Что такое непроизводная основа у прилагательных
Разделение частей речи на производные и непроизводные слова помогает лучше понимать их состав и роль. Свойства, значение, определение слов гораздо легче воспринимать, когда известен порядок их формирования.
У большинства слов в русском языке есть собственная история происхождения, независимо от значения и состава. Освоение данной темы позволит с легкостью разбирать речевые элементы на части, оценивать их, находить слова-первоисточники.
Производная основа
Из двух категорий данная разновидность является самой крупной.
Здесь слово представляет собой набор, делимый на фрагменты: основа (корень) и словообразовательные морфемы:
суффиксы: дел-а-ющ-ий, дом-ик, дров-ишк-и;
приставки: под-бор, за-пруд-а, пере-ход;
слова с несколькими корнями: сам-о-лет, земл-е-коп;
комбинации: над-вод-н-ый, авиа-нос-ец.
Непроизводная основа
Слова с такой характеристикой обнаружить легче, чем их производные аналоги. Непроизводной называется основа, включающая в себя обычно лишь корень: рек-а, дев-а, неб-о.
Существительные и прилагательные в непроизводной основе оформлены в именительном падеже (пол-е, пирог), глаголы – в форме инфинитив со специфичным суффиксом-окончанием (чит-а-ть, реш-и-ть).
В отдельных случаях присутствует суффикс или приставки. Это может касаться устаревших слов: багр-ян-ый, багр-ян-ец (в старославянском «багр» означал пурпур, теперь же нет способа изложить его в обыденной речи).
Чем отличается производная основа от непроизводной
Разница между двумя категориями в составе частей. Непроизводная структура – исходная, первоначальная, не имеющая предшественника на данный момент, либо утратившая его (заимствованная или устаревшая часть речи).
Производная – «та, что уже произведена» от своих однокоренных аналогов (читатель – читательский, вода – водный). Понятие такой основы в русском языке подразумевает слова, образованные от других частей речи.
При этом производная основа может быть создана как от непроизводной вершины цепи, так и любого другого элемента – производящей основы.
Производящая основа
Под данным термином понимается состав слова, от которого образовалось следующая в цепи часть речи. Сопоставление «родителя» и «преемника» возможно в так называемые словообразовательные пары.
Примеры: рука – ручной, функции – дис-функции.
При этом для полного разбора можно составить полноценную словообразовательную цепь однокоренных частей:
совет – совет-ова-ть – на-совет-ова-ть.
В словообразовательной паре допускается изменение корня:
Очевидно, что исходное и финальное слово, хотя и являются однокоренными, не являются производным и производящим.
Упражнения на тему «Производные и непроизводные слова»
1. Найти к указанным частям речи исходное и производящее слово:
2. Определить, какие из слов – производные, а какие – непроизводные:
река, набросок, молочник, придорожный, кофейный, зелень, болтливость, грамота, книжный, сапог, мешочек, носильщик, меч, доврачебный, медведь, загнали, онлайн, устранять;
3. Построить словообразовательные пары и цепочки из приведенных слов. Учитывать, что одно слово может быть производящим не только к одному, но и к группе слов:
озвучить, сверхзвук, ультразвук, гиперсверхзвук, озвучивание, звучать, звук, озвучка, переозвучка;
земля, наземный, подземелье, земледелие, землянка, земледелец, подземный, земледельческий;
красить, крашенный, перекрасить, закраска, окрашено, покрасить, краска, выкрашено, подкраска, окрашивание.
Ответы к упражнениям на тему «Производные и непроизводные слова»
1. Подбор исходного и производящего слова
На первый вопрос существует только три ответа:
В каждой из перечисленных групп имен прилагательных буквы Н и НН в суффиксах пишутся по особому правилу.
Прилагательные, образованные от имен существительных
К существительным для образования ИП присоединяют следующие суффиксы с согласной Н:
Окно со стеклянными полотнами, деревянной рамой и подоконником, оловянными ручками – шпаргалка, помогающая запомнить слова-исключения.
Непроизводные прилагательные
Исконно русские слова – большинство из них качественные ИП – состоят из корня, совпадающего с основой, и окончания:
молодой, добрый, кривой, серый, чистый и др.
Отглагольные прилагательные в полной форме
Вот и ответ на задачку в начале статьи:
Еще не крашенная стена – причастие, так как есть зависимое слово еще, нет приставки. А в словосочетании некрашеная стена – отглагольное ИП.
Прилагательные в краткой форме
Образовывать краткую форму могут только качественные прилагательные и страдательные причастия. Главная трудность – различить их, потому что зачастую звучание их совпадает.
Различив эти части речи, выбирают единственно верный вариант написания:
2.10. Словообразование. Основные понятия
1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.
Например, стол □ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол— также непроизводная (она включает только корень стол-).
2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.
Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования).
Глагольный суффикс у непроизводных глаголов в форме настоящего времени часто (но не всегда!) утрачивается.
3. Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).
Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.
4. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим).
Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель.
Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару.
Например: ночь → ночной; читать → читатель.
5. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой.
Сложные слова имеют две и более производящие основы.
При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.
7. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным.
Например: в словообразовательных парах: ночь → ночной; читать → читатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивый → правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда → правдивый.
8. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.
Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда.
Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.
При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями!
9. Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально:
производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего, например: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»).
Однако из этого правила есть исключения.
Учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.
2) В парах: глагол – существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное – производным:
3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:
защищать → защищаться; умыть → умыться.
4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:
10. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению.
Иногда производная основа может быть даже проще производящей.
2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида – бесприставочный глагол совершенного вида – производящим признается глагол несовершенного вида:
3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида – приставочный глагол несовершенного вида – производящим обычно является глагол совершенного вида:
4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными:
бег, торг, выход, осада.
Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя формально такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов:
5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными:
Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя формально равны по сложности или проще производящих прилагательных:
Имя прилагательное
Материал для самостоятельной работы учащихся 6-го класса
К учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»
Словообразование имен прилагательных
Орфограммы прилагательных
Упражнение 29. Для любознательных! Рассмотрение темы «Словообразование прилагательных» в одном из учебников русского языка начинается так:
«Среди имен прилагательных есть прилагательные первообразные и прилагательные производные разных типов.
Непроизводные прилагательные, состоящие из корня и флексии, составляют незначительную часть прилагательных и всегда относятся к качественным: молодой, старый, синий, белый, серый, добрый, злой, прямой, кривой, чистый, долгий. Другие качественные и все относительные и притяжательные относятся к производным. При образовании производных прилагательных используются суффиксы, приставки и сложение основ».
флексия = окончание
Заметим: в «Теории» рассматриваемые здесь термины не используются, и их запоминание не является обязательным. Ими можно пользоваться, если вы вместе со своим учителем сочтете это полезным.
Упражнение 30. Давайте вместе с автором приведенного ниже текста рассмотрим фотографии. По первому абзацу предположите: какой тип речи последует далее? Будут ли в нем прилагательные? Объясните свой прогноз.
1. Вы представляете этот альбом? Поняли, когда делались снимки? Как относится автор к тем, кто запечатлен на фотографиях? Как они одеты, на каком фоне фотографировались? Слова какой части речи особенно важны, чтобы ответить на эти вопросы?
2. Выпишите словосочетания . Произведите морфемный разбор прилагательных.
3. Расскажите о каждом прилагательном по такому плану: а) к какому разряду по значению относится; б) если образовано от других(ого) слов(а), каким способом; в) если есть орфограмма, связанная со способом образования прилагательного, как решается орфографическая задача и как это обозначается на письме?
4. Для тех, кто любознателен и любит заглядывать вперед! Как вы воспринимаете слово растерянный – это прилагательное или. (см. в «Теории», с. 176, последний абзац)? *А может быть, в данном сочетании (растерянный вид) это – причастие, употребленное в значении прилагательного? Как доказать правильность ответа?
Упражнение 31. Загляните в свой (семейный) фотоальбом – как много можно вспомнить, глядя на фотографию, если на ней запечатлено то, что имеет отношение к нам самим или к нашим близким, к нашему недавнему или далекому прошлому!
Напишите: «О чем поведала (напомнила) фотография. ».
Упражнение 32. Рассказ А.П. Чехова «Мальчики» начинается таким эпизодом: в родительский дом на Рождество приехал гимназист Володя. Понаблюдайте, какой была встреча, какую оплошность допустил мальчик и какие правила речевого поведения помогли снять неловкость.
Все смешалось в один сплошной, радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что, кроме Володи, в передней находился еще один маленький человек. он неподвижно стоял в углу, в тени, бросаемой большой лисьей шубой.
– Володичка, а это кто же? – спросила шепотом мать.
– Ах! – спохватился Володя. – Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса. Я привез его с собой погостить у нас.
– Очень приятно, милости просим, – сказал радостно отец.
. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если бы на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся.
(опорный материал). Правило речевого этикета: при знакомстве младшего представляют старшим.
Это правило сохраняет свою силу и в наше время. А вот языковые формы представления изменились. Какая из употребленных в тексте форм воспринимается сейчас как устаревшая?
1. Слова какой части речи и в какой форме активно участвуют в создании портрета Чечевицына? Подчеркните их как члены предложения.
2. Найдите предложение, где прилагательные образуют ряд однородных членов. Проведите эксперимент: попробуйте заменить в однородном ряду некоторые краткие прилагательные их полной формой. Это возможно? *Какая норма употребления прилагательных не позволяет это сделать?
3. Встретились ли в тексте относительные и притяжательные прилагательные? *Что интересного вам удалось выявить в фамилиях?
Упражнение 33. 1. Из текста предыдущего упражнения выпишите прилагательные, чтобы проиллюстрировать основные способы образования имен прилагательных. Обозначьте словообразовательные морфемы.
Расскажите, какие значения появляются у прилагательных благодаря приставкам и суффиксам, участвующим в их образовании.
2. Примеров какого способа образования прилагательных вам не удалось найти в тексте упражнения 32? Приведите свои примеры.
3. Какие орфограммы и пунктограммы можно повторить на материале данного текста? Выберите отрывок для свободного диктанта или составьте словарный диктант и выполните письменную работу.
Повторение
Упражнение 34. Чтобы избежать смешения двух разных классификаций прилагательных по значению, сравните выделенные в составе терминов слова: разряды слов по значению и группы слов по значению – какое из них обозначает более широкое понятие, а какое конкретизирует его?
Уверенно ответить на этот вопрос вам поможет внимательное (изучающее) чтение § 99 «Теории».
Результаты работы с учебником отразите в таблице, завершая ее оформление (записывая недостающие слова в заголовках таблицы и примеры в ее столбцах).
(Разряды) прилагательных по (значению)
(Группы) прилагательных по (значению) обозначают признаки по:
Что такое основа слова в русском языке?
Title: Основа слова в русском языке — правило, примеры, таблица
Description: Узнаем, что такое основа слова. Выясним, из каких морфем состоит основа, какие бывают основы слов, что такое производящая основа.
Основа слова — это неизменяемая часть слова без окончания, в которой выражено его лексическое значение.
Чтобы понять, что такое основа слова в русском языке, выясним, из каких морфем она складывается и что выражает.
Основа слова: что это такие и какие особенности она имеет
Итак, основа – это такая словообразовательная единица, которая включает в себя все слово, кроме окончания, и является носителем лексического значения этого слова. У неизменяемых и изменяемых слов она разная.
Так, в тех словах, которые изменяются (то есть склоняются или спрягаются) она как раз является частью слова, в которую не входят формообразующие элементы, то есть окончание и некоторые суффиксы. Чтобы ее выделить, достаточно отделить такие элементы. В неизменяемых словах между основой и словом можно поставить знак равенства.
Производные и непроизводные основы
Те слова в русском языке, которые не образованы от каких-то других, имеют первичный характер. Что это означает? Что они имеют непроизводную основу, как в словах черный, вода, лес, серый и так далее. Разделить ее на части нельзя, это нечленимая словообразовательная единица.
Производная же основа образуется в результате присоединения к непроизводной разных суффиксов и приставок. Таким образом, можно сказать, что производная основа – это непроизводная плюс присоединенные к ней морфемы.
Разобраться в том, что такое производная основа, поможет таблица “Основа слова”.
Что входит в состав основы | Примеры |
Суффикс – один или несколько | Мужественный, мужественность |
Приставка | Правнук, замуж |
Сочетание приставок и суффиксов | Возмужалый, по-мужски |
Приставка, суффикс и постфикс | Задохнуться |
Производная основа может быть разделена на части, то есть является членимой, также она бывает двух видов – непрерывная, как в слове рыбка, и прерывистая, как в слове задохнуться, где постфикс ся, идущий за окончанием, также является частью основы.
Также в словообразовании выделяется такое важное понятие, как производящая основа. Она есть у каждой производной основы – это такая основа, к которой присоединяются суффиксы и приставки, чтобы образовать другую основу. Это приводит к образованию цепочки родственных слов, первым звеном в которой как раз и является производящая основа.
Какие морфемы составляют основу слова?
Выполняя разбор слова по составу, важно не только определить все его морфемы, но и выделить основу слова. Это умение в дальнейшем поможет в словообразовательном анализе, так как от основы слова образуются новые лексемы с помощью приставок, суффиксов и пр.
Каждое слово русского языка складывается из минимальных значимых частей, которые называются морфемами.
В морфемном составе слова можно указать
Все эти морфемы, кроме окончания, составляют основу слова.
В науке о языке принято следующее определение, что такое основа слова:ОпределениеОснова слова — это неизменяемая часть слова, в которой выражено его лексическое значение.
Из содержания этого определения можно заключить, что окончание как изменяемая часть слова не входит в основу. В изменяемых словах окончание не имеет лексического значения, а только выражает разные грамматические категории:
В составе некоторых слов имеются также формообразующие суффиксы. Их тоже не следует включать в словообразовательную основу слова:
Как найти основу слова?
У ряда слов основа может быть прерывистой.
Прерывистую основу имеют
1. некоторые возвратные глаголы
2. неопределенные местоимения
3. сложные существительные
4. сложные числительные
Итак, чтобы выделить основу слова, предпримем следующие шаги:
Таблица
Что входит в состав основы | Примеры |
Суффикс – один или несколько | правдивый, правдивость |
Приставка | подтекст, побелить |
Сочетание приставок и суффиксов | отпечаток, по-летнему |
Приставка, корень, суффикс и постфикс | выровняться |
Примеры
Бессильный (какой?) — это прилагательное. Изменим его по родам и числам:
Нарисовать (как?) красиво — это наречие, неизменяемая часть речи, у которой нет окончания.
Все слово является основой.
Производная и непроизводная основа слова
В русском языке у слов различают производную или непроизводную основу. Слова, которые не образованы от других лексем, состоят только из корня и окончания:
Такие слова имеют непроизводную основу, которая совпадает с их корнем.
Множество слов имеют более сложную производную основу, образованную от других слов с помощью словообразовательных морфем. Производная основа состоит, как правило, из нескольких морфем.
Понаблюдаем:
Производная основа включает
а) приставку и корень:
б) корень и суффикс:
в) приставку, корень и суффикс:
г) приставку, корень, суффикс, постфикс:
ВыводПонаблюдав за морфемным составом производной основы, сделаем вывод, что новые слова образуются от непроизводных и производных основ.
Что такое производящая основа?
Производящей является любая основа, от которой образуются новые слова.
Непроизводная основа слова «вода» является производящей для слов:
В свою очередь основа производных слов является производящей для других слов: