Что такое непроверяемые орфограммы 4 класс
Проверяемые орфограммы в корне слова. Непроверяемые орфограммы в корне слова
Что такое орфограмма?
Понятие корня
Избежать орфографических ошибок в работах детей поможет правильное и своевременное их знакомство с термином «корень слова». Важным моментом является и то, как этим понятием оперируют школьники при дальнейшем обучении русскому языку.
Дети сами замечают, что в родственных словах встречается одинаковое сочетание букв. Оно несет главную смысловую нагрузку, в результате чего все слова в цепочке близки по своему значению, а общая часть и называется корнем.
Орфограммы в корне слова
Кроме того, на орфографических минутках, которые тоже рекомендуется проводить ежедневно, необходимо выполнять задания, где требуется подчеркнуть орфограммы в корне слова.
Проверяемые орфограммы
В школьной практике сегодня существует несколько подходов к классификации слов по наличию в них ошибкоопасных мест. Одна из групп содержит проверяемые орфограммы в корне слова.
Надо отметить, что именно проверяемые орфограммы в корне слова вызывают наибольшие затруднения у школьников всех возрастов. Чтобы быть уверенным в правильности выбора той или иной буквы при написании слова, необходимо подобрать проверочное. Для этого ребенок обязан точно знать, где находится буква, которую он собирается проверять. Лишь убедившись в том, что она стоит в корне, он будет подбирать проверочное слово. Вот здесь и пригодится весь словарный запас ребенка и его умение образовывать новые слова.
Непроверяемые написания
Особую группу составляют слова, в которых присутствуют непроверяемые орфограммы в корне слова. Чаще всего их правописание необходимо запоминать. Педагоги владеют системой специальных заданий, выполнение которых приводит к прочному запоминанию слов и грамотному их написанию при последующем использовании.
Для учащихся каждого класса рекомендованы перечни слов для запоминания, куда включены непроверяемые орфограммы в корне слова. Ученики, имея такие справочники, привыкают пользоваться ими во время проверки написанного или при возникновении затруднений.
Орфограммы гласных
Безошибочного написания безударной гласной в корне слова можно добиться, если ученик умеет:
Орфограммы согласных
Кроме того, требуют особого внимания слова, где есть стечение трех-четырех согласных, и одна из них не произносится. Непроизносимая согласная в корне слова относится к группе проверяемых орфограмм. Правописание удвоенных согласных в корне слова требует от учеников их запоминания или знания состава слова.
Урок русского языка в 4 классе.Тема: «Правописание слов с непроверяемыми орфограммами»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Открытый урок в 4-м классе по русскому языку. Тема: «Правописание слов с непроверяемыми орфограммами»
совершенствовать умения писать слова с непроверяемыми орфограммами (т.е. слова из словаря);
учить применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
обогащать словарь учащихся;
развивать интерес к овладению богатствами русского языка.
Ход урока
1. Организационный момент
Встаньте красиво. Садитесь. Урок русского языка. Запишите сегодняшнее число и “Классная работа”.
2. Минутка чистописания
Установите закономерность подбора букв и определите, какую букву будете прописывать на уроке. Ж – И, Л – Н, В – Д, 3 – М
Напишите заглавную букву Г вместе со строчной.
Напишите пары букв, в каждую из которых должны входить буква г и по очереди буквы в алфавитном порядке.
3. Целевая установка
1. Анаграммы. Зонтгори, ялела, бильмоавто, водаз, десеба, стенарие, нокежо, краторт, среда.
Прочитайте зашифрованные слова. Запишите правильно их в тетрадях и определите их род. (Перевернуть карточки). Проверьте.
Горизонт, аллея, автомобиль, завод, беседа, растение, ежонок, трактор, адрес.
Кто написал правильно? Какой частью речи они являются? Какое слово лишнее? (Ежонок). Почему?
Мы сегодня будем работать над словами из словаря. (Запись темы – Словарные слова ).
4. Основной этап урока
1. Подготовка к изучению нового слова.
Сейчас вы мне сами скажете, какое новое слово из словаря мы будем изучать. Для этого соедините первые буквы у существительных мужского рода. Какое получилось слово? (Газета).
2. Изучение нового слова.
Найдите это слово у себя в словаре. (Карточку со словом). Какую букву надо в этом слове запоминать? Запишите это слово в тетрадь “секретов”. На какой странице будете писать? (Город). Придумайте свой секрет для запоминания этого слова или используйте мой секрет (вывешиваю):
Напишите целую строчку этого слова. В первом слове обозначьте орфограмму. Какие газеты вы знаете? (Показ газет).
На доске написано определение понятия “газета”, в котором пропущены слова и словосочетания.. Дополните предложение.
Газета – это периодическое издание в виде больших (листов), которое выходит (несколько раз) в неделю и отражает события (в нашей) стране и за рубежом.
Какие газеты издаются в нашем городе?
По утр А м и вечер А м
Прихожу я в гости к в А м:
Шурш А щая, бум А жная,
Расск А зываю в А жное.
Прочитайте. Что она вам подсказывает?
2. Творческая работа.
Как много интересных разных статей! Кто их пишет? Как называется эта профессия? (Журналист, корреспондент).
Давайте мы тоже напишем небольшую заметку в нашу школьную газету. А помогут вам эти опорные слова: (Открыть карточки).
Директор, класс, учитель, ученик, хорошо, здесь.
На какую тему будете писать заметку? Напишите 3-4 предложения. Кто хочет прочитать? (3 заметки). Остальные сочинения вы прочитаете на уроке чтения. А лучшие заметки мы поместим в школьную газету.
5. Физминутка (под музыку)
6. Работа с учебником
Откройте учебники на стр.232. Найдите упр. 544. Прочитайте задания. Вам всё упражнение делать не надо. Будете выписывать существительные по склонениям выборочно: 1 ряд – сущ. 1 склонения, 2 ряд – 2 скл., 3 ряд – 3 скл.
Проверьте. (1 читает, все проверяют).
Кто выполнил работу без ошибок? Молодцы. Как вы определяли склонения?
7. Самостоятельная работа
У вас на партах лежат картинки с заданиями. Карточка на двоих. Работает каждый самостоятельно, а затем проверяете и оцениваете работу друг друга. Когда соберу тетради, рядом я поставлю свою оценку. (Работают).
Закончили. Встаньте те, кто получил “5”. “4”. “3”.
Запишите, что изображено на картинке. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы:
Подчеркните однокоренные слова.
Запишите, что изображено на картинке. Поставьте ударение в слове, подчеркните безударную гласную. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы:
Парк тр..вайный покидая,
Разгоняя тишь и тень,
Отдохнувшие тр..ваи
Начинают новый день.
Запишите, что изображено на картинке. Поставьте ударение в слове. Спишите стихотворение, вставляя пропущенныебуквы:
..дравствуй гостя-зима!
Просим милости к нам
Песни сев..ра петь
По лесам и степям.
Запишите, что изображено на картинке, назовите цвет, вкус ягоды. Подберите однокоренные слова и запишите их. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы:
В..рона, в..робей, в..скресенье.
8. Отгадывание кроссворда
Если б не было его, не сказал бы ничего. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Я в любое время года
и в любую непогоду
очень быстро в час любой
провезу вас под землёй. (Метро)
С подругами и сестрами
она приходит к нам,
рассказы, вести новые
приносит по утрам. (Газета)
Деревянная дорога вверх идёт отлого. Что ни шаг – то овраг. (Лестница)
Годовой кусточек каждый день роняет листочек. Год пройдёт – весь лист отпадёт. (Календарь)
С какими словами мы работали весь урок?
9. Домашнее задание
Сегодня на уроке хорошо работали, много успели сделать, поэтому домашнее задание только устное: повторить слова на тему “Город”.
10. Рефлексия Итог урока
Особенно хорошо работали и получают оценки.
Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры
В ряде слов русского языка существуют непроверяемые гласные в корне. Их невозможно проверить ударением. Такие слова называют словарными.
Разноместность ударения в словах
При произношении слов и их форм ударение может менять свое место и переходить с приставки на корень, суффикс или окончание. Тогда говорят, что в русском языке ударение разноместное, например:
Гласный в корне слова, оставшись без ударения, искажается и слышится неясно.:
Способы проверки безударных гласных в корне
К этим словам можно подобрать проверочные слова, в которых сомнительный гласный прозвучит четко и ясно, то есть он окажется в сильной позиции — под ударением.
Существует два способа проверки безударных гласных в корне:
1. подбор родственных слов:
2. изменение формы слова:
Непроверяемые безударные гласные в корне
Но не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением, так как ни один из вышеуказанных способов не может помочь. В таких словах ударение, как правило, статично, то есть не перемещается на безударный корневой гласный при изменении формы слова или при подборе однокоренных слов, например:
Тогда говорят, что эти безударные гласные являются непроверяемыми. Написание таких слов, имеющих непроверяемые безударные гласные в корне, рекомендуется запоминать или справляться в случае затруднения в орфографическом словаре.
Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова
Видеоурок
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
Виды работ над словами с непроверяемыми орфограммами. Опыт работы со словарными словами в 3–4-х классах
В третьем и четвёртом классах словарные слова можно изучать по темам: «Птицы», «Животные», «Огород», «Сад», «Лес», «Поле», «Машины», «Явления природы» и т.д.
В своей работе мы привлекаем слова с непроверяемой орфограммой в качестве иллюстративного материала при изучении многих грамматических тем, включая их в разные виды работ, в различные задания и упражнения.
В 4 классе ведётся работа по закреплению и углублению знаний по теме «Состав слова». При этом появляется возможность снова использовать слова с непроверяемой орфограммой. Выполняя упражнения, связанные с разбором слов по составу со словообразо-ванием, ученики усваивают написание слов, однокоренных тем, которые предлагаются в списке. Ниже представлены задания в которых можно использовать слова с непроверяемой орфограммой:
1. Выписать из словаря 5 слов, состоящих из одного корня: БАГАЖ, БИЛЕТ, ИНЖЕНЕР, КОМБАЙН.
2. Из группы слов выписать слова, состоящие из корня и окончания; из корня и суффикса; из корня, суффикса и окончания:
БЕСЕДА, ИНТЕРЕСНЫЙ, ГАЗЕТА, ЖЕЛАТЬ, ЧЁРНЫЙ.
АДРЕС – АДРЕСНЫЙ (СТОЛ)
ШОФЁР – ШОФЁРСКИЕ (ПРАВА)
ПАССАЖИР – ПАССАЖИРСКИЙ (ПОЕЗД)
Среди слов с непроверяемой орфограммой имеется несколько таких, написание которых можно объяснить, опираясь на происхождение слова. Например, в слове БЕРЁЗА в первом слоге пишется гласная Е, потому, что слово произошло от слова БЕЛАЯ. Так дерево было когда-то названо по цвету его белой коры. Значит слово БЕЛАЯ является как бы косвенной мотивировкой правописания слова БЕРЁЗА и помогает учащимся понять. Почему в корне БЕРЁЗ- пишется Е, тем самым быстрее запоминается его написание. А короткая этимологическая справка объясняет, почему данные слова были когда-то родственными.
Учителя широко используют и такие виды работ:
Значительное место в процессе словарно-орфографической работы следует отводить самостоятельной работе учащихся. Предлагая детям задания, направленные на усвоение беспроверочных написаний, учителю необходимо связывать эти задания с изучением программного материала. Это особенно важно в 4 классе, когда большая насыщенность уроков учебным материалом требует от учителя и большей продуманности в организации словарно-орфографической работы.
Запись своей самостоятельной работы над словами с непроверяемой орфограммой учащиеся оформляют в виде таблицы:
Часть речи.
Прославленный
Героизм
Золотистый
В качестве проверки правописания слов с непроверямой гласной используется как контрольное списывание, так и словарные слуховые диктанты, которые могут проводиться с целью текущей проверки за качеством усвоения написания слова, так и с целью контроля.
В последнем случае они приобретают вид контрольных словарных диктантов.
Работа с орфографическим словарём.
Учащиеся начальных классов, как правило, имеют два словарика:
1. Словарик трудных слов, помещённый в конце учебника.
1. Орфографический словарик П.А.Грушникова.
Чтобы выработать у учащихся навык работы со словарём необходимо отводить на уроках русского языка время на специальные упражнения.
Разбери указанные слова по составу.
Выпиши слова, состоящие из одного корня, из корня и окончания и т.п.
На начальном этапе использование указанных видов работ со словарём можно предлагать учащимся рядом с записанным словом указывать страницу словаря, на которой помещено данное слово. Это необходимо для того, чтобы можно было проверить работу ученика и убедиться, как часто, и в каких именно случаях он прибегал к помощи словаря.
Чтобы проверить, как усвоено правописание слов, непроверяемых ударением, проводятся словарные диктанты (8-10 слов).
Огромно образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета. Научить школьников правильно пользоваться русским языком, обеспечить подготовку вполне грамотных людей – важнейшая задача школы.
Одной из основных трудностей прочного усвоения учащимися основ орфографии является наличие в русском языке сравнительно большого количества слов, правописание которых не определяется ни правилами, ни произношением. Усвоить правописание этих слов («трудных,» словарных) учащиеся могут только путём заучивания и систематической тренировке в их написании.
Подходить к их изучению нужно дифференцированно: в первую очередь учащихся целесообразно знакомить со словами, часто употребляемыми в речи. А учительский опыт показывает, что попутное включение слов с непроверяемой орфограммой в различные виды упражнений в течение всего учебного года даёт хорошие результаты. Учащиеся усваивают слова, а сам процесс усвоения исключает томительное однообразие.
- Что такое вкр в школе
- Что такое созидательное мышление