Что такое непрямой договор

Понятие и виды прямых и непрямых закупок на основании положений действующего законодательства в сфере закупок

В настоящее время на уровне федерального законодательства предпринимается большое количество действий, которые должны быть направлены на превращение закупочной системы для удовлетворения государственных и муниципальных нужд в максимально прозрачный механизм в плане заключения контрактов с различными исполнителями.

Одним из механизмов, направленных на превращение закупочной системы в прозрачный процесс, является разделение всех проводимых закупок на прямые и непрямые.

Понятие прямой закупки

Под прямыми закупками в настоящее время понимаются закупки, которые проводятся напрямую с поставщиком. Она может быть произведена как с использованием Федерального закона «О контрактной системе» за номером 44-ФЗ, так и с помощью Федерального закона «Об осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц» за номером 223-ФЗ.

Прямой такая закупка называется по причине того, что в ходе ее осуществления не рассматриваются конкурентные предложения.

В то же время есть другое разделение прямых и непрямых закупок. В соответствии с другим делением на прямые и непрямые закупки под прямыми закупками следует понимать закупочные процедуры, которые проводятся с целью удовлетворения непосредственных нужд государственного или муниципального заказчика в части его непосредственного функционирования.

Случаи проведения прямых закупок

Проведение прямых закупок осуществляется чаще всего в следующих случаях:

Порядок проведения прямой закупки

Для того чтобы провести прямую закупку, будет использован стандартный алгоритм закупочных мероприятий у единственного поставщика. В этом случае алгоритм будет выглядеть следующим образом:

Если речь идет о закупках, которые будут удовлетворять нужды государственного или муниципального заказчика в части его непосредственного функционирования, то потребуется соблюсти алгоритм для любой конкурентной закупки:

Понятие и случаи осуществления непрямой закупки

Под непрямой закупкой понимаются те закупочные мероприятия, которые осуществляются с использованием конкурентных процедур.

Чаще всего использование таких процедур происходит в случаях, когда прямые закупки не могут быть осуществлены по различным причинам (например, в соответствии с установленными ограничениями Правительством Российской Федерации).

Так, к сопутствующим закупкам можно отнести мероприятия по приобретению канцелярских товаров и т. д., если это не относится именно к деятельности самого заказчика. Например, речь идет о государственном предприятии, осуществляющем производство каких-либо товаров, где канцелярские принадлежности используются только при работе офисных подразделений, но не оказывают влияние на сам производственный процесс.

Источник

Что такое непрямой договор

Что такое непрямой договор. Смотреть фото Что такое непрямой договор. Смотреть картинку Что такое непрямой договор. Картинка про Что такое непрямой договор. Фото Что такое непрямой договор

Что такое прямые и непрямые закупки?

Очередная статья, из цикла «Расшифровка терминов, которые используют участники рынка Госзакупок» посвящена понятиям прямые и непрямые закупки. Эти словосочетания можно часто услышать, однако ни №44-ФЗ, ни №223-ФЗ не используют такую терминологию, а значит и не могут пояснить, что же это значит.

Всё до безобразия просто. Прямой называется закупка товаров, работ или услуг, совершаемая путём непосредственного заключения контракта с выбранным поставщиком, без проведения конкурентных процедур. Непрямой, соответственно, называется закупка, осуществляемая по результатам конкурентных процедур у поставщика, являющегося победителем такой процедуры. Не сложно понять, что вся контрактная система, по сути, создана для того, чтобы минимизировать количество прямых закупок и максимизировать количество непрямых. Однако полностью исключить возможность проведения прямых закупок для государственных и муниципальных заказчиков было бы тоже глупо, поскольку в определённых ситуациях проведение конкурентной процедуры создаст затраты, которые превысят достигнутую экономию бюджетных средств.

Прямые закупки.

В №44-ФЗ используется термин «закупка у единственного поставщика», однако это понятие несколько шире, нежели то, что подразумевают, говоря «прямая закупка». Дело в том, что проведение закупки у единственного поставщика возможно в одном из 57 случаев, изложенных в статье 93 №44-ФЗ. Некоторые из пунктов этой статьи говорят о признании конкурентной процедуры несостоявшейся: например, когда в процедуре был всего 1 участник, и ему не с кем было конкурировать. Заключение контракта с таким участником будет являться закупкой у единственного поставщика, но, очевидно, не будет являться прямой закупкой, поскольку конкурентная процедура была применена, хоть и не состоялась.

Примеры случаев, когда №44-ФЗ позволяет заказчикам проводить прямые закупки:

1) Закупка товара, работы или услуги у субъекта естественной монополии:

2) Закупки малого объема:

3) Закупка товара, работы, услуги, которые может обеспечить только орган исполнительной власти или учреждение уголовно-исполнительной системы;

4) Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

5) Обеспечение мобилизационной подготовки РФ или поставка вооружения и военной техники, которые не имеют Российских аналогов;

6) Закупка культурных ценностей для пополнения музейного и других фондов;

7) Закупка произведений литературы и искусства, если права принадлежат единственному лицу;

Организации, осуществляющие закупки в рамках №223-ФЗ, сами для себя определяют случаи, когда возможно проведение прямых закупок.

Непрямые закупки.

Закон о контрактной системе говорит о 4-х основных видах конкурентных способов определения поставщика: конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Исполнение контрактов по результатам каждой из них (даже несостоявшейся) будет являться непрямой закупкой, поскольку поставщик не был известен изначально и определился в ходе проведения процедуры. Конкурсы и аукционы имеют несколько вариантов их проведения (открытый конкурс, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс, открытый аукцион, закрытый аукцион). Выбор необходимого вида процедуры и порядок её проведения жёстко регламентирован №44-ФЗ.

Так, например, запрос котировок можно проводить только для закупок, начальная максимальная цена которых не превышает 500 тысяч рублей.

Заказчик обязан проводить аукционы, в случае, если закупаемые товары попадают под перечень, определённый Правительством РФ. Некоторые позиции из перечня:

Если требуется закупить товары, не содержащиеся в Перечне, можно провести конкурс. Такая процедура подразумевает выбор победителя по результатам оценки участников закупки по нескольким критериям.

Запрос предложений используется в редких случаях. В основном такое происходит после проведения других конкурентных процедур, в которых не оказалось ни одного участника.

Заказчики, руководствующиеся №223-ФЗ, проводят такие же 4 основных вида непрямых закупок, однако правила проведения процедур каждым из способов устанавливают для себя сами.Каждый из видов процедур непрямых закупок по №44-ФЗ достоин собственной отдельной статьи в нашем блоге, и мы приложим усилия для скорейшего появления таких материалов. Оставайтесь с нами!

Источник

Прямой договор по 44-ФЗ и его особенности

Из нашей статьи вы узнаете:

Среди описанных в действующем законодательстве видов организации закупки отдельной строкой идет прямой договор по 44 ФЗ. Следует тщательно изучить, что это за способ заключения контракта и в чем его особенности.

Что такое прямой контракт по 44-фз

Кратко понятие прямого договора по 44 ФЗ подразумевает заключение контракта с единственным поставщиком. То есть конкурентные процедуры при этом не нужны. Подписание сделок регламентировано статьей 93 ФЗ №44. При этом на первый план выходит объем совершаемой закупки. 1.07.2019 года вступили в силу изменения в ФЗ №44 касательно суммы прямого договора.

Раньше лимит заключаемого контракта был ограничен 100 тысячами рублей. В настоящее время закупка объемом до 300 тысяч рублей также может быть совершена в рамках прямого договора. Все прочие ограничения, прописанные в ФЗ, остались неизменными. Итоговый объем совершаемых за год малых закупок товаров, услуг, работ не должен превышать отметку 2 миллионов рублей. Альтернативный лимит – 5% от совокупного объема и 50 миллионов рублей. Надлежит также учесть, что ограничения не касаются закупочных процедур для нужд администраций населенных пунктов сельского типа.

Прямой договор по 44 ФЗ – не обязанность заказчика, а его законное право. Контрагентом является выбранное им самостоятельно физическое либо юридическое лицо.

Заключение такого контракта удобно в силу следующих причин:

Полный список оснований для того, чтобы подписать этот контракт, указан в части 1 статьи 93 законодательного акта о госзакупках. Проведение закупочных мероприятий у единственного поставщика разрешено в любом из 57 случаев. Все они оговорены в статье 93 ФЗ №44.

Для некоторых организаций лимит ограничен 400 тысячами рублей. В список включены учреждения культуры, работающие в сфере сохранения объектов культурного наследия, причем как муниципального, так и федерального уровня. Сюда же могут быть отнесены зоопарки, парки отдыха, библиотеки, научные организации, цирки, музеи, архивы и пр. В пункте 4 части статьи 93 ФЗ №44 четко прописано, что входит в список.

В отдельных случаях размер лимита повышается до 600 тысяч рублей.

В чем отличие прямого контракта ВЭД от прямого контракта по 44 ФЗ

Компании могут осуществлять деятельность как в пределах РФ, так и за границей. Закупка также реализуется на конкурсной основе либо по прямому договору. Возникает необходимость подписать контракт ВЭД. Сделка заключается между отечественным импортером и организацией-заказчиком. В этом случае действуют нормы таможенного законодательства вместо контрактного.

Регулирование прямых контрактов в госзакупках происходит в соответствии со статьей 93 ФЗ №44. Здесь указаны допустимые лимиты объема. Прямой договор с единственным поставщиком избавляет от необходимости обоснования целесообразности выбора конкретного исполнителя, цены, других важных параметров договора. При этом не нужно публиковать данные о совершаемых закупочных процедурах в ЕИС. Достаточно разработать план-график с указанием информации касательно общего объема закупок в разрезе значимых условий контракта. Для удобства рекомендуется составлять реестр прямых договоров. Здесь следует указывать данные, чтобы подготовить отчетность за финансовый год.

Астрал.Тендер поможет разобраться во всех тонкостях проведения закупки. При необходимости организацию процедуры возьмут на себя квалифицированные специалисты.

Инструкция по заключению прямого договора с поставщиком

Заключение договора с единственным поставщиком ограничено по срокам. Сделать это необходимо в период 5-30 дней. Обычно работа организована через единый агрегатор «Березка». Алгоритм действий несложный:

Прямой контракт согласно положениям ФЗ №44 делает проще выполнение закупочных процедур для обеих сторон: заказчика и поставщика. Однако следует помнить, что по завершении отчетного периода организатору потребуется предоставить документы о проведенных мероприятиях.

Введенные с 1.07.2019 года новшества избавляют от необходимости публиковать сведения в ЕИС, если речь идет о закупочной процедуре у единственного поставщика. Обоснование сроков подписания контракта имеется в положениях ФЗ №44. Именно тут указан минимальный лимит – 5 дней. А в тексте статьи 528 Гражданского кодекса РФ есть ограничения по максимальному сроку – 30 суток.

Какие изменения в закупках по прямому контракту планируются в 2021 году

В 2021 году закупочные процедуры по прямому договору претерпят множество изменений. С 1.04.2021 года действуют некоторые новшества. Теперь заказчики имеют право покупки товаров с помощью электронных магазинов. Причем этого понятия нет в законодательстве. Алгоритм реализации закупочной процедуры выглядит таким образом:

После наступления 1.04.2021 года заказчики получат возможность выбора способа закупки товаров. Это можно будет сделать как по новым правилам, так и в соответствии с существующей схемой. Если речь идет о сумме до 600 тысяч рублей, то процедура может быть проведена без электронных магазинов на ЭП. Если сумма до 3 миллионов рублей, то понадобится совершать закупочную процедуру в электронном магазине через ЭП.

В части 12 статьи 93 ФЗ №44 оговорено, что заказчику требуется сформировать проект договора и обоснование.

После 1.04.2021 года заказчикам будет предоставлена возможность закупать товары через электронные магазины. Это прописано в самом ФЗ №44. Описанное положение предполагалось ввести в действие летом 202 года, однако дата была перенесена по причине коронавирусной инфекции. Важно, что обеим сторонам потребуется обозначать наименования и параметры товарной позиции из каталога ТРУ.

Заключение

Сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры проведения закупок заказчик может по своему усмотрению. При этом важно учитывать нормы контрактного законодательства и четко соблюдать их. В противном случае подписанный контракт будет признан нелегальным.

Источник

Понятие и случаи проведения прямых и непрямых закупок государственными и муниципальными заказчиками

Все закупочные процессы, которые проводятся на сегодняшний день, отвечают главному требованию – сделать всю систему государственных и муниципальных закупок предельно прозрачной, чтобы исключить внутри самой такой системы коррупционную составляющую. Для этого законодатель вводит практику разделения всех закупок на прямые и непрямые.

Что такое прямая закупка

В соответствии со сложившейся практикой на сегодняшний день под прямой закупкой понимается такая закупочная процедура, в ходе которой производится непосредственный контакт между заказчиком и исполнителем с целью подписания контракта или договора. Проведение прямой закупки возможно как для процедур, предусмотренных положениями Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так и в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Свое наименование в виде прямой закупки процедура получила на основании того, что в ходе ее проведения не происходит изучение предложений, поступающих от конкурентов потенциального исполнителя.

Если речь идет о закупочной процедуре, которая проводится в форме прямой закупки на основании положений Федерального закона №223-ФЗ, то в качестве инициатора проведения такой закупки может выступать сам потенциальный исполнитель, если он может предложить государственному или муниципальному заказчику наиболее выгодные условия осуществления такой закупки, в том числе по сравнению с другими исполнителями.

Так как классификаций проводимых закупочных мероприятий на прямые и непрямые достаточно много, следует выделить еще одно деление, в ходе которого происходит разделение всех закупочных процессов на процессы, направленные на удовлетворение непосредственных нужд государственного или муниципального заказчика с целью осуществления его непосредственного функционирования, то есть прямые, а также используемые для удовлетворения вторичных нужд, то есть не имеющие отношения к непосредственному исполнению заказчиком своих функций – непрямые закупки.

Когда проводится прямая закупка

Перечень случаев, когда проводятся прямые закупки, ограничен действующими нормами закупочного законодательства и сводятся к следующим случаям:

Алгоритм проведения

Проведение прямой закупки происходит на основании стандартных алгоритмов, используемых для закупок у единственного поставщика. Выглядит такой алгоритм следующим образом:

Если рассмотрение понятия прямой закупки происходит на основании ее определения, как закупки для удовлетворения непосредственных нужд заказчика, то в этом случае она будет проводиться как любая другая конкурентная закупка, а именно:

Что такое непрямая закупка. Случаи ее проведения

Прямые закупки проводятся в тех случаях, когда речь идет о конкурентных способах определения поставщика.

Использование непрямых закупок происходит в тех случаях, когда прямая не может быть проведена по различным причинам, например, в силу запрета проведения прямой закупки на основании действующего законодательства РФ в сфере закупок.

Если говорить о другой рассмотренной классификации закупок с разделением на прямые и непрямые, под непрямыми понимается такая закупка, которая проводится с целью организации деятельности заказчика, но не имеет непосредственного влияния на осуществление деятельности компании. Примером такого вида закупок может выступать закупка горюче-смазочных материалов для транспорта заказчика, канцелярских товаров и т. д.

Источник

Какие бывают процедуры закупок (простыми словами)

Что такое непрямой договор. Смотреть фото Что такое непрямой договор. Смотреть картинку Что такое непрямой договор. Картинка про Что такое непрямой договор. Фото Что такое непрямой договор

Представьте, что вам нужно выбрать поставщика, чтобы он предоставил оборудование для газопровода. Вы точно знаете, что за оборудование вам нужно. Упомянуть производителя в ТЗ вы не можете, но можете назвать технические характеристики. Дальше вы описываете все желаемые параметры оборудования, сроки поставки и прочие условия, рассчитываете начальную цену (обычно среднерыночную в текущем году или цену прошлого года с поправкой на инфляцию) и объявляете торги.

И вот тут нужно определить схему выбора поставщика.

Самая простая — запрос котировок. Каждый из участников в закрытом режиме предлагает цену, а затем организатор рассматривает и оценивает котировочные заявки на предмет их соответствия. У кого заявка соответствует всем требованиям, а цена при этом минимальная, тот и поставляет.

В этой процедуре не учитывается ничего, кроме цены и факта соответствия требованиям извещения. Ни требования к оборудованию для работ по монтажу (если есть работы), ни опыт аналогичных работ, ни наличие специалистов — ничего такого можно не предоставлять заказчику. Это приводит к возникновению существенных рисков: могут привезти доступный дешёвый товар, но низкого качества.

И что делать, чтобы защитить себя от некачественной продукции, пусть и по дешёвой цене?

Можно прибегнуть к двум вариантам: усложнить техзадание или выбрать другой способ закупки.

5 типов процедур

К конкурентным процедурам в 44-ФЗ относятся аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок.

Про запрос котировок вы уже знаете: это упрощённый отбор поставщиков по ценовым предложениям за один раунд.

Аукцион — это такая процедура в несколько раундов, где открыто виден ход торгов, и после каждого предложения любой из участников может уменьшить заявку. Когда участники перестают это делать (обычно есть минимальный шаг и время от последней заявки до конца процедуры), аукцион считается отыгранным, контракт достаётся тому, кто назвал минимальную цену.

Конкурс проводится, когда заказчика интересует, помимо экономии средств, качество закупаемых товаров, работ, услуг. На основании конкурсной документации заказчик оценивает поставщиков в несколько этапов. На первом этапе оценивается соответствие самой продукции требованиям документации. Большое внимание уделяется качеству поставляемых товаров, работ или услуг и гарантиям, которые даёт на этот счёт поставщик. На втором этапе оценивается поставщик: его надёжность и квалификация. На третьем этапе идёт конкуренция по цене. Поставщику нужно серьёзно постараться, чтобы найти оптимальный баланс между ценой своего предложения, желаниями заказчика, а также взять на себя ответственность по гарантии качества исполнения контракта на несколько месяцев или даже лет.

Бывают конкурсы с ограниченным участием, где надо соответствовать каким-то критериям на входе. Например, когда надо реконструировать музей — объект культурного наследия. Ограничением тут работает факт наличия или отсутствия лицензии на строительные работы на объектах, охраняемых Минкультом России или ЮНЕСКО.

Запрос предложений — это процедура, которая чуть проще конкурса, но сложнее запроса котировок. Этот способ применяется нечасто, например, если, проведя конкурс и аукцион, заказчик так и не смог найти себе поставщика. Отбирается победитель и по критериям, и по цене, но значительное внимание уделяется условиям исполнения контракта.

Правильно прописать критерии конкурса или запроса предложений — отдельное искусство, требующее знаний в предметной области и основ экономики. Поэтому, когда закупка простая, нужна и простая процедура. Аукционы проще и быстрее в разы, чем конкурсы: документации меньше, запуск оперативнее. Например, стоит задача закупить продукты для детского сада. Нужна одна тысяча банок детского питания, я объявляю аукцион в такие-то сроки максимум по такой-то цене. На такую процедуру легко найдётся поставщик — перекупщик или производитель, — которому выгодно быстро сбыть большую партию продукции.

Что в итоге?

Аукционы считаются «золотым стандартом закупок»: они быстрые и простые, с одной стороны, и обеспечивают реальную конкуренцию с понятным результатом и шагами между поставщиками — с другой. Но по факту получается не всегда идеально, потому что установление в качестве критерия только цены — это «бич» госзакупок: качество иногда страдает. Ориентир только на цену вынуждает чиновников закупать дешёвую продукцию, но при этом они отчитываются о высоком уровне экономии, тем самым якобы повышая собственную эффективность.

Мы знаем случаи, когда, например, идёт закупка сливочного масла. Выигрывает поставщик с ценой ниже предложенной местными производителями. Они говорят: это ниже себестоимости, то есть вместо масла будет поставляться спред. А в ТЗ — именно масло. Дальше он поставит этот спред, и заказчику надо решать, принять его или нет, ведь нужно будет начинать долгие разбирательства и, возможно, запускать новую процедуру. А предприятие будет стоять вообще без масла всё это время. Или вот пример: как-то залили бетон не той марки в стартовый стол для запуска ракет (непроверенная информация, но похоже на то). Сейчас, конечно, за такое сильно наказывают, но раньше законодательная база была понежнее к нарушителям.

Или вот был случай, когда заказчик три года писал в ТЗ устаревший советский ГОСТ на трамвайные рельсы по ошибке, к нему никто не приходил из поставщиков, процедура три года подряд срывалась. Но он игнорировал советы и продолжал писать в ТЗ требования к рельсам по старому ГОСТу. Винить заказчика тут нельзя, ведь не каждый год рельсы покупаются. Но факт остаётся фактом: предметную область изучать нужно.

Собственно, вот на этом хрупком балансе между открытостью (может прийти каждый, кто соответствует требованиям), требованиями по закону к процедурам и ТЗ (объективность, полнота и грамотность), ценой и удобством самой процедуры держится система государственных закупок. С начала этого года благодаря практически полному переводу закупок в электронный вид скорость и эффективность проведения закупок должны ожидаемо повыситься.

Вот тут есть больше деталей про то, как это всё работает:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *