Что такое неоплатонизм в философии кратко

Неоплатоники: восхождение души

«Единое — свет абсолютно чистый и простой; ум — солнце, имеющее свой собственный свет; душа — луна, заимствующая свет от солнца; материя — мрак.»
Плотин

Неоплатонизм — направление древнегреческой философии, основанное на идеях Платона, включающее идеи Аристотеля и элементы восточных учений. Целью неоплатонизма было единение с богом.

Синтез учений Платона и Аристотеля

Что такое неоплатонизм в философии кратко. Смотреть фото Что такое неоплатонизм в философии кратко. Смотреть картинку Что такое неоплатонизм в философии кратко. Картинка про Что такое неоплатонизм в философии кратко. Фото Что такое неоплатонизм в философии кратко

Основателем неоплатонизма считается Плотин, а его учителем был Аммоний Саккас, о жизни которого не сохранилось почти никаких сведений. Известно только, что в молодости он работал грузчиком в порту, откуда и получил свое прозвище («саккас» означает «мешок»). По воспитанию Аммоний был христианином, но, познакомившись с учениями Древней Греции, отказался от христианства, посчитав, что истина скорее в философии, чем в религии.

Обнаружив сходство во взглядах Платона и Аристотеля, Аммоний Саккас первым начал объединять эти два учения. В первую очередь он соединил идею Платона о нематериальности души и идею Аристотеля о космическом уме, при помощи которого создается все во Вселенной. Дальше над новой философской системой работали ученики Аммония, в первую очередь Плотин. В чем же суть этой системы? В ее центре находится учение о Едином. Этот термин означает и высшее благо, и первоначальное состояние мира до его разделения на материю и идеи. Единое необъяснимо и недоступно человеческому уму. Оно противоречиво по своей природе: неразделимо, и в то же время создает все многообразие вещей и явлений.

Неоплатоники считали, что мир порождается в результате эманации (излияния) Единого, которая осуществляется в три этапа. Сначала появляется ум, затем душа, а на последнем этапе материя, самая грубая часть мироздания. Уже на первом этапе Единое теряет свою целостность, так как ум содержит в себе множество идей. Появление души — это дальнейшее разделение, так как во Вселенной огромное разнообразие душ. Кроме того, каждая душа состоит из двух частей: высшей, бессмертной, и низшей, исчезающей вместе с телом.

«Любовь входит в каждую душу настолько сильно, насколько эта душа способна пробудить в себе воспоминание о божественном и вечном» (Плотин)

Спасение души в системе неоплатоников

Плотин одиннадцать лет учился у Аммония Саккаса, потом изучал индийскую и персидскую философию, откуда заимствовал некоторые элементы. Вслед за Платоном он считал, что душа спускается с небес на землю и обретает тело. Главной его задачей было нахождение пути, по которому душа может подняться к богу.

Единое, как считали неоплатоники, создавая все в мире, движется сверху вниз. Поэтому каждый последующий уровень мироздания меньше наполнен благом, чем предыдущий. Самый нижний уровень, материя, полностью лишен истины и блага. Но возможно и обратное движение — возвращение человеческой души к своему изначальному источнику. Как это происходит? Душа должна пройти путь эволюции, постепенно полностью очиститься от зла. Для своего восхождения к Единому душа должна совершать сознательные усилия. Со стороны этики эти усилия заключаются в заботе о морали и нравственности, со стороны эстетики — в созерцании прекрасного, которое приближает человека к абсолюту. Кроме того, душе следует пройти путь аскезы — отрешиться от всего лишнего и сосредоточиться на главном.

Шаги духовного пути были подробно описаны Плотином. Путь начинается с отказа от вожделений и возвышения над чувственностью. После этого душа наполняется любовью к истинно прекрасному. Следующий шаг — овладение отвлеченным мышлением. И, наконец, — экстаз единения с божеством.

«Душа не есть дощечка для письма, свободная от записей; но она исписана от века, пишет себя и пишется умом» (Прокл Афинский)

Развитие неоплатонизма

Неоплатоники на протяжении десятилетий продолжали искать способы соединения души с Единым. Они не только изучали древние культы и религии, но и применяли на практике многие обряды и техники. Одна из школ неоплатоников, Сирийская, использовала для этих целей теургию — мистические ритуалы единения с богами, которые состояли из магических действий и молитв. Их последователи из Пергама занимались толкованием древних предсказаний и священных текстов, заимствованных из разных античных культов, изучали пифагорейскую символику чисел. Таким образом, в неоплатонизме философское знание объединилось с мистикой и религией.

Последним представителем этого направления, а также всей античной философии считается Прокл Афинский, живший в V веке. Это было время заката древнегреческой цивилизации, когда христиане активно боролись с античными философами-язычниками. Проклу, который написал «Возражения против христиан», в какой-то момент пришлось даже уехать из Афин, чтобы избежать преследования.

В чем же главная заслуга этого философа? Он собрал воедино знания, накопленные за всю историю неоплатонизма, проанализировал их и создал стройную систему, которую оставил потомкам. Главный его труд называется «Теология Платона». После смерти Прокла философское учение стремительно утрачивало популярность, многие последователи неоплатонизма перешли в христианство.

«Единое не есть сущее, но родитель его, и это — как бы первое рождение, ибо, будучи совершенным, так как ничего не ищет, ничего не имеет и ни в чем не нуждается, Оно как бы перелилось через край и, исполненное Собою, создало иное» (Плотин)

Источник

Неоплатонизм

Что такое неоплатонизм в философии кратко. Смотреть фото Что такое неоплатонизм в философии кратко. Смотреть картинку Что такое неоплатонизм в философии кратко. Картинка про Что такое неоплатонизм в философии кратко. Фото Что такое неоплатонизм в философии кратко

Что такое неоплатонизм в философии кратко. Смотреть фото Что такое неоплатонизм в философии кратко. Смотреть картинку Что такое неоплатонизм в философии кратко. Картинка про Что такое неоплатонизм в философии кратко. Фото Что такое неоплатонизм в философии кратко

Содержание

Неоплатони́зм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигма неоплатонизма сводится:

Таким образом, неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире, возникающем от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).

Периодизация

II—III вв.

Научный период, самый характерный и имевший наибольшее значение. Период отличается спекулятивно-теоретическим характером, преимущественно реконструированием основной триады Платона. К этому периоду относится:

III—IV вв.

Богословский период, попытка объединить все существующие древние культы и обосновать умозрительное богословие политеизма. Не покидая почвы спекулятивных теорий, неоплатонизм этого периода ставит главной задачей практическую мистику, теургию и мантику; систематизирует античную мифологию, большее внимание обращая на религиозно-магическую практику; изъясняет сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства, оракулов, мистерий, астрологии, экстатического восхождения в сверхчувственный мир. К этому периоду относятся:

IV—VI вв.

Схоластический, комментаторский период, попытка реставрации и систематизации учений всей древней философии. К этому периоду относятся:

Концепция

Неоплатонизм представляет собой синтез:

«Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады Плотина: Единое-Ум-Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по нисходящим ступеням. Над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое (Благо). Оно эманирует в Ум ( νοῡς ), где происходит его дифференциация на равносущее множество идей. Ум эманирует в Душу ( ψῡχή ), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются умственный и чувственный Космос.

Первая онтологическая субстанция этой триады, Единое — непознаваема; вторая, Ум — познаваема. Отсюда в неоплатонизме вводится дополнительное учение о числах, возникшее из переработки старого пифагореизма. Посредством этого учения трактуется и определяется необходимость эманации Единого в Ум — как первое докачественное расчленение Единого, исходящее из его природы.

Ум, представленный у Платона в виде распределенных намеков, разрабатывается неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космическом уме-перводвигателе и о его самосозерцании. Самосозерцающий Ум выступает одновременно и объектом, и субъектом своего мышления (мыслит самого себя в себе самом) и, таким образом, содержит в себе свою собственную умну́ю материю.

Третья онтологическая субстанция этой триады, Душа, разрабатывается на основе платоновского диалога «Тимей» и доводится до учения о космических сферах (также под влиянием как Аристотеля, так и древнего пифагореизма). Это учение дает картину действия мировой души во всем Космосе.

Таким образом, как идеалистическая философская система неоплатонизм сводится к общему учению об иерархическом строении Бытия. Неоплатонизм — универсальная логическая система, объясняющая строение Сущего и любого явления в Сущем. Конструкцию Сущего и явлений в Сущем неоплатонизм определяет постепенным «ослаблением» первой и высшей ступени в следующем нисходящем порядке: Единое, Ум, Душа, Космос, материя. Каждая из ступеней причастна «соседней» высшей и, таким образом, обще-причастна Единому (Благу). Эта причастность исходит из природы самого Единого (Блага).

Мир эманирует из Единого (Блага); вся совокупность вещей — ряд ступеней последовательно убывающего совершенства, исходящего из единой, все созидающей [божественной] первоначальной силы; мировая жизнь — возвращение созданий по тем же ступеням к Единому (Благу).

Одно из положений неоплатонизма — идея универсального Блага, то есть элиминация из идеи Божества всех антропоморфических элементов. Бог — единое, сверхмировое, сверхра́зумное, непознаваемое, неизреченное начало. Но, будучи непознаваем, Бог сам может открыться человеку в мистическом откровении. В состоянии такого экстаза душа непосредственно созерцает абсолютное и сливается с ним в одно целое. Средством к достижению такого экстаза является теургия и аскетизм.

Для учения о внутрикосмических телах неоплатонизм привлекает теории Аристотеля о субстанции и качестве, об эйдосах (сущностях вещей) и энтелехиях (действенно развивающихся принципах вещей), о потенции и энергии.

На неоплатонизм оказал существенное влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового первоначала (огня) с внутренним я человека. Однако неоплатонизм мог возникнуть только из решительного преодоления стоического материализма, натуралистического пантеизма в стоической интерпретации наследия Платона.

Эманация

Эманация (лат.»emanatio»; греч. «πρόοδος»>, истечение, распространение), полагающее понятие неоплатонизма — онтологический вектор перехода от [семантически и аксиологически] высшей сферы Универсума к низшим, менее совершенным сферам; то есть распространение избыточной полноты абсолютного Бытия [за пределы собственно своего бытия].

В основе термина лежит употребительный в традиции платонизма метафорический образ истока, дающего начало реке, но неисчерпаемого; или образ Солнца, изливающего из себя лучи, но остающегося таким же светлым. В процессе эманации как ступенчатого нисхождения Абсолюта (Единого греч.»μόνο») образуется множественный мир «иного», то есть низшие уровни Бытия (нус, νοῡς и т. д.), а на самом низшем уровне — материя как «небытие» (мэон, μή όν ).

В отличие от теистического представления о «сотворении мира» как акте воли личного Божества, эманация понимается как непроизвольный безличный процесс, необходимый по природе самого Сущего. Содержание эманации мыслится данным безусловно в исходной точке полностью; на различных её этапах (ступенях) может происходить только последовательное оскудение, а затем — возврат к началу.

Т.о. эманация — следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого как первоосновы мира; эта избыточность проявляется в непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии Единого (Блага греч.»ἀγαθόν») [вовне].

Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым и низшими уровнями Бытия управляется двумя главными принципами, фундаментальными закономерностями. Во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе эманации и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому преодолению оторванности от истока. У Плотина это положение зафиксировано постулатом «восхождения к Единому» и передается термином «экстаз», у Прокла в «Первоосновах теологии» формулируется тезисом «все, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе».

Сотериология

Из неоплатонического понимания эманации вытекает неоплатоническая сотериология. Так как эманация понимается как нисходящее движение («истечение от верховного светоча»), предполагающее обратный вектор восходящего экстаза, парадигма эманации (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему теодицеи. Наличие зла обусловливается иерархией совершенства мироздания, вытекающей из идеи эманации семантически. Поскольку каждый последующий уровень эманации как порождение Единого отличается меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим, зло есть не что иное как закономерный, естественный недостаток (в нижнем, недостижимом в действительности, пределе — полное отсутствие) Блага.

Таким образом, избавление, очищение от зла заключается в возвращении души к своему «изначальному источнику», «когда Душа находилась в тесной связи с Умом и когда она созерцала идеи». Для этого душа, желающая возвратиться к своей «занебесной отчизне», должна пойти по пути эволюции, возникающей по той же природе, по которой возникает и инволюция.

Так как инволюция — как «сошествие», деградация, материализация Духа — логически первична по отношению к эволюции, люди, погруженные в чувственное, естественным образом идут по пути, присущему их «материальному я» (по Плотину, низшей части души) и противному их «абсолютному я» (по Плотину, верхней части души). Чем дальше они отходят от своей абсолютной природы, тем труднее им возвратиться. «Как дети, оставленные своими родителями и воспитанные чужими, не могут узнать своих отцов и, забыв свое происхождение, не могут правильно определить самих себя — так и души этих людей, далеко ушедшие от первоисточника, забывают последние основания Бытия, своего отца, себя самих, свое прошлое».

Таким людям все представляется более ценным, чем собственная душа, включая предметы, которые оказываются ниже их собственной природы. Чтобы возвратить их на истинную дорогу, есть только один путь: разъяснить им, как высоки они сравнительно с чувственными предметами, перед которыми они унижают достоинства своей души.

Душа должна вспомнить о своем подлинном истоке, о «занебесной отчизне»; но хотя это воспоминание/знание может открыться сразу, быстро, мгновенно (подобно откровению «в один прекрасный момент»), оно одно ещё не может быть условием избавления от помех и искажений, условием перерождения. Это воспоминание/знание — всего лишь предел, к которому человек теперь будет стремиться, не достигая его никогда. Задача человека — преодолеть естественные свойства «нижней части души» — страсти, вожделения, пороки — и путем добродетелей, аскетизма, теургии, творчества стремиться к слиянию с Единым.

Восхождение к Единому, которое осуществляет человек, означает также метаморфозу собственной природы (трансмутацию, по терминологии герметизма). Сфера умопостигаемого не удалена из нашего непосредственного опыта, неотдельна от чувственно постигаемого. Основная задача на пути трансмутации — осознать близость Всеобщей души, Ума и Единого, научиться видеть мир не фрагментарно, но целостно, как проявление законов, универсальных всему и во всем. В сотериологическом плане это [и] означает познание своего подлинного внутреннего я, носителя бессмертного начала.

Влияние

В 529 вышел запрет императора Юстиниана на деятельность философских школ. Платонизм и неоплатонизм были преданы анафеме на двух Поместных Соборах в Византии (1076, 1351). Юстиниан запретил изучение языческой философии и распустил платоновскую Академию в Афинах, бывшую последним оплотом языческого неоплатонизма.

Однако идеи неоплатонизма не погибли вместе с крушением античного общества. Уже в конце античности неоплатонизм вступает в сложное взаимодействие с христианским, а затем с мусульманским и иудейским монотеизмом; оказывает значительное воздействие на развитие арабской философии (Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сина).

Христианский неоплатонизм в наиболее яркой форме проявился в Ареопагитиках, находящихся в очевидной зависимости от философии Прокла. В византийской философии идеи неоплатонизма получили большое распространение уже в период ранней патристики (IV в.) благодаря деятельности представителей т. н. каппадокийской школы — Василия Великого, Григория Назианзина и Григория Нисского, ставших на путь христианизации неоплатонизма. Большую роль в распространении идей неоплатонизма сыграл Максим Исповедник. В XI в. идеи неоплатонизма в более светской и рационалистической форме проводил Михаил Пселл.

Под влиянием неоплатонизма находился Августин Блаженный. Некоторые черты неоплатонизма можно наблюдать и у таких ортодоксальных философов католической церкви, как напр. Ансельм Кентерберийский. Пантеистический характер неоплатоническая традиция приобретает у философов шартрской школы.

От ортодоксально-католической линии резко отличается философская система Иоанна Скота Эриугены, который переводил Ареопагитики на латинский язык и широко использовал идеи неоплатонизма, впадая в прямой пантеизм. Неоплатонизм оказался главным теоретическим источником пантеизма в западной философии средневековья.

К концу средневековья сильное влияние неоплатонизма сказалось в немецкой мистике XIV—XV вв. (Мейстер Экхарт, Таулер, Сузо). Пантеистические и рационалистические тенденции неоплатонизма выявились у таких представителей философии Возрождения, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино.

Большой шаг в сторону секуляризации неоплатонизма был сделан в итальянско-немецкой натурфилософии эпохи Возрождения (Парацельс, Кардано, Кампанелла и Бруно). О влиятельности неоплатонизма в XVII — начале XVIII вв. свидетельствует школа кембриджских платоников (Кедворт и др.). Немецкий идеализм конца XVIII — начала XIX вв. опирался на идеи неоплатонизма, особенно в лице Шеллинга, и Гегеля, который был первым историком философии, адекватно изложившим неоплатонизм в своей «Истории философии».

В Древней Руси концепции неоплатонизма были известны благодаря славянским переводам Ареопагитик, Диоптры Филиппа Монотропа («Пустынника») и других сочинений византийских авторов.

Воздействие неоплатонизма на идеализм XIX—XX вв. можно проследить прежде всего у таких русских философов, как В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. А. Флоренский. Неоплатонические элементы и тенденции прослеживаются и в ряде различных направлений современной философии.

Источник

Философская мысль неоплатонизма

Как бы иногда не отзывались о философии, как о лженауке, детально изучив ее мировое наследие невозможно отрицать тот факт, что она сама является «мамой» большинства дисциплин.

Философия породила пытливость ума, который уже овладел тайнами природы. Благодаря ей мы сейчас живем в цивилизованном мире (в отличие от некоторых до сих пор первобытных племен), пользуемся плодами научного прогресса. Она и есть первая наука.

Что такое неоплатонизм в философии кратко. Смотреть фото Что такое неоплатонизм в философии кратко. Смотреть картинку Что такое неоплатонизм в философии кратко. Картинка про Что такое неоплатонизм в философии кратко. Фото Что такое неоплатонизм в философии краткоВзаимодействие философской мысли с религией, естествознанием позволило нам найти решения загадок бытия. Многое еще предстоит освоить, но полученный опыт неоценим.

Неоплатонизм в философии позволил человеку осознать возвышение души над телом, ее божественную принадлежность. Он соединил в единые идеалистические настроения разные культуры, что оказало людям неоценимую помощь в постановке жизненных принципов (идеалов), которые необходимы каждому.

Неоплатонизм, как направление и его основные идеи

Неоплатонизм является идеалистическим направлением, основанным на концепциях Платона, Аристотеля и некоторых восточных учениях. Он подразумевает существование мира, как некую иерархическую обустроенность, появившуюся из первоначала, где душа устремляется к своему «высокому» истоку, ищет пути воссоединения с Божественным началом.

Конец античной эпохи характеризуется скептической настроенностью общества. Словно для нормализации баланса, появляется философское течение — неоплатонизм, упорно изучающее сверхчувствительную сферу жизни, взаимосвязь между миром, Богом, человеком.

Представители учения основываются на идеях Платона, но восточные мотивы также отразились на основных идеях. Неоплатоническая система мистических предположений и символов стала духовной атмосферой того времени. Мифические герои олицетворяли возможность получения божественности человеческим духом, а символика Востока убеждала, что душа способна к реинкарнации. Александрийские талмуды, на которые часто ссылались неоплатоники, излагали магические, мистико-астрологические фантазии.

Философское учение являлось системой религиозного синкретизма, идеальным пантеоном платоновских идей, объеденных с восточной, греческой фантастикой. Мистицизм поглощал воображение людей. С его помощью неоплатоники пытались подавить зарождающееся христианство. Практическая жизнь для них являлась «нечистой», поэтому своей основной догмой адепты представляли аскетизм, слияние с божественной сущностью, достигаемые с помощью мистических обрядов.

Учитывая это можно классифицировать несколько основных идей неоплатонизма:

Плотин — основоположник неоплатонизма

Плотин (203 — 270 года) был ярым приверженцем учения. Когда он переехал в Рим и стал лектором, его платонические рассуждения о морали привлекли большое количество восхищенных поклонников. Плотин пропагандировал аскетизм, как воздержание от чувственных утех, мяса. Аристократы, знатные вельможи последовали за его принципами (даже император, его супруга).

Мыслителя считают основателем неоплатонизма, потому что он систематизировал платоновский идеализм.

Что такое неоплатонизм в философии кратко. Смотреть фото Что такое неоплатонизм в философии кратко. Смотреть картинку Что такое неоплатонизм в философии кратко. Картинка про Что такое неоплатонизм в философии кратко. Фото Что такое неоплатонизм в философии краткоИсточником бытия мыслитель считал сверх природной сущности – Единое (Абсолют), которое самостоятельно, все остальное в его зависимости. Абсолют возвышается над небесным и земным пространством. Он радикально отличается от христианского божества, своим внутренним свойством: если Бог создает все мирское, то Абсолют в ходе естественного процесса (эманации) излучает из себя прочие сущности. Эманация представляет собой процесс развития от максимально идеального к менее идеальному. Одновременно осуществляется постоянная геометрическая прогрессия бытия, но и деградация.

Антропологическая концепция Плотина пересекается с теорией о Едином. Мудрец так же как Пифагор считал душу бессмертной, но с той разницей, что отрицал беспрерывное ее скитание из одного тела в другое. Философ полагал –по истечению своего земного предназначения душа должна вернуться к первоначалу (Мировой Душе), а через него обратно к Абсолюту. Из этого следует, что деградирующий процесс эманации сменяется обратным процессом возвращения, менее совершенного к абсолютно совершенному, что завершает цикл.

Неоплатонизм из уст Плотина выступает крайне влиятельным учением позднего периода античности. Интеллектуальная элита общества была пронизана его идеями. Направление послужило основой для осмысления религиозно-мифологических суждений греко-римской эпохи.

Модель неоплатонизма по Плотину

Философ создал идеалистическую систему мира, ограненную объективизмом, которая повлияет на будущую динамику философской мысли. Она имеет строгую иерархию, согласно которой существует первостепенная над всеми остальными сущность:

Несмотря на то, что вселенная едина, Плотин считал мир в разных его областях неодинаковым. Чудесная Душа мира преобладает над топорной Материей, благородный мировой Разум возвышается над Душей, но самое первое место принадлежит Единому – оно проявляется во всех предыдущих субстанциях, с него все началось.

Единое является неопровержимым Благом, поэтому облагораживает перечисленные сущности. Если исчезнет Единое, то исчезнет и добродетель.

Способность личности постигнуть Благо зависит от приверженности к его антиподу – злу. Познать Единое человек может только посредством фантастического с ним слияния.

Двойственность, множественность Мирового Разума

Первой субстанцией порожденной Единым является Мировой Разум. Он отличается от Творца наличием бытия. Платонизм видит подобный образ в лице демиурга, который не содержит основного заданного замысла. Бог по Аристотелю представляет собой осмысляющее мышление. Мировой Ум Плотина подразумевает под собой наличие идеи, как своего внутреннего естества.

Разум бытием, многократен, так как содержит множество замыслов. У него есть две стороны: обращенная к Абсолюту и отвернутая от него, что характеризует двойственность Ума. Первая сторона отражает его единство, вторая множественность. Глобально, Ум является само рефлексией упорядоченного множества замыслов.

Разум способен к познаваемости, способен также быть познаваемым (отличие от Единого). Он сам себя постигает, что свидетельствует о единстве. Неоплатонический Ум Плотина существует независимо от времени, из этого делают вывод, что процесс самопознания тоже вневременной. Разум одновременно осмысляет идеи и тут же их осуществляет. Процесс осмысления задумок распространяется от общих идей к периферийным, что подчеркивает парадоксальность Ума.

Мировая Душа – творение Мирового Разума

У Плотина Душа в какой-то степени является копией, но творением Ума. Свет, который излучает Единое, настолько огромен, что Разум не способен полностью его поглотить, и он направляется дальше. Благодаря этому появляется Мировая Душа, которая в отличие от Ума имеет связь со временем, она порождает время. Душа рождается напрямую из Разума, но отдаленно из Абсолюта.

Она, как родитель (Ум), отличается двойственностью. Первой стороной Душа ему открывается, второй прячется от него. Такое ее состояние порождает понятие о верхней, нижней Душах. Она олицетворяет связь между сверхчувственным, материальным мирами: когда верхняя Душа обращена к Разуму на сверхчувственный мир, а нижняя устремлена на материальный.

Философствование автора подразумевает, что Душа не имеет тела. Она наблюдает за идеями Разума отстраненно. Но они отражаются в Душе логосом (неким универсальным законом подчиненности), который также не имеет телесного проявления.

Душа породила не только время, но и движение. Ее временное существование переводит Душу из стадии движения на стадию самодвижения.

Мировая Душа цельная неделимая субстанция, так как состоит из множества обособленных душ, которые не могут существовать без остальных. Плотин отмечал: «Каждая душа берет свое начало задолго до соединения с телом».

Сущность материи

Плотин воспринимал материю как не существование или абсолютное небытие отличное от действительного бытия.

Материя вечна, как вечен Абсолют. Она зависима от Единого, противоречива, поскольку противодействует ему, но и происходит из него.

Материя дитя тьмы, так как появляется тогда, когда угасает свечение Абсолюта. Мыслитель дает определение субстанции в качестве погасшего света, отсутствия необходимого свечения. Она не ничто, а нечто. Хотя материя похожа на ничто, которое содержит нечто. Поскольку Единое вездесуще, то оно должно быть также в материи.

Являясь антиподом света, материя противодействует Благу (Единому), олицетворяет зло. Так как она несамостоятельная сущность, то зло тоже по силе своей уступает добру, то есть является нехваткой добра или Света Единого. Негатив характеризуется недостатком позитива.

Материя меняется, но трансформируясь, всегда остается неизменной. Ее можно познать с помощью искусственного силлогизма.

Воссоединение с Единым

Философия позднего античного неоплатонизма концентрируется на главной идее Плотина, которая заключается в том, что нисхождение Абсолюта (Единого) сопровождается обратным процессом. Кратко говоря, порожденные им сущности стремятся вернуться обратно к идеальному единству. Все мировые субстанции (даже отрицательная Материя) нуждаются в Великом Благе (добре). Ради возможности соприкоснуться с ним, они преодолевают существующие разлады.

Ни для кого не секрет, что человек тоже осознанно стремится к Благу. Даже статическая, не жаждущая восхождения, Душа человека является частичкой Мировой Души, которая возвышенной стороной повернута к Мировому Разуму. Когда низменная сторона личности преобладает над возвышенной, человеческий разум способен пробудить жажду последней к совершенству, чтобы личность смогла приподняться.

Истинным восхождением к Благу Плотин считал экстаз, в состоянии которого Душа как-будто отрывается от бренного тела, поднимается над ним, воссоединяется с Единым. Только этим единственным, неосмысленным, фантастическим путем человек способен постигнуть Абсолют.

Сторонники учения Плотина

Плотин плохо знал эллинский язык, поэтому его ученик Порфирий (233-304 года) упорядочил сочинения. Философ анализировал научные труды учителя, Аристотеля. Его отличительной чертой была большая заинтересованность практической стороной направления. Первоначально мыслитель понимал догматы, как учение о добродетели, где разум служит примером духовного совершенствования.

Позже принципы Порфирия, основателя направления унаследовал Прокл (410-485 годы). Он полагал, что совершенство познания достигается озарением, любовь едина с красотой Бога, истина постигается мудростью Бога, вера дарит божью милость. Философский взгляд Прокла значим не мифологической интерпретацией, а тонким анализом, дающим пищу для исследования исторического развития диалектики. Средневековая философия не достигла бы своих высот без космической диалектики Прокла.

Что такое неоплатонизм в философии кратко. Смотреть фото Что такое неоплатонизм в философии кратко. Смотреть картинку Что такое неоплатонизм в философии кратко. Картинка про Что такое неоплатонизм в философии кратко. Фото Что такое неоплатонизм в философии кратко

Еще одним последователем Порфирия стал Ямвлих (280-330 года). Его труды заключались в систематизировании мифологической диалектики древности. Мыслитель обладал практическим подходом: изучал культовую философию, объяснял принципы пророчеств, чудес, мистики, внутреннего познания сверхъестественных явлений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *