Что такое ненаучное познание

Ненаучное познание

Кроме научного, в аппозицию к нему, выделяют так называемое ненаучное познание. Понятие «ненаучное познание» употребляется в двух смыслах: 1) ненаучное познание объединяет в себе все виды познавательной деятельности, не являющиеся собственно научной деятельностью (то есть все то, что не наука); 2) ненаучное познание отождествляется с паранаучным (или околонаучным) познанием(с парапсихологией, алхимией и тому подобными явлениями, где используется язык науки, научные средства и приборы, но, тем не менее, наукой это не является).

Ненаучное познание в первом смысле включает в себя следующие виды или формы:

1. обыденно-практическое познание, которое осуществляется в повседневной жизни человека. Оно дает элементарные (простейшие) сведения о природе, о людях, условиях их жизни, социальных связях и т.п. В его основе лежит опыт житейской практики человека;

2. Игровое познание – это важнейший элемент познавательной деятельности не только детей, но и взрослых (взрослые играют в так называемые «деловые» игры, спортивные игры, играют на сцене). В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает новые знания. В настоящее время понятие игры широко используется в математике, экономике, кибернетике, где все чаще применяются игровые модели и игровые сценарии, в которых проигрываются различные варианты течения сложных процессов и решения научных и практических проблем.

3. Мифологическое познание – оно играло важную роль прежде всего на начальных этапах человеческой истории. Его специфика в том, что миф представляет собой фантастическое отражение реальности в сознании человека. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, об условиях их бытия, формах общения и т.д. В последнее время философы утверждают, что миф – это своеобразная модель мира, позволяющая передавать и закреплять опыт поколений людей.

4. Художественное познание – это форма познания получила наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно большой познавательный потенциал. Художественно осваивая действительность, искусство (живопись, музыка, театр и т.д.) удовлетворяет потребности людей (потребности в красоте и в знаниях). В любом произведении искусства всегда присутствуют определенные знания о разных людях и их характерах, о странах и народах, о различных исторических периодах и т.п.

5. Религиозное познание – вид познания, который соединяет в себе эмоционально-чувственное отношение к миру с верой в сверхъестественное. Религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей знаний, накопленных людьми в течение тысячелетий, являются, например, Библия, Коран и др. Священные книги.

6. Философское познание – специфический вид познания, очень близкий к научному познанию. Подобно науке, философия полагается на разум, но в то же время философские проблемы таковы, что на них невозможно получить однозначный ответ. Философское познание, в отличие от научного, не просто строит объективную картину мира, но обязательно как бы «вписывает» в эту картину человека, пытается определить отношение человека к миру, чего не делает наука.

Во втором смысле понятие «ненаучное познание» отождествляется с так называемым паранаучным познанием. Паранаука претендует на научность, использует научную терминологию, но не является научным познанием в действительности. К паранаучному познанию относятся так называемые оккультные науки: алхимия, астрология, парапсихология, парафизика и т.п. Их существование обусловлено тем, что научное знание пока не может дать ответы на все вопросы, в решении которых заинтересованы люди. Биология, медицина, другие науки, например, не открыли еще способов продления человеческой жизни, избавления от болезней, защиты от разрушительных сил природы. На паранауку люди возлагают надежды найти решения жизненно важных проблем. Эти надежды поддерживаются непорядочными людьми, стремящимися нажиться на человеческом несчастье, а также средствами массовой информации (газетами, телевидением и т.п.), падкими на сенсации. Достаточно вспомнить выступления на радио т телевидении различных экстрасенсов, психотерапевтов, «заряженную» воду и т.п. Многие люди оказались восприимчивыми к этим «чудесам».

Безусловно, нельзя отрицать, что в некоторых паранаучных теориях содержатся элементы полезных знаний, ставятся важные для человека проблемы. Паранаука дала науке много материала, которые в дальнейшем может получить научное обоснование.

Источник

Что такое ненаучное познание?

Кроме ощущений и разума, признанных наукой за основные человеческие способности, позволяющие приобрести новые знания, можно отметить и ненаучное познание. К нему относятся: интуиция, острый ум, вера и мистическое озарение.

Что такое ненаучное познание. Смотреть фото Что такое ненаучное познание. Смотреть картинку Что такое ненаучное познание. Картинка про Что такое ненаучное познание. Фото Что такое ненаучное познание

Основные понятия

Интуиция – это процесс осознания и озарения человека. Зачастую ее связывают с бессознательным процессом. Например, Дмитрий Менделеев увидел в своем сновидении, как создается Периодическая система элементов. Из этого следует, что многие вопросы решаются не интуитивно, а исходя из прошлой практики и в результате продолжительного размышления над острым вопросом.

Человек, который серьезно не думал над решением своих проблем, никогда не найдет выход из сложившейся ситуации путем «озарения». По этой причине интуитивный процесс находится между научными и ненаучными формами познания.

Остроумие – человеческая возможность подмечать различные явления, и соединять их в одно единое, принимая новые решения. Как правило, теория (как и большинство научных изобретений) возникла на фоне остроумных решений. Остроумие – это один из реальных способов художественного познания окружающей действительности.

Вера – это религиозное познание действительности окружающего мира во взаимодействии с гармонией своей души. Вера взаимодействует между человеком и истинными чувствами. Как правило, символы веры в религиозном понимании признается истиной, а вера – чувственной проверкой. По мнению средневекового схоласта А. Кенгерберийского «Веровать – означает быть осведомленным».

Мистическое озарение предусматривает направление к истинному познанию, своего рода призыв человека из окружающей действительности в сверхприродные силы. В изучении мистического процесса преобладает много методов (медитация, мистерия), которые в результате выводят человека на совершенно иной уровень познавательного процесса.

Что такое ненаучное познание. Смотреть фото Что такое ненаучное познание. Смотреть картинку Что такое ненаучное познание. Картинка про Что такое ненаучное познание. Фото Что такое ненаучное познание

Категории ненаучного познания

Наука имеет скептическое отношение к ненаучному познанию. Но, как правило, многие ученые предполагают, что не стоит познание относить лишь к чувствам или разуму. В мире выделяется немало видов ненаучного познания.

В ранний период у человека не было определенной практики для осознания истины и оснований появления многих явлений. По этой причине их разъясняли с применением мифологии: легенд и мифов, не применяя к ним причинно-следственные связи. При этом фантастичный миф осуществлял свои главные задачи, истолковывая все возможные явления окружающего мира. Все это объяснялось тем, что существующие природные явления представляли конкретные формы для человеческой деятельности, определяли нормы и образ поведения, передавали навыки и обычаи из одного поколения другому поколению.

Формы познания: религиозное, художественное, философское

Религиозное познание – это мыслительный процесс, признанный неопровержимым. Его действительность понимается как «символ веры». Это призыв веровать в сверхъестественные силы. Религиозное познание обращено на духовное самопознание, в котором бессильно и простое познание, и научное. Религия – это форма приобретения духовности и жизненного опыта, оказывающая максимальное влияние на человека и его разум.

Что такое ненаучное познание. Смотреть фото Что такое ненаучное познание. Смотреть картинку Что такое ненаучное познание. Картинка про Что такое ненаучное познание. Фото Что такое ненаучное познание

Художественное познание базируется не на научном понятии, а в целом на художественном образе. Что можно почувствовать, как это чувственно выражается в литературном жанре, музыкальном творчестве, скульптуре или живописи. Все это является оттенком человеческой душевности, индивидуальных особенностей, эмоциональных чувств, уникальности жизненных ситуаций человека и явлений природы. Оно является дополнительным элементом научного понятия. Наука показывает все стороны окружающей действительности, а художественность – личностно окрашенную ее составляющую.

Философское познание – это процесс, рассматривающий действительность в целом. Философская концепция рассматривается не как понятие и образы, а как концепты «понятий-образов». Во-первых, эта концепция достаточно близка к научному понятию, так как она выражается в терминологии. Во-вторых, ее можно относить к художественному образу, так как определения являются не такими однозначными, как в науке. Скорее всего, их можно определить, как символичные понятия.

Философская концепция также способна использовать разные элементы религиозной концепции, то есть религиозную философию. Однако концепция не требует от человека верить в сверхъестественные силы. Если сравнивать, то научное познание объясняется тем, что каждое исследование необходимо объективно доказывать, четко описывать все факты научной системы. Причем наука не является полностью противоречивой обыденному познанию. Она перенимает практический опыт, исходя из множества других наук.

Что такое ненаучное познание. Смотреть фото Что такое ненаучное познание. Смотреть картинку Что такое ненаучное познание. Картинка про Что такое ненаучное познание. Фото Что такое ненаучное познание

В заключении стоит отметить, что в историческом периоде было доказано немало теорий, выдвигалось много гипотез, на которые наука ранее опиралась. Однако она не претендует на абсолютное знание. В ней всегда присутствуют заблуждения, но часть из них сокращается с развитием науки. Она создана для того, чтобы искать истину, а не обладать ею.

Источник

Научное и ненаучное знание. Формы ненаучного знания.

Формы знания весьма многообразны и каждое знание связано с познанием. Познание – это процесс приобретения знаний..

Необходимо выделить научное и ненаучное познание.

1. Научное познание (на его основе возникает наука). В общем смысле научное познание определяется как процесс получения объективных знаний о действительности. Объективный – не зависящий от сознания. Конечная цель научного познания – достижение истины. Непосредственная цель научного познания состоит в описании, объяснении и предсказании явлений и процессов действительности на основе открываемых им законов. Научное объяснение означает указание (вскрытие) причин. Цель познания также состоит в открытии законов. Закон – это совокупность необходимых, существенных, всеобщих и повторяющихся связей между явлениями и процессами действительности. Законы бывают двух типов: динамические и статистические.

— Динамические законы – те, выводы которых носят однозначный характер. Наука опирается, прежде всего, на динамические законы (ньютоновские – до конца 19 в.).

— Статистические закономерности характеризуются вероятностным характером (с конца 19 в. – со вторжения науки в микромир). Синергетика исходит из того, что все явления характеризуются статистическими закономерностями.

2. Ненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, ненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения. Можно выделить следующие формы ненаучного познания:

а) мифология (миф всегда содержит в себе суждение, рассматриваемое как истинное, но на самом деле таковым не являющееся); миф всегда носит антропогенный характер и принимается как истина, ритуалы связаны с жизненно важными положениями, люди в них верят, хотя они заведомо ложные;

б) религиозная форма познания, основным элементом которого является вера в сверхъестественное;

в) философская форма познания, заключающаяся в исследовании наиболее общих принципов бытия, мышления;

г) художественно-образное (связано с эстетическим);

д) игровое познание: игра, как необходимая форма познания, основополагающая в развитии культуры, игры предполагают правила («деловые игры»);

е) обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт): опирается на индивидуальный опыт.

2). Иррациональное (внерациональное) познание:

г) эзотерическое знание;

д) переживание, ощущения;

е) народная наука (экстрасенсы, целители, знахари).

Вненаучное познание характеризуется:

1) недостаточной обоснованностью;

2) частой недостоверностью;

Крайние выражения вненаучного знания: антинаука – враждебное отношение к науке (эпоха Средневековья); лженаука (понятие, содержащее противоречие внутри себя, сознательное противопоставление науке); псевдонаука (квазинаука) – мнимая наука (астрология).

К вненаучному знанию относится также паранаука (околонаука) – знание, которое не поддается объяснению с точки зрения современной науки, но заставляет задуматься (телекинез и т.д.), например, передвигание предметов на расстоянии (телекинез).

Существование вненаучного знания обусловлено многосторонностью человека, его интересов (любовь, религия), человека нельзя загнать в строгие научные рамки, нормальному человеку научных знаний недостаточно. Наука не всесильна, вненаучное знание появляется раньше научного, но главным критерием истины является научное знание.

Философия – это учение (не наука), это систематизированное учение о наиболее общих принципов бытия. Отдельные концепции философии близки к научным, поскольку стремятся опираться на науку (марксизм), но это не значит, что остальные философские концепции менее ценные. Ненаучная философия может играть колоссальную роль (религиозная философия). Философия науки не является наукой, поскольку имеет свою систему категорий, свой язык и т.д., но это общественная наука. Даже естественная наука не содержит однозначных истин (концепция Ньютона в развитии Эйнштейна).

Copyright ©obuchenie-filos.ru. All Rights Reserved.

Рост научного знания

Научные революции и смены типов рациональности

Чаще всего становление теоретического исследования проходит бурно и непредсказуемо. К тому же следует иметь в виду одно важнейшее обстоятельство: обычно становление нового теоретического знания проходит на фоне уже известной теории, т. е. имеет место рост теоретического знания. Исходя из этого, философы часто предпочитают рассуждать не о становлении научной теории, а о росте научного знания.

Развитие знания – сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса – к «преднауке», от «преднауки» – к науке, от классической науки – к неклассической и далее – к постнеклассической и т. п., от незнания – к знанию, от неглубокого, неполного – к более глубокому и совершенному знанию и т. д.

В современной западной философии проблема роста, развития знания является центральной в философии науки, представленной особенно ярко в таких течениях, как эволюционная (генетическая) эпистемология и постпозитивизм.

Настоящая наука не должна бояться опровержений: рациональная критика и постоянная коррекция фактами является сутью научного познания. Опираясь на эти идеи, Поппер предложил весьма динамичную концепцию научного знания как непрерывного потока предположений (гипотез) и их опровержений. Развитие науки он уподобил дарвиновской схеме биологической эволюции. Постоянно выдвигаемые новые гипотезы и теории должны проходить строгую селекцию в процессе рациональной критики и попыток опровержения, что соответствует механизму естественного отбора в биологическом мире. Выживать должны только «сильнейшие теории», но и они не могут рассматриваться как абсолютные истины. Все человеческое знание имеет предположительный характер, в любом его фрагменте можно усомниться, и любые положения должны быть открыты для критики.

Новое теоретическое знание до поры до времени вписывается в рамки существующей теории. Но наступает такая стадия, когда подобное вписывание невозможно, налицо научная революция; на смену старой теории пришла новая. Часть бывших сторонников старой теории оказывается способной усвоить новую теорию. Те же, кому это не под силу, остаются при своих прежних теоретических ориентирах, но им становится все труднее находить себе учеников и новых сторонников.

Т. Кун, П. Фейерабенд и другие представители исторического направления философии науки настаивают на тезисе несоизмеримости теорий, согласно которому сменяющие друг друга теории не являются рационально сравнимыми. Видимо, это мнение излишне радикально. Практика научных исследований показывает, что рациональное сравнение новых и старых теорий всегда проводится, и отнюдь не безуспешно.

Длительные этапы нормальной науки в концепции Куна прерываются краткими, однако полными драматизма периодами смуты и революции в науке – периодами смены парадигм.

Биологическое направление Арнольд Гелен

Функциональная, или функционалистская школа философской антропологии Эрнст Кассирер

Философская антропология – это философское течение, рассматривающее человека не просто как основное свое содержание, а ставящее проблему человека основным своим стержнем. Начало антропологии в философии положил немецкий философ Макс Шелер. Само слово «антропология» означает учение о человеке. Словосочетание «философская антропология» используется в современном языке в двух значениях: как учение о человеке того или иного мыслителя (философская антропология Платона, православная антропология и т. д.) и как название философской школы, направления современной философии.

Макс Шелер (1874—1928), основоположник философской антропологии, проделал серьезную философскую эволюцию в своих взглядах. Он был неокантианцем, феноменологом (встреча с Гуссерлем в 1900 г. оказала на него очень сильное влияние), и в конце своей жизни он все же попытался соединить все свои предыдущие искания с главным — изучением проблемы человека. Работа, которая вышла после его смерти, называется «Положение человека в космосе». Время 20-х годов было очень неспокойным, и возникновение философской антропологии (так же, как персонализма и экзистенциализма) весьма тесно связано с духовной и экономической ситуацией в Европе.

В частности, Шелера не могли не беспокоить те социально-экономические потрясения, происходившие в странах Европы в 10-х годах: Первая мировая война, революционные волнения в Германии и России и т.д. В этом кризисе Шелер видел кризис понимания человека. Коммунизм, по мнению Шелера, это отказ от человека. Вопрос о том, «что есть человек», как известно, был поставлен еще Кантом. Чтобы ответить на этот вопрос, Кант после трех своих критик хотел написать четвертую работу, но так и не успел (или не смог). И Шелер считает, что современная философия просто обязана ответить на этот вопрос, ибо незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, к отказу от самого человека.

Кризис общества — это кризис человека, кризис личности. Причина этого в неправильном подходе к познанию. Это абсолютизация, по выражению Шелера, знаний контроля и недооценка знаний культуры. Знания контроля — это естественнонаучные знания, знания культуры играют гораздо большую роль, но их недооценивают. Но главное значение имеют знания спасения, но ими люди полностью пренебрегают.

Таким образом, Шелер выстраивает уже следующую иерархию наук: естественные науки, науки о культуре (в том числе философия) и, наконец, учение о спасении, т. е. религия. Знание о человеке должно предполагать некое синтетическое знание, включающее в себя знание всех трех наук: знание естественнонаучное, философское и религиозное. Человек — единственное существо, которое подпадает под все эти учения, но оказывается, что познать человека во всем этом синтезе нереально. Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны.

Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку. Тем не менее, проблема человека — это главная проблема философии, и философы всегда это понимали. Как совершенно правильно заметил Паскаль, к которому все чаще обращаются современные философы, особенно экзистенциалисты и персоналисты, «трудность познания человека заставляет людей обращаться к другим наукам». Понимая всю неподъемность задачи, Шелер все же решил поставить вопрос ребром: либо философия занимается человеком, либо она вообще ничем не должна заниматься. Кризис современного общества показывает всю насущность этой задачи.

Шелер был католиком, хотя и не всегда ортодоксальным. Но при всех сложностях его религиозных исканий, христианская направленность оставалась, и поэтому особенностью человека Шелер считал его направленность к Богу. Бог — это высшая ценность, и человек есть существо, живущее в ценностном мире. Вспоминая философию неокантианства, мы видим, что Шелер не порывает со своими философскими исканиями. Направленность человека к Богу и определяет его жизнь среди ценностей. Всего Шелер насчитывает четыре класса ценностей: ценности удовольствия, ценности жизни, ценности духа и ценности религии.

Большинство людей главными, а может быть и единственными, считает ценности удовольствия; меньшее количество людей в этой иерархии ценностей восходит к ценностям жизни и духа, и только одни святые живут в ценностях религии. Святой, по мнению Шелера, это совершенный человек — человек, который постиг Бога и через Бога, через Его совершенство стал сам так же совершен. В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это жизненное начало, некий жизненный порыв, и дух, идущий от Бога. По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет.

Божественный дух превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда он ассимилирует в себя дух божественный, делая его своим достоянием. Достояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура. Таким образом, слово является неким символом, через который человек может познать Бога. Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения с Богом, человек может познать сам себя, познавая в себе духовные божественные проявления сквозь символы.

Символы — это и наука, и религия, миф, философия и т. п. Сквозь эти символы просвечивает высшая духовная божественная реальность, поэтому тайна мира и тайна всего мироздания, а также тайна Самого Бога сокрыты в человеке. Поэтому философская антропология, по Шелеру, должна быть не разделом какой-либо философской системы, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека. Из знания о человеке через знание символов возможно и познание всего мироздания.

После Макса Шелера философская антропология не угасла, она и сейчас является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: мы должны познать человека или по его сущности, или по его проявлениям.

Сущность человека многогранна. И сам Шелер говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк. Поэтому последующие направления философской антропологии стали разрабатывать учение о человеке с точки зрения биологической, находя сущность человека в его жизненном начале. Человек — это, прежде всего, начало жизненное (но не следует сводить его только к животному началу).

Основным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий философ Арнольд Гелен (1904—1976). Согласно этому направлению, человек это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т.п. Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями.

Большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная, или функционалистская школа философской антропологии, одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер (1874—1945). Он утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет.

Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд. Трудовая деятельность может быть самой разнообразной. Человек создает вещественные предметы, создает науки, религию, мифы, искусство, язык и т. п. — все это есть продукты человеческой деятельности. Поэтому познание человека возможно через его функциональные проявления, т. е. через его культурную и творческую деятельность.

Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что все они — и язык, и наука, и религия — есть символы некоей действительности. Но в отличие от Шелера Кассирер утверждает, что человеку доступны только символы. Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны человеку только они, и познание человека возможно только через познание символов. В отличие от Шелера, Кассирер не призывает восходить через символы к бытию Бога.

30. Антропосоциогенез — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, атакже общества.

Предыстория человечества по сей день остается такой же загадочной и таинственной, как и возникновение жизни. И дело здесь не просто в недостатке фактов. Дело еще в новых и новых открытиях, порой совершенно обескураживающих, парадоксальных, которые колеблют теории, еще недавно казавшиеся стройными и убедительными. Неудивительно, что современные научные представления о становлении человека покоятся в основном на гипотезах. Более или менее достоверными можно считать лишь общие (но как раз философски значимые) контуры и тенденции этого процесса.

К языку испытывали благоговейное почтение. Ни одна из древнейших культур не опускалась до толкования языка как произвольного человеческого изобретения. Считалось само собой разумеющимся, что формальное и смысловое совершенство языка выше человеческих способностей. Язык мыслился как дар богов и как сила, роднящая богов и людей.

Лишь в пространстве языка и с его помощью первичные материальные условия существования нашего прапредка могли подразделиться на такие важнейшие практические категории, как, скажем, святилище, жилище, утварь и т.д. Но это значит, что и предметно-практическая деятельность в полном и точном смысле этого слова могла сформироваться не раньше, чем появился язык.

Как ни велики социализирующие возможности языка (членораздельной речи), их все-таки было недостаточно, чтобы обеспечить действительную солидарность по поводу труда и достигнуть внутристадного мира. Важную роль играло коллективно регулируемое произведение потомства. Именно в этой сфере в ходе антропосоциогенеза совершилась одна из самых радикальных революций, оказавшая глубокое воздействие на человека как субъекта предметно-практической деятельности.

В ходе антропосоциогенеза совершился необратимый переход к человеческому нравственному существованию. Жестокие карательные меры, которыми первобытно-родовая община принуждала своих членов к соблюдению простейших нравственных требований, создавали непреодолимое препятствие для возврата первочеловека в животное состояние. Это было суровое «понукание» к надбиологической солидарности, к историческому развитию на путях коллективной деятельности.

35.Формационная концепция общественного развития.

В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.

Цивилизационная концепция общественного развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *