Что такое неолитическая революция родовая и соседская община

Неолитическая революция

Что такое неолитическая революция родовая и соседская община. Смотреть фото Что такое неолитическая революция родовая и соседская община. Смотреть картинку Что такое неолитическая революция родовая и соседская община. Картинка про Что такое неолитическая революция родовая и соседская община. Фото Что такое неолитическая революция родовая и соседская община

Что такое неолитическая революция родовая и соседская община. Смотреть фото Что такое неолитическая революция родовая и соседская община. Смотреть картинку Что такое неолитическая революция родовая и соседская община. Картинка про Что такое неолитическая революция родовая и соседская община. Фото Что такое неолитическая революция родовая и соседская община

1. Неолитическая революция.

2. Формирование народов.

К концу палеолита человек научился не только добывать огонь и есть термически обработанную пищу, изготавливать сложные каменные и костяные орудия, шить одежду, строить жилища, охотиться и ловить рыбу, но и жить общественным строем с общественным сознанием и его важными формами — искусством и религией. Однако человек еще не знал ни керамики, ни металла, ни колеса, ни земледелия, ни скотоводства.

Важнейшим достижением следующей стадии каменного века — мезолита стало изобретение лука и стрел, что резко повысило производительность охоты. Теперь наряду с охотой облавной возникла и индивидуальная охота, не только на крупных стадных животных, но и на мелких. Появилась возможность создавать запасы пищи.

В эпоху мезолита человек сделал первые шаги и в направлении скотоводства. Началось приручение, а возможно, и одомашнивание животных. Так, в мезолите уже появились собаки, первые домашние животные. Не исключено, что в конце мезолита в отдельных районах были приручены свиньи, козы, овцы.

В эпоху неолита начался переход к производящему хозяйству. Именно тогда зародились скотоводство и земледелие, хотя охота и собирательство все еще оставались основными источниками сущес­твования в большинстве неолитических общин.

Крупные изменения происходят в области технологии производства орудий труда и изучения свойств материалов. Человек достиг виртуозного искусства в обработке камня и кости. Были открыты такие операции обработки как шлифование и сверление. Орудия приобретали новые свойства, становились сложными, составными, миниатюрными.

Использование новых технологий в изготовлении орудий изменяли условия жизни, основанной на охоте. Человек сумел открыть и научился использовать то, что сегодня мы называем законами физики и механики (рычаг, сила упругости, сила трения). Человек открыл свойства глины и научился создавать керамическую посуду. Он изобрел ткацкий станок и научился ткать полотно и шить одежду. В неолите же была изобретена лодка и, тем самым, было положено начало судоходству.

Освоение человеком новых технологий производства орудий труда и охоты сделало его «царем животного мира». Он становится самым могущественным животным. Средняя продолжительность жизни людей значительно выросла. Снизилась смертность. Численность населения в этот период резко вырастает. Однако успехи человечества в эпоху неолита незаметно стали причиной глубокого кризиса.

Популяция людей, живущая за счет охоты как основного средства добычи пищи, практически истребила пригодную для охоты фауну. Иными словами, в это время люди вели хозяйство так называемого присваивающего типа (то есть «присваивая» созданный природой продукт в виде животных или плодов). Сравнительно быстро (за несколько сотен лет) истребив большую часть пригодной для добычи фауны, людям стало просто нечего есть. Наступил период длительного голода и конфликтов между родами за охотничьи угодья и лучшие условия проживания. Войны и голод быстро сокращали численность недавно процветающего населения. Вероятно население земли в это время сократилось на 90%.

Для выживания популяции людей была необходима кардинальная смена типа хозяйства, которая позволяла бы создавать (производить) необходимые людям ингредиенты, не «изымая» их безвозвратно из природы.

В ходе этих изменений человек открыл свойства различных материалов, научился возделывать землю и приручил (одомашнил) многие виды животных. Это привело к возникновению земледелия, скотоводства и ремесла. Успешное развитие сельскохозяйственного труда и ремесла, в свою очередь, привели к появлению так называемого прибавочного продукта (продукт «в излишке», который можно сохранить и использовать не только для первичной нужды в пропитании, но и для обмена на другие нужные продукты и вещи). Стремление производить больше прибавочного продукта привели к усложнению производственных отношений и к разделению труда, что существенно повысило его эффективность. Особенности в распределении результатов труда и развитие социальных отношений привели к возникновению неравенства и, в конечном итоге, к утверждению первых государств и цивилизации.

1. занявшиеся сельскохозяйственным трудом люди стали вести оседлый образ жизни;

2. они радикально изменяя окружающую среду путем культивирования растений, ирригации, строительства дорог, поселений;

3. расширялись и усложнялись отношения между людьми, появилась торговля;

4. значительно выросла производительность труда.

Повышение же производительности труда неизбежно вело к следующим изменениям:

1. увеличение численности населения;

2. появление разделения труда;

3. рост товарообмена и появление права собственности;

4. появление первых социальных ограничений и законов;

5. появление новых систем знания, передаваемых из поколения в поколение (через письменность).

Люди в это время жили родовым строем. Родовые общины были едиными и сплоченными. Все люди трудились сообща. Имущество тоже было общим. Орудия труда, большая хижина рода, вся земля, скот были общинной собственностью. Никто из людей не мог самовольно в одиночку распоряжаться собственностью общины. Но вскоре произошло так называемое первое разделение труда (земледелие отделилось от скотоводства). Стал появляться ощутимый прибавочный продукт, и родовые общины начали делиться на семьи.

Частная собственность принадлежит не всему коллективу, а только одному хозяину. Обычно таким хозяином был глава большой семьи. После смерти главы семьи хозяином становился его старший сын. Частная собственность пробуждает в людях интерес к труду. Каждая семья понимала, что хорошая и сытая жизнь зависит только от трудолюбия членов семьи. Если семья упорно трудилась, весь урожай принадлежал ей. Поэтому люди стремились лучше обрабатывать пашню, заботливее ухаживать за скотом. Иногда можно слышать утверждение, что частная собственность возникает из-за за человеческой жадности.

Однако на самом деле частная собственность возникла только когда хозяйство стало развиваться, и когда появились запасы прибавочного продукта. Родовые общины постепенно отмирали. Вместо них появились соседские общины.

В соседской общине люди постепенно забывали о своем общем когда-то родстве. Это не считалось главным. Теперь, как правило, работали не единым коллективом, хотя по-прежнему трудились добровольно и без принуждения. У каждой семьи в частной собственности была хижина с огородом, участок пашни, скот, орудия труда. Но общинная собственность сохранялась. Например, реки и озера.

Что такое неолитическая революция родовая и соседская община. Смотреть фото Что такое неолитическая революция родовая и соседская община. Смотреть картинку Что такое неолитическая революция родовая и соседская община. Картинка про Что такое неолитическая революция родовая и соседская община. Фото Что такое неолитическая революция родовая и соседская община

Рис. Схема организации трудовой деятельности в родовой (слева) и соседской (справа) общине (попробуйте сформулировать разницу).

Постепенно из комплекса таких отношений по производству и владению прибавочным продуктом возникло имущественное неравенство. Вожди и другие категории влиятельных общинников начали требовать приношений себе от рядовых членов. Захваченные в войнах между племенами пленные становились рабами.

Некоторые исследователи полагают, что племена охотников, не принявшие аграрного образа жизни, начали «охотиться» на сельские общины, отнимая еду и имущество. Так сложилась система производящих сельских общин и грабящих их дружин охотников. Вожди охотников постепенно перешли от грабежа к регулярным поборам (дани). Для самозащиты и защиты подданных от набегов конкурентов строились укреплённые города. Последним этапом догосударственного развития общества стала так называемая военная демократия.

Стали возникать вождества — политические образования (прототипы государств), включающие в себя несколько деревень или общин, объединенных под постоянной властью верховного вождя. Племена стали объединяться в союзы племен, которые постепенно стали преобразовываться в народности. Скорее всего, именно так возникли первые государства в Месопотамии, Древнем Египте и Древней Индии в конце 4 — начале 3 тысячелетия до н.

Подлинным переворотом в истории человечества было освоение металла. Переход к нему был долгим, сложным и не одновремен­ным. Освоение металла стало возможным только на основе уже возникшего производящего хозяйства, при наличии некоторых, хотя бы минимальных избытков продуктов питания, чтобы часть времени можно было посвятить изготовлению металлических изделий. Именно поэтому древние кузнечное дело и металлургия зародились в первую очередь в южных областях, где благодаря хорошим природным условиям раньше развивалось земледелие.

Первым металлом, использованным человеком, была медь. Сна­чала из нее изготовляли орудия труда и украшения методом холод­ной ковки, которой этот сравнительно мягкий металл легко поддается. Разумеется, эта медь не была химически чистой: в природных месторождениях медь, как правило, содержит опреде­ленные примеси — мышьяк, сурьму и т. д. Но это еще не искусст­венные сплавы, освоение которых было делом будущего.

Появление медных орудий активизировало обмен между племе­нами, ибо месторождения меди весьма неравномерно распределены по земному шару. Многие племена, использовавшие металл, жили далеко от его источников. Постоянный обмен приводил к сдвигам в отношениях.

Лингвистическая классификация легла в основу этнической картины мира. Все языки делят на большие семьи, связанные общим происхождением и подразделя­ющиеся на группы родственных языков. Внутри групп иногда выделяют ветви, некоторые же языки не входят в группы. Например, Индоевропейская языковая семья.

Индоевропейская языковая семья

русский, украинский, бело­русский, польский, чешский, сло­вацкий, болгарский, македонский, сербско-хорватский.

немецкий, английский, фламандский, датский, нор­вежский, шведский.

итальянский, испанский, молдавский, португальский, румынский, французский.

афганский, иранский, осетинский, таджикский.

Хотя достоверных данных для определения этносов периода неолита и энеолита у нас нет, некоторые сведения все же удалось получить благодаря анализу географических названий. На территории Волго-Окского междуречья расселялись угро-финские и самодийские народы. Видимо, в позднем неолите и начале бронзового века ими была освоена Восточная Сибирь. Уже в неолите угро-финские племена занимали Восточную Прибалтику, а в середине III тысячелетия до н. э. распространились по всей лесной полосе Поволжья и Волго-Окского междуречья.

Основная часть Восточной Европы была издавна заселена индоевропейцами. В Прибалтике наряду с угро-финскими племенами издавна появились племена балтов.

Ираноязычные племена жили в Южной Сибири вплоть до начала нашей эры. Наследниками племен этой культуры были киммерийцы, скифы, сарматы.

Прародиной тюркских народов являются степи Центральной Азии. В конце бронзового и начале железного века они начинают проникать на север, в Сибирь и на запад, к Уралу, в Среднюю Азию и на Кавказ.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем проявляется сущность неолитической революции?

2. Какие важные последствия неолитической революции вы можете назвать?

3. Расскажите о процессе формирования народов в европейско-азиатском регионе.

Хозяйство присваивающего типа

хозяйство с преобладающей ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно культурной истории человечества. «Присваивающей» эта стадия называется довольно условно, так как деятельность охотников, собирателей и рыболовов не ограничивается простым присвоением, а включает ряд довольно сложных моментов, как в организации труда, так и в переработке продукции, требующей разнообразных технических навыков.

хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Повысилась производительность труда и появилась возможность накопления прибавочного продукта.

С развитием земледелия и скотоводства постепенно возникает социальное расслоение и неравенство. Появились городские торговые центры, ремесло отделилось от сельского хозяйства, увеличился обмен, сформировались различные хозяйственно-культурные типы как на основе ручного труда в земледелии, так и на основе использования тягловой силы скота, что явилось следующим важным этапом в развитии человечества.

это часть общественного продукта, создаваемая непосредственными производителями сверх необходимого. Прибавочный продукт появляется в период преобразования первобытнообщинного строя в классовое общество, когда в результате повышения производительности труда господствующий класс путём эксплуатации начинает присваивать часть благ, произведенных трудящимися.

отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства и движения продукта от производства до потребления. Сам термин «производственные отношения» был выработан Карлом Марксом.

исторически сложившийся процесс обособления различных видов трудовой деятельности и деление трудового процесса на части, каждую из которых выполняет определенная группа работников.

Общественное разделение труда — это разделение труда прежде всего на труд производительный и управленческий.

исторически первая форма общественной организации людей, где люди связаны кровным родством, кроме того, это был союз, основанный на коллективном труде, потреблении, коллективной собственности на землю и орудия труда.

форма общественной организации людей, в которой уже утрачено понимание об общем когда-то родстве. В соседской общине, работа ведется не единым коллективом, хотя по-прежнему добровольно и без принуждения. Соседская община все-таки продолжала объединять людей.

термин, обозначающий организацию власти на стадии перехода от первобытнообщинного строя к государству. Полноправными членами общества считались взрослые мужчины. Они должны были явиться на народное собрание с оружием. Без него воин не обладал правом голоса. Военная демократия существовала практически у всех народов, являясь последним этапом догосударственного развития общества.

Источник

Что такое неолитическая революция родовая и соседская община

Производящее хозяйство до сих пор остается основой существования человечества.

Переход к производящему хозяйству у ряда племен и народов начался в период мезолита и завершился в неолите.

Появление производящего хозяйства коренным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них.

Причины неолитической революции. Около 12 тыс. лет назад закончилось последнее крупное оледенение Земли. За сравнительно небольшой отрезок времени тундра и часть территории, где лежал вечный лед, покрылись лесами. Казалось, подобные перемены облегчат жизнь людей, однако во время таяния льда вымерли мамонты и многие другие крупные животные, на которых первобытные люди привыкли и умели охотиться и которые давали им пищу, шкуры, кость для изготовления различных предметов. Пришлось осваивать охоту на мелкую дичь, птицу, больше внимания уделять ловле рыбы. Теперь родовые общины в поисках добычи вынуждены были часто переходить на новые территории.

В этот период были изобретены лук со стрелами, различные ловушки, капканы. Другим изобретением стал бумеранг, имевший свойство при неудачном (не поражающем добычу) броске возвращаться назад. Люди строили лодки и плоты, на которых плавали не только по рекам и озерам, но и выходи­ли в море.

Таяние ледника имело тяжелейшие последствия для общин Передней Азии (территория современных Турции, Сирии, Израиля, Палестины, Ирака, Ирана и некоторых других стран). В период палеолита здесь охотились на диких баранов, кабанов, козлов, быков, собирали злаки — пшеницу, ячмень, просо. В диком виде эти растения растут только в горных районах Передней Азии.

После окончания оледенения в Передней Азии началась страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений. Экологический кризис заставил людей искать новые источники существования. Выход был найден в искусственном разведении растений и приручении (одомашнивании) животных.

Первыми были одомашнены в X — IX тысячелетиях до н.э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошло также одомашнивание кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов. (Собака была одомашнена еще охотниками палеолита).

Из растений первыми стали выращивать пшеницу, ячмень, просо, чечевицу. Позже научились разводить плодоносящие деревья — сливы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.

Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства, обнаруженная на севере Ирака, датируется X — IX тысячелетиями до н.э.

Когда климат стал более влажным, сельское хозяйство распространилось почти по всей Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, юг Европы, Средняя Азия и др.). На новых землях выводили новые виды культурных растений и животных. Так, в Средней Азии одомашнили верблюда.

В ряде мест сельское хозяйство возникло самостоятельно, вне связи с Передней Азией. К таким местам, безусловно, принадлежит Америка, где стали выращивать кукурузу, томаты. Рис «одомашнили» в Индии и Китае. Возможно, в Европе был самостоятельно одомашнен крупный рогатый скот. Однако «предками» большинства домашних животных (овцы, козы, коровы) и растений (пшеница, ячмень, просо) считаются дикие животные и растения, которые имелись только в Передней Азии.

Злаковые культуры и домашние животные, полученные древними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.

Для полива полей стали строить каналы и бассейны, постепенно ирригационные (оросительные) сооружения становились все сложнее. Поля стали обрабатывать не только мотыгой, но и сохой и плуго м. Со временем для пахоты начали использовать быков.

На поселении земледельцев и скотоводов рубежа VIII — VII тысячелетий до н.э. Чайёню-Тепеси в Малой Азии найдены древнейшие изделия из самородной меди. С V — IV тысячелетий до н.э. на Ближнем Востоке наступает период энеолита — меднокаменного века (переходного от каменного к бронзовому веку). На территории Европы начало энеолита датируется III тысячелетием до н.э. Бронзовый век начался на Ближнем Востоке в конце IV — III тысячелетий до н.э., а в Европе во II тысячелетии до н.э. Изделия из железа ( железный век ) начали изготавливать с конца II тысячелетия до н. э. в Передней Азии и в I тысячелетии до н.э. в Европе. После освоения массового производства изделий из железной руды каменные орудия окончательно исчезли.

Люди, некогда обитавшие на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь найдены самые древние в мире кости одомашненных лошадей.

Появление одомашненных лошадей резко ускорило ход истории. Лошади облегчали связь между разными народами, что способствовало их взаимному развитию. Неслучайно в регионах, где не было возможности приручить лошадь, развитие шло медленно (Америка, Австралия).

Произошло так называемое первое крупное общественное разделение труда — выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.

В поселениях земледельцев стали появляться люди, которые специализировались на производстве различных изделий из камня, металлов или глины, на изготовлении тканей и т.д. ( ремесленники ). Со временем многие стали жить исключительно за счет ремесла.

Произошло второе крупное общественное разделение труда — отделение ремесла от земледелия и скотоводства.

У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев. Стада еще длительное время оставались общей собственностью рода.

Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. Некоторые семьи становились более состоятельными, чем другие, накапливали богатства.

По мере развития материального неравенства нарастало и неравенство в сфере управления. Более состоятельные члены общины начинали оказывать все большее влияние на управление. В народном собрании слово таких людей становится решающим. Власть вождя теперь сохранялась и в мирные периоды и постепенно начала переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления у отдельных семей собственности, возникло воровство, которого до того не знали, поскольку все было общим.

Развитию неравенства способствовало увеличение числа столкновений между племенами. В период палеолита межплеменные войны были довольно редки, но с начала неолитической революции они велись почти постоянно. У отдельных общин и племен в условиях производящего хозяйства могли накапливаться значительные запасы продовольствия, которые стремились присвоить другие племена.

Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы племен во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачивались лучшие воины.

Во многих древних обществах вожди также приобретали и жреческие функции : только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обрядами.

Рост богатств вождей и знати в результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.

Создаваемая структура во многом напоминала государство , одним из главных признаков которого является наличие органов для управления обществом, отделенных от самого общества.

Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Собрание избирало нового вождя после смерти старого, даже если тот был его сыном.

Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни.

Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и поддерживать в исправном состоянии сложные оросительные сооружения.

Одно из древнейших поселений (VIII тысячелетие до н.э.) обнаружено в городе Иерихон в Палестине. (см 1) Вокруг древнего Иерихона, в котором жило около 3 тыс. человек, построили стены из камня толщиной до 3 м. Еще более крупное поселение городского типа Чатал-Гуюк (Чатал-Хююк) ( см. 2) существовало в VII — VI тысячелетиях до н.э. в Малой Азии. Дома из высушенных на солнце глиняных кирпичей здесь строили вплотную друг к другу, улиц не было, а двери находились на крыше.

Социальные последствия перемен оказались также революционными. Из родовых общин выселялись самодостаточные, уже способные прокормить себя большие семьи, между которыми утверждались новые отношения — соседские, территориальные. В результате родовую общину сменил новый тип организации — первобытная соседская община, члены которой, используя общинные угодья (лес, выгоны, воду и т. п.), владели выделенными им наделами земли. Появление «обособленной» (от общинной) собственности вело к зарождению частной собственности — явлению, не совместимому с первобытностью. В дальнейшем оно стало причиной неравномерной концентрации богатства, имущественного и социального неравенства. Постепенно богатая верхушка, знать, сосредоточила в своих руках управление общиной — властные функции.

Появление в конце неолита племен (крупных союзов родственных общин, возникающих в условиях участившихся территориальных войн) и их выборных военных предводителей — племенных вождей — ускорило эти процессы. Вожди становились постоянными, а их власть — наследственной. Складывалась форма авторитарного управления племенем, так называемое вождество. Опираясь на родоплеменную знать и военные дружины, вожди осуществляли контроль над распределением всех ресурсов племени.

Формировалось представление об их особых, превышающих человеческие, возможностях; началась сакрализация (от лат. sacer — священный) самой власти и личности ее носителя. Она охватила все стороны жизни вождей: общение с ними регламентировалось с помощью ритуалов и системы запретов (например, нельзя было смотреть на вождя, соприкасаться с его тенью); хоронили их в гигантских курганах с соблюдением сложного погребального обряда, включавшего принесение в жертву животных и захваченных в плен чужаков, появились священные символы власти (головной убор, жезл и др.).

От духов к богам. Поздний неолит отмечен глубокими изменениями в духовной жизни человека. Возникали ранние земледельческие политеистические (от греч. поли — много, теос — бог; многобожие) религии. Наряду с верой в примитивных духов, живших рядом с человеком, появлялись представления о сверхъестественных существах, богах, пребывавших в отделенном от людей мире. Боги олицетворяли природные силы, от которых зависела жизнь людей: солнце, дождь, ветер, небо и т. д. Главным божеством, которому поклонялись все земледельческие племена, была богиня-мать — воплощение плодородия земли. В неолите также получили развитие культ предков и культ вождей, которые сплачивали общество: считалось, что они защищают соплеменников и связывают их с высшим миром.

Неолитическое искусство чрезвычайно разнообразно по типам памятников, материалам, художественным стилям, сюжетам и т. д. Оно отразило колоссальные перемены в жизни и сознании людей той эпохи. Ему присущи три главных качественных отличия:

а) интерес к человеку, его характеру и эмоциям (примером служат фигурки с гипертрофированными чертами лица);

б) подчеркивание авторитета формирующейся власти, внимание к ее символам;

в) появление предметов элитарного искусства, предназначенного для родоплеменной верхушки.

Иллюстрацией этих процессов может служить огромный Майкопский курган (Республика Адыгея) — захоронение племенного вождя (III тыс. до н. э.) с роскошным погребальным инвентарем (в том числе золотыми и серебряными украшениями и сосудами), а также богатейшие курганы родовой знати (И тыс. до н. э.) в Триалети (около Тбилиси), содержащие человеческие жертвоприношения. ( см. 3)

Разложение первобытного общества. Суть первобытнообщинного строя выражалась в принципе равенства: распределение благ, а также права и обязанности членов коллективов были примерно уравнены. К концу неолита расслоение прежде однородного общества, зарождение частной собственности, появление отношений господства и подчинения (внутри общины, между общинами, на надобщинном, племенном уровне) и, следовательно, эксплуатации вели к формированию качественно нового строя. Конец эпохи неолита — это уже предклассовое и предгосударственное состояние общества.

По мере приближения к рубежу IV—III тыс. до н. э. в наиболее быстро развивавшихся обществах накопилось много новшеств: ирригационное и плужное земледелие, ремесло, торговля, металлургия; появлялись города; зарождались государства; делались первые шаги к изобретению письменности. Вместе взятые, эти новшества говорят о наступлении новой эпохи — цивилизации, сменившей бесконечно долгую первобытность.

В опросы для самопроверки:

1. Что нового появилось в жизни людей в период неолитической революции?

4. соседскую общину с родовой. Какие перемены в жизни людей связаны с переходом от родовой общины к соседской?

Практическая работа: ( ответы записать в тетрадь)

Прочитайте и проанализируйте описание археологического памятника Сунгирь.

Уникальное (по обряду, богатству и сохранности) парное захоронение двух подростков (сестры 9 и брата 13 лет) найдено на стоянке Сунгирь (Владимирская область, 23 тыс. лет до н. э.). Погребенные лежали на спине, головой друг к другу. Некогда на каждом была меховая одежда (накидка, рубаха, штаны, скрепленные с сапогами) и головной убор (капюшон и шапочка), расшитые бусинами из бивня мамонта (всего около 3,5 тыс. штук). Руки украшали костяные кольца и браслеты. Рядом лежали каменные ножи, копья из распрямленного бивня в 2,4 м длиной; круглые костяные пластинки с прорезанными знаками, изображавшими солнце; рядом с мальчиком — костяные фигурки лошади и мамонта; длинная связка бус под его тазовой костью, видимо, имитировала хвост животного. Дно, поверхность могилы и тела были густо засыпаны красной охрой. Не исключено, что двойное погребение имело ритуальный характер, и подростки были принесены в жертву

К какому историческому периоду принадлежат сунгирцы? Что можно сказать об их образе жизни? Опишите уров ень технической и бытовой культуры сунгирцев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *