Что такое неполное доминирование как оно проявляется
Что такое неполное доминирование как оно проявляется
Подробное решение параграф § 44 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов A.M. Углубленный уровень 2019
Вопрос 1. Чем гомозигота отличается от гетерозиготы?
Гомозигота имеет оба аллеля одного гена в гомологичных хромосомах (АА или аа). Гомозигота образует один тип гамет.
Вопрос 2. Сколько хромосом в ядрах гамет человека?
Гаплоидный набор — 23 хромосомы.
Вопрос 3. Что такое аллельные гены?
Аллельные гены (аллели) — парные (гомологичные) гены соматических клеток, доставшиеся от отца и матери, отвечающие за развитие определённого признака. В половых клетках (гаметах) оба аллеля находиться не могут, поскольку гаметы содержат лишь один набор хромосом, т. е. гаплоидны.
Вопрос 4. Какие объекты целесообразно использовать для изучения механизмов наследования признаков?
Целесообразно использовать для изучения механизмов наследования признаков объекты чистых линий.
Вопрос 5. Почему после открытия неполного доминирования учёные усомнились в справедливости законов Менделя?
Потому что оказалось, что далеко не всегда признаки можно было однозначно разделить на доминантные и рецессивные.
Вопрос 6. Что такое неполное доминирование? Как оно проявляется?
Неполное доминирование — разновидность взаимодействия неаллельных генов, при котором доминантный ген не полностью подавляет действие рецессивного гена, в результате чего наблюдается промежуточное наследование признака.
При скрещивании гомозигот с альтернативными признаками в первом гибридном поколении у гетерозиготы проявляется промежуточный фенотип. А при скрещивании двух растений первого поколения в получившемся потомстве происходит расщепление признаков не в соотношении 3:1, а в соотношении 1:2:1. Т.о. При неполном доминировании доминантный ген А не полностью подавляет проявление рецессивного гена а, и растения с генотипом АА, Аа и аа будут по внешнему виду (проявлению данного признака) отличаться друг от друга.
Вопрос 7. Что такое фенотип?
Фенотип — совокупность всех признаков и свойств организма, формирующихся в процессе взаимодействия его генотипа и внешней по отношении к нему среды.
Вопрос 8. Всегда ли по фенотипу можно определить генотип?
Нет, не всегда. Например, при неполном доминировании, кодоминировании. В случае, когда нужно определить генотип каких — то растений с одинаковым фенотипом, проводится анализирующее скрещивание, т. е. скрещивание этого растения с рецессивной гомозиготой — такой особью, чей генотип однозначно известен (аа).
Вопрос 9. Зная генотип, можно ли предсказать фенотип?
Можно, если знать закономерности наследования признаков в определенном случае.
Вопрос 10. Для чего проводят анализирующее скрещивание?
Анализирующее скрещивание проводят, когда нужно определить генотип каких — то растений с одинаковым фенотипом.
Вопрос 11. Решите генетические задачи.
1. У овса невосприимчивость (иммунность) к грибковому поражению головнёй доминирует над восприимчивостью. Зная это, решили скрестить гомозиготную иммунную форму овса с растением, поражённым головнёй. Гетерозиготная форма фенотипически неотличима от гомозиготной.
1) Определите генотипы исходных форм.
2) Объясните, как исследователю удалось определить гомозиготность родителя.
Ответ: скорее всего, было проведено анализирующее скрещивание.
3) Составьте схему скрещивания.
4) Анализируя схему скрещивания, определите, будут ли в урожае F1 встречаться растения, поражённые головнёй.
Ответ: нет, т.к. все растения будут фенотипически неотличимы от гомозиготных, невосприимчивых к головне.
2. В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имели I и III группы крови, а родители другого — III и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите родителей детей.
Таким образом, ребенок с I группой крови принадлежит первой паре, а ребенок со II группой крови — второй паре.
3. В семье трое детей с группами крови А, В и 0. Какие группы крови могут быть у их родителей?
У родителей могут быть только эти генотипы IАI0 и IВI0, т.к. при сочетании любых других генотипов не наблюдается такого разнообразия групп крови у детей. Также можно отталкиваться от того, чтобы получилась группа А, нужно, чтобы у одного из родителей присутствовала IА; чтобы получилась группа В, нужно, чтобы у одного из родителей присутствовала IВ; чтобы получилась группа 0, нужно, чтобы одновременно у двух родителей присутствовала I0.
Неполное доминирование – определение и примеры
Неполное определение доминирования
Неполное доминирование – это когда доминантный аллель или форма ген, не полностью маскирует эффекты рецессивный аллель и организм Получающееся физическое появление показывает смешивание обоих аллелей. Это также называется полудоминированием или частичным доминированием. Один пример показан в розах. аллель для красного цвета доминирует над аллелем для белого цвета, но гетерозиготный розы, имеющие оба аллеля, розовые. Обратите внимание, что это отличается от кодоминантность, когда оба аллеля экспрессируются одновременно.
Механизмы неполного доминирования
Многие гены показывают полное доминирование, Это означает, что если индивидуум является гетерозиготным по определенному гену, доминантный аллель будет полностью маскировать рецессивный аллель. Многие из свойств, которые австрийский монах Грегор Мендель изучал в своих знаменитых растениях гороха, контролировались генами, которые демонстрировали полное господство. Например, доминирующий цвет цветка был фиолетовым, а рецессивный цвет – белым. Растения, которые были гетерозиготными, также были пурпурными, поскольку пурпурный был доминирующим аллелем, хотя у них также был белый аллель. растение имел только белые цветы, если он был гомозиготным по рецессивному аллелю, что означает, что у него было две копии этого аллеля. (Это также, почему два фиолетовых растения иногда производят белые; часть потомства получила два рецессивных аллеля.)
Почему происходит неполное доминирование? Как мы уже видели, это не всегда происходит с цветом цветка; розы (и тюльпаны, гвоздики и львиные зева, среди прочих) демонстрируют неполное доминирование, но растения гороха Менделя показали полное доминирование. Неполное доминирование может происходить, потому что ни один из двух аллелей не является полностью доминантным по сравнению с другим, или потому что доминантный аллель не полностью доминирует над рецессивным аллелем. Это приводит к фенотип это отличается как от доминантных, так и от рецессивных аллелей и, по-видимому, представляет собой смесь обоих.
Эта Площадь Пуннетта показывает неполное доминирование. Гомозиготный красный цветок имеет два доминирующих красных аллеля, которые представлены буквами RR. Гомозиготный белый цветок представлен рр. Их потомки все гетерозиготные Rr, и у них розовые цветы. Это первое сыновнее поколение, или F1. Когда поколение F1 перекрестно опылится, их потомство будет RR, Rr и rr в соотношении 1: 2: 1. Некоторые из их потомков (поколение F2) будут наследовать два аллеля R, некоторые наследуют два аллеля r, а некоторые наследуют оба.
Неполное Доминирование и Кодоминирование
Неполное доминирование не то же самое, что и доминирование. В кодоминантности оба аллеля можно увидеть в фенотипе одновременно. Вместо того, чтобы быть равномерно розовым, цветок с красными и белыми аллелями, которые показывают кодинированность, будет иметь красные пятна и белые пятна. Как и при неполном доминировании, поколение F2 из гетерозиготных растений будет иметь соотношение 1: 2: 1 красных, пятнистых и белых цветов. Codominance также показан у людей с AB кровь тип; аллели для групп крови A и B оба выражены.
Примеры неполного доминирования
В людях
У ребенка, рожденного от родителей с прямыми волосами и у родителей с вьющимися волосами, обычно будут волнистые волосы, или волосы, которые немного завиты, из-за выражения как вьющихся, так и прямых аллелей. Неполное доминирование можно увидеть во многих других физических характеристиках, таких как кожа цвет, рост, размер руки и высота голоса.
Носители болезни Тея-Сакса также демонстрируют неполное доминирование. Людям с болезнью Тея-Сакса не хватает фермента, который расщепляет липиды, вызывая накопление слишком большого количества липидов в организме. головной мозг и другие части нервная система, Это приводит к ухудшению состояния нервов и потере физических и умственных способностей. Tay-Sachs встречается у людей с двумя рецессивными аллелями для заболевания, а люди с одним аллелем являются носителями, но не проявляют симптомов. Тем не менее, они производят половину нормального количества фермента, показывая промежуточный фенотип между теми, у кого расстройство, и теми, у кого нет каких-либо рецессивных аллелей Tay-Sachs.
У других животных
Андалузская курица, тип кур, обитающий в Андалусии, в Испании, имеет неполное доминирование в цвете перьев. Белый мужчина и черная женщина часто производят потомство с синими перьями. Это вызвано геном разведения, который частично разжижает пигмент меланин и делает перья светлее.
Когда разводят определенных типов кроликов с длинными и короткими мехами, у их потомства будет мех средней длины. Это явление также можно увидеть по длине хвоста собаки. Кроме того, у животного, у которого много пятен, будет потомство с несколькими пятнами, если его разводить с пятнистым животным. Это часто наблюдается у собак, кошек и лошадей.
викторина
1. Что НЕ является примером неполного доминирования?A. Розовый цветок из красных и белых цветовB. Красный и белый цветок из красных и белых цветовC. Кудрявые и прямые волосы, производящие волнистое потомствоD. Пятнистая собака и собака без пятен, производящая щенков с несколькими пятнами
Ответ на вопрос № 1
В верно. Это пример кодоминантности, а не неполного доминирования, потому что оба фенотипа показаны вместо одного промежуточного фенотипа.
2. Роза демонстрирует неполное доминирование; когда красное растение разводят с белым цветком, потомство становится розовым с фенотипом Rr. Если эти розовые особи скрещены, каково будет соотношение их потомков?A. 1: 2: 1 красный, розовый, белыйB. 1: 2: 1 красный, пятнистый, белыйC. 3: 1 красный, белыйD. 2: 1 розовый, красный
Ответ на вопрос № 2
верно. Одна четверть потомства будет RR и будет иметь красный фенотип, а другая четверть будет rr и white. Половина потомства будет Rr и покажет розовый фенотип. Выбор C был бы результатом, если бы цветы демонстрировали простое менделевское наследство вместо неполного доминирования. Соотношение RR: Rr: rr все равно будет 1: 2: 1, но три четверти потомства будут красными, а одна четверть будет белыми.
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание
Урок 24. Введение в общую биологию и экологию 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание»
Проявляющийся у гибридов признак называют доминантным, а подавляемый рецессивным. Однако не всегда признаки можно четко разделить на доминантные и рецессивные. В некоторых случаях доминантный ген не до конца подавляет рецессивный ген из аллельной пары.
В таких случаях будут возникать промежуточные признаки. И признак у гомозиготных особей будет не таким, как у гетерозиготных. Это явление получило название неполного доминирования.
Поясним его на примере скрещивания растений ночной красавицы.
Мирабилис ялапа, или Ночная красавица – травянистое растение. Цветки видов этого рода распускаются после полудня, остаются открытыми ночью и увядают на следующее утро.
У ночной красавицы есть одна интересная особенность — часто на одном растении формируются цветки разной окраски. Обычно она бывает розовой, а ее оттенки меняются от лососевого до малинового, но может быть белой или желтой.
Если скрестить растение ночной красавицы, в хромосомах которого находятся доминантные гены (АА), отвечающие за пурпурный окрас цветков, с растением в хромосомах которого находятся рецессивные гены (аа), отвечающие за белый окрас цветков. То в первом поколении все цветки станут розового окраса.
Далее при скрещивании растений первого поколения, во втором поколении происходит расщепление. Получается, что один цветок пурпурный гомозиготный доминантный, два цветка розовых гетерозиготных и один цветок белый гомозиготный рецессивный.
Расщепление в таком случает будет в соотношении 1:2:1 (один к двум к одному).
Неполное доминирование было изучено немецким биологом Карлом Корренсом ещё в 1902 г. Он наблюдался у львиного зева и других растений.
Вспомним, что гены кодируют белки, и часто это белки-ферменты. У одного родительского растения оба аллеля (AА) кодируют ферменты, ответственные за синтез красного пигмента. Ферментов вырабатывается много и цвет цветков красный.
У второго родительского растения аллель «а» содержит мутацию, в результате которой фермент теряет активность и цвет цветков белый. У растений с генотипом Aа только один из аллелей кодирует фермент, который ответственный за красный цвет.
Поэтому ферментов вырабатывается мало и цвет цветков получается розовый. В данном случае наследование признака происходит точно по первому закону Менделя, только число фенотипов соответствует числу генотипов. По внешнему виду цветка можно определить его генотип.
Итак, мы рассмотрели случаи наследования одного признака.
Но организмы обычно содержат большое количество признаков. К ним относиться не только внешние, видимые особенности. Но и биохимические например (строение молекул, активность ферментов); анатомические (размеры и формы органов) и тому подобное.
В генетике совокупность всех внешних, внутренних признаков и свойств организма называют – фенотипом.
А совокупность всех генов какого-либо организма называют генотипом.
Фенотипические признаки развиваются по-разному, на них могут повлиять внешние условия климат, например.
И часто по фенотипу не всегда можно понять, какие гены содержит та или иная особь. Например, у растений гороха, который имеет желтые семена. Генотип может быть (АА) и (Аа).
А какой генотип у организма с рецессивным признаком мы всегда знаем, так как он имеет рецессивные гены (а-малое а-малое).
Выяснить, какие из растений гороха с желтыми семенами содержат генотип (А-большое А-большое), а какие (А-большое а-малое) можно опытным путем используя анализирующее скрещивание.
Каждое растение с жёлтыми семенами нужно скрестить с растениями, которые имеют зеленые горошины (то есть несут рецессивные гомозиготные гены). И если полученное в результате скрещивания растение будет иметь жёлтые семена, то генотип радетельского был (АА).
Если полученное растение будет иметь и жёлтые, и зелёные горошины (и их соотношение будет 1:1 один к одному), то исследуемое растение будет гетерозиготным по данному признаку и будет иметь гены (Аа). Это и есть анализирующие скрещивание.
Организмы отличаются друг от друга по многим признакам. Ранее мы рассматривали примеры моногибридного скрещивания. То есть когда гибридные организмы отличаются друг от друга по одному признаку. Например, только по окраске семян.
Но если скрещивать организмы, которые имеют несколько отличительных признаков. Например, по двум то такое скрещивание называют дигибриным. А если по трём, то тригибридным.
Скрещивание особей, которые отличаются по нескольким признакам называют полигибридным.
Гибриды, гетерозиготные по двум парам генов, называют дигетерозиготными, а в случае отличия их по трём и многим генам —три- и полигетерозиготными соответственно.
Результаты дигибридного и полигибридного скрещивания зависят от того, располагаются гены, определяющие рассмотренные признаки, в одной хромосоме или в разных.
Закон независимого наследования признаков (третий закон Менделя)
Грегор Мендель исследовал характер расщепления при скрещивании по двум признакам.
Он взял растения с жёлтыми гладкими семенами и зелёными морщинистыми и скрестил их.
При таком скрещивании признаки определяются различными парами генов: одна аллель отвечает за цвет семян, другая – за форму.
Вспомним что жёлтая окраска горошин (А-большое) доминирует над зелёной (а-малое), а гладкая форма семян (Бэ-большое) над морщинистой (бэ-малое).
Дигибридные семена первого поколения оказались желтыми гладкими.
А генотип гибридов первого поколения — А-большое а-малое Бэ-большое – бэ-малое, т. е. является дигетерозиготным.
Прошёл год. И во втором поколении после самоопыления гибридов первого поколения в соответствии с законом расщепления вновь появились морщинистые и зелёные семена.
Мендель подсчитал количество горошин. Оказалось, что 315 г были жёлтыми гладкими, 101 жёлтыми морщинистыми, 108 зелёными гладкими и 32 зелёными морщинистыми.
Это соотношение очень близко к соотношению девять к трём к трём к одному. То есть на 9 жёлтых гладких горошин три желтые морщинистые, три зеленые гладкие и одна зеленая морщинистая горошина.
Чтобы выяснить, как ведёт себя каждая пара аллелей в потомстве дигетерозиготы, целесообразно провести раздельный учёт каждой пары признаков — по форме и окраске семян.
Из 556 семян Менделем было получено 423 гладких и 133 морщинистых, а также 416 жёлтых и 140 зелёных.
Таким образом, и в этом случае соотношение доминантных и рецессивных форм по каждой паре признаков свидетельствует о моногибридном расщеплении по фенотипу 3:1. Отсюда следует, что дигибридное расщепление представляет собой два независимо идущих моногибридных расщепления, которые как бы накладываются друг на друга.
Для того чтобы понять, каким образом комбинируются при скрещивании двух гибридов первого поколения все возможные гаметы, английским генетиком Реджинальдом Пэннетом была предложена решётка Пеннета. Она позволяет наглядно представить все виды комбинаций генов в гаметах и результаты их слияния.
В нашем случае гетерозиготные растения дают четыре типа гамет со всеми возможными комбинациями.
Для дигибридных скрещиваний мы можем составить решетку Пеннета только в случае, если гены наследуются независимо друг от друга.
Вдоль одной стороны решётки расположим женские гаметы, вдоль другой — мужские.
А в клетках таблицы на пересечении строк и колонок записываются генотипы потомства в виде комбинаций этих гамет.
Таким образом становится очень легко определить вероятности для каждого генотипа в определённом скрещивании.
Рассмотрим это с позиции цитологии.
Выделим гомологичные хромосомы с генами, влияющими на окраску семян. В другой паре гены влияют на развитие формы горошин.
Далее идут 2 мейотических деления. Мейоз один и мейоз два. Таким образом в результате делений образуются 4 типа гамет.
В одной оказались гены (АB) в данном случае это гены жёлтой окраски и гладкой формы семян.
Ещё одна гамета, она отличается от первой геном морщинистой формы (Аb). То есть содержит рецессивный ген.
Гены могут комбинироваться и в таких сочетаниях (Ва) и (аb).
Аналогичные комбинации генов возникают и в мужских половых клетках (АB, Аb, аB, аb).
Мендель обнаружил что расщепление по разным признакам происходит независимо. В этом сущность третьего закона Менделя — закона независимого наследования признаков, или независимого комбинирования генов.
Он формулируется так: каждая пара аллельных генов (и альтернативных признаков, контролируемых ими) наследуется независимо друг от друга.
Это означает, что при образовании материнских и отцовских гамет в каждую из них может попасть любой аллель из одной пары вместе с любым другим из другой пары.
Закон независимого наследования признаков справедлив для тех случаев, когда гены рассматриваемых признаков лежат в разных хромосомах.
Так как при дигибридном скрещивании образуются 4 вида гамет: А-большое Бэ-большое, А-большое бэ-малое, а-малое Бэ-большое, а-малое бэ-малое то количество видов зигот, которые могут возникнуть при случайном слиянии этих гамет, равно 4×4, то есть 16.
Развитие признаков семян определяется доминантными генами.
Признак жёлтого цвета может сочетаться с гладкой формой горошины. Или с морщинистой формой. Признак зелёного цвета также комбинируется с любой формой горошин.
При таком скрещивании возникают 9 видов генотипов.
Почему 9? Дело в том, что в 16 сочетаниях есть повторения и мы их не учитываем. Эти 9 генотипов проявляются в виде 4-х фенотипов: жёлтые – гладкие, жёлтые-морщинистые, зелёные – гладкие и зелёные − морщинистые. Численное соотношение этих фенотипических вариантов такое: 9 жёлтые-гладкие: 3 жёлтые-морщинистые, 3 зелёные – гладкие, 1 зелёные-морщинистые.
Полученные Менделем результаты можно рассмотреть отдельно по каждому из признаков (цвету и форме).
Благодаря решётке Пеннета хорошо заметно отношение 3:1 (три к одному). Характерное для моногибридного скрещивания.
Закон независимого расщепления признаков удалось использовать звероводам в селекционной работе. Перед вами самая ценная сапфировая норка с голубой окраской меха. Эта порода получена путём гибридного скрещивания от норок совсем иной окраски – алеутской (темно-серой с голубым оттенком) и серебристо − голубой (голубовато серой).
Самка имела рецессивные гены а-малое. Самец рецессивные гены р-малое. Гебриды первого поколения получили по оному рецессивному гену. Во втором поколении впервые возникло сочетание двух рецессивных генов. Именно эта комбинация и дала новую окраску меха. Как только вывели зверков мужского и женского пола. Стало возможно получить чистую линию сапфировых норок. Безграничные перспективы открывает перед нами наука о наследственности. Которая опирается на фундамент основных законов, открытых Грегором Менделем.