Что такое неологизмы 6 класс

Что такое неологизмы? Определение и примеры

Лингвистическим тер­ми­ном «нео­ло­гиз­мы» назы­ва­ют новые сло­ва, кото­рые обла­да­ют оттен­ком новиз­ны по срав­не­нию с дру­ги­ми сло­ва­ми языка.

Слова в язы­ке слу­жат для обо­зна­че­ния кон­крет­ных пред­ме­тов, при­зна­ков пред­ме­тов, дей­ствий, при­зна­ков дей­ствий, коли­че­ства. Многие пред­ме­ты и дей­ствия име­ют свои соб­ствен­ные назва­ния, появив­ши­е­ся очень давно.

Неологизм — новое слово

С раз­ви­ти­ем обще­ства, куль­ту­ры, созда­ни­ем новой тех­ни­ки, ору­дий тру­да, фор­ми­ро­ва­ни­ем новых пред­став­ле­ний о мире появ­ля­ют­ся новые пред­ме­ты и поня­тия, кото­рые тре­бу­ют обо­зна­че­ния сло­ва­ми. Вот в таком слу­чае рож­да­ют­ся сло­ва, име­ю­щие явный отте­нок новиз­ны по срав­не­нию с при­выч­ны­ми, часто упо­треб­ля­ю­щи­ми­ся сло­ва­ми или совсем ста­ры­ми сло­ва­ми, кото­рые назы­ва­ют ста­рин­ные пред­ме­ты или явле­ния. Такие новые сло­ва назы­ва­ют­ся неологизмами.

Слово «нео­ло­гизм» име­ет гре­че­ские кор­ни: неос- бук­валь­но зна­чит «новый», логос — «сло­во».

Неологизмы не явля­ют­ся часто­упо­тре­би­тель­ны­ми и отно­сят­ся к пас­сив­ной лек­си­ке наря­ду с арха­из­ма­ми и исто­риз­ма­ми.

Что такое неологизмы 6 класс. Смотреть фото Что такое неологизмы 6 класс. Смотреть картинку Что такое неологизмы 6 класс. Картинка про Что такое неологизмы 6 класс. Фото Что такое неологизмы 6 класс

В про­шлом веке с раз­ви­ти­ем кос­мо­нав­ти­ки появи­лись слова-неологизмы:

Некоторые сло­ва быст­ро теря­ют отте­нок све­же­сти и новиз­ны и ста­но­вят­ся общеупотребительными.

Еще в сере­дине XX века сло­во «кос­мо­навт» было явным нео­ло­гиз­мом. Сейчас оно явля­ет­ся обще­упо­тре­би­тель­ным и зна­ко­мым всем, даже малень­ким детям.

Слово «све­то­фор», обо­зна­ча­ю­щее све­то­вое сиг­наль­ное устрой­ство для регу­ли­ров­ки дви­же­ния транс­пор­та и пеше­хо­дов на ули­цах горо­дов, тоже когда-то было нео­ло­гиз­мом, а потом посте­пен­но оно поте­ря­ло свою новиз­ну из-за того, что этот пред­мет проч­но впи­сал­ся в повсе­днев­ную жизнь горо­дов. Слово ста­ло при­выч­ным и общеупотребительным.

Сохраняют отте­нок све­же­сти и новиз­ны совре­мен­ные слова:

Авторские неологизмы

Неологизмы явля­ют­ся источ­ни­ком обо­га­ще­ния язы­ка писа­те­ля, кото­рым он поль­зу­ют­ся для уси­ле­ния точ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти речи. В сво­ем про­из­ве­де­нии писа­тель упо­треб­ля­ет новое сло­во, создан­ное им самим путем соче­та­ния уже суще­ству­ю­щих слов или каких-либо их частей. Такие сло­ва назы­ва­ют­ся автор­ски­ми нео­ло­гиз­ма­ми. Они суще­ству­ют в опре­де­лен­ном кон­тек­сте, напри­мер: у А.С. Пушкина най­дем непри­выч­ное сло­во «огон­ча­ро­ван» или у А.П. Чехова — гла­гол «окош­ко­дох­ли­лась».

Неологизмы в творчестве В.В. Маяковского

Рассмотрим новые сло­ва в твор­че­стве Владимира Владимировича Маяковского, кото­рый создал мно­же­ство слов-неологизмов, например:

Писатель уси­ли­вал зна­че­ние сло­ва, созда­вая новые уве­ли­чи­тель­ные и умень­ши­тель­ные слова:

Некоторые новые сло­ва, создан­ные им, так и не ста­ли обще­упо­тре­би­тель­ны­ми, несмот­ря на то что появи­лись дав­но, например:

Сливеют губы с холо­да (В. Маяковский)

Писателем созда­ны новые гла­го­лы, зна­че­ние кото­рых он уси­ли­вал с помо­щью при­ста­вок из-, раз-, вы-:

Приведем ряд автор­ских нео­ло­гиз­мов — слож­ных при­ла­га­тель­ных, при­над­ле­жа­щих перу В.В. Маяковского:

Видеоурок «Устаревшие слова. Неологизмы»

Источник

Конспект урока «Новые слова (неологизмы)» (6 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока: «Новые слова (неологизмы)».

Содержательная: познакомить учащихся с появлением новых слов в русском языке.

Деятельностная: развивать умение пользоваться толковым словарём для определения значения новых слов и развивать орфографическую зоркость.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные УУД : Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Предметные УУД: Научиться определять неологизмы в тексте художественной литературы и в публицистических текстах.

Оборудование: Тетради, учебники, словари, презентация.

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Рада всех вас видеть. Встаньте ровненько, опустите руки, садитесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. На прошлых уроках мы познакомились с вами профессионализмами, диалектизмами, жаргонизмами, устаревшими словами. А сейчас мы познакомимся с новой группой слов. Давайте выполним следующее задание: «Четвертое лишнее». (На доске записаны слова).

Бумага, халат, картина, интернет. (слайд 1).

Какое слово выбрали? Почему?

Правильно это слово интернет.

Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами.

Запишите тему урока в свои тетради.

Класс приветствует учителя стоя. Открывают тетради,

Ответы детей (интернет).

Потому что это слово появилось сравнительно недавно в нашей речи.

Записывают в тетрадь название новой темы.

Проверка домашнего задания.

1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…

2) Все слова в языке называются …

3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..

4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..

6) то, что обозначает слово называется….

7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются …

8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…

9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются…

Дети записывают, ответы на вопросы в тетрадь.

Взаимопроверка учащимися выполненной работы.

Открытие новых знаний.

Знакомство с теоретическим материалом:

стр. 72 прочитать правило (слайд 3).

Дети открывают учебники и читают правило.

Работа по учебнику:

Упр. 129 – выполнить устно.

Задание: Прочитать текст. Назовите неологизмы, которые появились в языке в связи с появлением космоса. Какие из них прочно вошли в нашу речь?

Начало и продолжение космической эры.

Начало освоения космоса связано с достижениями России. 4 октября 1957 года в нашей стране был запущен первый в мире спутник. 12 апреля 1961 года первый на земле космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле совершил один оборот вокруг нашей планеты.

17 ноября 1970 года на Луну был доставлен первый в мире планетоход, который назвали луноходом. С его помощью получены и доставлены на Землю более 25 тысяч фотографий Луны, данные химических и физических исследований луной поверхности.

17 июня 1992 года Россия и США заключили соглашение о сотрудничестве в исследовании космоса. В соответствии с ним Российское космическое агентство (Роскосмос) и Национальное управление США по аэронавтике и освоению космоса (НАСА) разработали совместную программу использования российской орбитальной станции «МИР» и американских многоразовых космических кораблей шаттлов.

Однако 2 сентября 1993 года вице-президент США и председатель совета министров РФ объявили о новом проекте «подлинно международной космической станции». С этого момента официальным названием станции стало МКС (Международная космическая станция).

В настоящее время проекты в области освоения космоса успешно реализуются многими странами, в работе МКС участвуют 16 государств.

С помощью каких слов мы называем:

а) человека, который исследует тяжело доступные вводные глубины в специальном снаряжении (гидрокостюме);

б) астронома, изучающего планеты;

в) спортсмена, занимающегося скоростным спуском с ледяных гор на специальных санях;

г) человека, который умышленно присваивает плоды чужого творчества.

Для справок: планетолог, бобслеист, акванавт, плагиатор.

В какой степени эти слова являются неологизмами?

Образец оформления в тетради.

Акванавт – это … (слайд 5).

2) Это интересно: (слайд 6)

С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова этого типа можно разделить на несколько групп:

1) слова — экономические термины: оффшор ( свободный), роуминг — «распространение; политические термины: спикер — председатель парламента,

инаугурация — «церемония вступления в должность президента страны»,

2) слова — термины, связанные с компьютерной техникой,

3) названия некоторых бытовых предметов.

миксер — «смешивающий аппарат или прибор»; тостер — «приспособление для поджаривания тостов»

4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например:

5) названия некоторых явлений музыкальной культуры

хит – „популярная песня“, сингл — „песня, записанная отдельно“, ремейк (римейк) — „переделка“,

7) термины, употребляемые в косметологии: лифтинг — „подтяжка“, пилинг — „чистка лица“, скраб – „крем для отшелушивания».

— Сейчас я буду диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам:

Вакцина, указка, бурак, акварель, провайдер, зарубежка, срезался, дизайн, печурка, вокализ, драчёны, срезался, постер, замолаживает, наждак, гутарить, акваланг, тинейджер, пара, шприц, хвост, блокбастер, летятина (дичь), журнал, кастинг, стрипуха, киллер, залавье (комод), брокер, дубак.

Ученики выполняют упражнение в тетради.

Упр. 129. Спутник, космонавт, космический корабль, лунник, луноход, лунотрясение, планетоход, межпланетных, венерианской.

Источник

Конспект урока по теме «Новые слова (неологизмы)». 6 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Новые слова (неологизмы)».

Развитие переключаемости внимания на письме (ОТИ).

ü познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;

ü развивать умение пользоваться толковым словарём для определения значения новых слов;

ü развивать орфографическую зоркость.

Демонстрационный материал: толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания.
Методические приёмы: работа в парах, беседа.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Ключ к ответам: диалектными, лексикой, общеупотребительными, профессионализмами, лексическим значением, антонимами, омонимами, синонимами

Взаимопроверка учащимися выполненной работы.

3. Сообщение темы и целей урока.
На прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных. Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться, решив следующее задание:

Четвёртое лишнее:
1. бумага
2. халат
3. лошадь
4. интернет

— Какое слово выбрали? Почему? (потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно).
— Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.
— Запишите тему урока в свои тетради.

4. Изучение нового материала
1) знакомство с теоретическим материалом (стр. 72)

5. Первичное закрепление изученного материала.
1) работа по учебнику:
упр. 129 – устно
упр. 130 – записать слова по образцу:
Акванавт – это … (пользуются толковым словарём)
С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова этого типа можно разделить на несколько групп:

ü названия некоторых бытовых предметов: миксер, тостер;

ü спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время: боулинг, дайвинг;

ü названия некоторых явлений музыкальной культуры : хит, сингл, ремейк;

ü названия некоторых профессий, рода деятельности (получившие распространение в последнее время): секьюрити, риэлтор;

ü термины, употребляемые в косметологии: лифтинг, пилинг, скраб.

Учитель диктует слова, а ученики распределяют их по следующим колонкам:

Вакцина, указка, акварель, вокализ, наждак, учебник, акваланг, шприц, журнал, бурак, печурка, драчёны, замолаживает, гутарить, летятина (дичь), залавье (комод), провайдер, дизайн, постер, тинейджер, ланч, блокбастер, кастинг, киллер, брокер, зарубежка, срезался, шпора, пара, хвост, общага, стипуха, дубак.

(профессионализмы, диалектизмы, неологизмы, жаргонизмы).

3) поддиктовка (педагог диктует текст из 4 предложений, ученики стараются записывать, соблюдая все изученные орфограммы).

6. Подведение итогов урока (задание: указать ошибочные суждения, выбрать правильное написание слов).
— Что такое неологизмы?
— Приведите примеры неологизмов.
— Что удалось на уроке?
— Какие трудности испытали?

7. Домашнее задание: п. 26, правило, упр.132

Вывод: в ходе урока прослеживается эффективность выбранных учителем видов контроля ЗУН и другие результаты обучения, которые были запланированы для изучения темы. Педагог методически правильно определил виды учебной деятельность для данного урока (вопросы, задания, ответы, которые отражают усвоение отдельных понятий по данной теме), использует разные формы контроля за выполнением учащимися заданий (взаимопроверка, самопроверка, фронтальный опрос). Уместно было включение ОТИ при закреплении материала урока (развитие переключаемости внимания на письме, операция «классификация»).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Урок по русскому языку на тему «Неологизмы» (6 класс)

Чтобы описывать окружающий мир, язык должен постоянно меняться: какие-то слова устаревают, а для описания новых явлений появляются новые слова. Они и называются неологизмами.

Что такое неологизмы 6 класс. Смотреть фото Что такое неологизмы 6 класс. Смотреть картинку Что такое неологизмы 6 класс. Картинка про Что такое неологизмы 6 класс. Фото Что такое неологизмы 6 класс

Эти слова звучат непривычно и странно, и иногда могут буквально выводить из себя носителей языка. Но со временем они «приживаются», входят в ежедневное употребление и мы перестаем воспринимать их как что-то новое и необычное

Лингвистическим тер­ми­ном «нео­ло­гиз­мы» назы­ва­ют новые сло­ва, кото­рые обла­да­ют оттен­ком новиз­ны по срав­не­нию с дру­ги­ми сло­ва­ми языка.

Неологизм — новое слово

Слова в язы­ке слу­жат для обо­зна­че­ния кон­крет­ных пред­ме­тов, при­зна­ков пред­ме­тов, дей­ствий, при­зна­ков дей­ствий, коли­че­ства. Многие пред­ме­ты и дей­ствия име­ют свои соб­ствен­ные назва­ния, появив­ши­е­ся очень давно.

С раз­ви­ти­ем обще­ства, куль­ту­ры, созда­ни­ем новой тех­ни­ки, ору­дий тру­да, фор­ми­ро­ва­ни­ем новых пред­став­ле­ний о мире появ­ля­ют­ся новые пред­ме­ты и поня­тия, кото­рые тре­бу­ют обо­зна­че­ния словами.

Вот в таком слу­чае рож­да­ют­ся сло­ва, име­ю­щие явный отте­нок новиз­ны по срав­не­нию с при­выч­ны­ми, часто упо­треб­ля­ю­щи­ми­ся сло­ва­ми или совсем ста­ры­ми сло­ва­ми, кото­рые назы­ва­ют ста­рин­ные пред­ме­ты или явле­ния. Такие новые сло­ва назы­ва­ют­ся неологизмами.

Неологизмы (от греческого «нео» и «логос» — новые слова) — это слова или словосочетания, которые не так давно появились в языке. Это сло­во или обо­рот речи, создан­ные для обо­зна­че­ния ново­го пред­ме­та или для выра­же­ния ново­го понятия.

Неологизмы не явля­ют­ся часто­упо­тре­би­тель­ны­ми и отно­сят­ся к пас­сив­ной лек­си­ке наря­ду с арха­из­ма­ми и историзмами.

В про­шлом веке с раз­ви­ти­ем кос­мо­нав­ти­ки появи­лись слова-неологизмы:

Некоторые сло­ва быст­ро теря­ют отте­нок све­же­сти и новиз­ны и ста­но­вят­ся общеупотребительными.

Еще в сере­дине XX века сло­во «кос­мо­навт» было явным нео­ло­гиз­мом. Сейчас оно явля­ет­ся обще­упо­тре­би­тель­ным и зна­ко­мым всем, даже малень­ким детям.

Слово «све­то­фор», обо­зна­ча­ю­щее све­то­вое сиг­наль­ное устрой­ство для регу­ли­ров­ки дви­же­ния транс­пор­та и пеше­хо­дов на ули­цах горо­дов, тоже когда-то было нео­ло­гиз­мом, а потом посте­пен­но оно поте­ря­ло свою новиз­ну из-за того, что этот пред­мет проч­но впи­сал­ся в повсе­днев­ную жизнь горо­дов. Слово ста­ло при­выч­ным и общеупотребительным.

Сохраняют отте­нок све­же­сти и новиз­ны совре­мен­ные слова:

Происхождение новых слов

Что такое неологизмы 6 класс. Смотреть фото Что такое неологизмы 6 класс. Смотреть картинку Что такое неологизмы 6 класс. Картинка про Что такое неологизмы 6 класс. Фото Что такое неологизмы 6 класс

Много новых слов в русский язык привнёс Ломоносов. Он говорил, что был вынужден искать термины для обозначения некоторых действий и вещей, и надеялся, что новые названия, кажущиеся странными, станут со временем знакомыми. Так и произошло. Атмосфера, кислород, чертёж, градусник, горизонт — сейчас всем известные, находящиеся в использовании научные термины, и никто не задумывается о том, откуда они взялись.

Ещё один источник увеличения словарного состава языка — это введение в него просторечных и диалектных выражений. К ним, например, относятся, ставшие обыденными слова буханка, напарник, ушанка и жаргонные выражения.

Роман Гончарова «Обломов» ввёл понятие «обломовщина», которое стало примером и определением лености, застоя и рутины. Благодаря чешскому писателю-фантасту Чапеку появилось слово «робот». Так он назвал искусственных людей, которых производила вымышленная фабрика. Примеры неологизмов, предложенных писателями и поэтами:

Что такое неологизмы 6 класс. Смотреть фото Что такое неологизмы 6 класс. Смотреть картинку Что такое неологизмы 6 класс. Картинка про Что такое неологизмы 6 класс. Фото Что такое неологизмы 6 класс

Способ образования новых словосочетаний с помощью элементов, содержащихся в языке, составлял главное направление развития русской литературной лексики. Новые слова, полученные посредством основосложения, постоянно появляются и в наше время.

Разновидности неологизмов

По источнику появления неологизмы делятся на:

Способы создания неологизмов:

Неологизм является звеном в цепочке языковых новообразований: «потенциальное слово — окказионализм — неологизм». Будучи полностью усвоенными языком, неологизмы перестают быть неологизмами, становясь обычными словами основного запаса языка.

Неологизмы, их виды и способы образования

Неологизмы ─ лексемы, обозначающие новые явления и предметы в речи, которые не лишились оттенка новизны: виджет, ребрендинг, клининг, кворум, девальвация, джогинг, клипмейкер, скриншот. Название произошло от греческого neos «новый» и logos «слово».

Неологизмы отражают изменения, наблюдаемые в разных областях жизни: вендинг, стартап, мерчендайзер, маклер, франшиза ─ в бизнесе; мессидж, фрик, скрининг, тренд, спикер ─ в общественной жизни.

Современные неологизмы в русском языке образуются такими способами:

Что такое неологизмы 6 класс. Смотреть фото Что такое неологизмы 6 класс. Смотреть картинку Что такое неологизмы 6 класс. Картинка про Что такое неологизмы 6 класс. Фото Что такое неологизмы 6 класс
В разные исторические периоды активность появления неологизмов разных тематических групп неодинакова. Исторические потрясения ХХ века – начиная с Октябрьской революции и заканчивая развалом СССР – породило бурный всплеск неологизмов в этом веке:

Функцию упорядочения и систематизации языковых неологизмов выполняют толковые словари. Введение в их структуру лексемы одновременно добавляет ее и в литературный современный язык. Не каждый неологизм зафиксируется в литературной речи, но предвидеть, какие слова закрепятся, а какие – нет, сказать нельзя.

Общеязыковые неологизмы

Общеязыковые неологизмы можно разделить на два вида. Первый — это слова, которые получены с помощью модификаций существующих слов: например, слова «светофор» или «невесомость» были придуманы в прошлом веке, вместе с внедрением правил дорожного движения и освоением космоса.

Тем не менее, их компоненты были знакомы людям и до этого — и смысл был интуитивно понятен.

Второй тип общеязыковых неологизмов — это заимствования. Это такие слова, как «бренд» или «бутик». В современном мире новые вещи появляются сразу по всему миру, поэтому и слова чаще заимствуются — например, «браузер» — это заимствование из английского, а «приложение» — это прямой перевод.

Заимствования из других языков — это не что-то новое для русского языка: само слово «неологизм» — это заимствование из греческого.

Словарь неологизмов XXI века

Словари неологизмов появлялись время от времени. Но, когда в конце XX века одновременно были созданы близкие по характеру и объёму неологические словари русского, французского и английского языков, возникла возможность говорить о новой лексикографической специализации.

Что такое неологизмы 6 класс. Смотреть фото Что такое неологизмы 6 класс. Смотреть картинку Что такое неологизмы 6 класс. Картинка про Что такое неологизмы 6 класс. Фото Что такое неологизмы 6 класс

В последние десятилетия отмечено появление большого количества неологизмов. Многие из них уже вошли в словари и стали общеупотребительными терминами:

Что такое неологизмы 6 класс. Смотреть фото Что такое неологизмы 6 класс. Смотреть картинку Что такое неологизмы 6 класс. Картинка про Что такое неологизмы 6 класс. Фото Что такое неологизмы 6 класс

Русский язык в его настоящем виде не мог бы существовать без неологизмов. Новые слова придают языку динамичность. Лексика меняется с течением времени, словарь пополняется новыми наименованиями, а устаревшие становятся неактуальными и остаются в пассивном запасе. Новые слова в языке — показатель развития общества и культуры в нём. Для переосмысления исторического развития общества в определённую эпоху необходимо изучить языковые особенности этого времени.

Неологизмы в творчестве В.В. Маяковского

Рассмотрим новые сло­ва в твор­че­стве Владимира Владимировича Маяковского, кото­рый создал мно­же­ство слов-неологизмов, например:

мно­го­пу­дье, гро­мадьё, прозаседавшиеся.

Писатель уси­ли­вал зна­че­ние сло­ва, созда­вая новые уве­ли­чи­тель­ные и умень­ши­тель­ные слова:

адище, шуми­ще, сле­зи­ща, божик, свинёнок.

Некоторые новые сло­ва, создан­ные им, так и не ста­ли обще­упо­тре­би­тель­ны­ми, несмот­ря на то что появи­лись дав­но, например:

Сливеют губы с холо­да (В. Маяковский)

Писателем созда­ны новые гла­го­лы, зна­че­ние кото­рых он уси­ли­вал с помо­щью при­ста­вок из-, раз-, вы-:

изиз­де­ва­юсь, раз­ве­е­рить­ся, выки­пя­чи­ва­ют.

Приведем ряд автор­ских нео­ло­гиз­мов — слож­ных при­ла­га­тель­ных, при­над­ле­жа­щих перу В.В. Маяковского:

мил­ли­он­но­силь­ный, тыся­че­са­бель­ный, мно­го­ла­пый, быко­мор­дая, крикогубый.

Смотрите боль­ше при­ме­ров в сло­ва­ре нео­ло­гиз­мов.

Три типа неологизмов

Первый тип неологизмов – новые слова. То есть их раньше вообще не было в языке, а потом они появились. Когда был создан первый компьютер, в языке появилось слово «компьютер», когда начался выпуск флеш-карт, появилось слово «флешка». То же касается слов Интернет, браузер, фриланс, криптовалюта.

Второй тип – новые формы слов. Например – «велик». Раньше было слово «велосипед», все его так и произносили. Сокращенной формы почему-то долгое время не было. А потом вдруг появилось слово «велик» и быстро закрепилось в языке. Другие примеры: «комп», «мобильник».

Третий тип – новые значения старых слов. Несколько столетий в языке существовало слово «вирус» – в значении «микроорганизм, вызывающий определенное заболевание». Был вирус оспы, вирус гриппа, вирус герпеса.

А потом, когда появились компьютеры и интернет, возникли вредоносные программы, которые могли быстро «поражать» весь компьютер, быстро распространяться по интернету. И эти программы, как заболевания, пришлось «лечить». Поэтому их тоже назвали «вирусами».

Компьютерный вирус – неологизм, потому что слово хоть и старое, а значение совсем новое.

Итак, три типа неологизмов: новое слово (компьютер, интернет), новая форма слова (комп, велик), новое значение слова (вирус).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *