Что такое непрерывность деятельности в банке
План ОНиВД
План ОНиВД – совокупность мероприятий, направленных на обеспечение непрерывности и/или восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Это внутренний документ банка, который определяет комплекс действий по предотвращению или своевременной ликвидации последствий нарушения режима работы финансового учреждения, вызванного возникновением чрезвычайной ситуации или иным событием, препятствующим выполнению кредитной организацией принятых на себя обязательств.
Рекомендации по структуре и содержанию плана, а также по организации проверки возможности его выполнения приведены в приложении 5 к положению ЦБ РФ от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
Работы банка по составлению и поддержке плана ОНиВД в актуальном состоянии можно разделить на три этапа: разработка, которая в себя также включает согласование и утверждение плана, а также пересмотр и проверка.
При разработке плана анализируются следующие факторы:
– виды и характер возможных непредвиденных обстоятельств и степень их воздействия на деятельность кредитной организации;
– перечень критически важных внутренних банковских процессов, а также автоматизированных информационных систем, обеспечивающих их осуществление;
– показатели восстановления внутренних банковских процессов, в т. ч. такие, как срок восстановления, допустимый размер материальных затрат и потерь информации.
В план рекомендуется включать:
– порядок его реализации;
– перераспределение обязанностей и полномочий между подразделениями и служащими банка в случае возникновения непредвиденных обстоятельств;
– перечень установленных в кредитной организации процедур, выполнение которых необходимо для успешной реализации плана ОНиВД, а также очередность и сроки их выполнения. Например, резервное копирование информации, заключение договоров с контрагентами на оказание услуг, обеспечивающих реализацию плана, и т. д.;
– порядок взаимодействия (в т. ч. порядок экстренного оповещения и связи) между органами управления, подразделениями и служащими кредитной организации при возникновении непредвиденных обстоятельств;
– порядок информирования заинтересованных лиц о возникновении чрезвычайных ситуаций и взаимодействия с ними (в т. ч. с Банком России);
– детальные инструкции для подразделений и служащих финансового учреждения, содержащие описание действий, необходимых для поддержания или своевременного возобновления функционирования критически важных для деятельности кредитной организации внутренних банковских процессов и автоматизированных информационных систем;
– порядок завершения работы в чрезвычайном режиме и возврата в режим повседневного функционирования.
Для того чтобы служащие банка были готовы при возникновении непредвиденных обстоятельств действовать согласно плану ОНиВД, нужно проводить обучение, включающее в себя также проведение учений. Тестировать план следует не реже одного раза в год. Для этих целей рекомендуется определить группу наблюдателей, контролирующую выполнение предусмотренных планом ОНиВД мероприятий. По итогам проверки группа составляет протокол и отчет.
План необходимо пересматривать не реже одного раза в два года. При этом надо учитывать недостатки, обнаруженные в ходе его тестирования, а также вновь выявленные факторы, которые могут привести к нарушению повседневного функционирования кредитной организации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение непрерывности деятельности банков: планирование и контроль
«Внутренний контроль в кредитной организации», 2009, N 3
Обеспечение непрерывности бизнеса, то есть способность постоянно и непрерывно поддерживать осуществление финансовых операций в любых условиях, в том числе при чрезвычайных обстоятельствах, является приоритетной задачей кредитной организации и важнейшим фактором финансовой устойчивости банковской системы в целом.
Очевидно, что перебои в проведении операций одним банком могут вызвать затруднения в работе других, провоцируя тем самым нарушения в деятельности финансовой системы, что, в свою очередь, подрывает доверие к ней отечественных и зарубежных участников финансового рынка. В этой связи управление непрерывностью деятельности кредитных организаций находится под пристальным вниманием органов банковского регулирования и надзора большинства стран мира и, как правило, регламентируется соответствующими нормативными документами.
Внимание к обеспечению непрерывности бизнеса обострилось после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США, когда в результате террористического акта возникла угроза остановки деловых операций ряда компаний. Впоследствии ряд террористических актов в Лондоне, Стамбуле, Мадриде и других странах, крупномасштабные природные катастрофы, вспышки смертельно опасных заболеваний только подтвердили необходимость управления непрерывностью бизнеса, продемонстрировав высокую степень риска крупных операционных нарушений для деятельности финансовой системы.
Financial Stability Forum.
Business Continuity Oversight Expectations for Systemically Important Payment Systems (SIPS) // European Central Bank. June 2006.
High-level Principles for Business Continuity // Basle Committee on Banking Supervision. August 2006.
Business Continuity Planning. IT-Examination Handbook // Federal Financial Institutions Examination Council. March 2008.
Указание ЦБ РФ от 05.03.2009 N 2194-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
Разработка плана обеспечения непрерывности деятельности (план ОНиВД)
Непрерывность бизнеса банка определяется как способность выполнять бизнес-процессы и поддерживать их непрерывное и согласованное взаимодействие, обеспечивая тем самым реализацию целей деятельности банка при любых условиях, включая форс-мажор. План по обеспечению непрерывности деятельности по сути своей является одним из инструментов управления операционным риском в части поддержания бизнес-процессов и, соответственно, обеспечения операционной устойчивости.
Наличие плана по обеспечению непрерывности деятельности важно для любой организации не только в целях соблюдения требований надзорного органа, но и с точки зрения алгоритмизации своих действий по снижению последствий нарушения непрерывности деятельности, которые могут быть операционными, финансовыми, юридическими, репутационными.
План по обеспечению непрерывности деятельности особое внимание уделяет характеру воздействия, а не источникам нарушений. При этом план должен содержать подробные указания по восстановлению деловых операций после их нарушения до уровня, достаточного для того, чтобы обеспечить выполнение обязательств за определенный период времени.
Еще до принятия Банком России дополнений в Положение N 242-П многими российскими банками в той или иной степени продумывался перечень чрезвычайных обстоятельств и, соответственно, план действий при их наступлении.
При этом далеко не всегда это был формализованный документ, а если и был, то покрывал лишь часть рисков, связанных с проблемами, которые руководство банка, исходя из специфики и условий деятельности и собственного опыта ведения бизнеса, а также стратегических целей и задач, считало наиболее вероятными и существенными. Кроме того, зачастую планы действий банка при чрезвычайных обстоятельствах разрабатывались различными подразделениями параллельно, поэтому могли дублировать или даже противоречить друг другу. И самое главное, планы могли и не ориентироваться на восстановление деятельности банка в целом.
В соответствии с рекомендациями Банка России, разработанными с учетом международного опыта, планирование обеспечения непрерывности в банке должно строиться по модульному принципу. Это означает, что кредитная организация не должна ограничиваться одним документом, описывающим процесс обеспечения непрерывности бизнеса банка в целом. Планы должны разрабатываться для отдельных структурных подразделений и отдельных направлений деятельности банка и быть при этом комплексными (в соответствии с Положением N 242-П и с учетом международного опыта, в том числе принципов Базельского комитета по банковскому надзору).
Процесс составления плана по обеспечению непрерывности деятельности следует начать с определения перечня критически важных для банка процессов, обязательств, систем, объектов. Для этого следует провести анализ документов, описать основные процессы и продукты, в случае необходимости организовать целевые встречи с персоналом.
Для большинства кредитных организаций ключевыми являются следующие бизнес-процессы (по степени приоритетности):
Среди объектов, которые оказывают существенное влияние на бизнес-процессы банков, следует рассматривать :
Данные объекты следует принимать во внимание и при оценке существенности события, повлекшего за собой нарушение непрерывности деятельности банка, и при разработке мероприятий по ее восстановлению.
Далее банку следует определить набор возможных негативных событий, чрезвычайных ситуаций, форс-мажорных обстоятельств, которые могут повлиять на деятельность банка в целом или одного из его структурных подразделений. В своих рекомендациях Банк России (Приложение 5 к Положению N 242-П) обращает внимание банков на классификацию рисков, установленную Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также на проявление таких факторов, как выход из строя технических средств, сбои в работе автоматизированных информационных систем банка, нарушение коммунальной инфраструктуры, перебои в электроснабжении, непредвиденный дефицит ликвидности банка, в том числе по причине потери деловой репутации, отказ кредитных организаций-корреспондентов или организаций-контрагентов от исполнения своих обязательств.
Таким образом, Банк России в Приложении 5 к Положению N 242-П предоставляет кредитным организациям, по сути, «шпаргалку» в виде перечня чрезвычайных обстоятельств, которые остается только оценить по степени вероятности наступления для конкретного банка и по тяжести возможных последствий для непрерывности его деятельности.
Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций может быть оценена на основе конкретных условий расположения объектов кредитной организации, особенностей климатических зон. Например, для банка, расположенного на равнине и на приличном расстоянии от природных водоемов, довольно странно указывать в перечне чрезвычайных событий цунами или оползень. При этом такие события, как пожар, аварии систем жизнеобеспечения, веерное отключение электроэнергии и перебои в электроснабжении, являются актуальными для всех банков вне зависимости от места расположения.
В целях обеспечения ясности понимания угроз, которые могут внести перебои в осуществление бизнес-процессов, кредитным организациям следует отразить их в плане в структурированном виде, например: зависящие от человеческого фактора, техногенные, природно-техногенные, природные.
Матрица строится путем сопоставления перечней бизнес-процессов, которые банк выделил в качестве ключевых, и чрезвычайных обстоятельств. При этом банку следует определить для себя критерии непрерывности процессов. Мерилом могут служить условия соответствующих договоров, стандарты и сложившаяся практика (например, последовательности операций в рамках процесса) и требования законодательства РФ, нормативных актов Банка России. К показателям восстановления (внутренних банковских процессов, возможности исполнения договоров, работоспособности систем) могут быть отнесены: приемлемые сроки восстановления, допустимый размер материальных и/или трудовых затрат, допустимый размер потерь (например, информации) (см. табл.).
Пример оценки тяжести последствий чрезвычайных ситуаций для банка
Условные обозначения. Шкала оценки последствий :
Список чрезвычайных обстоятельств, равно как и бизнес-процессов, существенных для кредитных организаций, не является исчерпывающим и должен составляться каждым банком в соответствии со спецификой своей деятельности.
Шкала оценки последствий приводится в качестве примера и может служить основой для собственных разработок банков по оценке последствий чрезвычайных ситуаций.
После определения влияния различных событий на непрерывность бизнеса банку необходимо детально проработать схему информирования руководства и ответственных подразделений, которую следует описать в форме алгоритма (последовательных действий). В данном разделе плана определяются функции и устанавливается ответственность отдельных лиц за принятие мер по устранению операционных нарушений, а также содержатся указания, касающиеся порядка преемственности руководства в случае, если ответственные лица окажутся не в состоянии выполнять свои функции.
Мероприятия и контрольные механизмы, разрабатываемые в процессе составления плана ОНиВД, должны быть направлены на предотвращение потерь, смягчение последствий или оптимизацию реагирования на возникновение ущерба. Мероприятия по восстановлению непрерывности бизнеса должны разрабатываться с учетом того, что их будет реализовывать персонал, который, несмотря на обучение, меньше знаком с тонкостями бизнес-процессов, чем постоянный кадровый состав. Следовательно, основными подходами при проектировании систем для работы в нештатной ситуации и документировании процедур в случае их наступления должны быть простота и практичность, что позволит действовать эффективно в условиях форс-мажорных обстоятельств.
Основные моменты, подлежащие отражению в плане ОНиВД
Базельский комитет по банковскому надзору в своих Руководящих принципах обеспечения непрерывности деятельности рекомендует оценивать адекватность разрабатываемых мероприятий по восстановлению по трем важным направлениям :
Однако иногда географического разделения может быть недостаточно, особенно в сценариях с террористическими актами. При данных сценариях объекты могут пострадать независимо от их местонахождения. Предупредительной мерой против террористического акта является обеспечение, насколько возможно, анонимности места передислокации головного офиса. Данные объекты должны быть полностью работоспособны, достаточно производительны и готовы обрабатывать более высокие объемы информации, чем в обычный операционный день.
Рекомендуемые сроки восстановления деятельности
При определении мероприятий по восстановлению непрерывности конкретного бизнес-процесса и/или направления деятельности необходимо сформулировать ожидаемые уровни и время восстановления. Конечно, при наступлении чрезвычайного события нельзя гарантировать, что план восстановления будет реализован при любых обстоятельствах. Вместе с тем он служит кредитным организациям определенным ориентиром при оценке эффективности управления непрерывностью бизнеса.
Мероприятия по восстановлению непрерывности деятельности разрабатываются в русле заранее намеченной цели по восстановлению конкретной деловой операции до определенного уровня (уровень восстановления) за определенный период времени после нарушения (время восстановления). Цели восстановления должны быть соразмерными уровню риска.
Как правило, приоритетной целью для банков является восстановление и возобновление важнейших функций в тот же расчетный день, в который произошла нештатная ситуация, чтобы обеспечить завершение всех незавершенных операций в запланированную расчетную дату. В противном случае перед банками возникает угроза финансовых рисков.
Трансъевропейская автоматизированная система.
Для бизнес-процессов, имеющих более низкий приоритет, чем процессы обслуживания клиентов или проведения платежей, допускаются не столь жесткие рамки времени восстановления, соответствующие их влиянию на финансовую систему в целом.
Процедуры информационного взаимодействия
В план обеспечения непрерывности бизнеса должны быть включены процедуры, обеспечивающие возможность обмена информацией во время чрезвычайного события. Важность точной и достоверной информации, как внутренней, так и внешней, не подлежит сомнению. Во время чрезвычайной ситуации точная и достоверная информация помогает принимать обоснованные решения и избегать обострения проблем с ликвидностью и погашением ссудной задолженности.
На начальном этапе нарушений бизнес-процессов эффективный обмен информацией жизненно необходим для точной оценки тяжести события (воздействия на персонал, операции кредитной организации и на общую работу системы платежей) и принятия решения о необходимости введения в действие плана обеспечения непрерывности бизнеса.
Способность своевременно передавать наиболее важную информацию соответствующим сторонам зачастую является критическим фактором при восстановлении операций до нормального уровня функционирования как одного банка, так и всей банковской системы. Примером может служить цель сохранения доверия населения к конкретному банку и через него к банковскому сектору в целом, которая требует обеспечения четкого и регулярного обмена информацией на протяжении всего операционного сбоя.
В плане восстановления непрерывности бизнеса банки должны определить перечень мероприятий по обеспечению внешних и внутренних информационных потоков, обмена информацией. Одним из таких мероприятий является оперативное информирование заинтересованных сторон (клиентов, провайдеров, надзорных органов, средств массовой информации и т.д.) о любом чрезвычайном событии и его влиянии на проведение платежей.
Каналы распространения информации, используемые во время чрезвычайного события, должны соответствовать содержанию и цели передачи информации. Кроме того, необходимо оценить зависимость процесса информационного обмена от одного канала распространения информации, например от телефонной сети общего пользования, и свести эту зависимость к возможному минимуму. Банк должен предусмотреть наличие альтернативных каналов обмена информацией, таких как передача информации по радио, через спутник, частные сети телекоммуникации и с использованием сети Интернет (электронная почта, обмен информацией через веб-сайты и т.д.), и обеспечить работоспособность необходимого оборудования при обработке ожидаемых в кризисной ситуации больших объемов данных.
План обеспечения непрерывности бизнеса должен содержать детальные процедуры и протоколы обмена информацией в чрезвычайных ситуациях. Процедуры обмена информацией между участниками финансового сектора и финансовыми органами, как правило, включают в себя:
В группу ответственных лиц могут быть включены: представители высшего руководства, подразделения по связям с общественностью, советники по юридическим и другим вопросам, а также ответственные лица за процедуры по обеспечению непрерывности бизнеса в данной кредитной организации. Эта группа должна иметь возможность обмена информацией с сотрудниками, размещенными на изолированных территориях, рассредоточенными по различным участкам или удаленными от территории проведения основных банковских операций;
Такие протоколы обмена информацией могут включать номера телефонов, адреса электронной почты и адреса фактической дислокации представителей надзорных органов, официальных лиц и организаций, действующих в чрезвычайных ситуациях;
В частности, для лиц, ответственных за восстановление бизнес-процессов, эти действия могут включать использование средств прямого обмена информацией (например, применение наземных линий цифровой и аналоговой телефонной связи, мобильных телефонов, спутниковой телефонной связи, обмен текстовыми сообщениями, использование веб-сайтов, переносных средств беспроводной связи и т.д.);
При организации такого обмена информацией может потребоваться использование закрытых каналов связи с применением специальных защищенных телефонов, факсов и адресов электронной почты;
План по восстановлению непрерывности бизнес-процессов должен отражать возможные действия банка по нейтрализации и восстановлению деятельности после каждого из тех чрезвычайных событий, которые были отмечены банком как наиболее вероятные и существенные. Например, террористический акт, эпидемия вирусного заболевания, сбой в системах жизнеобеспечения, в информационной системе банка. В качестве иллюстрации структуры и содержания плана действий банка по нейтрализации и восстановлению деятельности после одного из чрезвычайных событий приводится методика составления такого плана при перебоях подачи электроэнергии.
Методика составлена автором по принципам руководств по проверке планов непрерывности деятельности для IT-систем в США и Великобритании.
Примерная структура и содержание плана действий кредитной организации при перебоях подачи электроэнергии
1. Определение чрезвычайного события.
2. Описание чрезвычайного события (виды):
Последствия события: потеря данных в оперативном запоминающем устройстве (ОЗУ) информационной системы, разрушение файловой структуры (в том числе без возможности восстановления), искажение или потеря информации в системе связи.
Оценка последствий события: существенные повреждения (в соответствии со шкалой оценки последствий чрезвычайных событий, разработанной банком);
Последствия события: потеря информации без возможности восстановления, возможный выход из строя автоматизированной банковской системы.
Оценка последствий события: существенные повреждения;
Оценка последствий события: повреждений нет;
Последствия события: перегрузка аппаратуры.
Оценка последствий события: незначительные повреждения;
Последствия события: нарушения в работе аппаратуры, потеря и искажение данных.
Оценка последствий события: значительные повреждения;
Последствия события: нарушения в работе аппаратуры, потеря и искажение данных, сокращение срока службы оборудования.
Оценка последствий события: значительные повреждения.
3. Оценка вероятности наступления чрезвычайного события (по каждому виду) и частота его возникновения.
4. Действия при возникновении чрезвычайного события.
(В плане ОНиВД по банку в целом описывается последовательность действий ответственных подразделений (лиц) при возникновении чрезвычайного события в рамках их компетенции. Детализация мероприятий по восстановлению деятельности прорабатывается в планах ОНиВД на уровне подразделений.)
Действия подразделения, ответственного за энергообеспечение (административно-хозяйственное подразделение):
Действия подразделения, ответственного за состояние автоматизированной банковской системы:
Действия подразделения, ответственного за работу с клиентами (отражение основных действий подразделения в соответствии с разработанным им планом ОНиВД по своему направлению деятельности).
5. Действия по ликвидации последствий чрезвычайного события.
Действия подразделения, ответственного за энергообеспечение (административно-хозяйственное подразделение):
Действия подразделения, ответственного за состояние автоматизированной банковской системы (отражение основных действий подразделения в соответствии с разработанным им планом ОНиВД по своему направлению деятельности).
Вспомогательные процедуры, способствующие реализации плана ОНиВД
План ОНиВД должен содержать перечень мероприятий банка, проведение которых необходимо после ликвидации чрезвычайной ситуации. В частности, банк должен предусмотреть порядок расследования причин чрезвычайной ситуации, разработку профилактики их возникновения, определения объема причиненного вреда, потерь из-за неиспользованных возможностей.
В плане отдельным блоком следует отразить также перечень повседневных процедур и регламентов, выполнение которых необходимо для успешной реализации плана ОНиВД, в том числе:
Проверки плана ОНиВД
Согласно Положению N 242-П план ОНиВД должен подвергаться периодической проверке на предмет актуальности, практической эффективности и действенности отраженных в плане порядков и алгоритмов, в том числе путем проведения практических испытаний.
Регулярные проверки являются важным компонентом управления непрерывностью деятельности, поскольку помогают обеспечить результативность, реалистичность и экономическую эффективность планов. Проведение проверок необходимо, чтобы убедиться в правильности стратегии непрерывности деятельности и практической осуществимости соответствующих мероприятий, выявить проблемы, которые были обнаружены на этапе планирования, обеспечить постоянную готовность персонала к реализации плана, убедиться в понимании содержания плана сотрудниками, в том числе распределения ролей и обязанностей.
Проверка должна включать подтверждение полноты и адекватности планов, оценку потребности в координации действий со сторонними сервис-провайдерами, сопоставление планируемых результатов с заявленными целями и учет опыта предыдущих операционных сбоев. Например, если мероприятия по обеспечению непрерывности деятельности включают перевод критически важных платежей в другую платежную систему, это должно быть рассмотрено, согласовано и заблаговременно проверено совместно с оператором указанной системы, для того чтобы, во-первых, обеспечить его готовность и, во-вторых, предотвратить риски сбоев от возможной несовместимости систем.
Персонал необходимо в наибольшей степени подготовить к деятельности в нештатной ситуации и мероприятиям по восстановлению и возобновлению деятельности. Банк может использовать различные уровни и способы обучения и проверки навыков работы в чрезвычайной ситуации своих сотрудников, в зависимости от направления их деятельности, взаимосвязей, общих ресурсов.
За установление соответствующей периодичности и объема проверок в конечном счете отвечает руководство, и решение должно приниматься с учетом таких факторов, как критичность проверяемых функций/процессов, масштаб и стоимость/сложность проверки.
Банк России рекомендует проводить проверки плана ОНиВД не реже одного раза в два года. Однако при существенных изменениях внутренней организационной структуры, структуры управления, смене адресов, изменениях в стратегических планах, в характере и масштабах деятельности и прочих существенных событиях банк проводит соответствующие проверки раньше обозначенного срока. Тестирование отдельных модулей плана ОНиВД, по усмотрению банка, должно проводиться регулярно, но периодичность может быть иной, чем проверки плана ОНиВД в целом.
Положением N 242-П для проведения проверки плана ОНиВД рекомендуется выделить специальную группу ответственных лиц, в обязанности которых должны входить организация (моделирование ситуаций, выделение ресурсов), непосредственное проведение и документирование результатов проверок. При этом в состав этой группы должны входить как разработчики отдельных модулей плана ОНиВД, так и независимые наблюдатели, в том числе сотрудники службы внутреннего контроля и, при необходимости, внешние эксперты или консультанты, специализирующиеся на оказании услуг в сфере обеспечения непрерывности деятельности и информационной безопасности в финансовой сфере.
Примерная структура отчета по итогам проведения проверки плана ОНиВД
Вводная часть:
Содержание проверки:
Внедрение плана ОНиВД
Внедрение плана может сопровождаться:
Роль внутреннего контроля в управлении непрерывностью деятельности банков
Сотрудники службы ВК должны рассматривать и каждый модуль плана ОНиВД, и систему управления непрерывностью деятельности банка в целом. Периодичность и глубина рассмотрения определяются значимостью для банка отдельных бизнес-процессов (по результатам оценки связанных с ними рисков) и вероятностью их нарушений.
Службу внутреннего контроля должны волновать прежде всего такие вопросы, как:
Помимо проведения проверок, сотрудники службы ВК должны активно участвовать в самом процессе управлении непрерывностью, начиная от консультирования подразделений банка в разработке планов ОНиВД и заканчивая участием в мероприятиях по восстановлению непрерывности деятельности банка после возникновения чрезвычайной ситуации.
При разработке планов ОНиВД сотрудники службы ВК могут быть вовлечены в определение приоритетов и очередности действий в рамках плана ОНиВД по итогам оценки изменений внешней и внутренней среды, а также для адекватного измерения рисков по основным бизнес-процессам банка. Кроме того, сотрудники службы ВК проводят аудит разрабатываемых подразделениями планов ОНиВД на предмет соответствия плану ОНиВД в целом и устанавливаемым им качественным критериям.
Что же касается процесса восстановления деятельности банка после чрезвычайной ситуации, в этом случае функции сотрудников службы ВК заключаются в основном в мониторинге эффективности и качества предпринимаемых мер по налаживанию нормальной жизнедеятельности банка, особенно тех областей, которые подвержены наибольшим рискам в силу своей специфики и/или наиболее пострадали от чрезвычайных обстоятельств. После завершения восстановительного периода служба ВК должна провести специальную проверку качества восстановления бизнес-процессов, проанализировать извлеченные из ситуации уроки. Итогом подобной проверки может стать формирование плана мероприятий по изменению документов, ресурсов (материальных и нематериальных), методик и систем управления, направленных на предотвращение чрезвычайной ситуации или уменьшение степени ее влияния на деятельность банка в будущем.