. Первый шаг на пути к миру – это ненасилие. Первый шаг на пути к миру внутри себя – это отказ от насилия как над собой, так и над всеми другими живыми существами как в физическом смысле, так и в психологическом. Важно также понимать, что ненасилие должно идти не от неспособности дать отпор, а от способности его не давать. То есть этот путь и качество развивается не из-за слабости характера и воли, а из-за их силы.
Храбрость ненасилия во много раз превосходит храбрость насилия.
Ненасилие – это сознательный отказ от причинения вреда другим живым существам ради достижения целей или удовлетворения потребностей и желаний. Несмотря на то, что воплотить такой принцип достаточно трудно, терпеть вражду как снаружи, так и внутри себя – намного сложнее. А остановить этот пожар можно лишь отказом разжигать огонь. Ненасилие это действие, переходящее в принцип, которые вырастает в качество. Такое качество даёт истинную внутреннюю свободу, отказ от вражды и чистое сердце, которое способно остановить вражду не только внутри себя, но и внутри других людей и живых существ. Только с помощью ненасилия можно действительно освободиться и обрести мир, но для этого придется постараться. Счастье в обмен на труд – честная сделка. Удачи.