Что такое неолитическая революция 6 класс
Что такое неолитическая революция: причины и последствия. 6 класс, кратко
Неолитическая революция – суть понятия. Обществознание, 6 класс. Неолитической революцией называют переход от присваивающего хозяйства к производящему. Неолитическая революция: первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Каковы ее причины и последствия?
Неолитическая революция — это переход от присваивающего хозяйства к производящему. Когда люди вместо охоты и собирательства стали заниматься сельским хозяйством, научились выращивать растения и разводить животных, заниматься ремеслом, — это и была неолитическая революция.
Эта аграрная (сельскохозяйственная) революция называется неолитической, потому что происходила в эпоху неолита — в новом каменном веке. Предположительно, одомашнивание животных началось 12–10 тысяч лет назад на Ближнем Востоке. Примерно тогда же люди начали выращивать растения — например, ячмень и пшеницу.
То же самое стало происходить и в других частях мира — например, в Индии и в Китае. Вероятнее всего, в отдельных регионах до производящего хозяйства люди додумались самостоятельно. При этом и сегодня кое-где в отдаленных уголках планеты люди живут охотой и собирательством, там неолитическая революция так и не произошла.
Карта зарождения и распространения сельского хозяйства. Wikimedia / Joe Roe
Термин «неолитическая революция» ввел в оборот в 1923 году археолог Гордон Чайлд, изучавший истоки европейской цивилизации. Он также писал об «урбанистической революции», связанной с возникновением городов.
Причины неолитической революции
Гордон Чайлд связывал неолитическую революцию с окончанием ледникового периода и изменениями климата, заставившими людей мигрировать в плодородные оазисы. Там якобы они приручили животных и одомашнили растения. Но в дальнейшем эта гипотеза не нашла подтверждений.
Возможно, у неолитической революции были демографические причины: численность людей росла, охота и собирательство уже не могли их прокормить. К тому же, исчезла мегафауна — огромные животные, охота на которых позволяла быстро добывать массу пищи. Тогда-то людям пришлось научиться самим разводить животных и выращивать зерно.
Предпосылкой перехода к производящему хозяйству могло стать постепенное накопление знаний, взаимное приспособление человека и природы. Не исключено, что люди сначала защищали дикорастущие растения, чтобы те успели созреть, а затем догадались сажать их сами. Нечто подобное могло произойти и с животными: сначала люди охотились на дикие стада, потом взяли их под опеку и наконец полностью одомашнили.
Одомашненные коровы дают молоко. Древнеегипетское изображение. Источник: Википедия
Вероятно также, что земледелие стало возможным благодаря стабилизации климата: погода и смена сезонов стали более предсказуемыми, что позволило людям планировать наперед и заниматься сельским хозяйством.
Последствия неолитической революции
Неолитическая революция стала самым важным изменением за время существования человечества.
Человек разумный существует на Земле не меньше 200 тысяч лет, и большую часть этого времени (как минимум 190 тысяч лет) все люди жили небольшими группами охотников и собирателей. Лишь с появлением производящего хозяйства ситуация начала меняться.
Благодаря сельскому хозяйству производительность труда повысилась, пищи стало больше. Население стало быстро расти.
Произошло разделение труда: одни стали земледельцами, другие — скотоводами, третьи — ремесленниками. Кто-то продолжил заниматься охотой, но это уже была отдельная профессия. Возник товарообмен, зародилась торговля.
Вместо отдельных небольших групп охотников появились крупные общности людей; вместо родовой общины — соседская. Стали возникать первые города.
Реконструкция домов эпохи позднего неолита. Ашиклы-Хююк, Турция. Фото: Wikimedia / Sarah Murray
Для защиты и нападения на соседей создавались вооруженные отряды, первые армии. Возникла необходимость в управленцах, политической власти. К третьему тысячелетию до н.э. появились первые государства: цивилизация возникла в Месопотамии, Египте, Индии, Китае.
Так образовалось традиционное аграрное общество, просуществовавшее несколько тысяч лет.
Крестьянин пашет поле. Роспись из древнеегипетской гробницы. Источник: Википедия
К концу неолитической революции люди изобрели письменность, и теперь информацию можно было передавать не просто из уст в уста. Это резко ускорило накопление знаний, развитие научного прогресса и культуры, привело в итоге к появлению современной цивилизации.
Посуда эпохи неолита, найденная в Швейцарии. Фото: Wikimedia / Sandstein
Порой неолитическую революцию рассматривают не только как позитивное явление. Перейдя к производящему хозяйству, люди вступили в противоречие с природой. Они променяли естественную для своего вида охоту на монотонный сельскохозяйственный труд. Изменились диета и образ жизни, свойственные человеку. Человек стал менять окружающую среду, приспосабливая ее к своим потребностям, это приводило к экологическим проблемам.
И все же для людей неолитическая революция стала огромным благом. Благодаря развитию технологий и знаний люди стали лучше питаться, дольше жить, больше знать о мире и о себе. Все блага современной цивилизации были бы невозможны, если бы 10 тысяч лет назад люди не сделали первый шаг к ним, перейдя от охоты и собирательства к сельскому хозяйству и ремеслу.
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники
Урок 3. История России 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники»
В третьем тысячелетии до нашей эры на Южном Урале существовал город Аркаим, который был на 200 лет старше египетских пирамид и на 2 тысячи лет старше Трои. Многие учёные сравнивают его с английским Стоунхенджем, считая, что его жители вели астрономические наблюдения.
В ходе урока вы узнаете о зарождении земледелия, скотоводства и ремёсел, начале распада первобытного общества и появлении первых городов.
Около пяти – шести тысяч лет назад на юге России зародилось земледелие. Это обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.
Люди обратили внимание, что плоды и семена, попав в землю, дают всходы. Затем они стали собирать и сажать самые крупные семена. Так началось освоение нового вида деятельности – земледелия.
Для обработки земли люди придумали специальные орудия труда – мотыги, которые имели каменный наконечник.
Постепенно человек приручал животных. Ещё в период палеолита была приручена собака, одомашнены козы, овцы, коровы и свиньи. На территории Южного Приуралья впервые была одомашнена лошадь. Эти животные выглядели не совсем так, как мы их привыкли видеть. Так, например, предком современных коров был тур, а древняя лошадь называлась тарпан. Таким образом на смену охоте пришло скотоводство. Люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему. Этот процесс получил название неолитическая революция.
В ходе неолитической революции люди научились обжигу глины, стали делать керамическую посуду. Изменилась одежда. После появления ткачества её шили не из шкур, а из ткани. Именно керамика и ткань стали первыми материалами, которые человек научился делать самостоятельно.
С началом обработки металлов, таких как медь, бронза и железо, в жизни людей наступили значительные перемены. Появились металлические орудия труда, которые облегчали процесс земледелия. Люди выращивали все большее количество продуктов, не все из которых они съедали. Так возникло понятие «излишки». Люди стали обмениваться этими излишками друг с другом.
Постепенно племена разделились на земледельческие и скотоводческие. Это объяснялось природно-климатическими условиями территорий, на которых они проживали. На севере европейской части России и в Сибири, где было много лесов, люди продолжали заниматься собирательством, охотой и рыболовством.
Племена скотоводов жили в степях и перешли к кочевому образу жизни.
Земледельцы расселялись в лесостепи. Их образ жизни был оседлым. Именно земледельцы стали создавать долговременные поселения, которые позже превратились в города.
Когда люди научились изготавливать железные топоры, земледелие из лесостепи распространилось и на лесную зону России. Земледельцы пользовались сохой с железной режущей частью, которая называлась лемех. Для облегчения работы в соху впрягали крупных домашних животных.
Изготовление различных предметов обихода требовало специальных навыков. Кузнецы обрабатывали железо и делали из него орудия труда. Гончары изготавливали посуду с помощью гончарного круга. Ткачи делали ткани. Таких людей называли ремесленниками. Они производили всё необходимое для племени и были освобождены от земледельческих работ.
В период неолитической революции произошли изменения и в организации жизни людей. В племенах появились вожди и старейшины. Как правило ими становились те, кто пользовался уважением среди соплеменников. Задачами старейшины были:
Руководство совместной работой.
Контроль обмена продуктами труда с другими племенами.
Исполнение религиозных обрядов.
Также, в случае необходимости, вожди возглавляли военные походы. Всё перечисленное означает, что старейшины и вожди управляли людьми в племени.
Вы помните, что в племенах появлялись излишки. Теперь старейшины и вожди отличались от своих соплеменников не только авторитетом, но и запасами, которые они накапливали. Эти богатства, как правило, передавались по наследству. Таким образом постепенно исчезало равенство между людьми. Люди в племени разделились на знатных и простых общинников. Возникло социальное неравенство.
Накопление богатств у одного племени вызывало у другого племени недовольство и желание их отобрать. Из-за этого происходили военные столкновения. Людей, которых брали в плен, превращали в рабов, а их владельцами становилась знать. Так возникла эксплуатация – присвоение результатов чужого труда.
С развитием способов изготовления орудий труда, некоторые семьи начали самостоятельно вести хозяйство. Постепенно ослабевали кровные узы. Семьи покидали своё племя и переходили в другое. Родовая община сменилась соседской (или территориальной). Людей теперь объединяло не родство по крови, а проживание на одной территории.
Несколько соседских общин могли быть объединены под властью одного вождя. Это получило название «вождество». В таком объединении сохранялось социальное неравенство. Более высокое положение занимали близкие родственники вождя.
Племена, имевшие между собой тесные связи, объединялись в союзы племён. Они жили на определённой территории и защищали её от нападения врагов.
Главой союза племён становился человек, главными занятиями которого были управление и защита своей территории. Таких людей называли правителями. Именно они вводили обязательные для всех правила поведения (законы) и контролировали их исполнение. Те, кто нарушал закон, подвергался наказанию. Чтобы облегчить управление людьми, правитель собирал собственные вооружённые отряды.
Все перечисленные изменения привели к распаду первобытно-общинного строя, появилось – государство. Это организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, живущими на одной территории. Взаимоотношения между людьми в государстве регулируются на основе законов; охраняются государственные земли; регулируются отношения с другими государствами.
Чем больше росли территории, на которых проживали люди, тем меньше они чувствовали себя родичами или соплеменниками. Появлялись народности (этносы). Это большая группа людей, живущая на одной территории, говорящая на одном языке и имеющая общую культуру.
С течением времени появились первые города. В конце 20 века археологами на Южном Урале была обнаружена «Страна городов». Это территория, на которой около четырёх тысяч дет назад появились укреплённые поселения. Самый первый из городов возник примерно тогда, когда в Древнем Египте возводились пирамиды.
Все города были похожи друг на друга. Они были круглой, овальной или прямоугольной формы. Каждый город был окружён внешней стеной, за которой размещались загоны для животных.
«Страна городов» уникальна в своём роде, до сих пор на Земле не обнаружены подобные поселения. Все города представляли собой единый комплекс помещений, а не отдельно стоящие здания. Здесь нашли самую древнюю колесницу. В городах была проведена ливневая система.
Самое известное поселение «Страны городов» называется Аркаим.
Диаметр города был всего 170 метров. Его окружали две стены. Наружная стена имела четыре входа, а внутренняя только один. В центре находилась небольшая площадь. Все постройки были сделаны из брёвен или высушенных на солнце кирпичей. Располагались они как вдоль внешней, так и вдоль внутренней стены. В Аркаиме были найдены гончарные и металлургические мастерские. Ливневая канализация отводила воду за пределы города. Современные учёные установили, что Аркаим населяли европеоиды.
Давайте подведём итоги.
Во время неолитической революции люди совершили переход от присваивающего к производящему хозяйству.
Происходило постепенное разложение родовОй общины, появились вожди и старейшины.
В результате распада первобытно-общинного строя возникли государства и народности.
Около четырёх тысяч лет назад на Южном Урале существовали укреплённые поселения, известные как «Страна городов».
Конспект урока 6 класс «Неолитическая революция»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники
— познакомить с понятие «неолитическая революция»
— изучить зарождение земледелия, скотоводства, ремесла
— активизировать учащихся на построение суждений и логических выводов
— познакомить с понятиями ремесленники, эксплуатация, вождеводство, соседская община, союз племен, государство, народ, этнос.
Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа.
Личностные : формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями, обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога.
Предметные: определение исторических процессов, событий во времени, определение и использование исторических понятий и терминов, овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию, понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека
Метапредметные : организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога), определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Учитель: сегодня мы изучим понятие «неолитическая революция», которое считается самым важным событием в истории человечества. Поэтому целью урока является получение ответа на вопрос «Почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества?».
Этапы этого события построены в логическую цепочку – одно вытекает из другого, поэтому наш урок будет основан на построение логических выводов. Схема работы такова: учитель произносит факт, ученики строят логический вывод, в сложных случаях учитель помогает.
Изучение нового учебного материала
Учитель рассказывает факты из истории, ученики строят аргументированные выводы (в сложных случаях при помощи учителя).
События периода неолита:
— Земледелие 5-6 тыс. лет назад на юге России постепенно зарождается земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. Как это произошло?
Ответы учеников: человек заметил, что несъеденные им семена плодов, попадая в землю, дают всходы. Затем он стал собирать и сажать крупные семена.
Учитель: Это привело к тому, что?
Ответы учеников: появились специальные орудия для обработки земли: мотыги с каменными наконечниками.
Еще в палеолите человек сделал собаку домашним животным, затем человек стал приручать коз, свиней, коров, лошадей – таким образом?
Ответы учеников: таким образом, на смену охоте пришло скотоводство – одомашнивание животных.
Таким образом, неолитическая революция – переход человека от присваивающего к производящему хозяйству. Почему переход от присваивающего к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят подчеркнуть этим словом?
Ответы учеников – потому что…, то, что
Что еще научились делать люди:
Обжигать глину и изготавливать керамическую посуду
Прясть волокна и ткань, шить одежду из ткани
Обрабатывать металлы (медь, бронзу, железо)
Почему люди научились это делать?
Ответы учеников – люди научились это делать потому что…
Влияние климатических условий на занятия людей:
— в северных лесных районах европейской части России и в Сибири население занималось охотой, рыболовством, собирательством – таким образом?
Ответы учеников – таким образом, скотоводческие племена осваивали степные районы и переходили к кочевому образу жизни.
Учитель: следовательно? – у них появились поселения, похожие на города.
Первые ремесленники – люди, производящие изделия для всего племени, часто не занимались земледелием.
Происходили перемены в организации жизни людей. В родовых общинах и племенах выделялись старейшины и вожди. Это были люди, которые пользовались всеобщим уважением. Почему?
Ответы учеников – старейшины и вожди пользовались всеобщим уважением потому что…
Старейшины руководили общими работами, контролировали обмен с другими племенами, следили, чтобы люди не нарушали сложившиеся порядки. Вожди возглавляли военные походы. Таким образом, что делали старейшины и вожди?
Ответы учеников – таким образом, старейшины и вожди управляли своими соплеменниками.
С появлением излишков и развитием обмена старейшины и вожди получали возможность сосредотачивать в своих руках большие запасы. Таким образом, они выделялись уже не только своим авторитетом, но и богатством. Таким образом, к чему это привело?
Накопление значительных ценностей у одних племен вызывало у других желание отобрать их. К чему это приводило?
Взятых в плен врагов теперь не убивали, а превращали в рабов. Владельцами рабов становились знатные и богатые люди. Теперь они могли не трудиться, на них работали рабы. К чему это привело?
Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. К чему это приводило?
Ответы учеников – это привело к тому что, родовые узы слабели, нередко отдельные семьи покидали своих соплеменников и селились в чужих общинах.
Во главе союза племен становились люди, для которых управление своей землей и ее защита являлись главным занятием. Они устанавливали общие и обязательные для всех правила поведения – законы, и следили за их исполнением. Зачем нужны законы?
Закрепление учебного материала
— как и почему менялась организация жизни людей?
— в чем отличия родовой общины от соседской?
— почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества? – потому что переход к производящему хозяйству привел к резкому ускорению исторического развития.
— самым интересным для меня было. потому что. ;
— сегодня на уроке я узнал(а). ;
— мне понравилось. потому что. ;
— мне не понравилось.
— Материал «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники» на стр. 15-18 учебника пересказ
Конспект урока по Истории России для 6 класса на тему: «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по Истории России для 6 класса на тему: «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности»
Конспект урока будет удобен на уроке истории, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, вступление, актуализация опорных знаний, работа по новой теме, эпиграф, игры, анализ рассказа, физкультминутка, закрепление, составление синквейна, визитка, итог, домашнее задание.
Цель: познакомить с понятие «неолитическая революция»
Задачи: изучить зарождение земледелия, скотоводства, ремесла
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Проверка готовности к уроку (Презентация)
3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.
Учитель рассказывает факты из истории, ученики строят аргументированные выводы (в сложных случаях при помощи учителя).
События периода неолита:
— Земледелие 5-6 тыс. лет назад на юге России постепенно зарождается земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. Как это произошло?
Ответы учеников: человек заметил, что несъеденные им семена плодов, попадая в землю, дают всходы. Затем он стал собирать и сажать крупные семена.
Учитель: Это привело к тому, что?
Ответы учеников: появились специальные орудия для обработки земли: мотыги с каменными наконечниками.
Еще в палеолите человек сделал собаку домашним животным, затем человек стал приручать коз, свиней, коров, лошадей – таким образом?
4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)
Таким образом, неолитическая революция – переход человека от присваивающего к производящему хозяйству. Почему переход от присваивающего к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят подчеркнуть этим словом?
Ответы учеников – потому что…, то, что
Что еще научились делать люди:
Обжигать глину и изготавливать керамическую посуду
Прясть волокна и ткань, шить одежду из ткани
Обрабатывать металлы (медь, бронзу, железо)
Почему люди научились это делать?
Ответы учеников – люди научились это делать потому что…
Влияние климатических условий на занятия людей:
— в северных лесных районах европейской части России и в Сибири население занималось охотой, рыболовством, собирательством – таким образом?
Ответы учеников – таким образом, скотоводческие племена осваивали степные районы и переходили к кочевому образу жизни.
Учитель: следовательно? – у них появились поселения, похожие на города.
Первые ремесленники – люди, производящие изделия для всего племени, часто не занимались земледелием.
Происходили перемены в организации жизни людей. В родовых общинах и племенах выделялись старейшины и вожди. Это были люди, которые пользовались всеобщим уважением. Почему?
Ответы учеников – старейшины и вожди пользовались всеобщим уважением потому что…
Старейшины руководили общими работами, контролировали обмен с другими племенами, следили, чтобы люди не нарушали сложившиеся порядки. Вожди возглавляли военные походы. Таким образом, что делали старейшины и вожди?
Ответы учеников – таким образом, старейшины и вожди управляли своими соплеменниками.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Работа по учебнику.
Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
6. Обсуждение алгоритма работы.
Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.
7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)
8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока по Истории России для 6 класса на тему: «Древние люди и их стоянки на территории современной России»
Статья «Знания и просвещение на Руси. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Куликовская битва. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Русь перед Куликовской битвой. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Правление Дмитрия Донского. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Презентация по истории «Александр I. Личность и начало правления»
Статья «Усиление Москвы и Дмитрий Донской. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Презентация по истории России на тему: «Отечественная война 1812 г.»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5379372 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.