Что такое непроверяемые гласные согласные
Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры
В ряде слов русского языка существуют непроверяемые гласные в корне. Их невозможно проверить ударением. Такие слова называют словарными.
Разноместность ударения в словах
При произношении слов и их форм ударение может менять свое место и переходить с приставки на корень, суффикс или окончание. Тогда говорят, что в русском языке ударение разноместное, например:
Гласный в корне слова, оставшись без ударения, искажается и слышится неясно.:
Способы проверки безударных гласных в корне
К этим словам можно подобрать проверочные слова, в которых сомнительный гласный прозвучит четко и ясно, то есть он окажется в сильной позиции — под ударением.
Существует два способа проверки безударных гласных в корне:
1. подбор родственных слов:
2. изменение формы слова:
Непроверяемые безударные гласные в корне
Но не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением, так как ни один из вышеуказанных способов не может помочь. В таких словах ударение, как правило, статично, то есть не перемещается на безударный корневой гласный при изменении формы слова или при подборе однокоренных слов, например:
Тогда говорят, что эти безударные гласные являются непроверяемыми. Написание таких слов, имеющих непроверяемые безударные гласные в корне, рекомендуется запоминать или справляться в случае затруднения в орфографическом словаре.
Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова
Видеоурок
Конспект урока по русскому языку. Непроверяемые написания (гласные и согласные) в корне слова.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОЛЕНЕГОРСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Конспект урока по русскому языку.
Тема: Непроверяемые написания (гласные и согласные) в корне слова.
Цель: Расширить понятие о правильном написании непроверяемых гласных и согласных в корне слова.
Образовательные: Совершенствовать орфографические умения написания слов с непроверяемой гласной и согласной в корне слова.
Развивающие: Учить распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.
Коррекционные: Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность и логическое мышление.
Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию и интерес к предмету.
Оборудование: учебник Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова «Русский язык» для 5 класса ФГОС, раздаточный материал.
Тип урока : закрепление знаний.
Вид урока: комбинированный.
Методы урока: наглядные, словесные, практические.
Приветственное слова. Эмоциональный настрой.
Вставь слова подходящие по смыслу.
Выпал пушистый _____. Весь_______ белый. Ударил сильный___. У дома намело большой ___. Наш ____застыл. Береги___в большой___.
Слова для справок : сне г/к, сугро б/п, моро с/з, но с/з, са д/т, пру т/д, моро з/с.
3. Сообщение темы и цели.
— Сегодня мы познакомимся с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова.
— Повторим изученные словарные слова.
4. Работа по новой теме.
-Вспомним изученные словарные слова.
— Что означают эти слова?
-Какую орфограмму нужно запомнить?
-Пропишите эти словарные слова?
— Прочитайте слова, записанные на доске.
— Найдите среди слов группы однокоренных слов.
Березка, березовый, березонька, рыба, рыбанька, рыбный, вода, водный, водяной.
-Какой корень у этих слов?
-Какая парная согласная в корне?
-Какое слово является проверочное?
-Какая безударная гласная в корне?
— Какое слово является проверочное?
-Как проверить гласные в корне слова?
5. Словарно-орфографическая работа. Изучение нового слова.
— В каких словах встречаются непроверяемые гласные и согласные в корне? (в словарных словах)
— Что означает это слово?
-Поставьте ударение в слове, назовите безударную гласную.
-Как можно разделить это слово для переноса?
— Составьте предложение с этим словом.
-Запишите эти слова, вставляйте непроверяемые гласные и согласные в корне.
Физкультура, пассажир, благодарю, расстояние.
— Где можно проверить написание этих слов? (в словаре)
6. Первичное закрепление материала (кроссворд из словарных слов).
береза
ребята
облако
снегирь
иней
дорога
1) Дерево – символ России. (Береза)
2) Они любят зиму больше, чем взрослые. (Ребята)
3) Родственник тучи. (Облако)
4) Эта птица прилетает к нам с первым снегом. (Снегирь)
5) И не снег, и не лед, а все укрывает. (Иней)
6) Синоним слова «путь». (Дорога)
7. Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).
Ноги вместе, прямо спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гаммы.
Ноги вместе, спинку прямо.
8. Коррекционная работа (устно).
Исправьте его ответы.
1. «Снежная принцесса» («Снежная королева»)
2. «Жёлтая кепочка» («Красная шапочка»)
3. «Волк и пятеро козлят» («Волк и семеро козлят»)
4. «Илья-царевич и серый волк» («Иван-царевич и серый волк»)
5. «Ледяная королева» («Снежная королева»)
6. «Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон»)
7. «Стойкий железный солдатик» («Стойкий, оловянный солдатик»)
9. Самостоятельная работа.
Работа по учебнику: С.93, упр.134.
— Что такое словарные слова? ( словарными называют слова, написание некоторых букв в которых нельзя проверить по правилам).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока по русскому языку. Состав слова. 5 класс
Конспект урока по русскому языку. Мужской род имён существительных. 5 класс
Конспект урока по русскому языку. Настоящее время глагола. 5 класс
Конспек урока по русскому языку. Значение глагола в речи. 5 класс
Конспект урока русского языка. Значение имени прилагательного в речи. 5 класс
Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания в конце предложения.
Конспект урока по русскому языку «Имя прилагательное».
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5380352 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
1. Правописание гласных в корне
§1. Проверяемые безударные гласные
Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: леса (лес), лиса (ли́сы), примерять (ме́рить) костюм – примирять (мир) соседей; развевается (ве́ять) флаг – развивается(разви́тие) промышленность; холодильник (хо́лод, холо́дный).
Ср. различное написание безударных гласных корня в близких по звучанию словах; залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) –отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), пристежной (воротник) – пристяжной (о лошади), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять(значение) – умолять (о пощаде) и т.п.
Примечание 1. В некоторых корнях наблюдается чередование гласных. Количество таких корней ограничено (см. об этом в §3).
Примечание 2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).
§2. Непроверяемые безударные гласные
Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечёвка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, дизентерия, дрочёна, интеллигенция, каламянка, калач, каморка, каравай, каракатица, кобура, компоновка, конфорка, кочан, кощей, ладанка, магарыч, мадаполам, наваждение, палисадник, пантопон, паром, периферия, пескарь, пигалица, пластилин, привилегия, ромштекс, ротапринт, снегирь, снеток, стипендия, тормоз, тороватый, эликсир, эстакада и мн. др. (как показывают примеры, сюда относятся слова независимо от их происхождения).
§3. Чередующиеся гласные
Чередование а и о
1. В корне гар — – гор- под ударением пишется а, без ударения – о; зага́р, уга́р – загоре́лый, угоре́ть.
Исключения: вы́гарки, и́згарь, при́гарь (специальные и диалектные слова).
2. В корне зар — – зор — под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а: за́рево, зо́рька – зарни́ца, озаря́ть.
Исключение: зорева́ть.
3. В корне кас — – кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях – а: касаться, касательная – коснуться, прикосновение.
4. В корне клан- – клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: кла́няться, покло́н – поклони́ться,поклоне́ние.
5. В безударном корне лаг- – лож- перед г пишется а, перед ж – о: предлага́ть, прилага́тельное – предложи́ть, обложе́ние.
Исключение: по́лог (семантически уже не связывается с корнем лаг- – лож-).
6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокну́ть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.
7. В корне плав — гласный звук может быть ударяемым и безударным: пла́вать, плаву́честь, поплаво́к. Корень плов- содержится в словах пловец ипловчиха; корень плыв- – в слове плывуны.
8. Корень равн — имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн — – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).
9. В корне раст — – рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение – выросший, заросль, поросль.
Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).
10. В безударном корне скак — – скоч — перед к пишется а, перед ч – о: подскака́ть – подскочи́ть.
Исключения: скачо́к, скачу́.
11. В корне твар — – твор — под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: тварь, тво́рчество – твори́ть, творе́ц.
Исключение: у́тварь (семантически уже не связывается с корнем твар — – твор —). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговори́ть – угова́ривать, затро́нуть – затра́гивать, зарабо́тать –зараба́тывать (см. §1, примеч. 2).
Чередование е и и
12. В корнях бер — – бир -, дер- – дир -, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист -, жег- – жиг-, стел- – стил-, чет- – чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.
Исключения: сочетать, сочетание.
Чередование а(я) и им, а(я) и ин
13. В корнях с чередованием а(я) – и м, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать – сжимать, понять – понимать, начать – начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а —, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.
§4. Гласные после шипящих
1. После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы я, ю, ы, а пишутся соответственно а, у, и, например: чайка, прощальный, чудо, щуриться, жир, шить.
Исключения: брошюра, жюри, парашют, пшют, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.
Примечание. Данное правило не распространяется на иноязычные собственные имена (Жюлъ, Жюли, Сен-Жюст, Шырхан, Очы, Шюкюр и т.п.), а также на сложносокращенные слова и буквенные аббревиатуры, в которых возможны любые сочетания букв (Межюрбюро и т.п.). |
а) бечёвка, вечёрка, дешёвый, жёваный, жёлоб, жёлудь, жёрнов, жёсткий, зачёт, кошёлка, печёнка, пощёчина, причёска, пчёлка, пшёнка, пшённик, расчёска, решётка, сажёнки, счёт, учёба, учёт, чёботы, чёлка, чёлн, чёрт, чёрный, чёрточка, чечётка, шёпот, щёголь, щёлка, щётка;
б) артишок, джонка, жом, жор, жох, изжога, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка (уже не выделяется суффикс -о тк-а),трущоба, чащоба (уже не выделяется суффикс -об-а), чокаться, чопорный, чох, чохом, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох (словошероховатый не воспринимается сейчас как однокоренное), шоры.
Примечание 1. Написание с о сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог, например: шо́мпол – шомпола́.
Примечание 2. Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог, прожог и глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг, прожёг(последние сопоставляются с корнем жечь – жёг).
Примечание 3. Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой о, например: ки́шка – кишо́к, рожо́н – рожна.
4. В собственных именах о после шипящих возможно как в ударном, так и в безударном положении, например: Чо́сер, Чохе́ли, Шо́лом-Але́йхем,Шока́льский.
Примечание. О написаниях о – е(ё) после шипящих в суффиксах и окончаниях см. §34. |
§5. Гласные после ц
1. После ц буквы ю и я могут писаться только в нерусских собственных именах (географических названиях, фамилиях и т.д.). Например: Цюрих,Цяньшань, Цюрупа, Цявловский.
2. В ударяемом слоге после ц пишется о, если произносится звук о, например: цо́кать, цо́коль, цо́кот.
Примечание 1. Написание с о сохраняется в производных словах также в безударном слоге, например: цокота́ть, цокоту́ха.
Примечание 2. В словах иноязычного происхождения о после ц может писаться и в безударном слоге, например: ге́рцог, герцоги́ня, пала́ццо, ске́рцо.
3. После ц в корне пишется и, а не ы: цианистый, цибик, цибуля, цивилизация, цигарка, цигейка, цидулка, цикада, цикл, цикорий, цимбалы, цинга, циновка, цирк, циркуль, цирюльник, цитата, цитварный, цифирь, цифра, панцирь и др.
Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и однокоренные с ними слова (цыганский, цыплятина, цыпка, цып-цып, цыкать и др.).
Примечание. О написании гласных после ц в суффиксах и окончаниях см. §35, п. 2. |
§6. Буквы э – е
1. Гласная э сохраняется после согласной буквы приставки (отэкзаменовать, сэкономить) или первой части сложного слова (бромэтил, квинтэссенция, трехэтажный), а также в сложносокращенных словах и аббревиатурах (политэкономия, нэп).
2. В иноязычных словах после твердых согласных пишется в соответствующих случаях е, например: адекватный, бартер, вестерн, денди, кашне, кепи, компьютер, пенсне, рейтинг, стенд, тендер.
Исключения: мэр, пэр, сэр и производные от них слова (мэрия, пэрство), пленэр – живопись или киносъемка на открытом воздухе, а также некоторые собственные имена (Бэкон, Бэла, Улан-Удэ и др.). Написание многих заимствованных слов, особенно в начальный период освоения их русским языком, испытывает колебания, например: каратэ и карате, истэблишмент и истеблишмент. В редких словах обычно сохраняется написание с э, например, дзэн-буддизм, в словах же, которые прочно вошли в русский язык, закрепляется написание с е, но следует обратить внимание на написание слова рэкет и его производных.
3. После гласной и, как правило, пишется е, например: авиетка, диез, диета, пиетет, реквием и др. Написание э после и встречается только после приставок на и (антиэстетический), в сложных иноязычных словах, первая часть которых оканчивается на и (полиэфирный), и в некоторых собственных именах (агентство Ассошиэйтед Пресс).
4. После остальных гласных в соответствии с произношением пишется э, например: алоэ, дуэль, дуэт, каноэ, маэстро, поэзия, поэт, силуэт (но: проект, реестр, феерия и некоторые др.).
§7. Буква й
В начале иноязычных слов, если произносится ё, пишется йо, например: йо ги, йогурт, йод, йодная настойка, йоркширский, йот, ни на йоту (но: ио ны,иорданский – с раздельным произношением обоих начальных гласных звуков).