Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение

Что такое неомарксизм?

Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Смотреть фото Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Смотреть картинку Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Картинка про Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Фото Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждениеЧто такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Смотреть фото Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Смотреть картинку Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Картинка про Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Фото Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение
Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Смотреть фото Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Смотреть картинку Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Картинка про Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Фото Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждениеКомпьютерная графика Ильи Сергеева (использован рисунок «Маркс-студент», вторая половина 30-х гг. XIX в.)

ПОСЛЕ сокрушительного идеологического поражения мирового коммунизма, в том числе еврокоммунизма, в 70-80-е гг. и распада Советского Союза в 90-е марксисты (в частности, отечественные) настолько стремительно очистили поле международной дискуссии о теоретическом наследии Маркса, что на этом поле осталось множество трофеев, бесполезных для победителей, но важных для историографов социально-философской мысли ХХ века. Одним из таких трофеев, безусловно, является неомарксизм.

Вопреки этой не лишенной злой иронии самооценке Маркса его ученики и последователи под водительством Энгельса и при его литературном участии после смерти гениального исследователя и критика форм сознания довершили то, что начали еще при его жизни: а именно, формирование марксистского канона. Генезис первого марксистского канона или марксизма эпохи II Интернационала связан с принятием в Германии в 1878 году антисоциалистических законов и вынужденным перемещением руководящего ядра СДПГ, ее литераторов и теоретиков в Цюрих (Швейцария), ставший своего рода сборным пунктом левой интеллигенции всего мира. В этот период группа теоретиков СДПГ во главе с Энгельсом, из Англии поддерживавшим с ними тесную связь, конституировалась в инстанцию идеологического управления наследием Маркса, фактически монополизировавшую издание и истолкование его текстов (Карл Каутский, Эдуард Бернштейн, Франц Меринг).

Иными словами, в русле марксистской традиции стало складываться самостоятельное направление, отстаивавшее метамарксистскую концепцию марксизма, в соответствии с которой марксизм как теория выступал, наподобие естественного языка, в роли собственной метатеории. Философский point метамарксизма заключался в попытке построить цельное мировоззрение в рамках исторического материализма, в отказе от всяких разграничительных барьеров между материалистской диалектикой и историческим материализмом. В этом плане показательна формула Лукача: «Диалектика и есть теория истории». Метамарксизм радикально историзировал философию, полностью упразднил ее традиционное членение на онтологию, логику, теорию познания и этику, поставив во главу угла диалектику как философию истории и теорию сознания.

После публикации «Истории и классового сознания» у Лукача появились ученики (Фогараши, Радваньи, Реваи) и последователи на Западе и в Советской России (Валентин Асмус), причем не только среди левой партийной интеллигенции, но и в академических кругах. Одной из первых совместных акций неомарксистов лукачевского призыва стала «Летняя академия» в Тюрингии в начале 20-х гг. В ней, наряду с Лукачем, участвовали Корш, Вейль, Зорге (впоследствии знаменитый советский разведчик), Виттфогель, Фогараши, Поллок и другие. Из числа тюрингских «академиков» вышли впоследствии ведущие сотрудники Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, другой колыбели межвоенного неомарксизма.

Очередным этапом в теоретической эволюции неомарксизма стало формирование Франкфуртской школы социальной философии, которая сложилась вокруг Франкфуртского института социальных исследований и журнала «Zeitschrift fuer Sozialforschung». Организованный еще в 1923 г. Карлом Грюнбергом при финансовой поддержке богатого хлеботорговца Вайля институт, формально приданный Франкфуртскому университету, в 1930 г. возглавил Макс Хоркхаймер, который привлек туда новых людей и спонсорские, как теперь принято говорить, деньги.

Источник

Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение

Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Смотреть фото Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Смотреть картинку Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Картинка про Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Фото Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение

Ответ:

Основной мыслью, которую развивали неомарксисты, была идея об атомизации общества. В основе этой идеи лежало убеждение в том, что каждый человек, несмотря на проживание в многоквартирных домах крупных мегаполисов, является одиноким в современном мире. Он ставится в сравнение с атомом жидкости, который вечно кружится в броуновском движении.

При этом не имеет значения то, что он находится среди людей и является частью общества. Человек всё равно остается отдельным от всех остальных окружающих и проживает одинокую жизнь. Неомарксисты также утверждают, что человек отделен также и от демократической системы с её процессами, которая настолько популярна в современном обществе.

По их мнению, система лишь создает видимость заботы о каждом отдельном человеке в то время, как заботится только о собственном благополучии.

Согласно учению неомарксистов, пролетариат не сможет разрушить систему. Это могут сделать только те, кто каким-либо образом отвергнут системой.

Такими людьми являются маргиналы, притесненные расовые меньшинства, наркоманы и тому подобные члены общества. Г. Маркузе утверждал, что такие люди находятся за бортом процессов демократии, а их жизнь становится главной причиной для создания потребности в отмене невыносимых условий и институтов.

Источник

Краткая характеристика неомарксизма. Различия социал-демократического и коммунистического неомарксизма

Философское и социологическое течение неомарксизма зародилось в ХХ веке. Оно характеризовалось разнородностью и противоречивостью. Сторонники неомарксизма стремились приспособить марксизм к современным реалиям.

Некогда известная франкфуртская школа зачастую причисляется к данному течению. В состав группы школы неомарксистов входили Макс Хоркхаймер (1895–1973), Герберт Маркузе (1898–1979), Теодор Адорно (1903–1969). Неомарксизм развивался, и некоторые деятели науки и культуры соединяли его в единое течение с неофрейдизмом (Э. Фромм (1900–1980), В. Райх), со стороны некоторых писателей и философов неомарксизм дополнялся идеями экзистенциализма (Ж.-П. Сартра, М. Мерло-Понти); французский философ и социолог Л. Гольдманом попытался соединить марксизм со структурализмом; немецкий философ и социолог Ю. Хабермас видел связь неомарксизма с философской герменевтикой.

Ранний неомарксизм

К раннему периоду развития неомарксизма относится конец 30-х гг. ХХ века. В следствие этому философское и социологическое течения в этих временных рамках принято называть ранним неомарксизмом. Поздний неомарксизм начался с окончания раннего периода и продлился до конца 70-х гг.

Начало ХХ века для марксизма уже отличалось тем, что в данном движении появляются два разрозненных истолкования марксизма. В это время образуется социал-демократическое и коммунистическое течении марксизма. Социал-демократический марксизм отличался тем, что отходил от выдвинутых марксизмом элементов диалектики. Для сторонников марксизма данные элементы входили в универсальную теорию развития природы, общества и мышления. Марксизм интерпретировался в духе позитивизма или неокантианства.

Развитие социал-демократического марксизма в результате дало толчок к возникновению современной социал-демократии. В последней нельзя найти никаких отсылок к диалектики, пролетарской революции и диктатуре пролетариата. Несмотря на то, что данное положение в своей основе имеет идеи марксизма, социал-демократы современности в своих программных документх исключили любые ссылки на основоположника течения, Карла Маркса.

В результате того, что марксизм интерпретировался со стороны коммунистов, движение подверглось значительным изменениям. В результате этого в России появилась новая концепция – марксизм-ленинизм. Что же касается судьбы марксизма в других странах, то, например, в Китае он превратился в маоизм, а в Северной Корее в доктрину «чучхе». Пройдя через коммунистическое видение, марксизм и диалектика Маркса сводятся к диктатуре единственной в стране правящей коммунистической партии.

Учение Маркса также характеризовало будущее мировой революции, но российская социалистическая революция опровергла его. Согласному этому учению мировая революция разгорится во всех развитых капиталистических странах одновременно. Согласно теории Маркса, концепция движения может быть применима в таких странах, но на деле оказалось то, что марксизм находит свое место именно в странах формирующегося капитализма.

Различия социал-демократического и коммунистического неомарксизма

Немецкий социал-демократ Эдуард Бернштейн (1850–1932) выделил самые уязвимые моменты марксизма. В своих работах он отчетливо разделяет социал-демократический и коммунистический неомарксизм. Карл Маркс предсказал, что ситуация в экономике всех капиталистических стран будет стремительно ухудшаться. Этот процесс приведет к обеднению пролетариата, а вследствие этого начнется пролетарская революция.

Но прогноз К. Маркса был не верен, так как были заметны очевидные улучшения экономического положения рабочего класса. Также не сбылась пролетаризация среднего слоя населения, как и появление жестких классовых разногласий и частых экономических кризисов.

Немецкий публицист и политический деятель Э. Бернштейн утверждал, что диалектика является наиболее опасным элементом марксизма. По его мнению, деятельность сторонников марксизма привела к смешению моральных факторов с экономическими и социальными факторами. В результате природа государства понималась неверно. Согласно работам Маркса, государство является одновременно и репрессивным органом, где действия выполняют собственники, и чудотворной силой, сконцентрированной в руках пролетариата.

Э. Бернштейн предлагал произвести ревизию марксизма, так как движение не было совместимо с новыми историческими фактами. Борьба должна быть направлена за государственные реформы, принятие которых будет способствовать реобразованию существующего общества.

По мнению Э. Бернштейна, демократия может считаться как началом, так и концом. Она также является средством. С помощью демократии ведется социализм и формы его реализации. Стоит отметить, что Энгельс именно ему поручил отредактировать и опубликовать свои работы после смерти.

Немецкий экономист и историк К. Каутский был сторонником классического марксизма, но отличался меньшей радикальностью. Социал-демократ К. Каутский утверждал, что диалектика требует нового истолкования, он также критиковал экономический детерминизм Маркса. Им было предложено добавить элементы социал-дарвинизма в марксизм. Критикуя Маркса, он подчеркивал, что нельзя пренебрегать ни духовной активностью, ни экономическими, материальными предпосылками. Все эти элементы взаимно обусловлены и переплетены. По словам К. Каутского, революция большевиков в России не является социалистической.

Согласно мнению итальянского философа, журналиста А. Грамши, Октябрьская революция свершилась несмотря на прогнозирование Маркса. Более того, эта революция была против «Капитала». Марксизм должен истолковываться поэтому не как спекулятивная доктрина, а как философия практики, и прежде всего как философия революционной практики, говорящая о борьбе за власть класса подчиненного и класса руководящего.

Поздний неомарксизм

В 50–60-е гг. ХХ века особую популярность неомарксизм получил во Франции.
Французский социолог и философ А. Лефевр считает, что течение неомарксизма способно изменить природу рабочего класса. В этой связи рабочий класс лишается его революционных потенций, как результат, этот класс становится потребительским, его интерес направлен только на мнимое благосостояние.

Французский философ-неомарксист Л. Альтюссер разграничил науку и идеологию. В конечном итоге, по его мнению наука являлась описанием реальности, в то время как идеология характеризовалась им как воля, ностальгия или надежда. Марксизм стал ассоциироваться с антигуманизмом, и антиисторизмом, так как Карл Маркс говорит о науке в тех случаях, когда перестает рассуждать о сущности человека. Сам по себе гуманизм является идеологией, так как его предмет направлен на изучение человека воображаемого. Теоретический антигуманизм уничтожает философский миф о человеке. Как итог, появляется возможность научного познания человеческого мира и путей его трансформации.

Л. Альтюссер со своими идеями неомарксизма, многие из которых можно встретить в его книге «Читать “Капитал”» (написана в соавторстве), заметно повлияли на молодых людей Франции. Сторонник неомарксизма страдал маниакально-депрессивным психозом. Его болезнь усугубилась, поэтому последнее десятилетие своей жизни Альтюссер пробыл в психиатрической лечебнице. Проводя последние годы в заточении, он написал автобиографию, где помимо анализа собственной жизни, признался в том, что прочитал не так много работ Маркса. При этом в книге нет никаких рекомендаций по изучению «Капитала».

Французский философ и писатель Жан-Поль Сартр предложил обновить марксистское истолкование истории с помощью экзистенциалистского обоснования. Марксистское истолкование истории он видел в попытке рассмотреть исторический процесс во всеобщности.

Немецкий неомарксизм представляла франкфуртская школа. Она повлияла на интеллектуальную атмосферу Западной Европы, просуществовав сорок лет. Свои последние десять лет франкфуртская школа стремилась к американскому прагматизму.

В самой Америке неомарксизм не нашел сторонников, поэтому движение не имело никакого влияния на штаты. Все приверженцы течения были потеряны еще в 70-е гг. ХХ века в Западной Европе. Неомарксизм отдалялся все дальше из-за распада коммунистических режимов в социалистических странах.

Хотя ярые сторонники неомарксизма утверждали, что верны «аутентичному Марксу», на деле осуществляли те же действия, что и противники марксизма. Обе стороны демонстрируют рассогласованность внутри концепции Маркса. Согласно данной концепции капитализм неизбежно должен преобразоваться в коммунизм.

Конец ХХ века обнажил реально существующую ситуацию, где социальная история подчеркивает не только утопичность марксизма, но и его неприспособленность к современной социальной реальности.

Источник

Неомарксизм

Неомарксизм — термин, часто применяемый для обозначения различных социально-философских течений в марксизме, таких как франкфуртская школа, примыкающая к ней школа праксиса и прочее.

Впервые как явление получил свое развитие в западном марксизме, однако со временем распространился и на другие страны включая СССР. Концепции неомарксизма стали одной из составных частей теории новых левых.

Содержание

История

Неомарксизм возник в результате теоретической разработки ряда проблем, на которые не мог дать ответы традиционный марксизм. Среди таких проблем — вопрос о позиции левых партий относительно Первой мировой войны; вопрос о том, почему в Западной Европе не состоялись социалистические революции, несмотря на развитое рабочее движение; почему в это же время в Европе произошёл подъём нацистского движения. Такие вопросы привели к серьёзным теоретическим поискам в рамках марксизма и привели к возникновению неомарксизма.

Не существует формальных неомарксистских организаций, люди редко называют себя неомарксистами. Также не существует чётких рамок неомарксизма.

Считается, что большинство направлений неомарксизма отказываются от идеи вооружённых революций в пользу более мирного развития событий — отойти от идеи насилия при сохранении идеи революции как таковой. Неомарксисты также стремятся создать новые экономические модели, трансформируя основные понятия классовой борьбы, как это сделал Ханс-Юрген Краль.

К своим первым важным доcтижениям неомарксизм пришёл после Первой мировой войны через исследования Дьёрдя Лукача, Карла Корша и Антонио Грамши. Из Института социальных исследований, основанного в 1923 году в качестве подразделения Университета Франкфурта-на-Майне выросло одно из важнейших направлений неомарксизма — междисциплинарная социальная теория, т. н. Франкфуртская школа. Её основателями стали Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно, чьи взгляды значительно повлияли на марксистскую теорию в целом, особенно их эмиграцию в Нью-Йорк после прихода нацистов к власти в Германии.

См. также

Литература

Примечания

Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Смотреть фото Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Смотреть картинку Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Картинка про Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Фото Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение

Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Смотреть фото Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Смотреть картинку Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Картинка про Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение. Фото Что такое неомарксизм каковы основные черты этой идеологии охарактеризуйте их используя суждение Марксизм
СоциологияДиктатура пролетариата • Теория отчуждения • Эксплуатация • Классовая борьба • Буржуазия • Пролетариат • Революция • Научный социализм • Коммунизм
ЭкономикаЗакон прибавочной стоимости • Политэкономия • Производительные силы • Производственные отношения • Рабочая сила • Первоначальное накопление капитала
ИсторияПервобытный коммунизм • Материалистическая теория происхождения государства • Азиатский способ производства • Рабовладельческий строй • Феодализм • Капитализм • Социализм • Коммунизм
ФилософияДиалектический материализм • Исторический материализм
НаправленияАвстромарксизм • Западный марксизм • Ленинизм • Большевизм • Люксембургианство • Коммунизм рабочих советов • Археомарксизм • Марксизм-ленинизм • Сталинизм • Троцкизм • Маоизм • Титоизм • Чучхе • Еврокоммунизм • Неомарксизм • Операизм • Аналитический марксизм • Структуралистский марксизм • Ситуационизм • Постмарксизм • Ходжаизм
ШколыФранкфуртская школа • Будапештская школа • Школа праксиса

Полезное

Смотреть что такое «Неомарксизм» в других словарях:

НЕОМАРКСИЗМ — неоднородное и противоречивое филос. и социологическое течение, пытавшееся приспособить марксизм к реалиям 20 в. Иногда проводится различие между Н. в узком смысле и Н. в широком смысле. В Н. в узком смысле включаются западноевропейские… … Философская энциклопедия

Неомарксизм — – 1) тар мағынада – Франкфурт мектебі өкілдерінің (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, сонымен қатар шығармашылықтарының белгілі бір кезеңдерінде Э. Фромм, Ю. Хабермас) зерттеулерін сипаттауға қолданылатын ұғым; 2) кең мағынада – марксизмді… … Философиялық терминдердің сөздігі

НЕОМАРКСИЗМ — понятие, используемое: а) в узком смысле для фиксации и содержательной характеристики значимой парадигмы исследований представителей Франкфуртской школы; б) в широком смысле для обозначения направленности и теоретических оснований исследований, в … История Философии: Энциклопедия

НЕОМАРКСИЗМ — понятие, используемое: а) в узком смысле для фиксации и содержательной характеристики значимой парадигмы исследований представителей Франкфуртской школы; б) в широком смысле для обозначения направленности и теоретических оснований исследований… … Новейший философский словарь

«НЕОМАРКСИЗМ» — течение бурж. обществ. мысли 30 70 х гг. 20 в., ревизующее марксизмленинизм с позиций мелкобурж. революционности. «Н.» неоднородное u противоречивое течение. Для него характерна смесь марксизма с элементами неогегельянства, ницшеанства и… … Философская энциклопедия

НЕОМАРКСИЗМ — англ. Neo Marx ism; нем. Neomarxismus. Течения западной обществ, мысли, по разному интерпретирующие учение К. Маркса (в духе неогегельянства, феноменологии, неофрейдизма, структурализма и т. д.); критикующие истолкование марксизма идеологами как… … Энциклопедия социологии

НЕОМАРКСИЗМ — совокупное обозначение для марксистски ориентированных философских течений, критически настроенных по отношению к догматическому марксизму, служившему официальной идеологией в странах бывшего социалистического блока. В рамках Н. можно выделить… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

НЕОМАРКСИЗМ — (греч. neos новый и нем. Marxismus по имени К. Маркса) спектр идеологических течений, основой которых являются теоретические положения марксизма (от леволиберальных до леворадикальных модификаций). К основным направлениям неомарксизма относят его … Политологический словарь-справочник

неомарксизм — неомаркс изм, а … Русский орфографический словарь

неомарксизм — неомаркси/зм, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Источник

Основные черты марксистской философии: Неомарксизм

Неомарксизм — термин, часто применяемый для обозначения различных социально-философских течений в марксизме, таких как франкфуртская школа, примыкающая к ней школа праксиса и прочее.

Впервые как явление получил свое развитие в западном марксизме, однако со временем распространился и на другие страны включая СССР. Концепции неомарксизма стали одной из составных частей теории новых левых.

Неомарксизм возник в результате теоретической разработки ряда проблем, на которые не мог дать ответы традиционный марксизм. Среди таких проблем — вопрос о позиции левых партий относительно Первой мировой войны; вопрос о том, почему в Западной Европе не состоялись социалистические революции несмотря на развитое рабочее движение; почему в это же время в Европе произошёл подъём нацистского движения. Такие вопросы привели к серьёзным теоретическим поискам в рамках марксизма и привели к возникновению неомарксизма.

Не существует формальных неомарксистских организаций, люди редко называют себя неомарксистами. Также не существует чётких рамок неомарксизма.

Считается, что большинство направлений неомарксизма отказываются от идеи вооружённых революций в пользу более мирного развития событий — отойти от идеи насилия при сохранении идеи революции как таковой. Неомарксисты также стремятся создать новые экономические модели, трансформируя основные понятия классовой борьбы, как это сделал Ханс-Юрген Краль.

К своим первым важным дотижениям неомарксизм пришёл после Первой мировой войны через исследования Дьёрдя Лукача, Карла Корша и Антонио Грамши. Из Института социальных исследований, основанного в 1923 году в качестве подразделения Университета Франкфурта-на-Майне выросло одно из важнейших направлений неомарксизма — междисциплинарная социальная теория, т. н. Франкфуртская школа. Её основателями стали Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно, чьи взгляды значительно повлияли на марксистскую теорию в целом, особенно их эмиграцию в Нью-Йорк после прихода нацистов к власти в Германии.

Позитивизм

Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук. Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа»[1].

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики[2]. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки[3].

Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:

Первый (классический) позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.

Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.

Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.

Религиозная философия

Религиозная философия — общий термин для описания разнообразных философских исследований, в которых любая избранная проблема разрабатывается с учетом связи сущего с Высшей реальностью[1]. Религиозная философия (в отличие от философии религии) всегда контекстуально относится к определённой религиозной системе, существует буддийская, христианская, исламская и т. д. философия.

Разум и вера. Взаимосвязь разума и веры всегда находилась в центре внимания религиозной философии. Трудно представить себе религиозно-философское учение, которое бы отрицало значимость откровения, непосредственного божественного озарения, путь веры. Но философия изменила бы своему назначению, если бы открыто отказалась от использования возможностей разума в пользу откровения. Поэтому всегда среди религиозных мыслителей шли дискуссии об оптимальной стратегии соединения усилий веры и разума. Еще Августин, делавший в традиции христианского платонизма акцент на важности божественного озарения в познании, полагал, что в постижении мира человек неминуемо опирается первоначально на авторитет, имеющий своим истоком веру, однако не может им ограничиться и использует далее потенциал разума. Даже средневековая философская мистика, во многом унаследовавшая от Августина понимание роли непосредственного божественного озарения в стремлении души к божественному Абсолюту, не могла полностью отказаться от разума в пользу откровения веры. В традиции христианского аристотелизма Фома Аквинский провозгласил тезис о гармонии разума и веры, в рамках которой философия и богословие призваны к сотрудничеству, но одновременно несводимы всецело друг к другу. В новейшей религиозной философии путь веры соотносится не только со стратегией философского разума, учитывается и то обстоятельство, что наука и соответствующие ей стандарты рациональности занимают особое место в жизни человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *