Что такое неограниченная подводная война
Германия заявляет о начале тотальной подводной войны
После Ютландского сражения между германским и британским флотом 31 мая–1 июня 1916 года германский флот больше не пытался выходить в море, а положение германской армии сделалось чрезвычайно тяжелым. Постепенно в Германии пришли к убеждению, что следует возобновить «беспощадную» подводную войну. В основном расчет германцев был очень прост: англичане к 1917 году располагали тоннажем примерно до 16 млн. тонн. Из них 7 млн. были нужны для военных потребностей, остальные 9 млн. были необходимы для жизни страны в течение года. Если удастся уничтожить большой процент из общего тоннажа, а нейтральные суда из боязни быть потопленными прекратят свои рейсы в Англию, то дальнейшее продолжение войны станет для Великобритании невозможным.
Поэтому с 1 февраля 1917 года германцами вновь была начата неограниченная подводная война: в первый же месяц одними подводными лодками было потоплено судов общим тоннажем в 781 500 тонн против 439 500 тонн, потопленных за январь. В дальнейшем количество потопленных судов быстро росло. В марте – 885 000 тонн, а в апреле тоннаж достиг максимума – 1 091 000 тонн (за весь 1916 год было 1 125 000 тонн). Потери в тоннаже создали серьезную угрозу и вынудили британского адмирала Джеллико заявить, что если только «темп подводной войны» не изменится для Англии к лучшему, то предел её выносливости будет достигнут к 1 ноября. В то же время германская «фландрская миноносная флотилия» оказывала поддержку подводным лодкам, производя набеги на союзные порты. На действия подводных лодок англичане ответили целым рядом мер, в том числе бомбардировками германских баз. Из таких бомбардировок можно отметить жестокую воздушную бомбардировку Зеебрюгге и Остенде.
Однако это мало влияло на деятельность подводных лодок, и только вступление в войну Соединенных штатов изменило «темп подводной войны». Дело было не в увеличении сильным американским флотом и без того могущественных морских сил Антанты, а в тех мерах, которые приняла Америка по отношению к подводной войне: было организовано конвоирование транспортов и наложены аресты на грузы, идущие в нейтральные страны, откуда Германия приобретала продукты питания. В результате такого ареста Швеция не только не могла больше снабжать Германию, но и сама начала испытывать недостаток продовольствия. В результате подводной войны голод в Германии стал ощущаться острее. Опять начались колебания в характере ведения подводной войны, что сказалось и на тоннаже потопленных судов, который в мае снизился до 809 000 тонн, а в июне вновь поднялся до 1 016 000 тонн.
С июля же подводная война по многим причинам начинает идти на убыль: во-первых, Германия начинает терять веру в победу; во-вторых, подлодки неудачно действуют против конвоирующих американских судов; в-третьих, в Норвегии проваливается шпионская организация, которая снабжала германские подлодки сведениями о судах; в-четвертых, лучше организовываются и усиливаются меры борьбы с подлодками. Все эти причины привели к положительным для Антанты результатам, и в конце года число потопленного тоннажа уменьшилось до 700 000 тонн в месяц, а к сентябрю 1918 года до 300 000 тонн. Таким образом, надежды Германии на подводную войну не оправдались, и как орудие победы это средство войны было окончательно скомпрометировано.
Невидимый фронт: субмарины и дипломатия
Первая мировая война завершила эпоху решающих морских баталий. При этом именно в 1914–1918 годах начали широко применяться подводные силы военно-морских флотов. Субмарины, проходившие первые мили на глубине, становились важным внешнеполитическим фактором.
При этом их общее количество на вооружении держав-соперниц было невелико: в составе немецкого флота к началу 1915 года находилось всего 30 подводных лодок. Однако они неслучайно остались в истории одним из грозных символов Великой войны.
Германия развязала неограниченную подводную войну не вдруг. Возможности, открываемые боевым применением субмарин, были тогда очевидны для многих. Командующий Флотом открытого моря на исходе Первой мировой Рейнхард Шеер писал: «В нашей войне с Англией вопрос о применении подводных лодок имел исключительное значение». Они несли угрозу как торговле Туманного Альбиона, так и его гордости – Гранд-флиту. Но первый план использования немецкого подплава в боевых действиях на море, от октября 1914 года, был отклонён командованием. Такая стратегия была чревата обвинениями со стороны нейтральных государств в нарушениях международного права.
Ситуацию раз и навсегда изменил политический шаг Великобритании, 2 ноября того же года объявившей всю акваторию Северного моря территорией военных действий. Это решение означало морскую блокаду Центральных держав. Симметричным ответом могла послужить только блокада самой Англии. «Ястребы» в военно-политической верхушке рейха призвали установить её с помощью субмарин. Но германский МИД и сам канцлер Теобальд фон Бетман-Гольвег опасались ухудшения отношений с тогда ещё нейтральными Италией и САСШ. К решительным действиям Берлин сподвигла жёсткая политика Лондона. Реакция других держав уже представлялась меньшей из зол. К тому же их торговлю с Великобританией требовалось пресечь.
Как следствие, 4 февраля 1915 года была обнародована декларация кайзера Вильгельма II, объявлявшая территориальные воды вокруг Британского архипелага зоной войны. Две недели спустя все неприятельские торговые суда в них ждало уничтожение. Спасение экипажей и пассажиров «купцов» не гарантировалось. 19 февраля неограниченная подводная война (сами немцы именовали её «ограниченной» – ведь американским и итальянским судам гарантировалась неприкосновенность) началась в Северном море и Ла-Манше. С 22 февраля она объявлялась в остальных районах действия военно-морских сил Германии.
Итак, общее число субмарин исчислялось тридцатью. Из них, по признанию командующего Кильской флотилией Андреаса Михельсена, против Англии могло действовать только 23. Превосходя надводные корабли за счет скрытности, подводные лодки были тихоходными и весьма уязвимыми. Руки их командирам заведомо связывала дипломатия. Ведь уже 12 февраля, ещё до старта блокады, посол САСШ в Берлине Джерард вручил министру иностранных дел кайзеровской Германии Готлибу фон Ягову ноту. В ней американское правительство сочло сложившуюся ситуацию «прискорбной» и призывало имперские власти к строгой ответственности за подобные эскапады. Дело могло дойти и до разрыва дипотношений.
В то же самое время экипажам подводных лодок было непросто различать суда по их подданству. Британское Адмиралтейство прибегало к прикрытию флагами нейтральных держав, чем, однако, не брезговала и сама Германия. Отдельные «купцы» оснащались артиллерийским вооружением. Дистанция огня же подводных лодок определялась дальностью торпедных ударов. Оставляемыми в ходе них следами на поверхности воды обозначились следующие вехи неограниченной подводной войны:
28 марта 1915 года произошёл инцидент с потоплением английского судна «Фалаба» с американским гражданином на борту. Политики в Штатах разделились во мнениях – реагировать, примкнув к блоку «Сердечного согласия», или же придерживаться изоляционизма. Сторонник последнего, госсекретать САСШ Уильям Брайан увещевал президента Вудро Вильсона закрыть глаза на произошедшую трагедию. Но любые аргументы сделала ничтожными последовавшая 7 мая гибель трансатлантического пассажирского лайнера «Лузитания».
Командир субмарины U-20 капитан-лейтенант Вальтер Швигер был раздосадован результатами похода к побережью Ирландии. Ему не довелось уничтожить ни одного корабля противника, запас горючего иссякал и на борту подлодки оставалось всего две торпеды. Взяв курс домой, на Вильгельмсхафен, в 14:20 он прямо по курсу обнаружил и 40 минут спустя атаковал крупный пароход, идущий с закрашенным именем и без флага. Одна-единственная торпеда поразила судно в центр, за мостиком, когда штурман экипажа U-20 запоздало воскликнул: «Бог мой, это «Лузитания»!». Вскоре она затонула, из 1198 погибших пассажиров 128 были американцами.
Это событие стало национальной трагедией для Соединенных Штатов. «Безжалостное потопление громадного парохода “Лузитания” и гибель более полутора тысяч пассажиров, между которыми, может быть, половина была американцами, как громом поразили всю страну», – писал в те дни русский посол в Вашингтоне Ю. П. Бахметьев. «Четвёртая власть» – СМИ развернули небывалую анти-немецкую пропаганду. Говорить о равноудалённой изоляции Америки от Антанты и Центральных держав было уже невозможно. Президент Вильсон удержался от вступления в Первую мировую войну, хотя чаши весов склонились в пользу союза с Великобританией.
Капитан-лейтенант Швигер был заочно осуждён и приговорён к смерти. Могилой ему два с половиной года спустя стали воды побережья Дании. Но тогда, ещё в 1915 году, очередной международный скандал – уничтожение немецким подплавом британского парохода «Арабик» с тремя американцами на борту – отозвался не меньшим эхом. 27 августа Вильгельм II принял принципиальное решение о сворачивании подводной войны.
Следует отметить, что в ходе неё торговые суда союзников отнюдь не всегда были жертвами обстоятельств. Консервативные немецкие историки писали об атаке в апреле 1915 года немецкой субмарины U-33 английским пароходом «Брюссель». Его капитан даже был премирован, хотя факт уничтожения вражеского корабля и не подтвердился. За пару дней до торпедирования «Лузитании» английская подводная лодка без предупреждения потопила в акватории Эгейского моря турецкий пароход «Стамбул». Но среди сотен его погибших пассажиров не оказалось американских подданных. Наконец, десятилетиями остаётся на слуху конспирологическая версия гибели «Лузитании»: на её борту перевозился большой объем взрывчатых веществ и боеприпасов для нужд английских армии и флота. Детонация этого груза и обрекла гигантский лайнер на гибель. Недавние исследования останков судна водолазами якобы подтвердили это предположение, однако официальных заявлений на сей счёт до сих пор не последовало.
Как бы то ни было, дипломатия и субмарины продолжали идти в одном фарватере. Политики ценой немалых усилий сглаживали конфронтацию Берлина и Вашингтона, добиваясь на этом поприще успехов. Моряки же прибавляли им работы. 7 ноября 1915 года в Средиземном море был атакован итальянский лайнер «Анкона». Но его борту вновь случились граждане САСШ, но ни предупреждения, ни спасения пассажиры так и не дождались. Ответственность за это военное преступление взяла на себя Австро-Венгрия. Тем не менее, германо-американские отношения в очередной раз обострились.
Эскалации конфликта вплоть до объявления войны поспособствовали последующие фазы подводной войны, пришедшиеся на 1916 год. Теперь немецкими подводными лодками велось торпедирование без предупреждения как военных кораблей, так и вооружённых торговых судов Антанты. В феврале был потоплен французский пассажирских пароход «Сассекс» с несколькими американцами на борту. Ближайшие советники президента Вильсона потребовали ультиматума германскому правительству, но затем сочли возможным принять его извинения. Затем к руководству армией в Германии пришли Гинденбург и Людендорф, адепты войны до победного конца. Разыгралось ещё несколько трагедий с потоплением торговых судов, прежде чем 3 февраля 1917 года между рейхом и САСШ были разорваны дипломатические отношения.
На исходе Великой войны Германия ценой огромных стараний усилила свой подводный флот. Однако добиться поставленных целей ему уже не довелось: карта великой державы и её вооруженных сил была бита. Карл Дениц тогда был ещё вахтенным офицером, Отто Кречмеру исполнилось целых пять лет, а Гюнтер Прин только начал ходить в школу… Опыту подводной войны 1915–1917 годов предстояло воплотиться в боевых действиях на море периода Второй мировой.
Первая мировая война · Русская императорская армия · военное изобретательство
Как германский подводный флот пытался сокрушить «владычицу морей»
Завершение первого этапа подводной войны
Активизация подводной войны привела к резкому росту потерь союзников на море. К маю 1915 года за три неполных месяца было потоплено 92 корабля: германские лодки топили один корабль в день. Начала расти и жестокость подводников. В первые месяцы «прославился» капитан U-28 Форстнер, который сначала приказал открыть огонь по шлюпкам со спасшимися моряками с парохода «Акила». Затем, решив не утруждать себя ожиданием, потопил пассажирский пароход «Фалаба» до того, как его успели покинуть экипаж и пассажиры. Погибло 104 человека, в том числе женщины и дети.
В результате пассажирский лайнер затонул, погибли 1198 человек, включая почти сотню детей. В число погибших вошли и 128 американцев, в том числе принадлежащих к «сливкам общества», что вызвало в Америке бурю возмущения. Вашингтон не интересовали оправдания Берлина, который указывал на то, что судно шло без флага и с закрашенным названием, что пассажиров предупреждали об опасности, что причиной торпедирования «Лузитании» послужила контрабанда на её борту боеприпасов. Что германское военное командование расценило лайнер как вспомогательный крейсер. Германии была отправлена резкая нота, в которой говорилось о том, что американское правительство не может допустить повторения подобной трагедии, гибели граждан США и протестует против атак на торговые суда. 21 мая Белый дом уведомил Германию о том, что любая последующая атака на судно будет расценена Соединёнными Штатами, как «осознанно недружественный шаг».
Иллюстрация тонущей «Лузитании» в выпуске газеты «London News» от 15 мая 1915 г.
Отношения между странами крайне обострились. Газеты начали писать о скором вступлении США в войну на стороне Антанты. В Англии и США развернулась пропагандистская кампания о варварстве немецких подводников. Экс-президент США Теодор Рузвельт сравнил действия германского флота с «пиратством, превосходящим по масштабам любое убийство, когда-либо совершавшееся в старые пиратские времена». Командиры немецких подлодок были объявлены нелюдями. Черчилль цинично писал: «Несмотря на весь ужас произошедшего, мы должны рассматривать гибель «Лузитании» как важнейшее и благоприятное для стран Антанты событие. Бедные дети, которые погибли в океане, ударили по германскому режиму беспощаднее, чем, возможно, 100 тысяч жертв». Есть версия, о том, что британцы фактически спланировали гибель лайнера, чтобы подставить немцев.
Этакое обострение совершенно не входило в планы германского военно-политического руководства. На этот раз канцлер Бетман-Гольвег на совещании, где также присутствовали кайзер Вильгельм II, посол Третлер в качестве заместителя министра иностранных дел, гросс-адмирал Тирпиц, адмиралы Бахман, Мюллер, предложил свернуть активную подводную войну. Начальник Генштаба Фалькенхайн также поддержал политиков, он считал, что германская армия сможет добиться решительного успеха на суше. В результате кайзера убедили в необходимости ограничить подводную войну.
Командир U-20 Вальтер Швигер
1 июня 1915 года для германских подводников ввели новые ограничения. Отныне им запрещалось топить большие пассажирские пароходы, даже если они принадлежали британцам, а также любые нейтральные суда. Тирпиц и Бахман в знак протеста против этого решения подали в отставку, однако кайзер её не принял. Стоит отметить, что несмотря на ограничения германский подводный флот по-прежнему активно топил вражеские суда. В следующие месяцы цифры потопленных судов только возросли по сравнению с предыдущими месяцами. В мае было потоплено 66 судов, в июне уже 73, в июле — 97. При этом германцы почти не несли потерь в подлодках. В мае в Северном море не погибла ни одна субмарина, в июне — две (U-14 и U-40). Союзники по-прежнему не могли наладить эффективную противолодочную оборону.
В августе 1915 союзники потеряли уже 121 судно общей вместимостью 200 тыс. тонн. Но вскоре произошло еще одно событие, которое окончательно завершило первый этап подводной войны. 19 августа германская подводная лодка U-24 потопила пассажирский пароход «Арабика». При этом погибли 44 человека. США вновь заявили решительный протест, требовали извинений и возмещения ущерба. Германский посол в Вашингтоне вновь вынужденно заверил американское правительство, что подводная война будет ограничена. 26 августа германский совет принял решение свернуть подводные операции. 27 августа подводному флоту Германии предписали прервать боевые операции до выяснения ситуации. 30 августа были введены новые правила подводной войны. Подводному флоту приказывалось оставить район операций у западного побережья Англии и в Ла-Манше. Кроме того, теперь суда разрешалось топить только в рамках морского права. Пассажирские суда топить запрещалось, грузовые суда должны были не топить, а захватывать. Таким образом, первый этап подводной войны подошел к концу.
Первый этап подводной войны показал большие потенциальные возможности подводного флота, особенно когда противолодочная оборона была малоэффективна. С начала войны было потоплено судов общим водоизмещением 1 300 000 тонн. Германия потеряла по разным причинам 22 субмарины. Однако было очевидно, что в Германии переоценили возможности подводного флота. Он не мог привести к морской блокаде Англии. На состоянии Британии подводная война сказалась незначительно. Англия имела слишком большой торговый и военный флот. У Германии было мало субмарин и они ещё были далеки от совершенства. Также подводная война, с гибелью пассажирских судов и мирных граждан, вызывала большой негативный резонанс в мире. Кроме того, метания правительства, которое не решалось начать полномасштабную подводную войну, мешали подводникам. Сильно мешали германским адмиралам и постоянные вмешательства военного сухопутного командования.
В результате адмиралы Бахман и Тирпиц и подали в отставку. Кайзер оставил на своем посту Тирпица по политическим соображениям (он был очень популярен в народе). Бахмана же на посту начальника военно-морского штаба сменил Геннинг фон Хольтцендорф, человек, близкий к канцлеру, который выступал за нормализацию отношений с США. Он продолжил курс на сворачивание операций подводного флота. Правда, фон Хольтцендорф вскоре пересмотрел свои взгляды и направил кайзеру и правительству несколько меморандумов, в которых доказывал необходимость возобновления неограниченной подводной войны.
Военный транспорт, потопленный немецкой лодкой. Рисунок Вилли Стёвера
Появление первых подводных крейсеров
«Ограниченная» подводная война в Северном море продолжалась. У берегов Ирландии и западной Англии германцы сосредоточились на боевых действиях с помощью подводных минных заградителей, которые устанавливали мины у портов и побережья. Но малые субмарины, несущие всего по 12 мин, не могли сильно повлиять на положение вражеского флота. Германские подводники действовал и на других театрах военных действий: в Средиземном, Черном и Балтийском морях. Правда, размах операций там многократно уступал активности боевых действий в морях вокруг Англии. К примеру, в Черном море действовали всего несколько германских подлодок, которые занимались в основном разведкой и не могли создать серьёзной угрозы для русского флота. Более активно шла подводная война в Средиземном море, где австрийские и германские подлодки атаковали суда Италии, Франции и Великобритании. Велась подводная война и на Балтийском море, хотя здесь большую активность проявляли русские и английские подлодки.
Одновременно немцы продолжали активно наращивать мощь подводного флота и строить новые субмарины. Они начали строить настоящие океанские подводные крейсеры, предназначенные для прорыва блокады и доставки стратегических грузов. Эти субмарины обладали повышенной дальностью хода. Они должны были получить мощное вооружение: 2 500-миллиметровых торпедных аппарата с боезапасом в 18 торпед и 2 150-мм пушки, 2 88-мм пушки. Первенцами стали два корабля класса «Дойчланд»: «Дойчланд» и «Бремен». Они имели водоизмещение более 1500 тонн, скорость над/под водой 12/5 узлов, и огромную автономность в 25 тысяч миль.
Первая субмарина «Дойчланд», в июне 1916 года совершила пробный поход в Америку за грузом стратегического сырья. Большей частью лодка шла в надводном положении и лишь при появлении какого-либо судна уходила под воду и шла с использованием перископов, а если и это представлялось рискованным, то совсем скрывалась в воде. Её появление в Балтиморе, где подлодка приняла на борт 350 тонн каучука, 343 тонны никеля, 83 тонны цинка и полтонны джута, вызвало большой резонанс в мире. Появление подобных подводных крейсеров у Германии означало, что теперь немцы могли атаковать вражеские корабли даже на значительном удалении от своих баз, в том числе и у берегов Америки. Британцы попытались перехватить субмарину, но она 24 августа благополучно вернулась в Германию.
В сентябре в Германии решили повторить эксперимент. К берегам США были отправлены еще две лодки — еще один подводный крейсер «Бремен» и субмарина U-53. «Бремен» до Америки так и не дошел, где-то погиб. А U-53 благополучно достигла Ньюпорта, заправилась там топливом и вновь вышла в море. У берегов Лонг-Айленда она потопила семь английских торговых пароходов. Затем субмарина успешно вернулась на базу на острове Гельголанд. В ноябре «Дойчланд» совершила еще один рейс в США с грузом на 10 млн. долларов, включавшим драгоценные камни, ценные бумаги и лекарственные средства. Она успешно вернулась в Германию. В феврале 1917 года подводный крейсер был передан германскому императорскому флоту и из подводного транспорта его перестроили в военную подлодку U-155. Корабль оснастили 6 носовыми торпедными аппаратами с 18 торпедами и двумя 150-мм пушками. Таким образом, германские подводники показали, что теперь они могут действовать на трансатлантических торговых линиях противника.
«Дойчланд» в июле 1916 года
Начало второго этапа масштабной подводной войны
К концу 1916 года военное положение Центральных держав стало стремительно ухудшаться. В ходе кампании 1916 года Германия не смогла добиться решительного успеха ни на Западе, ни на Востоке. Сокращались людские ресурсы, ощущалась нехватка сырья и продовольствия. Стало очевидно, что в войне на истощение германский блок ждёт поражение. В Германии пришли к убеждению, что следует возобновить «беспощадную» подводную войну.
Как отмечал военный историк А. М. Зайончковский: «В основном расчет германцев был очень прост: англичане к 1917 г. располагали тоннажем примерно до 16 млн т; из них 7 млн т были нужны для военных потребностей, остальные 9 млн т были необходимы для жизни страны в течение года. Если удастся уничтожить большой процент из общего тоннажа, а нейтральные суда из боязни быть потопленными прекратят свои рейсы в Англию, то дальнейшее продолжение войны станет для последней невозможным».
22 декабря 1916 года фон Хольтцендорф с обширным меморандумом обратился к начальнику генштаба фельдмаршалу Гинденбургу. В документе адмирал еще раз подчеркивал необходимость начала неограниченной подводной войны. Считалось, что если вывести из войны Англию, то это губительно скажется на всей Антанте, которая зависела от возможностей британского флота. Понятно, что учитывался риск вступления в войну США. Однако сторонники неограниченной подводной войны считали, что даже если Вашингтон выступит на стороне Антанты, то особой угрозы нет. У США нет большой сухопутной армии, которая бы усилила союзников на Французском театре и Америка уже и так материально поддерживает страны Антанты. Также немцы надеялись поставить Англию на колени раньше, чем США успеют сформировать и перебросить значительные силы в Европу.
В результате германское правительство 27 января 1917 года приняло решение о возобновлении неограниченной подводной войны на море. 31 января Берлин известил мир о начале неограниченной подводной войны.
Хеннинг фон Хольтцендорф
Подводная война в конце 1916 — начале 1917 гг.
9 декабря 1916 года Англия сообщила о затоплении в Ла-Манше трех гражданских пароходов. 11 декабря в Ла-Манше немецкой подводной лодкой был потоплен пароход «Ракиура», шедший под флагом нейтральной Норвегии. Экипажу удалось спастись. В этот же день у берегов Сицилии германской подводной лодкой UB-47 был потоплен британский транспорт «Магеллан». 20 декабря германская подводная лодка U-38 потопила британский пароход «Итонус» в 72 милях к северо-востоку от Мальты. 27 декабря 1916 года германской подводной лодкой UB-47 под командованием капитан-лейтенанта Штейнбауэра у берегов Сицилии был затоплен французский броненосец «Голуа». Экипажу удалось эвакуироваться, погибли 4 человека.
С началом 1917 года германцы резко активизировали действия своего подводного флота. 1 января 1917 года этой же подводной лодкой неподалеку был торпедирован и затонул британский лайнер «Иверния», который перевозил войска в Египет. Благодаря умелым действиям экипажа большинство солдат сумели спастись на шлюпках, погибли 36 человек. Только за один день 2 января ими было потоплено (преимущественно в Бискайском заливе и у берегов Португалии) 12 кораблей — 11 торговых пароходов, принадлежавших Норвегии, Англии, Франции, Греции и Испании, и русский броненосец «Пересвет».
«Пересвет» был головным кораблем серии из трёх несколько отличающихся друг от друга броненосцев (в серию входили «Ослябя» и «Победа»), построенных на рубеже XIX—XX веков на Балтике. 1902 году корабль прибыл в Порт-Артур. Во время русско-японской войны этот корабль был потоплен в гавани Порт-Артура, затем поднят японцами, отремонтирован и введен в строй под именем «Сагами». В связи с потребностью в кораблях для создаваемой флотилии Северного Ледовитого океана, а также для возможного участия, хотя бы символического, в операциях союзников на Средиземном море, Россия в 1916 году обратилась к Японии с просьбой продать ей бывшие русские корабли, доставшиеся японцам как военные трофеи. Японцы согласились уступить лишь три старых корабля: линкоры «Танго» (бывшая «Полтава») и «Сагами» и крейсер «Соя» (бывший «Варяг»).
Выкуп «Сагами» обошёлся России в 7 млн иен. 21 марта 1916 года все три корабля прибыли во Владивосток. В октябре 1916 года после ремонта «Пересвет» отправился в Европу через Суэцкий канал. Предполагалось, что сначала будет проведен капитальный ремонт судна в Англии, а затем он присоединится к русской Северной флотилии. Но 2 января 1917 в 10 милях от Порт-Саида в 17.30 «Пересвет» подорвался носом и кормой сразу на двух минах. Корабль быстро погружался, и командир приказал команде спасаться. Спустить успели лишь один паровой катер. В 17.47 «Пересвет» опрокинулся и затонул. Находившиеся рядом английский эсминец и французские траулеры подняли из воды 557 человек, несколько из них позднее скончались от ран и переохлаждения. Погибли 252 члена команды «Пересвета». Позже выяснилось, что корабль погиб на минном заграждении, выставленном немецкой подводной лодкой U-73.
Мемориальная плита с именами моряков с «Пересвета», установленная на могиле на кладбище в Порт-Саиде
За последующие несколько дней германскими подводными лодками в Средиземном море и в Бискайском заливе было потоплено еще 54 корабля стран Антанты и нейтральных стран — в основном грузовые пароходы и траулеры. С 9 по 15 января в Бискайском заливе, Ла-Манше, Северном, Средиземном и Балтийском море германские субмарины потопили 29 кораблей (большинство были британскими, но также были французские, норвежские, датские, шведские). Германские подводники при этом понесли лишь одну потерю — 14 января в проливе Ла-Манш была затоплена лодка UB-37.
17 января в Атлантическом океане недалеко от португальского острова Мадейра германский вспомогательный крейсер «Мёве» потопил английское торговое судно. С 16 по 22 января германские подводные силы потопили в Атлантическом океане (в основном у побережья Португалии и в Бискайском заливе) и в Средиземном море в общей сложности 48 торговых судов стран Антанты и нейтральных стран.
За период с 23 по 29 января немецкие подводные лодки потопили в общей сложности 48 кораблей, в том числе 1 шведский, 3 испанских, 10 норвежских, 1 датский и 1 нидерландский, несмотря на нейтралитет этих стран. 25 января в Ирландском море на мине, установленной немецкой подводной лодкой, подорвался британский вспомогательный крейсер «Лаурентик». Крейсер следовал из Ливерпуля в Галифакс (Канада) и уже на выходе из Северного пролива наткнулся на немецкую мину. Погибли 378 из 745 человек, находившихся на его борту. Эту трагедию можно было бы расценить как обычную на фоне других потерь британского королевского флота, да и других флотов, во время Первой мировой войны. Кроме того, сам «Лаурентик» даже не являлся боевым кораблем и не был ценной единицей британского флота. Это был пассажирский лайнер, наскоро переоборудованный перед войной во вспомогательный крейсер. Единственным достоинством его была только достаточно высокая скорость.
Однако гибель этого корабля заслужило самого пристального внимания британского правительства. Место, где погиб крейсер, тут же взяли под охрану английские корабли. Командование флота с нетерпением ожидало прибытия водолазов. Причина была в том, что на дно отправились более 3200 слитков золота, упакованных в ящики весом 64 килограмма каждый, общей массой почти 43 тонны из золотого запаса Великобритании. Крейсер побил все существовавшие до него рекорды, ещё ни один корабль не перевозил столько золота. Золото предназначалось для правительства США в качестве оплаты за поставки продовольствия и военного снаряжения для Великобритании. Стоит отметить, что Вашингтон в ходе войны сильно обогатился на поставках странам Антанты и нейтральным державам, а также превратился из должника в мирового кредитора, так как воюющие державы вынуждены были платить золотом за американские поставки, а также брали кредиты у США. Потеря этого корабля сильно ударила по британским финансам.
Британский вспомогательный крейсер «Лаурентик»
За первые пять дней неограниченной подводной войны, которая официально была объявлена 31 января 1917 года, германскими подводными лодками в Атлантическом океане и в Средиземном море было потоплено 60 кораблей стран Антанты и нейтральных держав, включая один американский. За период с 6 по 12 февраля германскими подлодками было затоплено ещё 77 судов, в том числе 13 кораблей нейтральных стран. За время с 13 по 19 февраля германцы потопили ещё больше торговых судов стран Антанты и нейтральных государств — 96. В период с 20 по 26 февраля немцами был потоплен 71 корабль. С 27 февраля по 5 марта германские подлодки затопили 77 судов.
Всего за три первых месяца 1917 года германские подводники потопили 728 судов общим водоизмещением 1 168 000 тонн. В результате в среднем немцы топили за эти месяцы по 8 судов в день. Правда, выросли и их потери — за три месяца 9 подлодок. Однако темпы строительства новых субмарин тоже возросли, и за этот же срок в Германии построили 24 подводных корабля. Основной проблемой теперь была нехватка обученных кадров.
Автор: Самсонов Александр Статьи из этой серии: Кампания 1917 года