Что такое непрофильный актив в бизнесе
Активы непрофильные: активы предприятия, которые не связаны с его основной деятельностью
Современные реалии экономической ситуации приводят к тому, что компании, для того чтобы выжить, стараются задействовать как можно больше активов. Независимо от того, чем занимается фирма, она обязательно подстрахует себя еще одной или несколькими видами деятельности, филиалами или дочерними компаниями.
Активы непрофильные и профильные могут не только приносить прибыль, но и существовать для обеспечения социальных нужд населения. Все зависит от того, какие цели преследует компания и каковы ее стратегические намерения.
Отличия профильных и непрофильных активов
Профильность активов зависит прежде всего от стратегии компании. Если активы приносят результат, помогающий реализовать основные цели компании, то они будут считаться профильными. Они участвуют в производстве и сбыте продукции, отвечают за поставку сырья и т. д.
Признаки непрофильных активов
В хозяйственной деятельности предприятия нередко происходит следующая ситуация. Избыточные активы, которые не являются решающими для основной деятельности, оттягивают на себя значительную часть ресурсов, при этом не принося дохода. А в другом случае потенциал спящих активов очень высок, но у собственника просто не хватает на него времени. Что делать в таких ситуациях? Считать актив профильным или попробовать реорганизовать его? Реструктуризации в обязательном порядке подлежат активы, удовлетворяющие следующим критериям:
Если на эти вопросы были получены положительные ответы, то нужно задуматься о том, как реструктурировать непрофильные активы так, чтобы изменить ситуацию. Если это сделать невозможно, рациональнее будет избавиться от них. Продажа непрофильных активов может принести значительную выгоду.
Преимущества
Не зря многие крупные компании стараются привлечь как можно больше непрофильных активов. Это обусловлено целым рядом преимуществ.
В первую очередь реализация непрофильных активов практически всегда приносит доход. Даже если он невелик, это существенно повлияет на конечный финансовый результат. Существует несколько форм собственности, когда преследуются социальные цели без получения дохода, но в таких случаях от государства можно рассчитывать на налоговые льготы. Во всех случаях непрофильные активы приносят положительный результат.
Во-вторых, уменьшаются издержки предприятия на основное производство. За счет дифференцированной деятельности расходы на одну единицу профильного актива уменьшаются, и это тоже влияет на конечный результат и общую рентабельность фирмы.
Чем выше рентабельность, тем больше инвестиционная привлекательность компании. Это третье преимущество. Чем больше финансовые поступления, тем больше шансов совершенствовать и модернизировать производство, повысить продуктивность труда и улучшить условия для сотрудников.
И четвертое преимущество, которое приносит реализация непрофильных активов, состоит в том, что компания может лучше сфокусироваться на ресурсах, необходимых для достижения главных стратегических целей.
Виды непрофильных активов
Все те активы, которые не относятся к основной деятельности, экспертным путем можно разделить на две основные группы:
В первую категорию относятся избыточные активы, которые представляют собой реальный балласт для компании. В процессе хозяйственной деятельности их не всегда можно заметить, но как только будет проведен полный аудит или любая реорганизация, они выплывают наружу. Может оказаться, что активы уже много лет числятся на балансе, но реально не приносят никакого результата, а издержки предприятия на их поддержание с каждым годом только увеличиваются.
Как правило, есть несколько путей того, что делать с таким балластом. Их можно перенести в основную деятельность и использовать для получения финансового результата. Таким образом активы непрофильные превратятся в профильные.
Инвестиционные активы
Инвестиционные активы стали неотъемлемой частью крупного бизнеса в нашей стране. Любая уважающая себя фирма, банк, холдинг и т. д. просто обязаны содержать других. Избыточные активы для них не представляют особой нагрузки. Приведем несколько примеров.
ОАО «Газпром»
На телевидении «Газпром-медиа» также заняли свою нишу. Успешно реализуются проекты кинокомпанией «НТВ-кино», поддерживаются кинотеатры «Октябрь» и «Кристалл-Палас». Да и интернет-портал RuTube в полной власти российского гиганта.
Также «Газпром» создал негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД», является одним из главных владельцев банка ОАО «Газпромбанк». Здесь гиганту принадлежит 41,73 % акций.
Непрофильные активы Сбербанка
Кризис 2008 года пошел на пользу главному банку страны. В то время на баланс Сбербанка поступило множество объектов, ставших непрофильными активами. Среди них жилая и нежилая недвижимость, целая розничная сеть и доля в нефтегазовом секторе.
Но огромное количество объектов требовали постоянной поддержки и финансовых вложений. В результате главный банк станы стал должником и сам чуть не обанкротился. Руководство фирмы сочло правильным продать все непрофильные активы Сбербанка, что и случилось в 2010 году.
В 2009 году Сбербанк создал «Российский аукционный дом», основной деятельностью которого стала продажа непрофильных активов и имущества, оставшегося от заемщиков. Аукционный дом успешно работает и сейчас, реализуя проекты других финансовых компаний.
На сегодняшний день Сбербанк является учредителем и совладельцем множества дочерних компаний, занимающихся различными услугами в финансовой сфере.
ОАО «РЖД»
Крупнейшая транспортная компания приняла участие во множестве финансовых проектов. Прежде всего она является совладельцем «КИТ Финанс», где РЖД принадлежат 19,29 % акций. Банк был основан еще в 1992 году и успешно работает по сегодняшний день, реализуя услуги для юридических лиц, занимается корпоративным кредитованием, обслуживанием физических лиц.
Все работники РЖД получают пенсию и проводят отчисления в негосударственный фонд «Благосостояние». За десятилетие работы фонд доказал, что ему можно доверять.
ОАО «ВТБ»
С 2009 года крупнейший российский банк владеет компанией ПАО «Галс-Девелопмент». Это первая в России компания развития, которая занимается возведением жилых и нежилых комплексов.
Рекорд строительства был достигнут в 2014 году, когда фирме удалось ввести в эксплуатацию более 200 тыс. кв. метров. Прежде всего это «Детский мир» на Лубянке, огромный комплекс в курортной зоне «Камелия» (г. Сочи) и квартал элитного жилья «Литератор».
Но для банка ВТБ это не единственные непрофильные активы. Стоимость активов финансовой организации исчисляется миллионами, и прежде всего за счет собственности в газовой отрасли.
Выделение непрофильных активов
Как видно из вышеперечисленных примеров, непрофильные активы могут как выделяться внутри компании, так и появляться извне. Если у руководства возникла идея обзавестись дополнительным источником дохода, оно должно проанализировать следующие этапы:
Выводы
Как оформляется продажа непрофильных активов
Активы организации разграничиваются по разным признакам. Один из этих признаков – характер эксплуатации в деятельности предприятия. Активы могут быть профильными и непрофильными. Первые используются в основной деятельности субъекта, а вторые – нет.
Признаки непрофильных активов
Признаки непрофильных активов (НА) оговорены в Приказе №526 от 30.12.2014. Рассмотрим их подробнее:
Бухгалтер должен учитывать эти критерии. Они обязательны при обнаружении непрофильных активов. Обнаруженные непрофильные объекты объединяются в комплекс.
Преимущества реализации непрофильных активов
Компания может продать свои активы. Это решение влечет за собой эти преимущества:
Реализация позволяет организации избавиться от балласта и сконцентрировать свои силы на главном направлении. Необходимо учитывать, что непрофильные объекты нуждаются в обслуживании, учете. Потому ненужное выгодно просто продать. Процесс реализации отлажен, так как с проблемой избавления от непрофильных активов сталкиваются многие фирмы.
Наличие НА у компании – это, как правило, итог приватизации или реорганизации субъектов. Эти процедуры осуществлялись в девяностых годах, после чего у новых владельцев появлялись ненужные объекты. В связи с возникшей ситуацией был установлен порядок реализации непрофильных активов.
Основные особенности реализации непрофильных активов
Методология, утвержденная Приказом №372 Росимущества от 26.09.2014 года, является главным актом, регулирующим выявление активов и их извлечение из комплекса. Эта методология является материалом для консультации. Она используется в качестве пособия. То есть там не дано четко установленных правил. На основании приведенных положений можно разработать свой порядок определения НА.
Единица управленческого учета – это один актив или комплекс НА, которые участвуют в извлечении прибыли. При установлении профильности этих активов нужно иметь ввиду комплекс задач, стоящих перед фирмой. Эти задачи и стратегии деятельности предприятия прописаны во внутренних документах.
НА рекомендуется объединять в комплекс. Рассмотрим пример. В процессе инвентаризации обнаружился станок, причисляемый к непрофильным активам. Он не может являться единицей управленческого учета, так как он не оказывает существенного вклада в бюджет. Если на предприятии есть другие станки, рекомендуется объединить их в один комплекс.
Алгоритм подготовки к реализации
Решение о профильности активов и их реализации принимается советом директоров предприятия. На совете формируется определенное поручение. На его основании осуществляется анализ активов. Анализ подразделяется на три этапа:
По итогам подготовительных мероприятий осуществляются эти меры:
Последний вариант актуален в том случае, если непрофильные активы не обнаружены.
Программа по продаже непрофильных активов
Составленная программа по реализации включает в себя эти факты:
К программе прилагаются копии правоустанавливающих бумаг. Приведенная программа является, по сути, шаблоном. Его нужно придерживаться, однако полное следование положениям не обязательно. Отклонение от программы допустимо тогда, когда выявлены еще и профильные активы. Если их мало, можно включить эти объекты в приведенную программу. Реестр под немногочисленные объекты формировать бессмысленно.
Главным аукционером непрофильных активов считается государство. Оно не дает четкий порядок реализации. Существуют лишь рекомендации, на которые может опираться компания. Алгоритм продажи в конкретном случае определяется индивидуальными нюансы. Предприятие может подстраивать стандарты под себя.
К СВЕДЕНИЮ! Избавиться от непрофильных активов можно различными методами, такими как реализация, ликвидация, передача на государственный баланс.
Как осуществляется продажа? Практически в стандартном порядке. Предприятие может реализовать активы на аукционах. Оно также может найти покупателей посредством объявления на своем сайте.
Государственный контроль над реализацией
Эффективность продажи непрофильных активов определяется акционером. Последний основывается в своих оценках на плане продаж. Плановые показатели сравниваются с фактическими. Последние определяются по итогам продажи активов. Рекомендуется поквартально планировать продажу объектов, подлежащих отчуждению.
Государственный контроль над итогами реализации осуществляется этими способами:
Выше упоминались преимущества, которые обеспечивает реализация НА. Правильно организованный процесс продажи позволяет действительно получить все приведенные выгоды. Процедура позволит увеличить прибыль предприятия, поднять его капитализации.
Бухучет реализации непрофильных активов
При отражении реализованных активов в отчетности нужно ориентироваться на ПБУ 9/99, 10/99. Счета учета используются на основании Плана счетов и Приказа №94н. Рассмотрим стандартные проводки:
Реализация непрофильных активов – это трудоемкая процедура. Для ее адекватного проведения нужны соответствующие знания. Если бухгалтеру не хватает этих знаний, можно обратиться за профессиональной помощью.
Непрофильные активы: учимся выявлять и управлять имуществом
Что относится к непрофильным активам
Непрофильные активы находятся в собственности и отражаются в балансе организации. Но при этом они не участвуют в процессе производства и сбыта продукции и не применяются ни в краткосрочном, ни в долгосрочном периодах функционирования предприятия.
Для того чтобы относиться к этой категории, ресурсы предприятия должны соответствовать следующим критериям (пп. 3.1, 3.2 Приказа Росимущества № 526 от 30.12.2014):
Ключевой проблемой являются существенные вложения учреждения в их обслуживание. При этом такие ресурсы абсолютно не задействованы в финансово-хозяйственной деятельности и стратегическом развитии. Их признаки:
На сегодняшний день выделяют 2 вида непрофильных активов:
Управление непрофильными активами
Как было сказано выше, такие фонды зачастую весьма затратны в своем содержании, не принося при этом никакой прибыли владельцам. Поэтому руководству необходимо принять решение, каким образом извлечь из этого балласта материальную выгоду. Организовать это можно следующими способами:
Реализация является наиболее предпочтительным способом, если собственники бизнеса хотят избавиться от зависших на балансе фондов и получить при этом денежные средства.
Реструктуризация проводится в том случае, если ресурсы не используются предприятием в основной деятельности, не приносят прибыль и их перевод в профильные затребует больших расходов, но руководство при этом видит стратегическую возможность их преобразования в другой объект (аренда, лизинг, возврат в производственный цикл, замена объекта на аналогичный и т. д.).
Способ управления такими ресурсами выбирается с учетом его целевого назначения и факторов использования.
Как организовать продажу непрофильных активов
Реализация — это наиболее приемлемый и выгодный способ ликвидации обременения в виде непрофильных активов. Собственники получают определенный доход, уменьшая при этом свои издержки. Продавать ресурсы, не являющиеся профильными, следует, если:
После реализации компания может воспользоваться полученным доходом для модернизации процесса производства и улучшения материальной стабильности бизнеса.
Продажа такого вида ресурсов проводится в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99. Реализация отражается следующими бухгалтерскими записями:
Проводка | Содержание операции |
---|---|
Дт 62 Кт 91 | Учет договорный цены продажи как части прочих доходов |
Дт 91 Кт 68 | Отражен налог на добавленную стоимость по сделке |
Дт 91 Кт 01, 07, 08, 10 | Объект списан по своей балансовой стоимости |
Ключевым действием управляющих с непрофильными активами является постоянный анализ рентабельности и эффективности каждого ресурса организации с целью определения различных путей для их дальнейшего преобразования.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Выделение непрофильных активов как инструмент реализации бизнес-стратегии
Любая бизнес-стратегия отражает взгляд собственников или менеджеров компании на содержание ее основной деятельности, а, следовательно, и на содержание «ядра бизнеса» — совокупности подразделений, реализующих основной бизнес-процесс.
Это означает, что избранная бизнес-стратегия определяет состав техактивов, которые относятся к ядру бизнеса (профильных активов), и тех, которые к нему не относятся (непрофильных активов). Выделение непрофильных активов предполагает отделение вторых от первых.
Большинство российских промышленных предприятий до недавнего времени традиционно использовали стратегию, при которой компания (предприятие) осуществляет полный цикл разработки и производства продукции, начиная от изготовления заготовок и заканчивая сборкой готового изделия.
Такая стратегия отражает «производственный» взгляд на бизнес, то есть предполагает, что в основной бизнес-процесс включено производство продукции.
- Известный автомобильный завод АМО «ЗиЛ» до сих пор сохраняет в своем составе производство практически всех деталей и комплектующих, начиная от двигателя и заканчивая шасси и кузовом. Здесь сохранено литейное и инструментальное производство. Можно сказать, что завод делает автомобили, начиная от металлических болванок и листов.
По мере развития ситуации внутри компаний и в их окружении может произойти смена приоритетов. Речь идет, прежде всего, о переходе к «предпринимательскому» взгляду на основной бизнес. При таком подходе производство исключается из основного бизнес-процесса, а акценты смещаются в сторон у «предпринимательских» функций — разработки новых продуктов, маркетинга и продвижения.
К такому виду относится стратегия, при которой компания разрабатывает продукт и продвигает его на рынке, но не занимается его производством. Как правило, такие компании используют аутсорсинг на всех этапах, начиная от производства материалов и комплектующих вплоть до сборки готового изделия.
- Российская компания Rover Computers, известная прежде всего своими компьютерами под маркой Rover Book, тем не менее, самостоятельно их не производит. Она использует широко распространенную в мире схему OEM-партнеров (OEM — original equipment manufacturing). То есть схему, при которой одна компания (в данном случае, тайваньская Quanta) выпускает продукцию по заказу и под маркой другой фирмы (то есть Rover Computers).
На наш взгляд, развитие российских промышленных компаний в конечном итоге приведет (как и в развитых странах) к их разделению на сегменты, соответствующие определенным бизнес-стратегиям. То есть одни предприятия сохранят «производственный» взгляд на бизнес и соответствующий ему полный цикл производства. Другие — постепенно избавятся от вспомогательных и сервисных подразделений и сосредоточатся на узкоспециализированном промышленном производстве. Третьи — со временем избавятся и от специализированного производства, превратившись в структуры «белых воротничков». (См. рис.1)
Сохранение «ядра бизнеса»
В этих условиях естественным решением, позволяющим сохранить компанию, является сокращение постоянных издержек, связанных с поддержанием в жизнеспособном состоянии подразделений, не покрывающих свои расходы.
- В начале года ОАО «Мотовилихинские заводы» сообщили о намерении в ходе реструктуризации избавиться практически от всех непрофильных активов. В их числе: общежития, теплицы, социально-бытовые учреждения. В собственности ОАО может остаться только дворец культуры, и только на условиях полной самоокупаемости.
Есть и не совсем удачные примеры: больше года признанный банкротом Тобольский нефтехимический комбинат пытается продать непрофильное производство — кирпичный завод, речной порт, холодильное хозяйство и пр. И это несмотря на то, что после инвентаризации стоимость имущества за год снизилась в десять раз!
Именно эти активы на этапе сохранения «ядра бизнеса» считаются непрофильными.
Основной задачей реструктуризации на этом этапе является снижение затрат на вспомогательные производства и непроизводственные объекты. Выделение непрофильных активов является при этом одной из мер, позволяющих компании сохранить «ядро бизнеса».
Повышение конкурентоспособности
С усилением конкуренции, развитием рынка услуг и переходом к денежным расчетам на первое место при определении стратегии бизнеса выходят вопросы эффективности производства и качества получаемых материалов, комплектующих и сервисных услуг. Акценты в управлении бизнесом постепенно смещаются от «выживания» к стабильному функционированию и развитию.
В этот момент к менеджерам обычно приходит понимание того, что же именно должно стать основной деятельностью их компании — приходит осознание бизнеса.
Выделение непрофильных активов уже не столько преследует цель снижения издержек, сколько позволяет компании сосредоточиться на основной деятельности и обеспечить получение качественных конкурентоспособных услуг.
Иногда на данной стадии принимается решение и о выделении некоторых производственных структур, например, по изготовлению комплектующих, узлов и агрегатов. Это означает начало изменения компанией ее бизнес-стратегии — приобретение более узкой специализации.
- Очень показательным в этом плане является пример создающегося сейчас ОАО «Российские железные дороги». Между МПС и Минэкономразвития ведутся дебаты по поводу того, какие именно активы останутся в составе ОАО «РЖД», а какие будут выведены и приватизированы. Заинтересованные стороны фактически пытаются определиться с тем, что же должно стать основным бизнесом новой компании.
В отличие от фазы сохранения «ядра бизнеса», на этапе повышения конкурентоспособности основную роль играет уже не выделение активов само по себе. Становится важно, как при этом организовано управление ими, и каким образом выстроены взаимоотношения между основным и обеспечивающим бизнесом. В этой связи особое значение приобретает пересмотр подхода к организации обеспечения основного бизнеса услугами дочерних сервисных предприятий, который затрагивает определенные аспекты.
Изменение структуры сервисных предприятий
Зачастую, на первом этапе, компании предпочитают создавать на базе обеспечивающих подразделений одно предприятие «по обслуживанию всего». Такое предприятие не может быть достаточно эффективно. Важно понимать, что непрофильный для компании бизнес — это тоже бизнес! И от того, насколько он эффективен, зависит, в том числе, и обеспеченность производства необходимыми материалами, комплектующими и услугами.
Специализированные предприятия имеют больше возможностей стать эффективным самостоятельным бизнесом. Поэтому на данной стадии развития в компании происходит реорганизация вспомогательных производств и создание сети специализированных сервисных предприятий, предоставляющих отдельные виды услуг. (См. рис. 3)
Для успешного сочетания этих функций необходимо разделить их между разными подразделениями материнской компании. (См. рис.4)
Изменение «степени родства» основного бизнеса и сервисных предприятий
В отличие от западной практики, отечественные предприятия выводят вспомогательные и сервисные подразделения в виде дочерних хозяйствующих субъектов. При этом сохраняется «родственность» компаний и влияние на принятие оперативных решений руководством сервисных предприятий. Однако, рано или поздно, компания сталкивается с тем, что она не в состоянии выдержать адекватный уровень развития основного и всех вспомогательных процессов одновременно. К тому же со временем находится кто-то, кто является лидером в производстве одного из требуемых комплектующих элементов.
В такой ситуации на первое место должен выйти принцип «непрофильный бизнес должен управляться теми, для кого он — профильный». Его реализация предполагает передачу (продажу, передачу в аренду) соответствующих активов специализированным компаниям.
- В январе текущего года ОАО «Вымпелком» приобрело контрольный пакет акций крупнейшего оператора Ставропольского края — ЗАО «СтавТелеСот» — у РАО ЕЭС. В отличие от последнего, для ОАО «Вымпелком» такое приобретение, безусловно, является профильным активом.
Более интересным является инициированное недавно регулирующими органами разделение крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний, таких как PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young, Arthur Andersen на «чисто аудиторские» и «чисто консалтинговые». Основанием такого решения явился конфликт интересов: аудиторы проверяли компании, которые они же консультировали. Это привело к снижению качества одних услуг (аудит) за счет сохранения возможности продажи других (консалтинг). Разделение должно позволить каждой из образованных компаний сосредоточиться на одном виде деятельности, и, соответственно, повысить их качество.
Повышение привлекательности для инвесторов
В отечественной практике выход на подобный уровень развития бизнеса обычно характерен для крупных промышленных холдинговых структур. Для таких компаний основной целью являются такие факторы, как повышение акционерной стоимости и инвестиционной привлекательности.
В таких случаях выделение непрофильных активов также остается одним из наиболее актуальных решений. Компания должна демонстрировать инвесторам готовность наращивать прибыль и оптимизировать структуру капитала.
Вместе с тем, необходимо помнить и об инвестиционной привлекательности самих сервисных компаний. Так, для обеспечения высокого уровня обслуживания собственного производства, «материнской компании» необходимо создавать сервисные компании в таком виде, который максимально повышает заинтересованность со стороны их возможных стратегических инвесторов и создает стимулы для внедрения последними новых технологий.
- Примеров такой дальновидности в российской экономике пока немного. Но они все же есть. И, пожалуй, наиболее значительным событием в этом смысле является выделение из состава НК «ЛУКОЙЛ» и возможная продажа компании «ЛУКОЙЛ-Бурение».
НК «ЛУКОЙЛ» весьма ответственно подошла к данному решению. Во-первых, все «буровые» активы были консолидированы в единую компанию. Во-вторых, внутри самого «ЛУКОЙЛ-Бурение» была проведена реструктуризация — компания была подготовлена к продаже стратегическому инвестору.
Результат не заставил себя ждать — в настоящее время компанией заинтересовался альянс в составе Schlumberger и «Объединенные машиностроительные заводы». Как известно, Schlumberger является транснациональной сервисной компанией, специализирующейся, прежде всего, на бурении нефтяных и газовых скважин.
Таким образом, нефтяная компания, помимо продажи непрофильных активов, получает в лице новообразованной компании подрядчика, который будет обладать всеми необходимыми и современными технологиями.
Кроме того, к непрофильным активам может быть отнесено уже и само сборочное производство (для машиностроительных компаний). В этом случае можно говорить о создании компании, разрабатывающей и продвигающей продукт.
Таким образом, на данной стадии выделение непрофильных активов направлено на повышение акционерной ст оимост и и ин вест иционн ой привлекательности как основного бизнеса, так и отдельных сервисных предприятий.
Заключение
Особенности выделения непрофильных активов на различных этапах развития бизнеса, показывают, что данный инструмент является достаточно универсальным и может быть использован для реализации разных бизнес-стратегий.
Четкое понимание возможностей и рисков (!) такого инструмента может стать существенным фактором, который поможет менеджменту принимать обоснованные решения. А своевременная и корректная реализация обсуждаемых подходов позволит отечественным промышленным компаниям повысить эффективность бизнеса и перейти к устойчивому развитию.
© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021