Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс

Что такое неолитическая революция: причины и последствия. 6 класс, кратко

Неолитическая революция – суть понятия. Обществознание, 6 класс. Неолитической революцией называют переход от присваивающего хозяйства к производящему. Неолитическая революция: первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Каковы ее причины и последствия?

Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Смотреть фото Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Смотреть картинку Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Картинка про Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Фото Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс

Неолитическая революция — это переход от присваивающего хозяйства к производящему. Когда люди вместо охоты и собирательства стали заниматься сельским хозяйством, научились выращивать растения и разводить животных, заниматься ремеслом, — это и была неолитическая революция.

Эта аграрная (сельскохозяйственная) революция называется неолитической, потому что происходила в эпоху неолита — в новом каменном веке. Предположительно, одомашнивание животных началось 12–10 тысяч лет назад на Ближнем Востоке. Примерно тогда же люди начали выращивать растения — например, ячмень и пшеницу.

То же самое стало происходить и в других частях мира — например, в Индии и в Китае. Вероятнее всего, в отдельных регионах до производящего хозяйства люди додумались самостоятельно. При этом и сегодня кое-где в отдаленных уголках планеты люди живут охотой и собирательством, там неолитическая революция так и не произошла.

Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Смотреть фото Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Смотреть картинку Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Картинка про Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Фото Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 классКарта зарождения и распространения сельского хозяйства. Wikimedia / Joe Roe

Термин «неолитическая революция» ввел в оборот в 1923 году археолог Гордон Чайлд, изучавший истоки европейской цивилизации. Он также писал об «урбанистической революции», связанной с возникновением городов.

Причины неолитической революции

Гордон Чайлд связывал неолитическую революцию с окончанием ледникового периода и изменениями климата, заставившими людей мигрировать в плодородные оазисы. Там якобы они приручили животных и одомашнили растения. Но в дальнейшем эта гипотеза не нашла подтверждений.
Возможно, у неолитической революции были демографические причины: численность людей росла, охота и собирательство уже не могли их прокормить. К тому же, исчезла мегафауна — огромные животные, охота на которых позволяла быстро добывать массу пищи. Тогда-то людям пришлось научиться самим разводить животных и выращивать зерно.

Предпосылкой перехода к производящему хозяйству могло стать постепенное накопление знаний, взаимное приспособление человека и природы. Не исключено, что люди сначала защищали дикорастущие растения, чтобы те успели созреть, а затем догадались сажать их сами. Нечто подобное могло произойти и с животными: сначала люди охотились на дикие стада, потом взяли их под опеку и наконец полностью одомашнили.

Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Смотреть фото Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Смотреть картинку Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Картинка про Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Фото Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 классОдомашненные коровы дают молоко. Древнеегипетское изображение. Источник: Википедия

Вероятно также, что земледелие стало возможным благодаря стабилизации климата: погода и смена сезонов стали более предсказуемыми, что позволило людям планировать наперед и заниматься сельским хозяйством.

Последствия неолитической революции

Неолитическая революция стала самым важным изменением за время существования человечества.

Человек разумный существует на Земле не меньше 200 тысяч лет, и большую часть этого времени (как минимум 190 тысяч лет) все люди жили небольшими группами охотников и собирателей. Лишь с появлением производящего хозяйства ситуация начала меняться.

Благодаря сельскому хозяйству производительность труда повысилась, пищи стало больше. Население стало быстро расти.

Произошло разделение труда: одни стали земледельцами, другие — скотоводами, третьи — ремесленниками. Кто-то продолжил заниматься охотой, но это уже была отдельная профессия. Возник товарообмен, зародилась торговля.

Вместо отдельных небольших групп охотников появились крупные общности людей; вместо родовой общины — соседская. Стали возникать первые города.

Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Смотреть фото Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Смотреть картинку Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Картинка про Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Фото Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 классРеконструкция домов эпохи позднего неолита. Ашиклы-Хююк, Турция. Фото: Wikimedia / Sarah Murray

Для защиты и нападения на соседей создавались вооруженные отряды, первые армии. Возникла необходимость в управленцах, политической власти. К третьему тысячелетию до н.э. появились первые государства: цивилизация возникла в Месопотамии, Египте, Индии, Китае.

Так образовалось традиционное аграрное общество, просуществовавшее несколько тысяч лет.

Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Смотреть фото Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Смотреть картинку Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Картинка про Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Фото Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 классКрестьянин пашет поле. Роспись из древнеегипетской гробницы. Источник: Википедия

К концу неолитической революции люди изобрели письменность, и теперь информацию можно было передавать не просто из уст в уста. Это резко ускорило накопление знаний, развитие научного прогресса и культуры, привело в итоге к появлению современной цивилизации.

Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Смотреть фото Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Смотреть картинку Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Картинка про Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Фото Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 классПосуда эпохи неолита, найденная в Швейцарии. Фото: Wikimedia / Sandstein

Порой неолитическую революцию рассматривают не только как позитивное явление. Перейдя к производящему хозяйству, люди вступили в противоречие с природой. Они променяли естественную для своего вида охоту на монотонный сельскохозяйственный труд. Изменились диета и образ жизни, свойственные человеку. Человек стал менять окружающую среду, приспосабливая ее к своим потребностям, это приводило к экологическим проблемам.

И все же для людей неолитическая революция стала огромным благом. Благодаря развитию технологий и знаний люди стали лучше питаться, дольше жить, больше знать о мире и о себе. Все блага современной цивилизации были бы невозможны, если бы 10 тысяч лет назад люди не сделали первый шаг к ним, перейдя от охоты и собирательства к сельскому хозяйству и ремеслу.

Источник

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Неолитическая революция

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности

1. Почему переход к производящему хозяйству считается самым важным событием в истории человечества?

Переход к производящему хозяйству считается важным событием в истории человечества потому, что он кардинально изменил жизнь людей. Этот переход повлиял не только на форму хозяйствования, но и на развитие орудий труда, и на устройство общества. Он привел к распаду первобытно-общинного строя, появлению и объединению соседских общин, а в последствии – к формированию этносов.

2. В каком районе Земли впервые появилось земледелие и скотоводство?

По современным данным земледелие впервые появилось на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии, а скотоводство – в Азии (Индии и Индокитае).

3. Почему переход к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят подчеркнуть, используя это слово?

Словом «революция» хотят подчеркнуть важность перехода от присваивающего хозяйства к производящему.

Вопросы к параграфу

1. Какие изменения в жизни людей произошли с переходом к производящему хозяйству?

2. Назовите главные признаки первобытно-общинного строя.

3. Перечислите явления, свидетельствовавшие о начале распада первобытно-общинного строя.

4. Как повлияло использование железных орудий труда на появление излишков продуктов? Почему этих излишков не было, когда люди использовали каменные орудия?

С помощью железных орудий труда люди могли эффективнее обрабатывать землю или охотиться. Люди стали производить намного больше продуктов, чем требовалось для собственного потребления. Появились излишки. Использование каменных орудий было малоэффективным. С их помощью люди производили меньше продуктов, поэтому излишков не было.

Определите по карте, как происходило расселение людей на современной территории нашей страны, найдите центры древнего земледелия, скотоводства, ремесла.

Рассмотрим карты, расположенные на странице 2 и 3 в атласе по истории России.

Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Смотреть фото Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Смотреть картинку Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Картинка про Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Фото Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс

На большой карте показано, что:

Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Смотреть фото Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Смотреть картинку Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Картинка про Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс. Фото Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс

Глядя на малую карту мы видим, что:

Вывод: расселение людей происходило постепенно от южных территорий к более северным, а очаги культуры появлялись в следующем порядке:

Центрами древнего земледелия находились в Крыму и в Краснодарском крае, центры ремесла — на Южном Урале, а центры скотоводства охватывали всю Среднюю полосу России и южные районы Сибири.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Проследите, как и почему менялась организация жизни древних людей. Каковы причины появления соседской общины и в чём её отличия от родовой?

С началом обработки металлов, появились более совершенные орудия труда. Жизнь людей стала легче. Они могли более эффективно обрабатывать землю или охотиться, что привело к появлению излишков продуктов. Приручение животных положило начало скотоводству. Стал возможен обмен излишками продуктов между племенами. В зависимости от климатических особенностей территории началось разделение племен на земледельческие и скотоводческие. Племена, которые занимались земледелием стали вести оседлый образ жизни, а скотоводческие племена осваивали степные просторы.

Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабели. Отдельные семьи покидали соплеменников и селились в других общинах. Появились территориальные (соседские) общины. В таких общинах людей объединяло не кровное родство, а проживание на одной территории.

Из общины стали выделяться вожди и старейшины, которые управляли жизнью общины. Обмен продуктами, который контролировали старейшины, привел к накоплению богатств. Появление накоплений стало причиной столкновений между племенами. Взятые в плен враги становились рабами. Появились люди, обладающие богатствами и владеющие рабами. Зародилась эксплуатация — присвоение результатов чужого труда.

Постепенно общины объединялись под властью верховного вождя. Появились союзы племен и их правители. Они стали устанавливать правила и следили за их соблюдением. Все это привело к постепенному распаду первобытно-общинного строя и появлению новой формы организации жизни – государству. Начали формироваться народности, этносы.

2. Историю человечества археологи делят на каменный, бронзовый и железный век. Используя Интернет, выясните, когда появилось такое деление, какие признаки лежат в его основе. Создайте схему, иллюстрирующую ваше объяснение.

Разделение доисторического периода на каменный, бронзовый и железный века было выдвинуто датским археологом Томсеном в 1816-1819 годах на основе изучения археологических находок. Томсен утверждал, что эти три века должны сменять друг друга, потому что камень не стали бы употреблять для изготовления орудий, если бы люди располагали бронзой, которая, в свою очередь, должна была уступить место железу. Эта теория подтверждается археологическими раскопками. Название веков характеризуются ведущей ролью найденных изделий из определенного материала. Поэтому иногда перед бронзовым веком ставят медный век, поскольку медь является составной частью бронзы.

1. Подготовить сообщение о причинах появления соседской общины

Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабели. Отдельные семьи покидали соплеменников и селились в других общинах. Появились территориальные (соседские) общины. В таких общинах людей объединяло не кровное родство, а проживание на одной территории.

2. Узнать, какие принципы лежат в основе разделения истории на каменный, бронзовый и железный век. Представить свой ответ в схематичной форме

Разделение доисторического периода на каменный, бронзовый и железный века было выдвинуто датским археологом Томсеном в 1816-1819 годах на основе изучения археологических находок. Томсен утверждал, что эти три века должны сменять друг друга, потому что камень не стали бы употреблять для изготовления орудий, если бы люди располагали бронзой, которая, в свою очередь, должна была уступить место железу. Эта теория подтверждается археологическими раскопками. Название веков характеризуются ведущей ролью найденных изделий из определенного материала. Поэтому иногда перед бронзовым веком ставят медный век, поскольку медь является составной частью бронзы.

Государство — организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (традиций), осуществляется охрана земель; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

Народ (народность) — большая группа людей, сложившаяся на одной территории, говорящая на одном языке и обладающая общей культурой.

Неолитическая революция – это переход человека от присваивающего к производящему хозяйству в период неолита.

Соседская община – это община, в которой людей объединяет не кровное родство, а совместное проживание на определенной территории.

Источник

Конспект по истории : «Неолитическая революция и её последствия»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Неолитическая революция и её последствия

Что такое неолитическая революция.
В течение нескольких миллионов
лет человек существовал за счет охоты, рыболовства и собирательства. Люди «присваивали» себе продукты природы, поэтому такой тип хозяйства называют присваивающим. Человек полностью зависел от природы, внешних условий, изменений климата, обилия или скудости добычи, случайной удачи.
Около 11 — 10 тыс. лет назад отношения человека и природы становятся кардинально иными. Зарождается земледелие и животноводство. Люди начали самостоятельно и целенаправленно производить необходимые для их жизни продукты. Отныне они намного меньше зависели от окружающей среды. Такой тип хозяйства называется производящим. Производящее хозяйство до сих пор является основой жизни человечества.
Переход к производящему хозяйству у ряда племен и народов начался в период мезолита и завершился в неолите. Появление производящего хозяйства за сравнительно короткое время коренным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них. Эти перемены историки назвали неолитической революцией.
Причины неолитической революции.
Около 12 тыс. лет назад быстро начал таять ледник. За сравнительно небольшой период тундра и территория ледника покрылись густыми лесами. Казалось, такие перемены будут на пользу человеку. Однако вымерли мамонты и многие другие крупные животные, в течение тысячелетий дававшие человеку основную пищу. Пришлось осваивать охоту на мелкую дичь, птицу, больше внимания уделять ловле рыбы.
Охотники мезолита изобрели лук со стрелами. Теперь добычу могли поражать издали. На основе принципа действия лука создали различные ловушки и капканы. Другим изобретением стал бумеранг, имевший свойство при неудачном броске возвращаться назад. Стали строить лодки и плоты. На них плавали не только по рекам и озерам, но и выходили в море.
Наиболее тяжелые последствия таяние ледника имело для населения Передней Азии (территория Турции, Сирии, Израиля, Палестины, Ирака, Ирана и др.). В период палеолита здесь охотились на диких баранов, кабанов, козлов, быков, собирали семена дикорастущих злаков — пшеницы, ячменя, проса. Эти растения в диком виде растут только в горных районах Передней Азии. Для срезания колосьев злаковых культур изобрели специальное орудие — серп.
Внутри изогнутой деревянной рукоятки вытачивали паз, в который вставляли вплотную друг к другу остро заточенные камни размером в 1 — 2 см. Их закрепляли смолой или бетоном. Если один из камушков ломался или выпадал, его заменяли другим, поскольку они все были стандартной формы. Ученые называют такие изделия микролитами. В период мезолита микролиты различной формы распространились на огромных территориях Евразии, Африки. Их вставляли не только в серпы, но и в ножи, мечи, топоры, копья, стрелы.
Во время таяния ледника в Передней Азии началась страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений. Экологический кризис заставил людей искать новые источники существования. Выход был найден в искусственном разведении растений и выращивании животных.
Зарождение производящего хозяйства.
Собиратели съедобных растений заметили: если зерна зарыть в рыхлую землю и поливать водой, то из одного зерна вырастет колос со многими зернами. Так родилось земледелие. Для посева каждый год отбирали только лучшие зерна. Со временем изменились внешний вид и многие полезные свойства этих растений.
В условиях засухи звери стали меньше бояться людей и даже заходили в их поселения в поисках воды. Охотники ловили их живьем, держали в загонах и съедали по мере необходимости. Некоторые животные рождались уже в неволе. Со временем, рожденные в неволе животные стали главным источником мяса. За этими животными ухаживали, их пасли, отбирали лучших для размножения. Домашние животные стали отличаться от своих диких предков по повадкам, характеру и даже по анатомическому строению. Произошло одомашнивание (доместикация) животных. Появилось животноводство (скотоводство).
Злаковые культуры и домашние животные, полученные древними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.
Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства Зави Чеми Шанидар раскопана на севере Ирака и датируется X—IX тысячелетиями до н. э.
Первыми были одомашнены в X—IX тысячелетиях до н. э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошла и доместикация кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов.
Из растений первыми одомашнили несколько видов пшеницы ячмень, просо, чечевицу. Позже научились выращивать сливы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.
Земледелие и скотоводство начало зарождаться в оазисах Азии около 11 тыс. лет назад. Позже климат стал более влажным, и сельское хозяйство распространилось почти по всей | Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, Балканский полуостров, Средняя Азия и др.). Большую роль в распространении неолитической революции сыграли переселения племен. На новых землях выводили новые виды культурных растений и животных. Например, в Средней Азии одомашнили верблюда.
Некоторые ученые считают, что в ряде мест сельское хозяйство возникло самостоятельно, вне связи с Передней Азией. К таким местам, несомненно, принадлежит Америка. Рис «одомашнили» в Индии и Китае. Возможно, в Европе был самостоятельно доместирован крупный рогатый скот. Однако большинство домашних животных (овцы, козы, коровы) и растений (пшеница, ячмень, просо) имели своими «предками» диких животных и растения, которые имелись только в Передней Азии. Кроме того, в течение нескольких тысячелетий сельское хозяйство существовало лишь в данном регионе. Эти факты свидетельствуют в пользу теории моноцентризма происхождения сельского хозяйства.

Последствия неолитической революции.
Вслед за появлением сельского хозяйства последовало еще множество открытий. Люди научились производить шерстяные и льняные ткани. Важнейшим изобретением стала керамика (самые первые образцы датируются VIII тысячелетием до н.э.). У ряда племен использовали гончарный круг. Из глины изготавливали и кирпичи.
Для полива полей строили примитивные каналы и бассейны, постепенно ирригационные сооружения становились все сложнее. Для обработки полей придумали сохи и плуги. Долгое время их тянули несколько человек. Позже в них стали впрягать быков.
На поселении земледельцев и скотоводов рубежа VIII—VII тысячелетий до н. э. Чайёню в Малой Азии найдены древнейшие изделия из самородной меди. С V—IV тысячелетий до н. э. на Ближнем Востоке наступает период энеолита — медно-каменного века (переходного от каменного к бронзовому веку). На территории Европы начало энеолита датируется III тысячелетием до н.э. Бронзовый век начался на Ближнем Востоке в конце IV—III тысячелетий до н.э. и Европе во II тысячелетии до н.э. Железо начали изготавливать с конца II тысячелетия до н.э. в Передней Азии и в I тысячелетии до н. э. в Европе и ряде других мест. После освоения массового производства изделий из железной руды каменные орудия окончательно исчезли.

Неолитическая революция на территории современной России.
В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных, (коров, коз, овец), которых там начали разводить 8 — 7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства ни территории России. Домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель.
Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь на стоянках Мулино и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей, которых приручили древние жители России.
Одомашнивание лошади резко ускорило ход истории. Так, после появления домашних лошадей на Ближнем Востоке, там первые крупные государства. Лошади облегчали связи между разными народами, что способствовало их взаимному развитию. Неслучайно в регионах, где не было возможности одомашнить лошадь, развитие шло замедленными темпами (например, Америка, Австралия).

Источник

Что такое неолитическая революция каковы ее последствия кратко 6 класс

Производящее хозяйство до сих пор остается основой существования человечества.

Переход к производящему хозяйству у ряда племен и народов начался в период мезолита и завершился в неолите.

Появление производящего хозяйства коренным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них.

Причины неолитической революции. Около 12 тыс. лет назад закончилось последнее крупное оледенение Земли. За сравнительно небольшой отрезок времени тундра и часть территории, где лежал вечный лед, покрылись лесами. Казалось, подобные перемены облегчат жизнь людей, однако во время таяния льда вымерли мамонты и многие другие крупные животные, на которых первобытные люди привыкли и умели охотиться и которые давали им пищу, шкуры, кость для изготовления различных предметов. Пришлось осваивать охоту на мелкую дичь, птицу, больше внимания уделять ловле рыбы. Теперь родовые общины в поисках добычи вынуждены были часто переходить на новые территории.

В этот период были изобретены лук со стрелами, различные ловушки, капканы. Другим изобретением стал бумеранг, имевший свойство при неудачном (не поражающем добычу) броске возвращаться назад. Люди строили лодки и плоты, на которых плавали не только по рекам и озерам, но и выходи­ли в море.

Таяние ледника имело тяжелейшие последствия для общин Передней Азии (территория современных Турции, Сирии, Израиля, Палестины, Ирака, Ирана и некоторых других стран). В период палеолита здесь охотились на диких баранов, кабанов, козлов, быков, собирали злаки — пшеницу, ячмень, просо. В диком виде эти растения растут только в горных районах Передней Азии.

После окончания оледенения в Передней Азии началась страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений. Экологический кризис заставил людей искать новые источники существования. Выход был найден в искусственном разведении растений и приручении (одомашнивании) животных.

Первыми были одомашнены в X — IX тысячелетиях до н.э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошло также одомашнивание кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов. (Собака была одомашнена еще охотниками палеолита).

Из растений первыми стали выращивать пшеницу, ячмень, просо, чечевицу. Позже научились разводить плодоносящие деревья — сливы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.

Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства, обнаруженная на севере Ирака, датируется X — IX тысячелетиями до н.э.

Когда климат стал более влажным, сельское хозяйство распространилось почти по всей Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, юг Европы, Средняя Азия и др.). На новых землях выводили новые виды культурных растений и животных. Так, в Средней Азии одомашнили верблюда.

В ряде мест сельское хозяйство возникло самостоятельно, вне связи с Передней Азией. К таким местам, безусловно, принадлежит Америка, где стали выращивать кукурузу, томаты. Рис «одомашнили» в Индии и Китае. Возможно, в Европе был самостоятельно одомашнен крупный рогатый скот. Однако «предками» большинства домашних животных (овцы, козы, коровы) и растений (пшеница, ячмень, просо) считаются дикие животные и растения, которые имелись только в Передней Азии.

Злаковые культуры и домашние животные, полученные древними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.

Для полива полей стали строить каналы и бассейны, постепенно ирригационные (оросительные) сооружения становились все сложнее. Поля стали обрабатывать не только мотыгой, но и сохой и плуго м. Со временем для пахоты начали использовать быков.

На поселении земледельцев и скотоводов рубежа VIII — VII тысячелетий до н.э. Чайёню-Тепеси в Малой Азии найдены древнейшие изделия из самородной меди. С V — IV тысячелетий до н.э. на Ближнем Востоке наступает период энеолита — меднокаменного века (переходного от каменного к бронзовому веку). На территории Европы начало энеолита датируется III тысячелетием до н.э. Бронзовый век начался на Ближнем Востоке в конце IV — III тысячелетий до н.э., а в Европе во II тысячелетии до н.э. Изделия из железа ( железный век ) начали изготавливать с конца II тысячелетия до н. э. в Передней Азии и в I тысячелетии до н.э. в Европе. После освоения массового производства изделий из железной руды каменные орудия окончательно исчезли.

Люди, некогда обитавшие на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь найдены самые древние в мире кости одомашненных лошадей.

Появление одомашненных лошадей резко ускорило ход истории. Лошади облегчали связь между разными народами, что способствовало их взаимному развитию. Неслучайно в регионах, где не было возможности приручить лошадь, развитие шло медленно (Америка, Австралия).

Произошло так называемое первое крупное общественное разделение труда — выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.

В поселениях земледельцев стали появляться люди, которые специализировались на производстве различных изделий из камня, металлов или глины, на изготовлении тканей и т.д. ( ремесленники ). Со временем многие стали жить исключительно за счет ремесла.

Произошло второе крупное общественное разделение труда — отделение ремесла от земледелия и скотоводства.

У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев. Стада еще длительное время оставались общей собственностью рода.

Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. Некоторые семьи становились более состоятельными, чем другие, накапливали богатства.

По мере развития материального неравенства нарастало и неравенство в сфере управления. Более состоятельные члены общины начинали оказывать все большее влияние на управление. В народном собрании слово таких людей становится решающим. Власть вождя теперь сохранялась и в мирные периоды и постепенно начала переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления у отдельных семей собственности, возникло воровство, которого до того не знали, поскольку все было общим.

Развитию неравенства способствовало увеличение числа столкновений между племенами. В период палеолита межплеменные войны были довольно редки, но с начала неолитической революции они велись почти постоянно. У отдельных общин и племен в условиях производящего хозяйства могли накапливаться значительные запасы продовольствия, которые стремились присвоить другие племена.

Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы племен во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачивались лучшие воины.

Во многих древних обществах вожди также приобретали и жреческие функции : только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обрядами.

Рост богатств вождей и знати в результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.

Создаваемая структура во многом напоминала государство , одним из главных признаков которого является наличие органов для управления обществом, отделенных от самого общества.

Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Собрание избирало нового вождя после смерти старого, даже если тот был его сыном.

Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни.

Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и поддерживать в исправном состоянии сложные оросительные сооружения.

Одно из древнейших поселений (VIII тысячелетие до н.э.) обнаружено в городе Иерихон в Палестине. (см 1) Вокруг древнего Иерихона, в котором жило около 3 тыс. человек, построили стены из камня толщиной до 3 м. Еще более крупное поселение городского типа Чатал-Гуюк (Чатал-Хююк) ( см. 2) существовало в VII — VI тысячелетиях до н.э. в Малой Азии. Дома из высушенных на солнце глиняных кирпичей здесь строили вплотную друг к другу, улиц не было, а двери находились на крыше.

Социальные последствия перемен оказались также революционными. Из родовых общин выселялись самодостаточные, уже способные прокормить себя большие семьи, между которыми утверждались новые отношения — соседские, территориальные. В результате родовую общину сменил новый тип организации — первобытная соседская община, члены которой, используя общинные угодья (лес, выгоны, воду и т. п.), владели выделенными им наделами земли. Появление «обособленной» (от общинной) собственности вело к зарождению частной собственности — явлению, не совместимому с первобытностью. В дальнейшем оно стало причиной неравномерной концентрации богатства, имущественного и социального неравенства. Постепенно богатая верхушка, знать, сосредоточила в своих руках управление общиной — властные функции.

Появление в конце неолита племен (крупных союзов родственных общин, возникающих в условиях участившихся территориальных войн) и их выборных военных предводителей — племенных вождей — ускорило эти процессы. Вожди становились постоянными, а их власть — наследственной. Складывалась форма авторитарного управления племенем, так называемое вождество. Опираясь на родоплеменную знать и военные дружины, вожди осуществляли контроль над распределением всех ресурсов племени.

Формировалось представление об их особых, превышающих человеческие, возможностях; началась сакрализация (от лат. sacer — священный) самой власти и личности ее носителя. Она охватила все стороны жизни вождей: общение с ними регламентировалось с помощью ритуалов и системы запретов (например, нельзя было смотреть на вождя, соприкасаться с его тенью); хоронили их в гигантских курганах с соблюдением сложного погребального обряда, включавшего принесение в жертву животных и захваченных в плен чужаков, появились священные символы власти (головной убор, жезл и др.).

От духов к богам. Поздний неолит отмечен глубокими изменениями в духовной жизни человека. Возникали ранние земледельческие политеистические (от греч. поли — много, теос — бог; многобожие) религии. Наряду с верой в примитивных духов, живших рядом с человеком, появлялись представления о сверхъестественных существах, богах, пребывавших в отделенном от людей мире. Боги олицетворяли природные силы, от которых зависела жизнь людей: солнце, дождь, ветер, небо и т. д. Главным божеством, которому поклонялись все земледельческие племена, была богиня-мать — воплощение плодородия земли. В неолите также получили развитие культ предков и культ вождей, которые сплачивали общество: считалось, что они защищают соплеменников и связывают их с высшим миром.

Неолитическое искусство чрезвычайно разнообразно по типам памятников, материалам, художественным стилям, сюжетам и т. д. Оно отразило колоссальные перемены в жизни и сознании людей той эпохи. Ему присущи три главных качественных отличия:

а) интерес к человеку, его характеру и эмоциям (примером служат фигурки с гипертрофированными чертами лица);

б) подчеркивание авторитета формирующейся власти, внимание к ее символам;

в) появление предметов элитарного искусства, предназначенного для родоплеменной верхушки.

Иллюстрацией этих процессов может служить огромный Майкопский курган (Республика Адыгея) — захоронение племенного вождя (III тыс. до н. э.) с роскошным погребальным инвентарем (в том числе золотыми и серебряными украшениями и сосудами), а также богатейшие курганы родовой знати (И тыс. до н. э.) в Триалети (около Тбилиси), содержащие человеческие жертвоприношения. ( см. 3)

Разложение первобытного общества. Суть первобытнообщинного строя выражалась в принципе равенства: распределение благ, а также права и обязанности членов коллективов были примерно уравнены. К концу неолита расслоение прежде однородного общества, зарождение частной собственности, появление отношений господства и подчинения (внутри общины, между общинами, на надобщинном, племенном уровне) и, следовательно, эксплуатации вели к формированию качественно нового строя. Конец эпохи неолита — это уже предклассовое и предгосударственное состояние общества.

По мере приближения к рубежу IV—III тыс. до н. э. в наиболее быстро развивавшихся обществах накопилось много новшеств: ирригационное и плужное земледелие, ремесло, торговля, металлургия; появлялись города; зарождались государства; делались первые шаги к изобретению письменности. Вместе взятые, эти новшества говорят о наступлении новой эпохи — цивилизации, сменившей бесконечно долгую первобытность.

В опросы для самопроверки:

1. Что нового появилось в жизни людей в период неолитической революции?

4. соседскую общину с родовой. Какие перемены в жизни людей связаны с переходом от родовой общины к соседской?

Практическая работа: ( ответы записать в тетрадь)

Прочитайте и проанализируйте описание археологического памятника Сунгирь.

Уникальное (по обряду, богатству и сохранности) парное захоронение двух подростков (сестры 9 и брата 13 лет) найдено на стоянке Сунгирь (Владимирская область, 23 тыс. лет до н. э.). Погребенные лежали на спине, головой друг к другу. Некогда на каждом была меховая одежда (накидка, рубаха, штаны, скрепленные с сапогами) и головной убор (капюшон и шапочка), расшитые бусинами из бивня мамонта (всего около 3,5 тыс. штук). Руки украшали костяные кольца и браслеты. Рядом лежали каменные ножи, копья из распрямленного бивня в 2,4 м длиной; круглые костяные пластинки с прорезанными знаками, изображавшими солнце; рядом с мальчиком — костяные фигурки лошади и мамонта; длинная связка бус под его тазовой костью, видимо, имитировала хвост животного. Дно, поверхность могилы и тела были густо засыпаны красной охрой. Не исключено, что двойное погребение имело ритуальный характер, и подростки были принесены в жертву

К какому историческому периоду принадлежат сунгирцы? Что можно сказать об их образе жизни? Опишите уров ень технической и бытовой культуры сунгирцев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *