Что такое нераспространенное предложение 2 класс русский язык
Что такое нераспространенное предложение. Как его распространить? Примеры
Нераспространенные предложения. Примеры
Стало дождливо и пасмурно.
Посетитель оказался нетерпелив.
В нераспространенном предложении может быть только подлежащее или только сказуемое.
Красота!
Зима.
Люблю гулять.
Смотри!
Распространенные предложения. Примеры
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. (А.С. Пушкин)
Зимняя, ясная ночь наступила. (Н.В. Гоголь)
В начале 1806-го года Николай Ростов вернулся в отпуск. (Л.Н. Толстой)
Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. (Ф.М. Достоевский)
Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. (А.П. Платонов)
Как составить нераспространенное предложение
Чтобы составить нераспространенное предложение, нужно взять подлежащее и добавить к нему сказуемое.
Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? что? Может быть выражено существительным, местоимением, прилагательным, причастием. Например: Мама вернулась. Мы гуляли. Подошел толстый.
Сказуемое обозначает действие или признак подлежащего. Отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что с ним происходит? каков он? кто он такой?
Сказуемое может быть простым глагольным: Я родился в Москве.
Может быть составным глагольным: Мой друг бросил читать книгу.
Также бывает составное именное сказуемое: он оказался студентом.
Итак, нераспространенное предложение состоит только из подлежащего и сказуемого:
Птицы поют.
Кто/что? Птицы. Что делают? Поют.
Звенит ручей.
Кто/что? Ручей. Что делает? Звенит.
Кто/что? Он. Каков он? Был немолод.
Как распространить нераспространенное предложение
Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Обстоятельство обозначает признак, качество совершения действия, его условие или состояние. Отвечает на вопросы как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Дополнение обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?
Таким образом, распространить предложение можно, добавив определение, обстоятельство или дополнение.
Распространите нераспространенное предложение. Разбор задания
Нераспространенное предложение: Птицы поют.
Распространенное предложение: Птицы весело поют в лесу.
Поют как? Весело. Поют где? В лесу.
Нераспространенное предложение: Звенит ручей.
Распространенное предложение: Под окном звенит весенний ручей.
Звенит где? Под окном. Ручей какой? Весенний.
Распространенное и нераспространенное предложение
Распространенное и нераспространённое предложение отличаются по наличию или отсутствию второстепенных членов. Узнаем, что такое распространенное и нераспространенное предложение в русском языке и приведем примеры.
В синтаксическом разборе предложения указывается его вид:
Важной синтаксической характеристикой предложения является наличие или отсутствие второстепенных членов предложения. В связи с этим в синтаксисе русского языка различают нераспространенные и распространенные предложения.
Нераспространенное предложение
В простом предложении могут быть только главные члены предложения.
Енисей всё шумел и шумел (В. Астафьев)
В этом предложении главный член предложения подлежащее «Енисей» поясняет другой главный член — сказуемое «всё шумел и шумел» («всё» — частица).
Это предложение состоит только из грамматической основы, и поэтому является нераспространенным. В нем нет других членов предложения, относящихся к подлежащему или сказуемому.
Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы
Вечер был тёплый и тихий (Н. Сладков).
Утро было яркое, солнечное, но прохладное (Г. Скребицкий).
Распространенное предложение
Если в составе предложения имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение назовем распространенным.
Пошёл когда? — с утра (обстоятельство).
Мы затапливали (что?) печи (К. Паустовский).
В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка (В. Песков).
Второстепенные члены относятся или к подлежащему, или к сказуемому, а также к другим второстепенным членам.
К второстепенным членам принадлежат
Определение — второстепенный член предложения
Теплый ветерок забирается за просторный ворот моего матросского костюма и щекочет тело (А. Новиков-Прибой).
Согласованные определения выражаются именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемым словом.
Несогласованные определения выражаются существительными в косвенном падеже, инфинитивом, наречием и другими частями речи.
Дополнение — второстепенный член предложения
Дополнение поясняет сказуемое.
Я вспоминаю (что?) леса, озёра, парки и небо (К. Паустовский).
Различают прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение, обозначенное существительным (местоимением) в винительном (родительном) падеже без предлога зависит от сказуемого, выраженного переходным глаголом:
Существительные в форме остальных падежей с предлогом и без него являются косвенными дополнениями:
Обстоятельство — второстепенный член предложения
Обстоятельство, как и дополнение, в предложении принадлежит к составу сказуемого.
Обстоятельства бывают разных видов и отвечает на вопросы: как? когда? куда? откуда? зачем? почему? при каком условии?
Сумерки (где?) в лесу наступают (как?) неожиданно (когда?) рано (В. Арсеньев).
Обстоятельства выражаются разными способами:
Я (когда?) и раньше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).
Примеры распространенных предложений из художественной литературы
Но еще выше было небо, все засыпанное звездами (В. Катаев).
У самой воды большими охапками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки (К. Паустовский).
Глубокая лесная канава до самых краёв была наполнена быстро бегущей мутной водой (И. Соколов-Микитов).
Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой (А. Гессен).
Я стал с наслаждением есть столовой ложкой превосходную прохладную еду (В. Катаев).
Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков (А. Куприн).
Еле волоча от усталости ноги и отбиваясь от несметного количества комаров, я поднялся на возвышенность и огляделся (Г. Скребицкий).
Видеоурок «Русский язык 3 класс. Предложения распространенные и нераспространенные»
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 16. Что такое распространённое и нераспространённое предложения?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Какие предложения называются распространёнными и нераспространёнными.
2) Как отличить распространённое предложение от нераспространённого.
Распространённое предложение – это такое предложение, в котором, помимо главных членов, есть второстепенные.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Что значит «распространить»? Обратимся к словарю.
Распространить – значит увеличить, сделать более обширным.
А что значит «распространённое предложение»? Увеличенное, более обширное.
Значит, для того, чтобы распространить предложение нужно его увеличить.
В предложении говорится о берёзе. Что? Берёза. Это подлежащее.
Что делает берёза? Растёт. Это сказуемое.
Вы знаете, что второстепенные предложения могут распространять главные и другие члены предложения.
Значит, распространять предложение мы будем второстепенными членами.
Чтобы понять, какая береза растёт, задаём вопрос от подлежащего.
Берёза какая? Высокая.
Растёт высокая берёза.
Распространяем предложение дальше. Задаём вопрос от сказуемого.
Растёт где? Возле дома.
Возле дома растёт высокая берёза.
Дома какого? Дачного.
Возле дачного дома растёт высокая берёза
Второстепенные члены помогли нам уточнить сведения, которые дали главные члены. Следовательно, благодаря второстепенным членам, мы РАСПРОСТРАНИЛИ предложение!
Такое предложение теперь можно назвать распространённым.
Второй вид называется НЕРАСПРОСТРАНЁННЫЕ предложения
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Распространённое и нераспространённое предложение.
Распределите предложения на две группы: распространённые и нераспространённые.
Подсказка: распространённые предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения.
На поляне стояла молоденькая ёлочка. Ребята повесили на лесную красавицу ягоды рябины.
Ёлочка радовалась. Прибежали зайцы.
Задание. Зимний день.
Подсказка: пользуйтесь словами для справок.
Стоит зимний день. Падает пушистый снег. Ребята выбежали на улицу. Они катались на коньках. Все радуются зиме!
Распространенные и нераспространенные предложения
Урок 12. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Распространенные и нераспространенные предложения»
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Что такое нераспространённые предложения?
· Что такое распространённые предложения?
· Как распространить предложение?
Каждое предложение чем-то напоминает картину. Мы сообщаем, то есть, рисуем что-то.
И мы можем нарисовать что угодно всего несколькими чертами.
Бабочка летит. Здесь все ясно. Мы сообщили самое основное. Нарисовали контур.
Мы сделали это с помощью подлежащего и сказуемого. То есть, грамматической основы предложения.
Ведь мы помним, что грамматическая основа предложения – это чаще всего два компонента. Подлежащее и сказуемое.
Подлежащее обозначает то, о чем говорится в предложении. А сказуемое обозначает то, что мы можем сказать о предмете или явлении. То есть, о подлежащем.
Но нам бывает недостаточно только одной основы. Посмотрите, на нашей картине только контур, совсем нет красок.
Раскрасим её. Добавим ещё каких-нибудь деталей.
Когда мы хотим добавить деталей, сделать предложение ярче, мы пользуемся второстепенными членами.
Значит, в предложении может быть только грамматическая основа.
Я – подлежащее, читаю – сказуемое.
Всё предложение состоит только из подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.
Но в предложении, кроме грамматической основы, могут быть и второстепенные члены.
Добавим один второстепенный член в предложение.
Теперь мы уже не можем назвать его нераспространённым. Такие предложения называются распространёнными.
Итак, предложения, в которых есть только главные члены, называются нераспространёнными. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть и второстепенные, называются распространёнными.
А почему они называются распространёнными?
Это от слова «распространить». Одно из значений слова «распространяться» − занимать, охватывать все более широкое пространство, увеличиваться в размерах.
Уже знакомое нам предложение Я читаю. − нераспространённое. Нельзя сказать, чтобы оно занимало много пространства. А нельзя ли его как-нибудь распространить, то есть, расширить его смысл?
Сегодня с утра я читаю интересную книгу о пиратах.
Наше предложение стало распространённым.
Но на самом деле, чтобы сделать предложение распространённым, не нужно так уж стараться.
Ведь чтобы предложение стало распространённым, нужен хотя бы один второстепенный член.
Да-да, нам хватит одного слова!
Выглянуло солнце. Только подлежащее и сказуемое – нераспространённое предложение.
Выглянуло яркое солнце. Яркое – это второстепенный член. Теперь предложение стало распространённым.
Красота! Предложение нераспространённое. В нем ещё и нет полной грамматической основы. Мы видим только подлежащее. Но мы можем сделать предложение распространённым.
Пойдём? А здесь только сказуемое. Конечно, предложение нераспространённое. Добавим второстепенный член.
Предложение стало распространённым.
Но будьте очень внимательны! Помните, что русский язык – коварен! Не каждое слово может быть второстепенным членом.
Артур не пришёл. Не – это не самостоятельное слово. Оно не является членом предложения. Оно входит в состав сказуемого.
Ура, каникулы! Слово «ура» тоже членом предложения не является.
Глагол – часть речи. А здесь сказуемым является словосочетание часть речи. А второстепенных членов предложения нет. О таких случаях нужно помнить.
И, конечно, не следует забывать об однородных членах предложения! Их нельзя путать с второстепенными членами.
Петя и Катя пришли и слушают. В этом предложении два однородных подлежащих и два однородных сказуемых. Но это предложение – нераспространённое. Ведь в нем есть только подлежащие и сказуемые.
Листья кружатся, падают, шуршат. В этом предложении три однородных сказуемых. Но оно все равно нераспространённое.
Улетают скворцы, дрозды, малиновки. В этом предложении три однородных подлежащих. Но оно нераспространённое.
А зачем нам вообще распространять предложения?
Дело в том, что мы не можем обходиться только нераспространёнными предложениями. Вообразите только, на что будет похожа наша речь!
Например, вас спрашивают: «Как прошёл твой день?»
А вы отчитываетесь следующим образом: «Я встал. Позавтракал.
Зашёл друг. Он рассказал. Мы поехали и посмотрели. День прошёл».
Это же какой-то скелет высказывания! Ничего хорошего такая речь не принесёт.
Именно распространённые предложения делают нашу речь богатой, насыщенной.
Добавим немного информации в виде второстепенных членов.
Сегодня я встал поздно. Торопливо позавтракал овсяной кашей с вареньем.
Потом за мной зашёл друг. Он рассказал о новой выставке роботов во Дворце культуры. Мы сразу же поехали в центр города и посмотрели на выставку.
День прошёл довольно интересно.
Другое дело. Теперь перед нами полная картина.
И все благодаря распространённым предложениям.
Вообще, считается, что предложение можно распространять бесконечно или почти бесконечно. Например, из простого «Прозвенел звонок» мы можем сделать вот такое распространённое предложение.
Внезапно громко и ликующе прозвенел долгожданный звонок с последнего на этой неделе урока.
Поэтому не удивляйтесь, если во время вашего ответа учитель попросит вас пользоваться распространёнными предложениями.
Итак, что мы должны запомнить сегодня?
Предложения, в которых есть только главные члены, называются нераспространёнными. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть и второстепенные, называются распространёнными. Предложение считается распространённым, если в нем есть хотя бы один второстепенный член.
Разработка урока русского языка во 2 классе по теме «Что такое распространённое и нераспространённое предложение»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка во 2 классе УМК Школа России. Учитель: Фисенко Л. Д.
Тема: Что такое распространённые и нераспространённые предложения .
познакомиться с понятием распространённое и нераспространённое предложение.
* В чем отличие нераспространенных и распространенных предложений?
* Различать распространенные и нераспространенные предложения, распространять предложения.
* Находить распространенные и нераспространенные предложения в тексте.
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
Эмоциональный настрой на урок.
— Наш сегодняшний урок, ребята, я решила начать с таких замечательных строк:
Сегодня Осень в дверь мне позвонила,
Стояла на ступеньках и ждала.
Я обомлела, когда Ей открыла,
Такой она волшебною была!
Копна волос красивых, ярко-рыжих,
Точёный нос, румяность алых губ,
И взгляд такой шальной от глаз бесстыжих,
Сплошная ласка, кто здесь будет груб?
Мы пили чай вприкуску с листопадом,
Всплакнули вместе с проливным дождём.
О, Осень – ты души моей отрада!
Богат душой, кто осенью рождён…
Когда она ушла я очень долго
Смотрела в след, не смея дверь закрыть!
А с неба падал снег… На память только,
Рябины гроздь и образ, что нельзя забыть…
-Ребята, выскажите своё мнение, почему я решила начать урок именно с этих красивых строк.
-Может ли человек малограмотный, не любящий свой родной язык, природу, так красиво писать?
— И мы с вами на уроках русского языка тоже учимся красиво, грамотно говорить и писать! И сегодня мы продолжим эту работу.
На доске удвоенные согласные
Демонстрируется запись на ИД.
— На какие группы можно разделить эти соединения?
(верхнее и нижнее соединение; с гласной «е» и с гласной «о»)
— А сейчас давайте составим план нашей работы на уроке.
— С чего мы начнём работу на уроке?
— Вспоминаем то, что знаем.
— Работа по теме урока. Открытие нового.
– Что мы сейчас делали? (составляли план, планировали свою деятельность.)
4. Актуализация изученного .
– Запишем словарные слова с данными соединениями.
— Что нам необходимо для грамотного написания слов?
(знания написания словарных слов)
— Запись слов ( сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц.)
— Что объединяет слова сентябрь, октябрь, ноябрь ?
— Это осенние месяцы.
— Запишем предложения из стихотворения А.С.Пушкина:
Уж небо осенью дышало.
Уж реже солнышко блистало.
— Подчеркнуть грамматическую основу в этих предложениях.
5. Физминутка «Две руки».
— Как вы думаете, всё ли мы с вами знаем о предложении?
— Хотите узнать ещё больше?
Познавательные УУД
1. Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. П редставлять информацию в виде схемы.
3 . Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Р азвиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. П рогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
II . Формулирование проблемы. Открытие новых знаний.
ΙII . Развитие умений – применение знания.
Наступила осень. Цветут цветы. Листья опадают. Птицы улетают. Ударят заморозки.
Наступила золотая осень. Цветут поздние цветы. Багряные листья медленно падают на землю. Перелетные птицы улетают в тёплые края. Скоро ударят заморозки.
Работа со словарём – «ЗАМОРОЗКИ» с. 138 учебника толковый словарь.
— Какой текст вам понравился больше и почему?
— Какой текст несёт в себе больше информации?
— Посмотрите, из каких членов состоят предложения 1 текста?
— Из каких членов состоят предложения 2 текста?
— Предположите, чему посвящён наш урок? Какова его тема?
(предложения с второстепенными членами предложения и без них)
— А хотите узнать, как по-научному называются предложения с второстепенными членами предложения и без них?
— Учебник с. 35 правило.
— Так какова же тема нашего урока?
«Что такое распространённые и нераспространённые предложения?»
1. Коллективная работа. Устно.
— Составим из слов каждой строчки нераспространённое предложение, а затем распространённое.
Ребята, осенний, в, пришли, парк.
Дрозды, ягоды, клюют, рябины.
— Составь из данных слов предложение и подчеркни подлежащее и сказуемое.
берёзы, села, на, синичка, веточку
— составь из слов каждой строчки предложение и подчеркни в них главные члены предложения.
— Определи количество предложений. Напиши, обозначая начало и конец предложений. Во 2 предложении подчеркни грамматическую основу.
— Проверка. Самооценка работы.
– Я читаю предложение – если распространённое, вы приседаете; если нераспространённое – стоите.
Под ёлкой жил ёжик.
По траве ползёт змея.
Коммуникативные УУД
1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3 . Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
– Назовите ключевые (главные) слова, которые отражают тему урока. (Предложение, подлежащее, сказуемое, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, распространённое предложение, нераспространённое предложение)
— Вернёмся к плану нашего урока.
-Все ли пункты плана мы выполнили.
— Закройте глаза и вспомните приятные для вас моменты нашего урока.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– А были ли затруднения? В чём испытали затруднения?
— Я хочу, чтобы все, кто старался на уроке работать хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует, что может работать еще лучше – поаплодировали.
с. 35 правило, упр. 40.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-336245
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.