Что такое непростительный грех
Грех непрощаемый
Иеромонах Арсений (Писарев). Грех непрощаемый. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 160 с. – (Кафедра). |
Эта брошюра посвящена особому греху, который, как известно, навсегда может исключить саму возможность спасения. В трех разделах книги последовательно рассмотрены святоотеческое учение о грехе хулы на Духа Святаго, его раскрытие в православной литературе и толкование в трудах отечественных богословов, подвижников и религиозных мыслителей.
Все приведенные в работе суждения представляют большой интерес, так как дают исключительно важную характеристику многим реалиям, с которыми встречается православный христианин сегодня.
Приводим отрывок из книги.
Раскрывая для чтения книгу — Святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы.
Благая Весть Господа нашего Иисуса Христа — Его Святое Евангелие — уже почти две тысячи лет преображает нашу вселенную. Оно раскрывает нам все величие, любовь и благость Бога, желающего помиловать и простить каждого человека. Но Святое Евангелие указывает нам и грех, который навсегда может исключить саму возможность помилования. Это грех хулы на Духа Святаго, который не прощается ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12, 32). Хула есть уничижительный отзыв, злоречие, обвинение, осуждение. В отношении к Богу хуление — это богохульство.
Господь наш Иисус Христос отвел греху хулы на Духа Святаго часть Своей большой речи, посвященной грехам языка: самому тяжкому из них — богохульству (см.: Мф 12, 31–32), злым словам как проявлению состояния сердца человека (см.: Мф 12, 33–35), бесполезным словам, за которые нам все равно давать отчет перед Богом (см.: Мф 12, 36–37). Грехом, который без покаяния не будет прощаться никому и никогда, был назван Господом грех хулы на Духа Святаго. Произошло это после того, как фарисеи, желая отвергнуть чудо, совершенное Спасителем над бесноватым, стали приписывать действие Святаго Божественного Духа веельзевулу и тем хулить Бога, то есть богохульствовать.
Апостол Петр в своем послании указал еще один грех, попадающий под евангельское понятие хулы на Духа Святаго. Апостолы Иоанн и Павел в своих писаниях также затронули тему богохульства. Вслед за апостолами святые отцы Церкви значительно расширили перечень таких грехов. Вопрос ответственности человека за определенные грехи как за хулу на Духа Святаго на основании новозаветного учения и толкований святых отцов также был рассмотрен многими богословами, подвижниками и религиозными мыслителями Русской Православной Церкви. Давая новые определения греха богохульства, отечественные экзегеты всегда стояли на каменном фундаменте Священного Писания и Священного Предания, канонов Православной Церкви, постановлений Вселенских Соборов и других, приравненных к ним, на трудах святых отцов Вселенской Церкви.
В нашей работе объединены толкования разного уровня — как те, что сделались частью святоотеческого наследия, так и те, что остались лишь частным богословским мнением. Все они представляют интерес для современного читателя, так как дают исключительно важную для нас характеристику многим реалиям, с которыми встречается православный христианин сегодня.
Что такое непростительный грех
Что такое непростительный грех?
Случай «непростительного греха» или «хулы Святого Духа» упоминается в Евангелиях от Марка 3:22-30 и Матфея 12:22-32. Термин «богохульство» можно, в общем, определить как «вызывающее неуважение». Мы применяем этот термин к таким грехам, как проклятие Бога или сознательное осквернение вещей, имеющих к Нему отношение. Это также относится к приписыванию Богу злых поступков или к отвержению Его доброты. Тем не менее, тот случай богохульства является особенным, называемым «хулой Святого Духа» в Матфея 12:31. В данном тексте описано, что фарисеи, увидев неопровержимое доказательство того, что Иисус совершал чудеса силой Святого Духа, утверждали вместо этого, что Он владеет демоном Вельзевулом (Матфея 12:24). В Марка 3:30 Иисус предельно конкретен относительно того, что именно они сделали, чтоб совершить «хулу Святого Духа».
Это богохульство имело отношение к обвинению Иисуса Христа (лично, во время Его пребывания на земле) в одержимости демоном. Существуют и другие пути оскорбления Святого Духа (такие как Его обман, как в случае с Ананией и Сапфирой в Деяниях 5:1-10), но обвинение против Иисуса было непростительным богохульством. Тем не менее, этот конкретный непростительный грех против Святого Духа сегодня повторить невозможно.
Единственным непростительным грехом сегодня является грех продолжительного неверия. Нет прощения человеку, умершему в неверии. Иоанна 3:16 говорит нам: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Единственным условием, по которому кто-то не сможет получить прощение, это его отсутствие в числе тех, кто поверил в Него. Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6). Отвергать этот единственный путь спасения, значит приговорить себя к вечности в аду, так как отказываться от единственного прощения, очевидно, является непростительным.
Многие люди боятся, что совершили какой-то грех, который Бог не сможет или не пожелает простить, и чувствуют, что для них уже не осталось надежды, что бы они ни делали. Для сатаны нет ничего лучше, чем держать нас под действием этого ошибочного представления. Истина в том, что если человек имеет этот страх, ему необходимо лишь обратиться к Богу, исповедать свой грех, покаяться в нём и принять Божественное обещание прощения. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9). Этот стих убеждает нас, что Бог готов простить любой грех – каким бы отвратительным он ни был – если мы приходим к Нему в раскаянии. Если сегодня вы страдаете под тяжестью вины, Бог ожидает с распростёртыми объятиями, с любовью и сочувствием, чтобы вы пришли к Нему. Он никогда не разочарует и не оставит без прощения тех, кто это сделает.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Что же такое непростительный грех?
Если непростительный грех это не богохульство, не прелюбодеяние, не убийство и не самоубийство, то, что же? Объясняя суть непростительного греха, Иисус Христос говорит об этом так: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не проститься ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфея 12:31,32).
Итак: «…всякий грех и хула простится человекам…». Что значит в этом высказывании Иисуса Христа слово «всякий»? А вот что – все виды греха. Разве это не добрая весть из уст самого Спасителя? Человек может совершить самый, что ни на есть, ужасающий грех. Которую из десяти заповедей Закона Божьего он бы не нарушил, если бы даже нарушил все их десять – Бог может просить и такого человека! При каком условии Бог просит Его? Это условие на удивление является очень простым: грешный человек должен сожалеть о содеянных грехах, обратиться к Богу с чистосердечным раскаянием, стремясь получить Божье прощение. И если это будет именно так, то Бог простит грешника. Всякий грех будет прощен человеку. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна,1:9). Для людей, стремящихся к прощению, Бог всегда открыт, и Кровь распятого Иисуса Христа очищает нашу совесть от всех грехов: «…Кровь Христа… очистит совесть нашу…» (Евреям 9:10).
Когда речь идет о непростительном грехе, то имеется в виду не вид или тип греха, а его степень. Это не какой-то единовременный акт, а скорее непрестанный и упорный бунт человека против Святого Духа. И это не простится такому человеку.
Непростительным грехом является постоянное пребывание человека в состоянии мятежа против побуждений Святого Духа и любящих обращений к нему Иисуса Христа. Это постоянное нарушение наставлений Святого Духа, что, в конечном итоге, и приводит человека к такому состоянию, когда он оказывается наглухо закрыт для влияния Святого Духа.
Разберем простой, но наглядный для понимания этого явления пример. Допустим, что вы решили сделать в своей квартире из одной комнаты две, построив посередине комнаты стенку из кирпича. Сначала вы делаете основание, на которое будете укладывать кирпичи. Пока вы работаете, стоя на своей половине комнаты, другой человек, находясь на другой половине комнаты, за будущей стеной, разговаривает с вами, поддерживая беседу. Вы общаетесь, ведете разговор о том, о сем, о погоде, о работе, о каких-то ваших общих интересах. Разговаривая с этим человеком, вы продолжаете работать, укладывая кирпич за кирпичом, и стена поднимается все выше и выше. Работа спорится, и, наконец, остается положить всего несколько кирпичей – один, два и стена будет готова. Связь между вами и вашим собеседником почти прервалась. Вы можете общаться только через это небольшое отверстие и едва можете видеть своего собеседника сквозь него. И вот уложен последний кирпич. Связь между вами полностью прекратилась.
Так вот, непростительный грех – это не первый, положенный вами кирпич в стене, а последний. Если человек постоянно и настойчиво бунтует против призывов Святого Духа, то он воздвигает глухую стену между собой и Им. Иисус Христос через Святого Духа с любовью призывает людей повернуться в Его сторону, прийти к Нему с покаянием. И тогда Господь сможет простить грехи и спасти человека для вечной жизни. Если человек не хочет этого, сопротивляется, то он сам закрывает к себе доступ Святого Духа. В этом случае говорят, что человек заглушил свою совесть. Такой человек будет все меньше и меньше ощущать голос Божий и, спустя какое-то время, голос Божий уже не сможет достичь его сердца совсем. С этого момента человек начинает творить неправые дела, не слыша голоса совести, но не потому, что Бог больше не обращается к нему, а потому, что сердце этого человека совсем огрубело. Человек сам воздвиг между собой и Богом неприступный барьер, прерывающий взаимное общение.
Из всего сказанного следует, что мы должны как можно дальше держаться от мысли построить вышеупомянутую стену – стену отчуждения между собой и Святым Духом. Если мы не положим первый кирпич в фундамент этой стены то, безусловно, не положим и последний. Наши отношения с Богом будут открытыми и ясными. Святой Дух будет иметь свободный доступ к нашему разуму.
Будем же благоразумны! И если Святой Дух обратится к нашим сердцам, то расположим свой разум на то, чтобы сказать ему «да», т. е. признаем свой грех и покаемся в нем.
Хула на Святого Духа — непростительный грех
Последнее обновление 30.06.20
Хула на Святого Духа Матф.12:31-33
Непростительный грех
Непростительный грех (часто непроща́емый грех, ве́чный грех) — хула на Святого Духа, концепция греха в христианской теологии, который не может быть прощён. Находясь в состоянии этого греха, человеку невозможно достичь спасения и вечной жизни с Богом.
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
(Матф.12:31-33)
Перед комментариями к стихам, предлагаю Вам ознакомиться со статьей на тему: Дух, Святой Дух
Поразительно слышать из уст Иисуса, Спасителя всех людей, слова о непростительном грехе. Это поражает настолько, что некоторые богословы хотели бы убрать такую определенность этого высказывания.
Они утверждают, что это лишь еще один пример колоритной восточной манеры выражаться. Как еще, например, Иисус говорил, что для того, чтобы быть Его учеником, человек должен ненавидеть своих родителей, они утверждают, что все это не надо понимать в буквальном смысле, что это лишь значит, что грех против Святого Духа ужаснее всего.
В поддержку такой точки зрения приводят некоторые места из Ветхого Завета.
«Если же кто из туземцев или из пришельцев сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего. Ибо слово Господне он резрел и заповедь Его нарушил: истребится душа та»
(Числ.15,30.31)
«И посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек»
(1 Цар. 3,14)
«И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф»
(Ис. 22,14)
Эти люди утверждают, что эти тексты по существу соответствуют тому, что сказал Иисус и, главным образом, говорят о крайней серьезности этого греха.
Мы не можем лишь сказать, что в этих отрывках из Ветхого Завета нет того духа, да и впечатления они такого же не производят.
Очень тревожно слышать слова о непростительном грехе из уст Того, Кто есть воплощение любви Божьей.
Одна часть этого отрывка, несомненно, ошеломляет: в Библии в уста Иисуса вложены слова о том, что грех, совершенный против Сына Человеческого простителен, а грех против Духа Святого непростителен.
Матфей уже сказал в другом месте, что Иисус — критерий всякой истины, и потому трудно понять, в чем же различие между этими двумя грехами.
32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
(Матф.10:32,33)
Сын человеческий
Но, может быть, за этим скрывается недопонимание того, что Иисус, собственно, сказал.
Мы уже видели, что выражение сын человеческий значит просто человек, и что иудеи употребляли эту фразу тогда, когда имели в виду любого человека.
1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
7 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,
8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
(Матф.12:1-8)
В случае, когда мы говорим: «Был один человек…», иудейские раввины сказали бы: «Был один сын человеческий». Вполне возможно, что Иисус здесь сказал вот что:
«Если человек скажет слово против человека, он будет, но если он скажет слово против Святого Духа, то это не простится ему во веки веков».
Вполне может случиться, что мы неправильно поймем человека-посланца Божьего; но мы не можем неправильно понять, разве только совсем умышленно, что говорит нам Бог через Своего Святого Духа.
Посланник-человек всегда может быть неправильно истолкован; небесный же посланец говорит столь ясно, что не понять его может лишь тот, кто этого сознательно не хочет.
Этот отрывок, несомненно, легче понять, если принять, что в одном случае речь идет о грехе против человека-посланца Бога, который сам по себе очень тяжелый грех, но в общем может быть прощен, а в другом случае — о грехе против небесного посланца Бога, который может быть только сознательным грехом, и как мы видели, может оказаться непростительным.
Утерянное сознание
Попытаемся теперь понять, что же имел в виду Иисус, когда говорил о грехе против Святого Духа.
Нужно учитывать одно: Иисус говорил о Святом Духа не в полном христианском смысле этого термина.
Этого не могло быть потому, что прежде чем Святой Дух сошел на людей во всей Своей силе, полноте и свете, сперва должна была наступить Пятидесятница.
В данном случае выражение Святой Дух надо понимать в свете иудейской концепции Святого Духа.
В соответствии с учением иудеев Святой Дух имел две основные функции.
Во-первых, Святой Дух приносил людям Божественную истину.
Во-вторых, Святой Дух давал людям способность узнавать и понимать эту истину, когда они видели ее.
И потому, по мнению иудеев, людям был необходим Святой Дух как для того, чтобы обрести Божью ну, так и для того, чтобы узнать ее.
Это можно сказать еще по-другому. В человеке есть данная ему способность узнавать добродетель и истину, когда он видит их.
Теперь сделаем следующий шаг, чтобы понять, что подразумевал здесь Иисус.
Человек может потерять любую способность, если он отказывается пользоваться ею. Это справедливо в любых сферах жизни, как в физической, так и в духовной и умственной.
Если человек перестает пользоваться каким-то мускулом, он атрофируется; если человек не пользуется приобретенным в школе знанием иностранного языка, то он скоро совсем забудет то, что знал.
Это также справедливо в отношении всех сфер восприятия.
Человек может потерять всякое понимание хорошей музыки, если слушает только дешевую эстрадную музыку; он даже может потерять способность читать хорошие книги, если читает только легкое чтиво; он может потерять способность получать удовольствие от чистых и здоровых наслаждений, если достаточно долго ищет наслаждение в низких и грязных вещах.
И потому человек может также потерять способность распознавать добродетель и истину, когда видит их.
Если он надолго закрывает глаза и уши на Божьем пути, достаточно долго поворачивается спиной к вести, которую посылает Бог, если он достаточно долго предпочитает свои идеи идеям, которые Бог пытается вложить в его ум, то он, в конце концов, доходит до того, что не может узнать Божью истину, красоту и добродетель, когда видит их.
В этом состоянии его пороки кажутся ему единственной добродетелью, а Божья добродетель кажется ему пороком и злом.
Вот до такого состояния и дошли книжники и фарисеи.
Они долгое время оставались слепы и глухи к направляющей руке Божьей и к тому, что говорил им Святой Дух; они так долго упорствовали на своем, что уже не могли узнать Божью истину, когда увидели ее.
Они могли смотреть на воплощенную добродетель и называть ее воплощенным злом; они могли смотреть на Сына Божьего и называть Его союзником дьявола.
Хула на Святого Духа — это
Хула на Святого Духа или грех против Святого Духа — это столь долгий и столь упорный отказ от воли Божьей, что, в конце концов, она не может быть узнана даже тогда, когда проявляется во всей своей полноте.
Почему же этот грех должен быть непростительным? Чем он так ужасно отличается от остальных грехов?
Ответ прост: когда человек достигает этой стадии, покаяние становится уже невозможным.
Если человек не может распознать добродетель и добро, когда видит их, он не может уже желать их. Если человек неспособен распознать порок, он не может сожалеть о нем, в нем не могут проснуться стыд и сожаление о нем и желание расстаться с ним. А кто не может, несмотря на все прегрешения, любить добро и ненавидеть зло, тот не может раскаяться; а кто не может раскаяться, тот не может быть прощен, потому что раскаяние — единственное условие прощения.
Можно было бы избежать много горя, если бы люди осознали, что тот не может согрешить против Святого Духа, кто боится, что он согрешит против Него, потому что грех против Святого Духа — это полная потеря чувства греха.
И вот как раз до такой стадии дошли книжники и фарисеи. Они так долго были умышленно слепы и глухи к Богу, что потеряли способность узнать Его, когда встретили лицом к лицу. Это не Бог изгнал их за пределы прощения; они сами исключили себя. Долгие годы сопротивления Богу довели их до такого состояния.
И в этом нам ужасное предостережение.
Мы должны всегда так внимательно смотреть на Бога, чтобы все наши дни не притупилась наша чувствительность, чтобы наше сознание не ослабло, наш духовный слух не обратился в духовную глухоту.
Таков уж закон жизни, что человек слышит лишь то, к чему он прислушивается и лишь то, что он настроен слушать.
Есть такой рассказ о деревенском жителе, попавшем в контору своего городского друга, через которой был слышен шум уличного движения.
«Послушай!» — сказал он вдруг. «Что такое?» — спросил гражданин. «Кузнечик», — сказал сельский житель.
Долгие годы жизни в деревне настроили его на восприятие сельских звуков, которые ухо городского жителя вообще не могло слышать. И, напротив, урони тут серебряную монету, и звон серебра сразу же достигнет слуха делового человека, зарабатывающего деньги, тогда как сельский житель, может быть, вообще никогда не слышал его.
Лишь специалист, приучивший себя слышать это, может различать голос каждой птицы в птичьем хоре. Лишь специалист может различать различные инструменты в оркестре и уловить одну фальшивую ноту у второй скрипки.
Таков уж закон жизни, что мы слышим то, чему приучили себя слышать; мы должны каждый день прислушиваться к Богу, чтобы с каждым днем голос Бога становился не все слабее и слабее, пока мы не можем слышать его вообще, а все яснее и яснее, он не станет тем голосом, на звук которого в первую очередь настроены наши уши.
Иисус заканчивает вызовом
Итак, Иисус заканчивает вызовом: «Если Я сделал доброе дело, вы должны согласиться с тем, что Я добрый человек. Если Я сделал дурное дело, вы можете считать, что Я человек негодный. Дерево можно узнать лишь по плодам его, а характер человека — по его делам».
А что станет с душой, если человек настолько слеп к Богу, что не может узнать добродетель, когда видит ее?
Какие грехи не прощаются Богом. Самый быстрый путь в ад
Господь всемогущ и всепрощающ. Однако пороки человеческие, насылаемые дьяволом, порой превосходят самые смелые людские фантазии. Невольно задаешься вопросами: как все это может терпеть Господь? Есть ли та грань, за которую переступать нельзя? Бог прощает все грехи, или же есть черта, зайдя за которую, человек теряет всякую надежду на спасение? Существуют ли непростительные грехи?
В Писании сказано, что единственный грех, который Господь не прощает — хула на Духа Святого
Библия четко указывает, что Господь не прощает только один грех — хулу на Духа Святого.
Евангелие от Марка гласит:
Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нём нечистый дух.
Ему вторит Евангелие от Матфея:
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
Подводит черту апостол Павел в Послании к евреям:
Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
Кажется, что все очевидно, и человек, который возвел хулу на Духа Святого, не спасется и попадет в ад. Но святые отцы, осмыслив слова Христа, пришли к другому выводу.
Смысл слов о хуле на Святого Духа растолковали святители Афанасий Великий, Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский.
Афанасий Великий писал:
«Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи».
Иоанн Златоуст писал о богохульстве так:
«Подобно тому, как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… Богохульство не унижает величия Божия… Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе…»
Феофилакт Болгарский писал:
«Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а посему он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех».
Отцы церкви говорят, что богохульство – тяжкий грех, однако и от него можно избавиться покаянием.
Семь смертных грехов. Несмотря на название, Господь все равно может простить их
Христианство пропитывает всю современную европейскую культуру. Поэтому даже если человек неверующий, от христианской терминологии ему никуда не деться. В нашу жизнь плотно вошли многие христианские понятия.
Все знают семь смертных грехов, но сначала их было восемь.
Понятие семи смертных грехов закрепил в христианстве папа Григорий Великий (Двоеслов)
Для православных толкование семи смертных грехов дал Феофан Затворник.
Феофан Затворник пишет о смертных грехах так:
Единственный грех, который не простится – самоубийство. Человек уходит из жизни, не раскаявшись
Бог прощает все грехи, если человек покается. Покаяние невозможно лишь в одном случае – если человек покончит с собой. Мертвые не могут каяться, поэтому самоубийц однозначно ждет ад. Самоубийц не отпевают и хоронят за кладбищенской оградой.
Покаяние перед смертью не поможет. Даже если человек перед страшным поступком покаялся перед Богом, последний его грех остается без покаяния и поэтому Бог не сможет его простить.
Родственникам и близким самоубийцы следует читать молитву, данную преподобным Львом Оптинским:
Возможно, все-таки Господь смилостивится и облегчит посмертную участь грешника.
Для самоубийц есть исключение — умалишенные люди. Они не владеют собой и не отвечают за поступки. Таких самоубийц хоронят как всех.
Прощение грехов в православии возможно. Надо искренне покаяться и уповать на милость Божию
Грех и хула простятся, если раскаяться искренне. Господь открыт для каждого человека, надо только пустить Его в свое сердце. Исаак Сирин писал так:
«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».
Чтобы Господь простил грехи, даже самые тяжкие, нужно читать молитвы.
Во-первых, Иисусову молитву:
Для общего вразумления можно читать молитву Иоанна Златоуста:
Также в православном молитвослове есть молитвы от каждого смертного греха.
Многим интересно, как понять, что Бог простил тебя. Напрямую, конечно никак, но если человек просил с верой, то пусть он не сомневается в прощении.