Что такое неосознанная некомпетентность
Стадии обучения: от неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности
Познакомимся моделью, которая называется «Квадрант компетенций» или «Сознательная лестница компетенций» или «4 стадии обучения». Эта модель дополняет модель спектра формальности мышления в понимании процесса обучения. Данная модель обучения мастерству (компетенций) приводится в том числе, чтобы продемонстрировать еще раз тот факт, что одну и ту же деятельность/системы можно рассмотреть с разных точек зрения. В зависимости от целей мы может гибко пользоваться разными моделями, каждая из которых отвечает на свои вопросы. Например, модель спектра формальности мышления применяется, чтобы показать необходимость пользования разными типами мышления, не застревая в одной из частей спектра. Модель стадий обучения лучше объясняет, этапы осознания своего мастерства в процессе его получения. Обе модели можно связать между собой, они имеют общую часть и не противоречат друг другу.
Необходимо к месту сказать, что системное мышление — это умения работать с разными моделями одной и той же системы (или деятельности). Причем системное мышление помогает увидеть противоречия между разными моделями, поскольку нужно создавать общее системное описание системы из множества разных моделей, которые отвечают на разные вопросы заинтересованных в системе лиц.
С помощью квадранта компетенций можно описать любое осознанное обучение. Для этого выделяется 4 стадии:
Неосознанная некомпетентность. Чтобы начать чему-то учиться надо сначала узнать о существовании этого. Аборигены, живущие в джунглях, находятся в неосознанной некомпетентности относительно знаний человеческой цивилизации и могут думать, что живут на плоской земле. Точно также многие работники предприятий не догадываются о существовании практик деятельности (методов), они просто «работу работают». Чтобы перейти от неосознанной некомпетентности к следующей стадии «осознанной некомпетентности» необходимо узнать о существовании какого-то знания (теории) или технологии, то есть того, чему можно научиться. Как говорил Сократ: «я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого». То есть большинство людей находятся на стадии незнания того, чего они и не могут знать.
Осознанная некомпетентность. Когда человек узнает о существовании теории (знания, дисциплины) или технологии, то может осознать, что он не имеет компетентности в данной сфере деятельности, и тем более не знает, как пользоваться технологиями[1]. Например, человек может осознанно понимать, что ничего не соображает в квантовой физике. Без этого осознания невозможно начать учиться (конечно, еще необходима мотивация). Именно осознание того, что человек не имеет ответов на большинство вопросов об устройстве мира, в отличие от религии (которая призвана, наоборот, иметь ответы на все вопросы), привело к научной революции: человек осознал, что многого не знает и перестал довольствоваться ответом о том, что на всё есть воля божья. Чтобы начать учиться чему-то или исследовать неизведанное необходимо осознать и принять, что существующие (ранее загруженные в голову) картины мира не дают необходимого объяснения реальности, а потому важно умение выбирать хорошую теорию и уметь осознанно учиться. И для этого, как мы говорили ранее, человек должен осознанно встать в роль ученика и задействовать свой правый спектр мышления, чтобы разобраться с понятиями и принципами теории. Тем самым переходя на следующую стадию обучения.
Осознанная компетентность. Разбираясь в теории (дисциплине, моделях) человек получает профессиональные знания, а если учится технологии, то получает навык обращения с техникой. Например, после курсов вождения человек овладевает практикой управления транспортным средством и может водить машину. Он полностью концентрирует свое внимание на окружающей обстановке и старается выполнять все то, чему учили в теории. Вчерашний ученик отслеживает все свои действия и подчас не может расслабиться за рулем. Чтобы перейти на следующий уровень мастерства ему необходимо время на тренировку.
Неосознанная компетентность. На данной стадии человек инвестирует время в беглость мышления. Находиться постоянно в осознанной компетентности или в правом спектре мышления довольно энергозатратное занятие. Если необходимо довести мастерство до автоматизма (что не всегда нужно), то нужно перевести свое поведение из правого спектра мышления в левый спектр мышления. Например, «налет часов» езды на автомобиле делают свое дело, и через некоторое время вождение не доставляет такого дискомфорта, когда компетенция была осознанной. Также, например, пианист не концентрирует внимание на том какую ноту или аккорд нужно выдать, и в какой последовательности.
Мастерством мы будем считать именно неосознанную компетентность. К этому этапу необходимо стремиться в любой деятельности, которой вы решили заняться по серьезному. И этого вполне можно достичь посредством бесконечного развития, проходя все стадии обучения, изучая дисциплину и инвестирования достаточного времени, чтобы получить беглость в знаниях или во владении технологией.
[1] Человек может заранее осознавать, что многого не знает. В противоположность этому есть люди с так называемым эффектом «Данинга-Крюгера», которые уверены в своем знании и не осознают свою некомпетентность.
Источник: черновик онлайн курса «Введение в системное мышление», глава 2.
Управленческие инструменты: Как объяснить, когда чувствуешь одним местом?
Бывало ли у вас такое, что вы долго думали над какой-то рабочей (или личной ситуацией), а потом вдруг раз! и все как будто раскладывалось по полочкам? У нас такое бывало неоднократно.
Вместо пролога. Более того, это в некотором смысле наша профессия — раскладывать по полочкам сложные ситуации. Потому что последние 7 лет мы с коллегами занимаемся обучением IT-специалистов и руководителей навыкам управления людьми и тому, что называется soft skills.
За время работы у нас накопилось какое-то количество инструментов, которыми мы решаем разные управленческие кейсы. И этими инструментами мы и задумали поделиться.
Во-первых, потому что инструменты полезные. Во-вторых, хочется собрать их все в одном месте, чтобы потом отсылать туда всех желающих. В-третьих, мы четко понимаем, что ограничены собственным контекстом, и будем очень благодарны, если вы будете нас дополнять. В четвертых, мы не очень верим в рекламу. Мы верим в простые вещи — что если мы делаем что-то полезное для людей, то люди будут нас рекомендовать. Почему бы тогда не написать несколько полезных статей?
Все инструменты, о которых мы будем писать, очень простые. Либо это матрицы 2 на 2, либо 4 вопроса, либо что-то в таком же духе. Поскольку мы много работаем с менеджерами, то обнаружили, что матрицы 3 на 3 некоторым менеджерам уже сложновато воспринимать (хей, мы сами были менеджерами, знаем о чем говорим :)), а 2 на 2 — в самый раз, отлично заходят.
Какие-то инструменты придумали мы, какие-то позаимствовали у других умных людей, какие-то не знаем, откуда появились в нашей голове. Но они все полезные, да.
Являются ли эти инструменты серебряными пулями? Ясен пясен, нет. Но они совершенно точно помогают прояснить ситуацию, навести дистинкции и понять, в какую сторону думать. А решения все равно придется придумывать вам. До тех пор, пока не появится, наконец, справочник юных сурков по менеджменту.
Итак, довольно лишних слов, давайте перейдем к первому инструменту (всего мы планируем разобрать около 15 разных полезных концептов):
Матрица осознанности и компетентности
Представьте, вы наняли на работу студента без опыта работы, но вроде бы толкового. И теперь даете ему задачу спроектировать архитектуру какого-то модуля вашей системы. “Не вопрос, чего там делать?” — говорит студент и уходит. В каком квадрате матрицы он находится?
Возможно, квадрате A. Опыта работы у человека нет, с вашей системой он знаком поверхностно, делал ли он задачи аналогичного типа — скорее всего, нет. При этом его фраза “Чего там делать” наводит на мысль, что человек не понимает всей глубины стоящей перед ним задачи. И это состояние называется:
A. Неосознанная некомпетентность. Человек пытается что-то сделать, у него не получается. Архитектура получается плохая, нагрузку не выдерживает, совсем не расширяемая, не соответствующая принципам SOLID и что там еще бывает с архитектурами?
Что в этот момент думает студент? Если он скорее настойчивый, чем склонный к саморефлексии, то он думает: “Попробую-ка я еще раз”. На пятый раз, когда снова не получилось, студент начинает что-то подозревать. Что, вероятно, человечество уже накопило какие-то знания по поводу архитектур, потому что у конкретного представителя человечества Васи из соседнего отдела получается быстро и с первого раза.
В этот момент человек мистическим образом перемещается в состояние:
B. Осознанная некомпетентность. В этом состоянии у человека в голове появляется тот самый нужный вопрос “А как?” И он идет в Google, на семинар или конференцию, покупает книжки, ставит пиво более опытному коллеге. И рано или поздно (если человек обучаемый, конечно) у него получается сделать свою первую удачную архитектуру. И это означает, что он перешел в состояние:
Когда вы можете что-то сделать правильно, но делаете это медленно и контролируя каждый свой шаг — это состояние осознанной компетентности.
если вы продолжаете практиковать навык, то со временем вы переместитесь в состояние:
D. Неосознанная компететность. Если опытного водителя посреди дороги похлопать по плечу и уточнить: “Скажите, пожалуйста, вы сейчас почему едете на 3-й передаче и во 2-й полосе”, он иногда испугается: “Кто здесь?” и не всегда сможет объяснить.
Он ведет машину на автомате (внутреннем автомате, не на коробке-автомате). Навык полностью автоматизировался. настолько, что человек легко может делать что-то еще, пока ведет машину.
Откуда берутся рабочие конфликты? Некоторые рабочие конфликты можно объяснить как раз этой матрицей.
На одном из наших докладов как-то встал опытный дядька (лет 45) и поделился своей ситуацией:
Я — главный архитектор в компании. Ко мне студент приносит свою архитектуру. Я на нее смотрю и вижу, что она плохая. Но я уже забыл почему. Как мне объяснить студенту, что он не прав?
Если нет фактов, а убедить человека хочется, то в ход идут “авторитет”, “лучшие практики” и прочие корпоративные корабли, которые что-то бороздят:
У меня СЕМЬ ЛЕТ ОПЫТА создания архитектур, я тебе говорю. что ОНА КРИВАЯ! Что непонятно?
Что в этот момент думает молодой студент? Примерно следующее:
Мдааа, очевидно, возраст… Наш уже совсем оторвался от действительности.
Главный архитектор студентом тоже недоволен: почему меня не слушают, хотя я такой опытный.
Встает, естественный вопрос:
Что делать? Ответ на него не такой простой, как может показаться. Очевидно, опытному архитектору нужно либо самому вернуться в квадрат C, либо найти человека, который сможет объяснить с фактами про архитектуру.
И кроме того, студента нужно поднять в уровень осознанности. Либо дав ему набить шишек, либо заслав на хороший тренинг, либо используя простые техники, типа проверки решения на устойчивость [1]. Но для последнего все равно нужно будет вспомнить факты.
Вопрос на подумать. Как вы считаете, в каких квадратах находятся люди, приходя на какой-либо тренинг?
Это интересный момент, потому что в следующей статье через пару дней мы как раз хотели поговорить про модель Дэвида Колба о том, как строить обучение своих коллег.
Александр Орлов
Стратоплан.Ру
P.S. Друзья, если вам кажется, что идея со статьями про подобные инструменты стоящая и полезная, то как-то отметьте ее. Для нас это будет четкий знак, что надо продолжать.
P.P.S. Если у вас есть свой пример, когда случались конфликты, объясняемые этой матрицей — поделитесь и расскажите, как удалось ситуацию разрешить. Ваш опыт будет однозначно интересен другим участникам сообщества.
— Поскольку пишу на хабре практически впервые, то как использовать сноски пока не разобрался. Пусть будет так:
Теория компетентности
По мере продвижения по жизненному пути мы овладеваем различными навыками, умениями и компетенциями.
Малыш учиться ходить, говорить, держать ложку. Ребенок постарше постигает науки в школе, учиться общаться со сверстниками, играть, владеть своим телом. Молодой человек или девушка изучают навыки в профессии, языки, способы разрешения жизненных задач. В течение жизни мы изучаем множество процессов, чтобы чувствовать себя уверенно в жизни — владение деньгами, саморегулирование эмоций, выход из конфликтных ситуаций. Как одеваться, как готовить новое блюдо, как правильно себя вести, как достигать цели, как сохранить или восстановить здоровье, как воспитывать детей…
В итоге — весь наш путь, это обучение новым навыкам и привычкам. И успешность человека в жизни напрямую зависит от того, чему он научился и насколько эффективно он применяет свои навыки в повседневной жизни.
Поэтому не последнее значение имеет способ обучения, этапы овладения различными навыками.
И я хочу напомнить вам теорию о процессе перехода от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности, которая действительна при овладении любым новым навыком.
Итак, первый этап в любом деле — бессознательная некомпетентность.
При бессознательной некомпетентности вам неизвестно, что вы не знаете (или не умеете делать) что-либо. Вы находитесь на уровне «Я не знаю о том, что я не знаю».
У вас может не быть потребности в том, чтобы приобрести это знание или умение. Вы ещё не представляете, что есть нечто, что могло бы вам быть полезным.
К примеру, вы можете не подозревать, что именно вам нужно, чтобы почувствовать себя счастливее. Может быть некое смутное чувство, но нет понимания, что существует нечто, способное повлиять на ваше ощущение счастья.
Когда возникает более конкретная задача — проявляется потребность или желание совершить какое-то действие, и вы при этом сталкиваетесь с тем, что вы чего-то не знаете или не умеете, проявляется осознанная некомпетентность.
При осознанной некомпетентности вы понимаете, что вы нечто не знаете или не умеете. Это стадия «Я знаю о том, что не знаю». Вы можете увидеть, услышать, прочитать о том, что кто-то умеет делать то, что не умеете вы и вам этого захотелось. Например: вы знаете, что для счастья вам нужно научиться владеть своим гневом, но пока вы не знаете, как это делать. Но видели, что это умеет кто-то другой.
И вы начинаете поиск информации, изучаете теорию, практикуете, тренируетесь, обращаетесь за помощью — то есть проходите через процесс обучения. Вы копируете действия вашего учителя, вы повторяете какие-то приёмы, вы пробуете то одно, то другое с целью узнать то, чего вы не знаете, или научиться тому, чего пока не умеете.
В какой-то момент вы понимаете, что у вас получается, что есть успехи, что вы научиваетесь.
И это этап осознанной компетентности. В каждый момент времени вы помните, что можете это сделать, но нужно быть внимательным к технологии.
Например, вы напоминаете себе при любом конфликте, что нужно выдержать паузу и сделать несколько выдохов, прежде чем вступить в диалог.
И через некоторое время наступает период бессознательной компетентности.
При бессознательной компетентности вы столь часто применяли свои знания и умения, что они стали «привычками». Выполняя соответствующие действия, вам уже нет необходимости продумывать каждый последующий шаг, алгоритм действий заложен в бессознательное (или подсознательное). Теперь вы можете сказать: «Я не знаю о том, ЧТО я знаю». Вы действуете на автомате, не уделяя сознательного внимания. Например, вы больше не беспокоитесь о том, как реагировать в конфликтных ситуациях, а по привычке делаете паузу, дышите, и успокаиваетесь за доли секунды.
В состоянии бессознательной компетентности мы водим автомобиль, наработав много часов практики. Мы читаем, проходим ежедневый путь из офиса домой, моем посуду, готовим привычные блюда…Не уделяя внимания этим процессам, так как научили наше бессознательное выполнять эти приёмы.
Итак, 4 этапа овладения навыком мы проходим всякий раз, обучаясь чему-то новому.
Далее цикл начинается сначала, потому что возникает новая неосознанная потребность, к примеру, ощущать себя лидером в неоднозначных ситуациях. И мы снова проходим все стадии компетентности, пока не научимся новому навыку, пока он не станет автоматическим.
Эта теория работает в любой сфере, в том числе в становлении и развитии бизнеса.
С каждым новым витком развития бизнеса вы чего-то не знаете и не предполагаете, что вам это нужно знать. Через какое-то время вы осознаете, что вы не понимаете или не умеете делать то, что могло бы поднять ваш бизнес на более высокий уровень. И вы начинаете учиться, и процесс обучения приводит вас к бессознательной компетентности, когда вы ставите свой навык на автомат, когда выполнение нового действия происходит быстро, легко и свободно, по привычке.
Эта теория имеет главную идею — чтобы стать мастером своего дела, автоматически без напряжения выполнять некий процесс, важно пройти период осознанной компетентности — то есть осознанно учиться навыку, настойчиво тренировать его, только такой путь приведет к результату. Если же процесса обучения и наработки навыка нет, то невозможно попасть в область бессознательной компетентности. Невозможно стать мастером.
Поэтому не пренебрегайте повторениями и оттачиванием навыков — только так вы станете действительно Мастером!
Как учиться легко и с интересом?
В наше время умение быстро и эффективно учиться и переучиваться – это необходимое условие для достижения успеха. Но как научиться это делать? Как учиться быстро и эффективно? Как овладевать нужными знаниями легко и получать удовольствие от процесса обучения? На эти вопросы я попытался дать ответ в этой книге.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как учиться легко и с интересом? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
На тренингах я часто рассказываю про старую добрую Шкалу уровней компетентности, она имеет прямое отношение к нашей теме.
«Знаю» относится к уму, но умения и навыки — это то, чем занимается наше подсознание. Ниже мы подробно рассмотрим каждый уровень этой шкалы.
Неосознанная некомпетентность означает, что в уме нет абсолютно никакой информации об определенном объекте, а в подсознании, соответственно, нет никаких навыков с этим объектом связанных.
Например, Маша ни разу не слышала о керамической флористике, она вообще не знает, что существует такой вид творчества и, соответственно, не владеет никакими навыками в этой области.
На уровне неосознанной некомпетентности единственное, что может на нас как-то повлиять и воздействовать, для того чтобы перенести нас на следующий уровень, на уровень осознанной некомпетентности, — это социум, люди вокруг нас.
Как-то раз, гуляя по Арбату, Маша видит великолепные цветы, спрашивает из чего они сделаны, и с удивлением узнает, что это — керамика! В этот момент она переходит на следующий уровень — уровень осознанной некомпетентности.
Теперь Маша знает, что можно делать цветы из полимерной глины, и они выглядят в точности как живые! Но она совершенно не представляет, как это делается. Она знает, что не умеет это делать — это осознанная некомпетентность.
Осознанная некомпетентность — состояние не самое приятное, особенно, если то, с чем столкнулся человек, имеет отношение к его способности выживать, быть правым, доминировать или к каким-нибудь другим глубинным потребностям. Это уровень, на котором хочется, но не можется.
Например, Маше могла прийти в голову мысль, что изготовление керамических цветов могло бы быть неплохим источником дохода! Она начинает спрашивать у знакомых, искать информацию в интернете, другими словами, она старается побыстрее перейти на следующий уровень — уровень осознанной компетентности.
На этом уровне и хочется, и можется! На этом уровне человек умом уже знает, что и как надо делать, но навык еще не наработан. Именно это состояние может стать своего рода ловушкой, ибо «знать как» — вовсе не означает «сделать это»! Знать путь и пройти его — не одно и то же. В нашем контексте, пройти путь — это наработать навык делания.
В эту ловушку часто попадают любители различных курсов самосовершенствования, которые набирают таких курсов великое множество, они много всего знают, но с деланием у них проблемы — ни один курс не доведен до наличия устойчивого навыка.
На этом уровне человек «знает как» и учится уметь это делать. Например, наша Маша нашла в интернете курсы по изготовлению керамических цветов и начала прилежно учиться, осваивать технологию. На начальном этапе ей постоянно надо смотреть в инструкцию, смотреть, как это делают другие и т. п. Если Маша будет стараться, то, рано или поздно, у нее появится навык, а это означает, что она перейдет на следующий уровень, который называется неосознанная компетентность.
Допустим, у Маши есть приятель Федя, который решил научиться кататься на велосипеде. На этом этапе ему придется каждый раз соображать, с каким усилием жать на педаль, как повернуть руль, когда надо опереться ногой на землю и т. п. Это говорит о том, что у него еще нет устойчивого навыка, но он учится.
Матрица обучения “Осознанная компетентность”
Психолог Альберт Бандура в своих исследованиях рассматривает четыре плоскости индивидуального процесса обучения. Матрица обучения “Осознанная компетентность” объясняет стадии, через которые каждый человек проходит, овладевая новыми навыками: от неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности.
Все обучающиеся всегда начинают со стадии №1. “Неосознанная некомпетентность”. Далее следуют три другие стадии: №2. “Осознанная некомпетентность”, № 3.”Осознанная компетентность” и, наконец, № 4.”Неосознанная компетентность”.
Имейте в виду, что движение по стадиям матрицы необязательно будет линейным и закончится финальной стадией № 4. Хорошим примером в данном случае может стать изучение иностранного языка или игры на музыкальном инструменте. Если вы не практикуетесь постоянно, то вы легко можете регрессировать со стадии № 4 на стадию № 3, впрочем как и со стадии № 3 на стадию № 2. Также иногда человек считает достаточным для себя достижение стадии № 3 и не хочет продвигаться дальше.
Предлагаю подробнее разобрать четыре стадии матрицы, применяя их к вопросу обучения сотрудников:
1. Неосознанная некомпетентность
На этой стадии матрицы работник абсолютно не осведомлен о своей некомпетентности в какой либо сфере знаний или конкретном вопросе. Зачастую он даже может и не догадываться о существовании такого знания, или о том, что данный вопрос относится именно к этой сфере знаний, а также просто о том, что у него существует пробел в конкретных знаниях, который ему требуется заполнить.
Для того, чтобы начать цикл любого обучения, сотрудник должен понять, что он некомпетентен в данной сфере знаний. Для выявления зон для развития, работодатели используют процедуру оценки сотрудников, и составляют персональные планы развития каждого работника.
2. Осознанная некомпетентность
На второй стадии матрицы работник уже в курсе существования каких-либо знаний, не имеющихся у него в наличие вообще, либо на достаточном уровне, и которые ему необходимо освоить.
На своем рабочем месте сотрудник осознает, что приобретение или развитие определенных знаний/навыков поможет ему лучше справляться со своей работой, расширить круг своих обязанностей (горизонтальное продвижение), либо получить повышение по службе (вертикальное продвижение).
Именно на этой стадии начинается процесс обучения и внедрения на практике новых знаний.
3. Осознанная компетентность
Используя приобретенные знания на практике, сотрудник может достигнуть третьей стадии матрицы – осознанной компетентности, которая предполагает, что работник уже способен хорошо выполнять свою работу, но ему еще требуется концентрироваться на процессе исполнения и прикладывать достаточное количество усилий. Это означает, что у сотрудника уже есть достаточно знаний и навыков, но они еще не доведены в использовании до автоматизма, и дополнительная практика и отработка новых навыков еще требуется. Без продолжения практики, может наступить регресс и “скатывание” со стадии №3 “Осознанная компетентность” на стадию №2. “Осознанная некомпетентность”. С другой стороны, при постоянном применении вновь приобретенных знаний и навыков на практике, обучающийся может достигнуть стадии №4. “Неосознанная компетентность”.
4. Неосознанная компетентность
Регулярное применение знаний и навыков на практике формирует автоматизм, что позволяет сотруднику осуществлять рабочий процесс, не задумываясь о том, как это сделать. Как только обучающийся приобретает неосознанную компетентность, он может выполнять данное задание одновременно с каким-либо другим действием.
Примером автоматического знания/навыка для многочисленных взрослых является управление автомобилем, в котором они приобретают неосознанную компетентность, т.к. они уже не думают о назначении, порядке и характере действий, управляя автомобилем.
Подведем итоги
Матрица осознанной компетентности помогает нам понять, какие стадии проходит каждый обучающийся в процессе получения новых знаний. Надеюсь, это поможет вам в собственном развитии, а также в развитии ваших подчиненных.