Что такое непрерывность образования в обществознании
Непрерывное образование
Вы будете перенаправлены на Автор24
Роль непрерывности образования в современном обществе
Непрерывное образование отличительная особенность современного общества. Это поэтапный и пожизненный процесс, который обеспечивает постоянное пополнение и расширение знаний человека.
В непрерывном образовании выделяется несколько этапов:
Знаменитая пословица «Век живи — век учись» в сегодняшних реалиях обретает новый, важный смысл. Эта пословица воплощается в сегодняшней реальности. Без этого человек не может вести полноценную социальную жизнь.
Схема, представленная ниже, наглядно отражает непрерывность образования.
Главная цель непрерывного образования заключается в развитии самостоятельности, целеустремленности и ответственности в человеке, укреплении способности приспосабливаться ко всему новому. Существует много форм непрерывного образования:
Непрерывность образовательного процесса дает возможность человеку понять свой внутренний мир и окружающий мир. Такое образование содействует выполнению социальной роли индивидуума в процессе трудовой деятельности и жизни в социуме.
Готовые работы на аналогичную тему
Посредством непрерывного образования обеспечивается образовательный потенциал личности на протяжении жизни. Для реализации непрерывности, образование должно быть обеспечено системой институтов, соответствующих потребностям конкретной личности и общества в целом.
Система непрерывного образования распространена сегодня во всем мире. Непрерывное образование выражается множеством терминов, например, продолжающееся образование, пожизненное образование, пожизненное учение, перманентное образование и другие. Одной из таких вариаций непрерывного образования является возобновляющееся образование. Оно представляет собой образование частями в течение всей жизни и подразумевает отход от длительного образования в образовательном учреждении. При возобновляющемся образовании происходит чередование процесса обучения с другими видами деятельности, в частности профессиональной.
Модернизация российского образования начинается и в проекте концепции обозначено четыре основных направления:
Система непрерывного образования в данном проекте состоит из трех элементов:
Непрерывность хорошо сочетается с вариативностью образования и поддерживается многообразием видов образовательных учреждений, разнообразием педагогических технологий.
Непрерывная система образования возможна при наличии сети связанных образовательных учреждений, внутри которой создается пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворить запросы и потребности современного человека.
Информационные технологии помогают успешно справиться с переходом к непрерывному образованию.
Преемственность как основа непрерывности в образовании
Непрерывность – это последовательная цепь учебных задач на всем протяжении образовательного процесса, переходящих друг в друга и обеспечивающих продвижение обучающихся вперед на каждом из временных отрезков.
Схематично преемственность в образовании можно изобразить, как представлено на рисунке 2.
Преемственность нуждается в разработке и принятии единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до послевузовского обучения.
В современном российском образовании отсутствует единая система, цели не согласованы между собой на стыках различных этапов и форм обучения.
Пересмотр принципов современного образования на каждой его ступени требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения детей. Отдельные звенья образовательного процесса утрачивают свое единство. Это неизбежно отражается на формировании целостной, гармонично развитой личности и на качестве обучения в целом. Обеспечение непрерывности и преемственности образования на всех этапах обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждой отдельной личности.
Непрерывность образования, как оно происходит и для чего нужно
Содержание:
Вопрос реализации непрерывного образования в наш век актуально стоит для людей, желающих добиться успеха в профессиональной сфере. Его суть заключается в постоянном развитии индивида. Для этого используются единые, связанные образовательные учреждения, преемственные учебные программы. В современном мире непрерывность образования обеспечивается через возможности информационных технологий, компьютеризации.
Главная задача – формирование целеустремленности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия. Каждый специалист должен постоянно совершенствовать свой уровень. Яркий пример – хирург, который осваивает новые методики, технологии. В противном случае может появиться другой врач, претендующий на его место.
Что такое непрерывность образования – основные этапы
Непрерывность образования – это последовательное, регулярное, пожизненное пополнение багажа знаний человека. Каждая профессия требует много умений. В ходе постоянного совершенствования своих способностей специалист добивается успеха. Это не быстрый метод знакомства с новой отраслью деятельности. Технология непрерывности состоит из двух масштабных этапов:
Термин «непрерывность образования», примеры которого встречаются в современной жизни, подразумевает пять основных частей:
Непрерывное образование и самообразование
Самообразование – это твой выбор, основанный на личных предпочтениях, интересах. Индивид самостоятельно выбирает область работы, подбирает учебные материалы. Для получения знаний он не обращается к педагогам, не посещает университет, другие учебные заведения. Преимущество самообразования – в формировании ответственности. Основные задачи:
Основные задачи непрерывного обучения следующие:
Роль непрерывного образования и преемственность, как его основа
Непрерывность образования – это процесс роста образовательного потенциала человека (как общего, так и профессионального) на протяжении всей его жизни, согласующийся с потребностями личности и социума.
Роль непрерывности образования в современном обществе
Для современного общества оптимальным является применение системы непрерывности образования, как постоянного, последовательного, пожизненного пополнения каждым человеком личного объема знаний, умений, навыков.
Непрерывное образование возможно разделить на несколько этапов:
Непрерывное образование – это реализация всем известной пословицы «Век живи – век учись», и в сегодняшней реальности она имеет важнейший смысл. Полнота и удовлетворенность социальной жизнью невозможна без постоянного пополнения ресурса человека.
Непрерывное педагогическое образование возможно изобразить схематично:
Основная цель непрерывного образования – развитие в личности таких свойств как самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, ответственность, адаптация к быстро изменяющимся условиям современного общества и качественное усвоение новой информации.
Можно выделить следующие формы непрерывного образования:
Непрерывность процесса образования создает условия для более глубокого понимания человеком своих потребностей и явлений окружающего мира, более качественному раскрытию своего потенциала; становится возможным полноценно выполнять свою социальную роль в ходе трудовой деятельности и жизни в социуме.
Что такое непрерывное образование? По сути, это «тренажер» для образовательного потенциала человека, поддерживаемый системой образовательных учреждений, которые отвечают потребностям личности и общества.
Система непрерывного образования используется во всем мире во многих вариациях, с применением различной терминологии. Например, возобновляющееся образование, заключающееся в получении объема знаний частями на протяжении всей жизни, чередующегося с иными видами деятельности, в частности, профессиональной.
В концепцию модернизации образования в России принцип непрерывности включен необходимостью реализации таких направлений, как:
Система непрерывного образования в этом проекте состоит из следующих элементов:
Непрерывное образование отлично согласуется с вариативностью, поддерживается разнообразием структур учреждений образования и педагогического инструментария.
Реализация принципа непрерывности образования возможна, когда все учреждения образования представляют из себя единую сеть, характеризующуюся тесной взаимосвязью ее элементов и преемственностью учебных программ. Несомненно, информационные технологии являются большим подспорьем для перехода на непрерывное образование.
Преемственность как основа непрерывности в образовании
Непрерывность есть цепь учебных задач на протяжении всего процесса образования, логично перетекающих друг в друга и задающих путь постоянного продвижения обучаемого вперед.
Преемственность есть непрерывность в переходные моменты между этапами или уровнями обучения, выраженная в единой организации этих уровней или форм в пределах общей системы образования.
Изобразим преемственность схематично:
Преемственность возможно реализовать в условиях единой системы целей и наполнения образовательных программ на всем пути обучения от дошкольного до последипломного.
На данный момент, увы, российское образование не обладает подобным единством. Различные этапы обучения и формы преследуют несогласованные между собой цели. Таким образом, обеспечение целостности и содержательного единства обучающей деятельности является базовой задачей, стоящей перед политикой образования.
Для того, чтобы в корне пересмотреть принципы современного образования на всех его уровнях, необходимо сформировать систему новых взглядов на соотношение ступеней обучения. Стоящие обособленно звенья процесса лишают образования единства, затрудняют выполнение задачи по формированию всесторонне развитой, целостной личности и снижают качество получаемых знаний и навыков в общем. Реализация принципов непрерывности и преемственности даст возможность максимально эффективно решить вопросы воспитания и обучения каждой личности.
Непрерывное обучение как главный тренд образования будущего
Об авторе: Екатерина Латыпова — руководитель направления по работе с учителями платформы Учи.ру.
Около 20 —30 лет назад, получив профессию, можно было планировать свою карьеру и быть уверенным, что в ближайшие годы в ней ничего не изменится. Сегодня такая ситуация практически невозможна: уходят в прошлое не только целые специальности — структура самих профессий меняется с огромной скоростью.
Например, представим интернет-маркетолога, который не следит за новыми инструментами продвижения и алгоритмами площадок — он очень быстро потеряет свою востребованность на рынке. То же касается верстальщика, который решит всю жизнь пользоваться одним фреймворком. Эта тенденция затрагивает не только диджитал- и IT-специальности: учителям нужно осваивать новые образовательные сервисы, менеджерам по продажам — следить за изменениями в отрасли и совершенствовать навыки коммуникации, косметологам — быть в курсе всех продуктов и средств по уходу за кожей.
Врачи, инженеры, архитекторы, руководители, — практически любым специалистам приходится регулярно проводить «апгрейд» собственных компетенций, иначе они рискуют «выпасть» из рынка.
Часто возникает ситуация, когда знания, полученные студентом в вузе, уже к моменту его окончания теряют свою актуальность. Именно поэтому образование не завершается с получением диплома: на первый план выходит модель lifelong learning — обучения на протяжении всей жизни.
Главный импульс к развитию непрерывного обучения дало онлайн-образование. Именно оно позволило легко совмещать учебу с работой и заниматься по удобному графику.
Самые популярные платформы онлайн-обучения в России.
Благодаря развитию технологий возможности дистанционного обучения существенно продвинулись: искусственный интеллект адаптирует задания под потребности и особенности каждого ученика, а автоматизированные системы проверяют выполнение домашних заданий.
В России пользуется спросом онлайн-обучение профессиям в диджитал- и IT-сферах, управленческим навыкам и иностранным языкам. Такие услуги предлагают, например, онлайн-университет Skillbox, университет интернет-профессий «Нетология», школа английского языка Skyeng, университет для разработчиков Geekbrains. Об их успехе можно судить по цифрам: курсы первых трех компаний суммарно окончили почти 100 тыс. студентов, а количество пользователей, зарегистрированных на портале Geekbrains, превышает 4 млн. Сертификаты, которые выдают такие компании, уже оцениваются многими работодателями на уровне диплома вуза.
С рождения до вуза
Lifelong learning подразумевает не только продолжение обучения после вуза: образование начинается еще в раннем детстве. Например, один из «единорогов» на мировом рынке EdTech, компания Age of Learning, предлагает развивающие и обучающие игры для дошкольников. Многие родители записывают своих детей на дополнительные курсы. В российском сегменте активно развиваются платформы по освоению школьных дисциплин («Фоксфорд», MAXIMUM Education, «Учи.ру») и предметам, выходящим за рамки классической программы, например, программированию («Алгоритмика» и «Учи.ру») или углубленному изучению языков (Skyeng).
Непрерывное обучение — главный тренд XXI века
30–40 лет назад человеку было проще планировать карьеру. В большинстве случаев можно было получить специальность и быть уверенным, что в ближайшие годы в ней ничего не изменится. Сейчас всё не так. Сама структура образования меняется с умопомрачительной скоростью. Даже существует специальное понятие — период полураспада знаний, по аналогии с радиоактивными элементами. Этот показатель обозначает, за сколько месяцев или лет 50% ваших знаний в профессии устаревают и перестают быть актуальными.
Знания инженера в 1930-х годах имели период полураспада в 35 лет. То есть действительно можно было отучиться в университете и почти всю жизнь не осваивать ничего нового. Но в 1960-х это время сократилось уже до 10 лет. В наши дни период полураспада знаний инженера — 2–5 лет, в зависимости от сферы деятельности. А в диджитал-профессиях — вроде маркетолога или SEO-специалиста — и вовсе не превышает полугода.
Непрерывное образование, или LLL (Lifelong Learning), — уже давно не «ещё один способ учиться». Это реальность, необходимость. Осознаём мы это или нет.
И это касается абсолютно всех сфер знаний. Возьмём, к примеру, изучение английского. Если вы последний раз соприкасались с ним 10 лет назад, то поздравляем — ваш разговорный язык безбожно устарел. Каждые два года молодёжный сленг меняется полностью, каждый месяц появляются сотни новых слов, а значения старых забываются. Бизнес-английский тоже постоянно в движении: входят в моду новые идиомы и термины, а прежние перестают использоваться.
Даже в топовых вузах мира всё чаще случаются ситуации, когда самые свежие знания, полученные на лекциях, к моменту выпуска уже устаревают. И выпускнику нужно самостоятельно продолжать обучение и постигать новинки.
Во всём виноват EdTech
Есть две основных причины развития LLL: доступность онлайн-образования и быстрое развитие технологий.
Раньше для непрерывного обучения была масса ограничений. Ведь сначала нужно выделить время после работы или иногда даже вместо неё. При этом совсем не факт, что программы повышения квалификации есть в вашем населённом пункте. А для сложных технических профессий обучение и вовсе возможно только в крупных городах. Так что приходится тратить кучу денег на проезд, проживание и само обучение.
Сейчас же этот процесс практически в любой сфере сузился до «включить интернет, зайти на сайт и выбрать программу».
В период пандемии крупные EdTech-компании продемонстрировали стремительный рост. К примеру, капитализация одного из старейших представителей онлайн-образования — K12 Inc. — выросла до невероятных 1,8 млрд долларов. По отчётам на сентябрь и прогнозам аналитиков, прибыль компании в 2020-м превысит миллиард. На российском и украинском рынке абсолютно та же ситуация. EdTech-компании демонстрируют качественный рост. Ведь сейчас онлайн-образование — чуть ли не единственный способ оставаться в тренде и прокачивать знания.
EdTech позволяет гармонично совмещать работу и учёбу. Выделить час на обучение после рабочего дня или в обед гораздо проще, чем час на дорогу к офлайн-курсам, час непосредственно на учёбу и ещё час на обратный путь. Да и многие учебные программы по стоимости в разы ниже, чем их «живые» аналоги. А повышение квалификации даёт отличное конкурентное преимущество для карьерного роста. Поэтому те, кто стремится занять более высокую должность, прокачивают знания и умения онлайн.
Развитие технологий тоже дало мощный толчок для непрерывного обучения. Ведь технологии постоянно меняют основы даже самых незыблемых профессий.
Возьмём строительство. Можно всё делать по старинке, как 50 лет назад. А можно — гораздо эффективнее, используя современные технологии. В 2019 году китайские строители возвели 30-этажный отель всего за 15 дней. А в сумме строительство пятизвёздочного комплекса на 358 номеров — от появления на площадке первого бульдозера до торжественного открытия здания — заняло 48 дней. Ощутимая разница с нашими долгостроями, не так ли?
Технологии двигают мир вперёд. Практически в каждой сфере знаний появляется что-то такое, что меняет её практически полностью. И есть два варианта: либо вы изучаете это и остаётесь квалифицированным и востребованным специалистом, либо игнорируете и остаётесь на обочине рынка.
Корпоративное обучение: когда компании понимают ценность Lifelong Learning
То, что постоянное обучение необходимо взрослым специалистам, учёные поняли ещё задолго до повсеместного распространения интернета. Потому что существовало множество предпосылок к этому.
Сейчас невозможно представить, что студент-программист выпустился из Массачусетского института технологий в 1980-м и проработал до 2020-го без дополнительного обучения — это кажется абсурдом. Потому что в таком случае ему пришлось бы программировать на старой версии C — она хоть как-то сегодня используется. Остальные же языки, существовавшие тогда, сейчас практически мертвы. Так что хочешь или нет — а учиться придётся.
Книга Lifelong Education for Adults («Непрерывное обучение для взрослых»), в которой довольно точно поданы особенности и принципы, была написана ещё в 1989 году. Но интересно то, что теоретические принципы, выведенные в этой работе, стало возможно применить на практике только недавно.
Авторы книги отмечали, что для значительного развития культуры образования оно должно быть доступным, мобильным, непрерывным и работающим на опережение. Сейчас онлайн-курсы практически по любой специальности вполне доступны по цене, их можно проходить где угодно с помощью ноутбука или смартфона. Сама сфера онлайн-образования развивается постоянно, а информация в ней актуализируется оперативно.
Многие компании инвестируют в непрерывное обучение сотрудников миллионы долларов: Apple, IBM, Booking.com, Dropbox, Unilever, Philips, Asana и ещё десятки гигантов рынка внедрили в своих командах практику непрерывного обучения.
Исследования показывают, что практика обучения сотрудников значительно увеличивает их вовлечённость в рабочий процесс. В компаниях, которые не занимаются обучением персонала, только 11% сотрудников максимально вовлечены в работу. А в тех организациях, которые закладывают минимум 40 часов в год на обучение сотрудников, этот показатель превышает 50%.
И в том же исследовании учёные утверждают, что замотивированный и вовлечённый сотрудник работает в среднем на 400% лучше, чем незамотивированный. То есть человек действительно трудится, а не создаёт видимость.
Тут выигрывают одновременно и сотрудник, и компания. Человек получает возможность комфортно совершенствовать свои навыки, оставаясь востребованным специалистом, а компания — профессионала, который разбирается в новых технологиях. И не нужно искать других экспертов, чтобы поддерживать свою позицию на рынке.
К тому же это отличный инструмент для работы с лояльностью сотрудника. Ведь если компания заинтересована в росте специалиста, то она ценит его и хорошо к нему относится — и сотрудник отвечает тем же.
IBM, к примеру, не стали мелочиться и создали собственную образовательную платформу IBM Training, которая превратилась из внутреннего инструмента для повышения квалификации сотрудников в полноценный портал для обучения, сертификаты которого принимаются по всему миру.
Практически все современные специальности требуют постоянного совершенствования знаний и умений. Ведь технологии развиваются без остановки. И не обучаться — это сегодня значит уже проиграть в конкурентной борьбе за более тёплое место.
Непрерывное обучение — залог здоровья
Исследователи уже несколько десятилетий анализируют, как влияет непрерывное обучение на мозг человека, — и результаты удивительные.
Среди студентов онлайн-школы английского языка EnglishDom 28% людей старше 35 лет. И они учатся, не уступая другим возрастным группам по успехам и темпам. Это подтверждает как наш опыт, так и крупные научные изыскания. Обширное исследование мозга здоровых людей от 14 до 79 лет подтверждает: новые нейронные связи без проблем создаются в любом возрасте. И разница между работой мозга подростка и пенсионера слишком незначительна, чтобы быть причиной плохой обучаемости.
Более того, медики считают непрерывное обучение действенной профилактикой неврологических нарушений, в том числе болезни Альцгеймера. Исследователи полагают, что совершенствование профессиональных знаний или изучение иностранного языка снижает риски даже при генетической предрасположенности. Но важно именно непрерывное обучение — когда мозг каждый день изучает новую информацию и формирует новые ассоциативные связи. При этом сам факт высшего образования у пациентов практически не влияет на статистику по этой болезни.
Сегодня в мире укрепляется тенденция: в вузы всё чаще поступают и оканчивают их пожилые люди, старше 70 лет. Старейшим выпускником и вовсе считается Аллан Стюарт — в 2012 году, на момент выпуска из университета, ему было 97 лет. И это было его четвёртое высшее образование.
Если обобщить, то Lifelong Learning — это залог не только профессионального успеха, но и здоровья. Единственная сложность в LLL — оно должно стать образом жизни. Когда человек стремится каждый день получать новую информацию, осваивать что-то новое.
Можно развиваться как специалист, изучая всё новые и новые нюансы профессии. Можно учить иностранные языки, чтобы читать любимых писателей в оригинале. Можно и вовсе начать погружаться в какую-нибудь специальность с нуля, рассматривая её как хобби. Абсолютно неважно, как и что вы будете учить, — главное сам процесс. Движение — это жизнь. И к работе мозга это тоже относится.
Сейчас учиться проще, чем когда-либо. Достаточно выйти в онлайн и выбрать курс или программу обучения. Непрерывное обучение становится всё более доступным. Вдохновляйтесь новыми технологиями, совершенствуйте свои профессиональные знания и учите английский — он пригодится в любом случае 🙂
30–40 лет назад человеку было проще планировать карьеру. В большинстве случаев можно было получить специальность и быть уверенным, что в ближайшие годы в ней ничего не изменится. Сейчас всё не так. Сама структура образования меняется с умопомрачительной скоростью. Даже существует специальное понятие — период полураспада знаний, по аналогии с радиоактивными элементами. Этот показатель обозначает, за сколько месяцев или лет 50% ваших знаний в профессии устаревают и перестают быть актуальными.
Знания инженера в 1930-х годах имели период полураспада в 35 лет. То есть действительно можно было отучиться в университете и почти всю жизнь не осваивать ничего нового. Но в 1960-х это время сократилось уже до 10 лет. В наши дни период полураспада знаний инженера — 2–5 лет, в зависимости от сферы деятельности. А в диджитал-профессиях — вроде маркетолога или SEO-специалиста — и вовсе не превышает полугода.
Непрерывное образование, или LLL (Lifelong Learning), — уже давно не «ещё один способ учиться». Это реальность, необходимость. Осознаём мы это или нет.
И это касается абсолютно всех сфер знаний. Возьмём, к примеру, изучение английского. Если вы последний раз соприкасались с ним 10 лет назад, то поздравляем — ваш разговорный язык безбожно устарел. Каждые два года молодёжный сленг меняется полностью, каждый месяц появляются сотни новых слов, а значения старых забываются. Бизнес-английский тоже постоянно в движении: входят в моду новые идиомы и термины, а прежние перестают использоваться.
Даже в топовых вузах мира всё чаще случаются ситуации, когда самые свежие знания, полученные на лекциях, к моменту выпуска уже устаревают. И выпускнику нужно самостоятельно продолжать обучение и постигать новинки.
Во всём виноват EdTech
Есть две основных причины развития LLL: доступность онлайн-образования и быстрое развитие технологий.
Раньше для непрерывного обучения была масса ограничений. Ведь сначала нужно выделить время после работы или иногда даже вместо неё. При этом совсем не факт, что программы повышения квалификации есть в вашем населённом пункте. А для сложных технических профессий обучение и вовсе возможно только в крупных городах. Так что приходится тратить кучу денег на проезд, проживание и само обучение.
Сейчас же этот процесс практически в любой сфере сузился до «включить интернет, зайти на сайт и выбрать программу».
В период пандемии крупные EdTech-компании продемонстрировали стремительный рост. К примеру, капитализация одного из старейших представителей онлайн-образования — K12 Inc. — выросла до невероятных 1,8 млрд долларов. По отчётам на сентябрь и прогнозам аналитиков, прибыль компании в 2020-м превысит миллиард. На российском и украинском рынке абсолютно та же ситуация. EdTech-компании демонстрируют качественный рост. Ведь сейчас онлайн-образование — чуть ли не единственный способ оставаться в тренде и прокачивать знания.
EdTech позволяет гармонично совмещать работу и учёбу. Выделить час на обучение после рабочего дня или в обед гораздо проще, чем час на дорогу к офлайн-курсам, час непосредственно на учёбу и ещё час на обратный путь. Да и многие учебные программы по стоимости в разы ниже, чем их «живые» аналоги. А повышение квалификации даёт отличное конкурентное преимущество для карьерного роста. Поэтому те, кто стремится занять более высокую должность, прокачивают знания и умения онлайн.
Развитие технологий тоже дало мощный толчок для непрерывного обучения. Ведь технологии постоянно меняют основы даже самых незыблемых профессий.
Возьмём строительство. Можно всё делать по старинке, как 50 лет назад. А можно — гораздо эффективнее, используя современные технологии. В 2019 году китайские строители возвели 30-этажный отель всего за 15 дней. А в сумме строительство пятизвёздочного комплекса на 358 номеров — от появления на площадке первого бульдозера до торжественного открытия здания — заняло 48 дней. Ощутимая разница с нашими долгостроями, не так ли?
Технологии двигают мир вперёд. Практически в каждой сфере знаний появляется что-то такое, что меняет её практически полностью. И есть два варианта: либо вы изучаете это и остаётесь квалифицированным и востребованным специалистом, либо игнорируете и остаётесь на обочине рынка.
Корпоративное обучение: когда компании понимают ценность Lifelong Learning
То, что постоянное обучение необходимо взрослым специалистам, учёные поняли ещё задолго до повсеместного распространения интернета. Потому что существовало множество предпосылок к этому.
Сейчас невозможно представить, что студент-программист выпустился из Массачусетского института технологий в 1980-м и проработал до 2020-го без дополнительного обучения — это кажется абсурдом. Потому что в таком случае ему пришлось бы программировать на старой версии C — она хоть как-то сегодня используется. Остальные же языки, существовавшие тогда, сейчас практически мертвы. Так что хочешь или нет — а учиться придётся.
Книга Lifelong Education for Adults («Непрерывное обучение для взрослых»), в которой довольно точно поданы особенности и принципы, была написана ещё в 1989 году. Но интересно то, что теоретические принципы, выведенные в этой работе, стало возможно применить на практике только недавно.
Авторы книги отмечали, что для значительного развития культуры образования оно должно быть доступным, мобильным, непрерывным и работающим на опережение. Сейчас онлайн-курсы практически по любой специальности вполне доступны по цене, их можно проходить где угодно с помощью ноутбука или смартфона. Сама сфера онлайн-образования развивается постоянно, а информация в ней актуализируется оперативно.
Многие компании инвестируют в непрерывное обучение сотрудников миллионы долларов: Apple, IBM, Booking.com, Dropbox, Unilever, Philips, Asana и ещё десятки гигантов рынка внедрили в своих командах практику непрерывного обучения.
Исследования показывают, что практика обучения сотрудников значительно увеличивает их вовлечённость в рабочий процесс. В компаниях, которые не занимаются обучением персонала, только 11% сотрудников максимально вовлечены в работу. А в тех организациях, которые закладывают минимум 40 часов в год на обучение сотрудников, этот показатель превышает 50%.
И в том же исследовании учёные утверждают, что замотивированный и вовлечённый сотрудник работает в среднем на 400% лучше, чем незамотивированный. То есть человек действительно трудится, а не создаёт видимость.
Тут выигрывают одновременно и сотрудник, и компания. Человек получает возможность комфортно совершенствовать свои навыки, оставаясь востребованным специалистом, а компания — профессионала, который разбирается в новых технологиях. И не нужно искать других экспертов, чтобы поддерживать свою позицию на рынке.
К тому же это отличный инструмент для работы с лояльностью сотрудника. Ведь если компания заинтересована в росте специалиста, то она ценит его и хорошо к нему относится — и сотрудник отвечает тем же.
IBM, к примеру, не стали мелочиться и создали собственную образовательную платформу IBM Training, которая превратилась из внутреннего инструмента для повышения квалификации сотрудников в полноценный портал для обучения, сертификаты которого принимаются по всему миру.
Практически все современные специальности требуют постоянного совершенствования знаний и умений. Ведь технологии развиваются без остановки. И не обучаться — это сегодня значит уже проиграть в конкурентной борьбе за более тёплое место.
Непрерывное обучение — залог здоровья
Исследователи уже несколько десятилетий анализируют, как влияет непрерывное обучение на мозг человека, — и результаты удивительные.
Среди студентов онлайн-школы английского языка EnglishDom 28% людей старше 35 лет. И они учатся, не уступая другим возрастным группам по успехам и темпам. Это подтверждает как наш опыт, так и крупные научные изыскания. Обширное исследование мозга здоровых людей от 14 до 79 лет подтверждает: новые нейронные связи без проблем создаются в любом возрасте. И разница между работой мозга подростка и пенсионера слишком незначительна, чтобы быть причиной плохой обучаемости.
Более того, медики считают непрерывное обучение действенной профилактикой неврологических нарушений, в том числе болезни Альцгеймера. Исследователи полагают, что совершенствование профессиональных знаний или изучение иностранного языка снижает риски даже при генетической предрасположенности. Но важно именно непрерывное обучение — когда мозг каждый день изучает новую информацию и формирует новые ассоциативные связи. При этом сам факт высшего образования у пациентов практически не влияет на статистику по этой болезни.
Сегодня в мире укрепляется тенденция: в вузы всё чаще поступают и оканчивают их пожилые люди, старше 70 лет. Старейшим выпускником и вовсе считается Аллан Стюарт — в 2012 году, на момент выпуска из университета, ему было 97 лет. И это было его четвёртое высшее образование.
Если обобщить, то Lifelong Learning — это залог не только профессионального успеха, но и здоровья. Единственная сложность в LLL — оно должно стать образом жизни. Когда человек стремится каждый день получать новую информацию, осваивать что-то новое.
Можно развиваться как специалист, изучая всё новые и новые нюансы профессии. Можно учить иностранные языки, чтобы читать любимых писателей в оригинале. Можно и вовсе начать погружаться в какую-нибудь специальность с нуля, рассматривая её как хобби. Абсолютно неважно, как и что вы будете учить, — главное сам процесс. Движение — это жизнь. И к работе мозга это тоже относится.
Сейчас учиться проще, чем когда-либо. Достаточно выйти в онлайн и выбрать курс или программу обучения. Непрерывное обучение становится всё более доступным. Вдохновляйтесь новыми технологиями, совершенствуйте свои профессиональные знания и учите английский — он пригодится в любом случае 🙂