Что такое непроизносимые согласные 3 класс

Непроизносимые согласные в корне слова

В русском языке есть слова с сочетанием нескольких согласных звуков, при произношении которых возможно выпадение одного из согласных. Эти согласные звуки называют непроизносимыми.

Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове.

Например, в слове сер д це непроизносимым является согласный звук [д], в слове мес т ность — согласный [т], в слове здра в ствуйте — согласный [в], в слове со л нце — согласный [л].

При этом на письме соответствующие буквы необходимо обозначать. Поэтому написание слов с непроизносимыми согласными [в], [д], [л], [т] в корне требует проверки.

Согласный звук произносится отчётливо в положении перед гласным звуком или в конце слова.

Звёз д ный — звез д а (после непроизносимого согласного звука [д] идет гласный звук [а]), грус т ный — грус т ь (непроизносимый согласный звук [т] слышится более ясно в конце слова).

Для проверки непроизносимых согласных можно брать слова разных частей речи.

Если при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.

Чудесный — чудесен, ужасный — ужас.

Некоторые слова нельзя проверить предложенным способом. Такие слова являются словарными, их нужно запомнить.

Запомните: лес т ница (но лесенка), праз д ник, чу в ство.

Примеры слов с непроизносимыми согласными и проверочные слова к ним

Вес т ник — вес т ь, вес т очка

Влас т ный — влас т ь

Гиган т ский — гиган т ы

Громоз д кий — громоз д ить

Грус т ный — грус т ь, грус т ить

Доблес т ный — доблес т ь

Жалос т ливый, безжалос т ный — жалос т ь, без жалос т и

Завис т ливый — завис т ь

Звёз д ный — звез д а

Здра в ствовать — здра в ый

Злос т ный — злос т ь, от злос т и

Извес т ный — извес т ие

Капус т ный — капус т а

Кос т ный — кос т ь, кос т очка, окос т енеть

Крес т ник — крес т ить

Мес т ный — мес т о

Наез д ник — ез д а, ез д ить

Ненас т ный — ненас т ье

Облас т ной — облас т ь

Пас т бище — пас т и

Поз д ний, поз д но — опоз д ать

Прелес т ный — прелес т ь

Радос т ный — радос т ь

Сер д це — сер д ечный, сер д ечко

Совес т ливый — совес т ь

Со л нце — со л нечный, со л нышко

Страс т ный — страс т ь

Счас т ливый — счас т ье

Трос т ник, трос т никовый — трос т ь, трос т очка, трос т инка

Учас т ник — учас т ие

Хвас т ливый — хвас т ать, хвас т ун

Час т ный — час т ь

Чес т ный — чес т ь

Ше ф ствовать — ше ф ы

Ярос т ный — ярос т ь, в ярос т и

Обратите внимание! В этих словах НЕТ непроизносимых согласных:

вкусный, гнусный, интересный, искусный, напрасный, небесный, опасный, парусный, прекрасный, ровесник, словесный, ужасный, участвовать, чествовать, шествовать («идти»), яства.

Читайте также темы:

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Правописание частей слова.

Тема. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

научиться отличать орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне» от других изученных орфограмм.

узнать, как правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне;

научиться находить орфограмму в словах, подбирать проверочные слова.

как писать слова с непроизносимой согласной в корне;

находить орфограмму в словах;

намечать способы проверки данной орфограммы.

Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

Корень слова, согласный, скопление согласных, проверочное слово, проверяемое слово.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Что на них нарисовано? Прочитаем подписи. Сравним.

Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть картинку Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Картинка про Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть картинку Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Картинка про Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Фото Что такое непроизносимые согласные 3 классЧто такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть картинку Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Картинка про Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс

Солнце Лестница Сердце

[сонцэ] [л’эсн’ица] [с’эрцэ]

Как видно, нарисованы солнце, лестница, сердце. Сравним записи: в первой записи – 6 букв, во второй записи – 5 звуков; в первой записи – 8 букв, 7 звуков; в третьей записи – 6 букв, 5 звуков. Объясним, почему букв больше, чем звуков.

Обратим внимание, что при произнесении одна буква выпадает, а поэтому и звук не произносится.

В каких случаях буква согласного убегает, и звук не произносится?

Обратим внимание, что звуки [л], [т], [д], [ф] в словах праздник, здравствуй, сердце, солнце, тростник, счастливый, честный, чувство не произносятся.

Когда это происходит? Это происходит тогда, когда в слове встречаются три или четыре согласных. Скопление согласных и есть опознавательный признак орфограммы.

Дополним нашу таблицу: «Опознавательные признаки орфограммы».

Опознавательные признаки орфограмм

Конец слова, стечение согласных

Итак, сделаем вывод:

Когда в слове встречаются сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:

[т] – в словах лестница, окрестность;

[д] – в словах сердце, праздник;

[ф] – в словах чувство, здравствуйте.

Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть картинку Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Картинка про Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть картинку Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Картинка про Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Фото Что такое непроизносимые согласные 3 классЧто такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть картинку Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Картинка про Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс

Обратим внимание, на произношение и написание таких слов, как интересный, вкусный, опасный, чудесный. В корне этих слов нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что такой звук есть.

Как убедиться, что в этих словах непроизносимого согласного звука нет? Для этого нужно заменить слово однокоренным так, чтобы после согласного был гласный: интересный – интересен, вкусный – вкусен, опасный – опасен, чудесный – чудесен.

Укажите наиболее полное и правильное правило проверки непроизносимой согласной в корне слова:

Укажите слово, в котором буква согласного звука пишется, но не произносится.

Прочитайте пословицу. Укажите слово, в котором есть орфограмма «Непроизносимый согласный в корне слова».

Источник

Непроизносимые согласные в корне слова

Непроизносимые согласные. Что это такое?

Непроизносимые согласные в корне слова — это согласные звуки, которые не произносятся или плохо различимы в скоплении согласных звуков.

Непроизносимые согласные встречаются в словах, в которых имеется сочетание нескольких согласных, где одна согласная выпадает при произношении слова.

Приведем примеры:

чу в ство, здра в ствуй, праз д ник, поз д ний, звез д ный, со л нце и др.

Обратите внимание на то, что во всех этих словах при произношении выпадает выделенная согласная буква.

Как проверить непроизносимые согласные в слове

Разберем примеры:

Слова, в которых нет непроизносимых букв

Для того, чтобы убедиться в отсутствии непроизносимой согласной буквы, также необходимо изменить грамматическую форму слова, либо подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после согласного или группы согласных стоял гласный звук.

Как мы видим, в проверочном словах нет непроизносимой согласной буквы.

Запомните, в следующих лексемах не пишется непроизносимая согласная “т”:

Непроизносимая согласная буква не пишется и в сочетании “ств” в следующих словах:

Также, запомните написание следующих слов:

Следует различать и запомнить написание следующих созвучных слов, разных по значению:

Источник

Конспект урока в 3 классе «Непроизносимые согласные»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по учебнику Бунеевых.

Составила учитель МАОУ «СОШ №112» Уткина Варвара Викторовна

Урок 1 (из 6) по разделу «Слово. Непроизносимые согласные в корне слова»

Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.

формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»;

формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова;

способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;

развитие орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности;

развитие речи детей и обогащение их словарного запаса;

развитие рефлексии и адекватной самооценки;

воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);

воспитывать позитивно- ценностное отношение к окружающему миру и людям.

Тип урока : открытие нового знания.

Технология деятельностного подхода.

Метод: проблемно- диалогический.

Оборудование : учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык. 3 класс», компьютер.

Организация внимания учащихся. Психологический настрой

Постановка учебной проблемы.

Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

Выход из проблемы путем побуждающего диалога.

Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова.

Поиск решения учебной проблемы.

Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

Физминутка для глаз.

Подводящая беседа к формулированию правила.

Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.

Работа с деформированным предложением.

Выводы и обобщения.

Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

-Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть.

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить.

— Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

— Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

— Сели ровно, спинка прямая. Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату. Пишем чисто и красиво!

— Какое сейчас время года? Нравиться ли вам осень? (ответы детей)

Осень. Природа тихая и утомленная.

То мы видим ее сквозь прозрачную сетку дождя, с погасшими тусклыми красками,

то она вспыхнет в лучах недолгого осеннего солнца.

Осенняя пора- очей очарованье.

Нашей гостьей сегодня будет Осень.

— Как вы думаете, какую букву будем прописывать на минутке чистописания? (ответы детей)

Давайте пропишем букву о в соединении с другими буквами.

Осенняя пора – очей очарованье.

— Почему так говорят?

Обозначьте ударение, подчеркните орфограммы- безударные гласные.

— Осенью люди собирают богатый урожай овощей и фруктов. Сейчас мы тоже соберем урожай в свои тетрадки.

Прочитайте загадки, запишите отгадки. Один человек у доски записывает отгадки- словарные слова. Остальные работают в тетради.

Он круглый и красный

Как глаз светофора.

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста

В темном тереме девица,

Дернешь за косу плутовку

И увидишь ты ….(морковку)

Вкусен свежий и соленый. (огурец)

В темноте живу все лето,

Меня единственную в мире

Не просто варят, а в мундире. (картофель)

С дерева достану я.

«Кушай, мамочка»- скажу. (яблоко)

Выполняется взаимопроверка. Оцените друг друга и на полях карандашом поставьте оценку.

Молодцы! В подарок Осень дарит вам вот такие овощи и фрукты

Без овощей и фруктов- здоровья.

— Ребята, а почему так необходимо чтобы в рационе питания у каждого человека было как можно больше овощей и фруктов? (ответы детей). Больше всего витаминов как раз и находится в овощах и фруктах.

Овощи и фрукты- полезные продукты! Запишите это предложение в тетрадь.

Постановка учебной проблемы.

1.Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

— Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны 2 помощника для работы на обратной стороне доски. Все остальные работают в тетради. Записываем отгадки.

Ну-ка, кто из вас ответит

Не огонь, а больно жжет

Летом светит очень ярко

Осенью- наоборот. (Солнце)

Когда я сосульку ел,

Стало очень …..(грустно)

Мишка был большой проказник

У него сегодня ….(праздник)

— Помощники готовы? Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем. (Видят несоответствия в написании. Если нет, то спрашиваю у детей кто написал иначе)

Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. – Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково.

2.Выход из проблемы путем побуждающего диалога.

— Сколько мнений в нашем классе? (два)

— Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать)

— А почему получились разные мнения? Как вы думаете? ( Мы этого еще не знаем)

Выясняем, кто не написал согласную. Почему не написал? ( Не слышим ее при произношении)

— А кто написал согласную? Почему написал? (Я могу ее произнести, значит, ее надо писать).

Постановка цели урока.

— Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно)

— Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему.

— Какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать? (Учимся грамотно писать слова)

Учимся грамотно писать слов

Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.

Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

— Прочитайте слова «про себя», вслух.

— Что заметили? (это однокоренные слова). Докажите. (Имеют одинаковый корень и смысл). Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень.

— Давайте рядом напишем транскрипцию слов .

-Посчитайте количество букв и звуков. Почему в словах капустница и капустный количество букв и звуков различное? ( Не слышится, не произносится звук т)

— Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково)

— Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

— Молодцы! Интересные названия придумали.

2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

Откройте учебники на стр.72 и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника.

— Так как по научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые)

— Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в корне слова)

Непроизносимые согласные в корне слова.

— Зная тему урока, давайте дополним цель урока

Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова

— Что еще узнали из учебника? Какие согласные могут быть непроизносимыми?

— Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)

СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ

Осень напоминает нам что необходимо отдохнуть нашим глазкам. Установка для учащихся: Следите за появлением объектов.

4. Подводящая беседа к формулированию правила.

— Вернемся к нашим словам. – У кого из моих помощников есть ошибки? А как можно проверить? (Подобрать проверочные слова)

-А любое однокоренное слово подойдет? (Нет) – А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится)

— Найдите пары однокоренных слов и ответьте какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным.

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Что же делать, как нам быть?

Как проблему – то решить?

5. Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.

-Кто поможет мне сформулировать правило? (Дети формулируют правило)

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

Непроизносимые согласные проверяй так:

6. Динамическая физминутка.

Работа с деформированным предложением.

А теперь запишите ее в тетрадь.

— Есть ли в поговорке слова на наше сегодняшнее правило? Подчеркните сочетания которые нужно проверять.

— Нужно ли писать непроизносимый согласный в словах или нет. Показать букву, которую вставляете и назвать проверочное слово.

Говорит теперь: «А ну-ка!

Если понял и запомнил

Пропуски смелей заполни!»

Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество букв и звуков.

Трубка, стена, вестник,

косточка, лесник, тростник,

участник, зарядка, земля, зависть,

соседка, яростный, устный

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Оцените своих товарищей.

Коллективная проверка написанного.

Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

Какую задачу ставили?

Довольны вы тем, как сегодня работали на уроке? (Да, нет, не совсем)

Довольны ли вы тем, как работал ваш сосед? (Да, нет, не совсем)

Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь.

На следующих уроках мы будем дальше работать над этой темой и все запомним.

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал подбирать проверочные слова.

— На осенних листьях, а их вам принесла наша гостья Осень, у вас таблица самооценки. Поставьте « плюс» или «минус» напротив каждой строчки и оцените себя. Поставьте себе отметку за урок.

3.Пожелание ребятам Осени.

Будьте ребята красивыми!

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честными!

Будьте всегда счастливыми!

— Ребята, а есть ли в этом пожелании слова на наше правило?

Выучить правило стр.72, упр.75

Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть картинку Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Картинка про Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть картинку Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Картинка про Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть картинку Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Картинка про Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть картинку Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Картинка про Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс

Номер материала: ДБ-153143

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть картинку Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Картинка про Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть картинку Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Картинка про Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть картинку Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Картинка про Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть картинку Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Картинка про Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс

Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов

Время чтения: 3 минуты

Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть картинку Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Картинка про Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Смотреть картинку Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Картинка про Что такое непроизносимые согласные 3 класс. Фото Что такое непроизносимые согласные 3 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Учебник «Грамоты»: орфография

Непроизносимые согласные

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание непроизносимых согласных

Если в слове встречаются несколько согласных звуков подряд (например, в слове ЧЕСТНЫЙ – СТН, ЗАВИСТЛИВЫЙ – СТЛ, АГЕНТСТВО – НТСТВ и т. п.), то один из них может не произноситься. Такой звук называется НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ. Чтобы выяснить, имеется ли в слове непроизносимый согласный, нужно постараться подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится. Обычно для этого нужно, чтобы проверяемый согласный оказался перед гласным (ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТЕН) или в конце слова (ХРУСТНУТЬ – ХРУСТ).

Рассмотрим в качестве примеров слова ЗВЕЗ(?)НЫЙ, ЧЕС(?)НЫЙ, УЖАС(?)НЫЙ и ОПАС(?)НЫЙ. Убедиться, что в слове ЗВЕЗДНЫЙ между буквами З и Н нужна буква Д, можно с помощью проверочного слова ЗВЕЗДА. В нем этот согласный звук слышится очень хорошо, поскольку за ним следует гласный звук – А. Слово ЧЕС(?)НЫЙ можно проверить словом ЧЕСТЬ, в котором согласный Т оказывается в конце слова.

Слово ОПАСНЫЙ проверяется при помощи слова ОПАСЕН: выясняется, что в этом слове непроизносимого согласного нет. Для прилагательного УЖАСНЫЙ проверочным может служить слово УЖАС (конец слова) или УЖАСАТЬСЯ (позиция перед гласным). Оба проверочных слова указывают на то, что в этом слове нет непроизносимого согласного и «лишние» буквы писать не нужно.

Кроме этого, необходимо запомнить несколько слов, которые не поддаются проверке. Их написание следует выучить.

ПИШУТСЯ БЕЗ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ

1. Вопреки проверке без непроизносимых согласных пишутся слова БЛЕСНУТЬ (хотя БЛЕСТЕТЬ), СКЛЯНКА (хотя СТЕКЛО), СЕРЧАТЬ (хотя СЕРДИТЬСЯ), СКАТЕРКА (хотя СКАТЕРТЬ).

2. Без непроизносимых согласных пишутся непроверяемые слова ШЕСТВОВАТЬ, ЯСТВА, РОВЕСНИК, ЛОСНИТЬСЯ.

3. Пишется без непроизносимого согласного слово КОСНЫЙ, имеющее значение «отсталый, тяготеющий к старому, привычному» (косные убеждения).

ПИШУТСЯ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ

1. Вопреки проверке с непроизносимым согласным пишется слово ЛЕСТНИЦА (хотя ЛЕСЕНКА).

2. С непроизносимым согласным пишутся непроверяемые слова ЧУВСТВО, СВЕРСТНИК.

3. Пишется с непроизносимым согласным слово КОСТНЫЙ, образованное от слова КОСТЬ (костный мозг, костная ткань).

1. Есть здесь в каждом доме свой фатер, ужасно добродетельный и необыкновенно че с_н ый. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)

2. Он даже с Полиной небрежен до грубости; впрочем, с удовольствием уча _с твует в общих прогулках в город. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)

3. Княгиня вздрогнула – глядит Испуганно кругом, Ей ужас се р_ц е леденит: Не все тут было сном! (Н. А. Некрасов, «Русские женщины».)

4. Вы мне мерзки, гадки, чужой, да, чужой! – с болью и злобой произнесла она это ужа с_н ое для себя слово «чужой». (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

5. Он хотел только того, что получали его свер с_н ики. (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

6. Хорхе Луис Борхес – живая легенда двадцатого века. Он родился в 1899 году – практически рове с_н ик века – в Аргентине.

7. Есть где-то такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нему на землю ночью перед светлым пра з_н иком. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

8. Брат деда о. Павел рассказывал, что в молодости тот любил прихва с_н уть силой. Разгружают рожь — отодвинет работника, подставит плечо под пятипудовый мешок, другое — под второй такой же, и пойдет, не сгибаясь, к амбару. (А. Чудаков)

9. Небо, зеленые и синие леса, люди, возы с горшками, мельницы – все опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую прекра с_н ую бездну. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

10. Он попал в прожекторную команду и как-то ночью по ошибке осветил не вражеский, а свой самолет. Смершевцы не дремали — его арестовали тут же, ночь он провел в ихней аре с_н ой землянке, а утром его расстреляли, обвинив в преднамеренных подрывных действиях против Красной Армии. (А. Чудаков.)

11. Черти с собачьими мордами увивались около ведьм, будто парни около кра с_н ых девушек. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

12. У бога есть длинная ле с_н ица от неба до самой земли. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

13. Усталое со _н це уходило от мира, спокойно пропылав свой полдень и утро. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

14. Встают – встаю. Садятся – сяду. Стозначный номер помню свой. Лояльно благодарен Аду За зве з_н ый кров над головой. (Г. Иванов)

15. Я вас люблю, хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напра с_н ый, И в этой глупости несча с_н ой У ваших ног я признаюсь! (А. С. Пушкин)

16. Но вот почу _с твовала она, кто-то дернул ее за шитый рукав сорочки. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

17. Дед, взявши за руку потихоньку, разбудил ее: «Здра _с твуй, жена! Здорова ли ты?» (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

18. Когда Сухов являлся, он выходил и вежливо говорил: «Извините, у нас сегодня по с_н ое. С волчатиной в последнее время туговато». ( А. Чудаков)

19. Увы, закон земной свершая, В безве с_н ый мрак уйду и я, В ничто, где был ничем, не зная Ни слез, ни счастья бытия. (Дж. Н. Г. Байрон)

20. Ссыльно–поселенцы с первых дней бывали буквально потрясены: они попадали в курортное место; их окружала Казахская складчатая страна: миллион гектаров леса, десять озер, прекра с_н ый климат. (А. Чудаков)

21. Соглядатай пра з_н ый, я ль не странен Дорогим мне пашням и лесам. (С. А. Есенин)

22. Четыре деревни одна за другой однообра з_н о вытянуты вдоль улицы. (А. И. Солженицын)

23. Одеяла она вытряхивала ежедневно во дворе, это надо было делать вдвоем, и бабка безжало с_н о отрывала всякого, кто случался дома, от его занятий. (А. Чудаков)

24. Первые струи тумана еще только начинали просачиваться через решетку ограды, и видимость была прекра с_н ая. (А. и Б. Стругацкие)

26. Как редко, однако, встречается истинное сродство душ в наш убогий, ко с_н ый, себялюбивый век! (Э. Т. А. Гофман)

27. – А затем, – ответил Корнилов с великолепной легкостью, – затем, дорогой, что Ветзооинститут у нас покупает ко с_н ый материал. (Ю. Домбровский)

28. Для тайных дум я пренебрег И путь любви и славы путь, Все, чем хоть мало в свете мог Иль отличиться, иль бле с_н уть… ( М. Ю. Лермонтов)

29. Часто по склону холма густорунные овцы пасутся, Медленно идя туда, куда их на па с_б ище тучном Свежая манит трава, сверкая алмазной росою; Сытые прыгают там и резвятся, бодаясь, ягнята. (Лукреций, «О природе вещей».)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *